Познание основ православной веры

Среда, 19.09.2018, 22:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Осмотрительность - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Добродетели » Мудрость и рассудительность » Осмотрительность
Осмотрительность
КлирДата: Вторник, 23.02.2010, 18:03 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Осмотрительность – потребность, прежде выполнения своих дел, предварительно (мысленно или физически) осмотреться, выявляя благоприятствующие или препятствующие делу обстоятельства.
 
RosaДата: Среда, 19.05.2010, 00:00 | Сообщение # 2
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Скорее, не при любом. а при важном деле.
Например, Святой Иоанн Златоуст советует намеревающемуся вступить в брак ознакомиться предварительно с законами о браке, положенными Христовой Церковью, чтобы в их познании и рассмотрении своих расположений найти путь к семейному счастью. «Желающий вступить в брак должен иметь большое внимание к сему делу Ибо если намеревающиеся купить дом тщательно расспрашивают как продавцов, так и прежних владельцев, внимательно рассматривают его качества, не гораздо ли большую должно иметь заботливость тому, кто намерен жениться ибо дом неуютный можно продать, а жену нельзя снова отдать тем, от кого взята она, но необходимо всегда иметь ее в доме, если, изгнав ее как злую, не хочешь по закону божественному остаться виновным в прелюбодеянии... Намеревающимся жениться советую послушать блаженного Павла и перечитать написанные им законы о браке, и узнать прежде, что он повелевает делать в тех случаях, когда жена будет злобна, или злоречива, или малоумна, или подвержена другому подобному недостатку, и потом уже подумать о браке. Если ты увидишь, что он повелевает даже любить жену, имеющую всякий порок, кроме нарушения целомудрия, и жить с нею, то испытай свой дух, как бы действительно надлежало тебе переносить какой-нибудь порок ее. Если это покажется тяжким и несносным, постарайся всеми мерами о гом, чтобы взять жену добрую, благонравную, послушливую, зная, что если возьмешь худую, то необходимо надлежит быть одному из двух, или должно переносить непрестанные неприятности, или, когда не хочешь этого, — подвергнуться за изгнание жены обвинению в прелюбодеянии. Если правильно рассмотрим это прежде брака, узнаем сии законы, то будем стараться прежде и более всего о том, чтобы взять жену добрую и сходную с нашими нравами». Такое предварительное размышление о неразрывности брака и обязанностях, возлагаемых им на лица сочетающиеся браком, должно внушить каждому особую осмотрительность при выборе невесты или жениха. Главное, чего нужно искать в невесте, есть доброта души и благонравие. Поэтому свт. Иоанн Златоуст говорит: «Поскольку многие расположены к своим женам не так, как повелевает разум, то я увещеваю мужей употреблять сначала все меры к тому, чтобы взять жену благонравную и исполненную всякой добродетели. Купец не отправит корабля в море и не станет заниматься никакою торговлею прежде, нежели заключит с своим сообщником условия, которые бы могли ручаться за взаимное их согласие. Так и ты наперед употребляй все средства к тому, чтобы иметь совершенное внутреннее согласие с будущею сообщницею в занятиях твоей жизни».

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит об осмотрительности при выборе духовника: "При определении их [духовников] должно употреблять великую осмотрительность и строгое рассуждение, чтобы вместо пользы не нанести вред, вместо созидания разорение".

"Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя! ... Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах советуйся с Евангелием".

Осмотрительность также нужна, чтобы предупредить появление какого-то греха. Например. VII Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконоиочитании: "Со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения Честнаго Животворящаго Креста".

Сообщение отредактировал Rosa - Среда, 19.05.2010, 00:03
 
461119Дата: Среда, 19.05.2010, 00:07 | Сообщение # 3
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
А тем, кто не осмотрителен, о. Иоанн Толмачев задал такой вопрос: "Не жалуйтесь тотчас, если не получаете ожидаемой награды, но испытайте себя, - не недостаток ли искусства, не ленность ли или небрежность в исполнении занятий служат виной ваших неудач? Если к вам не имеют никакого доверия, не оказывают никакой помощи и поддержки - нe повредили ли вы себе неразумными и неосмотрительными предприятиями, не навлекли ли на себя худой молвы нечестностью, корыстью и обманом?" Вследствие же чрезмерной самоуверенности, которой всегда недостает самопознания и осмотрительности, человек часто делается жертвой искушения.

Внимательны и осмотрительны должны быть мы, если желаем избежать опасностей, угрожающих нашему благосостоянию. Если бы Творец мира не сделал для нас возможным избежание опасностей, то мы погибли бы. И часто бывает возможно избегнуть опасностей - но возможно только для человека внимательного и осмотрительного.

Многие бедствия, равно как и их причины, нам известны, потому что мы сами или другие испытали их. Обстоятельства, конечно, изменяются: явления в природе и мире не всегда одни и те же, но их влияние на наше благосостояние - одинаково, благотворно или зловредно.

Кто, следовательно, не замечает вреда, не обращает серьезного внимания на свойства и действия вещей, не знакомится со средствами для уменьшения или предотвращения их пагубного влияния, тот всегда находится в опасности и не в состоянии помочь себе.

б) Поэтому будьте внимательны ко всем случаям и обстоятельствам, замечайте то влияние, какое они имеют на ваше положение, - те действия, какие они могут произвести. Будьте осмотрительны при каждом вашем намерении и предприятии, при каждом шаге ваших поступков.

Испытайте ваши силы, достаточны ли они для противодействия опасности, чтобы вашим безрассудством не сделать несчастными себя и других.

Через осмотрительность вы избежите многих опасностей, в которые повергают легкомыслие и безрассудство. "Не ходи по пути, где развалины, чтобы не споткнуться о камень" (Сир. 32:22; Прит. 22:3). При оказании добра другим также надо быть осмотрителным, чтобы, например, не возбудить зависти, ложных толков и проч."

...Спасительно и благотворно воспоминание ο немощи нашего духа, ο несовершенстве нашей воли, ο бессилии наших предприятий.

От кого бы ни исходили эти напоминания, мы должны принимать их с благодарностью. Они приведут нас к самосознанию, сделают нас внимательными к нашим погрешностям, к силе чувственных похотей и наклонностей, к обольщениям и искушениям, к слабым сторонам нашего сердца, - осмотрительными в поступках, бдительными к самим себе и внешним обстоятельствам. Они предохранят нас от излишнего доверия к нашим силам, от беспечности и самоуверенности.

...Кто воздержен в пище и питье, в радостях и удовольствиях, кто постоянно имеет перед глазами намерение Божье, с которым они должны быть употребляемы, и старается во всем следовать ему, кто притом поступает всегда осмотрительно, "не якоже не мудрый, но якоже премудрый" - тот не будет ли чувствовать после каждого употребления пищи и питья крепости своих сил и способности к труду? Сколько ревности и силы к добру приобретает его дух! С какой благодарностью возносится сердце его к Подателю благ и радостей! Как он счастлив при ощущении избытка сил и здоровья, при обладании уважением и любовью своих собратий, при сознании верно исполненных обязанностей! С каким удовольствием вспоминает он в старости ο прожитых им радостях!

В святой осмотрительности или осторожности, " смотрите, говорит апостол, поступайте осторожно (άσχρφώς тщательно, осторожно, осмотрительно)." Так как христианам не подобает иметь никакого общения с делами тьмы (ст. 11), то обращайте все ваше внимание и заботливость, чтобы не приобщаться грехам людей неверующих, и поэтому будьте во всех своих поступках "не как неразумные, но как мудрые." Благоразумие детей мира состоит в том, что они для достижения своих целей пользуются всеми благоприятными средствами, не разбирая хороши ли они или дурны, похвальны или преступны; напротив, мудрость детей Божьих требует, чтобы предпринимать все во страхе Божьем, взирая на Господа и сообразуясь с Его волей. Помните, что "страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум" (Иов. 28:28).

Осторожность и благоразумие христиан в жизни состоит в том, чтобы "ходить как мудрые," т. е. в постоянной осмотрительности. Как осторожно и осмотрительно идет странник, проходящий по узкому и скользкому пути, усеянному скалами, окруженному с обеих сторон бездонными пропастями, где каждая ошибка стоит ему жизни! Мы также - странники к вечности, и наш путь не требует ли
такой же осторожности, чтобы не повредить душе, не свергнуться в безысходную бездну греха?

К этой христианской осмотрительности принадлежит также то, чтобы мы никогда не теряли из виду своей цели. Наша цель - небо со своим блаженством, вечное общение с Богом и всеми святыми, слава, к которой призвал нас Иисус Христос.

К этой святой осмотрительности относится также то, чтобы неуклонно держаться правого пути. "Аз есмь путь," говорит Спаситель. Он хочет быть нашим путеводителем, чтобы мы верно достигали цели, мы имеем Его пример, на Heгo мы должны взирать, по Его слову и желанию должны действовать.

К этой святой осмотрительности относится, наконец, тщательнейшая
внимательность ко всем внутренним движениям, происходящим в нас самих. Как часто возникают тут нечестивые пожелания, плотские вожделения, греховные порывы! Ничтожная искра легко тут превращается в пожар, плевелы быстро размножаются на поле пшеницы, каждый легкий грех, как бы ни казался вначале невинным, служит корнем и источником сильного зла, ужасный конец часто развивается из ничтожного начала, если не хватает внимательной осмотрительности, - и человек, поддавшись однажды влечению греха, невольно становится его жертвой. Поэтому "смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые" (ст. 15).

 
LianaДата: Четверг, 27.05.2010, 16:41 | Сообщение # 4
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Rosa)
при выборе духовника

И все же без духовника - никуда. Слышала от некоторых, слишком осмотрительных, мол, нет сейчас настоящих духовников, поэтому что ходить? Просто исповедался любому - и все. Но на самом деле так особой пользы не получишь. Известны случаи, когда люди даже с очень неразумными священниками, спасались, потому что главное - к чему должен вести священник - послушание Богу, хранение заповеди. А это от вас зависит.
Феофан Затворник (Путь ко спасению): «Покаявшийся, предав себя Богу, тотчас поступает под Его непосредственное руководство и приемлется Им. Кто успеет сделать это, как должно, вначале, тот спешно, ровно и благонадежно ведется Божиею благодатию к совершенству. Но на самом деле таких очень мало. Это — избранники Божии, кои, неимоверно-быстрым порывом от себя, полагали себя Богу в руки, были Им принимаемы и водимы. Таковы, например, Мария Египетская, Павел Фивейский, Марко Фраческий и другие. Их спасло одно решительное предание себя Богу. У Марии Египетской, во всех ее жестоких бранях со страстями, было правилом — повергать себя в руку Божию, и страсти отходили, известно, по подвиге. То же, без сомнения, делала она и в других случаях: обращалась, например, за вразумлением и получала его.
Но такой путь не был и не мог быть всеобщим. Он принадлежал и принадлежит особенным избранникам Божиим. Другие все зреют под видимым руководством опытных мужей. Стоя в той вере, что только Бог возращает, покаянник, чтоб успеть, непременно должен предаться отцу-руководителю. Необходимость этого представляется потому, что нет полного предания себя Богу, — недостаток, принадлежащий большинству».
 
LikДата: Четверг, 17.02.2011, 21:14 | Сообщение # 5
Несть человека,иже не согрешит
Группа: Модераторы
Сообщений: 83
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Rosa)
Намеревающимся жениться советую послушать блаженного Павла и перечитать написанные им законы о браке, и узнать прежде, что он повелевает делать в тех случаях, когда жена будет злобна, или злоречива, или малоумна, или подвержена другому подобному недостатку, и потом уже подумать о браке.

Если б так проверяли друг друга, то разводов было бы меньше. Терпеть чужой грех сейчас мало кто может.
 
NoliuДата: Среда, 23.03.2011, 18:27 | Сообщение # 6
Блаженны нищие духом
Группа: Проверенные
Сообщений: 108
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Lik)
Осмотрительность
везде нужна. Даже при выборе фильмов.
Валерий Духанин.

Христос или кинозвезда?

Что кроется за фильмом М.Гибсона "Страсти Христовы"?

 
461119Дата: Среда, 08.06.2011, 22:15 | Сообщение # 7
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Святитель Игнатий Брянчанинов

НАСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, КАК ГОВОРИТЬ О РЕЛИГИИ
(Из письма)

Вы пишите: «Очень рада, что приказали мне не говорить ни с кем о религии и проч.» Неправда! Вот, что Вам было написано от слова и до слова: «В преподавание «советов» не надо бы Вам очень пускаться, а со смирением от них отказаться. Когда же принудят, то сказать нечто слегка, предоставляя дело Богу и проч.»

Говорить о религии и преподавать советы — великая разница: поймите! И последнее я Вам не воспретил, а только сказал, чтоб Вы делали это со страхом Божиим, с крайнею осторожностию и умеренностию. Не доложить бремя на ближнего — не беда; переложить — и ближний удобно может повредиться неисцельно, на всю жизнь сделаться ни к чему не способным. Говорю Вам это с сердечными слезами, от зрения и испытания многих горьких опытов! А сохрани меня Боже посоветовать Вам, в нынешнее скудное время, скрывать от ближних то малое, но превосходящее сокровище всего мира, знание о Боге, которое получено Вами не без подвига и страдания, по особой милости Божией. Ныне много разнородного знания, лишь знание истины ушло от людей. — Прекрасная русская пословица: «Недосол на столе, а пересол на спине». Итак, не прогневайся, душа, за то, что в прошедшем письме моем твоей спинке досталось несколько ударов от жезла — слова. Это было за пересол!
 
Форум » Добродетели » Мудрость и рассудительность » Осмотрительность
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа