Познание основ православной веры

Четверг, 21.09.2017, 00:51

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Молитвословия | Регистрация | Вход



Молитвословие многие понимают как чтение «правила», состоящего из утренних и вечерних молитв, которые произносятся ежедневно. Свт. Феофан Затворник отмечал: "Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией, усердного припадания и прочее. Вся наша забота здесь должна быть о том, чтобы во время нашей молитвы, эти и подобные чувства наполняли душу нашу, чтобы сердце не было пусто. Когда есть в нем все эти чувства, или какое-либо одно из них, устремленное к Богу, то молитвословие наше есть молитва, а когда нет, оно не есть еще молитва. Молитву, или устремление сердца к Богу, нужно возбудить и возбужденную укрепить, или что тоже, нужно воспитать в себе молитвенный дух. Первый способ к этому есть читательное, или слушательное наше молитвословие. Читай или слушай, как следует, молитвословие и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, т.е. войдешь в молитвенный дух" (более полный вариант учения о молитве свт. Феофана).

В действительности, молитвословие есть средство к воспитанию молитвы. Ранние христиане, в основном, пользовались Псалтирью и "Молитвой Господней" ("Отче наш"), которую оставил Сам Спаситель, постепенно сформировались формы евхаристической молитвы, используемые на Литургии и других церковных службах.  Впоследствии был создан Типикон, или Устав , который заключал в себе указания на то, в какие дни и часы, за какими службами и в каком порядке должны быть исполняемы молитвословия и песнопения, находящиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе, Минеях и Триодях. Кроме того, Типикон содержит главы о поведении молящихся во время служб и об образе жизни монашествующих. Мы также должны мысленно обращаться к Богу перед началом всякого дела и перед едой.

Для домашнего чтения существует три вида молитвенного «правила»:

1. полноеправило — рассчитано на людей, располагающих желанием посвятить время прочтению молитв, содержащихся в полных молитвенниках, но одним чтением невозможно достичь молитвенного духа.

"Отчего это, скажите, - отмечает свт. Феофан, - сколько лет иногда молятся по молитвенникам - и все еще не имеют молитвы в сердце? - Между прочим, думаю, оттого, что только в то время несколько и напрягаются возноситься к Богу, когда совершают молитвенное правило; во все же прочее время и не вспомнят о Боге. Кончат, напр., свои утренние молитвы, и думают, что в отношении к Богу все тем и исполнено; затем целый день - только дело за делом, - а к Богу и не обратятся; разве к вечеру придет на мысль, что вот опять скоро надо становится на молитву и совершать свое молитвословие. От сего бывает, что если и дает Господь какое доброе чувство утром, его заглушает суета и многодельность дня. Оттого же и вечером не бывает охоты молиться, - человек никак не совладает с собою, чтобы хоть немного умягчить свою душу, и молитва вообще худо спеется и зреет. Вот эту неправость (не всеобщую ли почти?) и надобно исправить; т.е. надо сделать так, чтоб душа не тогда только к Богу обращалась, когда стоишь на молитве; но и в продолжение всего дня, сколько можно, непрерывнее возносилась к Нему и пребывала с Ним... Так вот три способа, как, кроме молитвеннаго правила, научить душу молитвенно к Богу возноситься, именно: посвящать утром несколько времени на богомыслие; всякое дело обращать во славу Божию, и часто обращаться к Богу краткими воззваниями".

2. краткое правило - сокращенный вариант утреннего или вечернего правила, которые помещаются в любом молитвослове.

утром: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;

вечером: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благого Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Однако и здесь вспомним слова свт. Феофана: "В молитвенниках наших помещены молитвы св. отцев - Ефрема Сирианина, Макария Египетскаго, Василия Великого, Иоанна Златоуста и других великих молитвенников. Будучи исполняемы духом молитвенным, они изложили внушенное сим духом в слове и передали то нам. В молитвах их движется великая сила молитвенная, и кто всем вниманием и усердием приникает в них, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит силы молитвенной, по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы.

Чтоб молитвословие наше сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, надо так совершать его, чтобы и мысль и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих его. Укажу для сего три самых простых приема: не приступай к молитвословию без предварительнаго, хотя краткаго, приготовления, - не совершай его кое-как, а со внпманием и чувством, и не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям".

3. минимальное правило преподобного Серафима (три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую») — для тех дней и обстоятельств, когда человек находится в крайних обстоятельствах, осложняющих прочтение молитвенного правила. При этом преп. Серафим указывал на то, что в течение дня неотменно надо взывать к Богу, Пресвятой Богородице, святым, чтобы весь день был освящен хотя бы и краткой, но молитвой.

Свт. Феофан об этом пишет так: "Первое - надобно в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, - например, - говори: благослови, Господи! Кончаешь дело, - говори: слава Тебе, Господи, - и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая подымется, - говори: спаси, Господи, погибаю. Находит тьма помышлений смутительных, - взывай: изведи из темницы душу мою. Предстоят неправые дела, и грех влечет к ним, - молись: настави мя, Господи, на путь, или, не даждь во смятение ноги моея. Грехи подавляют и влекут в отчаяние, - возопи мытаревым гласом: Боже, милостив буди мне грешному. Так и во всяком случае. - Или просто почасту говори: Господи, помилуй; Владычице Богородице, помилуй мя, Ангеле Божий, хранителю мой святый, защити меня, или другим каким словом взывай. Только сколько можно чаще делай сии воззвания, всяко стараясь, чтоб они из сердца исходили, как бы выжатые из него. Когда будем так делать, частые будут у нас совершаться умные к Богу восхождения из сердца, частые к Богу обращения, частая молитва, а это учащение сообщит навык умного с Богом собеседования".

Совсем опускать «правило» считается опасно. Даже если «правило» читается без должного внимания, слова молитв, проникая в подсознание, оказывают свое освящающее действие. Однако, если тебе тяжело понять содержание молитв, «потрудись, — как советует преподобный Никодим Святогорец, — не в молитвенный час, а в другое свободное время обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвесть в себе все содержание читаемой молитвы».            

Любое молитвословие обычно завершается благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности.

Псалтирь     -->>      (Устав чтения Псалтири на Богослужении)

Тропарион (с новыми изменениями):

сентябрь - октябрь - ноябрь - декабрь - январь - февраль - март - апрель - май - июнь - июль - август 

Молитвы женам  -->>

Молитвы о болящих   -->>

Молитвы о детях   -->>

Молитвы об усопших    -->>

Правило чтения молебных канонов и акафистов

Акафисты Московским святителям   -->>
Акафист Ивановским святым 
-->>
Акафист Оптинским старцам 
-->>
Акафист Китайским новомученикам  
-->>

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского (адаптированный вариант)

Служба Господу Богу нашему в память Крещения Руси (взято с сайта http://ustavschik.livejournal.com)

Канон молебный святым царственным страстотерпцам



Перевести эту страницу
Translate.Ru PROMT©

Форма входа

Календарь

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0