Познание основ православной веры

Пятница, 16.11.2018, 08:41

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Пастырям, церковнослужителям - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Богослужение » Пастырям, церковнослужителям
Пастырям, церковнослужителям
LianaДата: Вторник, 11.01.2011, 20:04 | Сообщение # 1
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Сайт «Алтарники.Ru» предназначен для церковнослужителей Поместных Православных Церквей ( иподиаконов, чтецов, канонархов, парамонариев, звонарей )

Воспоминания владыки Арсения (Жадановского) о пребывании его у отца Иоанна в Вауловском скиту. Эти воспоминания содержат множество интересных подробностей, касающихся не столько «домашнего быта» батюшки в Ваулове, сколько полноты его духовной жизни в тот период – на пороге смерти, при ежедневных, подчас невыносимых мучениях.

Здесь мне отвели место в гостинице, но я в ней только ночевал, а остальное время проводил в домике у батюшки. Молитвенно благодарю настоятельницу Петроградского Ивановсого монастыря и вышеуказанного скита игумению Ангелину, оказавшую мне большое содействие в сближении с отцом Иоанном.

В Аулове батюшка ежедневно служил, говорил поучения и причащал народ, во множестве наполнявший храм. Накануне же очередными иереями отправлялась для богомольцев всенощная и предлагалась исповедь. По милости Божией в совершении великим пастырем Литургии каждый раз принимал участие и я. Помню, отец Иоанн сам подбирал мне митру, а однажды, запивая вместе со мною теплоту у жертвенника, спросил: «У вас в Чудове хорошее вино подают для служения?» Я ответил: «Среднее».

«Я же, – сказал тогда отец Иоанн, – стараюсь для такого великого Таинства покупать самое лучшее». Когда батюшка выходил с чашей, в храме происходило большое смятение: все к солее устремлялись одновременно. Он, однако, строго относился к присутствующим. Часто слышался его голос: «Ты вчера причащался, сегодня не допущу, так как ленишься, мало работаешь». Или: «Ты исповедовалась? Нужно перд Таинством каждый раз очищать свою совесть». Бывало и так: видя натиск, а может быть, и недостойных, он уходил в алтарь и говорил мне, что больше причащать не будет. Стоявшие по сторонам две монахини дерзали иногда опровергать замечания батюшки. Охотно соглашаясь с ними, отец Иоанн говорил: «Ну, тогда другое дело», – и с любовью преподавал Святые Тайны желающим.

Время, проведенное мной у отца Иоанна в Аулове, я считаю дорогим, счастливым и исключительнейшим в моей жизни. Здесь мне пришлось видеть великого пастыря в домашнем быту, изучить его характер и настроение. Прежде всего, он отличался гостеприимством: за его обеденным столом располагались все приезжие гости. Меня отец Иоанн усаживал около себя и усердно угощал. Однажды я ему сказал: «Батюшка, Ваш прием и ласка напомнили мне родной дом и родителей, недавно умерших. Бывало, приедешь к ним на каникулы после трудных экзаменов – и начнут подкреплять тебя всякими яствами». Батюшка приятно улыбнулся на это. Тут же мной было замечено и его незлобие: по-видимому, он гневался иногда, но очень мимолетно, скорее даже от горячности сердца и пламенной души, чем от злобного чувства. Между прочим, я жаловался ему как-то на болезнь желудка Отец Иоанн посоветовал мне пить чай с лимоном, причем сам клал мне лимон в стакан и размешивал. Как-то раз, желая сделат мне удовольствие, батюшка попросил передать стоявший на противоположном конце стола лимон, порезанный на кусочки, со снятой кожицей. Ему не понравилось такое приготовление, и он резко спросил: «Кто же так неумело подает? Позовите послушницу». Подошла смиренная послушница. «Это ты нарезала? Кто тебя учил снимать кожицу?» – «Простите, батюшка, я и не знала». – «А, не знала? Ну, это другое дело, вперед же знай, что все дело в кожице». Слова «Ну, это другое дело» были сказаны батюшкой так робко и ласково, что, думается, и сама провинившаяся рада была получить такой дорогой выговор.

За столом отец Иоанн оставался по слабости сил недолго. Закусит немного и, кланяясь, уйдет в свой кабинет. «Вы сидите, – скажет он, – и кушайте, а я устал, пойду к себе и отдохну немного».

В течение дня он помимо Нового Завета прочитывал житие святого, службу ему по Минее, а в конце жизни утешался писаниями пророков. По поводу последнего в беседе сообщил мне случайно следующее:

– Я теперь занят чтением пророков и немало удивляюсь богопросвещенности их. Многое относится к нашим временам, да и вообще хорошо развиваться словом Божиим. Когда же я читаю, то ясно ощущая, как в нем все написано священными писателями под озарением Духа Святого, но нужно навыкнуть такому осмысленному чтению. Вспомнишь себя лет тридцать назад – нелегко мне это давалось, Берешь, бывало, Святое Евангелие, а на сердце холодно и многое ускользает от внимания. Теперь же духовный восторг охватывает мое сердце – так очевидно для меня в Слове Божием присутствие благодати: мне кажется, что я при чтении впитываю ее в себя.
– А что, по-вашему, помогает пастырю сосредоточиться на Литургии? – спросил я отца Иоанна во время той же самой беседы.

– Необходимо, – сказал он, – с самого начала службы входить в дух Божественной Евхаристии. Посему-то я стараюсь почти всегда сам совершать проскомидию, ибо она есть преддверие Литургии, и этого никак нельзя упускать из виду. Подходя к жертвеннику и произнося молитву: «искупил ны еси от клятвы законныя», я вспоминаю великое дело искупления Христом Спасителем от греха, проклятия и смерти падшего человека, в частности меня, недостойного. Вынимая же частицы из просфор и полагая их на дискос, представляю я себе на Престоле Агнца, Единородного Сына Божия, с правой стороны – Пречистую Матерь, с левой – Предтечу Господня, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, праведных и всех святых. Окружая Престол Агнца , они наслаждаются лицезрением Божественной славы Его и принимают участие в общем блаженстве. Это Церковь Небесная, торжествующая. Затем я опускаюсь мыслию на землю и, вынимая частицы за всех православных христиан, воображаю Церковь воинствующую, членам которй еще надлежит пройти свой путь, чтобы достигнуть будущего Царства. И вот, я призван быть пастырем, посредником между Небом и землей, призван приводить людей ко спасению. Какая неизреченная милость и доверие Господа ко мне, а вместе с тем как велик и ответствен мой долг, мое звание! Стоят в храме овцы словесного стада, я должен за них предстательствовать, молиться, поучать и наставлять их… Что же. Буду ли я холоден к своему делу? О, нет! Помоги же мне, Господи, с усердием, страхом и трепетом совершать свою мироспасительную Литургию за себя и за ближних моих! С таким чувством я приступаю и стараюсь уже не терять смысла и значения Евхаристии, не развлекаться посторонними мыслями, а переживать сердцем все вспоминаемое на ней.

И батюшка Иоанн, добавлю я, действительно глубоко переживал, что так заметно было по его молитвенному виду и тем слезам, которыми увлажнялись его светлые очи.

– Далее, для сосредоточенности на Божественной литургии, – говорил он, – имеет значение сама подготовка к ней, в частности воздержание во всем с вечера, предварительное покаяние и вычитка положенного правила: чем внимательнее и воодушевленнее мы его выполняем, тем проникновеннее совершаем обедню. Не следует пропускать дневной канон; я его почти всегда сам читаю и через это как бы вхожу в дух вспоминаемых событий, а когда оставляю, то чувствую всякий раз неподготовленность.

– Как предохранить себя от самомнения и превозношения? – продолжаю я спрашивать батюшку. В ответ он взял библию и прочитал раскрытую страницу из 14-й главы пророка Исаии, где говорится о низвержении с Неба за гордыню первого ангела. Возвращая затем книгу на место. Отец Иоанн сказал:

– Часто я прибегаю к чтению сей богодухновенной речи и дивлюсь ужасному падению Денницы: как легко через высокоумие ниспасть до ада преисподнего! Воспоминание о гибели бесплотных чинов весьма предохраняет меня от тщеславия и смиряет гордый мой ум и сердце.

Тогда же я заметил изношенность листка читаемой главы. Мне показалось даже, что будто бы всегда батюшка держит на столе Библию, раскрытую указанном повествовании пророка, что произвело на меня неизгладимое впечатление.

– А как спасаться от дурных помыслов и чувств? – осмелился я далее предложить свой вопрос великому пастырю.

– Эта наша общечеловеческая немощь, – сказал он. – Крепкая любовь ко Спасителю и постоянное духовное трезвение предохраняют от нечистоты. Предохраняют, говорю, но не спасают. С п а с а е т же единственно б л а г о д а т ь Б о ж и я. Вот и я. Старый человек, не свободен от скверны. Правда, днем, совершая Божественную литургию и следя за собой, я почти не испытываю ничего дурного, но за сон не ручаюсь. Иногда враг мне представляет такие картины отвратительные картины, что я, проснувшись, прихожу в ужас, и стыдно мне делается.

Так батюшка укорял себя, да и вообще, когда я ему исповедовался, считал мои немощи как бы своими собственными. Я укажу грех, а он скажет: «И я тем же страдаю», – затем уже предложит совет.

Во время нашей беседы отец Иоанн пожаловался, между прочим, на свою мучительную болезнь: «Трудно здоровому представить, как невыносима боль в моем недуге. Терпеть ее нужно большое терпение».

http://ioann.name/knigi/vaulovo.htm

 
LianaДата: Четверг, 13.01.2011, 12:17 | Сообщение # 2
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Тебе трудно, пастырь, принимать людей на совет. При общении с ними ты рассеиваешься, расслабляешься духом, отвлекаешься от богомыслия, и даже как бы начинаешь питать человеческие чувства привязанности, ненужной ласки и человекоугодничества; тогда прими за правило избегать обычных человеческих общений и принимай людей только со крестом в руках и с молитвой на устах.

***

Примем к сведению следующий совет преподобного Антония Великого. «К ограждению себя от греха, — говорит он, — будем соблюдать следующее. Пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения, как бы с намерением сообщить это друг другу, и будьте уверены, что стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое. Ибо кто, когда грешит, желает, чтобы это видели? Или кто, согрешив, не пожелает лучше солгать, только бы утаить грех? Как, наблюдая друг за другом, не станем творить блуда, так, если будем записывать свои помыслы с намерением сообщить их друг другу, легче соблюдем себя от нечистых помыслов, стыдясь известности».

***

Стяжи себе, при крепкой вере в Бога, благоговение ко всякой святыне, стяжи постоянные слезы покаяния и смиренное о себе чувство; без этого ты ничто, ты пустой сосуд, ты медь звенящая и кимвал бряцающий. Хотя бы ты много работал в духовных делах и был бы прославлен от людей, — без указанного все равно ты ничто. Ты тогда бываешь похож на евангельскую смоковницу, которая издали, покрытая листьями, казалась исполненной плодов, в действительности же была бесплодной, за что и подверглась проклятию от Господа.

"Мне однажды передавали по поводу частого причащения следующий случай. Одна особа привыкла каждый день причащаться. На нее обратило внимание духовное начальство. Поручили духовнику проверить ее. Духовник, соображаясь с устроением указанной особы, предложил ей каждый раз исповедоваться и, когда считал неудобным, советовал ей не подходить к Святой Чаше. Но было уже поздно для нее такое духовное руководство. Она не смущалась и каждый день продолжала причащаться, переходя с одной церкви в другую. За ней, далее, проследили и нигде не допускали до Причащения. И эта особа не стала стремиться в церкви причащаться, а вообразила, что ей уже дано божеское право самой благословлять хлеб и вино, и причащалась дома ежедневно, совершая якобы Литургию над просфорами и вином. Дело ее, однако, окончилось печально. Она сошла с ума и в настоящее время находится в лечебнице умалишенных.

Так, к Святому Причастию нужно относиться с глубоким благоговением, причащаясь каждый раз в смиренном чувстве, иначе на почве частого и недостойного принятия Святых Тайн может возникнуть самообольщение. Однажды ко мне в церкви подошла женщина и стала мне выговаривать, что ее каждый день не допускают до Святого Причащения, а между прочим, на мой вопрос, исповедуется ли она в своих грехах и достойна ли она каждый день, уж как женщина, причащаться, она ответила, что у нее нет грехов. А другая требовала ежедневного причащения, между тем как от нее разило табаком. Велико Святое Причащение, но по его великости требуется великое и приготовление, великое достоинство к его восприятию. «Огонь бо есть, недостойныя попаляяй» (Молитва ко Святому Причащению)."
http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Arseny/diary/diary4.html

Сообщение отредактировал Liana - Четверг, 13.01.2011, 12:21
 
LianaДата: Четверг, 13.01.2011, 12:44 | Сообщение # 3
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Arseny/diary/diary2.html
"Всякий пастырь Христовой Церкви твердо должен знать, что его влияние на пасомых прямо пропорционально его собственной жизни. Чем добродетельнее, выше, чище его жизнь, тем сильнее его влияние на пасомых, равно как и наоборот. Поэтому пастырь невысокой духовной жизни — то же, что бесплодная смоковница, которую ожидает Божие посечение. О пастыри, убоимся сего суда Господня!
"По отношению к частому служению Божественной литургии у пастыря может быть двоякое явление: или пастырь может привыкнуть служить машинально и чрез это, не дай Бог, охладеть к Святым Тайнам; или же он может все больше и больше входить во вкус службы и достигать высшего духовного созерцания. Пастырю при этом предстоит вынести большую внутреннюю борьбу: его будут смущать и одолевать разного рода ненужные помыслы; сердце его по временам будет преисполняться унынием, тяготою, дурным настроением; будут смущать его и помыслы неверия. Но не следует, при всем этом, пастырю унывать и падать духом; нужно все это перетерпеть, пережить, нужно бодрствовать и всеми силами своей души добиваться внимательного, проникновенного служения Божественной литургии. Хорошо при этом вспоминать отрадные минуты, которые несомненно бывают у каждого иерея при служении: память о них много поддержит в нелегком труде достижения духовного созерцания. Венец же всего этого — переживание пастырем дела нашего спасения, и от сего блаженное состояние его духа в единении с Господом нашим Иисусом Христом.

***

Служение Божественной литургии в присутствии молящегося народа может пастыря ободрять, воодушевлять и высоко настраивать. Здесь действует молитвенное общение пастыря с молящимися."
***"Есть духовники, которые располагают к тому, чтобы им спокойно, без утайки, искренно открывать все грехи, все помыслы. Отчего это? Не выделяй себя, духовник, от других какими-нибудь преимуществами, ходи с чувством и сознанием, что ты такой же несовершенный и грешный человек, как и все, будь искренним духовным другом людей, люби всех, как братьев, желай всем от сердца душевного спасения, посвящай всю свою жизнь Господу, и ты привлечешь сердца многих.

***

Когда на исповеди пред тобою, духовник, проходит масса людей, подвергшихся тому или другому греху, от которого тебя Бог хранил, то не сравнивай себя с этими людьми и не воображай, что ты не таков, как эти грешники, ибо это будет похоже на гордого фарисея, который молился: Благодарю, Боже, что я не таков, как грабители, прелюбодеи или как сей мытарь (Ср.: Лк.18:11). Берегись подобного сравнения и наоборот, старайся приобретать такое расположение своего сердца, чтобы ты казался сам себе хуже всякого кающегося грешника!"

Из всех грехов, которые духовнику приходится выслушивать на исповеди, удобнее всего сообщается ему зараза от грехов против целомудрия. Выслушивая плотские грехи, пастырь легко может одолеваться худыми помыслами. Ввиду этого он должен иметь особое попечение о закреплении себя в целомудрии и чистоте. В частности, хорошо духовнику, во время открытия на исповеди грехов плотских, творить молитву Иисусову, тогда скверна не так внедряется в сердце его, а следовательно, он может этим себя застраховывать от борения.

***

Исповедь сближает, роднит духовника с духовными детьми. Как поэтому делаются понятными такие названия, как духовный отец, духовные дети. Как любящая дочь и сын в трудную минуту на груди любящей матери готовы откровенно и безбоязненно излить всю свою скорбь, так «искренние духовные дети уже не скрываются от своего духовного отца и ему готовы поверять все свои сердечные тайны. Больше того — духовный отец часто бывает ближе и дороже родного отца и матери.

***

Часто стыд и застенчивость удерживают от полной, подробной, откровенной и искренней исповеди, особенно это нужно сказать относительно девиц и людей благородного звания. Духовник хорошо это должен знать и употреблять все усилия к тому, чтобы подавить эту застенчивость в исповедующихся, расположить их к себе, возбудить доверие, вызвать на откровенность. Кроткое, любвеобильное отношение к кающемуся, так называемая благость духовника много в этом помогает. Хорошо также духовнику выяснять, что должно стыдиться грехов, а не покаяния. Напротив, покаяние есть победа над самим собою, есть победный трофей, так что покаявшийся достоин всякого уважения и чести.

***

Центр всего делания пастыря есть служение Божественной литургии. Служи, пастырь, проникновенно, с верою, переживанием и полным усердием Божественную литургию, и при этом как можно чаще; этим ты привлечешь к себе пасомых, которые, присутствуя при таком служении, будут и сами исполняться благодати Божией и духовно созидаться. Жизненный опыт показывает, что все прославленные пастыри отмечаются именно как ревностные служители Божественной литургии. Сия последняя есть источник, напояющий сердца верных Духом Святым. И представьте, как хорошо было бы, если бы побольше находилось пастырей, сосредоточивающих свое внимание на Божественной литургии! Тогда в разных местах нашего отечества забили бы живые ключи, богато изливающие благодать Божию на верных.

***

Что такое богомыслие? Оно заключается в размышлении о Боге как Творце и Промыслителе мира, о человеке — создании Божием, о его внутреннем мире и о тайнах нашего спасения. Богомыслие спасительно. Оно способствует выработке в нас духовного устроения, закрепляет в нравственных, высоких мыслях и чувствах и утверждает нас в вере, надежде и любви к Богу.

***

Пресвитер должен получать особенное благословение от архипастыря на исповедь приходящих к нему христиан.

***

Как смотреть на смену духовников? Общее правило должно быть такое: без уважительной причины не следует менять духовника. А что можно назвать уважительной причиной? Перемена жительства пастыря и через это затруднительное с ним общение, неизлечимая болезнь пастыря. Все эти причины понятны. Но насколько допустимо по нравственным побуждениям переменять духовника? Говорят, например, что этот .духовник не располагает к искренней исповеди, стыдишься ему все высказать, а тот пастырь не назидает и т.п., между тем как к такому-то пастырю влечется сердце, так как он духовно-опытный, благостный? Прежде всего нужно знать, что никто не приходит к духовнику, если Отец Небесный не привлечет его. Высоконравственные побуждения всегда одобрительны, искания нравственной пользы кто не похвалит, если действительно это так? Нужно остерегаться только человеческих пристрастий, низких побуждений, каковые, к сожалению, часто имеют место и при переменах духовника."

"Если ты дерзаешь принимать Святые Тайны на Литургии, то подумай, как тебе следует подготовить дом души своей для этого. Он должен быть у тебя пометен и убелен. Вспомни, как ты готовишься к встрече высокого гостя? Ты суетишься, волнуешься, убираешься, ожидаешь, одеваешься. Живо представляй себе пред Святым Причащением, что ты должен принять Самого Господа, и уж постарайся все усердие употребить к достойной встрече Его."

Священнослужители при совершении молений и Таинств являются посредниками передачи благодати Божией другим. Участвуют ли сии священнослужители в утешении благодатиею, ими передаваемой? — Апостол Павел к Тимофею пишет: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1 Тим.4:14). Благодать священства апостол Павел называет дарованием, которое несомненно может развиваться, укрепляться, усиливаться у пастыря, если он не нерадит о сем даровании. И вот, молитвы пастыря, совершение им Таинств — и суть для развития пастырского дарования моменты, когда сие дарование, благодать священства приходит в духовное движение, так сказать, «взыграет» в нем, особенно, если он усердствует в священнодействии, что и может переживаться пастырем как благодатное утешение.

Далее, благодать, ниспосылаемая Господом на верующих в том или другом Таинстве, не может не задевать сердце пастыря и по закону духовного общения сердец. Один радуется — и я, ему сочувствующий, радуюсь. Кается духовнику человек, благодать Божия разрешает его от греха, ему от этого легко — и сердце пастыря это чувствует и также преисполняется благодатного утешения. А главное, такая близость благодати Божией при совершении Таинств пастырем, когда она, так сказать, бывает как бы в его руках, может ли бесследно проходить для него? Добрый пастырь обязательно ее ощущает. Как счастлив поэтому всякий пастырь Христовой Церкви! Он ради верующих, пасомых, постоянно близок к благодати Божией, спасающей, милующей, утешающей. Не неради только, говорит святой апостол Павел, о своем даровании, и ты всегда можешь быть преисполненным благодати Божией.

"Помни, пастырь и всякий, кто дал обет служит одному только Господу: мир, от которого ты отрекся, будет стараться по-прежнему тебя привлечь к себе, тебя опутать своими цепями, как паук опутывает своей паутиной попавшуюся к нему букашку. Ты, добрый пастырь, должен быть свободно-независимым от мира и его привязанностей. Люди, например, будут искать с тобою духовного общения. Если ты не тверд духом, будешь бояться оскорбить отказом таких искателей, станешь идти им навстречу, то выйдет, что тобою окончательно завладеют и — один будет требовать частых с тобою бесед, другой посещения, третий поддержки и покровительства; и все это, по-видимому, под благовидными предлогами молитвенного общения, но в существе дела часто по простому человеческому пристрастию. Вот тут-то и должна быть твердость духа, независимость от кого бы то ни было, свобода твоих действий, которая должна быть вдохновляема служением одному только Богу, одному добру. Мир будет говорить и требовать от тебя одного, а ты свободно делай другое. Тебя, например, будут упрашивать: посетите наш дом, нашу семью, а ты, если все поверяешь Господом, смело и решительно говори: нет, не посещу, или же: посещу, но только завтра и т.п. Словом, кто желает искренно служить славе Божией, должен вырабатывать в себе силу духа и быть свободным и независимым от мира и цепей его."

"Если ты случайно ошибешься, допустишь неловкость в присутствии других, а пастырь, например, ошибется во время церковной службы и ты смутишься, станешь досадовать на это, особенно если тебе заметят, тебя поправят, то знай, что это смущение исходит от твоей гордости, самомнения о своих достоинствах и знаниях. Нет, ошибся — смирись сейчас, подумай так: эта ошибка показывает, как я несовершен, как мало у меня знаний, какая у меня слабая память, а поправили меня — спасибо им, что меня поддержали, выручили из беды".

***

http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Arseny/diary/diary1.html
Батюшка отец Иоанн Кронштадтский пред каждым служением Божественной литургии припадал к престолу и тайно исповедовался Господу Богу и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его Своею милостию[1]. Какой великий пример для каждого пастыря!

***

Мало себя укорять — и особенно без свидетелей, — хорошо принимать без смущения укоры от других, это уже будет высшая степень смирения и кротости.

"Когда грешник чистосердечно, со слезами кается духовнику, то у последнего невольно в сердце возникает чувство отрады и утешения, а вместе и чувство любви и уважения к кающемуся. Открывшему же грехи может, пожалуй, показаться, что пастырь и не посмотрит теперь на него, так как он знает его скверны и презрительно отнесется. О, нет! Мил и дорог и как бы родной делается пастырю искренно кающийся грешник. Это надо помнить всем нам и без всякого смущения и боязни открываться на исповеди, ибо благой результат сего несомненен."

"— Что помогает пастырю сосредоточиваться на Божественной литургии? — спросил я батюшку отца Иоанна Кронштадтского. — Необходимо для этого с самого начала Литургии, — сказал он мне, — входить в дух Божественной службы. Поэтому-то я и стараюсь почти всегда сам совершать проскомидию, ибо она есть преддверие Литургии и ее никак нельзя выпускать из внимания. Подходя к жертвеннику и читая молитву «искупил ны еси от клятвы законныя...» я вспоминаю и сердцем переживаю великое дело искупления падшего человека, и в частности меня, грешника, от греха, проклятия и смерти Христом Спасителем. Вынимая частицы из просфор и полагая их на дискос: Агнца, в честь Божией Матери и девяти чинов, я мысленно созерцаю Небесную Церковь торжествующую. Вот Агнец — Единородный Сын Божий сидит на Престоле Славы, с правой стороны Его занимает место Пречистая Матерь, а с левой — Предтеча Господень, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, бессребреники, праведные и все святые. Окружая Престол Агнца Божия, они наслаждаются лицезрением Его и принимают участие в блаженстве. Это Церковь Небесная, торжествующая.

Затем я спускаюсь мыслию на землю и, вынимая частицы за живых и мертвых, Царя, Синод, весь священнический чин и всех православных христиан, представляю себе Церковь воинствующую, которой надлежит еще пройти жизненный путь, чтобы достигнуть небесного блаженства. И вот я призван быть пастырем, посредником между небом и землею, призван приводить ко спасению людей. Какая неизреченная милость Божия ко мне, и вместе как велик и ответственен мой пост, мое звание! Вот стоят в церкви люди, и я должен за них предстательствовать, за них молиться, их поучать и наставлять. Что же, холоден я буду к своему делу? О нет! Помоги мне, Господи, с усердием, со страхом и трепетом совершить сию Божественную литургию за себя и ближних моих. Так начинается Литургия, и я стараюсь не терять нити, не развлекаться посторонними помыслами, а сердцем переживать все воспоминаемое и терпимое, и творимое на Божественной литургии. — И батюшка отец Иоанн действительно переживал, что так заметно было и по его молитвенному виду, и по тем слезам, которыми увлажнялись во время службы его светлые очи..."

Сообщение отредактировал Liana - Четверг, 13.01.2011, 14:11
 
461119Дата: Воскресенье, 16.01.2011, 16:19 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Прав.Иоанн Кронштадский: "***

Молитва домашняя или общественная, вечерняя и утренняя, совершаемая частным образом кем-либо, литургия или совершение какого-либо Таинства лицом священным публично бывают живым и всех оживляющим делом, если они совершаются священником или архиереем с живою верою, искренне, пламенно, или делом мертвым и никого не затрагивающим, не одушевляющим, не восторгающим горе, к Богу, к Небу, если лицо молящееся совершает молитву без веры, без осмысления, без сердечного чувства. Потому приходится нередко слышать из уст мирян, бывающих у служб, что такой-то священнослужитель служит жизненно, пробуждающим образом, а такой-то - мертво, безжизненно, скучно, неодушевленно, непитательно, непросветительно. И вправду так. Для примера представьте, что служащее лицо - священник или диакон - пьян, или пришел служить в храм из-за картежного стола, или после чтения книги романического пошиба, или какой-либо мирской журнальной или книжной статьи, которою увлеклись его ум и сердце. Скажите, может ли он служить с воодушевлением утреню или всенощную или литургию Златоуста или Василия Великого? Не думаю. Телом он в храме, а душою он там, где происходят роман или действие, с теми лицами, кои составляют предмет речи и коими он увлекся! Он не с Богом, не с Богоматерью, не со святыми, в его сердце не Бог, а суета житейская, враг.

Познавай, о иерей, при совершении каждодневном или чередном литургии всю святость ее, величие и Божественную правду проявившуюся, премудрость, высоту, крайнюю потребность для рода человеческого, крайнее снисхождение и истощание Бога Слова, в ней являющиеся непрестанно; простоту, приличие и целесообразность вещества Евхаристии, определенного для приношения, пресуществления и употребления в пищу и питие Божественного Брашна, и совершай ее всегда с крайним приготовлением себя к ее совершению, с созерцанием бесконечной святости, благости, премудрости, истины, правды и всемогущества Божественного. Припомни чудеса претворений от Бога вещей в Ветхом и Новом Завете: жезла Моисеева в змия, вод египетских в кровь, огня в росу (для Анании, Азарии и Мисаила), из скалы чудесно изведенную воду, претворение воды в вино, жены Лота в соляной столб - и прославляй крайнее к нам Божие снисхождение, приспособление к нашей падшей природе, ибо чего проще и приспособленнее к нашей немощной природе, как не употребление Святых Таин Тела и Крови Христовых под видами пшеничного хлеба и вина виноградного, сладкого, приятного на вкус и вместе бодрящего и веселящего, в коих Он Сам весь вселяется в Божестве и человечестве, животворя с верою причащающихся и отъемля грехи их, умиротворяя, веселя и новотворя, обессмертствуя и обожая! Слава, Господи, Твоей благости и премудрости неизреченной, Твоему всемогуществу, Твоему снисхождению, истощанию нас ради бывшему. О окаянство и бедность наша, нищета, слепота и нагота, ради коих Ты преподаешь нам Себя Самого, Свое Божественное богатство святости, правды, милости, жизни, покрывая нашу наготу, отъемля нашу нелепоту, украшая Своим Божеством. Постигают ли и чувствуют ли это наши интеллигенты? Душевен же человек не приемлет яже Духа Божия, юродство бо ему есть, и не может разумети, зане духовне востязуется (1 Кор. 2, 14).

***

Совершая Проскомидию, приготовительную часть литургии, и уготовляя Агнца, закланного от сложения мира за грехи наши, крестообразно разрезая и прободая Его, поминай с благоговением и страхом благодарным сердцем снисхождение к нам Сына Божия, истощание Его, да нас обогатит благословением Отца Небесного и Триипостасным Божеством, всею Его святостию и правдою и вечным блаженством. Поминай страдания и смерть Богочеловека по человечеству и убеждайся в необходимости распинать и умерщвлять в себе ветхого человека со страстями его, помня, что Христос - Глава Церкви Своей, Небесной, земной и преисподней и что ты - член тела Церкви. Помни свое достоинство и будь достоин своего звания. Затем, изъемля части треугольные в честь Богоматери, Предтечи, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников и всех святых, помни их и свое с ними божественное сочленение и совокупление и их ходатайство за нас, земнородных собратьев своих (как и сами они из земнородных), прославляй милосердие Божие, сделавшее их победителями греха, обогатившее их вечною святостию и обожением и сделавшее их нашими ходатаями к Богу и молитвенниками за нас. Изъемля части за епископов, пресвитеров, диаконов и за всю иерархию земную, помни, к какому высокому просветительному и спасительному служению призвал Господь священство, поучающее и совершающее богослужения и Таинства, установленные Богом для спасения рода человеческого и руководствующие его к правде, святости и вечной жизни, и чти их, как служителей Христовых и строителей таин Божиих, и преимущественно люби их за дело их бесконечно великой важности, как увещевает нас апостол. Изъемля части за усопших, веруй в ходатайственную силу жертвы Христовой и в силу молитв священнослужителей за них и молись и за них усердно и с упованием на милость Божию к ним. Весь проникайся Божественным величием литургии, этого ангельского на земле спасительного служения, и подивись, до чего простерлись к нам любовь Божия и щедроты Единородного Сына Божия, принесшего Самого Себя в жертву правосудию Отца Небесного и купно Святей Троице, Единосущной и Нераздельной.

***

Столь великие слова в литургии: "Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся"! Как велик и высок духом (возвышен) должен быть священник или архиерей, приносящий эту Жертву примирения Отцу Небесному. "Тебе приносяще", то есть Тебе, Отче праведный, безначальный, присносущный, препростый, непричастный, не доступный ни единому греху, ненавидящему грех, столь противный естеству Божию. "Тебе приносяще", Твоя от Твоих рабов: Твои дары (хлеб пшеничный и вино) о всех и за вся (в жертву за всех людей), за Церковь Небесную, земную и преисподнюю, особенно за Пресвятую Богородицу (в благодарность за сверхъестественное, высочайшее, спасительнейшее Таинство воплощения Сына Божия от Нее и спасение рода человеческого), за всех усопших в вере и любви, за все епископство, пресвитерство, диаконство и весь священнический чин, за всю Церковь и за пребывающих в чистоте и честном житии, за царя и весь царский дом, за синклит и воинство. О, как велик должен быть и силен духом священник, приносящий столь великую, сверхъестественную, чудесную, праведную Жертву любви и благости Божией к роду человеческому! Скажи мне, иерей, сознаешь ли ты все величие и святость своего служения, порученного тебе Богом, и стараешься ли быть достойным его?

***

Господь, превративший жезл Моисеев в змия, претворяет хлеб и вино во время литургии в пречистое Тело и Кровь Свою Божественною силою. Претворивший персть в мошек, претворяет (повторяю) хлеб и вино в пречистое Тело и Кровь Свою, или персть истлевших человеческих телес - в новые духовные тела при общем воскресении. Для спасения от истления человеческого рода, для его очищения, освящения и спасения потребовалось такое чрезвычайное, любвеобильное, всеблагостное, премудрое средство, то есть дарование людям в пищу и питие Тела и Крови Христа.

***

Изумительны любовь, снисхождение и премудрость Божия в даровании человеческому роду Небесного Хлеба, то есть самого пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы сделать для всех нас удобоприемлемыми Плоть и Кровь Свою, Он преподает нам их под видом и во вкусе хлеба и вина. О благость и премудрость изумительная! Бог Сам Себя дает твари в пищу и питие. О снисхождение, удивляющее все ангельские умы! Но как сам-то человек принимает этот чудный Дар Божий? С верою ли, с благодарением ли, искренне ли, со страхом ли и любовью? Часто ли принимает, как ежедневную насущную потребность, или редко, неохотно, лениво, маловерно и неблагодарно? О леность, о равнодушие, о неверие! Кто есть от вас человек, егоже господин его поставит над челядию своею даяти пищу им во благо время? Аминь глаголю вам, над всем имением поставит его (ср.: Мф. 24, 45, 47)."

"Не думайте, что вера наша не животворна для нас - пастырей, что мы лицемерно служим Богу. Нет: мы первые больше всех пользуемся милостями Божиими и знаем по опыту, что для нас Господь с его таинствами, что Его Матерь Пречистая и Его святые. Например, причащаясь животворящих Таин Тела и Крови Господних, мы часто, часто испытывали на себе их животворность, небесные дары мира и радости о Духе Святом; знаем, что не веселит так милостивый царский взор последнего из подданных, как веселит благостный взор небесного Владыки нашего, как веселят Его Тайны. И мы были бы крайне неблагодарны пред Господом и ожесточенны сердцем, если бы не поведали об этой славе животворящих Таин всем возлюбленным Божиим, - если бы не прославляли Его чудес, в нашем сердце совершающихся в каждую Божественную литургию! Мы также часто испытываем на себе непобедимую, непостижимую, божественную силу честного и животворящего Креста Господня и силою его прогоняем из сердца своего страсти, уныние, малодушие, страх и все козни бесовские. Он наш друг и благодетель. Говорим это искренно с сознанием всей истины и силы своих слов."

 
КлирДата: Среда, 26.01.2011, 13:02 | Сообщение # 5
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Из Устава:

Клирики: светская деятельность ,общие вопросы, жалование и пенсия

http://community.livejournal.com/ustav....1%D1%8B

 
LianaДата: Понедельник, 07.03.2011, 20:28 | Сообщение # 6
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Епифаний Нестеровский
Литургика: Или наука о богослужении Православной Церкви

Архимандрит Киприан Керн
Евхаристия

Архимандрит Иоанн (Маслов)
Конспект по литургике для 3-го класса семинарии

М.С. Красовицкая
Литургика

Иеромонах Михаил (Тахи-Заде)
Конспекты лекций по литургике

Михаил Николаевич Скабалланович
Практическая осуществимость всего устава всенощной

Сообщение отредактировал Liana - Понедельник, 07.03.2011, 20:56
 
KirenaДата: Пятница, 11.03.2011, 20:26 | Сообщение # 7
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
"Пришлось мне столкнуться с таким различием в практике Русской и Элладской Церкви.
Как известно, при совершения Евхаристии согласно русскому Служебнику предписывается благословлять только лежащий на дискосе Агнец, но не окружающие его частицы, вынимаемые из просфор.
В греческой обиходной практике священник благословляет ВСЁ на дискосе, соответственно все частицы после этого считаются Телом.
Поэтому перед причащением ВСЕ лежащие на дискосе частицы погружаются в чашу (а не после Причащения, как в русском Служебнике) и допускается причащение мирян всеми этими частицами.
Попытка понять суть этих различий с богословской точки зрения и причину их появления привела меня
сюда:
http://www.deacon.ru/forum....ee1474b "
http://m-kleopas.livejournal.com/1791.html
 
ToffiДата: Среда, 04.05.2011, 18:58 | Сообщение # 8
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Богослужебно-каноническая практика

святителя Филарета Московского
 
LianaДата: Понедельник, 24.10.2011, 12:36 | Сообщение # 9
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Псалом (фрагмент фильма "Остров")
 
Форум » Догматы » Богослужение » Пастырям, церковнослужителям
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа