Познание основ православной веры

Понедельник, 20.11.2017, 06:56

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Священное Писание - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Догматы » Священное Писание и Предание » Священное Писание
Священное Писание
461119Дата: Воскресенье, 24.10.2010, 20:58 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета

Свт Иоанн Златоуст : Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге.

Свт Тихон Задонский : Писание пророческое и апостольское имеет в себе некую особую силу, так что читающие и познающие его со вниманием чувствуют на себе его духовное воздействие. И получают поощрение к благочестию, к презрению мира и к желанию небесных благ, живое утешение в печалях и скорбях, обращаются к истинному покаянию. "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого; оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12)...

 
fhjДата: Воскресенье, 24.10.2010, 21:06 | Сообщение # 2
Знакомлюсь
Группа: Проверенные
Сообщений: 15
Репутация: 0
Статус: Offline
Свт Лука Крымский : Как это ни сомнительно для неверующих, мы утверждаем, что сердцем можно воспринимать вполне определенные внушения прямо как глаголы Божии. Но это не только удел святых. И я, подобно многим, не раз испытывал это с огромной силой и глубоким душевным волнением. Читая или слушая слова Священного Писания, я вдруг получал потрясающее ощущение, что это слова Божии, обращенные непосредственно ко мне. Они звучали для меня как гром, точно молния пронизывали мой мозг и сердце. Отдельные фразы совершенно неожиданно точно вырывались для меня из контекста Писания, озарялись ярким ослепительным светом и неизгладимо отпечатывались в моем сознании. И всегда эти молниеносные фразы. Божии глаголы были важнейшими, необходимейшими для меня в тот момент внушениями, наставлениями или даже пророчествами, неизменно сбывавшимися впоследствии. Их сила была иногда колоссальна, потрясающа, несравнима с силой каких бы то ни было обычных психических воздействий.
После того, как я, отчасти по независящим от меня обстоятельствам, оставил на несколько лет свое архиерейское служение, однажды во время воскресной всенощной, когда было должно начаться чтение Евангелия, я неожиданно почувствовал волнение от смутного предчувствия, что сейчас произойдет нечто страшное. Раздались слова, которые я сам часто спокойно читал: "Симоне Ионин, любишь ли ты Мя паче сих? Паси агнцы Моя". Этот Божий укор, призыв к возобновлению оставленного служения внезапно потряс меня так могуче, что я до конца всенощной дрожал всем телом, потом всю ночь не сомкнул глаз, и около 1,5 месяца позже при каждом воспоминании об этом необычайном событии меня потрясали рыдания и слезы.
Пусть не думают скептики, что я настроил себя к этому переживанию тоскливыми воспоминаниями об оставленном священном служении и укорами совести. Совсем напротив, я был тогда сосредоточен на своей болезни и предстоящей мне операции, был в самом нормальном душевном состоянии, очень далеком от всякой экзальтации.

А как часто надо читать Священное Писание? Евангелие по 1 главе хорошо в день, апостольские послания - по 2 главы, а остальное?

Сообщение отредактировал fhj - Воскресенье, 24.10.2010, 21:09
 
LianaДата: Воскресенье, 24.10.2010, 21:17 | Сообщение # 3
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (fhj)
А как часто надо читать Священное Писание? Евангелие по 1 главе хорошо в день, апостольские послания - по 2 главы, а остальное?

Можно по 1 кафизме. Есть еще договаривается человек 20 между собой (желательно по количеству кафизм в Псалтири), распределяя , допустим с Фоминой недели кто какую кафизму начинает читать с этого дня, так чтобы за день прочитывался весь Псалтирь (разными людьми). Знаю многих, кто целый год так читает (до четверга Страстной недели, поскольку с этого дня отменяется чтение кафизм), а на Славах поминают семьи друг друга. Хорошая молитвенная поддержка. Хорошо, если батюшка так объединит своих детей духовных, и сам будет читать. В любом случае - лучше с благословения.

А Ветхий Завет , кроме Псалтири у нас редко читают. Кто-то раз всего прочтет. Кто-то чаще. А вообще тоже полезно заглянуть, например. унывающему - в книгу Иова, учащемуся и учителю - в Премудрость Соломона, терпящим неурядицы - в Притчи Соломона... Опасно только, когда читают Ветхий Завет, особенно первые главы - и совсем не соотносят его с духом того времени, поэтому заблуждаются.

У старца были два пустых кувшина; старец сказал брату: "Пойди, возьми один из этих кувшинов, налей в него воды, вымой, воду вылей и сосуд поставь на свое место кверху дном. Сделал это брат однажды, потом, по повелению старца, в другой и третий раз. Тогда старец сказал ему: "Принеси оба сосуда сюда". Когда брат принес их, старец спросил его: "Какой из двух сосудов чище?". Брат отвечал: "Тот, в который я наливал воду и который мыл". На это старец сказал: "Так и та душа, сын мой, которая часто слышит слово Божие, хотя не удерживает в памяти ничего из слышанного, однако более очищается, нежели та, которая никогда не вопрошает и не слышит слова Божия".

Сообщение отредактировал Liana - Воскресенье, 24.10.2010, 21:20
 
TimonaДата: Воскресенье, 24.10.2010, 21:26 | Сообщение # 4
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
А какую лучше молитву читать перед чтением Св.Писания?
 
LenosДата: Воскресенье, 24.10.2010, 21:28 | Сообщение # 5
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
"Господи Иисусе Христе. Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услышать Твои слова и понять их, и исполнить волю Твою".
 
ДеньДата: Воскресенье, 31.10.2010, 14:15 | Сообщение # 6
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
Иоанн Крестьянкин отмечал, что …главное сейчас – начать постоянно читать Св. Писание – Новый Завет и книги, написанные православными отцами, лучше всего дореволюционного издания (или репринтные). Почему? Язык молитв хорошо слушается, т.к. каждый день. Отрывки, которые в храме - тоже. А вот целиком - тяжело воспринимать.
 
TimonaДата: Воскресенье, 31.10.2010, 14:21 | Сообщение # 7
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Если читать постоянно - также привыкните. Но иметь надо и перевод. Если овладеете этим искусством, то потом не захотите брать в руки современный перевод, т.к. он много теряет. Но если не можете решиться, жалко вреени - читайте современный. Никто не запрещает. Только помните, что говорил
Авва Пиаммон: Никогда не придет в разумение истины тот, кто начинает учиться с исследования, потому что враг, видя, что он больше полагается на суждение свое, нежели отцов, легко доводит его даже до того, что ему будет казаться излишним и вредным даже и то, что весьма полезно и спасительно. И хитрый враг так насмеется над его самонадеянностью, что, полагаясь на свое неразумное мнение, он будет почитать для себя святым только то, что по упорству своему ошибочно будет принимать правильным и праведным.
 
КлирДата: Среда, 01.12.2010, 11:43 | Сообщение # 8
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (461119)
Свт Тихон Задонский : Писание пророческое и апостольское имеет в себе некую особую силу,

О ЧТЕНИИ СЛОВА БОЖИЯ
Из творений святителя Тихона Задонского

Слово Божие содержится в книгах пророческих и апостольских, которые по-греческому наречию называются Библия, то есть “книги”. Эти книги иначе называются “Писания”, как Христос говорит «исследуйте Писания» (Ин. 5, 39), и Павел апостол к Тимофею написал: “из детства знаешь священные писания” и проч. (2 Тим.З, 15).
Слово Божие потому называется и есть Слово Божие, что от Бога через пророков и апостолов, как посланников нам, объявлено и передано. «Приняв от нас слышанное слово Божие, - пишет апостол Павел, - вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, -каково оно есть по истине» (1 Фес. 2, 13).
Писание святое есть как послание Небесного Царя к подданным Своим рабам, нам недостойным, и оно дивную и божественную силу в себе имеет. В малом времени, не через многих, но через двенадцать человек; не мудрых, но простых и безкнижных, во всю вселенную пронеслось, как написано: “до пределов вселенной слова их” (Пс. 18, 5). И не только пронеслось, но и плод принесло, так что народы, бросившие суеверия идолобесия, ко Христу распятому, такою бесчестною смертью умершему, пристали, и Того за Спасителя и Бога своего от сердца признали. И хотя диавольская хитрость действовала так, что мудрецы и сильные века сего проповеди их силою противились, но ничего не смогли сделать.
Как солнечным лучам ветер, так и апостольской проповеди диавол не мог воспрепятствовать.
Священная Библия разделяется на книги Ветхого и Нового Заветов. Ветхого Завета книги написаны до пришествия Христова. Нового Завета книги написаны апостолами после пришествия Христова, и содержится в них учение и проповедь святая о спасительном Христовом пришествии. Это: четыре Евангелия, Апостольские Послания и проч.
Что Слово Божие открывает нам, тому несомненно должно верить, поскольку чувства наши удобнее нас обмануть могут, чем слово от Неложного Бога сказанное. Ему более должны мы верить, нежели мертвецу воскресшему и говорящему, ибо сказано: “если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят” (Лк. 16, 31). Всякий человек солгать может, но Бог, как всякая истина, солгать не может. “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут”, - говорит Христос (Мф. 24, 35). И будет непременно воскресение мертвых, будет второе пришествие Христово, как и первое было, будет суд Его праведный, будет праведным и грешным воздаяние и проч.
Слово Божие и мне, и тебе, и другому одинаково передано и написано. Ибо Бог на лица человеческие не смотрит, но «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Потому и слово Свое святое ради всех и всякого повелел написать, чтобы всякий, читая или слушая его, мог спасение вечное получить. И святой апостол Иоанн в своем послании написал: пишу вам, отцы; пишу вам, юноши; пишу вам, дети; и проч. (1 Ин. 2, 13, 14), а значит, всем и всякого звания и чина людям, священникам и мирянам, благородным и простым, мужчинам и женщинам читать и слушать его можно и должно.
Хотящему читать или слушать слово Божие с пользой духовной нужно примечать следующее:
1. Поскольку оно есть орогой Божий дар, должно читать или слушать его с благоговением, охотой и усердием.
2. Должно слушать или читать слово Божие не для того, чтобы остроумным или словесным быть, но чтобы Бога и Христа Сына Божия и волю Его святую познать и так вечное спасение получить.
3. Скрыть его в сердце как сокровище, хранить и поучаться в нем день и ночь (Пс.1, 2) и так питать им душу, как тело - хлебом.
Ибо как светильник без масла, так и вера без слова Божия угасает.
“Вера от слышания, а слышание от слова Божия” (Рим. 10, 17).
4. Должно читать не много страниц, ибо много прочитавшему не можно все уразуметь и в памяти содержать.
5. Не смотреть на других, что они делают, но держаться единого слова Божия; ибо день ото дня вера и любовь умаляются в людях и умножаются соблазны, колеблющие сердце наше.
6. И начинать читать и оканчивать чтение подобает с молитвою. Начинающему читать или слушать можно молиться так: “открой очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего” (Пс. 118, 18) или “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Отверзи мой ум разумети святое Твое слово, якоже апостолом Твоим отверзл еси”.
7. Окончив чтение или слушание, должно благодарить милосердного Бога, что благоволил нам возжечь сей светильник истины.
Поскольку не слышащие только слово Божие ублажаются, но слышащие и хранящие (Лк. 11, 28), то нужно стараться сохранять услышанное с Божией помощью. Слово бо Его есть семя живое, которое должно на земле сердец наших духовные плоды произращать.
Знамением гнева Божия есть то, если в каком месте Слово Божие не проповедуется или ложно толкуется и искривляется. Отсюда голод наступает, о котором пророк Амос пишет (см. Амос 8, 11) -“голод слышания слов Господних”. Вера исчезает тогда, а вместо нее неверие и суеверие последуют. От этого бывает, что люди за грех почитают то, в чем греха нет, а великих грехов за грех не вменяют, добродетель называют пороком, порок - добродетелью. Человек сам в себе слеп и требует просвещения; забывчив есть и требует напоминания: ленив, и нужно ему поощрение; дряхл есть и уныл, и нужно ему утешение; сомнителен есть и требует наставления, - и все это из святого Писания почерпается.
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3, 16).
Худой и то знак, когда слово Божие проповедуется, но люди неохотно слушают или удаляются от него. В притче о семени (Мф. 13, 4-8) говорится о добрых людях, творящих плоды покаяния, и о трех родах людей нерадивых, в которых Слово Божие никакого плода не приносит. От сего явствует, сколь малое есть число спасающихся.
Мы же, христиане, рассмотрим себя и потрудимся быть, во-первых, слышателями, а во-вторых, и творцами закона; сотворим плоды, достойные покаяния, да не посечет нас как бесплодных секира суда Божия и да не отошлет в огонь по написанному: “всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь” (Мф. 3, 10).
К словам святителя Тихона добавим и слова преподобного Серафима Саровского:
«Очень полезно заниматься чтением Слова Божия, и в уединении прочитать всю Библию разумно. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. Евангелие и послание Апостолов должно читать, стоя пред святыми иконами, а псалмы можно читать сидя». Сам преподобный Серафим постоянно прочитывал за неделю весь Новый Завет.
А как же нам читать Священное Писание? Вот что советуют оптинские старцы.
Кроме церковных служб, обязательно ежедневно читать одну главу из Евангелия по ряду, начиная с первой главы Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна, и две главы из Апостола, также по ряду, начиная с деяний Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса, причем последние семь глав Апокалипсиса читать по одной в сутки; тогда последняя из них читается в тот же день, что и последняя глава Евангелия от Иоанна. По окончании, таким образом, чтения всего Нового Завета начинать вновь с первых глав новый круг чтения.
Из Псалтири читать по одной кафизме в сутки, начиная с первой до последней включительно.
Домашнее чтение Евангелия можно предварять следующей молитвой:
Господи, Иисусе Христе, Боже мой, словесами Божественнаго Евангелия Твоего излей благодать Твою в сердце мое ко истреблению страстей и грехов моих и даруй мне силу ко исправлению во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

 
ДэнДата: Суббота, 25.12.2010, 13:11 | Сообщение # 9
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 51
Репутация: 0
Статус: Offline
У евангелиста Луки сказано: 1. Бяху же приближающеся к Нему вси мытарие и грешницы, послушати Его. 2. И роптаху фарисее и книжницы, глаголюще, яко сей грешники приемлет и с ними яст.

Вот и думаю:
Приблизиться к Иисусу Христу, конечно, мог каждый человек. Нет ничего удивительного в том, что к Человеку, Который говорил о Боге, о Страшном Суде, о покаянии и спасении приступали те, которые до недавнего времени заблуждались, были мучимы своей совестью, но, наконец, нашли причину своего душевного дискомфорта – грех. Приступая к Господу, они понимали, что покаяние, к которому они приходят в результате бесед с Иисусом, изменяет их жизнь настолько, что становится легче дышать, любить, творить. Неописуемая радость ворвалась в их душу, как благодатный ветер, развеивающий всякий нечистый воздух. В таком добром расположении им хотелось жить по другому, хотелось оказывать помощь другим… И они приступали к Богу вместе, вновь и вновь, не стесняясь своих грехов, а наоборот, признавая свои ошибки и вступая на новый тернистый путь. Терния вырастали вскоре, в виде фарисеев и саддукеев.
Число же кающихся грешников увеличивалось с каждым днем, так что законоучители, привыкшие привлекать народ больше к себе, чем к Богу, были просто возмущены. Христос в их сознании отнимал у них хлеб, который давно перестал быть для них насущным. Им не то что было до признания своих грехов. Им было важно доказать свое превосходство в учении о Боге, укорить Христа в проповеди для нечистивых, с которыми, собственно, они и общаться гнушались. Если же им и хотелось, что узнать от Пророка, Которого все же они не могли не признать в Иисусе, то делали это так, чтобы их не заметили. Но Господь, провидя их Духом Святым, не переставал обличать их даже в, казалось бы, спокойном окружении. Эти волки, надевшие на себя овечью шкуру, до последних дней жизни Христа, мстили Ему уже не за учение, а за обличение. Эти малые Иуды дорожили только собственной репутацией. Но были и такие, в которых пробуждалась совесть, и тогда они шли за Христом.

Добавлено (25.12.2010, 13:11)
---------------------------------------------
1Понеже убо мнози начаша чинити повесть о извествованных в нас вещех, 2. якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии словесе: 3. изволися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писати тебе, державный Феофиле, 4. да разумееши, о нихже научился еси словесех, утверждение.

И вот еще: Не забыть Бога, помнить о Нем – вот что вбирает в себя закон жизни. Жив тот, кто любит Бога. Жив тот, кто хочет исполнять все, повеленное Им. К какому еще совершенству может стремиться человек, как не к тому, которое изначально дал совершенный Бог? И если страшными или странными, как отмечает свт. Игнатий Брянчининов, покажутся для плотского разума стезя и учение веры, то следует обратиться к внутреннему, душевному ощущению могущества веры. Тогда душа немедленно приобретет в ней бесценного наставника, обретет «оружия, которые святое буйство проповеди Христовой вручает рабу Христову для борьбы с сынами Енановыми – мрачными помыслами и ощущениями печали, являющимися душе в образе страшных исполинов, готовых стереть ее, поглотить ее».

 
LianaДата: Вторник, 11.01.2011, 21:12 | Сообщение # 10
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Мысли при чтении Святого Писания прав.Иоанна Кронштадского:
Книга бытия
Книга Иова
Псалтирь
Книга пророка Исаии
Евангели от Матфея и других
Соборное послание святого апостола Иакова
Соборные послания святого апостола Петра
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
Соборное послание Иудино
Послание к филипписеям святого апостола Павла
Послание к колоссянам святого апостола Павла
1 и 2 послание к солунянам святого апостола Павла
1 и 2 послание к Тимофею святого апостола Павла
Послание к Титу святого апостола Павла
Послание к Филимону святого апостола Павла
Послание к евреям святого апостола Павла
Послание к ефесеям святого апостола Павла
Послание к римлянам святого апостола Павла
1 и 2 послание к коринфянам святого апостола Павла
Послание к галатам святого апостола Павла
Мысли при чтении апостольских деяний
Мысли при чтении апокалипсиса

http://ornin.narod.ru/dnevnik/kn1_t1.htm

 
LianaДата: Четверг, 13.01.2011, 13:03 | Сообщение # 11
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
"«Люблю я читать, — говорил мне однажды отец Иоанн Кронштадтский, — Слово Божие, ибо я ясно ощущаю, что каждое в нем слово написано священными писателями под озарением Духа Святого. Вспомнишь себя лет 30, 40 назад: не так мне это представлялось. Читаю, бывало, Святое Евангелие, а на сердце иной раз холодно и многое ускользало от внимания. Теперь же я читаю и, прямо вам скажу, духовный восторг охватывает мое сердце, так мне ощутительно присутствие благодати в Слове Божием; мне даже представляется, что я читаю и впиваю в себя благодать Божию».

***

Слово Божие написано под озарением Духа Святого. Если это так, то с каким благоговением, с каким вниманием мы должны относиться даже к самим священным книгам. Место хранения для них должно быть там, где у нас ставятся святые иконы, а читать их нужно и в приличном месте, и в смиренном положении самого нашего тела.

***

Если Слово Божие проникнуто благодатию Духа Святого, то как полезно читать его людям больным, страждущим, скорбящим. В этом отношении действие Слова Божия хорошо сравнить с действием вообще святыни: святой воды, масла, лобызания чудотворных икон, мощей и т.п. Как во всех сих случаях мы освящаемся благодатию, так — и чтением Слова Божия. Благотворное действие оказывает оно, например, на страдающих алкоголизмом. Бывали случаи, что регулярное, ежедневное чтение Святого Евангелия исцеляло таких людей от болезни."
http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Arseny/diary/diary1.html

"Можно читать Слово Божие для знания и для назидания. Но только тогда ты его можешь безошибочно понимать, когда читаешь в том и другом смысле, то есть воспринимаешь умом и переживаешь сердцем. Как же довериться поэтому ученым холодным богословам, пусть даже они будут профессора духовных академий? Если они читают Слово Божие одним только умом, не авторитетны их толкования."
http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Arseny/diary/diary2.html

Сообщение отредактировал Liana - Четверг, 13.01.2011, 13:17
 
КлирДата: Пятница, 21.01.2011, 12:17 | Сообщение # 12
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
О пророчествах, предках и Рождестве Христа:
http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=20148
 
КлирДата: Пятница, 21.01.2011, 15:15 | Сообщение # 13
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Библейский сюжет (ТК Культура 2010-10-23) Федерико Гарсиа Лорка. Избиение младенцев
http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=18864

Православное учение о способе толкования Священного Писания
Автор: П. Савваитов
http://mirknig.com/knigi....ya.html

Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета
Автор: Л.И. Бриллиантов
http://mirknig.com/knigi....ta.html

 
КлирДата: Среда, 26.01.2011, 12:16 | Сообщение # 14
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Из книги "Пространный христианский катихизис Православныя кафоли­ческия Церкви" (Св.Филарета м. Московского) - М., 1911.

http://slovotech.narod.ru/stFathers_13.htm

О СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ И СВЯЩЕНННОМ ПИСАНИИ.

В. Каким образом Божественное откровение распространяется между человеками и сохраняется в истинной Церкви?

О. Двумя способами: посредством Священного предания и Священного Писания.

В. Что разумеется под именем Священнаго предания?

О. Под именем Священнаго предания разумеется то, когда истинно ве­рующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды.

В. Есть ли верное хранилище Священного предания?

О. Все истинно верующие, соединенные священным преданием веры, со­вокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церк­овь, которая и есть верное хранилище Священнаго предания, или, по из­речению святаго Павла, Церковь Бога жива, столп и утверждение истины. 1 Тим.3,15.

Святый Ириней пишет: не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищни­цу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нея питие жизни. Она есть дверь жизни. Прот.ерес.кн.3, гл.4.

В. Что называется Священным Писанием?

О. Книги, написанныя Духом Божиим, чрез освященных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библиею.

В. Что значит слово: Библия?

О. Слово: Библия есть греческое. Оно значит книги. Сим названием выражается то, что Священыя книги преимущественно пред всеми прочими достойны внимания.

В. Что древнее: Священное предание или Священное Писание?

О. Древнейший и первоначальный способ распространения откровения Божия есть Священное предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и уста­новления предал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом вначале и Апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость предания видна и из того, что книгами пользо­ваться может меньшая часть людей, а преданием все.

В.Для чего же дано Священное Писание?

О. Для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и не­изменно. В Священном Писании мы читаем слова Пророков и Апостолов точ­но так, как бы мы с ними жили и их слышали, не смотря на то, что свя­щенныя книги писаны за несколько веков и тысящелетий до нашего времени.

В. Должно ли соблюдать Священное предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание?

О. Должно соблюдать предание, с Божественным откровением и Священ­ным Писанием согласное, как учит сему само Священное Писание. Апостол Павел пишет: темже убо братие, стойте и держите предания, имже научис­теся или словом или посланием нашым. 2 Сол.2,15.

В. Для чего и ныне нужно предание?

О. Для руководства к правильному разумению Священнаго Писания, для правильнаго совершения таинств, и для соблюдения священных обрядов в чистоте превоначальнаго их установления.

Святый Василий Великий говорит о сем следующее: из соблюденных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного нас­тавления, а некоторые прияли от Апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто, хотя мало сведущий в установлениях церков­ных. Ибо ежели отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не ве­ликую важность имеющие: то непременно повредим Евангелию в самом глав­ном, или паче, от проповеди Апостольской оставим пустое имя. Например, упомянем прежде всего о первом и самом общем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил пи­санием? К востоку обращаться в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания в преложении хлеба Евхаристии и Чаши благословения, кто из Святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся только теми словами, которыя Апостол и Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другия, как имеющия великую силу для таинства, приняв оныя от неписаннаго учения. По какому также писанию благослов­ляем и воду крещения, и елей помазания, еще же и самаго крещаемаго? Не по умолченному ли тайному преданию? Что еще? Самому помазыванию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное погружение человека? и прочее относящееся ко крещению, отрицаться сатаны и анге­лов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго и неизрекаемаго учения, которое Отцы наши сохранили в недоступном любо­пытству и выведыванию молчании, быв основательно научены молчанием ох­ранять святыню таинств? И какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещенным и воззреть не позволительно? Прав.97, о Св. Духе, гл.27.

Из гл. "О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ В ОСОБЕННОСТИ".

В.Что должно наблюдать при чтении Священнаго Писания?

О. Во первых, должно читать оное с благоговением, как слово Божие, и с молитвою о уразумении онаго;

во вторых, должно читать оное с чистым намерением, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам;

в третьих, понимать оное должно согласно с изъяснением Православ­ной Церкви и Святых Отцов.

В. Когда Церковь предлагает учение откровения Божия и Священнаго Писания людям не знавшим онаго: какие она представляет им признаки то­го, что это есть истинное слово Божие?

О.Признаки сего суть следующие:

1).Высота сего учения, свидетельствующая, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим.

2).Чистота сего учения, показывающая, что оно произошло от чис­тейшего ума Божия.

3).Пророчества.

4).Чудеса.

5).Могущественное действование сего учения на сердца человечес­кия, свойственное только Божией силе.

В. Каким образом пророчества бывают признаком истиннаго откровения Божия?

О. Сие можно изъяснить примером. Когда пророк Исаия предсказал ро­ждение Христа Спасителя от Девы, чего естественный разум человеческий и помыслить не мог, и когда, чрез несколько сот лет после сего проро­чества, Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятыя Девы Марии: тогда нельзя невидеть, что пророчество было слово Бога всеведущаго, и что исполнение пророчества есть дело Бога всемогущаго. Посему и святый Евангелист Матфей, повествуя о Рождестве Христовом, приводит пророчест­во Исаии: Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа Пророком, глаголющим: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог. Матф.1,22.23.

В.Что такое чудеса?

О. Дела, которыя не могут быть сделаны ни силою, ни искусством че­ловеческим, но токмо Всемогущею силою Божиею. Например, воскресить мертваго.

В. Каким образом чудеса служат признаком истиннаго слова Божия?

О. Кто творит истинныя чудеса, тот действует силою Божиею: следо­вательно, он угоден Богу, и причастен Духа Божия. А такому лицу свойс­твенно говорить только чистую истину. И потому когда он говорит именем Божиим, тогда чрез него, без сомнения, глаголет слово Божие.

Посему Сам Господь наш Иисус Христос признает чудеса важным сви­детельством Своего Божественнаго посланничества: дела, яже даде Мне Отец, да совершу Я, та дела, яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец мя порсла. Иоанн.5,36.

В. Из чего особенно можно видеть могущественное действие учения Христианскаго?

О. Из того, что двенадцать апостолов, взятыя из людей бедных, неу­ченых, низкаго состояния, сим учением победили и покорили Христу силь­ных, мудрых, богатых, царей и царства.

 
TimonaДата: Пятница, 25.02.2011, 17:13 | Сообщение # 15
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
"Слово 23208 – О Божественных Писаниях, что в них нет разногласия

Пойте разумно, говорит пророк (Пс. 46, 8), и: испытайте Писания, говорит Господь (Ин. 5, 39). Кто слушается этого, тот просвещается, а кто ослушивается, тот помрачается. Ибо если кто невнимателен к тому, что он произносит, – не столько получает он плода от Божественных Писаний, хотя, может быть, и часто поет и читает. Упразднитеся, сказано, и разумейте (Пс. 45, 11), ибо упразднение собирает ум, и если кто-либо захочет быть несколько внимательным, то познает от части, по слову апостола (1 Кор. 13, 12), и особенно тот, кто имеет от части нравственное делание; ибо оно дает уму большую опытность от борьбы со страстями. Однако не настолько познает он, сколько таинств заключает в себе каждое изречение Писания, но насколько чистота ума его может принять от благодати. Это ясно из того, что мы часто познаем ведением какое-либо изречение Писания и достигаем одно или два из намерений, с которыми написано было это изречение, а чрез несколько времени, когда ум, может быть, делается более чистым, он сподобляется иного разумения, высшего, нежели то, первое. Так что от недоумения и удивления благодати Божией и неизреченной Его премудрости (ум) приходит в страх и трепет пред Богом разумов, как сказала пророчица Анна, что Бог разумов Господь (1 Цар. 2, 3). Не о том говорю, когда кто-либо услышит – чрез какое-либо Писание или человека, это не есть чистота ума или откровение; но если бы познал кто-либо и не верил себе, пока не найдет, что Божественное Писание или кто-либо из святых подтверждает то ведение, которое он получил самодвижно об изречении Писания или чувственном, или мысленном деле. И если, может быть, вместо одного намерения он встретил бы многие или услышал бы о них из Божественного Писания или от святых отцов, то пусть не не верит этому и не считает этого за разногласие. Ибо случается, что вещь бывает одна, а цели ее многие. Так об одеждах, если бы кто-либо сказал, что они греют, другой, что украшают, и третий, что покрывают, – все трое говорят истину, что одежда нужна для теплоты, покрова и украшения, и эти трое постигли Божественные намерения касательно одежды и имеют свидетелем Божественное Писание и природу вещей. Если же кто-либо, будучи тать и разбойник, относительно разумений, сказал бы, что одежда нужна для грабежа и воровства, тот всячески лжет. Ибо ни Писание, ни природа вещей не подтверждают, чтобы одежда была для этого, поелику и законы за такие дела казнят. Так же бывает и при всякой вещи, чувственной или мысленной, или слове Божественного Писания. Ибо и святые познают не всякое намерение Божие относительно каждой вещи или написанного слова; но и не все вдруг пишут, что они познали209. Частью потому, что Бог непостижим и премудрость Его не имеет предела210, чтобы Ангел или человек мог вместить все; как Златоуст говорит о некотором ведении, что мы сказали о сем, сколько должно было сказать ныне, Бог же вместе с упомянутым ведает и иное непостижимое; частью же и потому, что неполезно будет, если и сами святые будут говорить все, что знают, ради немощи человеческой, и чтобы не продлилось слово и не сделалось ненавистным или неудобопонимаемым, по смущению, но чтобы говоримое было в меру, по изречению Богослова. Потому и бывает, что сегодня тот же (святой) о том же деле говорит одно, а завтра другое; и это не есть разногласие, если только слушатель имеет ведение или опытность. И опять: один говорит одно, а другой о том же самом изречении Божественного Писания – другое, ибо часто и то и другое внушила Божественная благодать, сообразно с временем и состоянием людей. То только есть искомое, чтобы соответственно Божественному намерению делалось то, что делается, или говорилось то, что говорится, и чтобы оно подтверждалось Божественным Писанием, дабы не услышало оно от апостола: анафема да будет (Гал. 1, 8), если иное благовестит вам, вне Божественного намерения или естества вещей, хотя бы то был и Ангел, как говорят: Великий Дионисий, Антоний и Максим Исповедник. Поэтому говорит Златоуст: не дети еллинов передали нам это, но Святое Писание. Так, не есть разногласие то, что Писание говорит о некотором (муже), что он не видел Вавилона во время пленения (Иез. 12, 13), и опять, в другом месте, что он был переселен в Вавилон, вместе с другими. Читающий внимательно найдет в ином месте Писания, что того мужа ослепили и таким взяли в плен, и так он взошел в Вавилон (Иер. 39, 7, 9), как сказал о нем один, но не видел его, как сказал другой. И опять некоторые, по незнанию своему, говорят, что Послание к Евреям писано не Павлом апостолом, также и одно из слов святого Дионисия не им написано; но если кто внимательно рассмотрит, то из самых слов удостоверится в истине. Ибо святые, если говорят о естественной вещи, то – по рассмотрению, то есть по ведению естественному, от ведения существующего, то есть творений, происходящего вследствие чистоты ума, говорят, с полнейшею точностью о намерении Божием и испытывают Писания (Ин. 5, 39), как Златоуст сказал о тех, которые в земных рудокопнях отыскивают золото, что они и тончайшие жилки разыскивают, чтобы ни одна йота или черта не пропала, как говорит Господь (Мф. 5, 18). Йота есть десятая буква, а так называемая черта есть знак, без которого нельзя правильно писать211. И это сказано о вещах по естеству. Когда же превыше естества представляется чувственная или умственная вещь или написанное изречение, то святые познают его по прозрению, или по откровению, если дается им ведение о сем от Святого Духа. Если же и не дается, но для пользы остается им это неоткрытым, то они не стыдятся сказать истину и сознаться в человеческой немощи, говоря: не знаю, Бог ведает; по слову апостола (2 Кор. 12, 3). И как говорит Соломон: трех не разумею и четвертаго не вем (ср.: Притч. 30, 18). И опять Златоуст: я не знаю, хотя бы и неверным назвали меня еретики, пусть называют и глупым. И просто: те, которые имели двоякую премудрость, предпочитали премудрость свыше, но мудро пользовались и внешним обучением, в меру, согласно с апостольским правилом, чтобы не хвалиться безмерно, как те египтяне, которые издевались над простотою речи апостола Варнавы, не зная, что проповедь его заключала в себе глаголы жизни вечной, как говорит Климентово писание. Многие из нас страдают тем же, и, когда слышат, что кто-нибудь говорит на ином языке, смеются, хотя, может быть, говорящий и премудр в своем языке и говорит о страшных таинствах; это, конечно, происходит от незнания. Отцы же с намерением писали просто, соображаясь со временем и с людьми, к которым писали. Как говорит святой Григорий Нисский, восхваляя святого Ефрема за то, что он, будучи премудр, писал просто, и будучи весьма искусен в знании догматов, удивляюсь, говорит, как искусно склеил листы нечестивых книг того малоумного еретика, и как тот, по гордости, не в силах был перенести стыда и лишил себя жизни. Святое смирение превыше естества, и неверный не может его иметь и считает противоестественным, как говорит о таких Великий Дионисий в писании своем к святому Тимофею, что древним воскресение мертвых казалось противоестественным, мне же, и тебе, и истине не кажется оно противоестественным, но превысшим естества. И это по отношению к нам только, по отношению же к Богу не превышеестественным, а естественным, ибо повеление Божие есть действие Его естества. Отцы же наиболее лобызают смирение делом и словом, как написавший сказания о старчестве, хотя был и епископ и потерпел изгнание за Христа, но о рубище одной девы сказал: я взял его, чтобы получить благословение. И святые отцы Дорофей и Кассиан были премудры, но писали просто. Это сказано нами для того, чтобы не подумал кто-либо, что некоторые по гордости писали высоко или, опять, другие по неучености – просто; но сила212 у тех и у других одна и та же и одним и тем же Святым Духом дана, намерение же было – к пользе всех. Ибо ежели бы все писали просто, то никто из высоких (ученых) не получал бы пользы и считал бы написанное за ничто по простоте слова; но также и из простых никто не получил бы пользы, если бы все писали высоко, потому что не понимал бы силы сказанного. Кто действительно вкусил ведения Писаний, тот знает, что сила и простейшего изречения Писания и наиболее премудрого одна и та же и направлена к тому, чтобы спасти человека, а непричастный этого ведения часто соблазняется, не зная того, что обучение земной мудрости много помогает, если оно делается колесницею для премудрости свыше. Ибо одна дает светлые мысли, а другая силу слову, если имеет при себе твердое благоразумие и целомудрие213, чрез которое опасается неразумия и того, чтобы не мудрствовати паче, еже подобает, но мудрствует в целомудрии, по слову апостола (Рим. 12, 3). Как слово "аминь", вместо которого в Евангелии от Луки сказано "воистину" (Лк. 9, 27; 12, 44; 21, 3), есть твердое слово, подтверждающее прежде него сказанное, так и мудрость есть твердое понимание, могущее сохранить истину. "Аминь" делает явным пребывание новой благодати, потому и нигде не встречаем его в Ветхом Завете, ибо тот был прообразованием, в новой же благодати повсюду говорится "аминь", ибо она пребудет во век и в век века. "
http://psylib.org.ua/books/dobrl05/txt36.htm#5

 
КлирДата: Воскресенье, 27.02.2011, 20:41 | Сообщение # 16
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
"Богодухновенность Библии - что это?
По циклу лекций игумена Петра Мещеринова "Основы православного мировоззрения"

Автор: игумен Пётр Мещеринов

Главная тема Св. Писания есть Христос; Сам Он сказал: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39); и мы уже сказали с вами, что Писание не есть собственно духовная жизнь, а - описание ее, информация о ней, но информация, не людьми выдуманная, а именно открытая Богом, данная человеку для того, чтобы он пришел ко Христу и в Нем содевал свое спасение, имея Св. Писание как безошибочный критерий правильности своей жизни и строя мыслей. Так же, как и Церковь, которая занимается только и исключительно спасением людей во Христе, хотя со многим соприкасается, - и Св. Писание имеет своим главным предметом - Христа и спасение, хотя о многом пишет. И как Христос, Бог Слово, есть откровение Божие высшее, единственное, исключительное, - так и пророчествующее о Нем и говорящее о Нем записанное слово приобретает значение истинного и непогрешительного Откровения.

Ветхий Завет пророчествует о пришествии Христа, показывает становление в истории подготовительных условий для Него, приготовляет избранный народ, как среду, из которой должен воссиять Спаситель, возводит людей на все более высокий нравственный уровень. Новый Завет говорит об исполнении пророчеств: о жизни Христа, Его учении, Его делах, о пути спасения, о Церкви, о проповеди Апостольской, о нравственной норме жизни христианина; о последних судьбах мира и человечества. Мы будем с вами разбирать, каким именно образом содержит Св. Писание эти истины; но сначала скажем о самом том действовании Божием, которым Господь их нам открывает.

Прежде всего нужно отметить, что это именно действие Божие; Св. Писание не есть какая-то теория, не просто книга исторического и нравственного содержания. В нем заключена некая духовная сила. "Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные", говорит Ап. Павел (Евр. 4, 12). Эта духовная сила Св. Писания коренится в источнике его - действии Св. Духа, непосредственном и особом влиянии Божием на Священных писателей. Это влияние, это действие называется богодухновенностью.

Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек (2 Тим. 3, 16-17), пишет Ап. Павел, а ап. Петр об этом же говорит так: Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1,20-21).

Что же такое богодухновенность? Это есть "сверхприродное действие, посредством которого Дух Святый побуждал и подвизал священных писателей и содействовал им во время писания таким образом, что они: осознавали, стремились точно передать и выражали с безошибочною верностью всето. и только то. что Бог повелевал им писать". Здесь необходимо уточнить объем этого богословского термина, поскольку что такое богодухновенность часто понимают неправильно. Богодухновенность относится к содержанию Св. Писания, но не к каждой букве его. Писание не есть некое спиритическое письмо, а богодухновенность не есть то, что священные писатели представляли собою безвольный инструмент. Господь не написал Библию собственноручно; Он не диктовал ее авторам библейских книг так, что они находились, как медиумы, в состоянии транса.

Священные писатели становились орудиями Св. Духа, но при этом не утрачивали ни своей личности, ни свободы, ни рассудка, ни воли, ни характера, ни манеры излагать мысли, ни даже своих, присущих каждому человеку, немощей и человеческих особенностей. Здесь произошло как бы некое таинство: оставляя неприкосновенной личность и свободу, Бог так воздействовал на св. писателя, так просвещал его душу и разум, что написанному им тексту, сохраняющему его индивидуальные и литературные особенности, сообщалось Духом Святым в содержании, смысле его, Божественное непогрешительное значение Откровения Божия.

Существует ошибочная точка зрения на богодухновенность Писания, что она доходит до того, что будто каждая буква или сочетание слов, или вообще всякая внешняя форма Писания свята и непогрешима. Это опровергается тем, что есть в Писании некие мелкие внешние противоречия, например в Евангелии от Матфея, Луки и Иоанна, в рассказе о предательстве Петра повествуется, что петух запел один раз, а в Евангелии от Марка - два раза. В 1 книге Царств Давид играет Саулу на псалтири, а в следующей главе они только знакомятся. В Евангелии от Матфея - два гадаринских бесноватых, а у Марка и Луки - один; и т.д.

Если понимать богодухновенность именно таким радикальным образом, то как моryт быть в Писании эти противоречия? Здесь дело в том, что, как мы уже сказали, цель откровения Божия - исключительно спасение человека. Св. Писание - не учебник физики, биологии, не протокол исторических собы­тий, хотя это не значит, что Библия содержит неверные мнения по этим вопросам. Нет, и то, что есть в Библии, относящиеся до этих сфер знания - истина; но это не научное, не полное и не пунктуально-точное знание, а основы этих знаний.

Господь, если можно так сказать, исходил из того, чтобы дать человеку точное и полное познание о Христе и о пути ко спасению; и в этом вопросе Дух Святой вдохновлял св. писателей так, что они не могли допустить ни малейшей неточности. Что же касается до не относящихся ко спасению вопросов, частностей, как-то: точная историческая канва или взгляды св. писателей на тот или иной житейский вопрос, не относящийся к религиозной сфере жизни, и т.п. - то тут не было нужды со стороны Бога выверять, так сказать, каждую мелочь, - именно потому, что богодухновенность относится к религиозному смыслу, к содержанию Писания, но не вяжет свободу и волю и память св. писателя.

Поэтому мелкие внешние неточности никак не противоречат богодухновенности и не должны смущать, как иногда бывает, если мы понимаем ее неверно. Это не значит, что богодухновенность на что-то простирается, а чего-то не касается; нет, Ап. Павел сказал: все Писания богодухновенны; а значит это, что богодухновенность не есть что-то формально-насильственное, но - творческое.

Здесь мы видим в действии один из основных принципов влияния Бога на человека, он называется синэргией, т.е. - со-творчеством, со-действием. Он проявляется в любой сфере религиозной жизни. Это значит, что Бог никогда не действует насильственно, автоматически, формально; Бог всегда уважает свободу человека и ждет от него сознательных и совершенно свободных религиозных движений сердца и действий. Хотя Господь всегда, в любом случае помогает человеку в его движении к добру, но далеко не всегда Он делает это явно. Всегда Он промыслительно располагает события тем или иным образом; но насильно никогда не действует, не вяжет человека. И только тогда, когда человек сам, свободно, отдает сердце Богу, тогда Он действует уже очевидно, помогая человеку открыто, и творя - с его согласия - в нем волю Свою.

И в данном случае мы видим, что священные писатели подвигами своей жизни приуготовили себя к действию Божию в себе; они очистили свое сердце, воспылали любовью к Богу, и Господь, видя это, видя, что человек способен к восприятию действия Духа, уже только тогда действовал Сам явно, просвещая ум и душу библейских авторов к тому, чтобы они точно изложили Откровение Божие. Но при этом мы должны помнить, что хоть принцип синэргии - всеобщий в Церкви, все же богодухновенность есть особое действие Божие, не повседневное в Церкви. Поэтому она - основное, что определяет высший авторитет Св. Писания как Откровения, исшедшего - хоть и при живом и неформальном участии св. писателей, - непосредственно от Бога.

Источник: www.cdrm.ru и http://kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1042/

 
LianaДата: Понедельник, 07.03.2011, 20:10 | Сообщение # 17
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
епископ Михаил (Лузин); Редактор: Николай Иванович Троицкий
Библейская наука: Историческия книги Ветхаго Завета. Книга 3

Протоиерей Владимир Иванов
Священное Писание Ветхого Завета: Учебное пособие для 2 класса

Протоиерей Михаил Херасков
Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева

Очерк истории толкования Библии. Книга 1

Протоиерей Георгий Флоровский
Богословские статьи : О Священном Писании

Павел Александрович Юнгеров
Введение в Ветхий Завет

Протоиерей Николай Попов
Священная История Нового Завета

Сообщение отредактировал Liana - Понедельник, 07.03.2011, 21:06
 
TimonaДата: Воскресенье, 01.05.2011, 20:01 | Сообщение # 18
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
"О ТОЛКОВАНИИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Как понять эти слова: Слава в вышних Богу, и на зем¬ле мир, в человеках благоволение! (Лк.2,14)?
Рождество Христово озарило светом небо и землю. Анге¬лы воспевают славу Божественной любви и созерцают Бога в человеческом лице. Спаситель примиряет небо и землю, Бога и человечество. В Рождестве Христовом открыто Божествен¬ное благословение людям,- теперь с нами Бог.
В Вашей книге «Путь христианина» в Слове о Крест¬ных страданиях Иисуса Христа есть такая мысль об исцелении Господом расслабленного при Силоамской купели: «Господь исцелил его, как бы даровал вторую жизнь... А человек этот тотчас пошел к первосвящен-никам и указал на Иисуса, донес...». Поясните, пожа¬луйста, почему в Толковании на этот эпизод у святого Феофилакта Болгарского сделан другой вывод: о благо¬дарности ко Господу расслабленного.
Исцеленный при Силоамской купели если и был благодарен Господу за исцеление, то затем, не послушав Его, рас¬сказал о чуде не только своим родным, но и старейшинам народа, вопреки запрещению Христа. От непослушания он потерял благодать Божию и окончил тем, что на суде первосвя¬щенника ударил по лицу Христа. То, о чем я писал, является Древним Преданием. Непослушание, независимо от того, с какой целью оно совершено, уже является началом дальнейшего падения.
Что значат эти слова Господа: Я о них молю: не о се мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои (Ин.17,9)? Как это может быть совмести¬мо в Церкви? Ведь в храме говорится: «И всех и вся».
Господь предвидел, кто будет сопротивляться благодати, и поэтому молился не за всех. Слова: «И всех и вся» - в точном переводе с греческого означают: «всех» - мужчин, «вся» -женщин.
Почему Господь сказал: Царство Божие внутри нас (Лк.17,21),- а потом: Я приду и обитель в нем (в человеке) сотворю (Ин.14, 23) - противоре¬чие получается...
В человеке как образе Божием заложена возможность богообщения, а оно осуществляется через приход в душу благо¬дати Духа Святого, которая есть Царство Божие и обитель Христа в человеке.
Уменя такой вопрос: в псалме 1 читаем: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных (Пс.1,5). В Толковой Псалтири на¬писано, что, мол, тут не просто - «не воскреснут», а «не воскреснут на суд», что означает явность пригово¬ра грешникам. Хотел бы услышать Ваше уважаемое мнение.
Нечестивые воскреснут на суд уже осужденными; а право¬славные христиане будут судимы. С них спросится, оправдали ли они своей верой и своими делами благодать, которую они получили. Наказания для православных, поправших обеты Крещения и собственную веру, будут более тяжелыми, чем для не знавших Христа.
В «Догматическом богословии» архимандритов Алипия (Кастальского-Бороздина) и Исаии (Белова) на¬писано, что в канонических книгах Библии упоминаются всего два имени Архангелов: Михаил и Гавриил. Четыре имени встречаются в неканонических книгах: Рафаил, Уриил, Селафиил, Иеремиил. Кроме того, благочестивое Предание говорит еще о двух Архангелах: Иегудиил и Варахиил. Итак, четыре имени Архангелов пришли к нам из неканонических книг. Скажите, пожалуйста, как оп¬ределить, какие неканонические книги допустимы для чтения христианином, а какие - нет, или по каким принципам понять, что книга - ересь? Может, существу¬ют какие-то правила, чтобы определить, что книга - ересь? Вопрос мой возник в том числе и из-за того, что при прочтении одной книги нашел ссылку на книгу пророка Ездры. Верно ли то, что эта книга неканоническая, но ересью не является?
Неканонические книги, в отличие от канонических, содер¬жат в себе элементы человеческой ограниченности и возможной ошибки, тогда как канонические книги всецело написаны под воздействием Духа Святого и возможность ошибки в них исклю¬чена. Однако неканонические книги содержат в себе ценнейшие исторические сведения и много мудрых советов. Поэтому по Промыслу Божиему они включены в православную Библию, но с некоторой оговоркой, что они не могут являться полным авто¬ритетом для решения догматических и богословских вопросов. В отличие от неканонических книг, вошедших в Библию, сущест¬вует еще много апокрифов (ложно надписанных именами Про¬роков и Апостолов), в которых содержатся учения, противореча¬щие Священному Писанию. Такие апокрифы не могут быть назидательным чтением для христианина, церковные правила за¬прещают пользоваться ими. Ересь - это догматическое искаже¬ние, то есть вероисповедная ложь, а большинство апокрифов но¬сит еретический характер. Что касается ангельских имен, то их сохранило нам Священное Предание, являющееся наравне со Священным Писанием источником православного вероучения.
В книге Бытия говорится: И сказал Господь Бог; не хорошо быть человеку одному (Быт.2,18). Обще¬ния с Богом ему было недостаточно?
Адам был невинен, но несовершенен; он должен был совершенствоваться в любви к Богу через любовь и заботу о Еве. Надо помнить, что до грехопадения любовь Адама к Еве была бесстрастной и не могла противоречить духовной люб¬ви к Богу, что случается в нашем мире, где любовь связана со страстью и эгоизмом. Адам и Ева как бы представляли образ Церкви на земле.
У меня к Вам два вопроса про Библию. Ученые пи¬шут, что Ирод царствовал в иное время, чем про¬исходила перепись народа, не во время владения Квиринием Сирией, а во второй главе Евангелия от Луки эти два периода сведены в один. Правда ли это? А вто¬рой вопрос по книге Бытия Моисея: в ней пишется, что после потопа человек благословился есть живот¬ных. Но Авель ведь уже до того был пастухом. Почему это тогда лишь после потопа благословился человек есть животных? Зачем тогда Авель уже до этого пас овец?
1. Квириний был дважды проконсулом Сирии, так что, расхождений здесь нет. 2. До потопа люди разводили скот не ради мяса, а чтобы получать шерсть и молоко. Авель изобра¬жается на иконах в одежде из овечьей шерсти. В житиях не¬которых пустынников мы читаем, что они питались моло¬ком диких оленей и ланей. Монахам, которые не едят мясо, разрешается сыр.
Глупый - это человек с ограниченными умствен¬ными способностями, несообразительный, бестол¬ковый. Не обнаруживающий ума, лишенный разум¬ной содержательности и целесообразности, но, в отличие от опрометчивого, у глупого есть надежда приобрести познания о Боге, сделать значительным свой кругозор изучением Писаний, преобразовать свои узкие мирские интересы, не имеющие сущест¬венного, важного значения, в целесообразность посредством увеличения базы данных ума, кропотли¬вой усидчивости над Торой, Евангелием и Кораном, в результате чего он может приобрести, будучи лишенным ума, разумную содержательность! А вот опрометчивый обозначен в Писаниях (Тора, Евангелие и Коран) как данность, он не имеет возможности к По¬каянию, ибо он предрасположен, по роду своему, иметь постоянное влечение быть слишком поспеш¬ным, неосторожным и необдуманным, так как посто¬янство не подлежит изменению! Опрометчивый есть волк в овечьей шкуре.
Мне кажется, что Вы путаете глупость и незнание. Незна¬ние - это состояние, а глупость - это свойство. Так как Вы считаете, что моя обязанность - ответить Вам, чем Евангелие отличается от Корана, то скажу о самом главном. Краеуголь¬ный догмат христианства - учение о Святой Троице. Ислам не только категорически отвергает этот догмат, но имеет не¬верное представление о том, что он означает, а именно: Коран считает, что христиане верят в Отца, Сына и Деву Марию. Возможно, такие сведения почерпнуты из учения какой-то древней гностической секты, которая считала Деву Марию во¬площением Духа Святого. Одним из важнейших вопросов в области нравственности является вопрос семьи - как малой домашней церкви. В христианстве это - союз мужчины и жен¬щины, где двоеженство и двоемужество категорически запре¬щены, как несоответствие самой идее брака - единству супру¬гов. В Коране допускается мужчине иметь четырех жен, а наложниц - сколько позволяют ему средства. Если Вы не ви¬дите в этих вопросах никакой разницы, то мне остается только выразить Вам свое соболезнование.
Можно ли понимать буквально тексты Ветхого Заве¬та? Если нет, то, может быть, только их часть: 1.1. То, что относится к космологии? 1.2. То, что относится к морали? 1.3. То, что относится к служению Богу? Можно ли понимать буквально тексты Нового Завета? Если нет, то, может быть, только их часть: 2.1. То, что относится к морали? 2.4. То, что относится к служению Богу? 2.3. То, что относится к описанию исторических событий? Можно ли доверять всем толкователям Свя¬щенного Писания? Если нет, то, может быть, только их части: 3.1. Самым древним? 3.2. Всем православным? 3.3. Всем современным? Прошу ответить коротко и по существу.
Библия похожа на многоэтажное здание, которое включа¬ет в себя буквальный, исторический, нравственный, прообразовательный и символический смыслы; они не исключают, а дополняют друг друга. Экзегетика поясняет Священное Писа¬ние, но не исчерпывает его. Библия может быть раскрыта для человека только в Церкви через благодать и только в меру его подготовленности. Для того, чтобы я мог ответить коротко и по существу, Ваши вопросы должны иметь конкретное содер¬жание.
Кто такой Елиуй, как толковать главу 33 книги Ио¬ва, являются ли ее слова Божественным Открове¬нием и назиданием в нашей жизни и что значит: Про¬светить... светом живых (Иов.33,30)?
Господь отводит нас от греха через голос нашей совести, но если человек не слушается этого внутреннего голоса, то он лишается благодати, и душа погружается в мрак. Некоторые писатели совесть называли голосом Ангела Хранителя. Что касается речей друзей Иова, то они содержат в себе глубокие нравственные назидания и наблюдения. Но Священное Писа¬ние не называет их Пророками, поэтому мы не можем судить о характере и свойстве их речей.
Что значит: «Никогда не простится хула на Святого Духа» (Мф.12,31-32)?
Хула на Духа Святого - это не грех словом или мыслью против Духа Святого, а такое состояние души, когда человек уже стал неспособным к Покаянию.
Я недавно воцерковленный человек и, читая Священное Писание, не понимаю некоторые места. Объясните, пожалуйста, как надо понимать слова Христа, сказанные апостолу Петру: Взявший меч от меча и погибнет (Мф.26,52) (и почему тогда перед выходом из дома Христос попросил взять меч с собою?). Следует ли сделать из этого вывод, что не стоит служить и армии?
Отвечаю на первый вопрос. Царство Христа было Царством не от мира сего, поэтому Он добровольно отдает Себя в пуки представителям власти. Слова Христа касаются Его уче¬ников, которые не должны надеяться на земную силу в своей проповеди и быть покорными властям. Христианские мучени¬ки отдавали себя на смерть даже тогда, когда могли сопротив¬ляться. Слова Христа не содержат в себе запрещения испол¬нять воинские обязанности и защищать Родину с оружием в руках. Многие из христианских святых были воинами. Что каса¬ется другого вопроса, о двух мечах, взятых учениками (Лк.22,38), то святые отцы видят в этом два вида служения Богу: де¬ятельное - исполнение евангельских заповедей и созерца¬тельное - молитву. Это два меча для борьбы с демоном.
При чтении Евангелия у меня возник вопрос: зачем Христос воскресил Лазаря, если Лазарь, по всей видимости, находился в раю? Имело ли это какой-то оп¬ределенный смысл?
Души праведных до Воскресения Христа из мертвых на¬ходились в аду, но не в муках.
Что означают слова евангельские: Где труп, там со¬берутся и орлы (Мф.24,28)?
Слова Евангелия означают время Второго пришествия Христа на землю, когда нравственное и духовное состояние че¬ловечества будет напоминать мертвеца. Орлы - это Ангелы, ко¬торые будут сопровождать Господа. Есть и другие толкования".
архим. Рафаил К.
 
Форум » Догматы » Священное Писание и Предание » Священное Писание
Страница 1 из 11
Поиск:

Форма входа