Познание основ православной веры

Воскресенье, 19.11.2017, 13:36

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Апостольские послания - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Догматы » Священное Писание и Предание » Апостольские послания
Апостольские послания
NikДата: Четверг, 27.05.2010, 17:08 | Сообщение # 1
Блаженны нищие духом
Группа: Проверенные
Сообщений: 106
Репутация: 0
Статус: Offline
Почему говорится, что христиане как члены одного тела должны быть? Члены - это то же, что части тела, или есть какая-то разница?
 
ДеньДата: Среда, 04.08.2010, 16:34 | Сообщение # 2
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
Член - отдельный элемент связного целого, одна из нескольких или многих частей, в совокупности своей составляющих целое.
Часть - доля целого. Орган есть часть тела, но выполняющий определенную функцию в теле. Наверно поэтому лучше говорить о членах церкви как самостоятельных существах со своей функцией, но составляющих единый организм - Церковь. Частью может быть что угодно. Кусочек хлеба отломили - вот и часть, а член - более высокого ранга, он - со своей функцией.

Симеон Новый Богослов: «Все святые - воистину члены Христа Бога и как члены - сочетаются с Ним и соединены с Телом Его так, что Христос есть глава, а все от начала до последнего дня святые - члены Его. И все они в совокупности составляют единое Тело...
Иные из них состоят в чине рук, творящих дела до сих пор, исполняя волю Его, претворяя недостойных в достойных и представляя их Ему.
Иные - в чине плеч Тела Христова носят тяготы друг друга или, возложив на себя найденную погибшую овцу, блуждавшую в горах и пропастях, приносят ее ко Христу и так исполняют Его закон.
Иные - в чине груди источают для жаждущих и алчущих правды Божией чистейшую воду премудрости и разума, то есть научают их Слову Божию и преподают им истинный хлеб, который вкушают святые Ангелы, то есть истинное богословие, как наперсники Христовы, возлюбленные Им.
Иные - в чине сердца, которые любовью вмещают всех людей, приемлют внутрь себя дух спасения и служат хранилищем неизреченных и сокровенных таин Христовых.
Иные - в чине чресл порождают божественные помышления, имеют силу таинственного богословия и сеют семя благочестия словом своего учения в сердцах людей.
Иные, наконец,- в чине костей и ног являют мужество и терпение в искушениях, подобно Иову, и неподвижно стоят в добре, не уклоняются от налегающей тяжести, но охотно принимают ее и бодро несут до конца.
Таким-то образом стройно составляется Тело Церкви Христовой из всех от века святых Его и бывает целым и всесовершенным, да будут едиными все сыны Божии, написанные на Небесах».

Добавлено (04.08.2010, 16:17)
---------------------------------------------
Свщмч.Петр дал толкование на первые 2 главы послания ко Евреем

I ГЛАВА
Ст. 1-2.

Положение уверовавших иудеев среди своих единоплеменников было крайнее и черезвычайно тяжелое. Единоплеменники пылали против них ярою злобой и причиняли им всевозможные насилия, самовластно распоряжаясь в Иерусалиме, держа в руках своих дела и власть ввергать в темницы, наносить побои и угрожать различными наказаниями. У уверовавших иудеев отнимали имущество и даже лишали их жизни, как например святого первомученика Стефана. Естественно, что верные иудеи впадали в уныние и колебались в вере, которая обещала им блаженство только в будущем, после смерти, тогда как прежняя их вера доставляла им блага еще здесь, на земле, при жизни, и отцы их пользовались этими благами.

И вот святой апостол Павел, хотя и был апостолом языков, но горя истинной и совершенной любовью ко всем, паче же к братии своей, сродникам своим по плоти, ради спасения которых он желал бы быть отлученным от Христа (Рим. 9, 3), отправляет им послание, утешая и укрепляя в вере, внушая терпеливо переносить все скорби и ждать с несомненностью воздаяний в будущей блаженной жизни. Утешьтесь, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени (Евр. 12, 12), ибо вы имеете большое преимущество перед вашими отцами; на вас излил Бог большую благодать, вам открыл полноту домостроительства Божия. Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне. Поистине, где умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5, 20).

Многочастне и многообразне — указывает на то, как Бог сообщал людям волю Свою, и притом Он сообщал ее не раз, не однажды, а много раз. По мнению большинства толковников, этими словами указывается: первым на разные времена и степени в сообщении откровения, а вторым на разные способы его сообщения. “Как только требовала нужда, так и являлись мужи от лица Божия, — говорит преосвященный Феофан. - Было откровение в раю: семя жены сотрет главу змия (Быт. 3), было по изгнании из рая от Адама до Ноя, было после потопа от Ноя до Авраама, до Моисея, было при Моисее, было при судиях, было через прочих пророков до последнего”. Но сие сообщение было отрывочно, неполно, через одного пророка сообщалось одно, через другого другое: например, через пророка Исаию — рождение Мессии от Девы и Его страдания, через Даниила — время Его пришествия, через Малахию — явление Предтечи Христова, и так далее. Так было необходимо, и так премудро поступал Бог, ибо религиозное, нравственное и умственное состояние иудейского народа в разное время требовало и могло принять только известные откровения. Получив откровение, люди, заботящиеся о благоугождении Богу, обязаны были располагать свою жизнь по этим откровениям, как кто мог по своей внутренней развитости и настроенности. “Потому что сила спасения, — говорит епископ Феофан, — вера в Обетованного — проходила по всем временам. Откровение об Обетованном не могло быть дано все вдруг, а давалось, как могло быть понято и усвоено. Образ Обетованного раскрывался по частям (по частям многим). Лет за 500 до пришествия Его кончились откровения. Израилю дано время вникнуть в открытое о Нем, понять, усвоить; когда явится Он, безошибочно узнать Его.

На такие мысли наводит слово — многочастне. Может быть, тот же смысл имеет и слово многообразне, так что оба слова обозначают одно — “различно”. Так толкует святой Иоанн Златоуст. При сем толковании многообразность надо будет понимать не в отношении к тому, каким образом совершалось самое откровение, например во сне, наяву и прочем, а в отношении к тому виду, в каком сообщалось откровение по своему содержанию: допотопное, через Авраама, через Моисея… Многочастное откровение естественно делалось многообразным. Но можно и различать сии слова, соединяя со словом многочастне понятие о много раз повторявшихся актах откровения, а с словом многообразне — понятие об образах откровения: то во сне, то наяву, через Ангелов, через внутреннее озарение, через слово, слышанное без видения лица; и народу израильскому Бог повелевал передавать Свои внушения то прямым словом, то приточно, и притчу иногда повелевал выражать не словом, а действием. Блаженный Феодорит различает значение сих слов: “Слово многочастне означает разного рода домостроительства (вероятно — патриархальное и подзаконное), а слово многообразне — различие Божественных видений (откровений). Ибо иначе Бог явился Аврааму, иначе Моисею, иным образом Илии, иным Михею. И Исаия, и Даниил, и Иеызекииль видели разные образы. Сему научая, Бог всяческих изрек: Я говорил к пророкам, и умножал видения, и через пророков употреблял притчи (Ос. 12, 10). Ибо естество Божие не многообразно, напротив того, не имеет ни вида, ни образа, просто и несложно. Посему видели не самое непостижимое естество, но такие образы, которые по мере потребности являл невидимый Бог. Впрочем, слово многочастне наводит и на другую мысль, а именно, что каждому из пророков поручалось частное некое домостроительство. Бог же пророков, то есть Владыка Христос, имел смотрение не о частной какой-либо потребности, но, вочеловечившись, совершил все и устроил спасение человеков…” Главная мысль апостола: тогда Бог говорил через пророков, а ныне — через Сына… Об этом он и продолжает после речь“(епископ Феофан).

Впереди всех пророков и выше всех стоит боговидец Моисей, который посему именно и должен был пророчествовать о Христе, как о последнем и подобном ему Пророке, Который непременно и явится после него: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог Твой, Его слушайте (Втор. 18, 15). И сказал Господь: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему (Втор. 18, 18).

Моисей из всех пророков находился в исключительном положении — он удостоился говорить с Господом Богом явно, лицом к лицу: И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу (Втор. 34, 10), тогда как все остальные пророки возвещали волю Божию народу израильскому, получая откровения в подобиях, прообразах и гаданиях, через внутреннее озарение, видения или во сне, в разного рода действиях и прообразованиях, значение которых не всегда было вполне понимаемо даже самими пророками. Но все сие, как бы оно многочисленно и многообразно ни было, как бы ни было богато и различно по своему содержанию, однако не имело значения цели, а лишь средства, было только уготовлением пути к тому, что имело совершиться в последок дней.

Святитель Феофан говорит: “Тем же, как часто и как разнообразно говорил Бог через пророков, не имелось в мысли развлекать внимание читающих, хотя разъяснение этого могло подать очень внушительные мысли, например: там было обетование, здесь — исполнение; там — тень, здесь — тело; там все имело значение подготовительное, здесь все — в самой действительности, тут — венец откровений: древнее все прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Следовательно, народ Божий так попечительно руководим был Богом, что уже не было более нужды оставаться под законом, а надобно подчиниться новому домостроительству Божию, учрежденному Сыном Божиим. К главной мысли апостола изъяснение сих слов можно направить так: сколько раз и как многообразно Бог открывал волю Свою, и все через пророков, а ныне он открыл ее нам через Сына. Как отличил Он нас! Какое дивное устроил Он в нас дело! “Что великого, — говорит святой Златоуст, — что Бог посылал к отцам нашим пророков? К нам Он послал Самого Сына Своего Единородного! Там Бог глаголал через пророков, а нам через Единородного”.

Если же тем Бог говорил и через Ангелов, ибо и Ангелы беседовали с иудеями, то и в этом мы имеем преимущество, так как с нами говорил Господь, а с теми рабы, ибо и Ангелы и пророки равно рабы. Да сии и не могли говорить так, как говорил Господь и Владыка! Сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех (Ин. 3, 31), ибо Ему не мерою дает Бог Духа (Ин. 3, 34).

Судя по сказанному, — замечает святитель Феофан, — слово древле обнимает все время ветхозаветных откровений, начиная с Адама до последнего пророка, а не одно то, в которое действовали собственно пророки. Во все это время Бог глаголал отцем во пророцех. Отцы — все родоночальники, а пророки — избранные мужи, через коих Бог открывал Свою волю. Первые — преемники и блюстители откровения, последние — возвестители его. Как блеск молнии пробегает в одно мгновение небо из конца в конец, святой апостол Павел освещает мыслью все прежнее время. Начало речи возбудительное. Оно сходно с началом Послания к Ефесеям, где святой Павел не останавливается на Адаме, а восходит до предвечных определений Божиих. Адам, Енох, Ной были пророки, через коих Бог поучал допотопный род, как хощет быть служим и благоугождаем от людей. В лице Ноя это поучение перешло в послепотопное время и в самом начале его было поновлено и пополнено сообразно с тогдашним возрастом человечества. Когда явилась необходимость обособить из общей массы людей, отдельный род для хранения истинной веры, родоночальники его Авраам, Исаак, Иаков были пророки для него. Они стоят на переходе к подзаконности, которая, когда пришло для нее время, учреждена была через пророка Моисея и потом постоянно была поддерживаема пророками, коих Бог воздвигал во всякое время и через них открывал волю Свою, Свои суды, заповеди и особенно обетования о пришествии Спасителя. Так шло дело поучения веры до пришествия Христа Спасителя. Бог непосредственно не говорил народу, а говорил избранным мужам, чтоб они передавали то народу. Только однажды на Синае говорил Он народу; но народ недолгое слово Бога — изречение десяти заповедей, едва выдержал и просил, чтобы Бог не говорил более к нему, а передавал волю Свою Моисею, а тот — им. Та и цель была сего действия Божия, чтобы в народе поселить крепкую уверенность, что все, что имеет учредить Моисей, от Бога есть, — каковая уверенность и пребыла в нем до Христа Господа, при Коем они говорили: Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог (Ин. 9, 29). Были они уверены и в том, что и через других всех пророков также говорил Бог, хоть не всегда слушались слов их, по своему злонравию.

Апостол утверждает сию уверенность как истинную и берет ее в основу своего руководства иудеев к вере Христовой. Бог, говорит он, глаголавший древле через пророков, в последние дни изрек нам волю Свою через Сына Своего. Говорит Тот же Бог, но через Сына. Хотя, слыша: в Сыне, не все могли точно и ясно представить, что есть Сын в Боге; у всех, однако ж, со страхом благоговеющих к воле Божией, слово сие тотчас порождало мысль, что слово Божие через Сына выше слова Его через пророков. Эта мысль тотчас поднимала в очах их апостольское слово на значительную высоту, у верующего оживляла и возвышала веру, а у не верующих возбуждала внимание и вызывала к исследованию, что оно в самом деле есть и как есть“.

Глаголавый — глагола. Здесь выражение “глаголати” в смысле Божественного откровения является особенностью сего Послания к Евреям. Поскольку дело здесь идет о вере, истинной же вере может научить только Бог через Божественное Свое откровение, то с этого и начинает свою речь апостол. И древле вере учил Бог, и ныне Он же научает ей. Но тогда Он учил через пророков, а теперь учит через Сына Своего. Этим с первого же слова внушалось иудеям: внемлите убо!

А нам что внушают слова сии? Не ждите более откровения, оно завершено. Почему апостол, сказав: глаголавый — глагола, не прибавил: и будет глаголать. И послать уже некого. Сын, как и в притче о делателях винограда, последний посланник (Мф. 21, 37). После сего и к нам можно приложить: внемлите убо! Глаголавый — глагола. И снова говорит Тот же Бог, Который говорил прежде. Следовательно, новое слово Божие согласно с древним и древнее с новым. Хотя древние внешние учреждения прошли, но слово истины, сокрытое в них, непреложно. Оно служит сильнейшим удостоверением и в истине нового слова, а новое слово руководит к полнейшему уразумению слова древнего. Входящий со светильником нового слова в древнее все таинственное, там сокрытое, уразумевает ясно. А кто надлежащим образом уразумевает значение ветхозаветного, для того новозаветное получает неотложную необходимость, и именно в том виде, как оно есть.

Почему же не сказал: глагола нам Христос? Отчасти потому, что они были слабы и не могли слышать о Христе; отчасти показывая этим, что Ветхий и Новый Завет — дело одного и того же Бога.

Употребляя слово нам, он как бы и себя, и слушающих соединяет с апостолами, которым, собственно, говорил Бог и через которых уже и прочим; таким оборотом он поднимает их унылое настроение и вливает утешение в отягченные скорбью сердца их.

В прямом противоположении слову древле стоят слова: в последок дний сих. Но предсказания на пришествие последка дний сих яркою полосою проходят во все время древле. И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии — говорит апостол Петр в притворе Иерусалимского храма (Деян. 3, 24). Этот последок дний сих называется еще концом веков (Евр. 9, 26; 1 Кор. 10, 11).

Добавлено (04.08.2010, 16:34)
---------------------------------------------
http://mystudies.narod.ru/library/z/zverev.html

 
КлирДата: Среда, 01.09.2010, 16:44 | Сообщение # 3
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Олег (Стеняев), прот.
Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова http://lib.cerkov.ru/preview/317
 
461119Дата: Воскресенье, 03.10.2010, 16:20 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Схииг. Савва (Путь к совершенной радости, Мысли): «Когда святитель Иоанн Златоуст писал толкование на послание апостола Павла три дня, то келейник его Прокл видел стоящего с Иоанном Златоустом апостола Павла который, шептал ему на ухо свои мысли. И поэтому авторство толкования следует приписывать не одному святителю Иоанну Златоусту».
 
TimonaДата: Понедельник, 04.10.2010, 22:06 | Сообщение # 5
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Святитель Иоанн Златоуст

Из Бесед на Деяния Апостольские

Беседа XXXVI

В полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Бога: послушаху же их юзницы. Внезапу же трус бысть велий, яко поколебатися основанию темничному: отверзошася же абие двери вся, и всем юзы ослабеша (Деян. XVI, 25, 26).

1. Что может сравниться с душами (Павла и Силы)? Они претерпели удары, получили множество ран, вынесли оскорбления, находились в крайней опасности, были в кандалах, содержались во внутренней темнице; но и при этом не дозволили себе спать, а бодрствовали в течение всей ночи. Смотрите, какое благо - скорбь. А мы и на мягких постелях, и без всякой опасности, спим во всю ночь. Может быть и потому бодрствовали, что находились в таких обстоятельствах. Ни сила сна не одолела их, ни страдания не изнурили, ни страх не привел в уныние; но все это еще более возбуждало их и исполняло великой радости. В полунощи же, говорит (писатель), пояху Бога: послушаху же их юзницы. Узникам казалось это странным и необычайным. Внезапу же трус бысть велий, яко поколебатися основанию темничному: отверзошася же абие двери вся и всем юзы ослабеша. Землетрясение было такое, что и (сторож) проснулся; двери отворились так, что нельзя было не удивиться случившемуся; но узники не видели этого; иначе они все разбежались бы. Возбуждся же темничный страж, и видев отверсты двери темницы, извлек нож, хотяше себе убити, мня избегшя юзники. Возгласи же гласом велиим Павел, глаголя: ничтоже сотвори себе зла: вси бо есмы зде (ст. 27, 28). Он особенно дивился человеколюбию Павла, изумлялся и его мужеству, как он, имея возможность убежать, не убежал и его удержал от самоубийства. Просив же свещи, вскочи и трепетен быв, припаде к Павлу и Силе. И извед их вон, рече: господие, что ми подобает творити, да спасуся (ст. 29, 30)? Видишь ли, как чудо поразило его? Она же рекоста: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешися ты и дом твой. И глаголаста ему слово Господне, и всем, иже в дому его (ст. 31, 32). Вступив немедленно в беседу с ним, они показали свое к нему человеколюбие. И поем я в той же час нощи, измы от ран, и крестися сам и свои ему абие. Введ же я в дом свой, постави трапезу, и возрадовася со всем домом своим, веровав Богу (ст. 33, 34). Омыл их, воздавая этим благодарность и оказывая им честь. Дню же бывшу, послаша воеводы паличники, глаголюще: отпусти человека она (ст. 35). Начальники, может быть, узнали о случившемся и не смели сами (придти) отпустить их. Сказа же темничный страж словеса сия Павлу: яко послаша воеводы, да отпущени будете: ныне убо изшедше, идите с миром. Павел же рече к ним: бивше нас пред людми, неосужденных, человеков Римлян сущих, всадивше в темницу, и ныне отай изводят нас? Ни бо: но да пришедше сами изведут нас. Сказаша же паличницы воеводам глаголы сия: и убояшася, слышавше, яко Римляне суть. И пришедше умолиша их, изведше моляху изыти из града. Изшедше же из темницы, приидоста к Лидии, и видевше братию, утешиста их, и изыдоста (ст. 36-40). И после того как начальники объявили, Павел не выходит, может быть ради Лидии и других братий, или желая устрашить начальников, чтобы кто не подумал, будто они отпущены по своей просьбе, и чтобы внушить смелость другим (христианам). Троякая, возлюбленные, была вина их, именно: они посадили в темницу римских граждан, без суда, и всенародно. Видишь, как апостолы делали многое и по-человечески. Сравним с этою ночью наши ночи, которые проводятся в пиршествах, пьянстве и безчинии, в которые бывает сон ничем не отличающийся от смерти, или бодрствование хуже сна. Одни спят безчувственно, другие бодрствуют к сожалению и несчастию, составляя козни, заботясь о деньгах, придумывая, как бы отомстить обидевшим их, питая вражду, припоминая оскорбительные слова, сказанные днем, и таким образом воспламеняют огонь гнева и совершают непростительные дела. Посмотри, как спал Петр; с ним это было по смотрению (Божию), потому что надлежало придти ангелу и никому не должно было видеть случившегося (Деян. XII, 6). Хорошо и то, что сторож не допущен был до самоубийства. Почему было это, а не другое какое-либо знамение? Потому что оно особенно могло вразумить и убедить его, а если бы этого не было, то он подвергся бы опасности, так как не столько чудеса вразумляют нас, сколько то, что относится к нашему спасению. А чтобы не показалось, что землетрясение произошло само собою, во свидетельство чуда и случилось последующее. Оно совершается ночью, потому что (апостолы) ничего не делали из тщеславия, но все для спасения. Темничный страж не был злой; он заключил их во внутреннюю темницу, потому что получил такое приказание, а не сам от себя. Почему же Павел не вдруг воззвал к нему? Потому что он был исполнен страха и смятения и не внял бы. Потому, когда Павел увидел, что он намеревается умертвить себя, то предупреждает и громко говорит ему: вси есмы зде. После этого он просив свещи вскочи и припаде к Павлу и Силе. Сторож пал к ногам узника! Изводит их вон и говорит: господие, что ми подобает творити, да спасуся? Что же они сказали? Заметь: он не потому возлюбил их, что сам избавился от опасности, но потому, что поражен был силою (Божиею).

2. Видишь ли, что было там и что здесь? Там отроковица избавлена от духа - и ввергли (апостолов) в темницу за то, что они избавили ее от беса; здесь только показали они отверстыми двери - и (у сторожа) отверзлись двери сердца, разрешились сугубые узы и возсиял свет; ведь свет возсиял и в его сердце. И вскочи и припаде, и не спрашивает: что случилось, как это случилось? - но тотчас же говорит: что ми подобает творити, да спасуся? Что же Павел? Веруй, говорит, в Господа Иисуса Христа, и спасешися ты и дом твой. Много действует на людей и то, что спасется и дом их. И глаголаста ему слово и всем, иже в дому его. Он омыл их, и сам омылся; омыл их от ран, а сам омылся от грехов; напитал их, и сам напитался. И возрадовася, говорит (писатель), хотя не получил ничего, кроме собеседования и благой надежды. Доказательством его веры служит то, что он оставил все (худое). Что хуже темничного сторожа? Что жесточе, что суровее его? Но он принял их с великою честию. Возрадовася, не потому, что избавился от опасности, но веровав Богу. Веруй, говорил Павел, в Господа; потому и прибавил (писатель): веровав Богу, чтобы не показалось, что спасается человек осужденный и грешный. Бивше нас пред людми, неосужденных человеков, всадиша в темницу, - чтобы это дело не было только действием благодати, но и их самих. Смотри, как разнообразно действует благодать, как вышел (Петр) и как (Павел), хотя они оба были апостолы. Убояшася, говорит (писатель). Боятся потому, что они Римляне суть, а не потому, что несправедливо заключили их. И моляху их изыти из града. Просили этого, как милости. Они же, пришедши к Лидии и утешив ее, тогда и изыдоста. Не следовало гостеприимную жену оставлять в скорби и недоумении. Изыдоста, не потому, что повиновались начальникам, но поспешая на проповедь, так как этот город уже довольно получил пользы от чуда. Долее оставаться здесь не следовало; чудо является большим, когда уходят совершившие его; тогда и оно само взывает громче. Вера темничного сторожа была здесь вместо проповеди. Что может сравниться с этим? Связывается (Павел) и связанный разрешает, разрешает сугубые узы, разрешает связавшего чрез то самое, что был связан. Поистине это - дело благодати. Ныне убо, говорит, изшедше, идите с миром, т. е. безопасно, не боясь ничего. С другой стороны они желают, чтобы и он оставался в безлпасности, чтобы и после того не подвергался обвинению. Не говорят: бивше всадиша в темницу нас, совершивших чудеса, так как на это не обратили бы внимания, но, что особенно могло подействовать на душу их, говорят: неосужденных и Римлян сущих. Будем и мы всегда помнить об этом узнике, а не (только) о чуде. Что в том, скажут эллины, что он, будучи узником, вразумил темничного сторожа? Кого, скажут, и можно было убедить, как не человека грубого, жалкого, не отличавшегося умом, преисполненного пороков, удобоубеждаемого? К этому прибавляют: вообще, кто веровал, кроме кожевника, порфиропродавщицы, евнуха, темничного сторожа, рабов и женщин? Но что они скажут, если мы укажем на сановников, на сотника, проконсула и других с того времени доныне, даже на властителей и царей? Впрочем скажу нечто другое, большее этого; посмотрим на тех же простых людей. Что же, скажут, здесь удивительного? Это и удивительно; если бы кто убедился в предметах обыкновенных, то это было бы нисколько не удивительно; но когда о воскресении, о царствии небесном, о жизни любомудрой говорят людям простым и убеждают их, это гораздо удивительнее, нежели убедить мудрецов. Если нет никакой опасности и кто-либо убеждает, то указывают на неразумие (верующих); но когда говорят, например, рабу: если ты поверишь мне, то будешь в опасности, все будут твоими врагами, тебе должно будет умереть и претерпеть множество бед, и при всем том уловляют душу его, то это уже не от безумия. Если бы учение (христианское) служило для удовольствия, то справедливо можно было бы сказать это; если же раб научается тому, чего не захотели бы принять философы, то это - высшее чудо. Представим, если угодно, того кожевника и посмотрим, о чем беседовал с ним Петр, или, если хочешь, того самого темничного сторожа. О чем говорил ему Павел? Говорил о том, что Христос воскрес, что есть воскресение мертвых, что есть царствие (небесное), и скоро убедил этого, удобоубеждаемого человека. Что же? Не говорил ли ему также о жизни, о том, что нужно быть целомудренным, удерживаться от любостяжания, не быть жестоким и уделять другим из своего имущества? Убедиться и в этом, поистине, свойственно не безумной, но великой душе. Положим, что они принимали учение более по неразумию; но усвоить себе жизнь столь любомудрую - может ли это быть от неразумия? Таким образом, чем неразумнее убеждаемый и однако убеждается в том, в чем философы не могли убедить философов, тем большее здесь чудо, особенно, когда убеждаются и женщины и рабы, и делами показывают то, в чем Платоны и все другие (философы) не могли убедить никого. Что я говорю: никого? Даже и себя самих. Платон внушал, что не нужно презирать богатства, внушал тем, что собрал столько имущества, такое множество денег, золотых перстней и чаш. Что не нужно презирать славы мирской, внушал сам Сократ, хотя и много философствовал об этом, - внушал тем, что все делал из тщеславия. Если бы вы были знакомы с его учением, то я более распространился бы об этом и показал бы, как много в них лицемерия, и как у самого Сократа, - если верить тому, что говорит ученик его, - все учение проникнуто тщеславием.

Добавлено (04.10.2010, 22:05)
---------------------------------------------
3. Но оставим их и обратим речь к самим себе. К вышесказанному можно прибавить и то, что они убеждались в этом среди опасностей. Итак, не будем безстыдны, но подумаем о той ночи, о кандалах, о песнопении, и постараемся сами поступать также; тогда и мы отверзем себе не темницу, а небо. Если будем молиться, то можем отверзть самое небо. Илия и заключал и отверзал небо молитвою. И на небе есть темница. Елика аще, говорит (Христос), свяжете на земле, будут связана на небеси (Мф. XVIII, 18). Будем молиться во время ночи и разрешим эти узы. А что молитва разрешает грехи, в этом может убедить нас вдовица (Лук. XVIII, 3), может убедить друг, который в полночь стоял у дверей и толкал (Лук. XI, 5), может убедить Корнилий, которому (ангел) сказал: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша пред Бога (Деян. X, 4), может убедить Павел, который говорит: сущая истинная вдовица и уединена уповает на Бога, и пребывает в молитвах и молениях день и нощь (1 Тим. V, 5). Если он говорит это о вдовице, жене слабой, то тем более (можно сказать) о мужах.

Я уже и говорил вам об этом, и теперь скажу: будем вставать во время ночи; если не прочитаешь многих молитв, то прочитай одну со вниманием, и этого довольно; ничего более не требую; если не среди ночи, то хотя около утра. Покажи, что ночь не для одного тела, но и для души; не попускай проходить ей в бездействии, но воздай это воздаяние Господу, или лучше, оно опять к тебе же возвратится. Скажи мне: когда мы впадаем в затруднительное положение, то кого тогда не просим? И если скоро получаем просимое, то чувствуем облегчение. Где ты найдешь, чтобы тот, кого ты просишь, готов был благодарить тебя за то, что ты просишь? Где ты найдешь, чтобы не нужно было ходить и искать, кого бы попросить, но иметь его всегда в готовности? Или не нуждаться в других, чтобы просить чрез них? Что может быть больше этого? Он тогда особенно и исполняет (наши просьбы), когда мы не прибегаем к другим, подобно тому, как искренний друг тогда особенно упрекает нас в недоверчивости к его дружбе, когда просим его чрез других. Так поступаем и мы с просящими нас; тогда особенно бываем к ним благосклонны, когда они сами обращаются к нам, а не чрез других. Но что, скажешь, если я оскорбил Его? Перестань оскорблять, со слезами приступи к Нему, и Он скоро помилует тебя за прежние дела. Скажи только, что оскорбил Его, скажи от души и из глубины сердца, и во всем получишь прощение. Не столько ты желаешь, чтобы прощены были тебе грехи, сколько Он желает простить грехи твои. А что ты мало желаешь этого, пойми из того, что ты не хочешь ни бодрствовать, ни уделять из имущества своего; а Он, чтобы оставить нам грехи наши, не пощадил Единороднаго, истинного и сопрестольного Сына Своего. Видишь ли, что Он гораздо более тебя желает простить грехи твои? Не будем же нерадивы и не станем откладывать это дело. Он человеколюбив и благ; подадим Ему только повод; и даже этого (Он требует) только для того, чтобы мы не оставались непотребными; а иначе Он помиловал бы нас и без этого. Подобно тому, как мы для блага рабов своих изобретаем и употребляем тысячи средств, так и Он печется о нашем спасении. Предварим лице Его во исповедании, что Он благ и милосерд (Псал. XCIV, 2). Если ты не будешь призывать Его во истине и не станешь взывать от сердца: прости мне, а одними только устами, то что Он сделает? Что же значит: призывать во истине? С добрым расположением, с усердием, от чистаго сердца. Подобно тому, как о мире говорят, что оно истинное, когда к нему ничего не примешано, так точно и здесь. Истинно призывающий Его и истинно просящий Его просит непрестанно и не отходит дотоле, пока не получит; а кто делает это лицемерно и желает только исполнить закон, тот не призывает Его во истине. Всякий, кто бы то ни был, не говори только: я грешник, но и старайся избавить себя от этой славы; не говори только, но и сокрушайся. Если ты сокрушаешься, то прилагаешь старание; если не стараешься, то и не сокрушаешься; если же не сокрушаешься, то издеваешься. Кто, сознавая, что он болен, не делает всего к тому, чтобы избавиться от болезни? Молитва - великое оружие. Аще вы, говорит (Христос), умеете даяния блага даяти чадом вашым, кольми паче Отец ваш (Лук. XI, 13). Почему же ты не хочешь прибегнуть к Нему? Он любит тебя; может сделать больше всех; и желает и может: что же тебе препятствует? Ничто. Итак, будем приступать к Нему с верою, приступать принося угодные Ему дары: непамятозлобие, снисходительность, кротость. Хотя бы ты был грешник, с дерзновением проси у Него прощения грехов, если можешь представить с своей стороны это доброе дело; и хотя бы ты был праведник, но если не имеешь непамятозлобия, то не получишь никакой пользы. Человек, простивший своему ближнему, не может не получить совершенного прощения (от Бога), потому что Бог несравненно человеколюбивее нас; это известно каждому. Что же ты говоришь? Если можешь сказать (пред Богом): я был обижен, но обуздал гнев, преодолел бурный порыв его по заповеди Твоей, то не простит ли и Он тебе? Без сомнения, простит. Очистим же душу свою от памятозлобия; этого довольно будет, чтобы и нам быть услышанными; будем молиться со вниманием и великим усердием, чтобы нам, удостоившись великого человеколюбия Его, сподобиться обетованных благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Текст приводится по изданию: Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12 тт. Т. 9. Кн. 1. М.: Православное братство «Радонеж», 2003. (Репринт.) С. 319-325.

Добавлено (04.10.2010, 22:06)
---------------------------------------------
Святитель Иоанн Златоуст

Из Бесед на Послание к Римлянам

Беседа XXIV

И сие ведяще время, яко час уже нам от сна востати (XIII, 11).

1. Апостол, после того как предписал все то, что нужно, побуждает римлян к совершению добрых дел и самою краткостию времени. Время суда, говорит он, стоит уже при дверях, как он писал коринфянам: яко время прекращено есть прочее (1 Кор. VII, 29), а также евреям: еще мало елико елико, Грядый приидет и не укоснит (Евр. X, 37). Но там он говорил, восстановляя трудящихся и утешая в подвигах от постоянных искушений, а здесь он пробуждает спящих; и действительно, это слово (апостола) полезно для нас в обоих случаях. Что же значит это: час уже нам от сна востати? Это значит: близко воскресение, близок Страшный суд, близок день, как раскаленная пещь, и нам должно уже освободиться от нерадения. Ныне бо ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом. Видишь ли, как (апостол) представляет уже им воскресение? С течением времени, говорит он, настоящая жизнь истрачивается, а жизнь будущаго века становится ближе. Если ты приготовился и исполнил все заповеданное Богом, то день этот будет для тебя днем спасения, в противном же случае этого не будет. Впрочем, (апостол) пока убеждает указанием не на скорби, а на блага, и таким образом отвлекает римлян от пристрастия к настоящему. Затем, так как было вполне естественно, что они сначала, вскоре по принятии веры, отличались большею ревностию, потому что в них еще сильно было чувство, а с течением времени всякая ревность ослабела, то (апостол) и внушает, что следует поступать совершенно напротив и, с течением времени, не ослабевать, но более процветать. Ведь чем ближе к нам царь, тем более мы должны быть готовы, чем ближе награда, тем больше мы должны возбуждать себя к подвигам. Так делают и состязающиеся в беге: они, когда приближаются к цели и к получению награды, тогда еще больше напрягают свои силы. Потому-то (апостол) сказал: ныне бо ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом. Нощь убо прейде, а день приближися (ст. 12). Итак, если ночь оканчивается, а день приближается, то займемся уже дневными делами, а не ночными. Так бывает и в делах житейских: как только мы замечаем, что ночь близится к утру, и услышим пение ласточки, то будим каждый своего ближнего, хотя бы ночь еще и не прошла; а когда, наконец, она пройдет, то мы понуждаем друг друга, говоря: наступил день, и, одевшись, разставшись с грезами и освободившись от сна, принимаемся за все дневные дела, чтобы день застал уже нас готовыми, чтобы нам не пришлось вставать и потягиваться тогда, когда солнечные лучи уже сияют. Как мы ведем себя в делах житейских, так будем поступать и в делах духовных: совлечем с себя мечтания, освободимся от грез настоящей жизни, отложим глубокий сон и, вместо одежд, облечемся в добродетель. Все это ясно и выразил (апостол), сказав: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. Ведь день призывает нас в строй и на сражение. Но не бойся, услышав об ополчении и оружии. Тяжело и нежелательно облекаться в вещественное оружие; но облечься в духовное оружие вожделенно и достожелательно, потому что это есть оружие света. Оно являет тебя светлее солнечных лучей, испускающих яркое сияние, оно ставит тебя в безопасность, потому что есть оружие; оно делает тебя светоносным, потому что оно есть оружие света. Что же? Поэтому не нужно и сражаться? Сражаться необходимо, но не опасайся при этом бед и трудов, потому что это не брань, а ликование и торжество. Таково свойство этого оружия; таково могущество вождя. Облеченный в это оружие так же украшен, как и жених, выходящий из брачного чертога, потому что он вместе и воин и жених. Сказав же: день приближися, (апостол) изображает его не приближающимся, но уже наступившим. Он говорит: яко во дни, благообразно да ходим (ст. 13), потому что день уже настал. И чем преимущественно большинство людей побуждается к деятельности, этим (апостол) и привлекает их, т. е. благообразием. И он не сказал — ходите, но — станем ходить, чтобы сделать увещание не тяжким и упрек легким. Не козлогласовании и пиянствы. Здесь (апостол) не пить запрещает, а пить без меры, не употребление вина изгоняет, но пьянство. Так и в следующих словах он предписывает меру наслаждений, говоря: не любодеянии и студодеянии. И здесь он возбраняет не совокупление с женщинами, а блуд. Не рвением и завистию. (Апостол) угашает главные страсти — вожделение и гнев, и возбраняет не только самые страсти, но и источник их.

2. Ничто ведь так не разжигает вожделение и не воспламененяет гнев, как нетрезвость и пьянство. Потому (апостол), сказав сначала: не козлогласовании и пианствы, присовокупил потом: не любодеянии и студодеянии, не рвением и завистию. И на этом он не остановился, но, совлекши с нас худые одежды, послушай, как украшает, говоря: но облецытеся Господем нашим Иисусом Христом (ст. 14). Не сказал — облекитесь в дела; но возвел слушателей выше. В самом деле, когда он говорил о пороках, то сказал и о делах, а когда начал речь о добродетели, то не говорит уже о делах, но об оружии, показывая тем, что добродетель поставляет обладающего ею в совершенной безопасности и полном блеске. Даже и этим он не ограничился, но простираясь выше, вместо одеяния, дает нам — что возбуждает великий трепет — Самого Владыку, Самого Царя. Кто в Него облечен, тот вполне вмещает в себе всякую добродетель. Когда же говорит: облецытеся, то повелевает нам отовсюду окружать себя Им. Подобное тому он выражает и в других местах, именно: аще же Христос в нас (Рим. VIII, 10), и еще: во внутреннем нашем человеце вселитися Христу (Ефес. III, 16, 17). Апостол желает, чтобы душа наша была домом Христовым, чтобы Христос облегал нас, как одежда, был для нас всем и внутри и совне. Христос есть наше исполнение, так как Он исполнение исполняющаго всяческая во всех (Ефес. I, 23). Он путь, Он супруг и жених: обручих бо вас единому мужу деву чисту (2 Кор. XI, 2). Он корень и питие, пища и жизнь: живу не ктому аз, говорит (Павел), но живет во мне Христос (Галат. II, 20). Он апостол, архиерей и учитель, отец, брат и сонаследник, сообщник в гробе и в кресте: спогребохомся Ему, сказано, и снасаждени быхом подобию смерти Его (Рим. VI, 4, 5). Он ходатай: по Христе бо посольствуем (2 Кор. V, 20). Он защитник наш пред Отцем, потому что, как говорит (Павел), ходатайствует о нас (Рим. VIII, 34). Он дом и обитатель: во Мне пребывает, и Аз в нем (Иоан. VI, 56). Он друг: вы друзи Мои есте (Иоан. VI, 14). Он основание и краеугольный камень, а мы Его члены и нива, Его здание, ветви и сотрудники. И чем только не желает Он сделаться для нас, чтобы всяким способом прилепить и присоединить к Себе? Все это свойственно безмерно любящему. Итак, покорись Ему и, возстав от сна, облекись в Него, а облекшись, держи в покорности пред Ним и плоть свою. Это и разумел (апостол), сказав: плоти угодие не творите в похоти. Как выше он запретил не употребление вина, но пьянство, не брачную жизнь, но распутство, так и теперь запрещает не попечение о плоти, но попечение, простирающееся до похотей, то есть, сверх нужды. А что сам он велит иметь попечение о плоти, послушай, как говорит об этом Тимофею: мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых недугов (1 Тим. V, 23). Подобно и во всем прочем имей попечение о плоти, но для поддержания здоровья, а не для удовлетворения чувственности. Ведь это не значит, конечно, иметь попечение, когда подкладываешь огонь и разжигаешь печь. А чтобы точнее вам узнать, когда попечение о плоти простирается до похоти, и чтобы избегать такого попечения, представьте себе людей, предающихся пьянству, объядению, пристрастных к нарядам, забавам, ведущих жизнь изнеженную и роскошную, и тогда вы поймете сказанное (апостолом). Такие люди все делают не для поддержания здоровья, а для того, чтобы веселиться и распалять похоть. Но ты, облекшись во Христа и отвергнув все это, стремись только к одному тому, чтобы иметь здоровое тело, заботясь о нем столько, сколько нужно для этого, далее же того не простирайся, но все свое попечение употреби на заботы о духовном. Таким образом ты, не будучи отягчен этими различными похотями, будешь в состоянии возстать от греховного сна. Подлинно, настоящая жизнь есть сон и случающееся в жизни этой ничем не отличается от сонных грез. И как спящие говорят сами с собою и часто видят нечто совсем недействительное, так и мы поступаем и даже гораздо хуже того. Сделавший или сказавший что-нибудь непристойное во сне, освободившись от сна, обыкновенно освобождается и от стыда и не подвергается наказанию. Не то будет с нами после этой жизни, но позор и наказание будут вечными. Равным образом, те, которые богатеют во сне, с наступлением дня, удостоверяются, что напрасно льстили себя богатством; в настоящей же жизни часто удостоверение приходит и прежде наступления дня, и прежде, чем мы переселимся отсюда, эти грезы уже разсеиваются. Итак, оттрясем, наконец, этот лукавый сон. Если день застигнет нас спящими, то мы сделаемся добычею неумирающей смерти. Да и до наступления того дня всем здешним врагам — и людям, и демонам — легко будет нападать на нас; если даже они захотят умертвить нас, никто им в том не воспрепятствует. Если бы много было бодрствующих, то не было бы и такой опасности; но так как теперь кой-где один и другой, зажегши светильник, бодрствуют, все же прочие, как в глубокую ночь, погружены в сон, то нам необходимо совершенное бодрствование и полная осторожность, чтобы не потерпеть ужасных бедствий.

3. Но не кажется ли нам, что и ныне ясный день? Не думаем ли мы, что все бодрствуем и трезвимся? Может быть, вы и засмеетесь словам моим, но я, конечно, скажу: все мы подобны погруженным в сон и храпящим среди глубокой ночи. И если бы можно было видеть безтелесное существо, то я показал бы вам, как очень многие предаются крепкому сну, а между тем диавол подкапывает стены, умерщвляет спящих и похищает внутренние сокровища, делая все без опасения, как в глубокой тьме. А лучше сказать, хотя и невозможно видеть этого глазами, опишем в слове и размыслим, сколько существует людей, отягченных злыми страстями, сколько одержимых тяжким помрачением сладострастия и угасивших в себе свет Духа. Потому они, вместо одного, смотрят и слушают другое и не обращают внимания ни на что, здесь излагаемое. Если же я говорю неправду и ты стоишь теперь в состоянии бодрствования, то скажи мне, что здесь происходило сегодня, если, действительно, ты все это слышал не как сон? Знаю, что некоторые мне ответят, да я и говорю это не о всех. Но ты повинный в том, о чем здесь сказано, ты, который пришел сюда напрасно, скажи, какой пророк, какой апостол беседовал ныне с нами и о чем? Но ты не можешь сказать этого, потому что в это время ты о многом беседовал сам с собою, как бы во сне, и не слышал того, что вне тебя происходило в самой действительности. Тоже самое я должен сказать и женщинам, потому что и они пребывают в глубоком сне, и хорошо было бы, если бы только во сне. Ведь спящий не говорит ничего ни худого, ни хорошего, а бодрствующий, подобно вам, много изрекает слов на несчастие собственной своей головы, высчитывая проценты, оценивая залоги, вспоминая о безстыдных барышах и посевая множество терний в душе своей, а доброму семени не давая пустить даже небольшого ростка. Но возстань от сна, исторгни с корнем эти терния, отрезвись от опьянения, от которого и сон. Я разумею здесь опьянение, происходящее не только от вина, но и от житейских забот, а вместе с тем и от вина. И в этом я увещеваю не одних богатых, но и бедных, всего же более тех, которые устраивают дружеские пиршества. Ведь это не есть ни удовольствие, ни отдых, но наказание и мука, потому что удовольствие состоит не в постыдном разговоре, но в благопристойной беседе, не в пресыщении, а в насыщении. Если же ты считаешь это удовольствием, то покажи мне и в течение вечера это удовольствие; но ты не можешь. Я еще не говорю о вреде, происходящем отсюда, а пока беседую с тобой об удовольствии, тотчас происходящем; едва пир окончился, как веселие тотчас обыкновенно и улетает. Но если еще упомяну о рвоте, о тяжести в голове, о безчисленных болезнях, о пленении души, то что ты скажешь мне на это? Неужели мы должны позорно вести себя потому, что бедны.

Добавлено (04.10.2010, 22:06)
---------------------------------------------
Но говоря это, я не запрещаю вам сходиться и совместно отобедать, а запрещаю вам позорить себя, желаю, чтобы ваше удовольствие было действительным удовольствием, а не обращалось в наказание, в муку, в пьянство и буйное веселие. Пусть узнают язычники, что христиане лучше всех умеют веселиться, но веселиться благопристойно, так как сказано: радуйтеся Господеви с трепетом (Псал. II, 11). Как же должно радоваться? Возглашая гимны, совершая молитвы, воспевая псалмы вместо позорных тех песен. Таким образом Сам Христос будет присутствовать при твоей трапезе и исполнит благословения все пиршество, — когда ты будешь молиться, когда будешь петь духовные песни, когда призовешь нищих к участию в предлагаемом тобою, когда на своем пире ты будешь соблюдать полное благочиние и умеренность; таким образом место собрания ты сделаешь церковию, — когда, вместо неприличных криков и рукоплесканий, будешь воспевать Владыку всяческих. Не говори мне, что ныне заведен другой обычай, но исправь то, что худо. Аще ясте, говорит (апостол), аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1 Кор. X, 31). А от ваших пиров рождаются у вас худые пожелания; отсюда распутные дела, отсюда жены ваши оказываются в презрении, а блудницы в чести; отсюда гибель домов, безчисленные бедствия, все приходит в безпорядок и вы, оставивши чистый источник, устремляетесь к грязному болоту. А что тело развратной женщины есть такое именно болото, об этом я спрашиваю не кого другого, а тебя самого, валявшегося в этом болоте, — не стыдишься ли ты самого себя, не считаешь ли ты сам себя нечистым после греха? Потому, умоляю вас, бегайте блуда и матери блуда — пьянства. Зачем ты сеешь там, где не можешь пожать, или лучше сказать, если и пожнешь, то самый плод покроет тебя большим бесславием? Если и родится ребенок, то и тебе будет позор, и он по твоей вине будет страдать, как незаконнорожденный и худородный. Хотя бы ты оставил ему тысячи, все-таки бесчестен в доме, бесчестен в городе, бесчестен и пред судом тот, кто рожден от блудницы или от рабы; бесчестен и ты сам, как при жизни, так и по смерти, потому что, когда и умрешь, останутся после тебя памятники твоего позора. Итак, зачем же ты все бесчестишь?

4. Да и зачем ты сеешь там, где самая нива усиливается погубить плод, где множество причин бесплодия, где прежде рождения совершается убийство, так что ты не только предоставляешь блуднице оставаться блудницей, но и делаешь ее убийцею? Видишь ли, как от пьянства происходит блуд, от блуда прелюбодеяние, от прелюбодеяния убийство, или правильнее сказать, нечто хуже убийства, я даже не знаю, как и назвать это, так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие. Итак, что же? Не значит ли это, что ты оскорбляешь дар Божий, борешься с Божественными законами, стремишься, как за благословением, за тем, что есть клятва, сокровищницу рождения делаешь сокровищницею убийства, женщину, сотворенную для деторождения, располагаешь к убийству? Ведь порочная женщина, чтобы всегда быть приятною и привлекательною для своих любовников и выманивать от них больше денег, не отказывается и это сделать и тем собирает великий огонь на твою голову, так как хотя решение (на преступление) и принадлежит ей, но главною причиной бываешь ты. Отсюда возникает и идолослужение. Многие женщины, чтобы сделаться приятными, употребляют наговоры, возлияния, любовные снадобья и другие безчисленные средства. Но, несмотря на столь великий позор убийства и идолослужения, многим это дело представляется безразличным, многим и из тех, которые имеют собственных жен: здесь-то и бывает наибольшее стечение пороков. Здесь приготовляются врачебные средства не только против плода в утробе блудницы, но и против оскорбленной супруги, здесь бывают тысячи злоумышлений, призывание демонов и вызывание мертвых, отсюда возникают ежедневные ссоры, непримиримая борьба и поминутные столкновения. Потому и Павел, сказав — не любодеянии и студодеянии, присовокупил: не рвением и завистью, так как знал, что следствием первого бывает вражда, гибель домов, обиды законным детям и тысячи зол. Чтобы нам избежать всего этого, облечемся во Христа и всегда с Ним пребудем, а облечься во Христа значит никогда не оставаться без Него, но всегда являть Его в себе своею святостью и правотою. И о друзьях, чтобы изобразить их сильную любовь и неразрывную связь, мы говорим, что один облечен в другого, так как облекшийся представляется тем, во что облечен. Потому пусть и в нас всегда остается Христос. Как же Он явится? Если ты будешь подражать Ему и делам Его. Что же сделал Христос? Сын Человеческий, говорит (Он о Себе), не имать где главу подклонити (Лук. IX, 58). И ты подражай этому. Когда надлежало вкусить пищу, Христос употреблял ячменные хлебы; когда был в пути, не имел у Себя ни коней, ни вьючных животных, но ходил пешком, даже до утомления; когда необходимо было уснуть, ложился вместо возглавия на корме лодки; когда надо было возлежать, приказывал садиться на траве. И одежды Его были не дорогие; часто Он ходил один, никого при Себе не имея. Далее, узнав все слова и дела Его на кресте и среди различных поруганий и вообще всю жизнь Его, старайся подражать ей; таким образом ты и облечешься во Христа, если попечений о плоти не будешь простирать до похотей, каковое занятие не доставит тебе никакого удовольствия. Ведь пожелания такого рода рождают новые, еще более безпокойные, и ты никогда не достигнешь насыщения, но будешь причинять себе великое мучение. Как томимый непрестанною жаждою, хотя бы пред ним были тысячи источников, не извлекает из того никакой пользы, не имея возможности угасить болезни, так бывает и с человеком, непрестанно живущим в похотях. Но если будешь ограничиваться потребным, то никогда не подвергнешься такой горячке, но освободишься от всего этого — и от пьянства и от распутства. Потому, ешь столько, сколько нужно для утоления голода, одевайся так, чтобы быть только прикрытым, не наряжай своей плоти в одежды, чтобы не погубить ее, потому что посредством излишней неги сделаешь ее более слабою, разстроишь ее здоровье и приведешь ее в совершенное изнеможение. Итак, чтобы плоть твоя была прекрасною колесницею души, чтобы кормчий безопасно сидел у кормила, чтобы воин легко мог владеть оружием, — наблюдай во всем благочиние. Не тот, кто много имеет, но тот, кто немногим удовлетворяется, бывает непобедимым. Первый, хотя бы и не потерпел обид, боится, а последний, хотя бы и был обижен, останется в лучшем расположении духа, чем не обиженный, и потому будет благодушнее. Потому не о том будем стараться, чтобы никто не обижал нас, но о том, чтобы не мог сделать нам обиды и тот, кто бы захотел. А этого не иначе возможно достигнуть, как ограничивая себя одним необходимым и не желая большего. Таким образом мы будем иметь возможность и здесь наслаждаться радостью, и получить будущие блага, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Текст приводится по изданию: Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12 тт. Т. 9. Кн. 2. М.: Православное братство «Радонеж», 2003. (Репринт.) С. 784-791.

 
461119Дата: Понедельник, 04.10.2010, 22:26 | Сообщение # 6
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Толкование на Деяния св. апостолов

Толкование на второе послание святого апостола Петра

Толкование на второе Послание святого апостола Иоанна

Толкование на третье Послание святого апостола Иоанна

Толкование на Послание святого апостола Иуды

Толкование на послание к Титу святого апостола Павла

 
LianaДата: Понедельник, 11.10.2010, 12:53 | Сообщение # 7
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Свт Феофан Затворник (Толкование на посл. 1Коринф. 14,33): «Церковь тогда (в первые времена христианства) была небом; Дух устроял все в народе, руководил и вдохновлял каждого из предстоятелей. А теперь у нас одни только знаки тогдашних дарований. И ныне мы говорим; но все это только знаки и памятники прежнего. В древности говорили не по собственной мудрости, но по внушению Духа. А теперь не то; я говорю свое. Ныне Церковь подобна жене, лишившейся прежнего богатства, сохраняющей во многих местах только знаки первоначального благоденствия и показывающей вместилища и хранилища золотых сокровищ, а самого богатства не имеющей; такой жене уподобилась ныне Церковь. Говорю это, имея в виду не дарования, - не было бы слишком прискорбно, если было бы только это, - но и жизнь и добродетель» (Св. Златоуст)».
 
TimonaДата: Воскресенье, 17.10.2010, 17:38 | Сообщение # 8
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Liana)
Толкование на посл. 1Коринф.

свт Феофан Затворник : Святой Апостол Павел говорит о себе, что его слово и проповедь были не в убедительных человеческой мудрости словах, а в простом сказании о деле спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа, на кресте распятого (см.: 1Кор.2,24). И это, можно сказать, естественнейший способ действования чрез слово — изображать истину, как она есть, не заграждая ее умственными соображениями и особенно предположениями о вероятностях. Истина сродна духу. Просто и искренно высказанная, она найдет его; обставленная же образами, офигуренная и разукрашенная, останется в фантазии; загроможденная соображениями и доказательствами, задержится в рассудке или душе, не достигая духа и оставляя его праздным. Можно сказать, что вся неплодность проповедания зависит от умствований, которыми набивают его. Но разъясни истину просто, раскрой, в чем она, — и дух будет побежден. Еврей читал Евангелие — и обратился, ибо узрел истину в простом Евангельском сказании. Вообще, множество вольнодумцев обратилось живым сознанием Божественных вещей, по указанию слова Божия — живого или писанного. Истина рассеивает мрак суетных помышлений, освежает душу, освещает дух. Можно бы с великою пользою употреблять почасту, в общих разговорах, краткий пересмотр того, как все началось, чем кончится и почему.
 
461119Дата: Воскресенье, 16.01.2011, 16:06 | Сообщение # 9
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Прав.Иоанн Кронштадский: "Оставлено и еще субботство людям Божиим, - говорил апостол Павел в Послании к Евреям (ср.: Евр. 4, 9). "Суббота" с еврейского значит "покой". Под субботством, предоставленным людям Божиим, разумеется вечный покой, уготованный праведникам и грешникам, покаявшимся и трудившимся здесь во славу Божию. Будем же трудиться и мы, чтобы в будущем веке удостоиться покоя праведных. На ристалище вси текут, един же приемлет почесть. Тако тецыте, да постигнете (ср.: 1 Кор. 9, 24). Поэтому здесь, в краткое время существования на земле, всем надо трудиться в покаянии и всякой добродетели. Будем помнить о вечной субботе, уготованной подвизающимся законно. Слава Тебе, Господи, ради нас субботствующему и уготовляющему нам вечное субботство. В дому Отца Моего обители многи суть... Иду уготовати место вам, и аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете (Ин. 14, 2-3). Какая отеческая любовь видна в этих словах, какое утешение Отца чадам пред разлукой с ними! Слава Тебе, Иисусе, Царю веков!"
 
КлирДата: Среда, 26.01.2011, 12:32 | Сообщение # 10
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Св.Феофан Затворник. Из кн. "Толкование послания к Галатам св.Апостола Павла" - М., 1996.

Но и аще мы, или Ангел с небес благовестит вам паче, еже благо­вестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаго­лю, аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Гал.1,8-9).

В этих стихах выражает св. Павел главный предмет послания - неиз­менность Евангелия в том смысле и духе, как он преподал его Галатам. Хоть в первой части он доказывает свое Апостольское достоинство, т. - е., что он от Самого Господа научен Евангелию и получил власть про­поведать языкам; но цель и этого очевидно та, чтобы внушить, что, как учение Евангельское, им проповедуемое, от Господа есть, Божественно, то его изменять нельзя по человеческим соображениям. Когда Бог гово­рит, тварь разумная должна благоговейно слушать и покорно принимать. Своеличные постижения и соображения должны быть обращены лишь на то, чтобы полнее и глубже усвоить заповедуемое.

Положение Апостола таково: никто и ничего не может изменить в пре­данном Евангелии. Кто покусится на это, из земных или небесных, тому анафема. Это похоже на то, что в Апокалипсисе говорится: аще кто прило­жит к сим, наложит Бог на него язв... И аще кто отымет..., отымет Бог часть его от книги животныя (Апок.22,18).

Что кикто не может изменять Евангелия, это выражает св.Павел в словах: аще мы или Ангел с небесе. Апостол берет самыя высшия лица - Апостолов и Ангелов: ибо на земле в деле веры никого нет выше Апосто­лов, небо же наполняют Ангелы. Но если и они, покусившись изменить Евангелие, не могут избежать кары небесной, то кто может делать это безнаказанно?

Под мы ближайше разумеется сам Апостол Павел с спутниками своими; но, судя по силе речи, можно полагать, что св. Павел этими словами об­нял и себя и всех Апостолов. Св.Иоанн Златоуст: "произнесши проклятие на благовестников и Ангелов, сим обнял он всякое достоинство; а произ­несши оное и на себя самого, сим указал на всякое сродство и содру­жество. Не говори мне, говорит: сему учат такие же Апостолы и друзья твои; я и самого не пощажу, ежели не буду проповедывать. Впрочем он говорит сие не для осуждения других Апостолов, как бы извращавших про­поведь Евангельскую; нет! Ибо говорит: аще убо аз, аще ли они , тако проповедуем (1Кор.15,11); но сим он хотел только показать, что досто­инство лиц не принимается в уважение, когда речь идет об истине."

Словами: паче, еже... означает Апостол не противное только, но и разное, несогласное с духом Евангелия, вообще не то, что им предано от лица Божия. "Не сказал: ежели противное будут благовествовать, или все превратят; но если и маловажное что будут благовествовать несог­ласно с тем, что мы благовествовали, или хотя несколько изменят что-либо в проповеди, анафема да будут" (св.Златоуст).

В какой силе говорит так св. Павел об Апостолах и Ангелах? Говорит так предположительно. Мы веруем, что Апостолы благодатию Духа Святаго были ограждены от уклонения от истины, и что Ангелы столь утверждены в истине и добре, что для них ложь и грех стали нравственной невозмож­ностию. Не по природе своей они такими признаются, а по благодати Бо­жией. По естеству один Бог неизменен; но сие свойство сообщается и тем, кои глубже входят в общение с Ним. Мысль Апостола та, что еслиб даже невозможное стало возможным, Евангелие все должно пребывать и пребудет неизменно. Блаженный Феодорит говорит относительно Ангелов: "об Ангелах упомянул (Апостол), нимало не предполагая, чтобы кто-либо из св. Ангелов стал учить тому, что противно Божественной проповеди (ибо знал, что сие невозможно), но отвергая сим всякое человеческое нововведение".

Блаженный Иероним предпочитает ту же мысль, но приводит и другую. "Можно, говорит, принять, что это сказано предположительно (иначе чи­тают: иперболично), не потому чтобы Апостолы и Ангелы могли иначе про­поведывать, нежели как однажды преподано; но еслиб и могло быть, чтобы Апостолы и Ангелы изменились, все от того, что однажды принято, отсту­пать не должно. Сам Апостол твердость своей веры в другом месте выс­тавляет несокрушимою, говоря: Известихся, яко ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим.8,38.39). И еще: истину глаголю о Христе, не лгу, послушествующей ми совести моей Духом Святым (Рим.9,1). Это не суть слова человека, который мог бы кода- либо отсту­пить от веры и любви Христовой. Те же, которые не хотят принять, что это сказано предположительно, но думают, что сказано в прямом смысле, т. - е. что и Апостолы и Ангелы могут измениться на худшее, противопостав­ляют сему то, что и сам Павел сознавал, что может пасть, если вознера­дит, говоря: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным пропове­дуя, сам неключим буду (1Кор.9,27); - Ангелы изменчивы, так как неко­торые из них не сохранили своего начальства (Иуд.6). Един Бог, по ес­теству неизменен, как пишется: Ты же тойжде еси (Псал.101,28), и как он Сам о Себе говорит: Аз Господь Бог ваш и не изменюся (Малах.3,6)."

Не удовольствовался св. Павел однажды изречь это грозное опреде­ление, но повторяет его и в другой раз, говоря: якоже предрекохом, и ныне паки глаголю. Требовали этого важность предмета и желание глубже напечатлеть в сердцах Галатян это основное начало веры. Ибо на нем стоит вера и Церковь. "Чтобы ты не подумал, пишет св. Златоуст, преды­дущие слова его, или во гневе, или преувеличенно сказаны, или неволь­но как-нибудь вырвались; то он еще повторяет то же самое. Кто возбуж­денный гневом что-нибудь скажет, тот скоро от того отказывается; а кто говорит в другой раз тоже, сим показывает, что он подумавши то сказал, и прежде поразсудив в уме своем, потом произнес сказанное." Блаженный Августин дополняет: "это повторение сильно возбудить спасительное на­мерение твердо держать веру, которая заповедуется с такою настойчи­востью."

Определять с точностью, что разумел св. Павел под словом : предрекох, предыдущий ли стих, или подобныя слова, сказанные им в быт­ность у Галатов, не важно. Св. Златоуст, как видно, разумел предыдущий стих; блаженный Августин и Иероним разумеют и то и другое. Последняя мысль много ослабляется тем, что тогда св. Павел выразился бы как-ни­будь подобно тому, как в послании к Солунянам: не помните ли, яко еще живый у вас сия глаголах вам (2 Сол.2,5).

Другия отличия в речениях не делают никакого изменения в силе Апостольского определения. Там, в 8 ст. говорится : мы или Ангел с небе­се, а здесь: аще кто. Выражаясь вообще (Иерон.), Апостол хочет сказать: кто бы ни был, искажающий истину, суд над ним тот же. Там благовестит, - Ευαγγελιζηται, - стал бы благовестить, а здесь - Ευαγγελιζεται , - благовествует. Этим указывается на продолжающееся усилие лжеучителей совращать. Там паче, еже благовестихом, а здесь: паче, еже приясте.

Это одно и то же; ибо от Апостола они не что другое приняли, как то, что он им благовествовал. Однакож тут слышится и укор. Приняли; а те­перь что? - И не укор только, но и указание пути возвращения к истине. Слушающий благовестие может убеждаться и не убеждаться, принять его, или не принять. Но принимающий его, принимает конечно потому, что убеждается в истине его. Апостол намекает: вы умом и сердцем приняли мое благовестие и успокоились в нем; возстановите сии убеждения; и вы сами в себе обретете силу к отпору извращающим истину. Или так: сами же и воодушевитесь, чтоб отгнать тех, извергнуть из вашего сообщества. Словами: благовестихом, и приясте обнимается все, и догматы, и правила жизни, и все устройство христианской Церкви. Суд Апостола падает на извратителей учения не писанного только, но преимущественно устно пре­данного.

Анафемою поражает Апостол совратителей; но очевидно, что и совра­щенные коль скоро не покаряются увещанию и не образумливаются, подлежат той же анафеме; ибо держась лжеучения, они становятся едино с лжеучи­телями. Постановленное Апостолом анафематствование: да будет анафема, служило и служит для Церкви правилом и руководством, как поступать с благовествующими паче, или лучше с зловещающими, и с теми, кои сами охотно последуют им. Смысл анафемы тот, что подвергшийся ей извергает­ся из Церкви, и становясь вне ея, не только лишается благодати ея, но и подвергается всем безблагодатиям, кои вне ея. Он - Божий отвержен­ник, подгневный Ему. Этого довольно, чтобы внушить ужас к анафеме, и вместе заставить всевозможно опасаться, как бы на подвергнуться ей. Этот ужас больше всех других следовало бы носить ученым, которые, уг­лубляясь в область наук, нередко забывают, что на них лежит долг перед Богом и Господом Иисусом Христом не вещать паче, еже благовествовано Апостолами, и что скорее следует им заподозрить верность своих выво­дов, чем покуситься на утверждение чего-либо, что отзывается вещанием паче благовестия Апостольскаго, небеснаго, Божественнаго. Апостол по­ложил только начало анафематствования. После Церковью отмечены уже все воззрения, достойные этой кары. В настоящее время нечего ждать акта церковнаго для поражения сим судом зловещателей. Они сами подставляют свою голову под этот меч, как только изобретают противныя истине мне­ния и упорно начинают стоять в них.
http://slovotech.narod.ru/stFathers_03.htm

 
LianaДата: Воскресенье, 30.01.2011, 16:44 | Сообщение # 11
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Толкование архиеп. Аверкия:
Послания ап. Павла: http://makeevdon.narod.ru/pages/blagov/arsenap/arsp.html
Соборные послания: http://makeevdon.narod.ru/pages/blagov/arsenaps/arspa.html
Деяния: http://makeevdon.narod.ru/pages/blagov/arsenadn/arsd.html


Сообщение отредактировал Liana - Воскресенье, 30.01.2011, 16:45
 
ToffiДата: Пятница, 04.02.2011, 18:08 | Сообщение # 12
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
"Воля Отца есть та, дабы те, кои содержать в себе Слово Животно, разумевали бы его и сообразно ему и хотели бы, и деяли бы. Воля Отчая и в том, дабы люди светились как светила сияющею на них Благодатию Божества. Непреложное учение о действии Деятельности Божией в человеке изло­жено Апостолом Павлом в 12-ой главе Первого Послания к Коринфянам. «Темже сказую вам, яко никтоже Духом Божиим глаголяй, речет аиафема Ииcyca: и никтоже может рещи Господа Ииcyca, точию Духом Святым. Разделение же дарований суть, а тойжде Дух: и разделение служений суть, а тойжде Господь; и разделения действ суть, а тойжде Бог, дествуяй вся во всех. Коемуждо же дается явление Духа на пользу. Овому бо Духом дается слово пре­мудрости, иному же слово разума о том же Дусе; другому же вера, тем же Духом; иному же дарова­ние нсцълений о том же Дусе; другому же действия сил, иному же пророчество, другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказа­ния языков. Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет» (I Кор. 12:3–11). Вникнем же в эти слова и переложим их на более понятный язык. Итак, во-первых, Апостол свидетельствуете, что тот, в ком живет и глаголет Дух Божий, то есть тот, кто причастен Божеству, — никогда не дерзнет похулить Ииcyca: «Никтоже Духом Божиим глаголяй, речет анафема Ииcyca». — He признает ли этими словами Апостол, что тот человек, кото­рый причастился Божеству в христианстве, — что в нем глаголет, то есть действует Деятельностью Своею Бог? — Думаем, cиe неоспоримо вытекает из этих слов Апостола.

Дальше Апостол говорить: «и никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым». — Итак, этими словами Апостол снова под­тверждает то, что сказал выше, что достойно име­новать, достойно призывать Господа Ииcyca возможно только Духом Деятельности Божией, действующей в человеке, и, следовательно, речение Господа Иисуса — есть Действие Божества и Бог. На основании этих слов и Св. Григорий Синаит сказал: «Молитва есть Бог, действуяй вся во всех».

Далее Апостол говорить следующий знаменательные слова: «Разделения же дарований суть, а тойжде Дух; и разделения служений суть, а тойжде Господь; и разделение действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех».

Таким образом, ясно и непреложно Апостол этими словами говорить, что тот же самый есть Дух, Господь и Бог — все различные в человеке духовные да­рования, различные действия Божие в человеке, потому самому, что сии дарования, служения и действия суть Действие (Энергия) Божества. Иначе говоря, о всяком духовном даровании в человеке, как например, о молитве, о созер­цании, о Божественной вере, надежде и любви, о апо­стольстве Апостолов, о священнодействии Святых иереев, о мученичестве Святых мучеников, — все эти и подобные им Божественные служения и Боже­ственные дары суть и именуются — Сам Бог, Деятельностью Своею действующий все Божественное в людях. И еще достопримечательно, что Апостол различные виды Божественных дарований, служений и действий, которые суть различные Энергии Божий приобщимые человеку, — называет трояко: тойжде Бог, тойжде Господь и тойжде Дух; и в этом мы впдим свидетельство о том, что и различные «дарования», и «служения», и «действия» в людях суть Благодатные Действия, в коих все Три Лица триедино участвуют Своими Деятельностями.

«Коемуждо дается явление Духа на пользу». — Этими словами и последующими за ними опять же подтверждается вышесказанная мысль, и ясно пока­зывается, что и слово премудрости не есть плод деятельности человеческой в человеке, а есть явление Духа и тойжде Бог, действуяй вся во всех. Также и слово разума, также и живая вера, также и дары исцелений, также пророче­ство, и дар глаголания на всех языках, и прочее сказанное, все cиe есть Действие Деятельности Бо­жества, есть и именуется Дух, Господь и Бог, Действующий вся во всех.

Наконец, все вышесказанное Апостол еще раз подтверждает следующими словами: «Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет», — Вспомним определение Собора против Варлаама и Акиндина, который постановил, что Деятельность Божия есть и име­нуется Божество. Вспомним слова Св. Григория Синаита, что «Молитва есть Бог»; вспомним слова Иycтинa Мученика, что религиозно-нравственная «Истина есть Бог»; вспомним слова Св. Симеона Нового Богослова, что всякое слово, коим мы именуем Бога, есть «Бог непрелож­ный, непреодолимый, нетленный и Живый», — сопоставим с этими словами слова о. Иоанна Кронштадтского, что «Имя Божие есть Сaм Бог», — и согласимся с тем, что воистину так и подобает именовать Имя Божие, ибо достойное име­нование Бога есть Деятельность Божества, и во Име­ни Божием действует Благодать и Сила Божества, Имя Божие есть носитель Откровения Божества.

Вспомним слова Господни: «Без Мене не можете творити ничесоже», — и из этих слов, сопоставив их с вышеприведенными словами Апо­стола Павла, убедимся, что Господь словом «Аз» именует Свое участие в Триединой Деятельности Божества, действующей Божественно в человеке."
http://www.hesychasm.ru/library/Name/moya_misl.htm

 
461119Дата: Четверг, 03.03.2011, 18:56 | Сообщение # 13
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Вопрос. Что такое значит жена, молящаяся с откровенною главою (1 Кор. 11, 5)?

Ответ. Поелику во время Апостолов женам вместо покрывала служили отращенные волосы: то и Господь и Апостолы приходят к твари и уцеломудривают ее. Впрочем, жена представляется здесь как образ Церкви. И как, в то время, жены показывались народу, имея вместо покрывала распущенные волосы: так, Церковь одевает и облекает чад своих в Божественные прославленные ризы. Даже и в древности в израильской Церкви была одна Синагога, и была она покрываема Духом; и Духом облекались Израильтяне вместо славы, хотя и не водились Им. Посему, слово: Церковь говорится и о многих, и об одной душе: ибо сама душа собирает во едино все помыслы, и пред Богом есть церковь; потому что душа сочеталась с небесным Женихом для общения с Ним, и срастворена небесным. Сие же разумеется и о многих душах и об одной. Ибо и Пророк говорит об Иерусалиме. Я нашел тебя оставленною и обнаженною, и облек тебя, и так далее, как бы рассуждая об одной жене (Иезек. 16, 8-13).
Преп.Макарий Египетский

 
LianaДата: Понедельник, 07.03.2011, 21:12 | Сообщение # 14
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Переводчик: Алексей Федорович Лосев
Таинственное богословие Дионисия Ареопагита: Послание к Тимофею

Александр Павлович Лопухин
Толковая Библия: Пастырские Послания Св. Апостола Павла

Александр Павлович Лопухин
Толковая Библия: Соборные Послания

Сообщение отредактировал Liana - Понедельник, 07.03.2011, 21:19
 
КлирДата: Вторник, 08.03.2011, 14:03 | Сообщение # 15
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Преп.Макарий Египетский http://www.vsetsaritsa.ru/dsQsdsE....htm.htm
"Под тем сокровищем, о котором говорит Апостол, что имеет оное «в скудельных сосудех» (2 Кор. 4, 7), разумей освящающую силу Духа, какую Апостол сподобился приять, пребывая еще во плоти. Ибо он же в другом месте еще говорит: «Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» (1 Кор. 1, 30). Кто обрел, и имеет у себя, сие небесное сокровище Духа, тот может совершить всякую правду, требуемую заповедями, и исполнять все заповеди, не только чисто и неукоризненно, но даже без труда и утомления, чего прежде не трудясь не было и возможности сделать; потому что, если бы и хотел человек, не может истинным образом возделать духовного плода до причастия благого Духа. Но впрочем всякий, совершая течение с терпением и верою, постоянно да принуждает себя, и с горячностию да молит Христа, чтобы получить ему сие небесное сокровище. И тогда о Нем и Им возможет совершить всякую правду чисто и совершенно, присовокупляю же, незатруднительно и безбедно".
 
КлирДата: Среда, 23.03.2011, 20:35 | Сообщение # 16
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Архимандрит Иустин (Попович).

Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам.

Толкование на 1-ое соборное послание Святого Апостола Иоанна Богослова.

 
Форум » Догматы » Священное Писание и Предание » Апостольские послания
Страница 1 из 11
Поиск:

Форма входа