Познание основ православной веры

Пятница, 27.12.2024, 05:37

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | 3-ий Вселенский Собор - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
3-ий Вселенский Собор
461119Дата: Воскресенье, 13.12.2009, 19:34 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Кто знает Келестий или Целестий проповедовал ересь Пелагия и кто из них был аскет? Может быть от безумного аскетизма родилась идея о том, что в деле спасения важна не столь благодать Божия, сколько собственная сила воли?
 
ДеньДата: Среда, 04.08.2010, 17:01 | Сообщение # 2
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
Просто в переводе с латинского на русский больше созвучно слово Келестий. Его, кстати, путают с Целестином I (лат. Caelestinus PP.I) - папой Римским. На III соборе именно Целестин смог внятно сформулировать церковное учение о богочеловечестве Христа. А в Викепедии дана неверная ссылка. На слово Келестий-еретик, друг монаха Пелагия, - выскакивает папа Римский Целестин.

Аскет, наверно, Пелагий. Да какой! Еще до Вселенского Собора был Диоспольский Собор 415 года. Так там Пелагий сумел оправдаться, обвинив во всех грехах своего сподвижника Келестия, сам же решением поместного собора был оправдан. Вот и аскет-молитвенник, прячущийся за другого. О жизни не знаю, как он там подвизался, наверно в чем-то вы правы.

Добавлено (04.08.2010, 17:01)
---------------------------------------------

Quote (День)
3-ий Вселенский Собор

“Несториане, искажая Писание, говорят: кроме Бога, Он вкусил ее за всех, — чтобы отстоять мысль, что с распятым Христом не было Божества, так как не было соединено с Ним лично, а по состоянию. Один православный, осмеивая бессмыслицу их, сказал: пусть Писание имеет такой смысл, как говорите вы, и в таком случае сказанное говорит за нас. Ибо, кроме Бога, Господь умер за всех, и за самих Ангелов, чтобы разрушить вражду их против нас и снискать им радость” (блаженный Феофилакт).
 
LianaДата: Вторник, 19.10.2010, 21:19 | Сообщение # 3
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
О ереси Пелагия. Он отрицал первородный грех, уменьшая значение Божией благодати в деле спасения. Отрицал вообще нужду искупления. Его Собор и осудил.
И вот , что нашла по этому поводу интересного.
"Искупление

Рассмотрев в прошлых выпусках вопросы о вере, о Боге, о тайне Троицы, остановимся теперь на догмате искупления, который по праву считают центральным догматом христианства. Действительно, ничто так не близко человеку, ничто так его не волнует, как проблема его греховности, рабства греху и возможности освобождения от этого рабства. Можно даже утверждать, что все прочие догматы служат как бы рамкой, призванной уберечь нас от искажения этого самого важного учения Церкви - учения о спасении человечества.

Итак, что понимает Церковь под словом «искупление», откуда возникла потребность в искуплении и в чем оно состоит?

Начнем со второго вопроса. Человек был создан Богом чистым и безгрешным. Однако Господь создал нас по образу Своему, дал нам дар, который отличает человека от животного: бессмертную и свободную душу. И здесь, в этом даре, таилась для человека опасность, о которой Господь сразу его предупредил: будучи свободным, человек может не только жить с Богом, в общении и согласии с Ним, но может и отказаться от Бога, надеясь только на себя. Господь предупредил, что этот путь гибелен для человека, несмотря на его привлекательность. В Библии это описано как заповедь Божия не вкушать от древа познания добра и зла: От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2: 17). Этот запрет не случаен, ведь «познать» значит испытать на себе, стать сопричастным. Добро человек знал и без дерева, ибо добро - это Сам Бог и все, что Он сотворил: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (1: 31) (в славянском тексте «добро зело»). Познать же разницу между добром и злом и значило как раз отказаться Бога, ибо зло есть отказ от добра. А без Бога человек жить не может, он погибает, перестает быть тем, чем его создал Господь. Но, как мы знаем из Священной Истории, соблазн оказался для человека слишком велик: произошло то, что называют грехопадением. Соблазненные диаволом, люди презрели заповедь Творца и вкусили запретных плодов. Последствия этого гибельного шага не замедлили сказаться: еще находясь в раю, человек изменился. Он замкнулся, окружающий мир стал для него чужим: первое, что сделали Адам и Ева после падения - одежды, ибо стыдились друг друга, а стыдятся перед чужими. Человеческий разум потерял ту мудрость и силу, которую дал ему Творец: Адам пытался скрыться в саду от вездесущего и всеведущего Бога. Таким образом мы видим, что грехопадение - не только оскорбление, нанесенное первыми людьми Творцу (этим ограничивают его католические богословы), но и повреждение самой человеческой природы. Адам и Ева были единственными людьми и их природа была природой всего человечества. Впоследствии, по изгнании из рая и умножении людей на земле, люди унаследовали и эту поврежденную природу, уже неспособную к непосредственному Богообщению, склонную более ко греху, нежели к добру. Но этим последствия падения прародителей не ограничились. Человек был создан как царь природы, как мудрый садовник, призванный весь мир сделать подобным райскому саду. Но у обезумевшего садовника и сад приходит в запустение. Так и произошло: Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (3: 17-19).

Итак произошла катастрофа вселенского значения: венец творения отказался от своего Творца. Впоследствии, по изгнании из рая Адам осознал, что он совершил, но было уже поздно. Как он ни плакал, как ни горевал, катастрофа свершилась и поправить уже ничего было нельзя. Как ребенок, поджегший по неосторожности лес уже не в силах исправить дело рук своих, так бессилен был человек устранить последствия своего поступка. Но вместо сгоревшего леса добрый отец ребенка может вместе с ним насадить новый, с тем чтобы последующие поколения заботились о нем, растили, и, через много лет, новый лес стал бы еще красивее прежнего. Так и Отец Небесный начинает готовить людей к тому, что должно произойти: к будущему воссоединению человека и Бога. Но путь этот долгий и трудный и не одно поколение людей должно было готовить мир к этой встрече. Это выражено в словах, которые Господь сказал искусившему людей в образе змея диаволу: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (3: 15). Этим т. н. «Первоевангелием» обещано людям, что не вечно будет продолжаться их плачевное состояние, но «семя жены» поразит змея в голову, т. е. уничтожит. И вот вся ветхозаветная история человечества и есть собственно период подготовки к пришествию в мир Того, кто будет способен «поразить в голову» главный источник зла в мире - диавола.

Таково, в общих чертах, учение Церкви о первородном грехе, без правильного понимания которого невозможно и правильное понимание искупления. Поэтому сформулируем его максимально сжато: первородный грех в каждом человеке есть та поврежденная грехом природа, неспособная к непосредственному Богообщению и склонная более к греху, чем к добру, которую мы унаследовали от Адама и Евы. Православное богословие утверждает: личный грех Адама и Евы, оскорбивших своим непослушанием Бога, нам не вменяется. Католическое богословие, исказив понятие первородного греха, сведя его исключительно к понятию виновности в оскорблении Творца, исказило и понятия искупления и спасения. Выросший из недр католичества протестантизм также отрицает поврежденность природы человека. Так что отличия между разными христианскими конфессиями отнюдь не «внешне-обрядовые», как пытаются их иногда представить. Напротив, эти отличия затрагивают самую суть христианства, касаются самого важного для любого человека - вопросов о путях спасения.

Перейдем теперь собственно к искуплению. Мы увидели, что в результате грехопадения в дело домостроительства Божия были внесены искажения, уродующие творение Совершенного Творца. И Творец, желая видеть Свое творение совершенным, искусно ведет его к этому совершенству. Проявляя при этом то строгость, иногда крайнюю - как во всемирном потопе, то мягкость и любовь, - посылая благополучие народу Своему в годы, когда народ этот сам отвергал жизнь греховную. Подобно искусному садовнику, Господь отсекал мертвые и неплодоносящие ветви, лечил и исправлял поврежденные и плохо растущие. Так привел Господь человечество к тому состоянию, о котором говорит апостол: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4: 4-5). Что же это за «полнота времени» или «конец времен», как сказано в другом месте? Вот основные их основные черты:

* род человеческий вслед за Адамом, в полной мере вкусил - только в духовном смысле - от древа познания добра и зла и познал на опыте сладость доброделания и горечь злодеяний
* одна, преобладающая, часть человечества достигла крайней степени нечестия и развращения,
* в лучшей, хотя и меньшей, его части стала особенно сильной жажда - тоска - желание видеть обещанного Избавителя, Примирителя, Спасителя, Мессию;
* по воле Божией были подготовлены политические обстоятельства: объединение в одно целое всей цивилизованной части человечества под властью Рима, что в сильной мере благоприятствовало распространению веры и Церкви Христовой.

Когда исполнилось все это, тогда пришел на землю Обетованный и Чаемый Сын Божий.

Итак, земная жизнь Иисуса Христа, Его искупительная жертва есть центральное событие всей мировой истории: предыдущее время было временем подготовки человечества к спасению, последующее - время осуществления совершившегося спасения. Ограниченный человеческий разум не в силах вместить все величие Божественной любви, явленной в воплощении Сына Божия. Как не способен человек познать бесконечность существа Божия, так же не способен он и осознать в полной мере всю полноту таинства искупления. Бесконечный и Бесстрастный Творец добровольно ограничивает себя, принимая «образ раба»: уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2: 7-8). Поэтому бессмысленно даже пытаться объяснить суть, «механизм» свершившегося искупления. Это не под силу уму человеческому.

Однако сама истина искупления, которая есть основной пункт веры нашей, как прекрасно видно из посланий апостольских, для самих апостолов абсолютна ясна по своему существу. На ней основывают они свои проповеди и наставления, ею объясняют они все явления в жизни человечества, ее кладут в основу жизни Церкви и судеб будущего мира. Истина искупления принимается не разумом даже, а сердцем, и поэтому так много примеров быстрого обращения в христианскую веру. Прекрасные примеры мы видим в Книге Деяний Апостольских: крещение трех тысяч человек после проповеди апостола Петра (2: 14-41), обращение евнуха (8: 26-37) и множество других.

 
LianaДата: Вторник, 19.10.2010, 21:20 | Сообщение # 4
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Что же понимает Церковь под термином «искупление»? Католическое богословие и ряд русских авторов прошлого века утверждают, что искупление есть выкуп, удовлетворение (satisfactio) Божественной Правде, принесенное Христом на Голгофе. Утверждая. что первородный грех есть только оскорбление Бесконечного Бога, они и искупление понимают только как некий акт купли-продажи: Адам совершил бесконечно большое преступление и потому требовалось принести бесконечно большой выкуп для примирения человека и Бога. Такая формально-юридическая трактовка тайны искупления не оставляет места для Божественной любви, представляет Бога как жестокого и немилосердного судию, не умеющего ни любить, ни прощать. Кроме того, смерть Христа при таком понимании не упраздняет грех, а лишь освобождает человека от ответственности за него. Получается, что человек остался в том же состоянии, что и до Голгофы, изменилось лишь отношение Бога к человеку. Но Писание (да и сама жизнь) свидетельствуют об обратном: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3: 16-17). Сам Господь так поясняет Божие попечение о мире: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее (Лк. 13: 6-9).

«Подобно этой смоковнице, человеческий род был бесплодным и мог быть поэтому обречен на уничтожение за потерю им всякой ценности, за неисполнение своего назначения, за зараженность нравственной болезнью.

Человечество, в лице лучших своих представителей, знало свой неисполненный долг, тяжелый долг многочисленных прежних поколений и своего поколения. Оно было неоплатным должником. Долг вызывал в нем сознание вины и подавляющее чувство виновности. Это чувство виновности в наиболее чистой форме было у Иудейского народа. Оно погашалось частично законом о ветхозаветных жертвах. Но загладить долг человечество было бессильно.

И Творец, прежде творения предвидевший падение человека, по Своей безграничной любви и неизреченному милосердию, возжелал и определил в предвечном Совете спасти его, вернуть ему его достоинство и ценность, возродить его к подлинной жизни, направить его к его назначению. Бог Отец послал в мир Сына Своего Единородного. Сын Божий сошел на землю, воплотился и родился от Пресвятой Девы Марии, жил с людьми, благовествовал им учение о истинной жизни, творил чудеса, взял на Себя крест страдания за все человечество, был распят и умер на кресте, воскрес и стал Начальником и Совершителем новой жизни для людей. Будучи истинным Богом и истинным Человеком, Господь Иисус Христос совершил дело спасения во всей его полноте. Он искупил нас: дал новые силы, возродил. Не имея Личного греха, Христос принял на Себя весь удел изгнанного из рая человечества, - человечества, которому было сказано: «проклята земля за тебя», - Он Сам стал Человеком. И как Бог, Он принес новые, благодатные силы в мир.

Плод земного служения Сына Человеческого был настолько обилен, что возместил все прежнее бесплодие человечества. Об этом с радостно возвещают апостолы по воскресении Христовом.

Таким образом земное служение Господа и все дело нашего спасения, совершенного Им, есть выражение «все превосходящей любви Христовой».

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13).

Ибо любовь Христова (в слав. неточно: «Божия») объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (2Кор. 5: 14-15).» - пишет о искуплении прот. Михаил Помазанский. Многие древнецерковные авторы вообще избегали говорить об искуплении как о «выкупе», понимая его как примирение человека с Богом, усыновление Ему. Не гнев Бога Отца, а Его любовь является причиной крестной жертвы Сына.

По мысли преп. Симеона Нового Богослова, Христос приносит искупленное Им человечество в дар Богу, окончательно освобождая его от власти диавола: «Видишь ли глубину таинств? Познал ли беспредельное величие преизобильной славы?.. (Христос) будет иметь с нами такое же единение по благодати, какое Он Сам имеет с Отцом по природе… Ту славу, которую дал Отец Сыну, дает и нам Сын по благодати… Став однажды родственником нашим по плоти и сделав нас сопричастниками Своего Божества, Он (тем самым) сделал нас Своими родственниками… Мы имеем со Христом такое же единение… какое имеет муж с женой своей и жена с мужем». Во Христе обновляется и воссозидается человек. Искупительный подвиг Христа совершен не ради абстрактной «массы» людей, но ради каждого конкретного человека. Как говорит тот же преп. Симеон, «Бог послал Сына Своего единородного на землю для тебя и для твоего спасения, потому что предузнал тебя и предопределил тебе быть братом и сонаследником Его».

Иеромонах Иларион (Алфеев) так формулирует значение искупительной жертвы Христа:

«Во Христе получает оправдание, завершение и абсолютный смысл вся история человека, включая его грехопадение и изгнание из рая. Царство Небесное, даруемое Христом тому, кто верует в Него, есть нечто гораздо большее, чем первозданный рай; это «нетленное, нескверное и неувядающее наследие», по словам ап. Петра (1 Пет. 1: 4), это «третье небо», о котором ап. Павел не смог ничего сказать, потому что «неизреченные глаголы», звучащие там, превосходят всякое человеческое слово (см. 2Кор. 12: 2-4). Воплощение Христа и Его искупительный подвиг имеют для человека большее значение, чем даже само сотворение человека. С момента Боговоплощения наша история как бы начинается заново: человек вновь оказывается лицом к лицу с Богом, столь же близким, а может быть - еще более близким, чем в первые минуты существования людей. Христос вводит человека в «новый рай» - Церковь, где Он царствует и человек царствует вместе с Ним.

На кого распространяется действие искупительной жертвы Христа? Евангельское слово отвечает: на всех верующих во Христа (дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Ин. 3: 16). Вера во Христа делает нас детьми Божьими, родившимися от Бога (Ин. 1: 12-13). Через веру, Крещение и жизнь в Церкви мы становимся сонаследниками Царства Божьего, освобождаемся от всех последствий грехопадения, воскресаем вместе со Христом и приобщаемся жизни вечной.

Во Христе достигается цель существования человека - приобщение к Богу, соединение с Богом, обожение. «Сын Божий становится Сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божьим», - говорит св. Ириней Лионский. Еще лаконичнее выразил ту же мысль св. Афанасий Великий: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились». Преп. Максим Исповедник говорит: «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога, в такой мере делающее человека богом, в какой Сам Бог сделался человеком. Ибо явно, что сделавшийся человеком без греха может обожить и естество (человеческое) без преложения в Божество, в такой мере возвысив его до Себя, в какой Сам смирил Себя ради человека». Преп. Максим называет Бога «желающим спасения и алчущим обожения» людей. По Своей безмерной любви к человеку Христос взошел на Голгофу и претерпел крестную смерть, которая примирила и воссоединила человека с Богом».

Свящ. В. Луканов

 
KirenaДата: Воскресенье, 12.12.2010, 16:12 | Сообщение # 5
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (День)
Несториане

Преп Иоанн Дамаскин:
"О том, что Святая Дева – Богородица, против несториан
Святую Деву мы прославляем как Богородицу в собственном и истинном смысле. Ибо, как Родившийся от Нее – истинный Бог, так и Родившая истинного Бога, от Нее воплотившегося, – истинная Богородица. Мы говорим, что Бог родился от Нее не в том смысле, что Божество Слова от Нее получило начало, но в том, что Само Божие Слово, прежде веков, вне времени от Отца рожденное, безначально и вечно со Отцем и Духом пребывающее, в последок дний (Евр. 1, 2) для нашего спасения вселилось в утробу Святой Девы и от Нее без изменения воплотилось и родилось. Ибо Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, – не просто Бога, но Бога воплощенного, не с неба принесшего тело и прошедшего через Нее, как бы через канал, но воспринявшего от Нее единосущную с нами плоть и принявшего ее в Свою собственную ипостась. Ибо, если бы тело было принесено с неба, а не взято от естества, одинакового с нами, то какая была бы нужда в воплощении? Вочеловечение Бога Слова было для того, чтобы само согрешившее и павшее, и растленное естество победило обольстившего тирана и таким образом освободилось от тления, как говорит божественный Апостол: понеже человеком смерть (бысть), и человеком воскресение мертвых (1 Кор. 15, 21). Если первое истинно, то и второе [1].
Если же и говорит (Апостол): первый Адам от земли перстен, вторый же Адам Господь с небесе (1 Кор. 15, 47), то он не утверждает того, что тело – с неба, но только делает ясным, что Он – не простой человек. Ибо вот Апостол назвал Его и Адамом, и Господом, одновременно обозначая то и другое. Ибо слово Адам истолковывается: земнородный. Земнородный же ясно означает естество человека, образованное из праха. Словом же Господь указуется на божественную сущность.
Еще говорит Апостол: посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемаго от жены (Гал. 4, 4). Не сказал через жену но: от жены. Этим божественный Апостол указал, что именно Единородный Сын Божий и Бог есть Тот, Кто произошел от Девы как человек, и что именно Рожденный от Девы есть Сын Божий и Бог. Родился же Он телесным образом, поскольку сделался человеком, не в прежде созданном человеке вселившись, как бы в пророке, но Сам существенно и истинно сделавшись человеком, то есть в Своей ипостаси дав бытие плоти, одушевленной душею словесною и разумною, и Сам сделавшись для нее ипостасью. Ибо это означает выражение рождаемого от жены. Как же Само Слово Божие оказалось бы под законом, если бы оно не сделалось единосущным нам человеком?
Отсюда справедливо и истинно Святую Марию называем Богородицею, ибо это имя содержит все таинство домостроительства. Ибо если родившая – Богородица, то Рожденный от Нее – непременно Бог, но непременно и человек. Ибо как от жены мог бы родиться Бог, имеющий бытие прежде веков, если бы Он не сделался человеком? Если же именно Рожденный от жены есть Бог, то, очевидно, один и тот же есть и Рожденный от Бога Отца по божественной и безначальной сущности, и в последние времена Рожденный от Девы по той сущности, которая получила начало и подлежит времени, то есть по (природе) человеческой. Это же обозначает единую ипостась и два естества, и два рождения Господа нашего Иисуса Христа.
Христородицею же мы отнюдь не называем Святую Деву, потому что это оскорбительное наименование изобрел нечистый, гнусный, по-иудейски мудрствующий Несторий, сосуд поругания, к уничтожению слова Богородица и к лишению чести Богородицы, которая одна поистине превознесена честию выше всякой твари, – хотя бы Несторий с отцом своим сатаною разрывался от досады. Ибо Христом, т.е. помазанным, (может быть назван) и Давид царь, и Аарон первосвященник, – потому что эти (служения) – как царское, так и жреческое – сопровождались (при вступлении на них) помазанием. Да и всякий богоносный человек может быть назван Христом, но не Богом по естеству, – в каковом смысле и отверженный Богом Несторий дерзнул назвать Рожденного от Девы Богоносцем. У нас же да не будет, чтобы мы стали называть или мыслить Его Богоносцем, но – Богом воплощенным! Ибо Само Слово сделалось плотию, будучи носимо во утробе Девою, (исшел же из Нее) Бог вместе с воспринятым естеством человеческим, так как и оно было обожествлено Словом, одновременно с приведением его в бытие, так что одновременно совершились три события: восприятие, бытие, обожение человечества Словом. И таким образом Святая Дева мыслится и называется Богородицею не только ради (божеского) естества Слова, но и по причине обожествления человеческой природы, коих одновременно и принятие, и бытие совершилось чудесным образом: принятие, конечно, Слова, бытие же в Самом Слове – плоти. Сама Богоматерь сверхъестественно послужила к тому, что Создатель соделался тварью, и Бог и Творец всего воплотился, обожая воспринятое человечество, причем, в то же время, соединение сохраняет соединенные естества такими же, какими они вошли в соединение, – разумею не только Божество, но и человечество Христа; и то, что выше нас, и то, что соответствует нам. Ибо не так, что (человечество), бывшее прежде одинаковым с нашим, впоследствии сделалось выше нас, но всегда – с первого момента бытия – существовало то и другое, потому то с момента зачатия (человечество) получило бытие в Самом Слове. Человеческое (в человеческой природе Христа) есть таковое по собственной природе, свойственное же Богу и божественное – сверхъестественно. Он имел также и свойства одушевленной плоти, ибо их приняло Слово по причине воплощения, как происходящие совершенно естественным образом, в порядке естественного движения [2].
________________________________________
[1] Григорий Богослов, 1-ое послание к Кледонию.
[2] Кирилл Александрийский, Против Нестория, кн. 1.
 
ToffiДата: Пятница, 04.02.2011, 18:47 | Сообщение # 6
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Kirena)
Христородицею же мы отнюдь не называем Святую Деву, потому что это оскорбительное наименование изобрел нечистый, гнусный, по-иудейски мудрствующий Несторий

"Архангел, возвестив Деве Марии бессемянное зачатие Бога Слова, в подтверждение истинности своих слов сказал: «Не изнеможет у Бога всяк Глагол». Иначе говоря, он этим самым сказал: «Веруй моим истинным словам, потому что они суть не мои собственные слова, а Глагол Божий, который я воспринял от Бога, чтобы передать Тебе. Веруй, что Глагол Божий есть Глагол всемогущий, всегда живой и действенный, а не текучий и пустой тварный глагол, поэтому и веруй, что так, как я говорю, так и должно быть, ибо устами моими Сам Господь глаголет». И поверила Благословенная и Благодатная, поверила, что слова Архангела суть Глагол Божий, и ответила: «Буди Мне по Глаголу твоему». Слово плоть бысть в тот самый момент, как последовало соизволение духа Девы Марии на Глагол Божий. Итак, благоволением Отца, Глаголом Сына и нашествием Святого Духа совершилось зачатие плоти Христовой Девой Марией. О сем явствуют тайновещания церковных молитв. Так, например, в молитве ко причащению говорится: «За неизреченную милость наше все восприем смешение от чистых и девственных кровей, Духа Божественнаго нашествием и Благоволением Отца присносущного». В Богородичном же воскресном 1-го гласа говорится: «Со гласом воплощашеся всех Владыка в Тебе, Святем Кивоте». То же свидетельствуется и во многих других песнопениях, как напр.: «Отец изволи, Сын же Действом всесвятаго Духа вселися во чрево Твое всеосвященное» (Богор[одичен]. на стиховне утренней, см. Молитвослов. Киев, 1908 г.). «Уготовися Словом {т. е. силою Глагола} Бога Слова Твоими ложеснами прияти» (Акаф[ист]. Богор[одице]., стихира 1).

Но не подумай, будто я хочу сказать, что Слово воплотилось не Существом Своим, но Энергией. Прочь такую хулу! Сын Божий Существом Своим восприял Себе плоть во утробе Девы. Но мы говорим, согласно с Символом Веры, что Дева получила сособность к бессемянному образованию плоти Богомладенцу по Действию Святого Духа, вернее же сказать — Действием Тройственной деятельности Божества, как о том гласят, как мы видели выше, песнопения. Итак, по Глаголу Божиему, по вере Девы в сей Глагол, Дух Святой, по Благоволению Отца, Силою, т.е. Энергией Вышнего, осенил Деву, то есть исполнил Ее причастия велией Тройственной Благодати, Которою и совершилось предреченное чудо. Вот почему Церковь именует Богородицу именем Благодатная."
http://www.hesychasm.ru/library/Name/moya_misl.htm

Добавлено (04.02.2011, 18:47)
---------------------------------------------
Глагол Божий есть семя святое

«Восхотев породи нас Словом Истины», — свидетельствует Ап. Иаков в послании своем (Иак. 1:18). Как видите, Апостол с непреложностью свидетельствует, что пакибытие подается силою Деятельности Божией, сокрывающейся в Глаголах Божиих, возвещенных людям. Но Глагол Божий и Слово Истины есть тем паче, конечно, и Имя Его. Как семя содержит в себе энергию произведшего его существа, которою порождается другое подобное существо, так и Глагол Божий и Имя Его признается тем словесным семенем, которое содержит в себе Энергию Божию и которым порождаются духовные сыны Божии. Совершенно тождественно свидетельствует об этом и Апостол Петр, говоря, что христиане порождены «не от семене истленна, но неистленна, Словом Живаго Бога и пребывающаго во веки» (I Петр. 1:23). Очевидно, под Словом Живаго Бога он подразумевает не Ипостась Сына, а Глагол Его, который приравнивается им словесному семени Божиему. СР. СВ-ОТЕЧ. ТОЛКОВ. Также и Ап. Павел говорит: «Первый Адам в душу живу, последний Адам в Дух Животворящ» (I Кор. 15:45). После вышеприведенных слов Апостол Петр говорит: «Глагол же Господень пребывает во веки, се же есть Глагол, благовествованный в вас» (I Пет. 1:25). Таким образом, Апостол подтверждает, что духовное словесное семя, порождающее христиан, есть Глагол Божий, наипаче же Имя Божие, проповедуемое устами апостольскими. Но такое признание что же есть иное, как не признание того, что Имя Божие и Глагол Божий суть Энергия Божества? Совершенно тождественно говорит о сем и Ап. Павел: «Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в Глаголе» (Еф. 5:26). Баня водная есть баня Крещения, и в ней деется пакибытие и рождение сынов Божиих силою произносимого при Крещении Глагола, т. е. Имени Господня. — «Дух, идеже хощет, дышит», — сказал Господь Никодиму, объясняя возможность для человека возрождения «водою и Духом». Дух Божий нисходит на воду бани Крещения и делает сию воду очистительной для грехов, ради призванного над сей водой Имени Господня. Итак, если ради призывания Имени Господня Дух Божий нисходит в воду Крещения, то не тем паче ли дышит всегда Дух Божий во Имени Божием, которое есть Глагол Божий? Вот почему и запрещено употреблять всуе Имя Божие, потому что в нем присно дышит Дух Божий, и в этом смысле всякое Имя Божие может быть названо Самим Богом.

 
NoliuДата: Среда, 23.03.2011, 18:11 | Сообщение # 7
Блаженны нищие духом
Группа: Проверенные
Сообщений: 108
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Toffi)
Архангел, возвестив Деве Марии бессемянное зачатие Бога Слова, в подтверждение истинности своих слов сказал: «Не изнеможет у Бога всяк Глагол»

В.H. Лосский
ДОГМАТ О НЕПОРОЧНОМ ЗАЧАТИИ * http://www.ubrus.org/data/library/pages/285/Main.htm
" Некоторые люди, обманываясь сходством словесных выражений или ложной ассоциацией идей, смешивают учение Римской Церкви о непорочном зачатии Марии с догматом о девственном зачатии нашего Господа Иисуса Христа. Первое из этих учений, представляя собой нововведение римского католицизма, относится к рождению Самой Пресвятой Девы, тогда как второе, общее сокровище христианской веры, касается Рождества нашего Господа Иисуса Христа, "нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася".
Учение о непорочном зачатии берет свое начало в том особом почитании, которое некоторые духовные круги отделившегося Запада стали воздавать Пресвятой Деве с конца XIII в. Оно было провозглашено "богооткровенной истиной" 8 декабря 1854 г. папой Пием IX motu proprio (без созыва Собора). Этот новый догмат был принят с намерением прославить Пресвятую Деву, Которая как орудие воплощения нашего Господа становится Соучастницей нашего искупления. По этому учению Она якобы пользуется особой привилегией - быть неподверженной первородному греху с момента Своего зачатия Ее родителями Иоакимом и Анной. Эта особая благодать, которая соделала Ее, так сказать, как бы искупленной до подвига искупления, Ей якобы была дарована в предвидении будущей заслуги Ее Сына. Для того чтобы воплотиться и стать "совершенным человеком", Божественное Слово нуждалось в совершенной природе, не зараженной грехом; надо было, следовательно, чтобы сосуд, из которого Он воспринимал Свое человечество, был чист от всякой скверны, заранее очищен. Отсюда, по мнению римских богословов, вытекает необходимость даровать Пресвятой Деве, хотя и зачатой естественным путем, как и всякое человеческое создание, особую привилегию, поставив Ее вне потомства Адамова и освободив от первородной вины, общей для всего человеческого рода. В самом деле, согласно новому римскому догмату, Пресвятая Дева якобы приобщилась уже от утробы матери к состоянию первого человека до грехопадения.
Православная Церковь, которая всегда воздавала Божией Матери особое почитание, превознося Ее выше небесных духов - "честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим",- никогда не допускала,- по крайней мере, в том значении, которое этому придает Римская Церковь,- догмата о непорочном зачатии. Определение "привилегия, дарованная Пресвятой Деве ввиду будущей заслуги Ее Сына" противно духу православного христианства; оно не может принять этот крайний юридизм, который стирает действительный характер подвига нашего искупления и видит в нем только лишь отвлеченную заслугу Христа, вменяемую человеческому лицу до страдания и воскресения Христова, даже до Его воплощения, и это по особому Божиему произволению. Если Пресвятая Дева могла пользоваться последствиями искупления до искупительного подвига Христова, то не видно, почему бы эта привилегия не могла быть распространена и на других людей, например на весь род Христов, на все то потомство Адамово, которое способствовало из поколения в поколение приготовлению человеческой природы к тому, чтобы она затем была воспринята Словом в утробе Марии. В самом деле, это было бы логично и соответствовало бы нашему представлению о благости Божией, однако абсурдность подобного предположения совершенно очевидна: человечество пользуется своего рода "судебным постановлением об отсутствии состава преступления", несмотря на свое грехопадение, спасается заранее и все же ожидает подвига своего спасения от Христа. То, что кажется абсурдным по отношению ко всему человечеству, жившему до Христа, не менее абсурдно, когда речь идет об одном человеке. Эта бессмыслица становится в таком случае еще более очевидной: дабы подвиг искупления мог совершиться для всего человечества, нужно было, чтобы он предварительно совершился для одного его члена. Иначе говоря, для того чтобы искупление имело место, нужно было, чтобы оно уже существовало, чтобы кто-то заранее воспользовался его плодами.
Нам, конечно, могут возразить, что это законно, когда речь, идет о таком исключительном создании, как Пресвятая Дева, Которой было предназначено послужить орудием для воплощения и тем самым для искупления. В некоторой мере это правильно: Дева, беспорочно родившая Слово, истинного Бога и истинного Человека, не была обыкновенным созданием. Но можно ли Ее полностью отделить, с момента Ее зачатия Иоакимом и Анной, от остальной части потомства Адамова? Изолируя Ее таким образом, не подвергаемся ли мы риску обесценить всю историю человечества до Христа, уничтожить само значение Ветхого Завета, который был мессианским ожиданием постепенным приготовлением человечества к воплощению Слова? Действительно, если воплощение было обусловлено только лишь привилегией, дарованной Пресвятой Деве "ввиду будущей заслуги Ее Сына", то пришествие Мессии в мир могло совершиться в любой другой момент человеческой истории; в любой момент Бог особым произволением, зависящим только от Его Божественной воли, мог создать непорочное орудие Своего воплощения, не считаясь с человеческой свободой в судьбах падшего мира. Однако история Ветхого Завета нас учит другому: добровольная жертва Авраама, страдание Иова, подвиги пророков, наконец, вся история избранного народа с его взлетами и падениями не являются только собранием прообразов Христа, но также и непрестанным испытанием человеческой свободы, отвечающей на Божественный призыв, предоставляющей Богу в этом медленном и трудном продвижении человеческие условия, необходимые для выполнения Его обетования.
Вся библейская история раскрывается, таким образом, как приуготовление человечества к воплощению, к той "полноте времен", когда ангел был послан приветствовать Марию и получить из Ее уст согласие человечества на то, чтобы Слово стало плотию: "Се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему".
Византийский богослов XIV в. Николай Кавасила в поучении на Благовещение говорит: "Благовещение было не только подвигом Отца, Его Силы и Его Духа, но также и подвигом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Пренепорочной, без участия Ее веры это намерение было бы столь же неосуществимо, как и без вмешательства Самих трех Божественных Лиц. Только лишь после того, как Бог Ее научил и убедил, Он Ее берет Себе в Матери и заимствует у Нее плоть, которую Она желает Ему предоставить. Точно так же, как Он добровольно воплощался, желал Он, чтобы и Матерь Его свободно и по Своему полному желанию Его родила" [1].
Если бы Пресвятая Дева была изолирована от остальной части человечества привилегией Бога, даровавшего Ей заранее состояние человека до грехопадения, то Ее свободное согласие на Божественную волю, Ее ответ архангелу Гавриилу утеряли бы свою историческую связь с другими актами, способствовавшими на протяжении веков приуготовлению человечества к пришествию Мессии; тогда была бы разорвана преемственность святости Ветхого Завета, накоплявшаяся из поколения в поколение, чтобы завершиться, наконец, в лице Марии, Пречистой Девы, смиренное послушание Которой должно было переступить последний порог, который с человеческой стороны делал возможным подвиг нашего спасения. Догмат о непорочном зачатии, как он сформулирован Римской Церковью, разрывает ту святую преемственность "праведных праотцев Божиих", которая находит свой конечный предел в "Ессе ancil-la Domini" [2]. История Израиля теряет свой собственный смысл, человеческая свобода лишается всего своего значения, и само пришествие Христа, которое якобы произошло в силу самопроизвольного решения Божия, приобретает характер появления "deus ex machina", врывающегося в человеческую историю. Таковы плоды искусственного и отвлеченного учения, которое, желая прославить Пресвятую Деву, лишает Ее внутренней глубокой связи с человечеством и, даруя Ей привилегию быть свободной от первородного греха с момента Своего зачатия, странным образом уменьшает значение Ее послушания Божественному Благовестию в день Благовещения.
Православная Церковь отвергает римско-католическое истолкование непорочного зачатия. Однако она прославляет Пресвятую Деву, величая Ее "Пренепорочной", "Нескверной", "Пречистой". Святой Ефрем Сирии (IV в.) даже говорит: "Ты, Господи, како и Матерь Твоя, едино святы есте, Ты бо еси кроме порока и Матерь Твоя кроме греха". Но как же это возможно вне юридических рамок (привилегия исключения) догмата о непорочном зачатии?
Прежде всего нужно делать различие между первородным грехом как виной перед Богом, общей для всего человечества, начиная с Адама, и тем же грехом, силою зла, проявляющегося в природе падшего человечества; точно так же нужно делать различие между общей для всего человечества природой и лицом, присущим каждому человеку в отдельности. Лично Пресвятая Дева была чужда какого-либо порока, какого-либо греха, но по Своей природе Она несла вместе со всеми потомками Адама ответственность за первородный грех. Это предполагает, что грех как сила зла, не проявлялся в естестве избранной Девы, постепенно очищенном на протяжении поколений Ее праведных праотцев и охранявшемся благодатью с момента Ее зачатия.
Пресвятая Дева охранялась от всякой скверны, но Она не была освобождена от ответственности за вину Адама, которая могла быть упразднена в падшем человечестве только лишь Божественным Лицом Слова.
Священное Писание нам приводит другие примеры Божественной помощи и освящения от утробы матери: Давид [3], Иеремия [4], наконец, Иоанн Креститель (Лк. 1, 41). В этом-то значении Православная Церковь празднует с древних времен день зачатия Пресвятой Девы (9 декабря ст. ст.), как она празднует также зачатие святого Иоанна Крестителя (23 сентября). Нужно отметить по этому поводу, что римский догмат устанавливает в том, что касается зачатия Пресвятой Девы Иоакимом и Анной, различие между "активным зачатием" и "пассивным зачатием": первое из них есть естественный, плотский акт, акт родителей, которые зачинают, а второе является только последствием супружеского союза; характер "непорочного зачатия" относится только к пассивному аспекту зачатия Пресвятой Девы.
Православная Церковь, чуждая этого отвращения к тому, что относится к плотской природе, не знает искусственного различия между "активным зачатием" и "пассивным зачатием". Прославляя зачатие Рождества Пресвятой Девы и святого Иоанна Крестителя, она свидетельствует о чудесном характере этих рождений, она почитает целомудренный союз родителей, в то же самое время как и святость их плодов. Для Пресвятой Девы, как и для Иоанна Крестителя, эта святость не заключается в какой-то абстрактной привилегии невиновности, а в реальном изменении человеческой природы, постепенно очищенной и возвышенной благодатью в предшествовавших поколениях. Это непрестанное возвышение нашей природы, предназначенной стать природой воплотившегося Сына Божия, продолжается и в жизни Марии; праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) Предание свидетельствует об этом непрерывном Ее освящении, об этом охранении Ее Божественной благодатью от всякой скверны греха. Освящение Пресвятой Девы завершается в момент Благовещения, когда Дух Святой соделал Ее способной для непорочного зачатия в полном значении этого слова - девственного зачатия Сына Божия, ставшего Сыном человеческим.

Добавлено (23.03.2011, 18:11)
---------------------------------------------
Примечание к новому опубликованию статьи "Догмат о непорочном зачатии"

Написанное более двенадцати лет тому назад это маленькое разъяснение относительно римско-католического догмата о непорочном зачатии должно было бы быть полностью переделано и значительно развито. Надеясь это когда-либо осуществить, мы удовольствуемся пока, дабы не задерживать его напечатания, тем, что дополним текст этого краткого обзора двумя замечаниями, которые должны рассеять некоторые недоразумения.
1) Некоторые православные, движимые весьма понятным чувством ревности к Истине, считают себя обязанными отрицать подлинность явления Божией Матери Бернадетте и отказываются признавать проявления благодати в Лурде под тем предлогом, что эти духовные явления служат подтверждению мариологического догмата, чуждого христианскому Преданию. Мы полагаем, что такое их отношение к этому не оправданно, ибо оно происходит из-за недостаточности различия между фактом религиозного порядка и его вероучительным использованием Римской Церковью. Прежде чем выносить отрицательное суждение по поводу явления Божией Матери в Лурде, подвергаясь риску совершить грех против беспредельной благодати Духа Святого было бы более осторожным и более правильным рассмотреть с духовной трезвостью и религиозным вниманием слова, услышанные юной Бернадеттой, равно как и те обстоятельства, при которых эти слова были к ней обращены. За весь период Ее пятнадцати явлений в Лурде Пресвятая Дева говорила один только раз, назвав Себя. Она сказала "Я есмь Непорочное Зачатие". Однако эти слова были произнесены 25 марта 1858 года, в праздник Благовещения. Их прямое значение остается ясным для тех, кто не обязан их истолковывать вопреки здравому богословию и правилам грамматики: непорочное зачатие Сына Божия является высочайшей славой Пренепорочной Девы.
2) Римско-католические авторы часто настаивают на том факте, что учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы явно или неявно признавалось многими православными богословами, особенно в XVII и XVIII вв. Внушительные списки богословских учебников, составленных в ту эпоху, в большинстве случаев на юге России, действительно свидетельствуют, до какой степени богословское преподавание в Киевской академии и в других школах Украины, Галиции, Литвы и Белоруссии было проникнуто темами, присущими вероучению и благочестию Римской Церкви. Хотя православные люди этих пограничных областей и защищали героически свою веру, но они неизбежно испытывали на себе влияние своих римско-католических противников, ибо принадлежали к одному и тому же миру культуры барокко, с ее особыми формами благочестия".

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа