"Настойчивость или упрямство? Настойчивость является весьма полезным и добродетельным свойством, помогающим человеку преодолевать трудности при решении тех или иных жизненных проблем. Настойчивость дочь терпения и действует всегда во благо. Она смиренна и благородна.
В главе 18 Евангелия от Луки пересказывается притча о неправедном судье. В этой притче Господь рассказывает, как к нерадивому судье обратилась за помощью вдова. Он долго не хотел помочь ей. Однако, она проявила настойчивость в своей просьбе и судья неправедный выполнил просьбу вдовы по её неотступности. “Но как эта вдова не даёт мне покоя, защищу её, чтобы она не приходила больше докучать мне”, – решил судья (Лу. 18, 5). Притчу об этом Господь рассказал для того, “что должно всегда молиться и не унывать” (Лк. 18, 1.) “И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к нему день и ночь, хотя медлит защищать их” (Лк. 18,6,7.). Теперь видно, как важна и обязательна настойчивость в молитвенном труде. Но не только в молитве, но так же и в любом, душеспасительном и благом деле.
Упрямство же наполнено неразумием. Это продукт гордости и тщеславия. Оно не приносит никакой пользы. Упрямство не слышит разумных доводов от других, считая их не разумными. Оно спорливо. Упрямцы всегда горды, а гордые – упрямы. Упрямство враг смирению. И наоборот, где появляется смирение, там наносится удар по упрямству и самой гордости.
Иногда упрямство под влиянием тщеславия помогает его обладателю решить некоторые проблемы в материальном мире. Оно как бы заменяет собою настойчивость, принимая вид некой добродетели. Это коварная уловка врага. Проверить это легко: упрямство нетерпеливо и часто капризно. Оно не видит своих грехов и не желает каяться.
Если при выполнении чего-нибудь чувствуешь трудность и возникает желание прекратить дело, но праведный долг побуждает волю продолжить дело, не смотря на усталость – то это настойчивость. От неё на душе покойно и тихо, не смотря на трудности. Если же устал и раздражён, а в глубине души уже слышишь слабый голос, призывающий прекратить действия, но продолжаешь начатое из побуждений гордости или тщеславия, как бы на зло – это упрямство. От него на душе беспокойно, без радостно, тоскливо. Как только начинаешь горячий спор, даже если прав, демонстрируешь упрямство – дочь гордости.
Внимание! Упрямство маскируется под настойчивость. Если в настойчивости не обнаруживаешь даже малой доли смирения, то знай – это упрямство. Победа над упрямством – победа над гордостью и тщеславием, поэтому и лекарство против упрямства то же самое, что и от этих страстей. Если понял, что заупрямился, то в замутнённую душу капни одну каплю смирения. Душа сразу просветлеет, а упрямство утихнет и спрячется.
Настойчиво повторяя так всегда, кроме того, обличая гордость и упрямство на исповеди, можно существенно потеснить гордыню, а на освободившееся духовное пространство постепенно и неуклонно, капля за каплей, начнёт приходить желанное смирение. Но при этом следует помнить, что без помощи Божьей это не возможно. Поэтому нам настойчиво, неотступно надо просить в молитвах о такой помощи Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
4. В заключении.
Кроме рассмотренных выше вопросов, остаётся ещё много других, похожих. Например: где заканчивается смелость и начинается безрассудность? Или: как осторожность превращается в трусость? Чем различаются между собой заслуженная похвала и лесть.? И как одно превращается в другое?
Уверен, что на эти и подобные вопросы вы найдёте ответы, с помощью Божьей, вооружившись Священным Писанием и творениями Святых Отцов. И это, несомненно, будет не без полезно в деле нашего исправления и спасения.
Некоторые люди в поисках земного временного благополучия покидают свой дом, край и даже Родину. Они уходят в другие страны, движимые желанием лучшей жизни. На этом пути преодолевают большие трудности, препятствия, терпят скорби и несчастья, но упрямо следуют к своей цели.
Но для того, чтобы обрести здесь, во временной жизни счастье и надежду на спасение души вовсе не обязательно уходить из дома и, тем более, покидать Родину.
Надо только направить своего внутреннего человека из “страны пороков” в “страну добродетелей”. Из “страны” жадности и упрямства, в “страну” щедрости и настойчивости, в “страну” милости и смирения, терпения и кротости. Из “страны” плохого и погибельного, в “страну” хорошего и спасительного. Эти “станы” рядом друг с другом и имеют общую границу.
Пусть не устрашит нас, что на этой невидимой границе стоят стражники – слуги князя мира сего. Они сделают всё, чтобы воспрепятствовать нам осуществить переход. Они хитры и коварны, и желают, чтобы мы всегда оставались в “стране погибели”.
Но с нами Бог! И с помощью Божьей победим их. Для этого вооружимся Словом Божиим, молитвой, покаянием, всем тем, чему учит нас Святая Православная Церьковь. И тогда, оградив себя крестным знамением, с Именем Божьим на устах, мы успешно пересечём границу из страны погибели в Страну Вечной Жизни – Царствие Небесное.
Да укрепит нас Господь в надежде на спасение! Аминь.
Коломиец В.В.
http://nicholashram.zp.ua/?p=1995