Самовозношение
| |
Клир | Дата: Вторник, 23.02.2010, 16:47 | Сообщение # 1 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Статус: Offline
| Самовозношение – желание считать себя выше и сильнее обычных человеческих слабостей. Чаще возникает после преодоления одного или несколько грехов, но не греховности. Сопровождается присвоением права не следо-вать общепринятым нормам поведения, чувством приподнятости.
|
|
| |
Kirena | Дата: Воскресенье, 11.07.2010, 21:41 | Сообщение # 2 |
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Статус: Offline
| Самовозношение часто связано с высокоумием. Думаю, высокоумие - это высоко ценить свои умственные способности, пренебрагая чужой точкой зрения, считая ее не такой "умной". Пролог в поучениях (О дивном столпнике): «Близ города Едесса в пустыне спасался один старец. Он стоял бессходно на столпе сорок девять лет. К столпнику пришел святитель Феодор, епископ Едесский, и в беседе о спасении души спросил: «Что заставило тебя, человече Божий, взойти на столп и столько лет на нем подвизаться?». Столпник рассказал следующее: «Вместе со старшим братом мы ушли от мира еще в юности. Сначала три года мы провели в монастыре, а затем удалились в пустыню и, нашедши тут две пещеры, поселились: я в одной, брат в другой. Время мы проводили здесь в безмолвии, посте и молитве и сходились друг с другом только в дни воскресные. Такая жизнь в пустыне для меня продолжалась, однако, недолго. Раз, когда мы оба вышли из своих пещер для собирания злаков и кореньев в пищу и находились на некотором расстоянии друг от друга, вдруг я заметил, что брат мой внезапно остановился на одном месте, как будто чего-то испугавшись, а потом стремглав побежал и скрылся в пещере. Недоумевая, что бы это значило, я пошел к месту его внезапной остановки, чтобы посмотреть, что там такое — и что же? Вижу громадное количество рассыпанного золота. Недолго думая, я снял с себя мантию, собрал в нее неожиданно найденное сокровище и с большим трудом принес в свою келию. После сего, не сказавши брату ни слова, я ушел в город, купил там большой дом, устроил в нем странноприимницу и вольницу и при них основал монастырь, поместивши в нем сорок иноков. Все устроенное я поручил опытному игумену, дал ему на нужды тысячу златниц, другую тысячу раздал нищим и затем снова, оставив мир, возвратился в пустыню к своему брату. На пути я начал высокоумствовать о себе и осуждать брата за то, что он не хотел сделать добра на найденное им золото, и, когда подходил к пещере брата, то помыслы высокоумия и самомнения уже совершенно овладели мною. Но в это самое время является мне Ангел Божий с грозными видом и говорит: «Знай, что все, что ты сделал, не стоит скачка, сделанного твоим братом через золото, и он несравненно выше и достойнее тебя перед Богом. Ты даже не стоишь и того, чтобы видеть его, и это будет до тех пор, пока покаянием и слезами не очистишь себя от своего греха». После сих слов Ангел стал невидим, а; я пошел к пещере своего брата и, действительно, к своему ужасу, не мог увидеть его! Много тут пролил я слез, и даже от горя и плача пришел в изнеможение... Наконец, Господь сжалился надо мною: я услышал голос, повелевающий мне идти вот на это место, где я теперь стою на столпе пятидесятый год. Лишь недавно я получил здесь откровение через Ангела о полном прощении греха самомнения и гордости и о том, что я увижусь с братом в обителях Небесных».Добавлено (11.07.2010, 21:41) --------------------------------------------- Самовозношению предшествует самодовольство. Феофан Затворник (Письма, п.705): «Первый искусительный помысл, который начнет бить вас, будет самодовольство: за ним придет внутреннее самовозношение, или трубление пред собою, а далее – кичение пред другими.»
|
|
| |
Liana | Дата: Вторник, 13.07.2010, 20:14 | Сообщение # 3 |
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Варсануфий Великий (Руководство в духовной жизни, вопр.418): «Когда скорблю о чем-нибудь, молюсь и получу помощь от неизреченной благости Божией, то помысл мой возносится тем, что я был услышан: как же поступать мне? Ответ: Когда молишься и, получив (просимое), вознесешься, то, очевидно, что не по Богу была молитва твоя, и не от Бога получил ты помощь, но демоны споспешествовали тебе для того, дабы вознеслось сердце твое; ибо когда помощь подается от Бога, то душа не возносится, а более смиряется и удивляется великой милости Божией, как Он милует грешных, по всему недостойных и всегда прогневляющих Его, и премного благодарит славную и неизреченную благодать Его, что Он не по грехам нашим предает нас, но долготерпит и милует по великому Своему незлобию. Посему душа и не возносится, но трепещет и славословит».
|
|
| |
Luka | Дата: Четверг, 03.03.2011, 17:32 | Сообщение # 4 |
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Статус: Offline
| Свт.Дмитрий Ростовский: "О том, чтобы не гордиться в веке сем никакою вещию 1. Не будь горд и величав — да не уподобишься бесам; не возносись сердцем — да не будешь сравнен с ними. Но будь кроток и смирен — да будешь возвышен от Самого Господа и соединишься с ангелами: на кого бо воззрю, токмо на кроткого и смиренного и трепещущаго словес моих, говорит Господь. Бесы тем особенно и отличаются от ангелов — тем и от Бога отпали, что не пребыли смиренными и благопокорными. Ибо нет ничего так мерзкого не только пред Богом, но и пред людьми, как самовозношение и гордость, равно как нет ничего любезнее и приятнее, как кротость и смирение. 2. Смиренный и кроткий всегда бывает мирен; горделивый же и величавый всегда бывает взволнован и смущен. «Господь наставляет кроткия на суд, научает смиренныя путем своим», — говорит пророк (Пс.24); «гордых расточает Господь мыслию сердца, смиренных же и единомысленных вселяет в дом Своея благодати». Будь благопокорлив — да уподобишься ангелам. Не гордись ни пред кем даже самым малым — да не будешь и сам отвергнут от Бога. Не возносись ни в каком случае — да, упавши вниз, не подвергнешься всякому злу: падет бо гордый и сокрушится (Иер.50), и не будет возставляяй его, говорит пророк (Пс.130). Не ходи в великих, ниже в дивных паче тебе — да, устрашившись от Бога, не впадешь и останешься в сетях врага (ловителя). 3. Гордыня рождается от безумия и душевной слепоты; от разума же и познания происходит смирение. Если бы ты истинно познал себя, то не был бы горделив: если истинно познаешь себя, не будешь гордиться. Но так как ты хорошо еще не знаешь себя и — как должно — не разумеешь, то и гордишься несмысленно — гордишься какою-либо вещью ничтожною или лучше — ничем. Будучи таким образом горд и высокомерен, познай себя. Познай, что Господь гордым противится, смиренным же дает благодать, говорит Соломон (Притч.3). Познай, что Господь кротких принимает, а гордых грешников смиряет до земли; смиренных возносит, а гордых понижает; от смиренного и малое приемлет, а от гордого и великое отвергает: от смиренного мытаря принял одно воздыхание, а от гордого фарисея отверг и многие добродетели. Пред Богом лучше смиренный грешник, нежели горделивый праведник: мерзок бо есть пред Богом всяк высокосердый, говорит Соломон (Притч.16). 4. Бог везде отвергает гордых и приемлет кротких: «низлагает сильных со престол и возносит смиренных, алчущих исполняет благами и богатящих отпускает ни с чем». Избрал Господь смиренных апостолов, а гордых фарисеев отверг, отверг премудрых философов, а избрал самых простых рыбарей, отверг благородных и великих князей, а избрал смиренных и бедных — Иосифа-древоделя и Пресвятую Деву — Матерь. Итак, никто не гордись благородием предков, зная, что все мы имеем после Бога одного праотца — Адама; наследие же наше — прах и пепел. Мы взяты от земли, в землю и опять пойдем. Не будем превозноситься друг пред другом, всех нас земля сравняет и каждому даст свою участь. 5. Не будь горд, если и старейший сан имеешь, чтобы не научить гордости и надмению и подчиненных тебе, ибо каков старший, таковы обыкновенно бывают и подчиненные. Старейший всех людей и высший всей твари — Господь — показал тебе образ смирения в Себе Самом. Он, взяв лентион (полотенце), умыл ноги учеников — принял зрак раба, смирил себя, послушлив был даже до смерти, смерти же крестной, дабы и мы, видя Его таким, смирялись — не гордились ничем в мире сем. Все останется здесь, все обратится в прах и пепел, а ты один пойдешь туда, где не будут смотреть на чины и величие, — но каждый приимет от Господа по делам своим. 6. Не возносись временным почитанием сана, потому что он временен. Не гордись и величанием твоего старейшинства, потому что оно изменяемо. Сан естества не отнимает, и старейшинство человечества не изменяет. И старейший есть такой же человек, как и прочие: та же тля и пепел, как и другие; ничего не имеет старейший лучшего против малейшего, кроме временного почтения саном. Потому слава твоя и почесть старейшинства да не предают тебя величанию и гордыне, но больше и больше да смиряют тебя: елико бо, говорит Сирах, велик ecu, толико смиряйся, да обрящеши пред Господом благодать. Сия почесть дана тебе временно для того, чтобы исправлять других, а не для того, чтобы ею возноситься и величаться. Это — обычный человеческий чин, чем же тут гордиться старейшему? Всякая существующая вещь изменяется: и сущая бывает яко несущая и бывающая яко небывающая. 7. Недаром дан тебе сан и временное почитание мира сего, но для того, чтобы ты показал равные твоей славе и почитанию исправления и добродетели, совершаемые во смирении. Помни конец твоему старейшинству и внезапное изменение славы твоей — и никогда не прельстишься и не будешь полагать упования своего на славу и почитание. Ибо это не что иное, как сонная мечта и весенний лед. Не напрасно древние мудрецы, когда избирали старейшину и возлагали на него венец, тотчас же зажигали лен, бросали его вверх и говорили: «Слава человеческая так же скоро угасает, как лен, брошенный вверх, блеснувший и тотчас же на землю упавший и внезапно угасший». 8. Цари, князья и вельможи пусть не величаются своим величеством, ибо во время смерти сан и величество ничему не помогут, но даже в большую тяготу послужат. Пусть никто не говорит: «Я благороден, а он худороден; я богат, а он беден». Смерть каждого из нас равно смирит и всякую разницу сгладит. В гробу, по голым костям, нельзя узнать: кто благороден или худороден, кто богат или нищ, кто славен или бесславен. Потому пусть никто не превозносится своею славою, или сокровищами, или каким-либо богатством. Ибо все наги туда пойдем, ничего с собою не возьмем, ничего при нас не останется, кроме дел наших, которые мы сделали в жизни сей. 9. Зачем, человече, напрасно ты будешь гордиться в тленной плоти? Ничего не найдешь ты в себе достойного гордости и превозношения: взят ты от земли, в землю и опять пойдешь; из ничего ты сотворен и не знаешь, куда опять возвратишься и какую участь получишь. Итак, не гордись богатством, ибо оно исчезает; не гордись плотскою родовитостью, ибо все мы тля и пепел; не гордись ни силою, ни премудростью, ни красотою плоти: все это не от тебя — и ничем другим не гордись, ибо ничего своего не имеешь, но все у тебя Божие. Если захочешь гордиться разумом и премудростью, то ее дал Бог; если силою и красотою, то все устроил Бог; если имением или богатством, то и это все даровал Бог; если благородием, то все мы земля и пепел; если величием сана, то все в руках Божиих, если каким-либо добрым делом, то и этому помог, устроил это и укрепил на это Бог. Все Божие, а не наше. Не имеешь, чем надмеваться и пред другими гордиться. Лучше считай себя худшим всех. Все свое присвояй Богу — да будешь с Ним в единении во всем: с Богом все будет твое, а без Бога ты чужд всего. 10. Гордый идет не простым и не прямым путем, но стропотным, исполненным терния и волчцев. Гордии законопреступоваху до зела, и от закона Твоего уклонишася, говорит пророк (Пс.118). Сие самое настоящее преступление и безумное уклонение от закона и возгордение происходит от непознания своей немощи. Не чрез что иное бывает преступление и падение, как чрез гордыню; ни сердечное исправление бывает не от иного чего, как только от смирения и простоты. Где бы и когда ни случилось падение, его всегда предваряла гордыня. За гордость свержен был с неба сатанаил; чрез гордость фарисей погубил все добродетели; за гордость Навуходоносор лишен царства — и, как скот, со скотами семь лет ел траву. И тысячи тысяч падений — все происходят от гордыни. Итак, будь всегда смирен и всегда покрываемый и соблюдаемый Божиею благодатию, будешь без всякого порока — и пребудешь без падений — без преткновения. "
|
|
| |
|
Меню сайта
|