Познание основ православной веры

Суббота, 27.04.2024, 00:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | «Поучение Владимира Мономаха» - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Обзор литературы » Обсуждение прочитанных книг » «Поучение Владимира Мономаха»
«Поучение Владимира Мономаха»
LianaДата: Вторник, 19.10.2010, 21:01 | Сообщение # 1
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
«Поучение Владимира Мономаха»
«Поучение» относится к жанру ораторского искусства – учительного красноречия.

До нас дошли три произведения Владимира Мономаха, вернее, три части, написанные в разное время, но единые по духу. Первая – «Поучение», вторая – автобиография, рассказ о «путях и ловах» (т.е. о походах и охотах), третья – письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу.

Основой всех наставлений являются высказывания Владимира Мономаха: «страх имейте Божий в сердце своем», тогда у человека не будет гордыни; «милостыню подавайте нескудную, это начало всякого добра»; будьте смиренными, послушными, кроткими Богу, «паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме»; научитесь, по Евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, имейте помыслы чистые…»; держать глаза книзу, а душу вверх, страшен враг не внешний, а внутренний, а из врагов наипервейший – лень; молитва на ночь; молитва непрестанная, благодарность Богу за все; не беритесь вершить великий суд, не клянитесь Богом; умейте прощать, не отвечать злом на зло…
Завещание Владимира Мономаха детям. Литография. 1836 г.
Завещание
Владимира Мономаха
детям.
Литография. 1836 г.

С особым старанием князь призывал детей к милосердию, добродетели. По его мнению, нельзя убивать не только правого, но и виноватого; нельзя допускать, чтобы сильный губил слабого; нельзя убогого забывать; сле дует, сколь по силам, кормить сироту, защищать вдовицу; держа путь куда-либо по землям своим, не причинять вреда ни своим, ни чужим: «ни селам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас». Мономах учил чтить старых, как отца, а молодых – как братьев; не пропускать человека, не приветствовав его и не сказав ему доброго слова; навещать больного и провожать покойника.

Славянское гостеприимство, как мы знаем, берет свое начало из глубокой древности. Владимир требует блюсти этот старый обычай: «…более же всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым».

Мономах предостерегал детей от гордости в уме и сердце, от произнесения без нужды клятв. «Если же вам придется крест целовать, братии или кому-либо, то, – писал он, – проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей». Князья должны твердо выполнять все условия договора. Нарушение договора – тяжкий грех, потому что каждый договор скрепляется целованием креста. Такое нарушение приравнивается к нарушению слова, данного самому Богу.

Проникнутое жгучим стремлением познать и понять духовную сущность человека и окружающий его мир, «Поучение», опираясь на библейские учительные истины, ставит вечные вопросы бытия: что такое человек, каково его предназначение, в каком отношении находится он к окружающему миру, как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, тьма и свет?
http://www.ortodox.donbass.com/1020/17.htm

 
LianaДата: Вторник, 19.10.2010, 21:03 | Сообщение # 2
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Церковный устав Владимира

Стал известен благодаря Варсонофьевской летописи, сохранившейся в единственном списке ХIV века. Это один из двух древнейших списков Церковного Устава. Интересно, что светская судебная власть на государственном уровне принадлежала князю, а в его отсутствие – боярам. Князь и бояре имели право назначения судий, чьи приговоры равноценны их приговорам. Ниже перечислен список тяжб и преступлений, подлежащих церковному суду.
Церковный устав Владимира
Иванов А.И. Крещение великого
князя Владимира в Корсуни.
1829 г.

А это суд церковный Владимира.

«Се я, князь Владимир, поставил церковь Святой Богородицы в Киеве и дал церкви той десятину по всей Русской земле, во всех градах.

И потом поразмыслил с княгиней Анною и со своими детьми, что вот каких судов не подобает судить князю, ни боярам, ни судьям их, и дал те суды церквам всем, епископиям Русской земли.

А по сем не вмешиваться ни детям моим, ни внукам, ни всему роду моему до века, ни к людям церковным, ни в суд их.

То все дал по всем градам, и по погостам, и по свободам, где только есть христиане.

Развод, прелюбодеяние, уличение в нем, драка между мужем и женою до смерти, и если кто из родственников или свойственников сойдется, и ведовство, зелейничество, оскорбления, блуд, отрава, ересь, укус зубами, и если отца или мать бьет сын или дочь, братья или дети судятся за наследство, и церковный грабеж, и если мертвецов стащат, крест посекут, и если на стенах режут, и если скот, псов или птицу без великой нужды введут, или что неподобающее в церкви содеют.

Те все суды Церкви даны. Князю, боярам и судьям в те суды не вмешиваться.

То все дал по первых царей решениям, согласно Вселенским святым семи соборам великих святителей.

Если же кто нарушит наш устав, таковым прошения нет от закона Божьего, и горе они себе наследуют.

Как искони установлены и поручены святым епископиям градские и торговые мерила, и спуды, и весы, и ставила – от Бога так искони установлено епископу блюсти безупречно, ни умалить, ни умножить, – обо всем том дать ему слово в день судный, как и о душах человеческих.

Вот церковные люди: игумен, поп, дьякон и кто в клиросе, чернец, черница, попадья, проскурница (просвирня), попович, лечец (лекарь), прощеник (живущий у святыни или при храме на покаянии), задушный человек (крестьянин-смерд или вольноотпущенник, приписанный с землей или без господином к храму на помин его души); монастыри, больницы, гостиницы, странноприимцы.

Митрополит или епископ ведают между ними суд, обиду, распри или наследство.

Если будет иному человеку с таким человеком речь, то обычный суд».
http://www.ortodox.donbass.com/1020/16.htm

 
Форум » Обзор литературы » Обсуждение прочитанных книг » «Поучение Владимира Мономаха»
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа