Мечтательность
| |
Клир | Дата: Вторник, 23.02.2010, 15:50 | Сообщение # 1 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Статус: Offline
| Мечтательность – желание относиться к своим мыслям и образным представлениям, как к значащим большего и заслуживающим большего внимания, чем окружающая действительность. Гурьев: "Мечтательность, как говорят Святые отцы, это мостик, по которому в душу человека проходят множество грехов. Поэтому в зависимости от того греха или той страсти, к которой больше склоняется человек, меняется и характер его мыслей или образных представлений. Человек злобный может представлять сцены убийств, гибели людей и животных, природных катаклизмов, в которых он не является действующим лицом; а человек мстительный будет представлять себе расправу с действительными или вымышленными врагами; склонный к празднолюбию или раз-влечениям будет увеселять себя мысленными зрелищами; чревоугодливый – услаждаться представлением пирогов или размышлениями на кулинарную тему; склонный к унынию – (или к саможалению) – будет представлять себе безуспешность своих трудов, неудачность дел, свое поражение в любых вопросах. Таким образом, каждый мысленно услаждается той страстью, которая лично для него привлекательна и приятна, а для другого может казаться отврати-тельной".
|
|
| |
Клир | Дата: Вторник, 23.02.2010, 15:53 | Сообщение # 2 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Статус: Offline
| "... противостать мечтательности успешнее всего могут такие добродетели как самоукорение и трезвение. С последним Отцы неразрывно связывали непрестанную умносердечную Иисусову молитву. Окружающие могут помочь меч-тателю избавиться от этой беды строгостью, суровостью, обличением его несостоятельности. Атеистическое миро-воззрение вместо умного делания, трезвения для избавления от мечтательности может посоветовать только занятие не мысленными, а реальными приятностями, т.е. перевести служение страстям из области душевной в область физи-ческую. Мечтательность отличается от осмотрительности, предусмотрительности, осторожности, планирования, расчет-ливости тем, что перечисленные добродетели, совершаемые мысленно, имеют целью успешное совершение конкрет-ных дел, успешное выполнение своих обязанностей перед Богом и окружающими людьми, в то время как мечтатель-ность не имеет в себе ничего созидающего, служит только самоуслаждению, которое часто принимает извращенные формы. А в случае сочетания с унынием, безнадежием, отчаянием приводит к смерти не только душевной, но и те-лесной посредством самоубийства".
|
|
| |
Liana | Дата: Среда, 07.07.2010, 17:25 | Сообщение # 3 |
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Quote (Клир) Мечтательность – желание относиться к своим мыслям и образным представлениям, как к значащим большего и заслуживающим большего внимания У меня на молитве так бывает. мысли свои кажутся важнее.
|
|
| |
Rosa | Дата: Воскресенье, 11.07.2010, 20:53 | Сообщение # 4 |
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Статус: Offline
| Феофан Затворник (Письма, п.732): «Чувствуете рассеяние мыслей? пооберегитесь! Это очень опасно. Враг хочет загнать вас в какую-нибудь трущобу и там убить. Мысли блуждать начинают от умаления страха и охлаждения сердца. Охлаждение же сердца много имеет причин. Главная из них - самодовольство и самомнение. Вам это очень сродно. Поостерегитесь и поспешите восставить страх Божий и разогреть душу». Добавлено (11.07.2010, 20:52) --------------------------------------------- "Тайным некиим путем прикасается сатана душе нашей, тайным воздействием приводит в движение память - и из глубины ее являются пред око души то те, то другие предметы, особенно те, которыми она прежде любила услаждаться, к которым прежде привязано было сердце. Если душа обратит внимание на сии предметы, если не изгонит их с минуты появления, то нет сомнения, что она побеждена. Один предмет напомнит ей о другом, другой о третьем, и, переходя таким образом от предмета к предмету, она зайдет наконец в полный круг греховной жизни, перенесет в свое сердце мир со всеми его прелестями и, занимаясь по виду богоугодным делом, будет ковать в себе зло». Добавлено (11.07.2010, 20:53) --------------------------------------------- Исаак Сирин (Слова подвижнические, сл. 68): «Но поелику опытом дознал я любомудрие твое, возлюбленный, то умоляю тебя любовию, остерегаться злобы врага, чтобы тебе буесловием не остудить в душе своей горячности любви ко Христу, ради тебя вкусившему желчь на древе крестном, и чтобы враг, вместо сладостного оного упражнения и дерзновения пред Богом, не стал во время бодрствования твоего наполнять душу твою многими мечтами, а во время сна твоего пленять ее нелепыми грезами, зловония которых не терпят святые Ангелы Божии».
|
|
| |
Toffi | Дата: Вторник, 13.07.2010, 20:45 | Сообщение # 5 |
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Статус: Offline
| Григорий Синаит (Из Добротолюбия, т.5, ст.131): «Началом мнимого созерцания фантастического служит мнение (притязательное на всезнайство), которое научает мечтательно представлять божество в какой-нибудь образной форме, за чем следует прелесть, вводящая в заблуждение мечтаниями…»
|
|
| |
Rosa | Дата: Вторник, 20.07.2010, 00:46 | Сообщение # 6 |
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Статус: Offline
| Когда посмотрела фильм "Энн с зеленых крыш" (3 серии), была очень поражена, насколько режиссер сумел передать не только чувства, но и путь к совершенствованию через перевод мечтательности в творчество, а затем и в реальную жизнь. Но сам сюжет просто превосходный - учит многому. Хочется быть добрее после него.
Сообщение отредактировал Rosa - Вторник, 20.07.2010, 00:47 |
|
| |
Liana | Дата: Понедельник, 13.09.2010, 21:06 | Сообщение # 7 |
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Преп Исаак Сирин (Сл.30): «Кто имеет привычку занимать свои мысли худым, тому, при содействии демонов, представляется это в подобии. Демоны принимают на себя подобие и показывают душе мечтания, приводящие ее в ужас, а более посредствующие к тому дневным памятованием. И иногда страшным сим видением, приводящим душу в ужас, скоро доводят ее до изнеможения…». Я думала, что мечтательность - это свойство человека. а получается, мечты тоже лукавый может вкладывать?
|
|
| |
Liana | Дата: Четверг, 13.01.2011, 12:47 | Сообщение # 8 |
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Статус: Offline
| Да, все же своя вина есть. "Отчего это ты делаешься по временам таким противным, неприятным, нечистым, скверным, мечтательным? Вникни в самого себя, и ты увидишь, что это оттого, что ты сердцем на этот раз удалился от Господа, мало Ему молишься, мало духовно бодрствуешь, мало плачешь о своих грехах, — словом, это бывает тогда, когда ты умом и сердцем оставляешь Бога и начинаешь ходить по распутиям мира сего." http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Arseny/diary/diary1.html
|
|
| |
Nik | Дата: Воскресенье, 23.01.2011, 16:38 | Сообщение # 9 |
Блаженны нищие духом
Группа: Проверенные
Сообщений: 106
Статус: Offline
| Quote (Клир) Мечтательность, как говорят Святые отцы, это мостик, по которому в душу человека проходят множество грехов Точно. Сейчас вспоминаю свое детство. Какие раньше были мечты - практически все переросли или в грехи или в хорошие дела, но больше ерунды. Никакая мысль не пропадает, если вовремя не анализируется, не проверяется.
|
|
| |
Timona | Дата: Воскресенье, 01.05.2011, 20:19 | Сообщение # 10 |
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Статус: Offline
| "Как бороться с мечтательностью и тщеславием? Что (можно почитать по этому поводу (такого, чтобы ми¬рянин мог вместить)? Бороться с мечтательностью надо посредством вниматель¬ной Иисусовой молитвы, то есть стараться не отходить умом от слов молитвы, а если ум удалился в мечтания и грезы, то снова вводить его в произносимые слова. Это занятие вначале не легкое, но надо проявить терпение и не бросать его. Чтобы бороться с мечтательностью, надо ограничить внешние впе¬чатления, особенно связанные с острыми эмоциональными переживаниями. Насчет борьбы с тщеславием - советую про¬читать в «Лествице» святого Иоанна Лествичника. Там этому вопросу посвящена целая глава, а также почитайте во втором томе «Добротолюбия». архим. Рафаил К.
|
|
| |
|
Меню сайта
|