Через несколько лет после осуждения учения Оригена о предсуществовании человеческих душ, а также учения еретиков, не признававших общее воскресение, возникла еще одна ересь автортодокетов (нетленномнителей). Они учили, что плоть Христова прежде Крестной смерти и Воскресения была нетленной и не испытывала страданий. Знаете, ведь в народе тоже бывают толки: раз Бог, значит сильнее, чем мы. Вот нам бы было тяжелее страдать. А сколько грехов на себя взял - не понимают. Я даже не могу представить себе. Тут один человек выльет на тебя ушат грязи - плохо. А если грех всего мира?
Хорошо писал о. Иоанн Кронштадский:
ТЯЖЕСТЬ СТРАДАНИЙ ХРИСТОВЫХ
Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?
(Мф. 27, 46).
Так возопил пригвожденный ко кресту за грехи мира, следовательно, и за наши с вами, братия и сестры, Агнец Божий, Господь Иисус. Боже Мой, Боже Мой! Почто Ты меня оставил? Возопил Он по человеческому Своему естеству, имеющему немощи, а не грехи. Но как же мог оставить Своего единороднаго, возлюбленнаго Сына Бог Отец, пославший Его в мир для спасения мира? Божество было неразлучно и во веки безконечные пребудет неразлучным с человеческою природою Иисуса Христа. Это оставление значит, возлюбленные братия, то, что человеческая природа в Иисусе Христе была предоставлена всей мучительности, всему ужасу страданий крестных, всей ужасной, смертельной скорби, которую он испытывал еще в саду Гефсиманском перед взятием Его шайкою злодеев во главе с Иудою Искариотским. Он тогда еще начал ужасаться и тужить и говорил ученикам: душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф. 26, 38). Вообразите же, каковы были мучения телесныя, какова была скорбь всеправедной и вселюбящей, чувствительной души Богочеловека, претерпевшаго казнь за грехи без изъятия потомков их, а значит - и за наши с вами! И мы с вами, братия, большие грешники и повинны безчисленным наказаниям за свои безчисленныя беззакония. Судите, говорю, судите, какова же была острота, горечь и жгучесть мучений крестных, - какова скорбь душевная Агнца Божия, принявшаго на Себя грехи мира, как тяжко было оставление Его Богом, т.е. предоставление Его человечества всей жгучести страданий, души Его - всей подавляющей, безпредельной, ужасной скорби. После этого вы поймете, в каком состоянии была душа Богочеловека, висевшаго на кресте, когда Он возопил: Боже мой, почто Ты меня оставил? Да, она была вместе с Его пречистым телом в состоянии ужасных, невообразимых страданий. Познай же отсюда, человек, кто бы ты ни был, горечь, нелепость, безобразие, мерзость, безумство, отвратительность, мучительность, смертоносность греха; познай, как он противоестествен нам, несвойственен нашей божественной природе, созданной по образу Божию; и как гнушается им всесвятое, всесовершенное, всеблагое Божество, - и после этого судите все, как мы должны поступать с грехом, нас прельщающим и оскверняющим и извращающим нашу природу, - растлевающим ее, повергающим ее в вечное безчестие, в вечную скорбь, в вечную муку, если мы его, т.е. грех, не возненавидим от всей души, если не покаемся в беззакониях, если не отвратимся совершенно от греха. Представьте, вообразите, что было бы с нами, если бы за наши грехи не пострадал и не удовлетворил правде Божией единородный Сын Божий, если-бы Бог оставил нас на веки Своею благодатью? О, одно воображение, одно легкое представление о том леденит кровь и повергает в трепет душу. О, если бы и я и все грешники помнили всегда это оставление грешников нераскаянных Богом, особенно, когда искушает нас грех, и - все бежали бы от греха больше, чем от змеи, - чем от зверя кровожаднаго, - чем от неприятеля жестокаго! О, тогда было бы гораздо более спасающихся; тогда земля не была бы поражаема страшными бедствиями за грехи человека: неурожаями, наводнениями, разрушительными землетрясениями, поражающими тысячи жизней человеческих, повальными болезнями, повреждением плодов, истребительными пожарами. Тогда она была бы раем Божиим, изобиловала бы правдою и всякими естественными дарами Божиими. Тогда бы был мир и безопасность на земле; не было бы этих страшных злодеяний, между коими мы видели недавно самое ужасное из ужасных, - наглое и злобное убийство царя миролюбиваго и любящаго, кроткаго, среди белаго дня. О, как мир переполнен теперь беззаконниками и беззакониями! Но долго ли еще существовать ему, этому миру грешному, этой земле - жилищу греха, обагренной кровию неповинных и невинных жертв, этому скопищу всяких мерзостей? Не наступает ли уже время всемирнаго огненнаго очищения? Да, оно, конечно, уже близко. Если апостолы в свое время говорили о близости его, то мы тем более решительно можем говорить о близости кончины века.
Братия и сестры! доколе время еще есть у нас, будем с горячим покаянием приступать к Спасителю мира и с любовию и слезами целовать Его язвы, претерпенныя за нас. Возлюбим правду, возлюбим милость, да помилованы будем. Аминь.