Русское жизнечувствие сегодня: непутевые заметки
| |
461119 | Дата: Воскресенье, 19.02.2012, 18:57 | Сообщение # 1 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Статус: Offline
| Н.В. Микляева, МГПИ Ребенок, когда рождается, еще не осознает себя как личность. Даже не просто как личность, а как отдельное от мамы существо. Да и мамы он еще не осознает. Для него ни она, ни он еще не существуют. Есть только отдельные ощущения, связанные с взаимодействием и напротив, самостоятельными действиями ребенка или матери в ситуации совместного бытия. Постепенно они складываются в образ «Пра-мы», который становится основой для осознания себя и другого человека. При этом мама выполняет волевую, а ребенок – остальные функции будущей личности: мотивационно-потребностную, аффективно-оценивающую и др. Самое главное – без мамы ребенок не может существовать как целостность. Без нее он обездолен, лишен своей «доли» в бытии и судьбы в мире. «Мама важнее президента», - так формулируют свое ощущение значимости роли мамы в своей жизни школьники. И хотя с момента их рождения и первых шагов прошло достаточно времени, чтобы отделить себя от образа мамы и родителей, тем менее, это ощущение доверия и безопасности, значимости остается практически на всю жизнь. Это ощущение лежит в основе самосознания многих людей – совершенно разных наций. И, тем не менее, они по-разному переживают его на разных этапах своей жизни. Так, не секрет, что в американской культуре оно связывается с осознанием нужды в дистанцировании от фигуры матери и отца, родительского влияния. Кстати, интересно, что исследования в области небезопасно-сопротивляющегося отношения некоторых детей к матери как варианта аномального поведения в младенчестве впервые были проведены именно там. Тем не менее, в более старшем возрасте такое поведение признается вполне нормальным. Родители, со своей стороны, считают такую независимость правильной: дети выросли и должны жить отдельно и самостоятельно. У нас, в России, такое отношение, хотя и может декларироваться, но не признается правильным ни со стороны повзрослевших детей, ни со стороны постаревших родителей. У нас всегда – «яблоко от яблони недалеко падает», «дети остаются детьми даже до старости», «уважающий отца и мать доживет до старости» и т.д. Эти выражения во многом отражают ценностные установки людей, связанные с их принадлежностью к не только к традициям и культуре, но и религии – в первую очередь, христианству и мусульманству. Это ощущение кровного родства и связанного с ним единства лежит в основе ощущения совместного бытия – со-бытия. На этом ощущении зиждется и русское жизнечувствие – как ощущение общности бытия тех народов, которые населяют Россию. Для нас ее земля – это общий дом, где все мы – братья и сестры одной матери. Ее бытие – это наша жизнь: ее проблемы, беды и муки – наше со-бытие, ее победы и достижения – наши судьбы. Поэтому судьба России может быть понята только через судьбы ее людей. С другой стороны, их судьбы, несмотря ни на что – это судьба России. В этом отношении очень важно понимать значение слова «судьба» - «суд ба», «суд Бога». Это оценка веса, доли бытия каждого из нас в общей судьбе – времени и пространстве, в котором мы живем. Поэтому так мучительно интересно и страшно становится каждому из нас, когда мы читаем или слышим очередные «разоблачения», связанные с влиянием «незначительных людей» на исторические события в стране или «перевертышами» в интерпретации «незначительных явлений» и описанием их роли в судьбе народа. В контексте русского жизнечувствия здесь не может быть незначительного – «так на роду было написано». С другой стороны, у нас есть устойчивое мнение, что каждый человек в этой общей «многородовой» и тесно переплетающейся истории («тесен мир» - так у нас говорят) сам по себе … незначителен. Мы ничего не можем изменить – и сделать тоже ничего не можем. Поэтому это и не нужно пытаться делать. Зачем? Если будет нужно, история сама войдет в твою жизнь и изменит ее. Мы же должны «отвечать перед Богом» своей судьбой, точнее, верой в свою судьбу, и оценкой своего отношения к жизни. Ориентацией на нравственные заповеди, на систему ценностей, которые обеспечивают устойчивость и значимость – для нас – нашего бытия в мире: ценностей общего переживания, познания и созидания. Как людей, живущих «соборно» в стране, в которой бытие одного неотделимо от бытия другого. Поэтому мы охотно выслушиваем чужие проблемы и даем советы, «лезем не в свои дела» и «становимся затычками» не в своих проблемах. На уровне жизни отдельного человека это допустимо. Однако когда речь идет о влиянии отдельного человека на то, кто выходит за пределы пространства его бытия и жизни – например, на другой социальный и общественный уровень, вплоть до уровня государства - это снова кажется недопустимым. Нет у нас «воли» на то. Это функция «матери» - той, которая оберегает и охраняет нас, создает ощущение безопасности и целостности личности, значительности. В качестве такой «воли» традиционно в России выступает власть – общественная или политическая. Власть должна защищать нас и создавать ощущение порядка – доверия и уважения к ней. Поэтому у нас отношение к «начальникам» и руководителям очень часто совсем не деловое. У нас будет признан «хорошим» тот, кто будет выполнять функции отца или матери. Пусть он лучше будет строгим, но справедливым – прямо по «Домострою», чем безвольным и неуверенным в себе, хотя и добрым. У нас всегда авторитарный стиль ценился выше, чем либеральный. Поэтому рано или поздно, но на неуверенные действия руководителя появляются возгласы «из народа» о том, что «такая власть нам не нужна». Вместе с тем, такая уверенность, умение выполнять волевые функции делегированного народом общего «Пра-мы» присуща не многим современным политикам. Потому что здесь недостаточно хотеть власти и умения с нею управляться. Здесь должно быть признание Богоизбранности – умения брать на себя ответственность за судьбу вверенного тебе народа и его историю. С этой точки зрения интересна статистика, которая свидетельствует о том, что самым популярным политиком в России с 1999 года является Владимир Путин, и что он на протяжении уже многих лет входит в десятку самых влиятельных людей в мире. Ощущение его «харизматичности» признают многие. Поэтому считают необходимым либо признать его право на власть, либо требовать «уйти». И то, и другое объяснимо. И каждый из нас по-своему относится к этому явлению. Однако вызывает тревогу другое. В интернете, в СМИ в последнее время появляется много резких, критических замечаний в его адрес, которые можно расценивать уже не как отдельные настроения негативно настроенных против существующей власти людей, а как искусственно нагнетаемую волну. Волну против Путина как реального претендента на пост президента России. Мы привыкли воспринимать такие «волны» как стратегические действия в пиар-войнах - и они не имеют достаточного влияния на наше жизнечувствие, ощущение значимости происходящих событий для своей жизни и судьбы России. Однако когда такие волны совпадают с периодами колебаний нашего отношения к жизни и изменениями в ощущении ее стабильности или нестабильности, безопасности или небезопасности, тогда мы склонны терять ощущение уверенности в себе и правильности своих действий (или бездействий) и намеченного пути. Как говорил М.Ю.Лермонтов, мы не знаем, чего хотим, но точно знаем, чего не хотим. Такая ориентировка на образ-цель как неправильную цель, которую следует избегать, как раз и не позволяет увидеть правильную цель. Мы становимся зависимыми… от действий, связанными с определением «неправильности» нашего жизненного пути. Раздражаемся, критикуем и осуждаем, злимся и стараемся делать наоборот, вплоть до того, что можем поступать «назло» (разве не с такой мотивацией в декабре 2011 года многие шли на выборы?). Однако хорошо, что пока не унываем (хотя такие настроения уже существуют в обществе). Потому что уныние лишит нас жизненных сил и заберет возможность изменить свою жизнь и судьбу России. Такие изменения возможны только тогда, когда мы будем осознавать себя единым целым – народом, имеющим свою судьбу и свой путь. Между тем, именно этого ощущения, касающегося основ русского жизнечувствия, нас сегодня пытаются лишить. Ощущения необходимости единства и сохранения равновесия, устойчивости. Не важно, кто и почему этого добивается, специально или непреднамеренно. Важно другое: почему мы считаем нужным этому настроению, этой установке подчиняться? Все чаще ловим себя на ощущении, что вокруг – «все плохо», а будет – еще хуже». Что в настоящем «почва уходит из-под ног», потому что все, что делаешь, обессмысливается в следующую минуту или на следующий день: все, оказывается, было неправильным, а что было правильным – неизвестно. «Реформы» касаются не только отдельных сфер и систем, но и отношений – ценностных установок. И они затягиваются, становятся хроническими. Конечно, жить в «эпоху перемен» сложно, но не потому, что все вокруг меняется к худшему. Потому что мы теряем ощущение стабильности, уверенности в себе и, как следствие, доверие к миру. Мы приходит к выводу, что все наши действия, мысли и чувства… никому не нужны. Мы попадаем в ситуацию «социально-исторического вывиха» из судьбы России. Оказываемся вне ее поля развития. Тогда она перестает быть мамой и становится мачехой, чужой - «этой страной». «В этой стране никогда не будет порядка», «в этой стране не ценят чужие таланты» и т.д. Таких высказываний каждый из нас встречал на своем жизненном пути немало. Мы осуждаем свою страну, как будто она – подсудимая в зале суда. Тогда она, как осужденная, берет на себя вину – и… становится для нас тюрьмой, из которой хочется бежать далеко-далеко. И бегут… Что же происходит с теми, кто остается? Им жизненно важно найти «козла отпущения» и объявить на весь мир, что он виноват во всех бедах России. Тогда их судьба изменится – и они снова будут жить хорошо. Когда – вспомните нашу историю – Россия умела жить хорошо – не одним днем или несколькими годами? Как только мы выходили на новый уровень развития, позволяющий начать «жить хорошо», то либо «получалось, как всегда», либо мы начинали жить «еще лучше» - в итоге кризис традиционного воспринимался русскими людьми как одно из времен года. Это тоже – одна из характеристик русского жизнечувствия. Как пишет Е.А.Князев, цитируя Ф.Ницше, мы привыкли «жить опасно», балансируя на грани кризиса и мирного, спокойного пути развития. Чувство кризиса и опасности – часть нашего мироощущения. Мы пытаемся делить мир на «своих» и «чужих» - тех, кто «за нас» или «против нас». Первым безоговорочно доверяем, вторым – ни за что не поверим, даже если они говорят правду. Такое эмоционально-экспрессивное отношение не делает нашу жизнь легче, но делает ее значимой для нас, создает впечатление насыщенности и… защищенности: мы находится в своей, понятной для нас системе координат. В этой системе координат страшнее всего – «быть с чужими» и «быть ненужным для своих». Поэтому невольно ранят предвыборные лозунги о том, с кем мы или против кого мы. Нас делят как поле, которое нужно скоро засевать. И мы соглашаемся с тем, что должны выбирать между партиями или лидерами, как будто этот выбор – выбор между своими и чужими. Выбор, который подчеркивает нашу нужность кому-то или ненужность. Причастность судьбе России или непричастность. Между тем, мы – каждый из нас – отвечает только за свою жизнь и за свое отношение к ней, к событиям, которые в ней происходят – к событиям, неразрывно связанным с судьбой страны или, как нам кажется, не связанным с ней. Если мы не связаны, то и переживать за нее нечего. Только потом странно слышать о том, что у России нет прошлого и нет будущего: потому что в прошлом мы постоянно раскаиваемся и жалеем о нем, а в будущее не верим и боимся его как угрожающего нашему и так нестабильному благополучию. Если так, то у нас нет и настоящего: мы его не принимаем, не желаем принимать, потому что воспринимаем его как «ужасающую действительность». В таком мрачном, точнее, помраченном, настроении духа очень хочется найти что-нибудь жизнеутверждающее. В качестве такого начала выступают сегодня, согласно результатам опросов, ценности здорового образа жизни (при этом большинство считает себя больными или не вполне здоровыми) и материального благополучия – как суррогат счастья, иллюзия жизнеутверждения. Многие хотят на это место поставить семейный уют и любовь, но при этом признают свои семьи неустойчивыми, а отношения – несчастными. Таковы результаты опросов 18-летних и 30-летних граждан России. Особенно удивительно, за этот период любовь по шкале ценностей смещается со 2 на предпоследнее место. Это отражается на системе ценностей и ценностных ориентаций детей. Наши дети на первое место среди ценностей – на вопрос о том, какими они хотят быть – отвечают, что хотят быть здоровыми (около 60%), красивыми или умными (по 30%), чтобы потом… хорошо зарабатывать. Остальные 10% хотят быть… добрыми. Не будем их порицать. Интересно другое: дети «хотят быть», а взрослые – «считают себя», «кажутся себе». У первых бытие и возможность его изменения стоят на первом плане, у вторых – бытие как явление признается недействительным, несуществующим. Несбывшимся. Вот на этой границе – границе взаимодействия между жизнечувствием детей и взрослых как жизнечувствия русских людей – нужно остановиться. Как однажды заметил В.П.Зинченко: душа оформившаяся «приводит в движение» душу оформляющуюся через со-переживание и со-чувствие, со-бытие – это касается «творения истории», судьбы России на уровне передачи ценностей от одного поколения к другому. Точнее, словами И. Бродского, сбывшаяся душа приводит в движение душу оформляющуюся. Такая передача и ее влияние на судьбу России похожа на безумную компасную стрелку, о которой писал О. Мандельштам в “Разговоре о Данте”: “Дрожащая компасная стрелка не только потакает магнитной буре, но и сама ее делает”. Мы можем влиять на судьбу нашей страны через детей, которых воспитываем, и людей, в жизнь которых входим «чаяно или нечаянно» - своим отношением к тому, что происходит, к своему прошлому, настоящему и будущему – к судьбе России. Это отношение вменяется нам в ответственность – в ответ человека на свою «долю», свою судьбу. Поэтому давайте осторожнее и аккуратнее относится к ней. Мы можем менять ее, если поймем, что нам нужно. Нам нужны мир в душе и единство между собой – в семье и на работе, в обществе и государстве? Давайте их сохранять. Нам нужны ценности, позволяющие обрести устойчивую систему координат и свое место в мире, понять свое предназначение и миссию как народа? Давайте их искать, если потеряли. Давайте их создавать, чтобы почувствовать свою значимость и роль в истории. Никто не может заставить нас делать то, что мы не считаем нужным. Поэтому давайте перестанем делать НЕНУЖНОЕ: разрушать основы своего жизнечувствия и потом страдать от того, что сами себя сделали несчастными! Давайте поступать просто – просто жить и сопереживать, помогать друг другу – чтобы почувствовать себя более значимыми и любимыми, нужными и счастливыми, а не ждать, пока вместо нас это будут делать другие. Тогда мы, наконец, станем свободными – от сожаления о сделанном или несделанном – и будем радоваться настоящему. Так, в русском языке, как показателе русского жизнечувствия, есть выражение «опростать ведро» - оно означает «вылить воду», освободить его, сделать «простым». Такое умение – сделаться простым - означает лишение всего, что было ненужного, чужого, не-своего. Умение обрести себя и понять себя. Это очень важно для будущего каждого из нас и возрождения России, позволяющего не только реализовать русское жизнечувствие, но и свой путь, свою судьбу среди других народов. Давайте начнем это делать прямо сегодня. И тогда проблема выбора и выборов станет простой и ясной!
|
|
| |
461119 | Дата: Воскресенье, 19.02.2012, 18:59 | Сообщение # 2 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Статус: Offline
| РУССКАЯ ПРИРОДА Ты у моей стояла колыбели, Твои я песни слышал в полусне, Ты ласточек дарила мне в апреле, Свозь дождик солнцем улыбалась мне.
Когда порою изменяли силы И обжигала сердце горечь слез, Со мною, как сестра, ты говорила Неторопливым шелестом берез.
Не ты ль под бурями беды наносной Меня учила (помнишь те года?) Врастать в родную землю, словно сосны, Стоять и не сгибаться никогда?
В тебе величье моего народа, Его души бескрайные поля, Задумчивая русская природа, Достойная красавица моя!
Гляжусь в твое лицо — и все былое, Все будущее вижу наяву, Тебя в нежданной буре и в покое, Как сердце материнское, зову.
И знаю — в этой колосистой шири, В лесных просторах и разливах рек — Источник сил и все, что в этом мире Еще свершит мой вдохновенный век! 1956 Всеволод Рождественский. Стихотворения. Библиотека советской поэзии. Лениград: Художественная литература, 1970.
|
|
| |
461119 | Дата: Воскресенье, 19.02.2012, 19:00 | Сообщение # 3 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Статус: Offline
| РОССИЯ НАЧИНАЛАСЬ НЕ С МЕЧА! Россия начиналась не с меча, Она с косы и плуга начиналась. Не потому, что кровь не горяча, А потому, что русского плеча Ни разу в жизни злоба не касалась...
И стрелами звеневшие бои Лишь прерывали труд ее всегдашний. Недаром конь могучего Ильи Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда, По добродушью иногда не сразу Возмездие вздымалось. Это да. Но жажды крови не было ни разу.
А коли верх одерживали орды, Прости, Россия, беды сыновей. Когда бы не усобицы князей, То как же ордам дали бы по мордам!
Но только подлость радовалась зря. С богатырем недолговечны шутки: Да, можно обмануть богатыря, Но победить - вот это уже дудки!
Ведь это было так же бы смешно, Как, скажем, биться с солнцем и луною. Тому порукой - озеро Чудское, Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев иль Батыя Нашли конец на родине моей, То нынешняя гордая Россия Стократ еще прекрасней и сильней!
И в схватке с самой лютою войною Она и ад сумела превозмочь. Тому порукой - города-герои В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна, Что никого нигде не унижала. Ведь доброта сильнее, чем война, Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, И потому она непобедима!
Эдуард Асадов. Зарницы войны. Повесть. Стихи. Поэмы. Москва: Военное изд-во, 1989.
|
|
| |
461119 | Дата: Воскресенье, 19.02.2012, 19:01 | Сообщение # 4 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Статус: Offline
| За великими реками Встанет солнце, и в утренней мгле С опаленными веками Припаду я, убитый, к земле. Крикнув бешеным вороном, Весь дрожа, замолчит пулемет. И тогда в моем сердце разорванном Голос твой запоет.
И над рощей березовой, Над березовой рощей моей, Где лавиною розовой Льются листья с высоких ветвей, Где под каплей божественной Холодеет кусочек цветка,— Встанет утро победы торжественной На века. 1946 Николай Заболоцкий. Меркнут знаки Зодиака. Москва: Эксмо-Пресс, 1998.
|
|
| |
461119 | Дата: Воскресенье, 19.02.2012, 19:02 | Сообщение # 5 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Статус: Offline
| МОЙ ДОМ А в доме, где жила я много лет, откуда я ушла зимой блокадной, по вечерам опять в окошках свет. Он розоватый, праздничный, нарядный.
Взглянув на бывших три моих окна, я вспоминаю: здесь была война. О, как мы затемнялись! Ни луча... И все темнело, все темнело в мире...
Потом хозяин в дверь не постучал, как будто путь забыл к своей квартире. Где до сих пор беспамятствует он, какой последней кровлей осенен?
Нет, я не знаю, кто живет теперь в тех комнатах, где жили мы с тобою, кто вечером стучится в ту же дверь, кто синеватых не сменил обоев - тех самых, выбранных давным-давно... Я их узнала с улицы в окно.
Но этих окон праздничный уют такой забытый свет в сознанье будит, что верится: там добрые живут, хорошие, приветливые люди.
Там даже дети маленькие есть и кто-то юный и всегда влюбленный, и только очень радостную весть сюда теперь приносят почтальоны. И только очень верные друзья сюда на праздник сходятся шумливый.
Я так хочу, чтоб кто-то был счастливым там, где безмерно бедствовала я.
Владейте всем, что не досталось мне, и всем, что мною отдано войне...
Но если вдруг такой наступит день - тишайший снег и сумерек мерцанье, и станет жечь, нагнав меня везде, блаженное одно воспоминанье, и я не справлюсь с ним и, постучав, приду в мой дом и встану на пороге, спрошу... Ну, там спрошу: "Который час?" или: "Воды", как на войне в дороге,- то вы приход не осуждайте мой, ответьте мне доверьем и участьем: ведь я пришла сюда к себе домой и помню все и верю в наше счастье... 1946 Ольга Берггольц. Стихотворения. Россия - Родина моя. Библиотечка русской советской поэзии в 50-ти книжках. Москва: Художественная литература, 1967.
|
|
| |
461119 | Дата: Воскресенье, 19.02.2012, 19:02 | Сообщение # 6 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Статус: Offline
| ТИХАЯ МОЯ РОДИНА В. Белову
Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи... Мать моя здесь похоронена В детские годы мои.
- Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу.- Тихо ответили жители: - Это на том берегу.
Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина Там, где купаться любил... Тихая моя родина, Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою, Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая, Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!.. Время придет уезжать - Речка за мною туманная Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.
Советская поэзия. В 2-х томах. Библиотека всемирной литературы. Серия третья. Редакторы А.Краковская, Ю.Розенблюм. Москва: Художественная литература, 1977.
|
|
| |
461119 | Дата: Воскресенье, 19.02.2012, 19:02 | Сообщение # 7 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Статус: Offline
| Когда-нибудь ужасной будет ночь, И мне навстречу злобно и обидно Такой буран засвищет, что невмочь, Что станет свету белого не видно! Но я пойду! Я знаю наперед, Что счастлив тот, хоть с ног его сбивает, Кто все пройдет, когда душа ведет, И выше счастья в жизни не бывает! Чтоб снова силы чуждые, дрожа, Все полегли и долго не очнулись, Чтоб в смертный час рассудок и душа, Как в этот раз, друг другу улыбнулись... <1964> Николай Рубцов. Стихотворения. Поэзия XX века. Москва: Профиздат, 1998.
|
|
| |
461119 | Дата: Воскресенье, 19.02.2012, 19:03 | Сообщение # 8 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Статус: Offline
| ХЛЕБ Положил в котомку сыр, печенье, Положил для роскоши миндаль. Хлеб не взял. — Ведь это же мученье Волочиться с ним в такую даль!— Все же бабка сунула краюху! Все на свете зная наперед, Так сказала: — Слушайся старуху! Хлеб, родимый, сам себя несет... 1964 Николай Рубцов. Стихотворения. Поэзия XX века. Москва: Профиздат, 1998.
|
|
| |
461119 | Дата: Воскресенье, 19.02.2012, 19:03 | Сообщение # 9 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Статус: Offline
| ФЕРАПОНТОВО В потемневших лучах горизонта Я смотрел на окрестности те, Где узрела душа Ферапонта Что-то Божье в земной красоте. И однажды возникли из грезы, Из молящейся этой души, Как трава, как вода, как березы, Диво дивное в русской глуши! И небесно-земной Дионисий, Из соседних явившись земель, Это дивное диво возвысил До черты, не бывалой досель... Неподвижно стояли деревья, И ромашки белели во мгле, И казалась мне эта деревня Чем-то самым святым на земле... <1970> Николай Рубцов. Стихотворения. Поэзия XX века. Москва: Профиздат, 1998.
|
|
| |
|
Меню сайта
|