Профессор Н. Н. Фиолетов
ОЧЕРКИ ХРИСТИАНСКОЙ АПОЛОГЕТИКИ
http://pilotchart.narod.ru/text/Fioletov/F_OGL.htm "ЗАДАЧИ ХРИСТИАНСКОЙ АПОЛОГЕТИКИ
Задачей христианской апологетики является обосно вание христианского мировоззрения, защита его от нападок и извращений. Противопоставление христи анского мировоззрения мировоззрениям, отрицающим христианство, христианских начал жизни отрицательным началам - один из моментов в раскрытии сущно сти христианского учения. Апологетика, правильно понимаемая, не простая полемика; она необходимо основывается на глубоком раскрытии учения и исходит из него. Большая часть нападок на христианство основана на искаженных представлениях о нем, извращениях его, и восстановление истинного смысла хри стианского учения является наилучшим ответом на них.
У представителей некоторых отрешенно-мистических течений возникают иногда сомнения в необходи мости и значении апологетики. Религиозная жизнь, с их точки зрения, заключается в религиозном созерца нии и личных аскетических подвигах. Обращение лю дей к религиозной жизни - дело благодати и не требу ет человеческого содействия. Такое понимание задачи религиозной жизни возможно с точки зрения буддиз ма и восточной нехристианской мистики, для которых мир есть призрак, а жизнь и всякая деятельность - от рицательные начала. Но это понимание стоит в реши тельном противоречии с основами христианского ми ровоззрения, с учением и догматикой христианской церкви.
Основная идея христианства - спасение мира и че ловека через внутреннее их преображение. Основной догмат христианства - догмат богочеловечества, жерт венное исхождение Божества, принятие Им на Себя человеческой плоти и крестного пути для спасения и грядущего преображения человека и всей твари. Воскресение и преображение твари - конечная цель исто рии, с христианской точки зрения. Подготовка этого грядущего преображения, осуществление дела спасения составляют земную миссию соборного христианства Церкви как тела Христова.
Отсюда забота о проникновении мира духом Хри стовым является существенной задачей Церкви. И от участия в выполнении этой задачи, участия в собор ном христианском деле не может уклониться христиа нин. Подражание Христу в Его пути жертвенного ис- хождения к миру - основа христианского нравствен ного учения, которая сохраняется и на самых верши нах духовного созерцания и аскетизма. Подвиги мис тического созерцания и аскетизма дают плоды, если только они не оторваны от Церкви, от участия в деле церковном, от осуществления ее задач, что приобщает к дарам благодати, которые в ней содержатся. Учение о спасении лишь в Церкви имеет наряду с мистичес ким и этот нравственный смысл. В нем содержится осуждение пути пассивного и индивидуального мисти цизма, пути искания духовных достижений для целей личных (достижения силы, власти, познания, что имеет место в оккультизме). Заповедь христианской люб ви и христианское учение о всеобщей солидарности и взаимной ответственности последовательно приводят к такому выводу. Личная духовная жизнь в христианском понимании внутренне и органически связана с жизнью соборного человечества и мира. С точки зре ния христианства, человечество не есть простая сумма людей, но живое связное целое, таким же живым це лым является и народ. Первородный грех заражает собой в той или иной мере все человечество, несущее на себе его последствия, так же, как через Христа все человечество получает возможность возрождения и грядущего воскресения.
Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 21-22,). Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни (Рим. 5, 18).
Отсюда вытекает идея солидарной ответственности - ответственности не только за личный, но и за общественный грех, грех своего народа, грех своего времени. В художественных образах проблема соци ального греха, моральной ответственности за соучас тие в нем была поставлена в нашей литературе Ф. Достоевским. И с этой точки зрения, невозможно отделить заботу о личном спасении от участия в деле духовного преображения человека и мира, к которому призвано соборное христианство в его земном историческом пути.
Одной из существенных сторон выполнения этой задачи является миссия. В особенности она получает значение в моменты, подобные переживаемому, когда делаются попытки устранить христианские начала из внешней стороны общественного бытия и культуры. Христианство не один раз переживало такие периоды. В течение всех первых веков оно жило и развивалось в обществе, построившем жизнь на началах чуждого и враждебного ему духа, в условиях, когда временами исключалась возможность обнаружения его во внеш ней жизни. И именно в этот период проявляется глу бокая миссионерская деятельность христианской Церк ви, давшая обильные плоды. Именно тогда заклады вается основание христианской миссии и апологетики, основные задачи которых в условиях, во многих отно шениях близких к нами переживаемым, имеют для нас особое значение.
У некоторых сторонников отрешенно мистических течений возникает, однако, вопрос: необходимо ли свя зана миссия с апологетикой? Считая достаточным сле дование христианским нормам жизни, участие в бого служении и таинствах, они признают лишними всякие попытки разумного обоснования христианских истин и защиту их от противохристианских учений.
Несомненно, было бы наивным и ложным рационализмом думать, что можно одной логической аргумен тацией заменить непосредственный религиозный опыт, без которого нет действительной причастности к рели гии. Только участие в религиозной жизни, в жизни соборного христианства и благодатных его таинствах дают действительную принадлежность к христианству. Но, с другой стороны, разум не может быть искусственно вырван из религиозной жизни или отстранен от нее. Религия захватывает целого человека, а не яв ляется каким-либо отвлеченным началом, какой-либо частной отраслью жизни, замкнутой в границы ирра ционального, куда ее хотят загнать сторонники фило софского агностицизма, с одной стороны, и отрешен ного мистицизма - с другой 1 .
1 К последним нужно причислить, например, П. А. Флоренского, утверждавшего в своей книге «Столп и утверждение истины» непри миримое противоречие («антиномию») между разумом и верою и предлагающего отсечение мысли для веры. По справедливому указанию Е. Н. Трубецкого (в его книге «Смысл жизни»), ощущение противоречия веры и разума характерно не для «живой веры», тре-буюшей цельной «уверенности в невидимом как видимом», а для полуверы, «маловерия» с типичной для него раздвоенностью души. Когда раздвоена мысль, двоится и все наше существо, пока не улег лась тревога мысли и душа верит только наполовину. Если мы верим в истину, мы должны ради нее не отделываться от вопросов и сомнений ищущей мысли, а доводить их до конца. «Стучите, и отверзется вам». Без участия человеческой мысли невозможно и от кровение. «Открыть какую-либо тайну можно только существу мыс лящему, почему Бог и открывается человеку, а не бессловесной твари». Поэтому человеку вменяется в обязанность деятельное усилие, направленное к уразумению откровения.
По Апостолу Павлу, все призваны познавать Бога через рассмот рение Его творений, ибо, что можно знать о Боге, явно для них, по тому что Бог явил им (Рим. 1, 19).
В религии дается живая связь с абсолютным нача лом, в котором заключена и высшая истина разума. И когда человек подходит к истинам религиозного откровения, к подлинному религиозному опыту, он приходит к нему всеми силами своей души, включая и разумные. Раздвоение и раздвоенное сознание, сознание, в котором разум живет одной жизнью, а чув ство - другой, препятствуют цельной непосредствен ности и подлинности самого религиозного опыта. Разумное сознание необходимости религиозной истины еще не дает, конечно, само по себе религиозного опы та, но подводит к нему и облегчает его восприятие. Благодатное воздействие не является насильственно. Чтобы воспринять дары благодати, нужно быть гото вым к их восприятию, нужна последовательная направ ленность, нужно, чтобы душа была открыта для при ятия благодати. Один из направляющих мотивов - это разумное осознание значения и необходимости рели гиозной жизни.
Возникает, однако, вопрос: не достаточно ли для целей разумного осознания веры одного положитель ного раскрытия религиозных тайн и не является ли лишней та сторона апологетики, которая направлена к защите от отрицательных учений. В действительно сти невозможно совершенно отделить положительное раскрытие учения от противопоставления отрицающим его учениям. Положительные истины выясняются и раскрываются в противопоставлении их ложному по ниманию и извращению этих истин. В самом Еванге лии христианские истины во многих местах поясняют ся противопоставлением их ложной фарисейской мудрости. То же мы находим и в посланиях Апостола Пав ла. В борьбе с извращениями христианства раскрыва лись христианские догматы на Вселенских Соборах.
Есть и другие жизненно-практические стороны в этом вопросе. Задача христианской миссии - духовная помощь человеку - применяется к тем условиям и той обстановке, в которой он находится, к его состоянию. В церковной традиции необходимость в заботе о спа сении, примененная к конкретным условиям места и времени, обозначается как начало церковной иконо мии. Принцип церковной икономии обозначает собой конкретное и целесообразное осуществление земной миссии Церкви - дела спасения, невозможность оста вить без внимания и помощи ни одну душу при лю бых обстоятельствах. Дело миссии, с точки зрения этого принципа, должно осуществляться таким обра зом, чтобы предоставить действительную духовную помощь, дать действительную возможность в различ ных условиях и при немощи человеческой прийти к истине.
Христианская апологетика неизбежно должна при нимать во внимание отрицательные учения и течения, извращения религиозных истин, с которыми приходит ся постоянно соприкасаться живущим в мирской жизни, которые проникают собой и культуру данного момента. Эта необходимость особенно остро чувствуется в наше время, когда целое поколение силою обстоя тельств растет и воспитывается в среде чуждой и часто враждебной христианству, в условиях быта и культу ры, из которых исключены христианские начала, при полном почти неведении о христианском учении и, более того, при постоянном изо дня в день соприкос новении с превратными и искаженными представлени ями о христианских истинах.
Привычные для окружающей среды предрассудки тяжелым грузом лежат на душе, часто бессознательно сфемящемся к религиозной жизни, создают разлад и противоречия в ней, и если часто в конечном итоге все же не останавливают сильную личность от религиоз ного пути, то во всяком случае могут создавать целый ряд затруднений, заставлять долго блуждать, прежде чем стать на верный путь. Устранить эти предрассуд ки и неправильные направления, представить христи анские истины в их настоящем свете, показать бесплод ность отрицающей христианство мысли - значит раз рядить для ищущей души эту тяжелую атмосферу раз двоенности и противоречий, оказать ей реальную по мощь. Не ставших же еще на путь исканий разъясне ние истинного значения религиозной жизни, доведе ние до последовательного конца отрицательных уче ний заставляет задуматься над такими вопросами, ко торые у них раньше не возникали, и может дать тол чок к пробуждению дремлющих духовных сил. Аполо гетика является одним из средств духовной помощи в ней нуждающимся.
Вопрос о такой помощи особенно остро стоит в на стоящий момент, жизнь выдвигает задачу разработки определенной системы апологетики, определенной ме тодики апологетической работы, отвечающей на за просы жизни.
Между тем, если в антирелигиозной пропаганде выработалась определенная система, круг вопросов и пр., то такой определенной методики, учитывающей обстановку, еще не выработалось в христианской сре де. Правда, и в послереволюционном периоде имеются опыты апологетической работы - Ал. Введенского, Н. Д. Кузнецова, Страхова и др. В частности, аполо гетические работы Н. Д. Кузнецова («Бог в природе», «Христианская идея воскресения», «Существовал ли Христос» и др.) представляют удачное сочетание учета современных потребностей и углубленной поста новки вопроса, основанной на мистическом опыте соборного христианства. Однако во всех этих опытах не было дано систематической программы. В настоящей работе и делается попытка наметить постановку ос новных вопросов методики современной христианской апологетики.
Три основные группы вопросов выдвигаются перед современной христианской апологетикой соответствен но трем группам возражений, выдвигаемых против христианства, и соответственно намечаются и три ос новных отдела апологетики: а) апологетика естествен нонаучная, устраняющая мнимые противоречия христианского откровения и естественнонаучного позна ния; б) морально-практическая апологетика, разрешающая вопросы о значении христианства для обществен ного прогресса, об отношении его к задачам земного устроения жизни и к вопросам смысла земной жизни: в) историческая апологетика, рассматривающая вопро сы, связанные с проблемами происхождения религии, подлинности источников христианского откровения и исторической личности самого Христа, наконец, с про блемами исторической роли христианства и христиан ского учения, со смыслом истории.
В основе всех трех групп возражений и сомнений в отношении к христианскому мировоззрению лежит подмена действительной сущности религии, действи тельного содержания христианства посторонними по нятиями, извращение самого существа религиозно-хри стианских истин.
Делается попытка свести христианство к чуждым, посторонним ему, нерелигиозным началам, а затем дается картина этого подмененного, извращенного представления о нем, выдаваемого за его действитель ную сущность. Задача апологетики заключается поэто му не только в ответе на конкретные возражения, но главным образом в восстановлении и раскрытии действительного смысла религиозных истин, наконец, в установлении правильной постановки самих вопросов, устранении смешения плоскостей в этой постановке. Правильная методика получает в апологетике основ ное значение.
Конкретное применение данных начал обнаружива ется при анализе каждой из трех намеченных групп вопросов".