"Кладбища и панихиды Кладбища на Руси всегда были местом внимания и заботы. В русских городах они содержались в образцовом порядке, засаживались деревьями и цветами. Они представляли собой великолепные парки с тенистыми аллеями. Входящие на кладбища мужчины снимали головные уборы и оставались с открытой головой, пока находились на кладбище. Конечно, курение папирос на кладбище не допускалось. При входе на кладбище крестились, и всё время вели себя серьёзно и благоговейно. Сельские кладбища иногда представляли печальную картину своей запущенностью. На кладбищах русские люди погребали дорогих сердцу родителей, детей, сродников, друзей и благодетелей. Они возбуждают у нас чувства любви и уважения. Многие находят единственное утешение побывать на кладбище и там поведать скорбь свою близким и родным, сокрытым в могиле. Слёзы невольно льются из глаз на могилах родных, тяжёлые воздыхания сами рвутся из сердец наших. Зарытый в могиле прах нам дорог и мил, поэтому многие часто посещают могилы своих близких, служат о них там панихиды, возжигают свечи и лампады. В эмиграции эта практика приняла широкое распространение среди наших соотечественников. В Буэнос-Айресе это особенно заметно.
Однако, служение панихид на могилах не предвидено нашим богослужебным уставом. Там мы находим следующее указание о поминовении усопших:
“Егда совершается поминовение о усопших, по вечерни бывает панихида, служба вся, яко же и на погребении, кроме стихирь, блаженны, Апостола и Евангелия, и целование, в конце же службы ходят и на гроб, поюще: “Со духи праведны” и проч., дьякон ектению: “Помилуй нас, Боже” и проч., священник молитву: “Боже духов” и проч., по отпусте возглашение за упокой".
Таким образом, на могиле по уставу служится лития, но не панихида. Это объясняется тем, что панихида есть сокращение заупокойной утрени. Утреня же служится в храме перед святым престолом. Православный храм, освящённый благодатью Духа Святого, является местом совершения всех богослужений. Естественно, что в храме Божием приличествует служение панихид по усопшим, а не на могилах, не освящённых. Услужливость священников в служении панихид вместо церкви на могилах продиктована скорее материальными соображениями, чем чисто церковно-богослужебными. Многие делают это по своему небрежению к церковному уставу или же по невежеству. В Советском Союзе служили панихиды на кладбищах по нужде, потому что храмы были закрыты и разрушены. Но в наших условиях при полной свободе и при наличии большого количества храмов наших православных такой надобности нет. Некоторые по усердию ставят зажжённые свечи на могиле. Церковным же уставом предвидено раздавать свечи во время панихиды молящимся, которые должны держать их в руках зажжёнными, выражая этим свою веру и усердие в молитве об усопшем. Ставить свечи на могиле можно только перед надмогильным крестом, если на нём есть изображение Распятия или икона, причём крест и икона должны быть непременно освящены. Сама по себе могила не представляет святыни, равной мощам угодников Божиих, поэтому и возжигание на ней свечей не делается. Свечи наши связаны только с молитвой. Возносится молитва и возжигается свеча и лампада. Без молитвы эти светильники не имеют значения и ни в какой степени не могут заменить живую молитву, возносимую Богу.
"http://www.wco.ru/biblio/books/martos1/H4-T.htm#6