Церковный устав Владимира Стал известен благодаря Варсонофьевской летописи, сохранившейся в единственном списке ХIV века. Это один из двух древнейших списков Церковного Устава. Интересно, что светская судебная власть на государственном уровне принадлежала князю, а в его отсутствие – боярам. Князь и бояре имели право назначения судий, чьи приговоры равноценны их приговорам. Ниже перечислен список тяжб и преступлений, подлежащих церковному суду.
Церковный устав Владимира
Иванов А.И. Крещение великого
князя Владимира в Корсуни.
1829 г.
А это суд церковный Владимира.
«Се я, князь Владимир, поставил церковь Святой Богородицы в Киеве и дал церкви той десятину по всей Русской земле, во всех градах.
И потом поразмыслил с княгиней Анною и со своими детьми, что вот каких судов не подобает судить князю, ни боярам, ни судьям их, и дал те суды церквам всем, епископиям Русской земли.
А по сем не вмешиваться ни детям моим, ни внукам, ни всему роду моему до века, ни к людям церковным, ни в суд их.
То все дал по всем градам, и по погостам, и по свободам, где только есть христиане.
Развод, прелюбодеяние, уличение в нем, драка между мужем и женою до смерти, и если кто из родственников или свойственников сойдется, и ведовство, зелейничество, оскорбления, блуд, отрава, ересь, укус зубами, и если отца или мать бьет сын или дочь, братья или дети судятся за наследство, и церковный грабеж, и если мертвецов стащат, крест посекут, и если на стенах режут, и если скот, псов или птицу без великой нужды введут, или что неподобающее в церкви содеют.
Те все суды Церкви даны. Князю, боярам и судьям в те суды не вмешиваться.
То все дал по первых царей решениям, согласно Вселенским святым семи соборам великих святителей.
Если же кто нарушит наш устав, таковым прошения нет от закона Божьего, и горе они себе наследуют.
Как искони установлены и поручены святым епископиям градские и торговые мерила, и спуды, и весы, и ставила – от Бога так искони установлено епископу блюсти безупречно, ни умалить, ни умножить, – обо всем том дать ему слово в день судный, как и о душах человеческих.
Вот церковные люди: игумен, поп, дьякон и кто в клиросе, чернец, черница, попадья, проскурница (просвирня), попович, лечец (лекарь), прощеник (живущий у святыни или при храме на покаянии), задушный человек (крестьянин-смерд или вольноотпущенник, приписанный с землей или без господином к храму на помин его души); монастыри, больницы, гостиницы, странноприимцы.
Митрополит или епископ ведают между ними суд, обиду, распри или наследство.
Если будет иному человеку с таким человеком речь, то обычный суд».
http://www.ortodox.donbass.com/1020/16.htm