Установки на нравственное воспитание "обычного" ребенка

Согласно принципу гуманизации общечеловеческие ценности, охрана жизни и здоровья детей, активизация свободного развития личности тесно связаны с воспитанием нравственных начал в человеке, любовью к семье, дружбой со сверстниками.

В каждой семье наблюдается своя специфика в воспитании у ребенка нравственных чувств, любви к родному дому и людям, живущим в нем. Но в любом случае воспитание, начатое в семье, осуществляется по принципу движения от ребенка к миру и от мира к ребенку. Чем активнее дошкольник устанавливает контакт сначала с близкими, затем со знакомыми и малознакомыми ему людьми, тем активнее формируется обратная связь.

От открытости взаимодействия ребенка с людьми, умения поделиться с ними своими добрыми чувствами и любовью, зависит эмоциональность контакта и ответное отношение к нему. Данную зависимость очень легко проследить на маленьких детях, которые своей улыбкой заставляют улыбаться окружающих; своим простым, наивным вопросом могут снять даже проблему во взаимоотношениях между родителями.

Более сложные взаимоотношения с окружающими складываются у детей с отклонениями развитии, особенно сопровождающихся физическими дефектами. Если родители вовремя не дали малышу, который, может быть, имеет уродливое лицо, ласки и любви – они не получат от него такого же отклика, постепенно ставя между собой и им «стену». Такой психологический механизм ребенок усваивает с пеленок и, наконец, начинает считать, что все люди злы, несправедливы к нему. Отчасти ребенок прав. Ведь любой пренебрежительный тон или брезгливый взор является следствием недостатком любви: любви родителей, любви знакомых, любви воспитателей и даже детей. Но есть и другие семьи, в которых на малышей, оказавшихся в беде, смотрят по-доброму, словно в душу, переставая замечать его физический недостаток. Такой ребенок не будет иметь комплекса неполноценности, страха перед общением. Он, как и обычные дети, будет стремиться к контакту с окружающими людьми. Только все равно настает момент «горьких встреч». Одним выражением: «А этот урод что здесь делает?» - нежная детская психика подламывается, как тростинка.

Да, мы сегодня говорим, что наше общество стало гуманнее относится к детям с отклонениями в развитии, над ними все меньше смеются и показывают на них пальцем... Только этого мало. Ребенку достаточно лишь услышать отзыв о себе мамочки на детской площадке, которая отговаривает своего малыша дружить с ним, - и изменится его отношение к окружающему миру. Достаточно просто что-то услышать о себе. Увы, тактике общения наши современные родители еще не научились.

Как же в такой ситуации поступать ребенку с отклонением в развитии?

Во-первых, не оправдывать себя. Именно эту установку нужно давать и родителям, чтобы они научили своих детей смотреть на все оптимистично и в то же время критично. Замечено, что чем чаще родители обращают внимание на опрятность своего малыша, пытаются что-то незатейливо приукрасить в его одежде, доброжелательно общаются между собой, тем лучше к нему относятся окружающие. Они начинают концентрировать внимание не на внешнем дефекте, а на одежде, на ласковом тоне ребенка, что всегда располагает к общению.

Во-вторых, ребенку следует понуждать себя чаще, чем другие дети, улыбаться людям и прощать им ошибки. С этой целью лучше проводить психогимнастику и проигрывать миниэтюды.

Важное значение для формирования нравственных чувств также имеет контакт с природой. Оставаясь бессловесной, она также одаривает ребят или своим цветением, или густой листвой, или плодами, когда ее берегут. Привить любовь к ней означает привить любовь ко всему тому, что тебя окружает, поэтому в работе с родителями важно обратить их внимание на это.

Пусть самая неказистая простая фиалка растет у вас в доме на подоконнике, но малыш будет поливать именно ее, наблюдая за ее ростом, цветением. У него сформируется положительное отношение именно к тому предмету, с которым он взаимодействует. Да, увидев на картинке или по телевизору американский или японский цветок, ребенок также восхитится его красотой, потому что он научился замечать ее в окружающем мире, но самым родным для него будет простая фиалка, потому что он ухаживал за ней. В этом отношении большую роль играет взрослый. Если он со своими потребительскими интересами будет выделять всегда только более красивые вещи, цветы, независимо от того, из какой страны они привезены, то и малыш займет такую же позицию: наполнять окружающий мир не столько тем, что приносит пользу, сколько тем, что радует глаз. В результате, дети приходят в детский сад в модных холодных ботинках в зимний мороз, с огромными кольцами на пальцах, нарушающих формирование костной системы и прочее, прочее.

Родителям необходимо понять, что плохо не то, что человек хочет жить красиво, а то, что он хочет жить неразумно. Следует обратить внимание детей на то, что ценность практической деятельности с окружающими предметами намного больше, чем ценность зрительной информации, увиденной на картине или по телевизору. Эту особенность необходимо учитывать тогда, когда взрослые пытаются навязать западные ценности ребенку. Даже единичным отвержением не столь красивого предмета, с которым взаимодействовал ребенок: «Фу! Какую игрушку ты выпросил у мальчика. Поди, отдай, я тебе другую куплю», - взрослый нарушает единую линию познания окружающего мира, нередко гася и познавательный интерес к его освоению. С другой стороны, если малыш внешне принимает негативное отношение матери или отца к чему-то простому, но полезному или к кому-то живущему на нашей территории страны, а значит приспособленному к условиям обитания, то у него по мере взросления начинает назревать личностный конфликт. За внешним согласием с позицией родителей стоит стойкий познавательный интерес к взаимодействию с окружающим миром. Самое тяжелое, когда потребность к освоению окружающего мира остается не реализованной потому, что ребенок не может преступить неразумный запрет («Ходи только по асфальту, а то испачкаешь ботинки. По тропинке не ходи») или, потому что мнение взрослого является для него слишком высоким, или потому, что он хочет подражать во всем взрослым. В результате эта неудовлетворенная потребность лишь ждет возможности выхода, когда рядом не будет взрослого. Но не у всех она реализуется даже в школе. Если ребенок стал также пренебрежительно или негативно относиться к миру, как и близкий ему взрослый, то это уже будет препятствовать ему в дальнейшей жизни в установлении не только контактов с ним. Именно поэтому педагогически грамотно сказать: «Эта фиалка, хоть и не такая красивая как та, которую мы видели в магазине, но она имеет очень нежный цвет. Она нежная как твоя ручка, как твоя ласка, когда ты гладишь кошечку. Когда же ей станет скучно, мы купим ей подружку (или: «Когда у нас появятся деньги», «Когда освободится место на подоконнике» и т.д.). Если же вы хотите поменять один цветок на другой, то это также надо сделать логично («Давай подарим наш цветочек. Отнесем его в детский сад. Там он будет радовать ребят»; «Наш цветочек заболел – придется купить новый» и т.д.).

Спецификой проведения тренингов для родителей по патриотическому воспитанию является их опосредованное воздействие на сознание взрослого человека путем осознания проблем воспитания ребенка в семье и активизации поиска их решения. В связи с этим необходим подбор таких форм и методов воздействия, которые будут способствовать развитию рефлексии, т.е. способности к самоанализу, и формированию активной позиции к разрешению конфликтных ситуаций, развитию способностей ребенка с целью совершенствования его личности в целом. Иными словами все методики должны быть представлены для родителей в другом свете, преломляться через идею гармоничного развития, а не простой самореализации своих возможностей.

Микляева Ю.В.