Валеология : допустимо ли ее изучение православному человеку?

По мнению Е.Плотниковой, валеология представляет собой эклектическое соединение отдельных тем из различных областей знания: анатомии, физиологии, общей биологии, генетики, эмбриологии и др., данных в упрощенном и примитивном изложении с временным опережением традиционных школьных программ на 2-8 лет. Тем самым излагаемый учебный материал оказывается не связанным с предыдущим детским опытом, что означает нарушение ведущих принципов отечественной дидактики: научности, преемственности, последовательности изучения, соответствия преподаваемого материала возрастным особенностям учащихся. Данный подход к обучению значительно затрудняет формирование у детей целостной картины мира, ведёт к информационной дезориентации и нарушению интеллектуального здоровья.

Представители самых различных областей знания: педагогики, медицины, юриспруденции не раз давали резко отрицательную оценку валеологии. Так, М.П. Стурова, доктор педагогических наук, профессор академии МВД, юрист, определяет этот предмет как "синтез сексуального просвещения, мистического оккультизма и вульгарного материализма" и считает, что подобные программы "нацелены на разрушение менталитета русского народа, на лишение нас духовности, а тем самым и будущего России". Причем следует отметить, что сексуальное воспитание осуществляется сетью Медико-педагогических школ и непосредственно связано с Российской ассоциацией "Планирование семьи" (РАПС), созданной в 1991 г.

Наиболее опасной вещью, по мнению диакона Андрея Кураева, является валеология интимных отношений, обращение к оккультным наукам, нарушающих нравственное сознание человека. Доктор медицинских наук Р.Я. Татаринцева оценивает программы по валеологии как варварское вторжение в здоровье и душу ребёнка. Заявленный валеологами здоровый образ жизни приводит к гипертрофированному сознанию О Здоровье, лишая в действительности, ребенка разумного отношения к здоровому образу жизни. А происходит это за счет обращения валеологов к подсознанию через оккультные и другие методы, не позволяющие разумно воспринимать информацию. И еще важная вещь – с того момента, как приоритет здоровья перекрывает другие ценности (философское же обоснование валеологии именно таково), ребенок или подросток с еще несформировавшимся мировоззрением начинает ставить здоровье во главу угла. У него чаще, чем у других детей, возникает чувство страха, чтобы не заболеть. В медицине давно известен факт, что страх является фактором риска для здоровья. Если, к тому же, ребенок будет тратить свое время на профилактику болезней через медитацию, не произойдут ли более серьезные изменения в его психике?

Когда же валеологические принципы было предложено использовать в дошкольных учреждениях, педагоги очень быстро заметили следующий факт. Ребенок, привыкший обращать много внимания на свое здоровье, хуже, а не лучше мог понять состояние здоровья другого человека. Связь для дошкольника прямая: у моего друга насморк – я могу заразиться – друг в беде – не помогу. Другими словами, в результати внедрения валеологических знаний происходит подмена нравственных ценностей. Ведь, главное, сделать все, чтобы не заболеть. А нужно ли это все? Не вернее ли обратиться к разделению здоровья на физическое и психическое, и как положено, заниматься гармоничным развитием ребенка во всех сферах?

Вопиющим является тот факт, что валеологи, рассказывая подросткам о мерах безопасности в половых отношениях, волей-неволей формируют преждевременный интерес к половой жизни. Недаром именно с введением валеологии участились судебные разбирательства. Так, в одной школе под эгидой валеологии подросткам преподносились знания, что значит любить, исходя из интимных чувств, как лучше вести себя с девушкой или юношей, чтоб извлечь максимум этих чувств. Нет, развратом никто не занимался, детям говорилось о верности в супружеских отношениях, но сексуальные чувства обговаривались как ведущие в любви, давалось знакомство с эротическими зонами. Были и практические уроки. Разве это не блуд? Даже если краем затронуть эту тему подростку, нетрудно представить, к чему она приведет. Затем последовала "пропедевтика" с объяснением, как пользоваться презервативом, затем - вступление в ранние браки, рождение детей в 14-15 лет, и логичный конец - распад семьи, потому что мальчиков научили любить, реализуя свою потенцию. В результате, мы видим совсем иные последствия: увеличение числа абортов среди малолетних, рост венерических заболеваний и т.д., не говоря уже о потере понятия о чистоте отношений между девушкой и юношей. И какие тогда в будущем могут быть крепкие браки, если забыта естественная стыдливость в подростковом возрасте?

Некоторые ученые опираются на факты, что много половых связей формируется уже в подростковый период, а следовательно, надо бы предостеречь от нежелательных последствий, но с такой же установкой можно сказать: возрастает преступность в обществе, давайте детям покажем, какие есть разные способы воровства, чтобы они этого не делали. Да только, чем больше ребенок будет знать об этом, тем чаще будет пользоваться этим, если не имеет самой простой нравственной основы в жизни. В результате увеличится интерес к воровству. Нельзя из двух зол выбирать лучшее. Можно либо отвергать и то, и другое зло, или, в худшем случае, искать в сложившейся ситуации что-то безвредное и соглашаться лишь с этим.

Конечно, Международная федерация планирования семьи (МФПС), филиалом которой является РАПС, известна как мощная мировая корпорация с многомиллионным бизнесом и пропагандой методов абортов, контрацепции и стерилизации. Она еще не раз будет поднимать вопрос о внедрении не столь «безопасного секса», сколько о валеологии, как науки, позволяющей все научно доказывать, но программа, поощряющая сокращение семьи, не имеет будущего. Ещё в апреле 1997 г. под влиянием общественного мнения министр образования В. Г. Кинелёв подписал приказ "О приостановлении работы по реализации проекта "Половое воспитание школьников". В том же году на страницах газеты "Рабочий путь" и других изданий состоялась обширная и острая дискуссия по этой проблеме (см.: "Рабочий путь" от 8.05, 20.05, 30.05, 10.06, 10.09, 7.10 и др.). Однако, если, по мнению Ю. Н. Дрешер, "Безопасный секс - выбор цивилизованного человека" (Валеология: Программа специального курса, тематический план и методические материалы для работников социокультурной сферы / Сост. Ю. Н. Дрешер. - Казань, 1998. - С. 9.), то, по мнению Г. К. Зайцевой, В. В. Колбанова, М.Г. Колосниковой ("Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии"), знакомство со строением половых органов и зачатием должно начинаться уже с первого класса. Против создания полноценной семьи в будущем никто не выступает, но будет ли человек после такого "просвещения" стремится к чистым семейным отношениям? Целомудрие и так уже забыто многими, молодежь воспринимает ее как явление средневековья. Между тем, целомудрие не исключает рождение детей, а призывает к разумному отношению к брачным отношениям, исключая возможность прелюбодейства, вступление в интимные отношения ради похоти. Недаром при венчании Церковь просит Господа даровать вступающим в брак целомудрие и радость видеть «чада чад своих».

Активным и последовательным пропагандистом валеологии выступает доктор медицинских наук, профессор Б. Н. Чумаков. Окольными путями вводится духовная основа доктрины о здоровье, но она является неоязыческой и оккультной. Потому, у нас есть все основания считать, что внедрение валеологии есть попытка воспользоваться информацией из действительно полезных и важных наук (экологии, гигиены, медицины и др.) с целью пропаганды философии, чуждой русской традиционной культуре.

Микляева Ю.В.