УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины (код и название по ГОС ВПО)
Методика нравственного воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание разделов дисциплины

 

I.   Педагогические основы освоения социально-нравственного опыта и ценностных ориентацией в дошкольном детстве

Тема 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников.

       Взгляды  И.-Г. Песталоцци К.Д. Ушинского, А.И. Пирогова, В.Я. Стоюнина, И.А. Ильина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. на нравственное воспитание дошкольников. Выделение направлений развития личности, соответствующих главной цели бытия: чуткость ко всему святому, воля к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Идеология процесса нравственного воспитания. Мораль и нравственность как разные аспекты этического развития. Представление о морали как о форме нормативной регуляции поведения ребенка,  моральное развитие как усвоение моральных норм и правил поведения. Сущность и особенности духовно-нравственного воспитания. Духовность и нравственность как базисные характеристики личности. Духовность как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Духовно-нравственное воспитание как процесс организованного, целенаправленного воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка.

Тема 2. Нравственное воспитание в системе целостного развития дошкольника. Взаимосвязь эмоционально-волевого и когнитивного развития. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками как главное условие усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине. Общение как основа формирования самосознания. Отзывчивость как умение ребенка замечать ситуации, в которых сверстник испытывает неблагополучие, и умение находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. Гуманистическая направленность поведения как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников.

 

Тема 3. Формирование ценностных ориентацией в дошкольном детстве

Положения "Концепции дошкольного воспитания" (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям. Ориентация социально-нравственного воспитания на общечеловеческие ценности, национальные и культурные традиции. Культурное развитие и гуманистическая направленность личности как цель социально-нравственного воспитания. Исходная система взглядов, целей, идей, представлений в виде идеологии, содержания, технологии и педагогического управления. Национальное самопознание - изучение русской культуры: языка, музыки, живописи, архитектуры, сказки, героев, поэзии, истории с богатым краеведческим материалом. Гуманистические принципы воспитания детей в духе ненасилия и миролюбия. Ценностная концепция современной дидактики. И.Я. Лернер о протекании процесса обучения одновременно с процессом направленного духовного развития и воспитания.

Тема 4. Роль семьи в  нравственном становлении  личности дошкольника

        

Факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные. Семья как первый институт национально-патриотического воспитания. Наличие в семье духовной, целомудренной любви, религиозной, отечественной традиции, искренности и дисциплины. Воспитание в ребенке любви, веры, свободы, искренности, доверия, почтительности, дисциплины, верного отношения к взрослому, способности к духовному единению и оказанию помощи своим близким, а в дальнейшем - своему народу и Отечеству. Своеобразие нравственного становления личности в первые семь лет жизни. Формирование самосознания как установление адекватного отношения ребенка к самому себе.

 

II.   Вариативность содержания нравственного воспитания в  современных образовательных программах для дошкольников

Тема 1. Сравнительный анализ программ по нравственному воспитанию

Направленность программ на нравственное воспитание ребенка. Задачи социально-нравственного воспитания в комплексных и парциальных программах дошкольного образования: «Развитие», «Радуга», «Золотой ключик», «Детство», «Дружные ребята», «Истоки». Концентрическое построение духовно-нравственного воспитания. Общие задачи нравственного воспитания: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми, воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся разных национальностей, воспитание у детей трудолюбия. Разделы программ: «социально-эмоциональное» воспитание, «нравственное» воспитание, формирование гуманного отношения к другим людям и пр.

Тема 2. Подходы к нравственному развитию ребенка.

Интернациональное воспитание (Богомолова Т.И.), нравственно-патриотическое (Козлова С.А., Жуковская, Виноградова Н.Ф.), гражданское воспитание (Соловьева Е.В.), ознакомление дошкольников с социальной действительностью (Козлова С.А.), воспитание у детей культуры межнационального общения (Суслова Э.К.).

Психологический подход. Рассмотрение нравственного развития в рамках индивидуального сознания: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках (Ж.Пиаже, представители когнитивной психологии). Развитие моральных суждений, представлений, оценок и т.д.

Нормативно-ориентированный подход. Приобретение моральных качества в процессе его социального развития индивида. Усвоение нравственных норм, существующих в общественном сознании. Моральное и нравственное развитие личности как процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности. Развитие моральной саморегуляции. Противоречия между собственными желаниями детей и их собственной моральной оценкой. Моральная регуляция поведения как требование человека к самому себе. Формирование адекватной самооценки.  Конфликтное поведение, осуществляемое вопреки непосредственным желаниям ребенка. Формирование произвольного и опосредованного моральными нормами поведения. Стремление ребенка соответствовать моральным образцам.

Эмоционально-ориентированный подход. Развитие социальных эмоций и нравственных чувств: сопереживание, сочувствие и др. Осознание и понимание переживаний других людей, распознавание эмоций. Формирование нравственного миропонимания: возможность понять другого, усмотреть в определенных действиях нравственный поступок, дать ему объяснение с точки зрения норм и правил, самому почувствовать переживания другого. Умение решать социально-нравственные, смысловые задачи.

Тема 3. Условия эффективной деятельности педагога по нравственному воспитанию

Идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.Ильин, Д.Лихачев и др.). Условия эффективной деятельности педагога по нравственному воспитанию:  педагогическое взаимодействие, профессиональные умения и личностные качества педагога, владение методиками воспитания, методами формирования нравственного сознания.

Профессиональные умения педагога: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания учащихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.

Личностные качества педагога, необходимые для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания:

морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, ровность по отношению ко всем детям, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;

мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.

Характеристики педагогического влияния: длительное и кратковременное, значимое и не имеющее значения, предвиденное и неожиданное.

Курсы повышения квалификации.

III.                     Методики нравственного воспитания дошкольников

Тема 1.         Технология процесса нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования

Организационно-педагогическая модель процесса духовно-нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования.
Формирование у подрастающего поколения национального духовного характера, сущностным выражением которого выступает цельная личность с гармоничным сочетанием в ней таких духовных качеств и умений, как вера, любовь, свобода, совесть, патриотизм и национализм.  Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности проявить заботу и участие к людям. Вовлечение детей в гуманистически направленную деятельность: помощь малы­шам и старшим, забота о животных и растениях, оказание внимания больным и слабым Обогащение представлений детей о гуманности, добре и красоте, нравственных качествах.

Технологичные программы социально-нравственного развития дошкольников: О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; М. М. Новицкой, Е. В. Соловьевой «Наследие»; Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре»; С. А. Козловой «Я — человек»; О. М. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Я, ты, мы».

 

Тема 2. Методы морально-нравственного воспитания в дошкольной педагогике

Моральное сознание как сфера исследований морального развития в целом.
Влияние знания моральных норм на поведение ребенка дошкольного возраста. Методы, направленные на формирование нравственных представлений, суждений и оценок: беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения, метод поощрений и наказаний. Основные методы формирования социальных чувств и эмоций: осознание и понимание переживаний других людей или литературных персонажей. Восприятие детьми художественных произведений как метод воспитания чувств. Чтение рассказов и их обсуждение, распознавание эмоций других по фотографиям и картинкам. Методы формирования нравственных чувств и моральных оценок – создание проблемных ситуаций, постановка социально-нравственных, смысловых задач, игры-драматизации.  Перенос чувств и эмоций анализируемого персонажа в реальные жизненные ситуации. Формирование потребности в проявлении гуманных чувств, отвечающих социальным нормам. Методы воспитания отзывчивости через обращение внимания детей на эмоциональное неблагополучие сверстников и формирование умения преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие. Методы, обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного поведения: воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;
организация совместной деятельности; совместная игра.

Тема 3. Содержание и организация работы по нравственному воспитанию

Содержание нравственного воспитания: формирование нравственных качеств дошкольника: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.

 Воспитание дружеских взаимоотношений и сотрудни­чества со сверстниками. Условия развития самостоятельности, сотрудничества, эмоциональной отзывчивости и творчества в совместной деятельности. Воспитательные возможности межвозрастного общения детей в детском саду. Культура поведения и общения в дошкольном детстве. Задачи, содержание, условия воспитания культуры поведения в детском саду и семье. Воспитательные ситуации, игры-упражнения, театрально-игровая деятельность, проблемные ситуации как методы обогащения культурного опыта ребенка. Методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников:

·   рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;

·   чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;

·   игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;

·   положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. Нравственное воспитание детей в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

Тема 4. Показатели и диагностика социально-нравственного развития детей.

Нравственность — личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека (В.А. Сластенин). Методики диагностики нравственной воспитанности И.П. Юнгнер, Л.Г. Кирилюк и др. Показатели нравственной воспитанности: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания, реакция на педагогическое воздействие, богатство духовных запросов. Критерии сформированности духовно-нравственных ценностей: а) степень информированности в духовно-нравственной сфере (показатели: широта представлений о наиболее значимых понятиях, степень сформированности понятий); б) высокая степень эмоциональной отзывчивости по отношению к происходящим и историческим событиям, произведениям искусства (показатели: эмоциональность, адекватность оценки, осмысленность, широта и устойчивость интереса); в) степень сформированности духовно-нравственных качеств личности (показатели: уровень самосознания, убежденность, волевые проявления, мотивы деятельности, закрепленные умения, навыки, привычки поведения). Уровни сформированности духовно-нравственных ценностей: эмоционально-эмпирический (низкий), содержательно-оценочный (средний); деятельно-творческий (высокий).

5.4.    Тематическое планирование

 

п/п

Разделы

Лекции

Практические

занятия

Лабораторные

работы

1.

Педагогические основы освоения социально-нравственного опыта и ценностных ориентацией в дошкольном детстве

 

1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников.

2. Нравственное воспитание в системе целостного развития дошкольника.
 3. Формирование ценностных ориентацией в дошкольном детстве

4. Роль семьи в  нравственном становлении  личности дошкольника

1. Педагогика нравственного воспитания

2.   Проблема духовно-нравственного развития личности

3.   Философско-педагогическое наследие

1

2.

Вариативность содержания нравственного воспитания в  современных образовательных программах для дошкольников

 

1. Сравнительный анализ программ по нравственному воспитанию

2. Подходы к нравственному развитию ребенка.

3. Условия эффективной деятельности педагога по нравственному воспитанию

 

1.   Анализ методов морального воспитания  в программах социально-нравственного воспитания дошкольников

2.   Гуманистическая направленность поведения педагога

 

3.

Методики нравственного воспитания дошкольников

 

1.         Технология процесса нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования

2. Методы морально-нравственного воспитания в дошкольной педагогике

3. Содержание и организация работы по нравственному воспитанию

4. Показатели и диагностика социально-нравственного развития детей.

 

1.          Направления духовного развития и воспитания дошкольников

2. Средства морального воспитания

3. Задачи социального развития в интегрированных группах ДОУ

 

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература.

ОСНОВНАЯ:

1. Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М.: ЭКО, 1999.
2. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: Изд-во МГУ, 1986.

3. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986.

4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.

5. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972.

6. Островская Л.Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М, - 1987.

7. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., - 1986.

8. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников в семье и группе детского сада // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. М., 1989.

9. Эмоциональное развитие дошкольника (под ред. А.Д. Кошелевой). М., 1985.

10.Якобсон С.Г. Проблемы этического развития детей. М., 1984.

 


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1.              Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. М.: Б.и., 1977.

2.      Братусь Б.С. Образ человека в психологии // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997.

3.      Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

4.              Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

5.      Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос-сийской федерации на 2001 – 2005 г.г. // Вестник образования №23-2001-47.

6.      Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск: Народная асвета, 1984.

7.      Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М. – 1992.

8.              Письмо Министерства образования России от 02.04.2002г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении».

  1. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978.
  2. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.- 1972.
  3. Смирнова Е.О. Системы и программы дошкольного воспитания. М.: ВЛАДОС, 2005.
  4. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М,- 1972.

13.       Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1981.

  1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, - 1975.

15.       Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

16.       Якобсон С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. М.: Б.и., 1977.

17.       Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? – М.-1986.

 

7.  Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения дисциплины «Методика нравственного воспитания» необходимы:

оборудованные аудитории (специальная мебель и оргредства);

аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: проецирующие аппараты; видеомагнитофон, телевизор;

наглядные пособия и средства обучения на печатной основе (схемы, таблицы и т.д.).

8.  Содержание текущего и итогового контроля
8.1. Текущий контроль

Формы контроля: контрольные работы, рефераты.

Содержание контрольных мероприятий:

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1.             Охарактеризуйте основные периоды нравственного развития детей.

2.             Предмет и основные задачи методики нравственного воспитания детей.

3.             Что называется духовностью и нравственностью?

4.      Составьте таблицу «Этапы формирования педагогики нравственного воспитания».

5.             Проанализируйте поведение воспитателя и составьте памятку «Требования к культуре поведения педагогов».

6.             Почему образец взрослого называют основным источником морального развития детей?

7.             Раскройте психологические основы методики нравственного развития детей.

8.             Охарактеризуйте особенности развития личности детей на разных возрастных этапах.

9.             Начертите схему «Междисциплинарная связь методики нравственного воспитания с другими наука­ми».

10.      Перечислите средства социально-нравственного воспитания.

11.      Перечислите эмпирические методы исследования культуры поведения детей.

12.      Раскройте специфику педагогического эксперимента в области национального самопознания детей.

13.      Составьте таблицу «Методы научного исследования морального развития детей».

14.      Проведите диагностику нравственной воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста и со­ставьте характеристику.

15.      В чем проявляются особенности формирования нравственного сознания дошкольников?

16.      Факторы, обуславливающие нарушение адаптации детей с нарушениями в развитии в интегрированных группах ДОУ.

17.      Составьте таблицу «Сравнительный анализ научных подходов к нравственному развитию дошкольников».

18.      Почему общение является основой формирования самосознания?

19.  Раскройте взаимосвязь эмоционально-волевого и когнитивного развития ребенка.

20.  Охарактеризуйте закономерности усвоения этических понятий.

21.  Проанализируйте парциальные программы по социально-нравственному воспитанию дошкольников.

22.  Выделите особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников.

23.  Раскройте методику интернационального и патриотического воспитания дошкольников.

24.  Преемственность дошкольного и школьного звена в формировании  культурных ценностей.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1.            Вопросы нравственного воспитания в России и за рубежом.

2.     Совместная работа семьи и педагогов дошкольного учреждения по социально-нравственному  развитию детей.

3.            Идеи о духовной сущности человека.

4.            Содержание воспитательной работы в условиях специального (коррекционного) учреждения для детей с нарушениями в развитии.

5.            Роль педагога в формировании нравственных ценностей.

6.            Развитие общения в процессе игровой деятельности детей в интегрированных группах.

7.            Взаимосвязь специалистов в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей.

8.            Роль родителей в формировании духовно-нравственных ценностей.

9.              Основные средства коррекции поведения.

10.     Основные направления патриотического воспитания старших дошкольников.

11.     Особенности организации индивидуальных занятий психолога с детьми с нарушениями поведения.

12.     Требования к наглядных пособиям и дидактическим материалам, используемым на  занятиях в музее ДОУ.

13.     Рассмотрение духовно-религиозного воспитания как национализирующего
элемента учебно-воспитательного процесса в трудах русских философов
.

14.     Роль семьи в усвоении национальной культуры как способе приобщения к общечеловеческим ценностям.

15.      Взаимосвязь семейного и национального воспитания.

16.     Взаимосвязь патриотического и правового воспитания.

17.     Дидактические игры по социальному развитию.

18.     Проблема духовно-нравственного развития личности

19.     Подходы к диагностике нравственной воспитанности

 

 

8.2.Итоговый контроль.

Формы контроля: зачет

Содержание контрольного мероприятия:

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1.   Цель и задачи работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

2.              Роль взрослого в становлении личности ребенка.

3.              Раскройте психолого-педагогические основы методики социально-нравственного развития дошкольников.

4.      Расскажите о направлениях патриотического воспитания в условиях специального (коррекционного) дошкольного учреждения для детей с нарушениями в развитии.

5.              Опишите методы диагностики нравственной воспитанности дошкольника.

6.              Взаимосвязь ДОУ и родителей в осуществлении духовно-нравственного воспитания.

7.      Охарактеризуйте задачи и содержание работы по моральному воспитанию старших дошколь­ников.

 

8.                  Раскройте значение духовного воспитания для развития личности детей.

9.                  Опишите методы и приемы работы по формированию любви к Родине.

 

10.       Охарактеризуйте уровни сформированности национального самосознания детей.

11.       Расскажите об основных средствах социально-нравственного развития дошкольников.

12.       Раскройте особенности организации работы по морально-нравственному развитию детей в интегрированных группах ДОУ.

13.       Расскажите о проблемах в общении детей разного возраста.

14.       Развитие национального самосознания в процессе знакомства с культурой народа.

15.       Особенности работы по патриотическому воспитанию в разных возрастных группах.

16.       Семья как первый институт национально-патриотического воспитания.

17.       Основные методы нравственного воспитания дошкольников.

18.       Направление нравственного воспитания в комплексных и парциальных программах.

19.       Раскройте сущность методики нравственного воспитания.

20.  Нормативная база по духовно-нравственному воспитанию.

21.  Освоения культуры поведения младших дошкольников.

22.  Раскройте сущность понятия «духовно-нравственное воспитание».

23.  Технология процесса нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей образования

24.  Показатели социально-нравственного развития детей.

25.  Условия эффективной деятельности педагога по нравственному воспитанию

26.  Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников.

27.  Формирование ценностных ориентацией в дошкольном детстве

28.  Нравственное воспитание в системе целостного развития личности дошкольника.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1.             Составьте таблицу «Философско-педагогическое наследие великих ученых».

2.             Проанализируйте поведение родителей воспитанников и составьте памятку «Требования к культуре поведения родителей детей».

3.      Начертите схему «Совместная работа семьи и педагогов дошкольного учреждения по морально-нравственному  развитию ребенка».

4.      Составьте таблицу «Методы исследования нравственного развития детей старшего дошкольного возраста».

5.              Проведите диагностику нравственной воспитанности ребенка среднего дошкольного возраста и составьте характеристику.

6.              Проведите сравнительный анализ программ «Наследие» и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

7.              Составьте перспективно-тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

8.              Составьте схему «Взаимосвязь работы специалистов в ГОУ компенсирующего вида в рам­ках социально-нравственного развития дошкольников с нарушениями поведения».

9.              Составить таблицу «Дидактические игры и упражнения по социально-нравственному развитию дошкольников с в интегрированных группах».

10.       Составьте структурно-логическую схему «Преемственность работы по моральному воспитанию в детском саду и школе».

11.  Составьте таблицу «Задачи нравственного воспитания дошкольников в разных возрастных группах».

12.       Подготовьте доклад на тему «Особенности работы по духовно-нравственному раз­витию детей».

13.       Подготовьте доклад на тему «Пути активизации общения дошкольников с нару­шениями в развитии».

14.       Подготовьте доклад на тему «Приемы развития национального самосознания дошкольников».

15.       Разработайте диагностические задания исследования нравственной культуры педагогов.

16.       Разработайте методические рекомендации для родителей по формированию нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста.

17.       Подготовьте доклад на тему «Использование народных традиций в работе ДОУ».

18.       Подготовьте конспект занятия по социально-нравственному развитию ребенка старшего дошкольного возраста.

19.       Составьте таблицу «Дидактические игры и упражнения нравственного содержания, используемые в ре­жимных моментах».

20.  Составьте   таблицу   «Знакомство с народным календарем».

21.  Составьте таблицу «Виды работы по формированию нравственного поведения».

22.  Подготовьте конспект занятия по социально-нравственному развитию в интегрированной группе ДОУ.

23.  Составьте таблицу «Факторы развития личности ребенка дошкольного возраста».

24.  Подготовьте реферат на тему «Формирование нравственных ценностей в истории педагогической мысли».

25.  Расклассифицируйте личностные и профессиональные качества педагога, необходимые для осуществления нравственного воспитания дошкольников.

Автор программы:

К.п.н., доцент  Микляева Юлия Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Анализ технологий нравственного воспитания

Сравнительный анализ комплексных "Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста" (1989 г.) с зарубежными аналогами, проведенный О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой, показывает, что отечественная программа нуждается в пересмотре, в основном, с точки зрения изменения количества занятий, формы их проведения, конкретных методик, принципов комплектования материала. Что же касается ее разделов, относящихся к физическому развитию детей, художественно-эстетической, музыкальной и театрализованной деятельности, то значительное число педагогов уже многие годы привносит и в содержание, и в методы, предложенные в программе, свои творческие находки и дополнения. На данную тему много методической литературы и журнальных публикаций. Дети, как правило, с удовольствием занимаются этими видами деятельности. Во многих детских садах ведется соответствующая кружковая работа или организуются дополнительные услуги, устраиваются спортивные соревнования и праздники, конкурсы и выставки детских работ и т.д. Важно, что усилия педагогов по этим направлениям развития детей дают хороший, видимый результат. 

Тем очевиднее стал вакуум, образовавшийся в результате того, что из "Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста" как бы сам собой выпал раздел "Нравственное воспитание". Этот раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологизированной направленности ("Дружба народов СССР", "Образ Ленина", "Праздник 7 ноября" и т.п.).

Программа нравственного воспитания дошкольников в современный период включает в себя приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно  с ним соприкоснуться. Использование фольклора важно во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. 

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако, к ним не сводится, и они ее не заменяют. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни ведет к общению и взаимодействию, которое порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Задачи социального развития: 1) развитие морального сознания (различать эмоциональные состояния взрослых и детей, формировать представления о том, что хорошо и что плохо, что можно, что нельзя), 2) формирование коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.).

Обзор программ, проведенный О.Е.Смирновой, показал следующее. В настоящее время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная Л.А. Венгером и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения: теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция самого Л.А. Венгера о развитии способностей. Соответственно, целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.

Авторы программы не ставят перед собой специальной задачи нравственного воспитания детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой».

Несмотря на отсутствие интереса авторов к сфере развития эмоционально-личностных отношений между детьми, в программе заложены предпосылки развития этих отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного развития достаточно сложно. Можно полагать, что она, скорее, определяется личностью воспитателя, чем содержанием самой программы.

Достаточно большой популярностью пользуется в настоящее время программа «Радуга». Это — комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх).

Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

Достаточной популярностью пользуется сейчас программа «Золотой ключик», разработанная Е.Е. и Г.Г. Кравцовыми. Научную основу данной программы составляет выдвинутый Л.С. Выготским «принцип единства аффекта и интеллекта». Цель программы: «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждого ребенка».

Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно, эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы; именно эмоциональная привлекательность и насыщенность материала обеспечивает его усвоение и познавательное развитие детей. Исходя из этого, задача воспитания заключается в максимальной насыщенности жизни детей разнообразными волнующими событиями.

В детском саду дети объединены в разновозрастные группы (от 3 до 10 лет), по типу большой семьи. В каждой группе предполагается от 15 до 25 человек, с равномерным количеством детей всех возрастов. По мнению авторов программы: «решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и воспитателями, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях».

Основной упор делается на развитие знаний, умений и навыков. В «Критериях оценки развития детей к концу года» результаты развития эмоциональной сферы упоминаются лишь вскользь, да и то только в первом и последнем годах.

Провозгласив центральной целью программы развитие эмоциональной сферы ребенка и подчинив ему развитие других сфер, авторы программы не предлагают каких-либо специальных методов такого развития. Главным методом эмоционального развития выступает создание специальных условий жизни детей в одной группе, а также организация ярких впечатлений и событий.

В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать–Познавать–Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении со взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках».

Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатель посредством бесед и обсуждений проблемных ситуаций знакомит детей с эмоциональными переживаниями, состояниями, проблемами и поступками людей, доступными для понимания в данном возрасте. Благодаря этому, по мнению авторов, дети сами начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям, у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении.

Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в программе «Детство», как и во многих других, является приобщение к искусству: музыке, литературе, народной культуре.

Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р.С. Буре. Данная программа в отличие от многих других направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.

Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников:

рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;

чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;

игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;

положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника.

Отзывчивость характеризуется в программе как умение замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. В качестве основных методов воспитания отзывчивости авторы предлагают учить детей обращать внимание на эмоциональное неблагополучие сверстников и преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие. Так накапливается опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности. Воспитатель разъясняет причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника, и непосредственно включается во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости.

Таким образом, несмотря на новизну заявленных целей программы, их реализация подразумевает старые средства и методы.

В настоящее время в детские сады активно внедряется базисная программа нового типа «Истоки». Целью программы является разностороннее и полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Одна из четырех линий развития дошкольника (наряду с физическим, познавательным и эстетическим) является социально-личностное развитие. В качестве основы такого развития выступает общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое является «главным условием усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания».

Для каждого возраста в программе выделены соответствующие задачи социального развития, а также варианты реализации этих задач на практике.

Задачи социального развития заключаются, с одной стороны, в развитии морального сознания (различать эмоциональные состояния взрослых и детей, формировать представления о том, что хорошо и что плохо, что можно, что нельзя), а с другой стороны — в формировании коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.).

Следует отметить, что авторы программы «Истоки» многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Основным методом формирования доброжелательных отношений является поощрение взрослого, его положительная оценка. Механизм социального научения является тут первостепенным.

Подводя итоги нашему краткому обзору методов морально-нравственного воспитания, можно отметить, что в большинстве рассмотренных программ наблюдается существенное расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации. При сравнении задач и методов их решения обнаруживается, что, несмотря на многообразие и новизну целей инновационных программ, многие из них привлекают старые средства, которые использовались еще в типовой программе. Несмотря на то, что главной задачей воспитания в большинстве программ является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными методами во всех программах остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой — правильных оценок и моральных суждений. Предполагается, что и формирование навыков поведения и знание нравственных норм является залогом нравственного развития. Однако это не так.

Формирование коммуникативных навыков и «нравственных привычек» предполагает автоматическое воспроизведение правила или образца поведения в известной ситуации. Это достигается, с одной стороны, подражанием модели (образцу), а с другой — через поощрение правильных и осуждение неправильных действий (т.е. научение). В результате формируется нечто вроде морального стереотипа (или навыка), который ребенок научается автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах. Такое действие происходит помимо сознания ребенка, что приводит к тому, что он не различает правильные и неправильные действия. По-видимому, для морального развития такое различение необходимо.

Другой метод воспитания — формирование моральных оценок и суждений: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Этот метод предполагает допущение, что морально-нравственные представления перерастают в мотивы собственных действий ребенка и становятся залогом и источником его альтруистического поведения. Данный метод является наиболее понятным и привлекательным с педагогической точки зрения, поскольку он предполагает традиционные и доступные педагогические средства: «объяснение», чтение литературы, приведение положительных примеров и пр. По-видимому, в силу этого данная стратегия остается наиболее распространенной. Общепринятым и очевидным является представление о том, что для формирования морального поведения необходимым условием является осознание моральных норм.

 

Задания для самостоятельной работы

О.Е.Смирнова, изучив психолого-педагогические подходы к морально-нравственному развитию ребенка, обозначила такую проблему этического развития, как формирование нравственных качеств личности дошкольников. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям и пр. Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему.

Вопросы:

1. Как можно научить ребенка быть добрым?

2. С какого возраста нужно начинать воспитывать в детях гуманное отношение к окружающим?

3. Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены природой и не подвержены педагогическим воздействиям?

4. Несмотря на то, что главной задачей нравственного воспитания является развитие чувств ребенка, в качестве основных методов воспитания предлагается, с одной стороны, развитие коммуникативных навыков и умений, а с другой — моральных суждений ребенка. Считается, что нравственные чувства являются результатом или суммой навыков поведения и моральных суждений. Соответствует ли это положение действительности?

5. Какое представление о моральном развитии лежит в основе нормативно-ориентированных исследований детской психологии?

 6. В чем заключается суть эмоционально-ориентированного подхода к нравственному развитию?

7.  Почему раздел о морально-нравственном или социально-личностном воспитании присутствует в большинстве программ дошкольного образования?

8. Какие подходы к нравственному воспитанию дошкольников являются наиболее распространенными в современных программах дошкольного образования?

9. Какая из рассмотренных программ представляется вам наиболее эффективной в плане нравственного воспитания детей?

10. Раскройте понятия "национализм", "интернационализм" и "патриотизм". Сложность в разведении этих понятий заключается в том, что понятие "национализм" для многих ассоциируется прежде всего с понятием "национал-патриотизма" и, прежде всего, с германским фашизмом, основанном на противопоставлении одной, "избранной" расы (национальности) всем остальным. Пропитанный чувством собственного превосходства национал-патриотизм в нашем представлении всегда сопряжен с неприятием другой культуры, людей другой национальности и в историческом контексте прямо связан с агрессией и насилием. В новейшей истории, а, следовательно, и в нашей памяти понятие "интернационализм" противопоставлялось понятию национал-патриотизма. Более того, государственная идеология подменяла им понятие "патриотизма" или использовала как его синоним.

Понятие "интернационализм" также трактуется неоднозначно. Интернационализм может выступать как противопоставление национал-патриотизму и, например, проявляться в виде объединения людей по признаку одного вероисповедания ("Все люди - братья во Христе"). Это означает, что христианин является гражданином вселенной и может отвергать деление людей по странам, расам, национальностям.

Интернационализм может проявляться и в идее преодоления языковой разобщенности людей. Вспомним, например, еще недавно всерьез дискутировавшуюся возможность перехода на единый язык "эсперанто".

Однако распространенные в нашей стране идеи интернационализма в своей основе содержали большевистские представления о мировом переустройстве общества в соответствии с социал-революционным принципом: "Пролетарии всех стран, объединяйтесь". Для "сознательного" пролетария основная цель - это мировая революция, ради которой он может и должен предавать не только своих близких, но и родину. Фанатичная приверженность такой идеологии проявилась в форме большевистских капитулянтских лозунгов во время I Мировой войны и, особенно позднее, в первые годы советской власти, когда по идеологическим соображениям сосед предавал и обрекал на гибель соседа, брат - брата, сын - отца. Поэтому нам необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы утверждаем и стремимся воспитать в детях.

11. Сравните программы нравственного воспитания А.В.Липницкой «Пралеска» и О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Сделайте сводную таблицу.

 

 

Программа нравственного воспитания дошкольников

Автор: Липницкая А.В. Минск

Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому и педагогика нравственного воспитания подрастающих поколений имеет большую историю, истоки её идей кроются в трудах Конфуция ("Беседы и суждения"), Платона ("Государство"), Аристотеля ("Никомаховая этика").

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основопологающими моральными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственность. Без неё человек не может жить среди других людей.

В основу нашей работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея Сухомлинского В. А. О том, что, ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей , формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

Внедряя в практику программу "Пралеска" , личностно-ориентированную модель общения с детьми мы пришли к выводу: изменения необходимо начинать с себя, ориентируясь на девиз: "Каждый воспитатель - психолог". С этой целью организовали "Психологический лекторий", на котором обсуждали особенности детского развития, проводили специальные тренинги, настраивающие педагога на партнерские отношения с воспитанниками.

Ориентируясь на программу "Пралеска" , мы также изменили обстановку в детском саду, приблизив , насколько это возможно, условия в нем к домашним. Для этого в жизнь нашего общего с детьми дома ввели разнообразные обычаи:

утро радостных встреч ( после выходных, болезни );

семейные завтраки (обеды, ужины);

встречаем гостей ;

походы к друзьям ;

весёлые каникулы ;

изучаю родословную (составление семейного альбома );

Разработали многовариантный режим дня, например "мы одни" (нет помощника воспитателя), "у нас праздник" (в дни утренников), "плохая погода" (сильный дождь или метель), "внимание, карантин !".

Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два - три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.

В группе "Фантазёры" проводятся этические беседы - это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например "Из какой я сказки ?", где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.

С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: "Будь всегда вежливым", "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки", "Чем можно порадовать маму", "Что такое дружба?", "Кого люди называют смелым" и т. д.

2. Чтение и анализ художественных произведений, например, СухомлинскогоВ.А. "Почему Олечка не сорвала цветок?", А. Кузнецовой "Мы поссорились", К.Д.Ушинского "Умей обождать", А.Барто "Помощница". Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.

3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия , игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и упражнения:

направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей ( "Волшебные камешки", "Ласковые дети", "Ладошки", "Назови себя", "Волшебный стул", "Подарок другу" ).

направленные на развитие эмоциональной осведомлённости: ("Цветовое настроение", "Маски", "Мы артисты" )

направленные на овладение детьми невербальными средствами общения: "Угадай кто я", "Зоопарк", "Скульптор", "Где мы были вам не скажем, а что делали - покажем" ).

направленные на овладение детьми вербальными средствами общения : ("Подари цветок", "Молчанка", "Большой разговор", игра интонациями).

направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: ( "Разговор по телефону", "Как нам быть", "Как с тобой разговаривают").

4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка - все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Всю эту работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями : сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

общие и групповые родительские собрания;

консультации;

посещения педагогом семей своих воспитанников;

дни открытых дверей;

папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.

Программа нравственного воспитания дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс их обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака : "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут".

Программа развития личностной культуры дошкольников (парциальная) «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Авторы-разработчики: Князева О.Л. Маханева М.Д.

  

Теоретическую основу программы нравственного воспитания составили положения "Концепции дошкольного воспитания" (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.Ильин, Д.Лихачев и др.).

 

Образовательная цель программы - приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно  с ним соприкоснуться.

 

Приоритетные направления деятельности:

 

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

 

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

 

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

 

4.  Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

 

В программе для успешной реализации её на практике предусмотрены организационные и методические приемы педагогической работы, перспективные планы (тематический годовой план работы) и конспекты занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Знакомство с данными материалами (русскими праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.

 

В заключение приводится небольшой словарь наиболее употребляемых в народных сказках, пословицах, поговорках старославянских слов. 

 Приложения.

1. «Чти всегда следы прошлого»                                                      

 

2. "Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше"

(места проживания, строительство жилища)

 

3. "В гостях хорошо, а дома лучше"

(быт и основные занятия русских людей)                                      

 

4. "Какова пряха - такова на ней и рубаха"

(история мужской и женской одежды)                                           

 

5. "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги –

тачать пирожник" (история мужской и женской обуви)               

 

6. "Не по Сеньке шапка" (история головных уборов)                      

7. "Не до шутки, когда пусто в желудке"

(история русской кухни)                                                                   

 

8. Русский самовар и чаепитие на Руси                                          

 

9. Календарь (история времяисчисления)                                      

 

10. Земледельческий календарь                                                       

 

11. Без примет ходу нет (народные приметы)                                

 

12. Русские народные праздники (Пасха,

Рождество, Масленица)                                                                     

13. Русские народные промыслы                                                    

- керамические художественные изделия

(«Дымка», «Гжель», «Скопинская керамика»)                                 

- художественные изделия из дерева

(русская резьба, Хохлома)                                                                 

- лаки

(Федоскино, Палех, Мстера, Холуй)                                                

- художественные изделия из металла

(финифть, скань, жостово)                                                                

- костяное кружево                                                                            

 

14. Русская народная игрушка (история игрушки,

матрешка, кукла)                                                                                

 

15. Русский колокольчик                                                                  

 

16. Русская тройка                                                                             

 

17. Русская песня (колыбельная, частушки)                                    

 

18. Словарь народных слов                                                              

 

Использованы метериалы книги Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.

 

 

Практические задания

 

 

1.      Выделите проблемы духовно—нравственного воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина

 

      Выдвинутая И.А. Ильиным идея воспитания «духовно-зрячего» человека, ориентированного на вечные основы духовного бытия, сегодня представляется особенно актуальной. Историографический анализ показывает, что в СССР произведения И.А. Ильина практически не печатались, а о самом ученом имелись лишь упоминания в энциклопедических изданиях, в которых его рассматривали как представителя неогегельянства и религиозного философа, высланного из России в 1922 г. по идеологическим соображениям (И. Баммель, Ю.Н. Попов). Однако попытки осмысления научного наследия И.А. Ильина были предприняты еще при жизни философа: В.В. Зеньковский рассмотрел гносеологию ученого, а Н.О. Лосский в основном акцентировал внимание на его концепции «сопротивления злу силою». 
       Некоторые аспекты педагогических воззрений И.А. Ильина, в частности вопросы семейного, национального, патриотического, правового воспитания, духовного самосовершенствования личности, рассмотрены в работах Ю. Лзарова, Н.А. Лсташовой, И.М. Коняевой, В.К. Крючкова, В.В. Макаева, В.Л. Мосолова, Л.И. Новиковой, СП. Пимче-ва, Г.И. Ризза, И.Н. Сиземской, Д.А. Сысуева, А.А. Терентьева, IO. Шестуна.
      Философско-педагогическое наследие - целостная система идей и воззрений философа, объединенных антропологической, культурологической и аксиологической трактовкой проблем образования и воспитания (рабочее определение).
       Научное наследие И.А. Ильина характеризуется ярко выраженной педагогической направленностью. Основополагающей философско-педагогической идеей И.А. Ильина является приоритет духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Для научной концепции И.А. Ильина характерен аксиологический подход, позволивший ученому выделить религиозно-нравственные ценности православия как приоритетные, которые он неразрывно связывал с духовно-нравственным развитием личности, рассматривал ее не только как продукт биологического, психического и социального развития, а в первую очередь как категорию духовную.
Основными философско-педагогическими категориями в воззрениях И.А. Ильина являются: «духовность», «религиозность», «патриотизм», «вера», «свобода», «совесть», «любовь», «сердечное созерцание», «добро», «зло», «очевидность», «предмет», «предметность», «самовоспитание», «взаимовоспитание».

       Нравственность — личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека (В.А. Сластенин).

 Духовно-нравственное воспитание - деятельность, направленная на овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение (Е.В. Бондаревская).

 Среди аксиологических приоритетов системообразующую роль И.А. Ильин отводил духовности, определяя ее как внутреннюю «направленность» человека, которая придает всей человеческой жизни и всей культуре высшую ценность. Необходимым условием формирования духовности ученый считал обращение человека не только к внешнему, чувственно-материальному, но и к своему внутреннему опыту.

Характерной особенностью философско-педагогических воззрений И.А. Ильина является признание решающего значения религии в процессе духовно-нравственного развития личности. Философско-педагогический потенциал религии И.А. Ильин связывал с ее способностью оказывать существенное влияние на развитие и саморазвитие личности. Проблемы духовного самосовершенствования личности ученый рассматривал с позиций разработанного им учения о личном духовном состоянии и «духовном делании» человека — «пневматической актологии». В духовном и религиозном обновлении на уровне каждого отдельного человека на базе вечных основ духовного бытия И.А. Ильин видел путь спасения и возрождения России. К числу этих основ он относил веру, любовь, свободу, совесть, семью, родину, нацию, правосознание, государство, частную собственность, выделяя в качестве доминантных веру и любовь.

Проблему национального воспитания ученый исследовал, интерпретировав русскую идею как «творческую идею» воспитания русского национального характера, основой которого считал религиозность, а главными движущими силами - любовь и веру.

 

2.      Практическое задание «Анализ цели воспитания в христианской педагогике»


          Цель воспитания в христианской педагогике заключается в том, чтобы человек был совершенным, был приготовлен ко всякому доброму делу. "Усилия воспитателя должны быть направлены к тому, чтобы создать из питомца христианина в самом высшем, истинном, идеальном значении этого слова. Для достижения такой цели необходимо развитие, как духовных, так и телесных сил человека. Духовное начало занимает господствующее место в нашей природе и потому должно быть предметом особенных забот воспитателя. Не пренебрегая физическим воспитанием, он должен заниматься им лишь настолько, насколько это нужно для блага души.  В духовной области необходимо и общее умственное образование и эстетическое развитие; но и то, и другое должно быть введено крайне осмотрительно, осторожно и, развивая ум и сердце питомца, должно необходимо содействовать укреплению в добре его воли".

  Святоотеческая философско-педагогическая мысль зиждется на религиозно-духовных и нравственных и началах воспитания; исходит из постулата "праведная вера обязывает, прежде всего, служить людям". Философско-педагогические воззрения святых отцов и учителей русской церкви Сергия Радонежского, Тихона Задонского, Серафима Саровского, Святителя Феофана Вышенского, Иоанна Кронштадского являют собой образец учения духовно-нравственной христианской жизни. В их трудах содержатся педагогические наставления воспитания человека к религиозной праведной жизни, советы по оказанию ему помощи "в деянии добра и духовном возрастании". Педагогические идеи основоположников святоотеческой педагогики о воспитании истинного христианина занимали одно из центральных в поиске ими путей такого воспитания.
Так, духовно-литературное наследие святителя Феофана Затворника Вышенского показывает, что основное внимание следует уделить христианской антропологии, духовному миру человека, устроению его души и заботе о ней, вопросам совершенствования духовной жизни в процессе жизненного пути. Согласно его учению к рассмотрению души надо подходить аналитически: "Если мы станем смотреть в душу сообща, то ничего не разберем; надо действия ее распределить по разам, и
каждый раз потом рассматривать особо. Да уж давно присмотрелись и распределили все действия души на три разряда - мыслей, желаний и чувств, назвав каждый особою стороною души - мыслительную, желательную и чувствующую". Педагогические труды Феофана Вышенского о христианской нравственности по своей сути являются руководством духовной жизни человека. В его сочинениях "немало указаний по постановке школьного образования, и в этом отношении он является педагогом-новатором, далеко опередившим свое время. В сороковых годах 19 века он, будучи профессором столичной духовной академии, настойчиво развивал и проводил мысль о
воспитании в процессе обучения в своих лекциях. Вся его педагогическая система коренится именно в идее нравственно воспитывающего обучения. Он признает плодотворным только то образование, которое развивает не один ум, но главным образом облагораживает сердце».

. Святой праведный Иоанн Кронштадский в одном из своих выступлений в Кронштадской гимназии отмечает: "Можно быть ученым, но, увы, негодным человеком... Не ученые ли, например, были французские коммунары, олицетворившие в себе живо адских фурий? Нам нужно образовать не только ученых людей и полезных членов общества, но и - что всего важнее и нужнее обрых ...чтобы из всех знаний, образовывалось в душах детей то стройное согласие, та твердая христианская система познаний правил и навыков, которая составляет истинное христианское образование...".

 

 Практическое задание 3. Составить таблицу «Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII вв».

 

Педагогический потенциал русского государства в канун петровских реформ привлекает внимание многих ученых. Об этом свидетельствует целый ряд монографий, посвященных педагогическим концепциям и трудам Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого, Спафария Миллеску, «Азбуке» Ивана Федорова. Но историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей в XI-XVII вв. до сих пор не были предметом специального рассмотрения исследователей. К данному периоду относится становление, развитие и формирование письменности, литературного языка, то есть формируется большой цивилизационный пласт в культуре, заложивший основы процессов обучения и воспитания в целом и духовно-нравственного воспитания в частности.
         - Особенностью системы духовно-нравственного воспитания детей в допетровской Руси является приобщение к культурным символам эпохи через сакральные тексты (читаемые или звучащие); сосредоточение всей системы духовно-нравственного воспитания в учреждениях церкви.

- Содержание чтения в средневековой Руси определялось опорой на библейскую, учительную и агиографическую литературу; основной метод обучения чтению — буквослагательный, наиболее соответствовавший средневековому сознанию.
           Совокупность духовно-нравственных ценностей эпохи допетровской Руси составляет основу современной концепции духовно-нравственного воспитания, одна из отличительных черт которой, - воспитание любви к Родине (патриотизма).
        Процесс духовно-нравственного воспитания может быть полноценно описан при опоре на методологию антропологического подхода, который выделяет системообразующие внутренние характеристики личности, определяющие ее природу и качественное своеобразие. Так, духовно-нравственное развитие обусловлено культурным наследием прошлого. Это как бы ранее заданный мыслительный материал, в котором новым культурным поколениям предстоит отобрать все, что может служить его запросам и что требует дальнейшей творческой переработки.

Сущность духовно-нравственного воспитания средневековой Руси проистекает из особенностей русского самосознания, которое, как, очевидно, и самосознание любого народа, отражало реальные отношения человека к человеку, к миру. Русское самосознание выявлялось и формулировалось последовательно, всегда на чужеродном фоне, отталкиваясь от него. Сначала это было столкновение языческого (мифологического) сознания с византийским христианством. Своеобразие соединения язычества и христианства обусловило многие особенности русского менталитета, следовательно, и духовно-нравственного воспитания.

Второе столкновение - с католичеством показывает многовековое соревнование латинской и греческой идеи за влияние на формирование российской. Таким образом, столкновение с другими точками зрения на любом этапе развития положительно сказывалось на развитии русского самосознания.

Первоначальным толчком развитию национального самосознания был синтез славянского язычества и христианской этики. Это самый фундаментальный синтез нашей истории. В результате этого синтеза сложились основные черты восточнославянского менталитета. В центре русского менталитета находится не факт или идея, а конкретное дело. «Труд имеет религиозный смысл» - писал Н.Бердяев. Для русского важно дело, которое результируется в вещи. Отсюда «действительность как система действий».
Мысль расценивается как дело. За мысли можно судить так же, как и за совершенные дела. И вся история Руси убедительно иллюстрирует это положение: борьба с ересями, доносы под девизом «слово и дело» и т.д.

Всякое дело, мысль окрашены нравственным идеалом. Действие оценивается всегда с точки зрения нравственно оно или безнравственно, всегда присутствует критерий «хорошо» - «плохо», а результат действия - «красиво» - «некрасиво».
Духовность важнее меркантильности. Прагматические установки не важны, когда на первое место выходят идеи и интересы высшего порядка.
Жить необходимо по мечте согласно определенной цели, простое «протекание жизни» в соответствии с заданными ею же условиями порицается. Поэтому надо жить «по совести», «по правде», то есть важнее все, что личностно, а не диктуется рациональным знанием.
Поэтому и право говорить должно подкрепляться правом решать, иначе получается «болтовня». Именно отсюда словосочетание «слово ело», сказовые и былинные зачины: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и т.д. Если сказал - значит сделал.
Важна не поверхностная информация (коммуникативная), а раскрытие (откровение). Важно не «знать», а «ведать». Таковы черты восточнославянского менталитета. Они обуславливали особенности духовно-нравственного воспитания и образования молодых членов общества Древней Руси.

В современном значении понятия «воспитание» в средневековой Руси не существовало. Русская фольклорная традиция сохранила для нас три этапа выращивания человека: породить, вскормить, возлелеять. Причем, возлелеять в старинном значении - укачивать. Например, образец воспитания воина звучит в словах князя Всеволода, обращенных к брату Игорю в «Слове о полку Игореве»: «А мои ти куряни сведоми къмети: под трубами повити, под .. . шеломы възлелеяны, конец копия въскръмлени». Так восхваляет князь своих воинов, подчеркивая их суровое воспитание.
У Котошихина читаем: «А на воспитание царевича или царевны выбирают всяких чинов из жон - жену добрую, и чистую, и млеком сладостну, и здорову, и живет та жена у царицы в Верху на воспитание». Из контекста видно, что и Г. Котошихин употребляет понятие «воспитание» в значении «вскармливание».
Свои особые черты имело само выращивание человека в Древней Руси.

Если судить по памятникам, которые оставили свидетельства об этом
 процессе, то главным воспитателем малолетнего знатного ребенка, особенно
княжеского, становился «кормилец». Этот человек обладал значительной
властью и принадлежал к знатному роду. Маленький князь жил под полным покровительством кормильца. Он охранял княжича, правил от его имени. Скорее всего, ребенок жил в доме кормильца, и, как видно из летописей, дети кормильца и сам кормилец становятся ему ближе родных братьев. 

В летописях к концу XIII века термин
«кормилец» уходит из употребления. Его заменяет «дядька». Роль кормильца
принижается и сводится до роли воспитателя, слуги при князе.
Законодательство Древней Руси о подобном институте кормильства не упоминает. Зато оно оговаривает кормильца как раба, холопа. Это почетное  звание. Такое положение дает возможность предполагать, что кормилец-слуга, т.е. человек, приставленный к мальчику, чтобы заботиться о нем. Оно характерно не только для княжества, но и других групп зажиточных людей, и существовало оно на Руси с древнейших времен вплоть до отмены крепостного права. Но кормилец - воспитатель - это явление характерно только для воспитания князя. Можно сделать вывод, что само понятие «воспитание» еще не существует в древнерусском государстве, но определенная система выращивания ребенка, причем, зависящая от его сословной принадлежности, уже существует.
Очень важным воспитательным моментом была подготовка к службе. К службе, получению воинского звания стремилась высокопоставленная часть общества, выращивая ребенка. И к двенадцати-пятнадцати годам дети становились воинами князя или боярина. Тем более, что в XI-XII веках наблюдается эволюция старинного дружинного строя. Уже Святослав разделил свои владения на три удела между своими сыновьями. (Значит, каждому князю для защиты требовалась своя дружина, свои воины) но, фактически, всем опять владел один Владимир, оставшийся единственным живым из своих братьев. Владимир также делит свои владения между 12-ю сыновьями. Из них остается только одна удельная линия - Полоцкая. В третий раз на уделы Русь делит Ярослав между своими пятью сыновьями. От них остаются три удельные линии - Изяславичей, Святославичей, Всеволодовичей. И одна линия от внука Ярослава - Ростиславичи.
Эти пять удельных линий и владели домонгольской Русью. Все они вели междоусобные войны, а также защищались от нападений извне. Поэтому дружина князю была необходима. Он был заинтересован в ней, а потому должен был ее содержать.
Первые князья осуществляли кормление, т.е. содержание дружины на своем дворе. Дружина князя состояла из старших дружинников-бояр, которые имели также свою дружину, и младших дружинников - отроков, детских, пасынков, гриден.