Тест «Из
истории в современность»
Микляева
Ю.В.
Тест предназначен для анализа родительских установок
на воспитание детей. Предлагается ознакомиться с кратким содержанием
деятельности некоторых педагогов и философов прошлого, в описании которых
заложены противоречия между гармонией развития и условиями ее реализации в
педагогическом процессе. Затем предлагается высказать свое отношение по поводу
тех высказываний, которые наиболее отвечают собственным установкам родителей на
воспитание. Примеры текстов можно подбирать в зависимости от поставленных вами
целей.
Приведем примеры ответов и сопоставим их с установками
на патриотическое воспитание ребенка.
Анастасия
С. «На мой взгляд, в каждой теории есть что-то близкое для меня. Как и Руссо, я
считаю, что лучше ребенок будет делать то, что ему близко, что ему нравится:
петь, танцевать, решать задачи по математике. Но также он может заниматься и не
очень хорошими делами: разбивать окна, мучить зверюшек. Само собой, родители не
должны идти у него на поводу и закрывать на это глаза. Надо объяснить, что так
делать нельзя, это плохо. А раз ему нравятся игры с мячом или еще что-то, то
придумать менее опасное занятие. Отдать его в каку-либо секцию».
С одной
стороны, мы видим разносторонность интересов человека, который пытается
осознать каждую теорию. С другой, взрослый выбирает не ту теорию, которая
показывает, каким должно быть гармоничное развитие, а ту, которая наталкивает
его на решение своей проблемы во взаимоотношении с ребенком. Тактика воспитания
такого родителя «уклоняющаяся». Она не направлена на решение конкретной
проблемы, а только на общую организацию деятельности ребенка по ее решению. Это
тоже хорошо, потому что взрослый осознает наличие конфликтов в семье.
Необходимо лишь направить его внимание на позитивное решение проблемных
ситуаций, а именно: не сразу менять ход жизни ребенка, отправив его быстрее в
секцию, или отказавшись от занятий с мячом, которым он не раз что-то разбил, а
предложить другие игры с тем же мячом, ввести правила, которые помогут
организовать деятельность ребенка, объяснить, почему возникали конфликты. Кроме
того, образность выражений всегда помогает ребенку лучше осознать сообщаемый
материал. Если в конкретной ситуации уместны средства патриотического
воспитания, то мы приведем в пример героев, которые могли метко попасть в цель
и т.д. Чтобы быть таким же ловким, метким, нужно не просто научиться кидать
мяч, но и попасть в цель и т.п.
Елена К. «Для моего понимания
ближе всего разработка семейного воспитания, принадлежащая Коменскому. Я так же
считаю, что все идет из семьи и что слышит ребенок и видит в семье, то и
закладывается в его уме. Сюда же можно отнести материнскую школу, ведь все взаимосвязано.
Каждый ребенок берет все от родителей, т.к. они являются примером для
подражания. Отсюда следует, что в семье должно закладываться все самое лучшее,
что потом может и должно развиться у ребенка».
Данный пример является классическим вариантом стиля
домашнего воспитания. Родители в таких случаях являются искателями всего
нового, интересного, развивающего способности их детей. Они признают важность
контакта с людьми, которые могут дать эту информацию, но считают, что
воспитывать ребенка все же лучше не в ДОУ, а в семье. Их дети обычно имеют
гармоничное развитие, умеют различать добро и зло, замечать изменение
настроения, самочувствия других людей, но лучше направлены на контакт со взрослым, чем со сверстником, с другой
стороны, у многих возрастает потребность в контакте со сверстниками, которая
так и не реализовывается.
В этом случае подбираются такие средства
патриотического воспитания, которые доказывают важность не только
геороев-одиночек, например, разведчиков, а целых отрядов, рот, если, например,
взять ознакомление с историей отечества. Индивидуальный подход как раз и
проявляется в расстановке акцентов. Совет дается всем один: «расскажите ребенку
о своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне», - а пример будет
ориентирован на конкретных лиц: «Например, Васе можно рассказать о том, как
была важна взаимовыручка, Сереже – о том, как важно быть стратегом и т.д.
Попробуйте применить знания о своих бабушках, дедушках, но так, чтобы доказать
ребенку важность умения пользоваться тем, что у него еще плохо получается или
недостаточно в нем развито».
Татьяна П.
«Я вспомнила свой пример. “Чтобы переварить знания, их нужно поглащать с
аппетитом!” Так говорил Герц. А вообще, мне близка теория Руссо о свободе
воспитания, потому что ребенок должен чувствовать интерес, иначе ничего не
поймет».
Безусловно, здесь налицо желание показать свою
эрудицию, осведомленнность, но самой главной ошибкой является сведение
мотивации к познанию. В сознании таких родителей нет понятия о способностях
детей, уровне их развития. Они действительно, как и представители естественного
воспитания считают, что ребенок рождается совершенным, большинство недостатков появляется в
результате взаимодействия со сверстниками. Если же педагог не заинтересует их
любимое чадо, то он не квалифицированный специалист. Ребенок его не поймет.
Конечно, основной акцент в работе с родителями будет
направлен на формирование адекватной позиции к оценке возможностей и
способностей детей, но при этом не стоит забывать и об установке на гармоничное
развитие ребенка. Она была просто утеряна или не понята самим взрослым. В таких
случаях воспитанию нравственных качеств не уделяется особого внимания. Они, по
мнению родителей, важны лишь в той мере, чтобы уметь общаться с окружающими
людьми. Родители отнюдь не против культурных традиций, но, используя их, желают
передать своим детям лишь то, какой мудрый, смекалистый русский человек.
Не вступая
изначально в противоречие с родителями, необходимо поддержать их стремление
воспитать мудрого ребенка, но при этом необходимо отметить, что мудрость
приобретается с опытом, а сейчас важно дать насытиться ребенку радостями
детской жизни. Иными словами, мы формируем установку родителей на важность
показать своему ребенку, что смекалка должна всегда сочетаться с добротой.
Попросить родителей прочитать ребенку сказку, в которой есть такие герои, задать
в конце вопросы не только познавательного, но и нравственного характера,
узнать, почему так или иначе считает ребенок.
Еще одним моментом, который не должен остаться незамеченным
– это желание предоставить ребенку большую свободу. В действительности, здесь
возникает вопрос, как к ребенку, так и к педагогу: действительно ли педагог
ограничивает активность ребенка в ДОУ, или родители хотят видеть в своем
ребенке то активное начало, которого нет? Только после проведения рефлексии с
обеих сторон возможен адекватный ответ.
«Я считаю,
что образование в нашей жизни является главным источником, началом трудовой
деятельности. Без образования не будешь хорошим специалистом. Оно помогает
соориентироваться в жизни. Что, где, когда и зачем тебе надо – все это
появляется у уверенного в себе человека, как и считал Дж.Локк».
Андрогогический подход взрослых к воспитанию
дошкольника, конечно, может быть преждевременным, если формировать не предпосылки
к самостоятельной деятельности, а взрослые установки на овладение трудом.
Ребенок должен знать, зачем учиться, но в сознании таких родителей, для этого
важна не самостоятельность, а познавательные установки: «Что? Где? Когда?» Эти
установки верны, но не соответствует цели. Рассогласование цели и средств ведет
к тому, что ребенок не понимает, чем все-таки взрослый отличается от ребенка. В
связи с этим встает необходимость в подборе таких средств патриотического
воспитания, которые докажут малышу возможность проявления самостоятельности
(ведь в семье ему уже внушили, как важны знания) и важность умения уступить
другому. В последнем случае обговариваются различные житейские ситуации,
анализируются действия сказочных персонажей.
В детском сознании понятие «уступить» намного шире.
Ребенок уступает машине, потому что загорелся красный цвет на светофоре.
Ребенок уступает сверстнику, потому что тот выше ростом, и надо выстроится по
заданию в шеренгу и т.д. В этих случаях понятие «уступка» означает погашение
сиюминутного желания поступить иначе и соответствует правилу. Детям часто показывают картинки, имеющиеся в
любом ДОУ, о правилах поведения, например, в транспорте, говорят о том, что
надо уступать старшим место. Такие правила закладываются с детства, чтобы потом
ребенок пользовался им самостоятельно. Но что происходит в реальной жизни? Уступить
в транспорте свое место бабушке является отсроченным понятием, потому что по
правилам свободные места предназначены не только для пожилых и инвалидов, но и
для детей, о чем, безусловно, говорят при детях и их родители. Так кто же прав?
А правы все. Конфликт в сознании ребенка может возникнуть лишь тогда, когда
воспитатель, анализируя картинку или ситуации, не обратит внимание малыша на то, что «такой большой мальчик, а
не уступил бабушке». Можно поговорить с детьми о том, кому тяжелее, но конфликт
возникнет вновь, если малыш услышит от своего же отца: «Вот еще уступать
кому-то!».
Безусловно, понятие «уступить» легче давать при
анализе близких ребенку ситуаций. Лучше всего понять сказочных героев, особенно
тех бычков, которые столкнулись из-за упрямства на мосту, или понять, что
можешь причинить кому-то боль, если не уступишь навстречу бежащему ребенку и
т.д.
Самоуверенность – еще одна черта, вызывающая споры.
Одни родители считают, что она нужна, другие – нет. Самоуверенность,
возникающая вследствие постоянного чувства превосходства, допустим, в знаниях в
какой-то области, влечет к появлению синдрома «всезнайки» и на определенном
этапе начинает ограничивать познавательную активность. «Я это уже знаю» - и
задание не дослушано до конца. «Мама говорит, я уже хорошо читаю», - и книга
откладывается в сторону. В действительности, это проблема, о которой нужно
предупреждать родителей, имеющих детей, быстро развивающихся в каком-то
направлении. Именно таким детям необходимо знакомство с Незнайкой, а также с
теми персонажами, которые могут быть умны, например, Кролик или Сова из
мультфильма о Винни-Пухе. Дошкольнику трудно ответить на вопрос, почему многие
персонажи с хорошими качествами не являются главными героями мультфильмов. Это
доступно только школьнику, который может заметить даже недостатки. Но
привлекательность героя «Незнайка» и «Винни-Пух» останется той же. Почему?
Потому что они такие же простые герои, как и сами дети, такие же искренние, не
стесняющиеся своих ошибок, активные. Им «попадает» от более знающих, они
пытаются исправляться, когда что-то не получается, но именно этот образ и
близок детям. Когда же излишен самоуверенный ребенок начинает осуждать таких героев,
то поддерживать его в этом случае не следует. Наоборот, нужно подчеркнуть то,
что сам он, оказывается, тоже был таким и сейчас не знает чего-то. Осуждать
можно качество, но не героя и не реального человека. Самое рациональное решение
– предложить свои варианты, как бы сам ребенок мог помочь другому. Тому, кто
меньше знает, тому, кто чего-то боится... Хотя бывает, что успешные дети тоже
боятся многого. Даже родители отмечают, что хотели бы воспитать в них смелость
и честность.
«Умный трус на
войне не дюж», - говорят мудрые папочки, знакомя своего малыша с военными
игрушками, которых дома присутствует всегда больше, чем в дошкольном
учреждении. Выделяют ли родители качества персонажей, играя с детьми? Это
вопрос к родителям, которые все реже говорят: «Давай поиграем с добрым мишкой
или ласковой мамой-куклой». Ведь эти определения зачастую определяют и сам ход
игры.
Одни взрослые это понимают, другие – нет, поэтому
лучшим способом является беседа с родителями, в процессе которой можно выяснить
многие вопросы. Вот, к примеру, типичные ответы родителей: «Считаю необходимым
существование людей с деловыми качествами. Но это не значит, что они для личной
выгоды поступятся со своими нравственными убеждениями. Я не хочу, чтобы
ребенок, когда вырос, вступал в сделку с совестью из-за материального
обогащения»; «Я считаю, что современный человек будет в наиболее выгодном
положении, если будет деловым и самоуверенным»; «Считаю, что лучше воспитывать
в частичной свободе, но ребенок при этом не должен чувствовать себя скованным,
а просто вести себя в определенных рамках. Тогда он вырастет нравственно
устойчивым человеком».
Большая часть родителей выбирает для анализа
деятельность И. Песталоцци, обосновывая свой выбор необходимостью развивать в
дошкольном возрасте органы чувств, не забывая при этом о нравственной стороне.
Наталья М. «Главное
не только научить чувствовать органами чувств ребенка, но и дать понять, что
такое созерцание, осознание собственных чувств и чувств близких и родных людей.
Ведь человек бездушный будет хорошим ученым, работником или просто учителем, но
этот человек не станет хорошим другом, близким родственником или просто любимым
человеком. Настоящий человек должен быть созерцательным и понимающим другом.
Возможно, “бездушный” и “не созерцающий” не станет настоящим человеком, он
будет индивид».
В действительности, оказывается наиболее эффективным
при объяснении понятия о гармоничном развитии личности ребенка проводить
взаимосвязь между чувствами и эмоциями. Это является наиболее понятным для всех
родителей, но необходимо делать акцент как на взаимосвязи сенсорного и
умственного воспитания, так и на характеристике личности. Если индивид в
сознании родителей является эгоистом, то, возможно, они недопонимают и
специфики развития личности ребенка.