Тест «Из истории в современность»

 

Микляева Ю.В.

 

Тест предназначен для анализа родительских установок на воспитание детей. Предлагается ознакомиться с кратким содержанием деятельности некоторых педагогов и философов прошлого, в описании которых заложены противоречия между гармонией развития и условиями ее реализации в педагогическом процессе. Затем предлагается высказать свое отношение по поводу тех высказываний, которые наиболее отвечают собственным установкам родителей на воспитание. Примеры текстов можно подбирать в зависимости от поставленных вами целей.

Приведем примеры ответов и сопоставим их с установками на патриотическое воспитание ребенка.

Анастасия С. «На мой взгляд, в каждой теории есть что-то близкое для меня. Как и Руссо, я считаю, что лучше ребенок будет делать то, что ему близко, что ему нравится: петь, танцевать, решать задачи по математике. Но также он может заниматься и не очень хорошими делами: разбивать окна, мучить зверюшек. Само собой, родители не должны идти у него на поводу и закрывать на это глаза. Надо объяснить, что так делать нельзя, это плохо. А раз ему нравятся игры с мячом или еще что-то, то придумать менее опасное занятие. Отдать его в каку-либо секцию».

  С одной стороны, мы видим разносторонность интересов человека, который пытается осознать каждую теорию. С другой, взрослый выбирает не ту теорию, которая показывает, каким должно быть гармоничное развитие, а ту, которая наталкивает его на решение своей проблемы во взаимоотношении с ребенком. Тактика воспитания такого родителя «уклоняющаяся». Она не направлена на решение конкретной проблемы, а только на общую организацию деятельности ребенка по ее решению. Это тоже хорошо, потому что взрослый осознает наличие конфликтов в семье. Необходимо лишь направить его внимание на позитивное решение проблемных ситуаций, а именно: не сразу менять ход жизни ребенка, отправив его быстрее в секцию, или отказавшись от занятий с мячом, которым он не раз что-то разбил, а предложить другие игры с тем же мячом, ввести правила, которые помогут организовать деятельность ребенка, объяснить, почему возникали конфликты. Кроме того, образность выражений всегда помогает ребенку лучше осознать сообщаемый материал. Если в конкретной ситуации уместны средства патриотического воспитания, то мы приведем в пример героев, которые могли метко попасть в цель и т.д. Чтобы быть таким же ловким, метким, нужно не просто научиться кидать мяч, но и попасть в цель и т.п.

        Елена К. «Для моего понимания ближе всего разработка семейного воспитания, принадлежащая Коменскому. Я так же считаю, что все идет из семьи и что слышит ребенок и видит в семье, то и закладывается в его уме. Сюда же можно отнести материнскую школу, ведь все взаимосвязано. Каждый ребенок берет все от родителей, т.к. они являются примером для подражания. Отсюда следует, что в семье должно закладываться все самое лучшее, что потом может и должно развиться у ребенка».

Данный пример является классическим вариантом стиля домашнего воспитания. Родители в таких случаях являются искателями всего нового, интересного, развивающего способности их детей. Они признают важность контакта с людьми, которые могут дать эту информацию, но считают, что воспитывать ребенка все же лучше не в ДОУ, а в семье. Их дети обычно имеют гармоничное развитие, умеют различать добро и зло, замечать изменение настроения, самочувствия других людей, но лучше направлены на контакт со  взрослым, чем со сверстником, с другой стороны, у многих возрастает потребность в контакте со сверстниками, которая так и не реализовывается.

В этом случае подбираются такие средства патриотического воспитания, которые доказывают важность не только геороев-одиночек, например, разведчиков, а целых отрядов, рот, если, например, взять ознакомление с историей отечества. Индивидуальный подход как раз и проявляется в расстановке акцентов. Совет дается всем один: «расскажите ребенку о своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне», - а пример будет ориентирован на конкретных лиц: «Например, Васе можно рассказать о том, как была важна взаимовыручка, Сереже – о том, как важно быть стратегом и т.д. Попробуйте применить знания о своих бабушках, дедушках, но так, чтобы доказать ребенку важность умения пользоваться тем, что у него еще плохо получается или недостаточно в нем развито».

Татьяна П. «Я вспомнила свой пример. “Чтобы переварить знания, их нужно поглащать с аппетитом!” Так говорил Герц. А вообще, мне близка теория Руссо о свободе воспитания, потому что ребенок должен чувствовать интерес, иначе ничего не поймет».

Безусловно, здесь налицо желание показать свою эрудицию, осведомленнность, но самой главной ошибкой является сведение мотивации к познанию. В сознании таких родителей нет понятия о способностях детей, уровне их развития. Они действительно, как и представители естественного воспитания считают, что ребенок рождается совершенным,  большинство недостатков появляется в результате взаимодействия со сверстниками. Если же педагог не заинтересует их любимое чадо, то он не квалифицированный специалист. Ребенок его не поймет.

Конечно, основной акцент в работе с родителями будет направлен на формирование адекватной позиции к оценке возможностей и способностей детей, но при этом не стоит забывать и об установке на гармоничное развитие ребенка. Она была просто утеряна или не понята самим взрослым. В таких случаях воспитанию нравственных качеств не уделяется особого внимания. Они, по мнению родителей, важны лишь в той мере, чтобы уметь общаться с окружающими людьми. Родители отнюдь не против культурных традиций, но, используя их, желают передать своим детям лишь то, какой мудрый, смекалистый русский человек.

 Не вступая изначально в противоречие с родителями, необходимо поддержать их стремление воспитать мудрого ребенка, но при этом необходимо отметить, что мудрость приобретается с опытом, а сейчас важно дать насытиться ребенку радостями детской жизни. Иными словами, мы формируем установку родителей на важность показать своему ребенку, что смекалка должна всегда сочетаться с добротой. Попросить родителей прочитать ребенку сказку, в которой есть такие герои, задать в конце вопросы не только познавательного, но и нравственного характера, узнать, почему так или иначе считает ребенок.

Еще одним моментом, который не должен остаться незамеченным – это желание предоставить ребенку большую свободу. В действительности, здесь возникает вопрос, как к ребенку, так и к педагогу: действительно ли педагог ограничивает активность ребенка в ДОУ, или родители хотят видеть в своем ребенке то активное начало, которого нет? Только после проведения рефлексии с обеих сторон возможен адекватный ответ.

«Я считаю, что образование в нашей жизни является главным источником, началом трудовой деятельности. Без образования не будешь хорошим специалистом. Оно помогает соориентироваться в жизни. Что, где, когда и зачем тебе надо – все это появляется у уверенного в себе человека, как и считал Дж.Локк».

Андрогогический подход взрослых к воспитанию дошкольника, конечно, может быть преждевременным, если формировать не предпосылки к самостоятельной деятельности, а взрослые установки на овладение трудом. Ребенок должен знать, зачем учиться, но в сознании таких родителей, для этого важна не самостоятельность, а познавательные установки: «Что? Где? Когда?» Эти установки верны, но не соответствует цели. Рассогласование цели и средств ведет к тому, что ребенок не понимает, чем все-таки взрослый отличается от ребенка. В связи с этим встает необходимость в подборе таких средств патриотического воспитания, которые докажут малышу возможность проявления самостоятельности (ведь в семье ему уже внушили, как важны знания) и важность умения уступить другому. В последнем случае обговариваются различные житейские ситуации, анализируются действия сказочных персонажей.

В детском сознании понятие «уступить» намного шире. Ребенок уступает машине, потому что загорелся красный цвет на светофоре. Ребенок уступает сверстнику, потому что тот выше ростом, и надо выстроится по заданию в шеренгу и т.д. В этих случаях понятие «уступка» означает погашение сиюминутного желания поступить иначе и соответствует правилу.  Детям часто показывают картинки, имеющиеся в любом ДОУ, о правилах поведения, например, в транспорте, говорят о том, что надо уступать старшим место. Такие правила закладываются с детства, чтобы потом ребенок пользовался им самостоятельно. Но что происходит в реальной жизни? Уступить в транспорте свое место бабушке является отсроченным понятием, потому что по правилам свободные места предназначены не только для пожилых и инвалидов, но и для детей, о чем, безусловно, говорят при детях и их родители. Так кто же прав? А правы все. Конфликт в сознании ребенка может возникнуть лишь тогда, когда воспитатель, анализируя картинку или ситуации, не обратит внимание  малыша на то, что «такой большой мальчик, а не уступил бабушке». Можно поговорить с детьми о том, кому тяжелее, но конфликт возникнет вновь, если малыш услышит от своего же отца: «Вот еще уступать кому-то!».

Безусловно, понятие «уступить» легче давать при анализе близких ребенку ситуаций. Лучше всего понять сказочных героев, особенно тех бычков, которые столкнулись из-за упрямства на мосту, или понять, что можешь причинить кому-то боль, если не уступишь навстречу бежащему ребенку и т.д.

Самоуверенность – еще одна черта, вызывающая споры. Одни родители считают, что она нужна, другие – нет. Самоуверенность, возникающая вследствие постоянного чувства превосходства, допустим, в знаниях в какой-то области, влечет к появлению синдрома «всезнайки» и на определенном этапе начинает ограничивать познавательную активность. «Я это уже знаю» - и задание не дослушано до конца. «Мама говорит, я уже хорошо читаю», - и книга откладывается в сторону. В действительности, это проблема, о которой нужно предупреждать родителей, имеющих детей, быстро развивающихся в каком-то направлении. Именно таким детям необходимо знакомство с Незнайкой, а также с теми персонажами, которые могут быть умны, например, Кролик или Сова из мультфильма о Винни-Пухе. Дошкольнику трудно ответить на вопрос, почему многие персонажи с хорошими качествами не являются главными героями мультфильмов. Это доступно только школьнику, который может заметить даже недостатки. Но привлекательность героя «Незнайка» и «Винни-Пух» останется той же. Почему? Потому что они такие же простые герои, как и сами дети, такие же искренние, не стесняющиеся своих ошибок, активные. Им «попадает» от более знающих, они пытаются исправляться, когда что-то не получается, но именно этот образ и близок детям. Когда же излишен самоуверенный ребенок начинает осуждать таких героев, то поддерживать его в этом случае не следует. Наоборот, нужно подчеркнуть то, что сам он, оказывается, тоже был таким и сейчас не знает чего-то. Осуждать можно качество, но не героя и не реального человека. Самое рациональное решение – предложить свои варианты, как бы сам ребенок мог помочь другому. Тому, кто меньше знает, тому, кто чего-то боится... Хотя бывает, что успешные дети тоже боятся многого. Даже родители отмечают, что хотели бы воспитать в них смелость и честность.

 «Умный трус на войне не дюж», - говорят мудрые папочки, знакомя своего малыша с военными игрушками, которых дома присутствует всегда больше, чем в дошкольном учреждении. Выделяют ли родители качества персонажей, играя с детьми? Это вопрос к родителям, которые все реже говорят: «Давай поиграем с добрым мишкой или ласковой мамой-куклой». Ведь эти определения зачастую определяют и сам ход игры.

Одни взрослые это понимают, другие – нет, поэтому лучшим способом является беседа с родителями, в процессе которой можно выяснить многие вопросы. Вот, к примеру, типичные ответы родителей: «Считаю необходимым существование людей с деловыми качествами. Но это не значит, что они для личной выгоды поступятся со своими нравственными убеждениями. Я не хочу, чтобы ребенок, когда вырос, вступал в сделку с совестью из-за материального обогащения»; «Я считаю, что современный человек будет в наиболее выгодном положении, если будет деловым и самоуверенным»; «Считаю, что лучше воспитывать в частичной свободе, но ребенок при этом не должен чувствовать себя скованным, а просто вести себя в определенных рамках. Тогда он вырастет нравственно устойчивым человеком».

Большая часть родителей выбирает для анализа деятельность И. Песталоцци, обосновывая свой выбор необходимостью развивать в дошкольном возрасте органы чувств, не забывая при этом о нравственной стороне.

Наталья М. «Главное не только научить чувствовать органами чувств ребенка, но и дать понять, что такое созерцание, осознание собственных чувств и чувств близких и родных людей. Ведь человек бездушный будет хорошим ученым, работником или просто учителем, но этот человек не станет хорошим другом, близким родственником или просто любимым человеком. Настоящий человек должен быть созерцательным и понимающим другом. Возможно, “бездушный” и “не созерцающий” не станет настоящим человеком, он будет индивид».

В действительности, оказывается наиболее эффективным при объяснении понятия о гармоничном развитии личности ребенка проводить взаимосвязь между чувствами и эмоциями. Это является наиболее понятным для всех родителей, но необходимо делать акцент как на взаимосвязи сенсорного и умственного воспитания, так и на характеристике личности. Если индивид в сознании родителей является эгоистом, то, возможно, они недопонимают и специфики развития личности ребенка.