Межличностное общение как фактор повышения воспитательной работы

С чего начинается школа? С той песни, что пела нам мать, о том, чтобы сын или дочь росли прилежными учениками, о том, что знания важны для жизни и будущей работы, о новых друзьях и учителях. Идеал создается очень быстро, если родители дают установку не только на обучение, но и на контакт с окружающими людьми – тебя ожидают новые знакомства и хорошие люди. Встречаются, конечно, и такие родители, которые волей-неволей начинают запугивать ребенка, объясняя или пересказывая чьи-то истории о том, как плохо в школе. А если ребенок еще не был приучен к труду, терпению, то лень воспротивится новому режиму на первых же порах.

Но что делать, если сверстники и учителя оказываются совсем не такими, как ожидал школьник? Учитель доказывает справедливость через оценку знаний: ты сделал хорошо - значит хороший ученик, а у тебя не получается – значит плохой. Дети еще в достаточной мере склонны к подражанию и, зачастую, переносят оценку знаний сверстника, данную таким образом учителем, на его личность. Кто-то на перемене вдобавок обзовется на нерадивого ученика, а кто-то, наоборот, с ним поведется, если себя считает таким же. Конечно, так не должно быть. Подобную ошибку педагог может избежать, если не будет давать оценку личности за решение учебных задач. Ведь от того, какие отношения сложатся у ребенка с учителем и сверстниками, зависит, в первую очередь, от взрослого. О вселении надежды, веры в каждого ученика давно известно в педагогике, а вот о синтезе веры, надежды и любви – в современной школе почти неизвестно.

Именно эти понятия за долгое время отлучения народа от церкви стали в какой-то мере обывательскими: вера, надежда – ориентированы на будущее; любовь – на родных, Родину, природу. Но вслушайтесь, что значит вера и любовь для первоклассника? О вере, связанной с религией, заговорят лишь в православной школе, а вот вера в свои силы – понятие для многих знакомое. Только почему-то излишняя самонадеянность является не достоянием личности, а ее пороком. Какой же должна быть вера для человека независимо от его вероисповедания? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к православной культуре.

В православной семье каждый ее член обращается со своими нуждами, просьбами, пожеланиями к Богу, признавая Его Небесным Отцом, т.е. Тем, Который может помочь каждому при одном условии – вере человека. Вера в данном случае выступает нравственным ориентиром и помогает человеку определить свою жизненную позицию, смысл жизни, поскольку признание существования Бога Отца, Сына и Святого Духа означает согласие со всеми законами, которые были даны Им еще тысячи веков назад, и осознание того, что собственных сил человеку недостаточно для того, чтобы жить в мире. В верующей семье очень легко решается конфликт, который возникает, когда ребенок начинает замечать недостатки взрослых. Легко, потому что правда, истина от увиденного никуда не теряется, а остается на видном месте. Это есть догмат веры, служащий ориентиром для каждого.

Есть ли такой ориентир в атеистической семье? Дети в таких семьях чаще ориентируются на авторитет взрослого, который сам может подорвать его в любой момент, и на нравственные идеалы, передаваемые из поколения в поколения. Идеал, как и вера не рушится. Человек еще не потерял чувства доброты, любви, сострадания, потому что с детства испытал их преимущества, особенно когда был беззащитен. Но все же есть условие, когда идеал склонен к разрушению, как Вавилонская башня. Этим условием является эгоизм, когда потребность в удовлетворении личных целей начинает подавлять чужие интересы. Человеку тогда хочется иметь все самое лучшее, не обращая внимания на то, как этого лучше достичь без вреда другому.

Таким образом, вера православного человека слита с любовью к Богу, Которому он привык доверять, и людям, которые также почитают Бога, следовательно, стремятся к совершенствованию, исправлению своих недостатков. Вера атеиста слита с идеалом любви к конкретным объектам, которые могут терять свою красоту, свой авторитет, поэтому при столкновении с трудностями вера начинает колебаться. Недаром в школе вы не услышите слов о любви к соседу за партой или к учителю. Вам, может быть, скажут общие слова – уважайте друг друга, а любите себя, родных и страну. Но как уважать того, кого сейчас отругали за невыученный урок, кто задирается на перемене? Этого сделать действительно невозможно, если иметь обобщенное понятие об идеале любви. «Я же не могу любить зло!» - скажет школьник. И он прав. Ошибка нашего воспитания часто заключается в том, что мы спешим дать общие понятия, а снизойти на уровень детского восприятия нам оказывается недоступно. Конечно, не всегда. Есть прекрасные педагоги, учителя. Но делают они это интуитивно, из любви к детям, желания им помочь и через эту любовь у учеников укрепляется вера. Вера в то, что даже если у него ничего не получится, он останется кому-то нужным и постарается к следующему разу стать лучше. Об этом как раз и говорит православие.

Вера и надежда будут пусты без своего посредника – любви. Нам всегда нужен образец для подражания. И вот удивительная вещь! Ребенок склонен подражать многим сверстникам в силу возраста, но человеческие отношения доступны для подражания с пеленок. Никогда не следует говорить, что у нас с детьми разный возраст, разные интересы. Ребенок не глуп, чтобы понять одну важную вещь – человеком можно назвать того, кто живет по-человечески. Слава Богу, первые годы учебы особенно ярко сопровождаются чистой, детской верой. Потом же пойдут «будни», когда станут разворачиваться задатки, всплывут наружу явные и неявные грехи и таким нужно будет показать себя всему миру. Но все это – опять в стремлении быть взрослым, таким или не таким как его родители.

Однако не стоит забывать и о другой крайности. Почему в настоящее время все большее количество учеников приходит в школу с неутвержденной самооценкой и в тоже время повышенной потребностью диктовать свою волю взрослому, не учитывая его опыт, знания? Связь в действительности прямая. Чем больше ребенок зависит от мнения окружающих, в среде которых он общается, тем меньше он становится способным противостоять негативным установкам «своей» группы, соотнести свои нравственные позиции с чужими и сделать адекватный выбор. В результате, мнение взрослого, не попавшего в близкий круг общения с ребенком, начинает восприниматься на другом уровне - обывательском.

Введение элементов православной культуры в школе может помочь ребенку найти выход из данной проблемы, поскольку вера устанавливает не косвенную, а прямую связь с Богом, а для маловерующего человека скажем – связь с хорошими людьми, помогающими усвоить нравственные эталоны - , и помогает осуществить нравственный выбор.
С чего же должно начинаться межличностное отношение, чтобы оно переросло в продуктивное взаимодействие? Конечно, с отношения между личностями. Учитель должен помочь увидеть в сверстнике, в любом человеке личность, не меняющую своих нравственных устоев ни в каких жизненных ситуациях. Об этом нужно специально говорить, особенно при анализе художественных произведений, в которых наиболее образно и эмоционально переданы отношения между людьми, их характер, поступки. И здесь важно никого не осудить, а наоборот, понять причину тех или иных поступков, затем предложить свой выход из сложившейся ситуации. Ведь если идти по пути осуждения, предлагаемого авторами многих методик, то мы будем идти по пути разрушения идеала любви. Ребенок зачастую не понимает, что он осуждает не поступок, а человека. Соответственно, не остается веры в лучшее, веры в человека, который еще может исправиться. Не обращение к личности, а обращение к вечным понятиям добра и зла должно стать судьей не только героям рассказов, но и авторам произведений и всем нам. Цель же одна – найти способ разрешения конфликта, который можно потом использовать в своей жизни.

Еще одно важное условие установления положительных взаимоотношений между взрослым и ребенком: ни учитель, ни родитель не должны стесняться признавать свои ошибок, если они доступны наблюдению ребенка. Лишь, когда взрослый сможет сказать, что он был в чем-то не прав, ребенок также сможет ответить – «Я тоже». Как долго в педагогике пропагандировался взгляд на то, что нужно сделать все, чтобы ученик видел во взрослом только идеал для подражания, поэтому нужно было скрывать то, в чем была необходимость разобраться. Разумеется, чтобы не потерять доверительные отношения с учениками.

Некоторые учителя и сейчас пытаются скрывать, прежде всего, от самих себя, не только свои недостатки в работе, теряю этим педагогическую рефлексию, но и негативные поступки учеников. Они говорят, что ничего плохого не может случиться в их классе. Но разве дети их собственность, чтобы отвечать за них, как за себя? И у Христа был один нерадивый ученик. Разве от него отрицался Христос, зная о его предательстве еще за много лет до этого? Разве Он говорил: среди Моих учеников не может быть предателя? Как же мы допускаем эти высказывания, пытаясь ограничить свое понимание проблемы? Если учитель способен сказать такие слова, значит о классе можно с уверенностью сказать: часть учеников будет интуитивно отвергать мнение учителя, а часть захочет показать себя также только с хорошей стороны. В результате, при неудачном выполнении задания, ученик постесняется позвать учителя, чтобы получить помощь, или не подымет руку, боясь подпортить свою оценку. Вдруг, он скажет что-то неправильно? В современной ситуации необходимо стимулировать школьников к общению с педагогом. Ребенок должен понять, что существуют ответы, за которые не ставится оценка, и сами отметки не могут выступать ориентиром для нравственного выбора.
Итак, с чего начинается школа? С веры в будущее, с надежды на хорошее и с любви к окружающим людям, со всеми своими индивидуальными особенностям. Мать любит сына-злодея, потому что знает его способность к добрым делам. Не любя зло, она верит в то, что он сохранит в себе человеческий образ или, скажем с православной точки зрения, - образ Божий. Если же не искать в человеке положительные черты, то невозможно будет найти путь к исправлению каких-либо недостатков. Этот поиск и должен лечь в основу анализа художественных произведений. Тогда появится еще одна важная воспитательная задача - воспитание активной личности школьника, который в будущем постарается осуществлять дела милосердия и любви в нашем страшном, порой пугающем своим злом, мире. Знать как вести себя среди беззакония, отстоять свое правдивое мнение – это подвиг. Нужно поддерживать в детях желание говорить и не бояться стоять за правду, впрочем, не считая себя американским спасителем мира, всесильным лишь в своей фантазии, а, умея кооперировать свои действия и обращаться за помощью.

К.п.н. Микляева Ю.В.