Проблемы патриотического воспитания в условиях семейного воспитания детей дошкольного возраста

к.п.н. Микляева Ю.В.

При воспитании и обучении ребенка в дошкольный период решаются задачи формирования нравственного поведения путем упражнения в нравственных поступках. В результате происходит развитие и осознание ребенком таких нравственных качеств, как доброта, правдивость, дисциплинированность и др. При этом надо учитывать, что культура, высокая нравственность в отношениях между членами семьи, их положительный пример способствует овладению ребенком нормами и правилами нравственного поведения.

Чтобы повысить уровень нравственности не только в обществе, но и в семье современная педагогика предлагает осуществлять патриотическое воспитание дошкольников с целью социально-нравственного развития личности человека. Безусловно, и нравственное, и патриотическое воспитание шире по своему содержанию, но в настоящий момент наиболее актуальным является  установление тесной взаимосвязи между этими направлениями работы в дошкольном учреждении и семье.

Опрос родителей, проведенный в рамках мониторинга по патриотическому воспитанию под руководством сотрудников кафедры педагогики и методики дошкольного образования МГПИ в апреле 2006 г. в семи дошкольных учреждениях госквы, показал, что 85% родителей считают актуальным поднятие проблемы патриотического воспитания в нашей стране. В основном, подчеркиваются такие проблемы, как незнание традиций, агрессивность детей, «незнание своих корней», неуважение к другим национальностям, «дедовщина в армии», «утечка мозгов». С другой стороны, среди мотивировок указываются следующие причины: собственная любовь к Родине, влияние на воспитание положительных качеств в ребенке, помощь в формировании мировоззрения, развитие чувства ответственности за свою жизнь и близких, любви, «гордости к своим родным», воспитание «гражданина», здорового общества, гармоничное развитие личности, духовно-нравственное развитие личности, возможность получения знаний об особенностях своей страны.

7% родителей считают, что патриотическому воспитанию относятся настороженно. Они объясняют это тем, что не видят никаких проблем, что  ребенок слишком мал для восприятия такой серьезной информации, или же высказываются о том, что «патриотическим воспитанием нужно заниматься только в семье». Остальные родители вовсе отказались от ответа.

Анализ анкет показал, что среди респондентов преобладают люди, которые положительно относятся к проблеме патриотического воспитания детей в семье. Специфики, связанной с осознанием себя как представителя той или иной нации или вероисповедания, не выявлено: респонденты разных национальностей и вероисповеданий одинаково хорошо относятся к необходимости поисков решения проблемы патриотического воспитания. При этом большинство из них имеют полные семьи, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. Матери, в основном участвующие в анкетировании, имеют высшее и среднее специальное образование, работают или являются домохозяйками.

Анализ общих представлений родителей о патриотическом воспитании выявил следующее. 87 % опрошенных считают, что патриотическое воспитание нужно начинать со знакомства ребенка с историей своего рода и семьи: они рассказывают детям о своих предках, показывают фотографии. Особенно ярко данный интерес проявляется в семьях, где отец или дед принадлежат другой национальности (осетины, армяне и т.д.). Родители указывают, что их детям особо важно знать свои корни, потому что ими и их культурой дорожат родственники: «Это важно для моего мужа». Причем также большое внимание они  уделяют воспитанию культурного человека, знающего традиции страны, в которой он живет: «Нужно, чтобы был культурным и знал культуру страны, в которой живет».

Реакции ребенка на воспитательные воздействия имеют для родителей особое значение. Если ему интересно, значит это важная для него информация, однако представить эту информацию в интересной для ребенка форме умеют немногие. Поэтому если родители замечают отсутствие интереса у ребенка к рассказам, былинам, истории рода, то они, как правило, считают, что не стоит обращать внимания дошкольников ни на национальную принадлежность (46%) , ни на «родословную» (13%).

Анализ установок родителей показывает, что внимание взрослых к проблеме национальной идентификации своих детей не оказывает негативного влияния на формирование их отношения к представителям других наций. Наоборот, многие считают, что воспитывать нужно так, чтобы избежать в будущем национализма, а историю своего рода не связывают с историей своего народа, нации (31%).

Самым оптимальным вариантом, по их мнению, является формирование нравственных установок по отношению к людям всех национальностей, не теряя при этом своего национального облика: «Людей других национальностей не стоит сравнивать с собой, т.к. они такие же. Ребенок просто должен иметь представление о своей национальности и о национальности вообще», «Можно всего лишь сказать, что он русский и со временем ребенок поймет, что быть русским – это хорошо», «Против других наций не должно быть ничего плохого».

Крайностью некоторых родителей являются приспособленческие реакции, типа «Не надо акцентировать ребенка на национальной принадлежности, т.к. это может вызвать неприязнь к другим национальностям», «Не надо обращать внимание на то, что ты русский. Нет плохой национальности, а есть плохие люди. Все мы одинаковые люди».

Еще одной тревогой, особенно среди молодежи, является столкновение позиций мужа и жены не на национальной почве, а из-за несогласия в религиозных позициях: «Ребенок должен знать, к какой вере он принадлежит, а вот верить ли в нее в будущем или перейти к другой вере – это его личное дело». Интересно, что зачастую они сами не знают, к какой вере принадлежат, потому что «мать – христианка, отец – мусульманин, и мне дали право выбора веры», которое почему-то пока не дало возможности самоопределиться.  Причем в некоторых случаях мы наблюдали прямую ассоциацию национальности с верой: «У каждой национальности – своя религиозная принадлежность, своя культура, история и подвиги, которыми можно гордиться», «Ребенок должен знать, к какому народу принадлежит и что исповедует». Такая позиция часто сочетается с установкой на то, что решать проблемы патриотического воспитания надо только в своей семье, а не в государственном учреждении.

 Таким образом, можно отметить, что представления о патриотическом воспитании часто являются неполными. Есть родители, которые считают, что другая национальность – это что-то иностранное, не дифференцируя разные национальности. Для них на своей, родной территории «национальность не главное, важно показать ребенку его отличие от иностранцев». При анализе последующих данных анкет также видно незнание или непонимание значения некоторых терминов: «Что такое всечеловечность?», «Не понимаю, что означает «духовное служение», «идея народности».

Пониженный интерес к патриотическому воспитанию самих взрослых напрямую отражается на их воспитательных установках: «Скажу, если спросит», «Для меня это не самое главное в жизни, поэтому достаточно сказать, к какой нации принадлежит ребенок и не вдаваться в подробности».

Выяснив отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и необходимости осуществлять его в дошкольных учреждениях, в анкеты был включен ряд вопросов, направленных на выявление патриотического воспитания в семье. Более подробная информация о существующих установках на патриотическое воспитание, реализуемое в семье, будет издана в методическом пособии.

 

Рекомендуемая литература по проблемам патриотического воспитания

Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников - М.: ЦГЛ, 2004.

Государственная программа: Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы (утв. Правительством РФ от 11.07.2005г. № 422)  – М., 2005.

Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России – М.: АРКТИ, 2003.

Жариков, А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1980.

Задорожная М. Я. Народные и православно-христианские праз­дники. — М., 1991.

Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях – Челябинск: ЧГПЦ, 1997.

Как  научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей /авторы – составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербаков. – М.: АРКТИ, 2003.

Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: практ. пособие для раб. дош.обч. – М.: АРКТИ, 2004.

Кондрыкинская, Л.А. Патриотическое воспитание дошкольников  – М.: МИПКРО, 1996.

Маханева, М.Д., Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа, учеб.метод. пособие. – СПб: Детство – Пресс, 1998.

М.Ю. Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе. – М.: Дрофа, 2010.

М.Ю.Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» - М., Изд. «Линка-Пресс», 2003.

М.Ю.Новицкая  «Введение в народоведение. Родная земля: 4 класс: Учебник: В 2 частях» - М., Изд. «Дрофа», 2003.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо – туристической деятельности / под ред.А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.

Т. И. Петракова Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография. Институт общего образования МО России // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oimru

Пименова, Л.В. Патриотическое воспитание / Л.Пименова // Дошкольное воспитание. – 2005 - № 1 – С.5 – 9.

Рыбалова, И.П. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И.Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003 - № 6 – С.45 – 55.

Проблемы воспитания патриотизма [Текст] / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. - Вологда : ВИРО, 2004. - 98, [1] с. : табл. - Библиогр. в конце ст. - 58.00 р.

Содержание:
Лушников, И. Д. Патриотизм как педагогическая проблема в современной России / И.Д. Лушников. - С .5-13
Бороздина, О. С. Образовательная среда как фактор приобщения детей к отечественной культурной традиции / О.С. Бороздина. - С .21-27
Павлова, Г. Н. Гуманитарная школа русской духовности и культуры / Г.Н. Павлова. - С .33-36
Ногтева, Е. Ю. Гармония человека и природы в аспекте духовного и патриотического воспитания / Е.Ю. Ногтева. - С .37-43
Колесниченко, Т. С. Отечество в истории педагогической мысли России Х1Х века / Т.С. Колесниченко. - С .54-60
Кокарева, З. А. Патриотизм как ценностная ориентация учителя / З.А. Кокарева. - С .61-64
Валеев, Р. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России / Р. Валеев, А.А. Зайцева, В.Ф. Зайцева. - С .69-79
Косарева, С. И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду N 5 г. Харовска / С.И. Косарева. - С .80-83
Смирнова, Л. Р. О воспитании чувства патриотизма у дошкольников / Л.Р. Смирнова. - С .84-89
Захарченко, Л. П. Опыт духовно-патриотического воспитания в сельской малокомплектной школе / Л.П. Захарченко. - С .94-99

С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л.А.Кондрыкинской – М.: ТЦ Сфера, 2003.

Солдатенков, А.Д. Патриотизм – основа духовно – нравственного воспитания  – М.: МГОПУ, 1998.

Медиа-источники:

 http://www.moseducation.narod.ru/

http://www.oim.ru