Познание основ православной веры

Вторник, 23.04.2024, 12:56

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Плач о грехах - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Добродетели » Самоукорение » Плач о грехах
Плач о грехах
TimonaДата: Воскресенье, 28.11.2010, 17:34 | Сообщение # 1
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Коржевский В. Н. :
"Св. Иоанн Златоуст предлагает плач как один из путей спасения. "Ты согрешил - плач изгладит грех. Какой это труд? Ничего больше не требуется от тебя. Плачь о грехе. Не приказываю тебе ни рассекать море, ни выходить к пристани, ни путешествовать, ни отправляться в дальний путь, ни тратить деньги, ни вверяться бурным волнам. Но что? Поплачь о грехе". Нил Сорский тоже предлагает слезы и плач как путь спасения. Но раз у нас не получается плакать, давайте пока заменим плач на рассуждение о плаче, заимствуя сведения об этом из Священного Писания и святоотеческого наследия.

В 21 главе третьей книги Царств рассказывается об Ахаве, царе Иудейском, который однажды позарился на чужой виноградник. Когда он потребовал у владельца Навуфея подарить ему свой виноградник, то владелец ему отказал, сказав, что "невозможно ему отдать то, что является наследием отцов". Царь пришел домой опечаленный, лег, отвратился к стене и не хотел ни есть, ни пить. Тогда подошла к нему жена, спросила, почему он такой грустный, и, узнав причину, посоветовала ему не грустить и сама устроила то, что Навуфея иудеи побили камнями. Там поставили двух ложных свидетелей, которые обвинили его в хуле на Бога и на храм. Когда Ахав узнал о смерти Навуфея, он опечалился, но все-таки пошел в виноградник, чтобы им завладеть. Тогда Господь послал Илью пророка, чтобы обличить его. Когда Илья объявил ему, что Господь накажет его, то Ахав воскликнул: "Нашел ты меня, враг мой!", то есть он осознал, что согрешил и признал свою вину. Когда же Илья пригрозил ему, что за то, что он убил да еще вступил в наследство, псы полижут кр

овь его, то Ахав начал плакать о грехах своих. Илья предсказал ему смерть, если тот не покается, такую же, какой умер Навуфей. После этого Ахав начал плакать, сокрушаясь, и Господь отменил приговор, оставив его в живых. Апостол Петр, отрекшийся от Христа, так же плачем вернул благоволение Божие. Блудница омыла ноги Христа своими слезами и тоже получила прощение грехов. Преподобный Арсений Великий всегда имел у себя на коленях платочек. Когда занимался рукоделием - плел веревки, то во время этого нехитрого занятия проливал слезы, так что платок его был мокрый от слез. Когда узнали, что он умер, ублажили его все святые отцы, сказав: "Блажен ты, авва Арсений, что в этой жизни плакал, дабы в той жизни избавиться от плача". "Ибо невозможно не плакать – или здесь произвольно, или там невольно, в муках, - говорит Пимен Великий, - не плачущий здесь будет вечно плакать".

Сисой Великий, когда умирал, печально сказал: "Не знаю, братия, положил ли я еще начало покаянию". Хотя сей великий святой всю жизнь провел в плаче и слезах, но свойство плача таково, что чем больше человек плачет, тем больше очищается и тем плач его усугубляется, не насыщая плачущего. Некто Диаскор, безмолвствуя в келье, оплакивал себя. Когда ученик его пришел к нему и застал его плачущим, то спросил:

- Отец, о чем ты плачешь?

Старец ответил:

- Плачу о грехах моих.

Ученик возразил:

- Ты не имеешь грехов.

Старец вновь ответил:

- Будь уверен, сын мой, если бы я видел все мои грехи, то мой собственный плач оказался бы недостаточным, я нуждался бы во многих помощниках, чтобы оплакать их, как должно.

Пимена Великого как-то один брат спросил, какое должно иметь иноку делание? Авва ответил:

- Авраам, когда пришел в обетованную землю, то купил себе гроб. Из гроба начал вступать во владение обетованной землей.

Брат спросил:

- Какое значение имеет гроб?

Авва ответил:

- Это место плача и рыдания.

Известно также принадлежащее ему следующее изречение: "Плач сугуб делает и хранит", то есть не только дает возможность делать другие добродетели, но и хранит эти добродетели от повреждения.

Опять спрашивает некоторый брат авву Пимена:

- Что мне делать со страстями моими, возмущающими меня?

Старец сказал ему:

- Будем все усиленно плакать перед благостью Божией, доколе она не сотворит милости с нами.

Подобный вопрос задал и другой брат и получил подобный ответ: "Желающий избавиться от живущих в нем грехов плачем избавляется от них и желающий не впадать вновь в грехи плачем избегает падения в них". Этот путь покаяния предан нам Писанием и отцами, которые сказали: "Плачьте. Другого пути, кроме плача, нет".

Отсюда становится понятным, почему иноки, услышав призыв преподобного Макария к плачу, сразу же заплакали, потому что плач выражает всю суть христианской жизни.

Однажды авва Пимен шел с аввой Амуном в окрестностях одного города. Увидев там женщину, терзающуюся горьким плачем над могилой, они остановились ее послушать. Потом, отошедши, встретили прохожего и спросили, что случилось с этой женщиной. Прохожий ответил, что у нее умерли муж, сын и брат. Тогда авва Пимен, обратясь к авве Амуну, сказал: "Говорю тебе, если человек не умертвит всех своих плотских желаний и не стяжает такого плача, то не может быть монахом". Все житие монаха – плач. В плаче сущность делания иноческой жизни. Когда инок постригается, то ему поют седален недели блудного сына. Инок, вступая в монашескую жизнь, не для чего иного посвящает себя, как для плача. Все остальные добродетели только сопутствуют, помогают ему и рождаются от него.

"Если нет плача, - говорил тот же авва, - то невозможно сохраниться от расстройства и смущения". На недоумение одного инока по этому поводу он задал вопрос:

- Когда Бог посетит нас призывом к вечности, то что нас озаботит?

Брат ответил:

- Грехи наши.

- Тогда, - сделал вывод старец, - войдем в кельи наши, уединившись в них, воспомянем грехи наши, и Господь послушает нас.

"Здесь, - поясняет св. Игнатий Брянчанинов, должно разуметь не поверхностное, холодное воспоминание о грехах и грешности своей, а воспоминание, соединенное с покаянием, то есть плач".

Все святые отцы только и делали, что плакали о грехах своих и через это приобретали сверхъестественные дары. Они не заботились, даже не думали об этих дарах. Все их делание было направлено на то, чтобы очиститься от грехов, а дары уже были следствием чистоты. Распространено мнение среди христиан, что св. отцы делали нечто особенное и за это приобрели особые способности. Но они ничего особенного не делали. Их делание было простое – это плач.

Следствием плача являются слезы. Но они бывают не всегда. Преподобный авва Дорофей спрашивал у св. Иоанна Пророка: "Как же мне сохранить плач, когда я нахожусь среди людей, служу другим, забочусь о том, чтобы дать кому из больных?" Он был начальником больницы. Преподобный ответил: "Не плач происходит от слез, а слезы от плача. Если человек, находясь среди других, отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач". И дал указания, как ему действовать в обществе человеческом. Если он будет отсекать волю перед другими и не обращать внимания на чужие грехи, то есть никого не осуждать, то он сможет постепенно приобрести плач. Ибо через это соберутся его помыслы, рождая в сердце печаль по Богу. А печаль – это и есть плач, как скорбь ума. Таким образом, он обозначил первую ступень новоначального, от которого большего и не требовалось, кроме как сокрушения о своих грехах. Сокрушение же достигается тогда, когда человек сосредотачивает все внимание на своих грехах и не отвлекается на пустые помышления.

Но сокрушение ума - это первая, низшая ступень в стяжании плача. Плач должен все-таки выражаться слезами. Это очень важно. Хотя, конечно, если нет скорби о грехах, то хотя бы человек плакал в три ручья, эти слезы никакой цены перед Богом не имеют, ибо не всякие слезы ценны. Их ценность узнается по тем побуждениям, из которых они являются. Св. Феофан Затворник в книге "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться" приводит интересный для нашей темы рассказ про Пери и ангела. Пери – это дух, который был увлечен вместе с дьяволом, а потом одумался, захотел вернуться обратно в рай. Он прилетает к дверям рая, но находит их закрытыми. Там стоит ангел и говорит:

- Есть надежда, что войдешь, но принеси достойный дар.

Полетел Пери на землю, видит войну, умирает доблестный воин и в предсмертных слезах молит Бога об Отечестве. Эту слезу подхватил Пери и принес, но двери рая не отворились. Ангел говорит ему:

- Хорош дар, но не силен отворить для тебя двери рая. [1]

Летит Пери опять на землю, видит мор – умирает красавец, его невеста ухаживает за ним с самоотвержением и… заражается сама. После чего, только успев закрыть ему глаза, она сама падает ему на грудь мертвой. Были слезы и тут. Подхватил Пери одну и несет, но двери рая за эту слезу не отворились. Ангел говорит ему:

- Хорош дар, но один не силен отворить для тебя небо. [2] Ищи дальше, есть надежда.

Пери летит опять на землю, нашел кого-то кающегося, взял его слезу и несет. И прежде чем приблизился к раю, все двери уже были отворены для него.

Вот какие слезы открывают двери рая!

Таким образом, слезы бывают разные. Св. Игнатий Брянчанинов говорит, что слезы, как и все свойства падшего естества, тоже заражены недугом. Поэтому есть слезы естественные, человеческие, а есть – греховные, бесовские. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Например, слезы во множестве с особенной легкостью проливают люди, преданные сладострастию. Есть слезы, проливаемые находящимися в самообольщении и прелести. Льются обильно слезы из тщеславия, лицемерия, притворства, человекоугодия. Наконец, изливает их и злоба, когда она лишена возможности совершить злодеяние, пролить чью-то кровь, тогда она проливает слезы от гнева. Такие слезы пролил, например, император Нерон, которого его современники считали за его зверства антихристом. К естественным слезам можно отнести слезы от огорчения, которые, впрочем, от естественной причины могут быть естественными, а от греховной – греховными; слезы, которые мы проливаем по умершим, слезы от многосочной пищи. Но бывают и очистительные слезы от страха Божия и страха смерти. Видите, сколько может быть побуждений и разных слез. И не всякая слеза может быть Богу угодна.

Как определить, угодны наши слезы Богу или нет? По плодам их узнаете их (Мф. 7;16). Если человек плачет и в то же время в себе имеет раздражение и гнев, значит, слезы эти греховные, потому что слезы по Богу, или печаль по Богу, дают успокоение, умиротворение. Правильно плачущий против другого никогда не раздражится, наоборот, эти слезы вызовут жажду бесчестия. При правильных слезах появляется неосуждение, безгневие, кротость. Одним словом, "плачущий нелицемерно угашает в себе все страсти". [3]

Но бывает, что человек не чувствует потребности в плаче. Он не видит в себе грехов и не имеет причин, чтобы плакать. Некоторые считают это хорошим признаком: совесть ни в чем не обличает, значит, я живу правильно, по Богу. На самом деле это есть самообольщение и душепагубное ослепление. "Спокойствие, - говорит св. Игнатий Брянчанинов, - которым ты уверяешься в верности твоего пути, есть не что иное, как несознание, неощущение своей греховности, происходящее от нерадивой жизни, а радость, которая по временам бывает и которую некоторые признают утешением, есть плод самомнения, довольства, тщеславия". Такое состояние мнимого спокойствия святые отцы называют состоянием нечувствия. Нечувствие есть умерщвление души человеческой. Как мертвый не чувствует ничего, ему не холодно, не жарко, так и человек, умерший душой, не чувствует своего состояния и, соответственно, не плачет. “Безболезненность сердца и мнимое спокойствие есть верный признак неправильного образа мысли, неправильного подвига, самообольщения”, - утверждает св. Игнатий Брянчанинов. Преп. Иоанн Лествичник по этому поводу даже так сказал: "Какое бы высокое жительство не проходили мы, но если не стяжали болезнующего сердца, то это жительство ложно и тщетно". Любые добродетели, которые бы человек не делал, если не сопровождаются чувством сокрушения и не вызывают плача, бесплодны и бесполезны. "Если не имеешь умиления, - сказал св. Симеон Новый Богослов, - то знай, что имеешь тщеславие. Оно-то не попускает душе прийти в умиление". Безболезненность или нечувствие происходит от невнимательной жизни, от безвременных бесед, шуток, смехословия, празднословия, многословия, от насыщения, пресыщения, от пристрастия, от усвоения тщеславных помыслов, от высокоумия и гордости. Вот причины, которые не дают развиваться плачу. А если не будет слез, то не будет никакой пользы, даже если человек уйдет от мира сего и будет жить один в пещере. [4]

У преп. Исаака Сирского спросили, в чем заключаются достоверные приметы, по которым при посредстве ощущения подвижник может понять, что он начал зреть в себе, в душе своей сокровенный плод. Он ответил: “Когда он сподобится благодати многих слез, проливаемых без понуждения. Слезы положены для ума как некий предел между телесным и духовным, между состоянием страстным и чистым. Доколе не примет кто этого дарования, дотоле дела подвига его находятся еще во внешнем человеке, и он еще нисколько не ощутил таинственного действия духовного человека”. То есть он еще человек плотской, не живущий духовной жизнью, если у него еще нет умиления и покаяния. Насколько человек удаляется от Бога и приближается умом к миру вещественному, настолько у него умаляются эти слезы. Отсутствие слез – признак того, что человек живет по страстям, по грехам. Это состояние нечувствия для невидимого нашего врага является очень важным. Он, когда человек пребывает в этом состоянии, не искушает его, вообще не трогает, оставляет в этом состоянии, потому что такое состояние одно способно человека погубить. Почему? "Потому что, - объясняет св. Игнатий Брянчанинов, - самомнение и самодовольство, которым обыкновенно сопутствуется нечувствие, самообольщение, гордость достаточны для отъятия всех духовных плодов, для погибели. Нечувствие тем страшно, что обладаемые им не понимают своего бедственного состояния. Он обольщен, ослеплен самомнением и самодовольством". Это основной характерный признак последнего времени – ты нищ, слеп, наг и не чувствуешь этого, а думаешь, что богат, зряч и прочее. Современное состояние христиан как раз определяется тем, что они не чувствуют своего бедственного состояния, пребывают в нечувствии. А одна из причин этого состояния – самодовольство, довольство своим душевным состоянием.

Добавлено (28.11.2010, 17:34)
---------------------------------------------
Плач – это дар Божий, но так просто он не дается, нужны какие-то дела, способствующие этому, чтобы Господь, видя желание человека приобрести сокрушение, дал ему желаемое. Каждый должен сам определить, от чего у него рождаются слезы. Преподобному Кириллу Белозерскому, например, слезы приходили во время занятий на монастырской кухне. Когда он занимался варкой, смотрел на вещественный огонь, то представлял огонь геенский и проливал слезы. Потом его перевели на другое послушание, где он потерял слезы, и он просился, чтобы его перевели обратно. Святые отцы повелевают пребывать именно в том делании, которое рождает слезы и называют слезы учителем: "приобрети их, и они научат тебя всему". Все, от чего возникают слезы, что сопутствует им, полезно для души, необходимо для спасения. Преподобный Феодор Енатский сказывал, что он знал инока, безмолвствовавшего в келье, имевшего рукоделием плетение веревок. Когда этот инок сидел и плел веревку, занимаясь умной молитвой, то ему приходили слезы. Но когда он вставал для молитвословия, то слезы прекращались. Он садился, вновь принимался за веревку, сосредотачивал в себе мысли, и слезы опять приходили. Равным образом, когда он читал, приходили слезы. Но когда он вставал на молитву, слезы опять прекращались. Только принимался за книгу, слезы опять возвращались. Слезы сами учат, что человеку нужно. Потом он в основном занимался тем, что вызывало слезы.

Почему? Потому что слезы очищают. Слеза, отмечают св. отцы, хотя по природе своей вещественная, но омывает невещественную душу . [5] Мало того, "слеза, истекающая сверху, омывает тело от нечистот его, - говорит преп. Иоанн Лествичник. - И мы не будем обвинены при исходе души нашей из тела, что мы не были чудотворцами или богословами и не имели духовных видений, откровений, но непременно воздадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно". Желающие стяжать добродетели должны прежде всех добродетелей взыскивать умиление. "Оскверненная риза, - говорит св. Симеон Новый Богослов, - не может быть вымыта без воды и без слез невозможно душе омыться и очиститься от скверн и нечистот. Кто ищет этого дара, тот находит его. Правильнее же, он приходит и находит взыскавшего его с болезнью. Если он имеет сердце более жесткое, чем мед, чем железо, чем камень, соделает его своим приходом мягче всякого воска, если придут слезы". Невозможно найти человека, который без покаянного плача достиг бы святости. "А говорящие, что невозможно проливать слез и плакать каждую ночь, каждый день свидетельствует себе, что они чужды всякой добродетели". [6] Если святые отцы произнесли такое определение, то из сего явствует, что неплачущий ежедневно ни страстей не отсекает, ни добродетели не совершает. Как садовник, возделав весь сад, насадит в нем все возможное, но не будет поливать посаженного, то, конечно, ничего не вырастет. Также и человек, если исполнит все подвиги, и телесные, и душевные, но не растворит это все слезами, то никакого плода не будет. Таково отношение плача к прочим добродетелям.

Итак, мы определили, что из покаяния рождается плач, а из плача – слезы. Эти три делания взаимосвязаны между собой и одно без другого быть не может. Почему важно идти путем плача? Потому что покаянный плач есть путь не прелестный. Человек, постоянно плачущий, может не бояться, что уклонится в прелесть. Потому что, как может враг обольстить того, кто непрестанно о себе плачет? Григорий Синаит говорил: "Когда дьявол увидит кого-либо живущего плачевно, не пребывает в нем, отвращается смирения, производимого плачем". Конечно же, враг искушает человека, проходящего этот подвиг, но удобно отсекается. Величайший успех инока, христианина – увидеть и признать в себе грешника. И показывать это следует не словами, а делами. А то, как-то видели брата, ходящего по кельям и говорящего о себе, как о самом грешном. Авва смотрел, смотрел на него, а потом шутливо заметил: "Брат, ты не настолько велик, чтобы так себя умалять". Человек должен не через слова показывать свою греховность, а через деятельность. Если признает себя грешником, то он проливает слезы. Когда же человек приобретает духовное состояние, родившееся из плача, то он может произносить такие изречения, которые для простого человека кажутся неудобопонятными, даже соблазнительными. Именно из такого состояния преподобный Пимен произнес: "Братья, поверьте, куда будет ввержен сатана, туда буду ввергнут и я".

Есть условия, при которых плач может появиться, сохраниться и процвести. Это удаление от мира помыслов и оставление забот, воздержание в пище, питие и сне, воздержание языка и отсечение воли, память смерти и загробной участи, а так же слушание или чтение соответствующих размышлений. В отношении последнего самыми пригодными, на наш взгляд, являются творения св. Ефрема Сирина. Его называют самым плачевным отцом. Св. Феофан Затворник утверждает, что с ним и самый неплаксивый заплачет. А св. Григорий Нисский сказал где-то, что для Ефрема плакать было все равно, что для нас дышать. Поэтому он признается по преимуществу отцом плача и молитвенником.

О Ефреме Сирине сохранилось мало сведений. Жил он в четвертом столетии. Предки его были, как он сам говорит, нищие, род не знатен, но вознаграждался христианскими добродетелями. Жили богоугодно. Были различные видения в детстве о нем, что он станет таким мужем, который будет писать книги и проповедовать христианское учение, так что напоит весь мир своим учением. Действительно, Ефрем Сирин в Церкви пользовался большим уважением. После смерти его творения читали после Священного Писания, настолько он почитался. Как свидетельствует св. Григорий Нисский, "прославлять не надо того, кто на устах у всех христиан, Ефрема, которого учение и жизнь сияют во всем мире, ибо он известен почти всей подсолнечной. Разве только те, кто не знает великое светило Василия Великого, не могут знать и Ефрема Сирина". Он проводил жизнь в основном в пустыне, отшельническую. У него есть ряд писаний: назидательного, экзегетического и полемического характера. Нам больше нужны его духовно-нравственные писания.

Назидательность его писаний происходит от содержащегося в них духа сокрушения. Характер его писаний особенно ярко выражен в его завещании, в котором он завещал не погребать его согласно обычаю. "Кто положит меня под жертвенником (в храме), тот да не узрит Божия жертвенника. Кто понесет на руках своих, того руки покроются проказой, как у Гиизия... Несите как можно скорей и предайте погребению как презренного... Если бы кто описал вам мои дела, то всякий из вас оплевал бы мое лице. Все бы убежали от Ефремова стыда. Какой нет во мне нечистоты, какого не лежит на мне греха! Все непотребное, все беззаконное, скверное есть во мне. Лучше пролейте, братие, слезы о мне, о всех подобных грехах. В бесспорной суете провел я дни свои". И это говорит человек, о котором известно, что он молился: "Ослаби, Боже, волны благодати Твоея". Настолько Господь обильно давал ему благодать, что он даже сам не выдерживал, прося сократить обилие посылаемой благодати. И этот самый человек постоянно плачет.

В его духовно-нравственных творениях присутствует этот дух постоянного сокрушения о своих грехах. Как только он себя не называл. Когда он хотел расположить кого-то к смиренному сознанию своих грехов, он всегда ставил на вид собственное недостоинство. Нередко он так начинал говорить: "Будьте по сердоболию своему сострадательны ко мне, братие. Избранники Божии, склонитесь на воззвание человека, который обещался Богу благоугождать и солгал сотворившему его. Склонитесь, чтобы ради ваших молитв избавиться мне от нападающих грехов. С детства я соделался сосудом непотребным и нечистым. Подлинно у меня только образ благочестия, а не сила его". Он умоляет свою душу плакать: "Сокрушайся, душа моя, сокрушайся о всех благах, которые получила ты от Бога и которых не соблюла. Сокрушайся о всех злых делах, которые совершила ты". Его творения производят впечатление тихой глубокой печали. "Начало плача, - говорит св. Ефрем, - это познание самого себя". А один старец с юмором заметил: "быть грустным – это значит все время думать о себе". То есть постоянно созерцать свои немощи, от чего и рождаются слезы.

Но бывает, что слезы появляются и по другим случаям. Например, от досады, или обиды, или от тщеславия. Такие слезы святые отцы советуют "перекладывать". Слезы появились – надо сразу думать о Страшном суде, о смерти. Тогда слезы становятся богоугодными. Это называется переложением слез. Можно так действовать. Хотя это не просто. Обычно при попытке переложения слезы заканчиваются. И даже плаксивый человек, пускающий слезы по любому поводу, когда нужно переложить на богоугодные слезы, не может и полслезинки выдавить. Наступает сухость. Об этом писал св. Игнатий Брянчанинов: "Чудное дело. Те, которые по естественной наклонности проливали потоки безтрудных, бессмысленных, бесплодных слез, также те, которые проливали их по греховным побуждениям, когда захотят плакать богоугодно, внезапно видят в себе сухость, не могут добыть из глаз ни одной слезной капли. Из этого мы научаемся, что слезы из страха Божия суть дар Божий".

Добавлено (28.11.2010, 17:34)
---------------------------------------------
Приведем еще одну характеристику слез, которую дает св. Феофан Затворник. "Есть слезы, - говорит он, - от слабости сердца, от большой мягкости характера, болезни и насильно раздражают себя иные на плач. Есть слезы от благодати. Цена слез не водой, бегущей из глаз, определяется, а тем, что бывает на душе при них и после них. Не имея благодати слез, не берусь рассуждать о них, догадываюсь только, что благодатные слезы состоят в связи с многими изменениями в сердце. Думается мне, что слезы сии должны приходить уже под конец трудов, не внешних, а трудов над очищением сердца – последнее омытие или споласкивание души. Есть еще, говорят, какой-то плач без слез, но также ценный и сильный, как и слезы. Последний лучше даже, чем другие, кои могут видеть”. Св. Феофан говорит здесь о себе смиренно, что не имеет дара слез. Но это-то и есть признак того, что он этот дар имел. Человек, имеющий дар слез, будет его скрывать, никогда не скажет и не будет считать, что он имеет этот дар. Кто приобретет плач, тому нужно тщательно его хранить, потому что это сокровище, которое надо держать за семью замками, иначе украдут воры, разбойники. Плач должен быть сокрытым, не надо его показывать и на людях надо плакать внутри, а если нет вокруг никого, тогда можно предаться и плачу наружному. Но здесь не должно быть крайностей, ибо крайности – вещь бесовская.

У архимандрита Лазаря в книге "О тайных недугах души" приводится вид такой крайности. Описывается недавний случай об одном иноке, который пришел в монастырь и стал учить всех иноков покаянию, на основе учения святых отцов, особенно учения святителя Игнатия Брянчанинова. Говорил, что слезы - самое важное для нас делание и что без слез и плача человек не спасется. Говорил он верно, правильно. Братия слушала его, соглашалась с ним, но как-то ему не доверяла. В нем была какая-то горячность, не было тихости, спокойствия, которые есть у правильно плачущего. "Слеза правильная - тихая, - говорил всегда тот же св. Игнатий Брянчанинов, - она изменит душу, не изменит лица, от нее не покраснеют глаза. Кроткое спокойствие - выражение лица". У него такого не было, а было какое-то разгорячение. И вот он стал предлагать способ покаянного плача, но при этом выяснилось, что нужно выйти из монастыря подальше, чтобы не смутить других иноков. Монахов это насторожило, они его оставили, отказались знакомиться с этим способом и начали заниматься своим делом, а инок пошел куда-то погулять за монастырь. Прошло некоторое время. Вдруг горы окрест монастыря огласились каким-то странным воем, холодящим кровь, завываниями и стонами. Эти звуки эхом носились по ущелью от скалы к скале. Братия побросали дела, в недоумении сбежались, прислушались. Не сразу поняли. Оказалось, что это инок плачет. Один старец, живший в горах, научил его таким образом предаваться плачу. Такое занятие можно назвать скорее истеричным, чем благодатным. Хотя есть учение у св. Игнатия Брянчанинова, что если человек имеет крепкое телосложение, должен предаваться такому плачу: "Инокам крепкого телосложения, возможно, полезно более усиленное понуждение к плачу и слезам. Для них нужно, особенно в начале подвига, слова молитвы произносить плачевным гласом, чтобы душа, уснувшая сном смертным от упоения греховного возбудилась на глас плача, сама ощутила чувство плача". То есть гласный плач тоже нужен. Так плакал могучий Давид. Для гласного плача необходимо уединение, по крайней мере, келейное. Это делание не имеет места посреди братии. В жизнеописаниях святых встречаются случаи занятий гласным плачем, невольно раздававшимся иногда за стены кельи. Преп. Иоанн Лествичник удалялся в пещеру, чтобы не слышали, как он плачет. Там предавался громкому плачу так, что "эти болезненные взывания были подобны тем, которые обыкновенно испускают пронзаемые мечами или лишаемые очей". Но для такого занятия требуется смиренномудрие. Это главное условие, чтобы заниматься таким плачем, иначе он перерастет в нервное, кровяное, истеричное делание. Одна крайность – совсем не плакать, другая – таким образом плакать.

Как узнать – богоугодны слезы или нет? Слезы богоугодные имеют особое действие и особые качества. Они доставляют утешение, блаженство, радость, правда, это уже на высшей степени покаяния, когда отнимается грех, ибо тогда слезы уже становятся ненужными. У Адама прежде преступления слез не было. И у людей после воскресения в будущем веке слез не будет. Это делание только на земле, в наше время странствия. Потом они не нужны будут. Разве что в аду. Но и там, наверное, слез не будет, а одна скорбь безотрадная. Ведь слезы доставляют некое утешение, радость. У преп. Иоанна Лествичника есть даже такое выражение как "духовный смех", который следует за плачем. Почему он взял такое выражение? Потому что это состояние необъяснимое. Пока человек не дойдет до этого, он не может понять, что это такое. Но это факт, что человек ощущает радость, причем такую, что не хочет больше ничего видеть или слышать, ему ничего не нужно в этом мире, ничего его не привлекает, ему хочется только поплакать. Но чтобы получить плод плача, важно в делании плача – постоянство. Не так, что сегодня весь день плакал, рыдал, а завтра пошел на дискотеку. Еще премудрый Сирах говорил: “Когда кто омывается от осквернения мертвым и опять прикасается к нему, какая польза от его омовения? Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он от того, что смирялся” (Сирах. 34;25-26)? В чем смысл изречения? Раньше в Ветхом Завете запрещалось прикасаться к мертвецу. Кто прикасался, становился нечистым и вынужден был проходить ряд всяких предписаний, чтобы омыться от этой нечистоты. Поэтому второй раз прикасаться, после выполнения всех достаточно сложных предписаний, считалось неразумным. Преп. Иоанн Лествичник о том же сказал иначе: "Как раки удобно ловятся, потому что ползают то вперед, то назад, так и душа, которая иногда плачет, иногда смеется, иногда наслаждается, никогда не может получить пользу".

Итак, плачьте, говорят отцы, ибо лучшего пути не найти. Плачем удобнее всего достичь конца покаянного пути. Но это вовсе не означает, что, кроме плача, нет вообще больше путей ко спасению. В следующей беседе мы поговорим о самом кратком и "простом" пути спасения.

примечания 1. Св. Феофан Затворник комментирует, что гражданские добродетели хороши, но они одни в рай не ведут. 2. И семейные добродетели сами по себе тоже в рай не приводят. 3. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. 4. Св. Исаак Сирский. Слова Подвижнические. 5. Св. Симеон Новый Богослов. 6. Св. Симеон Новый Богослов.

 
LukaДата: Четверг, 03.03.2011, 17:19 | Сообщение # 2
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
Свт.Димитрий Ростовский:
"О том, что во юдоли сей плачевной всегда
нужно каяться и плакать
о грехах своих

1. Кайся, человече, в своих согрешениях всякий день и плачь о них день и ночь. Кайся, не опуская без внимания и малейшего согре­шения, ибо если не будешь обращать внима­ния на малые грехи, то вознерадишь потом и о великих. Кайся в самых малейших и, по-ви­димому, ничтожных согрешениях, ибо если разоришь только одну малую заповедь, то трудно будет тебе удерживаться от разорения других — великих, как некто сказал об этом: «Не говори: это ничего, и то ничего; но бере­гись даже праздного слова, даже самого тон­кого помысла дурного, ибо и о слове празд­ном имеешь дать ответ, в день судный, как сказал Сам Господь. Кайся всякий день и во всякое время, потому что, непрестанно согре­шаешь пред Богом, — всякий день тьмами тем беззаконнуешь пред Ним. Во всю жизнь свою кайся, плачь и рыдай. Ибо ничего в веке сем не найдешь достойного радости и веселия, — ничего не найдешь достойного благомыслия и благоденствия, кроме плача и рыдания: самое твое рождение в мире плачевно, и жизнь твоя проходит в воздыханиях, а конец твоей жиз­ни — смерть, скорбь и горесть души».

2. Мир сей с его обычаями есть не что иное, как юдоль греховная и дебрь плачевная. Нет в нем ничего хорошего, ничего достох­вального, ничего радостного — везде царст­вует грех и преступление, скорбь и печаль, плачь и воздыхание: всяка глава в болезни и всякое сердце в печали, — от ног даже до главы несть в нас целости, несть пластыря, ни при­ложения, ниже елея, говорит пророк (Ис.1). Потому «лей ручьем слезы день и ночь, не дай себе покоя, не спускай зениц очей твоих», говорит пророк (Иер.2:18).

3. Итак, плачь, даже рыдай, ибо, кроме плача, ничего в мире не имеешь известней­шее, ничего, кроме рыдания, не найдешь бо­лее благопотребного. Не достойна ли плача жизнь твоя? Не достойно ли рыдания твое пребывание в мире? Ибо всякий день ты без­законнуешь: везде сети, везде тенета — и кто из нас не причастен греху? Кто не повинен? Кто чист пред Богом, если и один день будет жизни его? Не все ли мы очернились? Как пекло сделались — подобны агарянам? Не ис­полнены ли мы всякой скверны и лукавства? Грехов множество, плоть немощна, страсти бесчисленны, ратоборцы сильны, смерть без­вестна, пред очами — гроб, по смерти — суд, по суду — неизвестная участь!

4. Все святые во всю жизнь свою плакали и рыдали: быша им слезы — хлеб день и ночь, и питие свое плачем растворяху, как говорит пророк (Пс.41:101). Плакали пророки, пла­кали апостолы, плакали святители, мучени­ки, страдальцы, черноризцы, пустынножите­ли, даже и Сам Христос проливал слезы, не нуждавшийся в этом, но оплакивая наше ока­янство: виде бо град Иерусалим, и плакася о нем глаголя: О, аще бы разумел ecu и ты в день сей твой, еже к смирению твоему, ныне же скрыся от очию твоею (Лк.зач.97). Никто на земле не видел Господа смеющимся, но пла­чущим видели, потому и ты плачь и рыдай во юдоли сей.

5. Плачь, потому что ты родился в мир во грехах, и непрестанно — всякий день — согрешаешь пред Господом тьмами тем. Плачь потому, что имеешь многих ратоборцев и су­постатов, невещественных, невидимых, не­усыпающих гонителей, у которых в руках огонь — чтобы сжечь Церковь Божию, как некто выразился. Плачь, поминая смерть, ибо имеешь умереть, обратиться в тлю и пе­пел. Плачь, ибо имеешь проходить страшные мытарства воздушных духов и быть истязан­ным — до праздного слова, даже до самого тонкого худого помысла.

6. Кто, будучи в долгах, не воздыхает горько? Кто не плачет, сидя в темнице? Кто не рыдает, ожидая смерти? Ты же, находящийся в таких же обстоятельствах, как не будешь плакать, и даже рыдать, в этой плачевной юдоли? Ты находишься в темных и сени смертней; ты обременен различными долга­ми; ты отягчен бесчисленными грехами и беззакониями; ты ничего другого не ожидаешь, как только смерти, как только исхода от­сюда… Как же ты можешь быть когда-либо в жизни твоей беспечным и бесстрашным? Как не будешь всегда плакать и рыдать при виде таких предстоящих тебе бед? Сего ради, да из­ведут очи наши слезы, и вежди наши излиют воды: зане глас плача слышан от Сиона, гово­рит пророк (Иер.9).

7. Плачевное сие житие соделал тебе ис­перва Адам. Тотчас же по изгнании из рая он сел лицом на восток и не смеялся, а горько плакал — ничем иным он не упражнялся, как только рыданием. Он всегда имел в устах сво­их следующую плачевную песнь: «Увы мне! Увы, жизнь моя пала: чего я лишился? Какие блага потерял? Вместо рая наследовал сей тленный мир! Вместо Бога и ангелов Его по­лучил пребывание с бесами! Вместо покоя — труд; вместо жизни — смерть; вместо радости и веселия — плачь и рыдание!».

8. Подобное сему рыдание изображает пророк Иеремия, когда говорит: кто даст главе моей воду и очима моима источник слез, да плачуся день и ночь людей сих? Пу­тие, говорит, Сиона рыдаша, яко несть ходя­щих по ним: оскудеста очи мои слезами, сму­тися сердце мое, разсыпася на земли слава моя, разсыпася на земле радость сердец на­ших: избраннии от песней своих умолкоша, обратися в плачь лик наш. Имея пред очами такие и толикия причины, как не плакать и не рыдать в жизни сей? Куда ни обратишь очи свои, ничего не увидишь другого, кроме плача. Куда ни приклонишь уши свои, везде услышишь одно только рыдание: везде бе­ды, везде вопли и воздыхание. Беды во гра­де, беды в пустыни, беды в реках, беды в мо­ри, беды от разбойник, беды от лжебратий, говорит апостол (Кор.зач.193). То есть вез­де плачь и рыдание.

9. Плачьте и рыдайте, яко несть отвра­щен гнев ярости Господни, говорит пророк (Иер.4). Как не будешь плакать во всей жиз­ни своей? Как не будешь рыдать, видя такие беды и неудобства, скорби и печали? Везде враги, везде наветники, везде боязнь и страх, везде трепет и недоумение. Придет же смерть, придет разлука, и страшное в воздухе истяза­ние от злых духов, и получение неожиданной участи. Никто не знает, что там получит. Кто об этом имеет известие? Пойдет душа туда, где никогда не была; увидит там то, чего прежде никогда не видела; услышит, чего прежде никогда не слышала.

10. Итак, не только плачь, но и рыдай. Ничего в веке сем не считай выше плача и теплых слез. Ибо плач омывает душу, убеляет всякое потемнение, очищает совесть, просве­щает ум, расторгает греховные узы, заграж­дает рукописание всяких беззаконий. Итак, плачь и проливай теплые слезы, чтобы омыться тебе от многих беззаконий, очис­титься от всякого греха, избавиться от душев­ной слепоты, светлее прозреть умными оча­ми, потопить в слезном море мысленного го­нителя — фараона, угасить геенский пламень, получить вечную свободу, — сподобиться присносущной жизни о Христе Иисусе — Гос­поде нашем, Которому слава, честь и держава со Отцом и Святым Его Духом да будет во ве­ки веков. "

 
SonДата: Воскресенье, 20.03.2011, 22:33 | Сообщение # 3
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Luka)
Он всегда имел в устах сво­их следующую плачевную песнь: «Увы мне! Увы, жизнь моя пала: чего я лишился? Какие блага потерял? Вместо рая наследовал сей тленный мир! Вместо Бога и ангелов Его по­лучил пребывание с бесами! Вместо покоя — труд; вместо жизни — смерть; вместо радости и веселия — плачь и рыдание!»

Меня всегда потрясают эти строки: Увы мне, увы мне, раю мой, раю". Когда их поют в храме -хочется плакать, потому что ясно сознаешь, что сам совершаешь в жизни худшее, чем Адам. Но ведь он спасся. Спасся этим плачем...

 
КлирДата: Среда, 23.03.2011, 21:08 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Архимандрит Лазарь.

О тайных недугах души
"ОТ КАКИХ ПРИЧИН БЫВАЮТ СЛЕЗЫ И КОГДА ОНИ ПРАВИЛЬНЫ

О плаче находим у свв. отцов очень много самых возвышенных слов и наставлений. Дар плача и слез признается ими одним из величайших даров Божиих, существенно нужных для нашего спасения. Причина слез - зрение и сознание своей греховности, нищета духа. Слезы, как дар Божий, служат признаком милости Божией, признаком принятого и принимаемого Богом покаяния.

Но и плач, как и другие делания духовные, может иметь под собой неверную основу, может проистекать от самых различных страстных помыслов и чувств: "Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения, подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе и при всяком удобном случае проливает слезы: такие слезы называются естественными. Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Такие слезы во множестве и с особенною легкостью проливаются людьми, преданными сладострастию; слезы, подобные слезам сладострастных, проливают находящиеся в самообольщении и прелести; льются обильно слезы из тщеславия, лицемерства, притворства, человекоугодия. Наконец, проливает их злоба" [ 1 ].

Говорит Иоанн Лествичник: "... значение слез, особенно у новоначальных, темно и неудобопостижно, они происходят от многих и различных причин: от естества, от Бога, от неправильной скорби и от скорби истинной, от тщеславия, от блудной страсти, от любви, от памяти смерти и от многих других побуждений" [ 2 ]. "С Богоугодным плачем часто сплетается гнуснейшая слеза тщеславия: и сие на опыте благочестно узнаем, когда увидим, что мы плачем и предаемся гневливости" [ 3 ].

"Если мы в тех, которые думают, что плачут по Богу, видим гнев и гордость, то слезы таковых должны считать неправильными: кое общение свету ко тьме (2 Кор. 6,14) [ 4 ]. Кто слезами своими внутренне гордится и осуждает в уме своем неплачущих, тот подобен испросившему у царя оружие на врага своего и убивающему им самого себя [ 5 ]. Часто бывает, что и слезы надмевают легкомысленных; потому они и не даются некоторым. Таковые, стараясь снискать и не находя их, окаявают себя, осуждают и мучат себя воздыханиями и сетованием, печалью души, глубоким сокрушением и недоумением. Все сие безопасно заменяет для них слезы, хотя они ко благу своему вменяют это ни во что [ 6 ]. Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей: ибо то вино еще ненадежно, которое прямо из точила заключено в сосуд" [ 7 ].

Святой епископ Феофан Затворник говорит: "Есть слезы от слабости сердца, от большой мягкости характера, от болезни, и насильно раздражают себя ины? на плач, есть слезы и От благодати. Цена слез не водою, текущею из глаз, определяется, а тем, что бывает на душе при них и после них. Не имея благодати слез, не берусь рассуждать о них, догадываюсь только, что благодатные слезы состоят в связи со многими изменениями в сердце. Главное - сердце должно тогда гореть в огне суда Божия, но без боли и сжения, а с умилением, приносимым надеждою от престола милосердного Бога, судящего грех и милующего грешника. Также думается мне, что слезы сии должны приходить уже под конец трудов, не внешних, а трудов над очищением сердца, - как последнее омытие или ополаскивание души. Еще - бывают они не час, не день и два, а годы. Еще есть, говорят, какой-то плач сердца без слез, но также ценный и сильный, как и слезы. Последний лучше для живущих с другими, кои могут видеть" [ 8 ].

Обратим внимание на то, как святые отцы оберегаются тщеславия- во всяком духовном делании: даже такой великий подвижник, затворник, молитвенник, как епископ Феофан (28 лет затвора, последние 11 лет каждый день служил литургию), говорит о себе, что он не имеет дара слез, и поучает об этом делании с таким смирением, как бы он сам не стяжал плача, а знает об этом только от других. Конечно, этому святому отцу был открыт этот дар; как раз непризнание им за собой опытного знания плача, столь смиренное отношение к себе и есть свидетельство истинно покаянного духа. Истинно сокрушающиеся о своих грехах не дают цены своему плачу. Говорил отец Моисей:

"Когда плачем, не будем возвышать глас воздыхания, да не уведает шуйца, что творит десница. Шуйца есть тщеславие" [ 9 ].

Также встречается у свв. отцов такой важный совет: те слезы, которые имеют основу не духовную, происходят от естества или даже от греховных побуждений, надо немедля предлагать на богоугодное, на правильное настроение, изменяя сами помышления, производящие слезы, т. е. приводить на память нашу греховность, неизбежную и неизвестную смерть, Суд Божий, - и плакать уже по этим причинам [ 10 ].

Но при этом: "Чудное дело! - замечает святой епископ Игнатий, - те, которые по естественной наклонности проливали потоки беструдных, бессмыленных и бесплодных слез, также те, которые проливали их по греховным побуждениям, когда захотят плакать богоугодно, внезапно видят в себе необыкновенную сухость, не могут добыть из глаз ни одной слезной капли. Из этого научаемся, что слезы страха Божия и покаяния суть дар Божий, что для получения их надо позаботиться, во-первых, о стяжании причины их". "А причина слез - зрение и сознание своей греховности" [ 11 ] как уже говорилось.

Приведем еще несколько слов тех же отцов.

Епископ Феофан: "Избави нас Господи от восторженных молитв. Восторги, сильные движения с волнениями суть просто кровяные душевные движения от распаленного воображения. Для них Игнатий Лойола много написал руководств. Доходят до сих восторгов и думают, что дошли до больших степеней, а между тем все это мыльные пузыри. Настоящая молитва тиха, мирна; и такова она на всех степенях. У Исаака Сирианина указаны высшие степени молитвы, но не помечены восторги" [ 12 ].

Епископ Игнатий: "Должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нервов. Не ударяй себя ни в грудь, ни в голову для исторжения слез: такие слезы - от потрясения нервов, кровяные, не просвещающие ума, не смягчающие сердца. Ожидай с покорностью слезы от Бога(...). Придет слеза тихая, слеза чистая, изменит душу, не изменит лица; от нее не покраснеют глаза - кроткое спокойствие прольется на выражение лица" [ 13 ].

 
RosaДата: Понедельник, 23.05.2011, 20:54 | Сообщение # 5
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Софроний архимандрит (Сахаров). Видеть Бога как Он есть
О ДУХОВНОМ ПЛАЧЕ
версия для печати

“Блаженны плачущие, ибо они утешатся” (Мф. 5, 4). Вот, вижу сердце мое в борьбе: как буду говорить о святом плаче моим современникам? Знаю, что они сочтут стыдом для взрослых плакать о чем бы то ни было. Да, действительно стыдно плакать, но это только тогда, когда речь идет о вещах преходящих: о карьере, об имуществе, о привилегиях, или социальном положении, или о здоровье и подобном сему. Но плач, о котором предстоит нам слово, касается наших отношений с Вечным Богом: он, плач сей, принадлежит иному плану бытия. Он вызывается прикосновением к нам Духа Божия. Он посетил... сердце исполнил нетленною любовию, ум же поразил новым видением... Он дух наш восхитил в сферы нетварного бытия. Огонь Гефсиманской молитвы — сострадания всему страждущему тварному миру — приблизился к нашему хрупкому существу, и сие последнее целиком отдалось власти посетившей его Любви. Таким плачем плакали Апостолы и наши Отцы, воспринявшие небесное благословение. Огонь сей брошен на землю наших сердец Самим Христом (ср. Лк. 12, 49; 22, 44).

Весьма редко изливается на нас исходящая от Бога святая сила Его Любви в такой мере: невыносимо для нашего естества в его данном состоянии сие пламя. Обычно начинается наше возрождение явлением нам нетварного Света, открывающего нам видение тайны нашей разлуки с Богом, и сердце кроме плача — не имеет иной формы для выражения своего умиления, печальной любви пред Богом.

Наивен тот, кто думает, что путь вслед Христу возможно пройти без слез. Возьми сухой орех, положи его под тяжелый пресс и увидишь, как потечет из него масло. Нечто подобное происходит с нашим сердцем, когда невидимый огонь слова Божия опаляет его со всех сторон. Окаменело сердце наше в своем животном эгоизме, и, что хуже, в своей гордой спазме. Но воистину есть такой Огонь (Лк. 12, 49), который способен расплавить даже крепчайшие металлы и камни.

Кто ни разу в течение своей жизни не испытывал приближения к себе вплотную сего Огня, тот не поймет, о чем идет речь здесь. Первое слово евангельской проповеди: “покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 4, 17), — зовет нас к радикальному изменению всей нашей жизни. Это изменение осуществимо не иначе, как чрез слияние нашего огненного желания с воздействием небесного Огня, который смягчит наше сердце, и уже смягченное, оно перековывается ударами мощного молота.

Духовный плач по природе своей совсем иной, чем плач душевный. Он связан с непрерывной мыслью о Боге в болезненной печали разлуки с Ним. Страстный, душевный плач — убивает тело, угашает его жизненность, тогда как духовный очищает человека от смертоносных страстей и тем оживотворяет всего его. Горячим плачем очищается наш ум от страстных образов. Чрез него в душу нашу нисходит духовное мужество, и человек поставляется превыше тревог и страхов. Чем глубже наш покаянный плач, тем основательнее освобождаемся мы от целого ряда кажущихся естественными нужд, от таких разрушительных страстей, как гордость и гнев.

Думать, что предписанное Евангелием преображение нашего естества возможно и без плача — может лишь тот, кто не восчувствовал убийственной власти над нами греха. От горького в первичном покаянии, плач затем становится слезами восторгающей Божественной Любви. И это есть знак, что молитва наша услышана и что ее действием мы вводимся в новую, уже нетленную жизнь.

Духовный плач — явление небесного порядка. Стараюсь, и не могу припомнить — плакал ли я когда-нибудь в зрелом возрасте? А ведь жизнь моя совпала с грозными событиями нашего века. Много раз бывал я не только в трудных положениях, но и действительно смертельно опасных. Когда же чрез явленный мне Свет я узрел глубину моего падения, тогда стал приходить плач, которого я не мог остановить: он бывал сильнее меня в постигшем меня отчаянии. Сначала я плакал за самого себя в ужасе от моего падения. Позднее — за людей, не знающих Бога, охваченный состраданием к ним в их бедственном состоянии неведения Бога. На Афоне же, и особенно в пустыни во время войны (Второй), я горько рыдал за мир вцелом.

Долгое время в моем уме было: “страшно впасть в руки Бога Живого” (Евр. 10, 31). И жуткая вещь — богопокинутость. Вне Бога Любви — все бессмысленно: душа видит себя брошенною во мрак смерти (ср. 1 Кор. 13: 1-3). Страх от этой тьмы мучителен тем, что она не только вне меня, но присуща и внутри меня. Когда же Свет нетварный освобождает меня от моего внутреннего ада, тогда от меня отходит всякая страсть, и я понимаю, что Господь Вседержитель может и меня сделать господином, по образу Его Господства: свободным от всякой чуждой власти, неуязвимым от какой бы то ни было злобы.

С переменой в моем внутреннем состоянии связываются перемены и в характере плача. По временам и сердце, и ум живут чудный покой, и слезы становятся “сладкими” от любви. Когда же Дух Господень отступает от меня, и дыхание бессмертной жизни угасает во мне, тогда некая тоска и даже испуг приходят в сердце. Молитва принимала форму томительного отчаяния, и я часами, бывало, лежал лицом к земле. Изнемогая я переходил на жесткое ложе; слезы продолжали течь, а ум молчал в изнеможении.

Я хотел бы говорить о сих явлениях совсем просто, но тогда от читателя скрылась бы могучая сила сих “явлений”, бесспорно превышающих меру человека, ибо суть дар Свыше.

“Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Ин. 4, 24). Слова Христа: “в духе и истине” допустимо понимать в двояком смысле: в Духе Истины, исходящем от Отца (ср. Ин. 15, 26), и в духе и истине, свойственных кающемуся человеку (ср. 1 Ин. 1: 8-10). Дух Святой нисходит на человека, и сей последний, как образ Бога, под действием Божественной Истины и сам становится истинным.

Бытийное соединение наше с Богом Любви предполагает слияние двух воль: Бога и человека. Само соединение совершается в состоянии любви. Бог — Личный Дух, и человек — личность (персона) соединяются во-едино в вечном Акте Божественной Жизни. Так познается нами Бог.

Стяжать сию Любовь есть конечная цель христианского подвига. Достижение сей цели связано с долгим и трудным путем. Но испытывать посещение Божие в великой силе возможно по дару Свыше в какие-то моменты, когда душа, в порыве раскаяния в грехах, становится восприимчивою к сходящему на нее от Бога Свету. Однако эти первые посещения еще не суть на веки стяженное состояние спасенных. Это только еще “неправедное богатство”, которое еще может быть отнято за неверность. Сохранить же сию благодать, пребыть верным всему, чему она нас научила, невозможно без глубокого плача годами (ср. Лк. 16: 9-12). Кто думает иначе, с теми Отцы наши не согласились бы. И мы стараемся пребыть в унаследованном от них предании святой жизни.

Путь Господень таков: Он являет Себя человеку, нелестно кающемуся, и человек воспринимает Его Любовь во Свете нетварном вневременным образом. Мы повторяем все то же слово — Любовь, но в нем онтологически совокуплены и мудрость надмирная, и величие беспредельное с свойственным ему безмерным смирением, и красота всепобеждающая, и мир глубокий. Посещая человека, Бог тем самым делает его причастником Своего Бытия, неописуемого земным словом. Нас объемлет одно желание: познанную Божественную любовь стяжать так, чтобы она стала нашей натурой, неотъемлемой в вечности.

Когда Бог видит, что уже ничто во всем мире не сможет снова оторвать душу от Его Любви (ср. Рим. 8: 35-39), тогда наступает период испытаний, правда тяжких, но без которых остались бы недоведомыми глубины тварного и нетварного образов Бытия. “Жестоко” сие испытание: невидимый меч отрезает тебя от возлюбленного Бога, от Его невечернего Света. Человек бывает поражен во всех планах своего существа. Ему совсем непонятно: где причина того, казавшийся в молитве, подобной Гефсиманской, уже окончательным “союз любви” сменился адом богооставленности. Ответ на сие недоумение находим в 12-й главе послания к Евреям, особенно в стихах 26-29. Но прежде и после всего мы имеем “пример” в Самом Христе: на Голгофе, пригвожденный ко кресту, Он вопрошал Отца: “для чего Ты Меня оставил?”, и вслед за сим: “совершилось! И, преклонив главу, предал дух” (Мф. 27, 46; Ин. 19, 30).

Итак для нас открылась Тайна Любви Божией: полнота истощания предваряет полноту совершенства.

Любовь, пламя которой брошено Христом в Душу человека, имеет удивительное свойство: она поведет его по никому другому недоступным безднам и высотам; даст ему перебороть всякое страдание и даже смерть; бросит его множество раз в неописуемую беспредельность, — где он будет “один”, томясь снова увидеть Свет возлюбленного Бога.

Таков процесс очищения нашей природы, зараженной люциферическим ядом. Путь Христа ведет от относительного, вечно колеблющегося рода бывания к безотносительному, непоколебимому Царству. Духу человека свойственно быть беспокойным в условиях отрезанности от совершенной любви Отчей — последствия падения. Образ Бога — человек — ищет святого, непреложного, абсолютного Блага. И кто сможет описать любовь к Нему? Где обретаются слова, могущие показать хотя бы тень того горя, которое испытывает душа от разлуки с Богом?

И ничто иное, как только святая любовь источает слезы из сердца христианина. Писание говорит, что Иисус, “возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их” (Ин. 13, 1). И лишь этим “до конца” объясняется Его кровавый пот в молитве Гефсиманской. Там, где нет любви, — нет слез, хотя бы аскетический подвиг принимал крайние формы: интенсивные медитации, длительные посты, суровые условия жизни в удалении от прочего мира. Примеров тому немало и на Западе христианском, и на нехристианском Востоке.

Когда смиренный дух владеет нами, тогда льются слезы из глубины сердца. Об этом плаче говорит Христос: “Блаженны плачущие, ибо они утешатся” (Мф. 5: 3-4). Каким утешением? В данном случае — утешением, исходящим от Духа Святого, Которого Христос именовал Утешителем; утешением не психологического или физиологического порядка, но онтологического, относящегося к Божественной вечности.

Если сейчас я уклонюсь от общих богословских и аскетических положений к некоторым “деталям” многовекового опыта христианских аскетов, то сделаю сие возможно кратко. Духовный плач меняет свой характер в зависимости от того состояния, в котором он — аскет — пребывает: бывают сладостные слезы от близости Бога Любви, объемлющего всего человека. Чаще же средний плач, в котором смешаны радость и печаль. В начале покаяния преобладают горестные слезы, порождаемые или сознанием своего рабства греху, или умалением ощутимой благодати, или горечью богооставленности. Возможен плач сострадания человечеству и даже всей твари. Во всех этих видах духовный плач омывает человека от всяких скверн, облепивших его в ходе повседневной жизни, обновляет в нем силу стремления к Божественному Миру. Плач любви к Богу приобщает его всего к Возлюбленному Владыке: ум, душа и даже тело — все сливается во-едино, в крепко слитом движении к несозданному Свету. Такой плач разрывает тесное кольцо земного бывания, изводя дух человека в сферы небесные освобожденным от насилия греховных страстей; сообщает нам опыт бесстрастия, освящения всего нашего состава.

Отсутствие плача, по учению Отцов наших, есть показатель, что молитва наша еще не достигла своей первой ступени восхождения к Богу. Впрочем, после того, как истощаются физические слезы, может быть дана иная молитва, без слов, как тихое ощущение благодати Духа Святого внутри нас, когда мир превыше всякого ума (ср. Флп. 4, 7), наполняет сердце. Подобное тонкое созерцание объемлет человека обычно после молитвы, в которой он принес жертву любви Богу до конца.

Духовный плач — изобилие жизни, бурно возрастающей от силы любви, тогда как “душевный” плач убивает земнородных. Промысл привел меня жить в стране, где люди воспитываются с детства не плакать; где плач презирается, как нечто недостойное цивилизованного человека. Нельзя не уважать сей культуры, но не следует забывать, что это относится к тому положению, когда ноги наши крепко приклеены к земной коре. И отцы-аскеты не плачут о лишении временных ценностей, и вместе они же настаивают на необходимости духовного плача, без которого не смягчится окаменелое в страстях сердце, неспособное любить евангельской любовью. Ум плачущего христианина всецело направлен в сферу Божественной вечности. Ибо только о сей последней говорится в заповедях Христа. Множество положений, несносных для живущих банальной жизнью мира сего, для плачущего согласно с заповедью Бога проходят незамеченными: его не устрашает бедность, его не низлагают ни оскорбления или уничижения со стороны сынов века сего, ни иные удары временной судьбы; ибо не только ум, но и ноги его высоко подняты над землей. Он сострадает людям, печалится о них пред Богом, но не разделяет их интересов, будучи вдохновлен в своем стремлении к непреложной Истине.

Плач истинно духовный, есть следствие воздействия Духа Святого. Совместно с Ним нисходит на нас Несозданный Свет. Сердце, а затем и ум обретают в себе силу включить в себя всю вселенную, любить всю тварь. Духовный плач не беспредметен: он направлен к Богу, и в Боге пребывая, человек в молитве о всем человечестве со слезами сострадает всему миру. Отцы советуют беречь сей дар хранением заповедей, чтобы не оскорбить Духа Святого каким-либо грехом, но его нельзя “культивировать”, ибо он не заключен в пределах нашей тварной натуры: он есть благодать, а благодать Божия не в нашей власти.

Бывает — слезы любви даются в изобилии и текут ручьем. Но в периоды богооставленности внутри нас все иссыхает и едва набирается в глазу некая капля, похожая на капли горячей крови из раненого сердца. Кто не испытывал на себе действие Огня Свыше (Лк. 12, 49), тот не поймет сказанного.

Снова дерзаю напомнить, что аскеты стоят на суде Божием со страхом: дело идет не о скоро преходящих вещах, но о вечности или во Свете Лица Всевышнего, или во “тьме кромешной” (Мф. 25, 30). В силу этого они становятся бесчувственными к своему земному положению: их ум в Боге, и когда приходит “утешение” от Отца светов, тогда плачущий легко прощает все неправды против него, потому что дух его вознесен от земли на небо, и в Духе Святом он становится способным любить даже врагов.

Один старец на Афоне в своих беседах о молитве говорил о разновидностях плача, судя по действию каждого из них на человека. Он насчитывал их до двенадцати. И я, как и все другие, познал разные виды плача за многие годы моего отчаянного покаяния, но никогда мне не пришла мысль подсчитывать их.

“Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании” (Иоиль 2, 12). “Блаженны плачущие, ибо они утешатся”, — сказал Господь на все века. Да и Сам “Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение” (Евр. 5, 7). И для всех и каждого, стремящегося к Божественной вечности, предлежит именно сей путь: “с сильным воплем и со слезами”, чтобы спастись от содержащей нас смерти — греха.

 
КлирДата: Понедельник, 06.06.2011, 13:31 | Сообщение # 6
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
"Не плач происходит от слез, а слезы от плача. Если человек, находясь среди других отсекает свою волю и не обращает внимания на чужие грехи, то приобретает плач. /Помыслы/, собираясь в сердце таким образом рождают в сердце печаль (2 Кор. 7,10), а печаль эта - слезы."
http://www.glinskie.ru/biblio/a_dorofej/kvd/kvd_6.html
 
Форум » Добродетели » Самоукорение » Плач о грехах
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа