Познание основ православной веры

Среда, 24.04.2024, 02:49

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Совесть - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Добродетели » Самоукорение » Совесть
Совесть
ДеньДата: Воскресенье, 17.10.2010, 17:18 | Сообщение # 1
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
свт Тихон Задонский "Как отвратившегося грешника и удаляющегося, премилосердный Бог не отвращается, но как бы в след отеческим гласом вопиет: «чадо, куда ты от Меня удаляешься? Где ты найдешь без Меня и кроме Меня блаженство? Везде тебя встретит беда». И так вопия, призывает его к Себе. Призывает же различно: внутрь, чрез благодать Свою, которою ударяет в двери сердца нашего. Это бывает сколько раз совесть, грехами раздраженная, обличает и ударяет грешника, представляет ему суд Божий и вечную муку за грехи.
 
LianaДата: Воскресенье, 07.11.2010, 14:57 | Сообщение # 2
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
СОВЕСТЬ, ГРЕХ
И БОЛЕЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ИСХОДЯ из врачебных знаний, опытно приобретенных, и духовной литературы с упованием на Бога позволил себе написать краткую брошюру, назвав ее "Совесть, грех и болезни человека". В ней хочу показать связь между этими состояниями, наблюдаемыми в человеческой жизни, и высказать несколько мыслей, направленных на помощь больному человеку.
Что такое совесть? По словарному определению - это чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми и обществом. Подробнее о совести говорится в полном православном Богословском энциклопедическом словаре, откуда я процитирую целый ряд основных положений. "...О существовании в человеке естественного нравственного закона непосредственно говорит каждому совесть". "...Совесть имеет седалище во всех трех общеизвестных психических силах: в познании, чувствовании и воле. Самое название - "совесть" (от ведать, знать), а также обычные в разговорном языке выражения - совесть "заговорила", совесть "признает" это или "отвергает" - показывают, что в совести есть элемент познания. Ощущение, далее, в совести радости или скорби, довольства и мира или недовольства и беспокойства сродняют совесть с чувством. Наконец, мы выражаемся - совесть "удерживает" меня от этого или совесть "заставляет" меня сделать это; следовательно, относим совесть к воле. Таким образом, совесть есть "голос" (как обыкновенно выражаются), возникающий из своеобразного сочетания всех трех психических способностей (познание, чувство-вание, воля)". "В совести ощущается нами не только человеческая, но и вышечеловеческая или божественная сторона". "Следовательно, совесть есть нечто первобытное, врожденное человеку, а не производное, навязанное ему. Она всегда свидетельствует о богоподобии человека и необходимости исполнения заповедей Божьих". "С совестью нельзя переговариваться, уславливаться, вступать в сделки: совесть неподкупна. Нет также надобности в рассуждениях и умозаключениях, чтобы услышать решение совести; совесть говорит человеку непосредственно. Лишь только замыслил человек совершить что-либо дурное, сейчас же является на свой пост совесть, предостерегая его и угрожая ему. А после совершения дурного дела совесть немедленно карает и мучит его. Не напрасно говорят, что не человек владеет совестью, а совесть человеком. Человек находится в зависимости от своей совести". "Конечно, буря страстей и шум мира сего могут заглушить карательный и судящий голос совести. Но и в этом случае судящая совесть сказывается в человеке. Она сказывается тогда в тайном унынии, меланхолии, тоске, в состоянии безнадежности" (с. 2984-2990).
Можно считать, что совесть есть дар Божий, а вернее, это голос Божий внутри человека. Мы считаем, что совесть отображает образ Божий и закладывается в человеке в момент зачатия. Это генетически запрограммированное свойство человеческой личности. Ребенок рождается с этой качественной особенностью, которая сохраняется в его подсознании на протяжении всей жизни. С началом осознания себя как личности это свойство, т. е. совесть, становится достоянием сознания и даже когда взрослый человек попытается заглушить совесть и сознательно добьется этого, тогда совесть вновь окажется в подсознании, из которого совесть будет подспудно сказываться на так называемой бессовестной личности. Иначе сказать - никогда совесть, как голос Божий или дар Божий, не покидает человека, как образа Божьего, пусть он даже безбожник. Когда человек поступает против совести, т. е. вопреки ее велению, возникает внутренний душевный конфликт, который порой ясно и не осознается человеком, но отрицательное действие которого сказывается на нервной системе в первую очередь, а затем на слабом звене организма человека. Обычно все люди, даже здоровые, имеют место наименьшего сопротивления, которое чаще поражается болезнью.
Итак, нарушенная совесть или поступки против совести будут именоваться грехом. Попробуем раскрыть понятие греха. В обычном словаре сказано: "Грех есть предосудительный поступок или нарушениерелигиозных предписанных правил". А вот в Богословском энциклопедическом словаре даже опущено слово "грех", хотя грех есть следствие отступления от совести, ее попрание, ибо совесть четко дает возможность ориентироваться, что есть добро и что есть зло в отношении к людям, к человеку. Как классический пример связи совести с грехом можно рассматривать проблему абортов и применение контрацептивов, предупреждающих беременность. Приведу пару цитат из брошюры "Вестник жизни" (изд. 1994 года):
1. "Глобально формировался грех в обществе, захватив огромные массы землян, это легализация аборта в 1920 г. в Советском Союзе и массовое детоубийство (8 миллионов детей убивается внутриутробно ежегодно)";
2. "К тому же следует отнести убийство детей после рождения - это дети, родившиеся с тяжелой и средней степенью инвалидности путем голодания или введения смертельных веществ";
3. "Евтаназия - содействие убийству больных и престарелых".
Сколько же людей внутренне пережили страдания от нарушения совести, т. е. греха, "детоубийства зачатых и еще не зачатых . Чем же это сказалось на согрешивших? Болезнями, ранее или позднее появившимися. Приведу пару выражений, касающихся совести и греха: "живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда" (Искра Божья, М., 1903, с. 186), "всякая кающаяся грешная душа по множеству грехов в совести ея" (Христианские песнопения Приснодеве Марии Богородице, М., 1990, с. 158), "щедроты Ея исторгнут от сердца грех и благодати Ея очистят оскверненную совесть" (там же с 193).
Итак, нарушения, попирания или заглушения совести, что можно назвать и грехом, вызывают душевные страдания, а у верующего и переживание греха, а это может приводить и к развитию болезни...
И. Бенедиктов,
профессор, доктор медицинских наук,
заслуженный деятель науки РСФСР

Сообщение отредактировал Liana - Воскресенье, 07.11.2010, 14:58
 
КоляДата: Понедельник, 10.01.2011, 13:29 | Сообщение # 3
Блаженны нищие духом
Группа: Пользователи
Сообщений: 115
Репутация: 0
Статус: Offline
Пестов:
Совесть

Когда Адам был безгрешен, он общался и беседовал с Богом. С момента его падения человек лишен непосредственного общения с Богом и перестал слышать Его голос по своему недостоинству, за исключением Божиих избранников. Это было опасно и вредно для падшего человека: грех стал бы несравненно более тяжким, если бы он был прямым нарушением воли Божией, непосредственно возвещенной человеку. Но, прекратив Свое видимое и непосредственное общение с человеком, Господь не оставил его и продолжает постоянно учить и вразумлять его. Он вложил в него особую способность как бы прикровенно слышать Свой голос через голос нашей совести.

Как пишет О.Александр Ельчанинов: «Что такое постоянное чувство неудовлетворенности, безпокойства — обычное наше чувство — как не заглушённый голос совести, говорящий в нас помимо нашего сознания и часто помимо нашей воли о неправде нашей жизни. И пока мы живем наперекор данному нам светлому закону, этот голос не умолкнет, так как это голос Самого Бога в нашей душе.

Обратное же — то родное чувство полной удовлетворенности, полноты и радости — есть радость соединения божественного начала нашей души с общей гармонией и божественной сущностью мира. Этот голос очень нежен, и способность его слышать легко потерять. Повторяющиеся грехи принижают нашу чувствительность к голосу совести. Когда человек не перестает совершать грехи и не кается в них, то голос совести замирает совсем. Про такого человека говорят, что у него «прожженная совесть».

Когда же человек старается замечать грехи и кается в них и наказывает себя за них, то это усиливает способность замечать и те грехи, которые раньше не замечались.

Чуткая совесть будет показывать не только грехи в делах или словах, но и малейшие оттенки греха в мыслях, как например, мысли зависти, осуждения, недоброжелательства, злопамятства, ропота против Божьего Промысла. Голос совести слышится нами, когда мы внимательно проверяем состояние сердца. Есть ли в нем покой, мир, тишина? Не безпокоит ли его какой-либо из наших поступков или слов? Нет ли в нем какой-то подсознательной неудовлетворенности или безпокойства? В мире ли оно со всеми людьми?

Ответы на эти вопросы дают показание о состоянии нашего духа, зависящего прежде всего от спокойствия совести. Если нет этого спокойствия, нет мира и тишины на сердце, то надо немедленно искать причину, смутившую сердце. И когда причина найдена, то надо немедленно перед Господом очистить совесть покаянием.

Но совесть не есть только наш обличитель: она есть и наш судья, как в этом, так и в будущем веке. Об этом так пишет святой Иоанн Златоуст: «Нет, подлинно: нет между людьми ни одного судьи столь неусыпного, как наша совесть. Внешние судьи и деньгами подкупаются, и лестью смягчаются, и от страха потворствуют, и много есть других средств, извращающих правду их суда. А судилище совести ничему такому не подчиняется, но хотя бы ты деньги давал, хотя бы

льстил, хотя бы угрожал или другое что делал, она произнесет справедливый приговор против греховных помыслов и соглашений, осуждает сама себя, хотя бы никто другой не обвинил ее».

Как пишет преподобный Исаак Сириянин: «Если можешь оправдаться сам в себе, в душе своей, то не заботься искать другого оправдания». Вот почему Господь в притче Своей о «сопернике» (Мф. 5, 25-26), который и есть наша совесть, повелевает нам мириться с ним как можно скорее — «пока ты еще на пути с ним». Но не надо думать, что голос Божий будет раздаваться внутри нас лишь для обличения нас в грехах. Господь неизмеримо милостив к Своим чадам, если только они действительно хотят быть Ему верными. Господь отвечает внутренним голосом на любой вопрос христианина, ищущего Его воли. Он также предостерегает человека от всякого ложного, ошибочного шага, пути, решения или поступка. Нам надо лишь внимательно прислушиваться к внутреннему голосу в тишине уединения после молитвы. Когда же Господь хочет что-либо изменить в решениях христианина, то наступает внутреннее безпокойство, неудовлетворенность, какая-то неясность в чувствах.

Пророк Исайя предсказал о том времени в истории человечества, когда «все будут научены Богом» (Ис. 54, 13). Это время настало теперь — после пришествия Господа на землю по свидетельству Самого Господа (Иоан. 6,45). Христианину лишь надо приложить усилия к тому, чтобы воспринять этот дар — для внутреннего духовного слуха. И если только христианин будет тверд в исполнении получаемых от Господа повелений, то вся его жизнь будет неизменно руководиться от Самого Господа. Так было с апостолами и теми из христиан всех веков, которые настойчиво стремились к постижению воли Господней и неуклонно исполняли ее.

Следует заметить, что как для всякой добродетели, у способности внутреннего слышания голоса Божьего есть много ступеней. У души, очистившейся от страстей и привыкшей к непрестанной молитве, этот слух настолько утончен, что она постоянно воспринимает голос Божий. Это ступень старцев и христиан с чистым сердцем. То же бывает с ревностными к своему служению пастырями, по данной им от Бога благодати священства. Поэтому, когда они наставляют своих духовных чад, то их устами говорит Сам Господь.

Впрочем, здесь следует оговориться о тех случаях, когда пастырям приходится иметь дело с неверующими. Старец Варсонофий Оптинскии говорит, что тогда Господь часто не открывает сердцу, что надо говорить ему на пользу посетителю. Надо вспомнить, что Сам Господь, имея дело с неверующими в Него соотечественниками, «не мог совершить там никакого чуда» (Мк. 6,5).

Как говорит протоиерей Валентин Свенцицкий, «всякая добродетель имеет свою черту, перейдя которую она становится уже не добродетелью». Так у совести — ее крайнее обострение или, как говорят, «скрупулезная совесть» есть уже болезнь, и болезнь тяжелая и пагубная, по мнению старца Зосимы из Троице-Сергиевой Лавры. В этих случаях подобное состояние христианина называется уже искушением, которое идет от лукавого.

В таких случаях следует немедленно обратиться к старцу, духовному отцу, духовнику или христианину, духовному и преуспевшему в изучении Священного Писания и творений святых отцов.
http://www.library.pravpiter.ru/book_4/15.htm

 
461119Дата: Воскресенье, 10.04.2011, 16:18 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Коля)
«скрупулезная совесть» есть уже болезнь

А как определить эту грань?
 
LianaДата: Вторник, 17.05.2011, 21:28 | Сообщение # 5
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Старец Паисий особенно подчеркивал роль совести в духовной жизни. В частности говорил: “Совесть – это первый закон Божий, который Он начертал глубоко в сердцах первозданных людей, и с тех пор, каждый из нас, когда рождается, перенимает его от своих родителей. Кто утончил свою совесть ежедневным поучением самого себя, чувствует уже самого себя чужим сему миру, и мирские удивляются его деликатному поведению. Но когда люди не обучают свою совесть, то нет им пользы ни от духовных поучений, ни от советов старцев, и заповеди Божии они не могут сохранить, ибо становятся бесчувственными”.
 
LenosДата: Понедельник, 13.06.2011, 21:59 | Сообщение # 6
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
"Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту. Помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое. Это называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые отцы, искапывал Исаак, а филистимляне засыпали (Быт.26). Следуя этому закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди через грехопадение закрыли и попрали ее, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее [совесть], чтобы засыпанную эту искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. Ныне же в нашей власти или опять засыпать ее, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем этим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесой, начинает показывать нам вещи темнее.

Преподобный Дорофей. Душеполезные поучения.

Добавлено (13.06.2011, 21:59)
---------------------------------------------
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О СОВЕСТИ

 
Форум » Добродетели » Самоукорение » Совесть
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа