Познание основ православной веры

Четверг, 28.03.2024, 18:18

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Благоговение - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Добродетели » Благоговение » Благоговение
Благоговение
КлирДата: Вторник, 23.02.2010, 17:41 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Благоговение (благое говение, ради блага) – потребность в уменьшении и утишении своих слов, поступков, потребностей не ради здоровья, выгоды, самоулучшения и проч., а ради своей худости, для предоставления места благому; воздержание от выражений своего мнения, отношения и своих чувств при соприкосновении с величием духов-ным и его воплощением.
 
KirenaДата: Среда, 31.03.2010, 12:32 | Сообщение # 2
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Пост - тоже говение. Интересная формулировка. Удерживаясь от греха, приобретаю благоговение. Верно, но мне кажется, благоговение больше связано со страхом Божиим, трепетным чувством любви к Богу, уважением к Нему и благодарностью.

О.Артемий так говорит:
"Очень важно прививать ребенку дух благоговения и страха Божия, т.е. ощущение вездеприсутствия Творца. Как это сделать? Кто этому научит? Помнится мне, как одна раба Божия, прислуживающая в Троице-Сергиевой Обители, говорила:
— У меня всего три класса образования, но я всегда боялась Бога.
— А как Вы боялись Бога, матушка, расскажите.
Послушайте, что вкладывает в это понятие православная душа:
— А вот я помню, лежу с сестренкой на печке, мама внизу (дело-то было в деревне русской в первые годы Советской власти. Но еще не вошла тогда атмосфера безбожия в крестьянскую избу) — и смотрю я, теплится лампадка перед Образом Спасителя,— повествует матушка,— а было мне от роду тогда три годочка. И вижу: Спаситель как бы пальчиком мне грозит и смотрит на меня так строго-строго, а вместе с тем и милостиво. Я заснуть никак не могу. Спаситель на меня взор устремил. Зажмурила глазки, думаю: может, отведет Лик Свой! Открыла — нет! Прямо в сердце Господь взирает!
— Мама, мама! А почему мне Спаситель пальчиком грозит?
— А потому что Он тебя, дитя, видит и слышит, благословляет на всякое доброе дело, а злого творить не велит! Иначе прогневаешь ты Его, отойдет от тебя благодать Святаго Духа!
— А мне так страшно стало от этих слов: «благодать Святаго Духа отойдет». Куда же я тогда пойду? У кого найду утешения?
...Слушал я повествование матушки и поражался: три класса образования, а говорит ведь куда лучше, чем «профессор кислых щей», остепененный и умудренный! Но не все повествование я вам пересказал:
— Дай, думаю, я спрячусь от Спасителя, а потом в одеяле щелочку маленькую сделаю, дырочку, и посмотрю, — решила хитрая девочка, — и тогда-то Спаситель, видя, что я под одеялом, от меня взор отведет, и я пойму тогда, что не всегда Он на меня смотрит!
Залезла под одеяло, а у меня самой сердце бьется: я решила ведь Спасителя перехитрить! Потом ма-а-аленькую дырочку сделала в одеяле, смотрю, вижу: лампадка мерцает, а поверх лампадки — Спаситель. И все мне пальчиком грозит! Прямо в дырочку! И тогда я поняла, что от Бога никуда не скроешься!
Ведь так написано в Псалтири: от Духа Твоего камо бежу: аще взыду на небо — тамо еси, и на море – крыла Твои покроют меня,— приблизительно так говорит царь Давид. Вот что такое страх Божий! Потому, друзья, оставляя наших деток одних играть в комнате, непременно спросить строго, но с любовию:
— Маша, а где Господь?
Трехлетняя Маша привычно поворачивается туда, к восточному углу, где икона Христа, протягивает свой розовый, пухленький пальчик и говорит:
— Вон Господь!
— Маша, — спрашиваем нашу дочку, — Машенька, вот я сей-час уйду (знаете ведь, как дети любят, чтобы им задавали вопросы! Хлебом не корми, о чем-нибудь спроси — на все у них готов ответ, ведь дитя — это ходячая энциклопедия, при том не советская энциклопедия, с вымаранными отдельными именами и местами, а Божья энциклопедия без купюр и интерполяций) — сейчас я уйду, как ты считаешь: Бог будет за тобой наблюдать?
— Да, мамочка.
— Машенька, а слышит ли тебя Иисус Христос?
— Слышит.
— Машенька, а зачем это Господь пальчиком так на иконе держит удивительно?
— А это Он меня благословляет!
— Машенька, а на что тебя Господь благословляет?
— Ну как? Ну, чтоб я играла, маме помогала, послушной чтоб была.
— Машенька, а вот видишь: Господь тебя благословляет, одно-временно и пальчиком грозит. Что Он тебе запрещает делать?
— Ну как?.. (И Машенька вам тут же исповедует все свои немощи) — Господь недоволен бывает, когда игрушки разбросаю, а потом не соберу. Господь огорчается, когда я бабушке грубо говорю. Господь недоволен бывает, когда я оставляю постель неубранной. Господь не любит мои капризы. Господь сердится, когда я молюсь поспешно и невнимательно...
Словом, тут от матери зависит, чтобы дитя ее разговорилось, но говорило не суетное, пустое, инфантильное, а Божественное, подлинное, правдивое".

 
461119Дата: Понедельник, 31.05.2010, 20:48 | Сообщение # 3
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (Клир)
утишении своих слов, поступков,

Утишение - в смысли утихомирить самого себя? Тогда это уже подавление своей агрессии, раздражительности... силой воли, да помощью Божией.

Мне кажется благоговение может быть и при громких словах, поступках. Допустим человек говорит на большую аудиторию - конечно громко. Или пример приводит о ком-то - назидательно. При всем этом можно иметь большое благоговение перед Богом.

 
КлирДата: Воскресенье, 20.06.2010, 21:19 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Да, конечно, благоговение связано со страхом Божиим.

—Геронда, как стяжать благоговение?
—Отцы говорят, что для стяжания благоговения надо жить или общаться с людьми его имеющими и наблюдать за тем, как ведут себя они. Паисий Великий, будучи спрошен кем-то, как возможно стяжать страх Божий, ответил: «Сообщайся с людьми, которые любят Бога и имеют страх Божий, чтобы и тебе стяжать божественный страх».
Это, конечно же, не значит, что надо смотреть за тем, что они делают и внешне повторять это, не ощущая смысл действий внутренне, поскольку в таком случае это будет не благоговение, а лжеблагоговение. Ложное отталкивает. Благоговение — это Благодать от Бога внутри человека. Благоговейный делает то, что он делает, потому что так он это ощущает в себе. Есть в нас, конечно, благоговение от естества, но если мы не возделываем его, то тангалашка, вселяя забывчивость, низвергает нас в бесчувствие и неблагоговение. Однако благоговение просыпается вновь от наблюдения за тем, как ведет себя человек благоговейный.
—А почему, Геронда, святые отцы только об одном благоговении говорят, что если хочешь его стяжать, то следует общаться с человеком, его имеющим?Почему они не говорят того же самого и о других добродетелях?
—Потому что благоговение передается. Движения, поведение человека благоговейного,как аромат, передаются другому; конечно, если в нем самом есть доброе расположение и смирение. Скажу тебе, что если человек не имеет благоговения, то он не имеет ничего. Благоговейный же,будь он и необразован, всякую святыню видит чисто, видит ее такой, какая она есть в действительности. Он не ошибается ни в чем, что связано с божественными смыслами. Благоговейный человек — словно ребенок, не имеющий злого помысла о своих отце и матери, потому что своих родителей он любит, уважает и видит все, что они делают, добрым и чистым. Насколько же больше должно благоговеть перед Богом, Который ни с чем не сравним и во всем совершенен! Тот, у кого нет благоговения, совершает ошибки, уклоняется в заблуждения относительно догматов. Я вижу, какие ошибки совершают те, кто не имеет благоговения и пишет толкования или комментарии на Священное Писание и святоотеческие творения.

Во всем духовном необходимо благоговение и сердце. Все, что исходит от благоговения, освящено. Особенно для того, чтобы написать службу какому-то святому, надо любить этого святого, благоговеть перед ним, тогда и служба сочинится от сердца и будет источать аромат благоговения. А если достичь состояния божественного рачения, божественного безумия, то стихи будут сами изливаться изнутри.
—Геронда, а что еще помогает человеку в стяжании благоговения?
—Поможет в этом исследование умом всего священного и углубление в него, а также использование тех благоприятных возможностей, которые нам даются. Все это потихоньку пробуждает в человеке благоговение. Например, если мне дана благоприятная возможность зайти ненадолго в какой-то храм и помолиться, а я ее не использую, то я лишаю себя Благодати. Но когда я хочу зайти и не делаю этого, столкнувшись с неким препятствием, то я не лишаюсь Благодати, потому что Бог видит мое благое намерение. В стяжании благоговения также очень помогает знакомство со святыми нашего края, нашей Родины, любовь к ним и соединение себя с ними.Бог радуется, когда мы благоговеем перед святыми и любим их.А когда у нас будет благоговение к святым, насколько большее благоговение будет у нас к Богу!
—Геронда, а каким образом нам помогает благоговейное поведение в храме?
—Когда идешь в храм, то говори в своем помысле: «Куда я иду? Сейчас я вхожу в дом Божий. Что я делаю? Поклоняюсь иконам, Богу». Из своей кельи или с послушания ты идешь в храм. Так иди же из храма на небо и еще дальше — к Богу.
—А как это происходит?
—Храм — это дом Божий. И наш настоящий дом находится в Раю. Здесь поют сестры. Там — Ангелы, святые... Если, приходя в какой.нибудь мирской дом, мы стучимся в дверь, вытираем ноги и скромно присаживаемся, то как мы должны вести себя в дому Божием, где приносится в жертву Христос? Единою каплей Божественной Крови Он искупил нас от греха и после этого Он отдает для нашего уврачевания реки Своей Честной Крови и питает нас Своим Всесвятым Телом.

Итак, все эти страшные и божественные события, когда мы возобновляем их в памяти, помогают нам вести себя в храме с благоговением. Но на Божественной литургии я замечаю, что даже в тот миг, когда священник возглашает: «Горе имеим сердца», и мы отвечаем: «Имамы ко Господу», тех людей, чей ум действительно устремлен к Господу, так мало! Поэтому нам лучше в уме говорить: «Да будем иметь наши сердца ко Господу», ибо наши ум и сердце все время пресмыкаются долу. Мы и лжем вдобавок, говоря «имамы», но не имея там («горе») своего ума. Понятно, что если мы будем иметь наше сердце устремленным «горе», то и все [остальное] будет устремлено «горе».
Старец Паисий Святогорец.Слова. Том II. «Духовное пробуждение»

У меня вопрос: если заметишь в себе неблагоговение на молитве: то в носу что-то мешает, то еще что... Надо отвлечься или все же перебороть себя?

 
LenosДата: Воскресенье, 11.07.2010, 21:56 | Сообщение # 5
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Лучше заранее об этом подумать. Почистить нос, очистить совесть...
Отвлекаться можно, когда сами читаете, а не слушаете, и то ради благого, чтоб Слово Божие лучше в сердце вошло. А если грех мешает - зачем останавливаться? Потерпите. Исключение - физиология. Насморк, к примеру. Что ж не сморкаться что ли? нет. можно. А дальше - внимайте.
 
LianaДата: Вторник, 13.07.2010, 19:54 | Сообщение # 6
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Бывает, есть благоговение перед святыней. но как-то вычурно получается. Один батюшка сказал на проповеди: Да не креститесь вы так часто на службе, а то благоговение потеряете. А на самом деле? Многие крестятся даже не слушая возглас или нет.
 
RosaДата: Вторник, 13.07.2010, 19:54 | Сообщение # 7
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Варсануфий Великий : «Когда нахожусь на таком месте, где есть мощи Святых мучеников, помысл беспокоит меня, побуждая по нескольку раз подходить для поклонения им. И сколько бы я раз ни проходил мимо, внушают мне преклонять голову. Должно ли так делать?
Ответ: Не должно так делать; но если однажды поклонишься, достаточно и этого. Итак, не слушайся этого помысла, особенно, когда, не ощущая беспокойства, по собственному своему желанию придется поклониться трижды. Мы слышали, что все делающееся со смущением и беспокойством и излишнее проистекает от демонов. Также и преклонить голову однажды, или много до трех раз, и то не по понуждению, внушаемому помыслом».

Филарет Московский (Избранные творения): «Благоговение к святыне надлежит обретать постоянное, по возможности, а не на короткое время возбуждающееся.
Если трепет пред святынею приходит и проходит, надобно, чтобы оставалось в душе смиренное и умиленное желание общения с Господом».

Сообщение отредактировал Rosa - Вторник, 13.07.2010, 19:55
 
КлирДата: Воскресенье, 12.12.2010, 17:12 | Сообщение # 8
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
преп. Севастиан: Крестное знамение надо полагать правильно, со страхом Божиим, с верою, а не махать рукой. А потом поклониться, тогда оно имеет силу.
 
ToffiДата: Воскресенье, 26.12.2010, 16:51 | Сообщение # 9
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Иером. Петр Серегин:
Какое внутреннее делание (состояние) является самым необходимым для христианина? Благоговение, то есть постоянное предстояние Богу умом и сердцем со страхом и любовию. В такое состояние приводит человека вера, живая и действенная. Живая она будет тогда, когда человек только в ней будет искать и иметь жизнь. Действенной она будет, если все проявления жизни и стремления будут направлены по вере со всецелой посвященностью Богу.
 
LianaДата: Четверг, 13.01.2011, 13:52 | Сообщение # 10
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
"Нам одна достопочтенная игумения говорила, что она с юных лет так возлюбила святителя Иоанна Златоуста[21] за его духовную мощь и творения, что уже самое имя «Иоанн», когда бы и где бы оно ни произносилось и ни встречалось, умиляло ее. «Читают, например, в церкви помянник и поминают Иоанна, Иоанна... сердце мое, — говорила она, — уже трогается. Случится мне встретить на бумаге, письме, конверте это имя — то же самое: я умиляюсь». Вот как могут добрые души любить угодников Божиих и соединять свое сердце с их светлым образом."
http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Arseny/diary/diary2.html
 
NikДата: Воскресенье, 23.01.2011, 16:30 | Сообщение # 11
Блаженны нищие духом
Группа: Проверенные
Сообщений: 106
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Клир)
Благоговение

Для меня благоговение - редкое явление, но когда появляется, приписываю исключительно действию Причастия. Приходишь в храм - больше о себе думаешь, мол храм - для нас создан, а то, что это - жилище Божие, в которое вошел и с трепетом приступай ко всему, с дерзновением - проси... Это приходит, когда примешь Христа, когда поймешь, что ты не только гость в этом храме, но и сын, блудный сын, пришедший к Отцу.
 
ДеньДата: Среда, 27.04.2011, 12:49 | Сообщение # 12
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Nik)
Это приходит, когда примешь Христа,

Для этого надо иметь благоговейный трепет пред Богом, а для тех, кто не осознает этого Таинства- чув-ва никакого не будет.
 
Форум » Добродетели » Благоговение » Благоговение
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа