Познание основ православной веры

Четверг, 25.04.2024, 19:05

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Эвтаназия - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Грехи » Убийство » Эвтаназия
Эвтаназия
КлирДата: Вторник, 27.04.2010, 20:08 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Иерей Александр Харитонов: "Церковь относится к эвтаназии глубоко негативно. Действительно, есть точка зрения, что эвтаназия – это акт гуманизма. По моему мнению, эвтаназия – это акт огромной жестокости, которую люди проявляют по отношению к своим близким.

Практику эвтаназии чаще всего пытаются оправдать заботой о близких. Здесь мне хочется рассказать одну историю: жили учитель и ученик. Во время поста ученик съел рыбу. Когда учитель спросил у него, зачем тот нарушил пост, ученик ответил, что не сдержался, потому что очень любит рыбу. «Не рыбу ты любишь, - сказал учитель.– Если бы ты любил рыбу, ты бы создал ей условия для хорошей жизни. Ты любишь не рыбу – ты любишь ее вкус на своем языке». Так же и мы: совершая эвтаназию, человек проявляет заботу не по отношению к своему близкому, а по отношению к самому себе. Ему тяжело видеть болезнь, страдания близкого, ему хочется жить полной, здоровой жизнью, не обремененной заботами о тяжелобольном.

Надежда должна сопровождать человека до самого конца. Поверьте, известны случаи – и их много, когда человеку, который не отчаивался, который находил в себе силы молиться и верить, посылалось чудесное исцеление. На каждого из нас у Господа свой замысел – и никто из нас не знает его.

И еще одно: мы должны помнить, что со смертью тела жизнь не прекращается, что она продолжает жить в Вечности. Именно это должно быть нашей надеждой на то, что если мы достойно проживем жизнь на этой земле, Бог нас сподобит увидеться с нашими близкими и в мире ином. Поэтому даже смерть в Православии мы не называем смертью – мы называем ее Успением".

 
LianaДата: Воскресенье, 07.11.2010, 14:46 | Сообщение # 2
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
ОБЕЗБОЛИВАНИЕ И ЭВТАНАЗИЯ

(Православная газета №19 (53) 1996г.)

Многие люди, непосредственно столкнувшиеся с физическим страданием, задаются вопросом: гуманно ли при помощи лекарств продлевать жизнь безнадежно больного человека? Почему нельзя помочь ему поскорее уйти из жизни, если сам он желает этого? Взгляд защитников жизни на эту проблему столь же однозначен, как и в отношении абортов. А вот как отвечает на вопрос о нравственной правомерности обезболивания и эвтаназии священник.

Церковь не возражает против практики обезболивания с помощью фармакологических средств. Вместе с тем она занимает твердую позицию против сокращения жизни, даже если человек уже при смерти и последние его часы проходят в мучениях. У меня в связи с этим два вопроса. Во-первых, какой смысл в существовании умирающего человека, которого пичкают обезболивающими средствами и который не осознает, что с ним происходит? Второй вопрос: средства против боли обычно разрушают организм и приводят к сокращению жизни, а если употребить их в большей дозе, то и к смерти. Тогда почему считается нравственным применение этих средств в меньшей их дозе и медленное сокращение жизни, но безнравственным - употребление тех же средств в большой дозе и быстрое сокращение жизни?
На второй вопрос легче ответить - с него и начну. Всякое действие против человеческой жизни, независимо от того, совершается убийство сразу или постепенно, ужасающе безнравственно. Оно ведет к духовному опустошению того, кто совершил это преступление. Говорят, были прежде изощренные отравители, умевшие убивать так, чтобы на них не пало подозрение, - длительным применением небольших, соответственно подобранных доз яда. Но разве их преступление перестает быть таковым оттого, что убийство происходило постепенно? Скорее наоборот, преступление, совершенное так расчетливо и хладнокровно, заслуживает еще большего нравственного осуждения.
Употребление обезболивающих средств нравственно допустимо не потому, что оно сокращает жизнь понемногу. Скорее так: мы не налагаем принципиальных нравственных запретов на практику обезболивания несмотря на то, что иногда она приводит к сокращению жизни. В моральном учении это называется принципом двойного следствия.
Попробую объяснить этот принцип на несерьезном примере. Минуту назад я вымыл себе голову. На дне ванны остались, к сожалению, выпавшие волосы. Вероятно, частое мытье головы ускорит мое облысение. Но я мою голову не для того, чтобы стать лысым, а для того, чтобы она была чистой. В жизни часто бывает, что наши действия имеют побочные следствия, не всегда желательные. Нужно их учитывать, иногда это удержит от действия (например, я не буду мыть голову, если в комнате температура -1, лучше подожду до завтра, когда отопление наладят). Однако в этом мире не удается достичь такого комфорта, чтобы то или иное действие не имело нежелательных побочных следствий.
Нежелательное побочное следствие применения обезболивающих - их вредное влияние на организм. Но не затем дают их страдающему, чтобы повредить его здоровью или даже жизни. Врач, имеющий на выбор два препарата, одинаково способные утолить боль, всегда выберет менее вредный. Так что употребление этих средств не вызывает принципиальных нравственных возражений, хотя и порождает нравственные проблемы. В принципе же перспектива принести физическое облегчение страдающему человеку морально одобряется.
Но явная натяжка утверждать, что убийство из жалости - наиболее радикальный метод облегчить боль. Защитники эвтаназии доходят иной раз и до таких абсурдных и неприемлемых аргументов. Представим себе, что у меня порвались брюки. Я решаю их зашить. Однако я могу прийти к выводу, что овчинка выделки не стоит, и выбрасываю их в печку. Называется ли это зашиванием дырки на брюках? Ведь я не зашивал дыру, а уничтожил рваные брюки! Эти два действия не только различны, но противоположны. Такова и принципиальная разница между обезболиванием и убийством человека, который испытывает боль.
Здесь как на ладони видна вся аморальность эвтаназии. Но ведь человек чем-то отличается от дырявых брюк! Мы противники эвтаназии, ибо все мы - верующие и неверующие - носим в себе глубокое убеждение, что смысл человеческой жизни превышает меру нашего понимания. Верующий добавит к этому, конечно, многие религиозные аргументы.
Но хорошо бы еще и понять, что речь идет о чем-то большем, нежели чисто негативный запрет предавать смерти людей, которые все равно скоро умрут. Дни и часы, за которые человек - мой ближний, а когда-то и я сам - уходит из этого мира, - время или особого просветления, или особой безнадежности. Тогда-то и проявляются либо человеческое достоинство и солидарность, либо отчаяние и эгоизм. Думаю, небезосновательна догадка: эвтаназия изобретена здоровыми людьми, для которых чужое умирание - ситуация весьма тягостная, хлопотливая, и они хотели бы от нее побыстрее и подальше убежать. А ведь умирающему нужно подлинное, а не просто физическое присутствие других людей, особенно близких. К сожалению, правда такова: попытки защитить эвтаназию свидетельствуют о глубоком кризисе человечности, о распаде самых элементарных межчеловеческих связей.
А если сам страждущий умоляет умертвить его, сделав укол? Не забуду, что ответила на этот вопрос одна моя знакомая, работавшая сиделкой. "Да, иногда бывает, что больной просит меня положить конец его жизни. Я никогда не возмущаюсь и не отказываю сразу, не пытаюсь объяснить, что так нельзя. Спрашиваю только: а что случилось? И всегда оказывается, что этот человек или почувствовал себя униженным собственной беспомощностью (например, он сходил под себя), или переживает свою заброшенность близкими, или не хочет больше быть им в тягость. Одним словом, я не встречала еще ситуации, в которой просьбы помочь больному умереть не удавалось бы прекратить, просто уделив ему больше любви". Этот рассказ кажется мне очень мудрым.
Еще на тему эвтаназии. Задумавшись над вопросом о смысле существования умирающего, напичканного обезболивающими и не осознающего, что с ним происходит, вспомним о нравственных аспектах анестезии.
Труд овладения своей плотью и внутреннего очищения - обязанность христианина, ибо не удается долгое время избегать грехов и верно исполнять свои обязанности тому, кто не хочет предпринять усилия очищения и умерщвления плоти.
Важная роль в деле нашего очищения принадлежит страданиям, с которыми встречается каждый человек. Отсюда не следует, что желание избежать страданий - нечто нравственно сомнительное. Однако самоограничение и внутреннее очищение помогают переносить в Духе Божием те несчастья, страдания и трудности, которых не удается избежать.
Учение же о фармакологическом обезболивании можно свести к четырем положениям.
1. Нельзя применять обезболивающие средства вопреки воле страдающего человека. Иными словами, человек имеет право принять свое страдание во всей полноте.
2. Но человек имеет также полное право пытаться устранить пли уменьшить свое страдание, которое способно как очистить, так и уничтожить человека. Именно благодаря обезболиванию легче молиться и переживать свою болезнь в единении с Богом. Использовать обезболивающие средства можно, а вот внушать тяжело страдающему человеку мысль об отказе от этих средств - нельзя.
3. Вместе с тем не следует лишать умирающего возможности осознанно расстаться с этим миром: отдать последние распоряжения, соединиться с Богом, проститься с ближними. Анестезия, которая полностью лишает умирающего сознания - достойная сожаления практика.
4. Не следует думать, что отказ от обезболивающих средств - это героизм, хотя нельзя забывать о том, что Христос перед лицом смерти не принял наркотического напитка. Идеал христианского героизма не требует отказа от обезболивающих средств. Все зависит от конкретных обстоятельств. Самое совершенное и героическое решение может состоять как в приеме этих средств, так и в отказе от них.
Короче говоря, нет трафаретного ответа на вопрос, что делать, чтобы уход из этого мира совершился в Духе Божием. Нем стандартного ответа на вопрос, что делать, чтобы умирающий как можно меньше страдал, и как вместе с тем помочь ему уйти из этого мира достойно. Только любовь - врача, сиделки, ближних - сумеет найти способ, чтобы одновременно достичь этих двух целей.

Материал подготовила Алла КАЛМЫКОВА
"Выбери жизнь"

 
DayДата: Четверг, 02.12.2010, 21:19 | Сообщение # 3
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 231
Репутация: 0
Статус: Offline
УБИЙСТВО ВРАЧАМИ СВОИХ ПАЦИЕНТОВ ЛЕГАЛИЗОВАНО

Хотя эвтаназия (безболезненное умерщвление людей) фактически практиковалась в некоторых странах, впервые в мире в Нидерландах убийство пациентов получает законодательную основу. Двадцать пять лет понадобилось на то, чтобы добиться этого «исторического» решения. Были вложены большие деньги в пропаганду, обработку общественного мнения.
Следующими стоят на очереди Австралия, Колумбия, Бельгия и некоторые другие страны.
Голландия устойчиво заняла самое передовое место среди «цивилизованных стран» и заслужила репутацию «общеевропейского публичного дома». В Нидерландах легализована проституция, торговля наркотиками, растление детей в школе под видом «полового воспитания». Здесь официально защищают свои права педофилы. Гомосексуальные браки не только разрешены, но наиболее продвинутые «христианские церкви» благословляют содомские союзы. Вообще жители этой страны не отличаются излишней скромностью. Еще известно, что по статистике Голландия - самая атеистическая и самая густонаселенная страна мира. В Амстердаме есть улица под названием «Русская». На ней расположено «Русское» кафе, где уставший турист может купить немного марихуаны, никого не боясь и не стесняясь...
По сообщению «Интерфакса», Министерство здравоохранения РФ исключает введение в медицинскую практику эвтаназии. «В России это исключено. Основанной на глубоких корнях российской культуре это не подходит. И никогда не подойдет», - заявил заместитель министра Анатолий Вялков, комментируя в интервью «Интерфаксу» принятый на днях в Нидерландах закон об эвтаназии. Замминистра не думает, что подобный закон появится в РФ в ближайшем будущем.
Прецедент с легализацией убийства тяжелобольных в Европе уже был во времена нацистской Германии. И закончился он международным трибуналом в Гааге. Этот город, кстати, тоже находится в Голландии.

Православный медицинский сервер / Православие 2000

 
461119Дата: Четверг, 07.07.2011, 13:18 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Архим.Рафаил К.
"Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны…
В церковных молитвах есть особое прошение о христианской кончине нашей жизни, о приготовлении к ней через покаяние и Святые Таинства . Готовиться к смерти мы должны всю жизнь, но особенно важно не потерять те драгоценные дни, часы и минуты, когда человек, прощаясь с землей, уходит в вечность. «В чем застану, в том буду судить»,– говорит Господь. «День смерти больше, чем день рождения» – так сказал преподобный Марк Фраческий монаху, который должен был похоронить его. День смерти, в сущности, и является днем рождения в ту жизнь, которой нет конца. Он является итогом, заключением, экзаменом и потому – приговором над человеком.
Почему Господь ублажает плачущих ? Плач – это разрушение земных иллюзий. Зная жестокость и окамененность нашего сердца, Господь посылает нам болезни, как предвозвестников смерти. Человек видит, как разрушается его тело, с которым он себя отождествил, похоти которого заглушили голос духа. Он видит свое тело бессильным, разлагающимся заживо, как будто его пожирают невидимые черви; тело, источающее нечистоту и смрад, истощенное, изборожденное морщинами; тело, которое должно превратиться в труп; тело, в котором он искал наслаждения, обратившееся теперь в какой-то сгусток боли. Даже само общение с больными – уже напоминание о смерти: жизнь человека, прикованного к одру болезни, представляется подобной хрупкому стеклу, которое может сломаться от одного неожиданного удара. Бинты, пропитанные гноем, запах разлагающейся крови – все это словно образ греха, разъедающего человеческую душу, того страшного недуга, той раны, исцелить которую может лишь Божественная благодать.
Больница похожа на тюрьму. В тюрьме человека удерживают засовы и решетки, а здесь он прикован к постели болезнью, словно цепями. Болезнь дает драгоценную возможность для покаяния, она отрезвляет человека, она показывает ничтожность наших страстей, от «великолепия» которых остались только темные пятна в душе, она открывает нам всю ложь человеческой гордыни, она, как колокол в храме, зовет человека к Богу. Но опять-таки и это драгоценное время, которое может стать решающим для человека в вечности, стремится отнять демон, причем под видом добра. Самые близкие люди стараются сделать все, чтобы смерть застала больного врасплох. Они скрывают от него, что болезнь смертельна или опасна, они лгут, что он скоро поправится, они тешат его несбыточными надеждами, они уверены, что даже намек о смерти отравит последние дни умирающего. Еще можно было бы понять, если бы это делали неверующие люди, для которых рождение – случайность, а смерть – неизбежность; но так поступают многие христиане, не понимая, что они становятся предателями спасения человека, духовными убийцами того, кого они любят.
Бывает так, что родные и близкие умирающего боятся напомнить ему о необходимости исповедоваться и причаститься или медлят позвать священника, чтобы больной не догадался, что болезнь приняла серьезный оборот. Для врачей скрывать от больного его состояние, то есть лгать и обманывать его, стало неписаным правилом медицинской этики, а вернее, этикета. Между тем нераскаянные грехи мучают душу человека, хотя бы он и сам не сознавал этого, а покаяние и причащение Святых Таин доставят ему мир и спокойствие, подадут исцеление или силы достойно, с покорностью воле Божией встретить смерть. Как часто священника зовут к больному уже тогда, когда тот потерял сознание и не может причаститься! Насколько лучше в этом отношении поступают китайцы, которые дарят своим родителям в знак любви гробы, и те принимают этот подарок с радостью и благодарностью, как заботу детей об их посмертном жилище. Если умирающего не предупредить о том, что вот-вот и он оставит этот мир, и тем самым духовно убить его, то он в объятиях смерти будет проклинать тех, кто его усыпил и обманул.
Мышление современных людей направлено на то, чтобы, лишив человека памяти о смерти, дать ему беззаботно, мы бы сказали «комфортно», умереть. Эта ложь порождает, в свою очередь, другое зло, не менее опасное: если болезнь мучительна, а возможности выздоровления нет или она ничтожно мала, то возникает вопрос: не будет ли милостью прервать эти мучения, то есть или прекратить лечение, или дать человеку вещество, например, наркотик в большой дозе, который безболезненно убил бы его? В некоторых странах уже принят закон, который предоставляет врачам и родственникам право решать вопрос о жизни и смерти больного. Здесь – тот же гуманистический атеизм или атеистический гуманизм противостоит Промыслу Божиему, и человек берется решать вопрос о жизни и смерти, хотя решение это принадлежит только Богу. По правилам Церкви, если умирающий выразил каким-либо образом свое раскаяние, то какова бы ни была его прошлая жизнь, над ним совершается христианское погребение и другие заупокойные молитвы. Таким образом, даже краткое предсмертное покаяние дает надежду на спасение – остальное решает Господь. В Евангелии говорится о раскаявшемся разбойнике: уже будучи пригвожденным ко кресту, он хулил Спасителя, но вдруг, словно луч небесного света, осияла его сердце вера и его предсмертное покаяние было принято Господом .
Представим другую картину. Предположим, что когда этого разбойника вели на место казни, кто-нибудь дал бы ему яд, чтобы облегчить страдания, и разбойник умер бы на пути до распятия. Что было бы тогда с его душой? Она пошла бы в ад.
Врачи, усыпляющие больного смертельной дозой наркотика, лишают его, быть может, последнего шанса – покаяния перед смертью, хотя бы это покаяние и было соединено с последним вздохом. Поэтому новое учение «о легкой смерти» как милости к больному превращается в непоправимую жестокость.
Современный человек всеми силами избегает вспоминать о смерти. Многие боятся посещать кладбища, присутствовать на похоронах, даже видеть гроб близкого человека. Психиатры внушают своим пациентам не думать о смерти, чтобы избежать фобий и неврозов. Если сравнить память о смерти с отдаленными раскатами грома, то люди готовы заткнуть уши воском, чтобы не слышать их; если сравнить с блеском молнии, озаряющей ночь, то люди готовы носить на глазах повязку, чтобы жить в темноте.

Человека всегда сопровождают два невидимых спутника: Ангел-хранитель и демон. Демон влечет его к греху через похоти, Ангел-хранитель удерживает от греха, напоминая о смерти. Некоторые люди считают, что память о смерти может парализовать волю человека, сделать его не способным к труду, лишить цели в жизни, погрузить в состояние постоянного уныния, в то, что называется прострацией. Но это не так. Уныние есть следствие разочарований или неисполненных желаний. Память же о смерти, напротив, заставляет человека дорожить временем, помогает понять, что его истинная цель лежит за чертой земной жизни. Она разрушает не жизнь, а иллюзию жизни, она само время подчиняет вечности. Память о смерти дает мужество в испытаниях, утешение в скорбях, так как для христиан сама смерть озарена светом воскресения.
Войдите в палаты, где лежат умирающие. У дверей стоят носилки, на которых трупы понесут в морг и положат их там один на другой, как дрова в поленнице. Посмотрите на умирающих от чахотки: их тела жжет невидимый огонь. Кожа обтянула кости, а при дыхании изо рта выходят кровавые пузыри. Посмотрите на умирающих от рака: как будто спрут обвил их тела своими щупальцами и медленно пожирает их. Посмотрите на умирающих от гангрены: тело становится у них черным, как уголь, они гниют еще заживо, словно трупы. Посмотрите в глаза всех этих людей: кажется, они уже смотрят куда-то за пределы этого мира. Но последний вздох – первый шаг в неизвестность, в этот момент глаза человека меркнут и точно превращаются в тусклое стекло.
Премудрый Соломон писал: «Тело, взятое из земли, идет в землю, а душа – к Богу, создавшему ее, на суд» . Теперь возрождается языческая традиция: сжигать трупы; человек превращается в горсть пепла. Для христиан образ сжигающего огня – это образ ада. Для язычников – их неверия в воскресение. При кремации становится как бы неуместным и самый чин христианского погребения . Слова молитвы «земля еси и в землю отыдеши» должны быть изменены: «земля еси и в огнь отыдеши». Могилу, которую осенял бы крест, сегодня так часто хотят заменить и действительно заменяют урной или коробкой с горстью пепла – так легче избавиться от памяти о смерти".
 
Форум » Грехи » Убийство » Эвтаназия
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа