Познание основ православной веры

Четверг, 28.03.2024, 12:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Богословие непослушания - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Грехи » Непослушание » Богословие непослушания
Богословие непослушания
LianaДата: Воскресенье, 02.01.2011, 23:20 | Сообщение # 1
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

«Богословие непослушания»

Теперь рассмотрим, что в учении святителя Игнатия Кавказского о послушании представляется неверным современному афонскому иеромонаху. Отец Доримедонт пишет: «Из жития святителя известно, что он встал на благодатный путь послушания старцу в самом начале своего монашеского подвига, однако скоро сошел с этого легкого и быстрого пути и пошел к Богу путем иным - долгим, тернистым и опасным. «…» Итак, описанный в сочинениях святителя Игнатия опыт духовной жизни без послушания старцу - это его личный духовный опыт, в православной аскетике настолько же исключительный, как, например, опыт преподобной Марии Египетской. Такие примеры - исключения из правил. «…» Подавляющее большинство преподобных отцов достигло Бога, идя путем послушания старцу»[1]. Далее в брошюре говорится, что «многими современными духовными писателями путь духовной жизни без послушания старцу признается единственно верным…Гиперболизируя мнение и опыт святителя Игнатия и отвергая все противоречащие им мнения и опыт святых отцов, современные противники послушания создали доселе невиданное “богословие непослушания” - протестантское по своей духовной сути. Но в эпоху святителя Игнатия “богословие непослушания” было немыслимо. Ведь в те времена в русском монашестве опыт послушания старцу жил и плодоносил. Именно поэтому русские подвижники XIX и начала XX веков, не разделяя частное мнение современного им святого отца (мнение святителя Игнатия о послушании не подтверждает ни один из современных ему аскетических писателей), не пытались с ним полемизировать. «…» Само живое тогда монашеское Предание убедительно опровергало мнение святителя»[2]. Отец Доримедонт замечает, что в России в результате последовавших на монашество гонений был утерян этот опыт послушания старцу. И теперь, вместо того чтобы вернуться к святоотеческому опыту, некоторые лица пытаются «богословски» обосновать свое нежелание этого спасительного возвращения. Они выбирают «из всего благодатного наследия святителя Игнатия его частное мнение по отдельному вопросу», и, «умело спекулируя на нем, безответственно закрывая глаза на то, что во всей истории православной аскетики нет ничего, что подтверждало бы это мнение святого отца, противники послушания придают своему “крестовому походу” против Предания характер священной войны за восстановление поруганных святынь»[3]. Затем в брошюре уже конкретнее рассматривается учение епископа Игнатия: «Исходной точкой всех рассуждений святителя Игнатия о послушании является решительное утверждение о том, что в новую (современную святителю) эпоху отсутствуют духоносные старцы и наставники… Святитель утверждает это априори: “отсутствие духоносных мужей”, “духовное оскудение” являются для него данностью, как бы объективно лежащей за рамками его сочинений и не требующей доказательств ни для самого автора, ни для читателя…Можно сказать, что святитель учит не о послушании вообще, а о послушании в новые или последние времена. Краеугольным камнем собственно учения святителя Игнатия о послушании является следующее утверждение: по причине отсутствия духоносных старцев послушание в том виде, в каком оно было у древнего монашества, “не дано нашему времени”. Святитель по видимости не опровергает общих принципов послушания, но существенно корректирует их применительно к эпохе духовного оскудения. «…» Святитель советует новоначальным общежительным монахам оказывать послушание игумену и старшей братии, но категорически отвергает возможность глубокого послушания, отсечения мудрования, таинственного духовного союза “послушник - старец” для своей эпохи»[4]

Далее отец Доримедонт говорит, что послушание имеет различные формы и степени и что одним и тем же словом «послушание» могут выражаться явления различной формы и глубины: «Послушание внешнее, деятельное, отсечение воли должно, по святоотеческому учению, иметь в своей основе послушание внутреннее, духовное, послушание мудрования. «…» Самое результативное послушание - это именно послушание мудрования, а не одно лишь отсечение своей воли. Именно этим послушание и отличается от рабства, несмотря на то, что по внешней форме они могут быть и схожи. Заметим, что в сочинениях святителя Игнатия наблюдается смешение различных видов послушания. Святитель обычно не уточняет, какое послушание он имеет в виду в том или ином случае. «…» Итак, святитель признает послушание основной монашеской добродетелью. Он прекрасно пишет о плодах послушания в статье “О молитве Иисусовой”[5]. Но одновременно он ограничивает послушника лишь внешним, деятельным послушанием[6]. Послушание мудрования (святитель может называть его и другими именами, например, “послушание старцу”, “послушание в его древнем виде” и т. п.) им отвергается категорически»[7]. В брошюре поясняется, как святитель Игнатий понимает три вида подвига - телесный, душевный и духовный: «Телесный подвиг - это деятельные добродетели. Святитель говорит, что сами по себе, без душевного подвига, они остаются без плода. Подвиг душевный - это “хранение ума, трезвение, внимание, умное делание, умная молитва”[8]. Подвиг духовный есть, по святителю Игнатию, тот же душевный, но уже осененный Божественною благодатию. Святитель говорит, что душевный подвиг в современную ему эпоху находится в полном забвении и пренебрежении. Он утверждает, что делателей душевного подвига среди современного ему монашества нет. По этой причине он считает вверение послушника старцу в делании душевного подвига опасным и вредным[9]. Итак, по святителю Игнатию, слушаться (глубоко, или “душевно”) следует только духоносного наставника. К сожалению, точного определения слову “духоносный” святитель не дает. «…» Вероятнее всего, под выражением “духоносный наставник” святитель Игнатий имел в виду наставника, опытного в прохождении душевного (по терминологии самого святителя) подвига. Из этого следует, что святитель не признавал в современных ему наставниках иночества опытных духовных руководителей, несмотря на то, что со многими из современных ему подвижников (некоторые из них прославлены ныне в лике святых) святитель был лично знаком»[10]. Отец Доримедонт замечает также, что святитель Игнатий даже в Оптинских старцах не видел ни в одном «не только духовного, но даже и душевного делателя» и «характеризовал их как знакомых лишь с деятельным или телесным подвигом». Затем в брошюре говорится о силе послушания, о его значении для монаха, о том, что «самый легкий и безопасный путь в Небесное Царствие из всех избирает послушник - он въезжает в рай, сидя на плечах своего старца…»[11]. Говорится о том, что старец может преподавать послушнику высокие духовные учения не сразу или даже не преподавать их вовсе,- исходя из его духовного состояния. Делается вывод: «Таким образом, послушник не несет никакой ответственности за то, какой вид духовного учения будет ему преподаваться. Ища послушанием таинственной Божьей Премудрости, он в лице своего старца видит Христа и по Его неложному обетованию находит в своем поиске Благодать Духа Святаго. «…» Если же послушник подвизается в умном делании, то он обеспечивает свои безопасность и преуспеяние опять-таки послушанием. Причина этого кроется в благоугодном Христу подчинении нашей воли чьей-то еще»[12].

Далее отец Доримедонт упоминает преподобных Серафима Саровского и Зосиму (Верховского), безусловно духоносных мужей, которых можно без всякого сомнения признать «корифеями» двух современных святителю Игнатию ярких русских школ послушания: общежительной - Саровской и отшельнической - Брянско-Орловской. Далее в брошюре подчеркивается, что «признания Церковью плодотворности подвига послушания этих современных святителю Игнатию преподобных достаточно для того, чтобы поставить точку…»[13]. Но автор брошюры точку здесь не ставит… Однако мы пока поставим многоточие и попробуем подробно разобрать эти обвинения, направленные в адрес учения святителя Игнатия о послушании.
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lazar/Lasar_Golos/3.html

Сообщение отредактировал Liana - Воскресенье, 02.01.2011, 23:20
 
SonДата: Четверг, 06.01.2011, 19:28 | Сообщение # 2
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Непослушание воле Божией - явное несогласие с волей Божией, выраженной в Его святых заповедях, Священном Писании, указаниях духовного отца, голосе совести, а также перетолковывание воли Божией на свой лад, в выгодном для себя смысле. Сюда же относится поставление собственной воли выше воли Христовой, неисполнение обещаний и обетов данных на исповеди.
 
Форум » Грехи » Непослушание » Богословие непослушания
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа