Познание основ православной веры

Четверг, 25.04.2024, 17:57

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Материализм - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Грехи » Маловерие » Материализм
Материализм
КлирДата: Среда, 26.01.2011, 12:37 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Н.Колчуринский

Тупики эволюционного материализма

(по материалам работ Дж.К.Эклса).

Эволюционный материализм, являющийся доминирующим мировоззрением в окружающем нас социуме, претендует если не на всеобъемлющее решение всех проблем, связанных с мировоззрением, то, по крайней мере, на свою научность. Критериев научности любой концепции, как известно, несколько, в том числе: непротиворечивость, соответствие наблюдаемым фактам, проскопия (спо­собность модели предсказывать события), возможность объяснения при по­мощи модели большинства фактов или основных фактов.

Отвечает ли эволюционный материализм, предполагающий объяснить все, что происходит в мире, наличием в мире одного начала - материи и ее эволюционным развитием, упомянутым критериям научности? (Материалом для решения поставленной задачи послужили работы известного австра­лийского нейрофизиолога Дж.К.Эклса.[1])

С древних времен люди задавались вопросом о том, как соотносится то, что мы называем сознанием, с материальным миром. С древности мно­гими мыслителями внутренний мир человека связывался с его телом. В настоящее время в научной литературе доминирует точка зрения, сог­ласно которой, психический мир человека связан исключительно с физио­логической активностью его головного мозга.[2] Поэтому в зарубежной на­учной литературе проблема связи психических явлений и телесных (мозго­вых) носит, как правило, название "brain-mind problem"; в отечественной научной литературе для обозначения аналогичной проблематики можно встретить названия : "психофизическая проблема" и "психофизиологичес­кая проблема". На основе анализа многих исследований, посвященных изу­чению психофизиологической проблемы, Дж.К. Эклсом и К. Поппером [3] были выделены следующие четыре группы теорий, инспирированных "превалирующей матери­алистической философией" и делающих попытки ее решать (2,3,4 ).

1.Радикальный материализм или радикальный бихейвиризм. Эта теория отрицает существование процессов и явлений сознания [4] и психических состояний как таковых[5] (5 и др.). Радикальный бихейвиоризм предлагает полное объяснение всего поведения человека, включая вербальное, и сос­тояний, связанных с их осуществлением, используя только термины самого поведения (реакция, подкрепление и т.п.), при этом мир психических яв­лений объявляется полной иллюзией, не подлежащей, согласно строгим критериям позитивистской науки, никаким научным исследованиям. Эта по­зиция привлекательна для некоторых не только тем, что проста, но и тем, что снимает психофизиологическую проблему с повестки дня, а так же снимает и всю проблему происхождения сознания. Весь космос редуцируется к изначальной простоте, которую он имел еще до по­явления жизни. Хотя это и крайне привлекательно для некоторых филосо­фов, ученые, изучающие работающий мозг человека, очевидно должны приз­нать такой крайний редукционизм абсурдным.[6]

2.Панпсихизм. Это очень древняя теория, разрабатывавшиеся в частности древнейшими греческими философами (Фалес Милетский), которые утвержда­ли, что "душа присуща всему, что есть в мире". Различные варианты панпсихизма исповедывали в частности Спиноза и Лейбниц. Самое основное в этой теории заключается в утверждении о том, что все вещи обладают некоторой внутренней психической стороной, будучи при этом внешне ма­териальными. Панпсихизм привлекает иногда и некоторых современных био­логов (8,9), потому что он предлагает весьма удобное решение проблемы эволюционного происхождения сознания. Именно: сознание было связано со всей материей на некоторой протопсихической стадии, и просто развива­лось с увеличением сложности мозга вплоть до того, как оно предстало пред нами в виде само-сознания, связанного с человеческим мозгом. Т.о. теория панпсихизма предполагает существование параллели между явлениями сознания и мозговыми явлениями. Однако современная физика не приписы­вает памяти или индивидуальности элементарным частицам - поэтому панп­сихическая доктрина существования "протосознания" у этих частиц, должна быть отвергнута.

Панпсихизму не удается избегнуть, как проблемы происхождения соз­нания, так и проблемы его развития (см. далее). Как панпсихизм, так и радикальный материализм соблазнительны тем, что мир в этих двух кон­цепциях предстает перед нами, как некое гомогенное целое.

3. Эпифеноменоменализм. Эпифеноменализм отличается от панпсихизма тем, что психические состояния приписываются только тем живым сущест­вам, которые обладают такими формами поведения, которые могут быть оценены, как свидетельствующие о наличии психики, например, такими, как обучение. Все вариации эпифеноменализма имеют в качестве централь­ного догмата тезис о том, что психические процессы абсолютно никак не влияют на реальное поведение - именно в том смысле, как эту мысль вы­разил "самый первый дарвинист" Томас Хаксли: "свисток паровоза не влияет на его работу". При этом утверждается, что на некоторой стадии эволюции живой природы поя­вились (совершенно не понятно как и почему) эти, не оказывающие ника­ких воздействий на реальное поведение ментальные состояния, затем пос­тепенно они развивались по ходу процесса эволюции вплоть до стадии че­ловеческого самосознания. Действительные отношения между мозгом и пси­хикой при этом не определены, однако утверждается, что психические состояния идут, согласно этой теории, параллельно с состояниями мозга, так же, как и согласно теории панписихизма.

4. Теория психофизиологической идентичности. Вот, что писал о ней Дж.К.Эклс (3): "Теория психофизиологической идентичности или теория централь­ного состояния. Как и панпсихизм эта теория была впервые разработана греческими философами и эти две теории часто были связаны друг с дру­гом, как например, у Спинозы и Ренша (9). Наиболее тонко разработанная и приемлемая форма этой теории была дана Фейглом (10).

Существуют многие ее варианты (...). Многочисленные аналогии были предложены для того, чтобы иллюстрировать постулированную идентич­ность, однако все компоненты (предлагаемые для иллюстрации – прим.перев.) при этом всегда сугубо материального ха­рактера. Например, предлагалась такая гипераналогия - утренняя звезда и вечерняя звезда, идентичные с планетой Венерой. Другие аналогии таковы: облако и туман, идентичные с множеством (взвешенных) капелек воды в атмосфере; или вспышка света=электрический разряд или гены= ДНК[7].

Тем не менее существуют привлекательные и важные черты в этой тео­рии. Психические процессы рассматриваются как реальные вещи или как ве­щи в себе. Они предположительно рассматриваются, в качестве свойства весьма ограниченной группы материальных объектов, именно - нейрональ­ных явлений (events) в мозге и возможно лишь только в определенных от­делах мозга. Сознательные переживания познаются посредством непосредс­твенного знания (knowledge by acquaintance ), в то время как "идентич­ные " физические явления познаются при помощи описательного знания (knowledge by discription) нейрональных явлений, происходящих в мозге. Эти явления, изучаемые учеными, исследующими мозг, порождают сознательно воспринимаемые переживания. Таким образом, ключевая идея здесь в основном заключена в параллелизме или в сущест­вовании внутреннего и внешнего аспектов. Удивительно, что было сделано весьма мало на пути развития этой сомнительной гипотезы, особенно в плане попыток идентификации этих (особых) нейрональных явлений, выде­ляемых этим критерием идентичности, как в анатомическом плане, так и в физиологическом[8]. Полтен (12) критически проанализировал теорию идентичности в варианте Фейгла. Эта логическая атака была жестокой и исчерпывающей и до сих пор осталась без ответа. (Более глубокое обсуждение см. 2, отдел 22.) Ученые, изучающие мозг, находят привлекательной теорию идентич­ности, поскольку она открывает для них дорогу в будущее. Всеми призна­но, что наше современное понимание мозга совершенно неадекватно для то­го, чтобы обеспечить более, чем самое грубое объяснение того, каким образом мозг обеспечивает все богатство и чудесное разнообразие перцеп­тивного опыта, или того, каким образом психические явления или мысли могут иметь столь огромное разнообразие и ту колоссальную плодотвор­ность, какою обладают инсайты нашего воображения при их воздействиях на окружающий мир. Однако все это заботливо удалено из поля зрения этой теорией, которая была названа "обещающим материализмом» (2- от­дел 26) .

Эта теория связана с большими успехами наук о мозге, которые нес­омненно открывают все больше и больше из того, что происходит в нем при восприятии, контроле за движениями, при состояниях осознаваемых или неосознаваемых. Цель этих исследовательских программ состоит в том, чтобы давать все более и более полное объяснение того, как все поведение и опыт животного или человека объяснимы посредством мозговых механизмов. В соответствии с концепцией обещающего материализма, этот научный прогресс постепенно элиминирует те феномены, которые, как нам сейчас представляется, требуют для своего объяснения использование ментальных терминов, и т.о. в конце концов все станет описуемо в мате­риалистических терминах наук о мозге и победа материализма над мента­лизмом будет полной. Я смотрю на эту теорию как на безосновательную. Чем больше мы узнаем о мозге посредством научных исследований, тем больше мы вынуждены дифференцировать мозговые процессы и психические феномены, и тем более удивительными вследствие этого становятся психи­ческие феномены. Обещающий материализм есть не более как религиозная вера, которой придерживаются догматические материалисты, часто смеши­вающие свою религию со своей наукой. Она имеет все черты Мессианского пророчества о будущем решении всех проблем - о своего рода Нирване для наших несчастных потомков. В отличие от этого подлинно научная уста­новка заключается в том, что научные исследования бесконечно порождают вопросы на пути достижения все более широкого и глубокого понимания природы и человека".

При помощи терминологии К.Поппера сходства и различия между упомяну­тыми вариантами решения психофизиологической проблемы могут быть представлены следующим образом (2,3,4):

 
КлирДата: Среда, 26.01.2011, 12:37 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Согласно терминологии Поппера, World 1 - это весь физический мир, мир материи и энергии, World 2 - это мир психический явлений, субъек­тивных состояний.

Для радикального материализма все есть World 1, при этом World 2 не существует. Для панпсихизма все есть World 1-2, и ни World 1, ни World 2 не обладают отдельными, изолированными формами существования. Для эпифеноменализма World 1 имеет два компонента: World 1р - все фи­зические явления, не сопровождающиеся психическими состояниями; и World 1m - мир физических явлений, сопровождаемых психическими состоя­ниями, которые есть эпифеномены. Т.о. можно записать: World 1 = World 1р + World 1m , при этом World 1m → World 2. (Стрелочкой обозначается направление причинно-слендственных связей). Для теории идентичности World 1 = World 1р + World 1m и World 1m = World 2, по причине отноше­ний идентичности между ними. Для дуалистического интеракционизма[9] - World 1m и World 2 - независимые сущности, при этом утверждается, что в особых отделах мозга, т.н. "связанного мозга" ("liaison brain") осу­ществляется их взаимная интеракция. World 1lb ↔ World 2, где World 1lb есть часть World 1, которая представляет собою "связанный мозг"(2,3,4).

Рассматривая вопрос о том, совместимы ли изложенные варианты мате­риалистических представлений о связи психики и мозга с распространен­ной общей эволюционной концепцией, согласно которой основным механизмом развития живой природы является механизм дарвиновского естественного отбора, Эклс приходит к выводу о их несовместимости, на основе следую­щих рассуждений:

"Я предлагаю теперь рассмотреть биологические следствия трех матери­алистических теорий, которые признают наличие сознания или психических состояний (World 2). Несмотря на различия во взглядах на соотношения World 2 и World 1 все они согласны с тем, что физические явления в мозге (World 1) являются единственными обуславливающими причинами, обеспечивающими внешние действия (поведение) организма. Согласно панп­сихизму, психические аккомпанементы мозговых процессов оказывают не большее влияние на реальное поведение, чем согласно эпифеноменализму[10]. Они лишь необходимые сопровождающие происходящей работы мозга. На пер­вый взгляд дело обстоит иначе в теории идентичности, где World 1m м мо­жет взаимодействовать с World 1р, так как оба эти элемента есть ничто иное, как части мозгового аппарата целого мозга. И таким образом мы имеем: World 1р ↔ World 1m = World 2. Однако, деятельность мозга, обеспечивающая контроль за поведением происходит при этом исключитель­но в структурах мозга. И никакие воздействия со стороны World 2, сог­ласно этой теории не признаются, помимо тех, которые принадлежат к World 1m. Таким образом закрытость World 1 такая же, как и в панпси­хизме и в эпифеноменоменализме [11].

Эти три теории постулируют недейственность (causal ineffectivness) World 2 и поэтому совершенно не способны объяснить биологическую эво­люцию World 2 (...). Во-первых, необъяснимо само его появление [12] и затем прогрессивное развитие по мере увеличения сложности мозг[13]. Согласно теории эволюции только те структуры и процессы развиваются в ходе естественного отбора, которые помогают при выживании. Если же World 2 не обладает силой воздействия, то тогда его развитие необъяснимо с точки зрения эволюционной теории. Согласно этой теории, психические состояния и сознание (World 2) могли бы эволюцио­нировать только в случае, если бы они были причинно эффективны (causally effective) в своих воздействиях на нейрональные явления, происходящие в мозге, которые сопровождались бы соответствующими изме­нениями в поведении, имеющими значение для выживания. Это возможно лишь в том случае, если World 1 мозга открыт для воздействия со сторо­ны психических процессов, происходящих в World 2, что и является ос­новным постулатом теории дуалистического интеракционизма."(3).

Таким образом, эволюционный материализм становится перед необхо­димостью отказа по крайней мере от одного из своих самых главных и из­любленных постулатов - или от догмата о материалистическом монизме (за исключением лишь того варианта, когда психические явления вообще объ­являются несуществующими) или от дарвиновской эволюции, как универсального объяснительного принципа для появления новых системных свойств живой материи. Этот вывод, сделанный Поппером и Эклсом в результате анализа большого научного материала, безусловно является немалым их вкладом в разработку вопросов, имеющих отношения, как к психофизиологической проблеме, так и к более общим вопросам мировоззренческого характера.

Помимо указанной причины эволюционное объяснение появления и раз­вития психики сталкивается дополнительно еще и с трудностями более об­щего порядка. Так об этот писал Эклс:

"Нигде в законах физики или в законах наук, основанных на ней, как то химии и биологии, нет никакого упоминания о сознании или психике. Шепир (14) поставил этот вопрос, усиленно критикуя панпсихические гипо­тезы Ренша (15) и Берча (16), в которых утверждалось, что сознание или протосознание - фундаментальное свойство материи. Несмотря на сложность описаний электрических, химических и биологических механизмов, в них не может содержаться ни одного утверждения, которое бы констатировало появление этого странного и нематериального образования, каким является сознание.(...) Появление сознания несовместимо с законами классичес­кой физики, которые и есть собственно законы природы, как это утверж­дается на сегодня. Например, эти законы не позволяют сделать ни одного утверждения о том, что сознание появляется на определенном уровне сложности систем, что необоснованно принимается за истину всеми мате­риалистами (17, 18, 19), за исключением панпсихистов.[14] Их вера, в то, что некоторые первичные чувства присущи всей материи, предположительно даже атомам и субатомным частицам (15), нигде в физике не находит сво­его подтверждения. В связи с этим можно вспомнить также и пикантные вопросы, задаваемые любителями компьютеров. На какой стадии сложности строения и работы компьютеров можем мы согласиться в том, чтобы наде­лить их сознанием? К счастью, на этот эмоциональный вопрос не надо ис­кать ответа. Вы можете делать по отношению к компьютеру все, что вам угодно, не беспокоясь о том, что вы при этом окажетесь жестокими "(4).

И таким образом, если мы не встаем на позиции радикального бихей­виоризма, то так или иначе появление и развитие психики с точки зрения теории материалистической эволюции объяснить невозможно. Эволюционная материалистическая теория, претендующая на объяснение всего и вся, не может объяснить элементарного - как с точки зрения эволюции человек приобрел (в ходе эволюции) способность к видению элементарных зритель­ных образов (например, звезды (см. прим.7)).

Поппер и Эклс повторяют в своих работах и старую хорошо известную аргументацию против материализма, основанную на внутреннем обесценива­нии материализмом себя самого, за счет своего основного объяснительно­го принципа (2, 4):

«Наиболее убедительная критика всех материалистических теорий сознания направлена на их ключевой постулат о том, что события в ней­рональных механизмах мозга обеспечивают необходимое и достаточное объ­яснение вообще, как всей деятельности , так и всего сознательного опыта человеческого существа. Например, желание совершить произвольное дви­жение рассматривается в качестве полностью детерминированного явления, происходящего в нервных механизмах мозга, также как и все другие ког­нитивные переживания. Однако, как заметил Поппер (25): "Физический детерминизм, это такая теория, которая (в том случае, если она верна), оказывается недоказуемой, поскольку она объясняет все наши реакции, (включая и то, что предстоит пред нами в качестве верова­ний, основанных на аргументах) - в качестве продуктов чисто физических условий. Чисто физические причины , включая наше физическое окружение, заставляют нас говорить или принимать все, что мы говорим или принимаем.[15] "» (4).

Таким образом, материализм, как доктрина, вообще оказывается не доказуемым, в любом случае, даже в том случае, если он истинен…

Согласно материализму, все, что говорится материалистом, включая его теорию, детерминировано физическими "железными" причинами, в си­лу чего сама его теория тем самым теряет смысл и цену, поскольку при этом она мало чем отличается от запрограммированной "речи" компьютера, поскольку сам философ-материалист в этой ситуации выступает не более, как марионетка в руках "железных" механизмов физических законов. Можно ли всерьез относиться к философским вещаниям биороботов, каждое слово ко­торых жестко детерминировано законами механики? ...

http://slovotech.narod.ru/orthandsince_02.htm

 
КлирДата: Среда, 26.01.2011, 12:39 | Сообщение # 3
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Н. Ю. Колчуринский О психологических "доказательствах" эволюции человека в свете святоотеческого учения. http://slovotech.narod.ru/orthandsince_03.htm

Психология, физика и эволюция.(Доклад на 15 Международных Рождественских образовательных чтениях. (Секция «Православное осмысление творения мира»).
http://slovotech.narod.ru/orthandsince_05.htm

А.Н. Лунный Центр «Шестодневъ» МОЖЕТ БЫТЬ ближе к научной картине мира, чем ПРЕДСТАВИТЕЛИ академическОЙ наукИ http://slovotech.narod.ru/orthandsince_07.htm

"Кто как Бог?", или Сколько длился день творения
Автор: Священник Даниил Сысоев
http://mirknig.com/knigi....ya.html
Данная работа посвящена рассмотрению вопроса о взаимоотношении творения и эволюции и анализу различных богословских попыток согласовать эти два мировоззрения.

 
КлирДата: Четверг, 27.01.2011, 12:11 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Свт.Иоанн Сан-Фр.
"Истоки материализма

"Материализм" есть вера в материю, признание вместо Бога и созданного Им мира- некоей материи, ниоткуда не происшедшей, никуда не ведущей, все время куда-то текущей, но никуда не притекающей… Материализм есть непостижимая вера в материю… У этой веры есть свои пророки, учители, доктрины, догматы, авторитеты, свое правоверие и неправоверие. Всё, как в религии. Только — наоборот. Религия ведет к Богу, а материализм — от Бога. Материалисты не знают сами, что такое материя, откуда она, куда она и для чего… Материя для материалиста — мертвое божество, без сознания.
"Материализм" рождается из желания людей не верить в Бога. Ведь если признать, что есть Бог Творец, Живой Отец всего существующего, то надо и жизнь принять как откровение о радости только в добре, как цели человеческой жизни в вечности. Веровать в Бога, значит, стремиться к высшей любви, любить равно всех людей, как братьев и совершенствоваться в правде высшей, по Слову Божию.
Веровать в Бога — это значит не делать себе кумира ни из материи, ни из других людей, ни из себя. Вот это — самое трудное для человечества. Люди любят идолов. Не желая приносить себя в жертву Богу истинному и воскресать в Его правде, люди легко приносят себя в жертву кумирам. Идол позволяет грешить, и его потому многие любят больше, чем Бога. Бога не выбирают, как не выбирают солнечный свет. Он сияет, всё озаряющий и согревающий. Идола же человек может выбрать по собственному образу и подобию и, отвергнув одного идола, кланяться другому…
И люди, бегущие от истинного солнца правды, от источника света духовного и нравственной силы — от Бога, пристраиваются и прилепляются к разным кумирам, видимым и невидимым. И злые духи овладевают человечеством и ввергают его в бездну страданий и бед…
Одним из последних идолов человечества можно считать материю в ее целом. Раньше идолопоклонники кланялись материи в раздельности: камню — отдельно, дубу — отдельно, золотому тельцу — отдельно, огню и небесным светилам — отдельно, изваянию человеческому — отдельно…
В XVIII и XIX веках под влиянием французских энциклопедистов и немецких натуралистов некоторые люди пришли к решению обоготворить сразу всю материю. Это показалось удобным. Безличную материю не нужно любить; не нужно нравственно и терпеливо возвышаться к ней, она ничего не советует, не обличает во зле, не указывает на добро и ничего не говорит человеку; зато сам человек может говорить о ней сколько угодно. Материя не видит и не слышит. Это самое приятное для грешника, человека, убежавшего от Бога. Материя не зовет его к духовному совершенству…
Один из героев Достоевского сказал: "Если нет Бога, то все позволено". Это справедливо. Если человек не сотворен святейшей силой Бога Живого, если он только вышел из неразумной, безличной материи, как мифическая Афродита из морской пены, то, конечно, ему тогда "все позволено". Для него нет тогда ни добра, ни зла.
И всякая партия, и всякое государство, и отдельный человек, могут выдумывать свое добро и свое зло. Теория подходящая для всех, которые хотят жить не по Божиему закону, а по своему собственному, которые хотят, чтобы их никто не судил, но чтобы они только всех судили.
Демонизм кроется в этих материалистических верованиях, несущих безумие и гибель человеческой душе, принимающей материализм…
Материализму верит только человек, обманутый злом, или — сознательно не хотящий, "чтобы был Бог". Страшась высшего нравственного суда над собою, люди думают, что можно спрятаться от Бога в материю, в самое даже понятие "материи"… Так страус в пустыне, видя для себя опасность, прячет свою голову в песок. Но куда скроется человек от Бога? Дух Творца проникает всё видимое и невидимое…
Материализм есть не знание, а верование. Научные понятия материалистов, созданные в прошлом веке, отвергнуты наукой новейшего времени. Никто сейчас не считается с выводами Геккеля, с мнениями Фогта и Бюхнера, этих классиков материализма, на которых укрепился и марксизм.
Не имеющие сил и возможности научно опровергнуть положения мировых ученых современности, последователи диамата, ученики Маркса, не знают, как им теперь быть, как выйти из тупика. Их диалектика "увертывания от истины" — к точным наукам не подходит.
После войны чествовали в Париже английского ученого Флемминга, открывшего пенициллин. На торжественном собрании было сказано много похвальных слов в его честь. Отвечая собравшимся, профессор Флемминг сказал: "Вы говорите, что я что-то изобрел; на самом деле я только увидел, — увидел то, что создано Господом Богом для человека. Честь и слава принадлежат не мне, а Богу"…
Подлинная ученость скромна потому, что она принадлежит не мертвой материи и не лукавой диалектике, а живой душе человека, этому чудному миру, созданному Великим Творцом".

 
КлирДата: Четверг, 27.01.2011, 12:11 | Сообщение # 5
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Смирение высокой науки

Журналист Витман совершил путешествие по миру ученых и рассказал о своих встречах с представителями высшей американской науки. Темой его бесед было соотношение современного научного знания и веры в Бога.
В научном центре Бруксхавена Витман спросил одного ученого: можно ли, с точки зрения науки, учитывать фактор Божественной силы в мире?
"Конечно, — ответил ему ученый, — в физических законах материи и энергии, например, мы встречаемся с реальностью Божественного мира. В лаборатории своей мы видим, как исчезает материя, превращаясь в энергию; и мы не можем ничего, ни прибавить, ни вычесть из общего количества материи и энергии. Откуда же материя и энергия явились? Мы знаем только, что мы не в силах их создать. И мы нашли даже законы, доказывающие, что мы этого не можем сделать… А в то же время материя и энергия должны были откуда-то появиться… Значит, должна быть высшая сила, которая могла их сотворить".
Во время своего странствия по ученым Витман обнаружил во многих из них особое чувство смирения: 10 или 15 лет тому назад наука еще думала, что она держит в своих руках мир и способна разрешить все вопросы. Один немолодой химик заметил: "Мы думали, что наука — это магия". Но сегодня лучшие ученые отдают себе отчет, как мало они, в сущности, знают. Желая отодвинуть завесу таинственности, они нашли еще более глубокие тайны. На заседании ученых в Технологическом институте Карнеги в Питсбурге Витман слышал, как большие ученые "точной" и "абсолютной" науки, математики, признавались, что наука эта и не точная, и не абсолютная.
Если наука сейчас продвинулась вперед, то это, может быть, потому, что некоторые "факты", за последние годы, заставили ее призадуматься.
То, что она считала незыблемо-твердым, оказалось собранием пустот; вещество, которое считала неразрушимым, оказалось не неразрушимым, а превращаемым в энергию.
Джон Далтон, английский химик, дал следующий, как казалось науке, твердый "факт": "Атом неделим, вечен и неразрушим". В действительности же оказалось, что атом не имеет ни одного из этих трех качеств.
Евклид тоже дал науке "факт", что "целое всегда равняется сумме его частей". Но, целый атом весит меньше, чем сумма его частей. Физики имели своим прямым основанием принцип достоверности, то есть что физические законы всегда гарантируют данный результат от данной причины. Сегодня физики имеют новую теорию: принцип недостоверности.
Неудивительно, что д-р Шилт, полушутя заметил: "Мы знали о вселенной 10 лет тому назад больше, чем знаем теперь".
Д-р Екатерина Чэмберлейн, профессор физики, напомнила Витману, что Ньютон сравнивал себя с ребенком, играющим с ракушками на берегу океана в то время, как целый океан истин лежит перед ним неоткрытым… "Мы все еще на берегу океана, — говорит д-р Чэмберлейн, — то что мы знаем, это только мельчайшие частички. А в остальном мы зависим от веры' '.
Новое настроение смирения делается научным в глазах ученых гораздо более, чем прежнее поведение пресловутого в XIX веке ученого "всеезнайки"
Витман встречал ученых, которые были слишком скромны и застенчивы, чтобы признаться в стремлении к возвышенным целям. Он приводит интересный пример, свою беседу с д-ром Реджиналом Хьюиттом — паразитологом; вся жизнь этого ученого, фактически, посвящена борьбе против 3-х червячков, которые вызывают тропическую болезнь "филариазис", симптомами которой бывают уродливые опухоли и слепота. Д-р Хьюитт тяжело трудился в тропиках в погоне за этими паразитами — червями, и упорно работал над туземцами в Центральной и Южной Америке, чтобы избавить их от болезни.
В 1945-47 годах, д-р Хьюитт, наконец, изобрел лекарство, которое уничтожает червяков и излечивает болезнь. 400 миллионов людей в тропиках, — пятая часть населения мира, — может теперь не бояться этого производителя уродливости и слепоты.
"Я не вдохновлялся никаким пламенным желанием приносить человечеству пользу", — ответил д-р Хьюитт на вопрос журналиста о том, что его побудило к такому труду. Но, через несколько минут д-р Хьюитт стал рассказывать Витману о той волне радости, которую он почувствовал, когда впервые применил свое лекарство среди туземцев и увидел, как у 18-ти летней девушки страшно распухшая нога вдруг стала нормальной, а слепой мальчик прозрел.
"Считаете ли вы это простой случайностью, что вы открыли способ помогать людям? — спросил журналист. — А почему бы вам не употребить было вашу энергию на распространение болезни"?
Ученый засмеялся: "Что вы, этого я никогда не сумел бы сделать"…
"Почему же? Ведь вы говорите, что вы не филантроп"?
"Знаете, этого я как-то не сумею вам объяснить"…

 
КлирДата: Четверг, 27.01.2011, 12:32 | Сообщение # 6
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
И свет во тьме светит

Материалисты верят, что материя предвечно существует; как некое божество, всё из себя рождает, производит, создает, — даже те духовные законы, которыми сама управляет…
Такая удивительная и чудесная материя представляется материалистам действительностью, а всё остальное лишь паром материи: и высокая мысль и жертвенное человеческое чувство, и правда и справедливость в мире, и красота, и любовь — весь внутренний мир души человеческой, все это есть для материалиста лишь "игра материи"…
Трудно понять, как при таком умалении человеческого свободного духа и личности материалисты всё же считают справедливым — и даже необходимым — ставить себе памятники, провозглашать о своих великих делах, трудах и подвигах… Ведь эти подвиги, по их же материалистической теории, есть лишь "выделение" или испарение материи… За что же тут славить человека?
Да и где он, сам человек-то? Раз в мире всё — материя, и всё только действие механическое, биологическое или экономическое, — за что, скажите, ставить памятники людям: ведь они — лишь исчезающее отражение всё той же и всё одной же всепоглощающей материи?…
Как же тогда оценить заслугу человека или понять его вину? Не отдельных людей следовало бы материалистам судить, а всю материю, если из нее выходит такое множество — во всех народах — нематериалистов, людей верующих в Бога и убежденных в существовании и бессмертии своей души… Здесь — тупик для последователей материализма, — материя не торопится производить материалистов. Она не любит их производить! Вот удивительное обстоятельство.
Из тупика своего неверия в нравственно свободную личность человека, материализм пытается спастись в некоей своей "диалектике", которая, конечно, более похожа на лукавство, чем на подлинную философскую диалектику…
Мы боремся, с вами, братья, — за самое драгоценное, что есть в мире, — за живую, бессмертную душу человека.
Ведь и сама теория диалектического материализма — совсем не является "испарением материи", она является плодом обедненного, ограниченного человеческого сознания и грешной, пытающейся скрыться от Бога, человеческой воли.
Но залог жизни вечной живет в каждом человеке… Этот залог есть совесть. Истина в ней рождается, правда торжествует… "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его". Это евангельское слово Церковь произносит в Пасхальную ночь, возвещая о Христе, Спасителе мира.
Ньютон, открывший всемирный закон тяготения, в своей книге, вышедшей в 1733 году: "Заметки на Пророчества Даниила и Апокалипсис Иоанна", — свидетельствует о существовании сверхчувственного духовного мира и о боговдохновенности Священного Писания.
"Если мы не хотим соглашаться с пророками и апостолами Самого Иисуса, — говорит Ньютон, — мы не заслуживаем извинения"… Познавший главную тайну материального мира, Ньютон приподнимал шляпу, когда произносил святое слово Бог.
Русский мыслитель и поэт Алексей Степанович Хомяков так хорошо сказал о Божией правде, постигаемой через красоту мироздания и через еще большую красоту евангельской истины:

В час полночный, близ потока,
Ты взгляни на небеса:
Совершаются далеко
В горнем мире чудеса.
Ночи вечные лампады
Невидимы в блеске дня,
Стройно ходят там громады
Негасимого огня.
Но впивайся в них очами -
И увидишь, что вдали,
За ближайшими звездами,
Тьмами звезды в ночь ушли…
В час полночного молчанья,
Отогнав обманы снов,
Ты вглядись душой в писанья
Галилейских рыбаков, -
И в объеме книги тесной
Развернется пред тобой
Бесконечный свод небесный
С лучезарною красой.
Узришь — звезды мыслей водят
Тайный хор свой вкруг земли:
Вновь вглядись — другие всходят,
Вновь вглядись, и там, вдали,
Звезды мыслей, тьмы за тьмами,
Всходят, всходят без числа,
И зажжется их огнями
Сердца дремлющая мгла.

…Сквозь "дремлющую мглу" своего сердца человек способен увидеть свет небесной истины, озаряющей радостным значением призванную к бессмертию жизнь".

Из книги "Беседы с русским народом"

 
RosaДата: Воскресенье, 06.02.2011, 19:15 | Сообщение # 7
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
О.В. ПЕТРЕНКО

РАЗМЫШЛЕНИЯ ФИЗИКА О ТАЙНЕ ТВОРЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ

Автор этой статьи О.В. Петренко - кандидат физико-математических наук, специалист в области физики твердого тела, лауреат диплома 1 степени конкурса молодых ученых МГУ. Его перу принадлежат более 40 научных работ по физике. И все же данная статья, как и недавно вышедшая книга О. Петренко "Уверение Фомы" (издательство Валаамского монастыря, М., 1997 г.), не являются анализом религии с помощью физики. Напротив, они представляют собой попытку осмысления верующим человеком последних научных данных, которые, по мнению автора, ярко и однозначно свидетельствуют о Творце.

http://p-blagovest.narod.ru/Reading/Reading-12/Petrenko-1.htm

 
КоляДата: Среда, 04.05.2011, 12:51 | Сообщение # 8
Блаженны нищие духом
Группа: Пользователи
Сообщений: 115
Репутация: 0
Статус: Offline
"Наука утверждает: у Вселенной было начало.
Вся материалистическая философия построена на утверждении, что у Вселенной не было начала. Однако наука XX века пришла к выводу, что Вселенная имеет начало во времени.

В 1929 году американский астроном Хаббл сделал такое открытие. Свет далеких галактик несколько краснее ожидаемого, причем чем дальше от нас та или иная галактика, тем больше излучаемый ею свет смещается в красную сторону спектра. На основании эффекта Доплера [Изменение длины волны (или частоты), наблюдаемое при движении источника волн света или звука относительно их приемника. При удалении от приемника длина волны растет, при приближении уменьшается.] это можно объяснить ничем иным, как удалением от нас галактик. Значит Вселенная расширяется. Расчеты показали, что в прошлом Вселенная была сосредоточена в одной точке, значительно меньшей размеров атома. Наука не берется отвечать на вопрос, что представляла собою Вселенная, заключенная в одной точке. Почти все крупные космологи и астрофизики нашего столетия разделяют убеждение, что вначале Бог создал Вселенную в виде первоатома, а уже потом из него привел в движение весь космос.

Истинный христианин, конечно же, не нуждается в подобных доказательствах сотворения мира. Для него вполне достаточно знать о сотворении мира то, что сообщает об этом Св. Библия. Многие ученые не пытались даже вникать в эту тайну. Так, однажды Исаака Ньютона попросили, чтобы он объяснил, как возник мир. На это величайший естествоиспытатель ответил, что гипотез он не сочиняет и задача его как ученого - объяснять не то, как возник мир, а какой он есть с первой минуты своего существования.

Хотя такое объяснение сотворения Богом Вселенной, которое предлагает современная космология, исходя из представления о расширяющейся Вселенной, христианское мировоззрение не может взять на свое вооружение по причине бессилия науки разгадать тайну миротворения, тем не менее нельзя не воздавать должное тому факту, что наука XX века, владеющая такими мощнейшими средствами познания мироздания, как, например, общая теория относительности, спектральный анализ, радиоастрономия и т. д., пришла к непоколебимой уверенности в том самом, чему уже многие столетия учит христианская религия, а именно:
- мироздание имеет начало во времени;
- до появления Вселенной не было ни пространства, ни времени;
- свет, о котором сказал Бог "да будет свет. И стал свет" (Быт. 1, 3), действительно возник прежде Солнца: астрофизики говорят, что этот первозданный свет во Вселенной сохранился и до наших дней в форме открытого в 1965 году американскими учеными реликтового (т.е. остаточного) излучения, пронизывающего всю Вселенную.

Современная астрофизика изучает такие космические объекты, как нейтронные звезды, радиогалактики, квазары, пульсары, черные дыры и т.п. Как все это интересно! Какие великие дивные Свои дела показывает нам Господь!

Вот, например, черные дыры. Пожалуй, это один из самых загадочных объектов в космосе.

Черная дыра - очень сжатое небесное тело. Она поглощает внутрь себя все, но ничто никогда не может вылететь из нее наружу. Время внутри черной дыры останавливается. Черная дыра - как бы напоминание человеку об аде. Ведь ад - непроницаемая тьма, время там останавливается, всякий, кто окажется в аду, никогда не сможет выйти из него.

Идея эволюции проникла не только в биологию, но и в астрономию. Материализм объясняет появление планет. Солнца, звезд, галактик как результат эволюционных процессов во Вселенной. Они говорят, что звездное небо, каким его мы видим сегодня, стало таковым в течение миллиардов лет. Им кажется, что если растянуть во времени на многие миллиарды лет процесс образования Вселенной - это будет выглядеть убедительно. Что можно сказать в этой связи?

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что современная космология, объясняя сам процесс возникновения или сотворения мира, говорит не о миллиардах, не о миллионах, не о тысячах и даже не о годах, месяцах, днях, часах, минутах, а о таких невообразимо малых долях секунды, как, например, 10-34 сек. [10-34 сек. = 0,0 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000 001 с.] (так называемый возраст Вселенной, когда началось фридмановское расширение - открытое Хабблом разбегание галактик) или в миллиард раз меньшая величина: 10-43 сек. (планковское время, возраст Вселенной, с которого начали работать классические представления о гравитационном поле).

Современные ученые говорят, что уже в таком непостижимо малом в сравнении с одной секундой времени, прошедшем с того момента, как начала свое бытие Вселенная, все физические законы мироздания действуют в таком направлении, чтобы могли быть благоприятные условия для жизни человеческого рода. Так, крупный американский физик Стивен Вайнберг в своей книге "Первые три минуты" обосновывает утверждение, что уже с самого начала мира во Вселенной была предопределена жизнь человечества на Земле.

Попытка научного исследования происхождения Вселенной как единого целого и составных ее частей - это примерно то же, что рассмотрение в зеркале действительности за спиной наблюдателя, который никогда в жизни не только не перемещался в пространстве, но и не видел воочию ничего вокруг себя, а поэтому не имеет никаких представлений о реальной величине предметов и расстояний между ними. Может ли такой человек, видя зеркальное отражение мира позади себя, установить размеры отражаемых тел и расстояние между ними? Нет, конечно. Именно такого человека напоминают ученые по отношению к прошлому Вселенной. Они не перемещались во времени назад ни на тысячи, ни на миллионы, ни на миллиарды лет. Перед их научным взором не может "прокрутиться", как на киноэкране, панорама эволюционного формирования космоса, даже если бы эволюция в действительности имела место в образовании космических тел. Упомянутый ранее нами наблюдатель видит с помощью зеркала позади себя действительную картину мироздания, а вот ученые-материалисты, пытающиеся объяснить происхождение небесных светил естественным путем, имеют перед собою не действительность, отражающую процесс формирования космических тел, а свои теоретические гипотезы и модели на этот счет и ими оперируют.

В зеркальном отражении окружающей нас действительности одни предметы выступают на переднем плане, другие - на заднем, хотя поверхность зеркала - одна плоскость. Отражение прошлого Вселенной ученые наблюдают в одной временной плоскости - в настоящем времени. Однако, наблюдая в космосе в одних областях звездные скопления, в других - межзвездную пыль и газ, наука приходит к заключению, что звезды формируются постепенно и во Вселенной происходит круговорот материи: одни звезды разрушаются, другие созидаются. Появление таких, явно эволюционно-материалистических, взглядов смутило в свое время некоторых естествоиспытателей и подтолкнуло их к материализму. Ну даже если бы и так: одни звездные миры разрушаются, а другие возникают, почему через это надо отрицать Бога? В нашем организме ведь тоже одни клетки умирают, другие вновь создаются, но это же никак не говорит против Бога. Наоборот, на этом примере мы убеждаемся, насколько премудр Господь, создавший такой дивный человеческий организм.

Ученые пытаются постигнуть мироздание, но при этом не берут в расчет то, что в результате грехопадения человечества, во-первых, сам человек изменился в худшую сторону: оказался на весьма значительном удалении от Бога - источника мудрости и ведения - и уже в силу этой причины не способен знать многие великие Божий замыслы о Вселенной, во-вторых, последствия грехопадения проникли и в окружающий нас материальный мир, и он сделался причастным тлению и разрушению.

В день Второго Пришествия Господня произойдет обновление неба и земли. "Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Петр. 3, 10). "Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Петр, 3, 13).

Безмерное блаженство ожидает каждого, кто во все дни своей земной жизни подготавливает себе жилище на новом небе и новой земле.
"
http://www.sv-krest.ru/UserFiles/File/biblio/dokazat/dokazat06.html

 
Форум » Грехи » Маловерие » Материализм
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа