Познание основ православной веры

Пятница, 19.04.2024, 14:33

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Милостыня - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Добродетели » Милосердие » Милостыня
Милостыня
TimonaДата: Среда, 07.04.2010, 16:31 | Сообщение # 1
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Из книги Товита 4, 7-11:
"Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие.Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу;ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды,ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму.Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним".

В житии прав. Филарета Милостивого дается еще такой способ: "Однажды Филарет устроил три ящика, совершенно одинаковых по размерам и внешнему виду, и наполнить один из них золотыми монетами, другой – серебряными и третий – медными. Надзор за ними поручил он своему верному слуге Каллисту. Когда к нему приходил какой-либо бедняк с просьбой о помощи, то Филарет приказывал Каллисту подавать просителю. Когда же слуга спрашивал, из какого ящика он должен помочь просящему, то святой отвечал ему:
- Из того, из какого тебе Бог повелел, ибо знает Бог нужду каждого, бедного и богатого и насыщает все живущее по Своему благоволению.

Говорил же сие праведный ради того, чтобы показать разницу между бедняками, просящими милостыни. Ибо бывают просители, которые прежде были богаты, но вследствие разных бед и напастей разорились и лишились не только всего имущества, но и самого хлеба; однако, сохранив кое-что из прежней одежды, скрывают под ней нужду свою, стыдясь ее, и только ради крайности просят о помощи. Бывают и другие просители, кои одеваются нарочно в бедную одежду и, скрывая свое богатство, под видом бедности выманивают пособие; этих уже можно назвать лихоимцами и идолослужителями. Имея все сие в уме твоем, милостивый Филарет говорил:
- Бог знает нужду каждого, и Он, как Ему угодно, так и направляет руку подающего милостыню.

Так и сам сей блаженный нищелюбец, подавая милостыню, влагал руку свою в сокровищницу без рассмотрения и, что случайно вынимал из ящика – медь, серебро или золото – то и подавал просящему. И рассказывал сей почтенный старец с клятвой, призывая Бога во свидетели, что сколько раз он, видя человека в приличном одеянии, опускал руку в ящик, имея в мысли достать медную монету, так как, судя по одежде, не считал такого человека бедным, и всякий раз рука его невольно опускалась в ящик с серебром или золотом, которое он и выдавал тому просителю. Иногда же просил помощи у Филарета совсем иной, одетый в рубище, и он уже протягивал руку, желая подать более щедрую милостыню, а между тем рука его как бы останавливалась, и он вынимал очень немного. Все же сие происходило не случайно, а направлялось промыслом Божиим, которому известны наши настоящие нужды".

Добавлено (07.04.2010, 16:31)
---------------------------------------------
Тихон Задонский (т.5,57): «О должности богатых и убогих. Богатых: 1) Богатство есть Божие добро, людям данное, ибо Господня земля и все, что наполняет ее (Пс. 23,1). Дается оно тебе, христианин, не ради тебя одного, но и ради убогих, довольствуйся же им умеренно, и Бога благодари, и недостатки убогих восполняй. Это правильное употребление богатства. Помни, что ты распорядитель, а не хозяин богатства, и за все будешь отвечать. Святое Божие Слово хвалит и ублажает тех, которые милостивы и щедры к убогим: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5,7). Блажен помышляющий о нищем и убогом (Пс.40,1). Дела милости пред всем миром превозносятся праведным Судией Христом и в других местах Святого Писания (Мф.25:33-36). Христианин! Если хочешь быть участником вечного блаженства, будь милостив и щедр к убогим. Много имеешь, много и давай. Мало имеешь, мало и давай, но давай от усердия. Милостыня судится не по величине отданного, но по усердию дающего, ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор.9:7). Даешь ныне в руки нищих и убогих, но от рук Христовых сторицей примешь. Итак, подавай милостыню. Не бойся, не погибнет то, что ты отдал, ибо верен Обещавший. Многие христиане, несмотря на то, что милостыня такое великое получает вознаграждение, или, как сторожа, имение свое хранят, или расточают его на прихоти и роскошь. Имение, которое хранили, останется чуждым, а часто и врагам в руки попадает. Имение, расточаемое на прихоти и роскоши, погибает, как сам видишь, человек. Но и хранители и расточители таковые не только лишаются блаженства, но и истязаны будут Господом, как злые рабы. Берегись этого, христианин. Богатство человеку или вредит, или пользу подает. Польза от него бывает, если по воле Божией его расходуешь, а вред, если не так, как надлежит, его употребляешь. Будь же верным распорядителем имения Господня, человек, и истинно богатым будешь.
О должности убогих: Убогие, которые принимают милостыню, должны быть благодарны и Богу, являющему им Свою милость через человека, и человеку, дающему и в нуждах им помогающему, и его как своего благодетеля любить, почитать и в молитвах своих поминать. Обязанность богатого — подавать, нищего — благодарно принимать и усердно молиться за дающего. Однако, даже если принимающие милостыню и не молятся за дающего, милостыня, поданная от доброго сердца, сама по себе, больше всех людей молится, и непрестанно ходатайствует к Богу, и милости у Него дающему беззвучно просит».

Сообщение отредактировал Timona - Среда, 31.03.2010, 16:46
 
ДеньДата: Четверг, 24.06.2010, 18:15 | Сообщение # 2
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
О ДОБРОЙ ЖИЗНИ

Мы, люди, живем на земле, как на ладони. "Где бы ни был человек, там есть и Бог", — говорит Антоний Великий. Все наши дела, слова и мысли контролируются и небом и адом, и Богом и дьяволом. Когда мы каемся в грехах и стараемся исправить свою жизнь, ведем борьбу со страстями и пороками, терпеливо переносим болезни, скорби и поношения, не ропщем, а за все благодарим Бога, — тогда все небо радуется о нашем спасении, "Нет ничего прекраснее и любезнее доброй души! — восклицает Иоанн Златоуст. — Она украшает всего человека". Когда же мы ругаемся, обижаемся, злимся, ведем развратную жизнь и не хотим каяться, — тогда весь ад радуется о нашей погибели.

Ничто не проходит бесследно. Добрые дела человека идут впереди его: на мытарствах, в день Страшного Суда они его оправдают, и он получит от Господа награду. Также и все злые дела, грязная жизнь, даже каждое праздное слово, пустое, не исчезают, а записываются злыми духами, которые разносят их по мытарствам.

У одной барыни был слуга Иван, очень добрый человек: он принимал нищих, кормил их, поил, одевал, обувал — то есть жил не для себя, а для ближнего, исполнял заповедь Христову. И все время молился за свою хозяйку-барыню, которая полностью отличалась от него: была очень жестокая, жадная, жила только для себя. И вот, молитвами Ивана, Господь вразумил барыню видением. Ангел привел ее в обители рая и показал дворец неизреченной красоты. "Для кого он приготовлен?" — спросила барыня. "Для твоего слуги Ивана", — ответил Ангел. "Ну, если для Ивана такой дворец, то какой будет для меня!" — подумала барыня, и тут же, в ответ на ее мысли, ей показали маленькую ветхую лачугу вне рая. "Это — мне?! — возмутилась она. — Я же знатная дама, а он простой слуга. Какая несправедливость!" И ей ответили: "Знаешь, почему у Ивана такой дворец? Потому что он пересылает сюда очень много строительного материала, вот для него и есть из чего строить, а от тебя строительный материал не поступает..." После этого видения барыня, обдумав свою жизнь, пошла в церковь, покаялась и стала во всем подражать своему слуге: принимать нищих, кормить их, одевать, надеясь, что и она не будет лишена рая.

Ангел Божий говорил Пахомию Великому: "Кто через свою худую жизнь сделался мертвым для Бога и добродетели, тот смердит в тысячу раз хуже мертвого тела, так что мы никоим образом ни стоять, ни пройти не можем".
http://profi-rus.by.ru/pravoslavie/text/iako_s_nami_.htm#3

 
RosaДата: Понедельник, 13.09.2010, 20:42 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Милость бывает и не на благо. Например, развратный человек с худым намерением подает милостыню молодым женщинам для постыдной цели. Он считает это благом, а сам потакает греху.

Добавлено (13.09.2010, 20:42)
---------------------------------------------
А бывает милостыня, данная из чувства греха, спасает.

Свт Игнатий Брянчанинов (О чувственном видении духов): «Приведем несколько примеров, которые объяснят нам, с какой спасительною для нас предосторожностью, с целью величайшей нашей душевной пользы, Бог попускает нам чувственное видение духов. В Африке (Африкою называлась в Римской Империи Карфагенская область. Смотри Четьи-Минеи, житие святого мученика Артемия, октября в 20 день) был мытарь, именем Петр, человек самый жестокосердный, подавший в течение всей жизни милостыню нищему однажды, и то не по движению сострадания, а по увлечению гневом. Когда Петр нес большое количество хлебов, нищий стал неотступно просить у него милостыни: Петр, рассердившись и не имея возможности ударить нищего чем другим, кинул в него хлебом. По прошествии двух дней после этого случая Петр заболел; болезнь усиливалась; больной очень изнемог и, казалось, приближался к смерти. При таком положении отверзлись его очи: он увидел пред собою весы; по одну сторону их стояли мрачные демоны, по другую - светлые Ангелы. Демоны, собрав все злые дела, соделанные Петром в течение его жизни, положили на весы. Светоносцы, не находя никаких добрых дел, чтоб противоположить их злым делам Петра, стояли в унынии, и в недоумении говорили друг ко другу: "Мы ничего не имеем здесь, кроме одного хлеба, который дан Петром Христу, два дня тому назад, и то поневоле". Они положили хлеб на другую чашу весов, и она тотчас стала перетягивать первую. Тогда световидные мужи сказали мытарю: "Иди, убогий Петр, приложи к этому хлебу, чтоб темнообразные мурины не похитили тебя, и не ввергли в вечную муку". Петр выздоровел, сделался необыкновенно милостив к нищей братии, истощил на них все весьма значительное имение свое, рабам дал свободу, и, переселившись в Иерусалим, продал себя в раба одному из благочестивых жителей Святого Града, чтоб смирением еще ближе усвоиться Богу, Которому он уже усвоился милостынею. Петр сподобился великих духовных дарований (Четьи-Минеи, сентября 22 дня).

Сообщение отредактировал Rosa - Понедельник, 13.09.2010, 20:42
 
LenosДата: Среда, 22.09.2010, 21:51 | Сообщение # 4
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Свт Феофан Затворник (Созерцания и размышления, Хитрость лукавого): «В наш век дух мира силится взять преобладание над духом Христовым, но смотрите, чем хочет он достигнуть этого? Гонений не воздвигает, а что делает? Хочет отбить у нас орудия нашего воинствования - молитву, пост и милостыню. И вот вы и в печати, и в речах, и в шутку, и серьезно, всюду встречаете у миролюбцев нападки то на чины церковные и милостынеподаяние, то на пост, на всякое подвижничество и строгость к себе. Знает, хитрец, что если он успеет отбить нас от этих орудий жизни христианской, то победа и без особой усиленной брани будет на его стороне, потому что без них мы, как безоружный и обнаженный воин, непременно падем и попадем в плен. Да, впрочем, отступление от них и само есть уже падение и плен».
 
461119Дата: Пятница, 01.10.2010, 17:30 | Сообщение # 5
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
«Блаженны милостивые»
О делах милосердия. Это одна из важнейших сторон нашей духовной жизни, порой недооцениваемая нами. В том числе это мощнейшее средство в преодолении душевных кризисов.

психолог Михаил Хасьминский в соавторстве с игуменом Феодором (Яблоковым)

для сайта © Духовник http://duhovnik.ru/

Все мы хотим жить без трагедий, потрясений, мучений. Все хотим жить счастливо, долго и весело. Вроде бы все мы (во всяком случае, верующие) понимаем, что нуждаемся в спасении, ищем милости Божией с надеждой, хотим того, чтобы Господь простил нам наши грехи, дал нам немного счастья, Своей Любви.
Чем мы можем заслужить такую милость?
Может быть, молитвой? Будем честны, молитвенники мы все никудышные. Как мы исполняем даже утреннее и вечернее правило?
Постом? Постники мы тоже не годные. Часто мы даже не можем отличить поста от диеты.
Скорбями? Про то, как мы умеем терпеть скорби и страдания, вряд ли стоит писать. Многие ли из нас благодарили за них Бога? Ближнего потерпеть мы можем только в качестве разового духовного эксперимента.

Остается милостыня и другие дела милосердия.
С милосердием тоже проблема. Мы редко делаем дела милосердия. Да и когда избирательно делаем, то все равно выгоду себе ищем. Или делаем тем, от кого можно что-то будет потом получить, или из-за того, что не можем отказаться, или для того, чтобы о нас хорошо думали и.т.д.
Милостыню тоже обычно творим только мелочью нищим у храма. А ведь если бы творили ее серьезно, то многое могли бы сделать для Бога! А Спаситель прямо говорит: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,40).
Великий русский святой, ученик прп. Сергия Радонежского, духовный отец множества русских святых прп. Кирилл Белозерский говорил князю Андрею Можайскому: «...поститься не можете, а молиться ленитесь, так хоть подавайте, и милостыня этот ваш недостаток восполнит». Замечательные слова. И к нам они имеют отношение даже большее, чем к князю Андрею. Он-то побольше молился и постился, чем мы.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Сам Бог повелел подавать милостыню не для того, чтобы только насыщать бедных, но чтобы и подающие получили благодеяние, и даже больше, чем первые». Вот ещё его слова: «Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброй совестью, и когда переселится отсюда, найдет великую милость у Судии и услышит блаженные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего» (Мф. 25, 34). И действительно - Православная Церковь, устами своих святых, опытно свидетельствует о том, что награда за добрые дела уже сейчас, в самой этой жизни, возвращается Богом человеку, причем в несравнимо большем размере.
Вспомним преподобного Серафима Саровского: «Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что только лишь ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».
Святые отцы называют милостыню «царицей добродетелей, весьма скоро возводящей на небо». «Если по учению Павла и Самого Христа, - говорит святитель Григорий Богослов, - первой и важнейшей заповедью должно почитать любовь, как сокращение Закона и пророков, то превосходнейшую часть должна составлять, как я нахожу, любовь к бедным, жалость и сострадательность к тем, которые одного с нами рода. Ибо никакое служение так не угодно Богу, Которому предходят «милость и истина», и Которому должно приносить в дар милость, и праведный Мздовоздаятель, положивший на «мерилах и весах милость», ни за что так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие».

Почему наше творение милостыни так угодно Богу?
Представим себе семью, в которой очень много детей. Все спорят друг с другом, не слушаются никого, кроме себя, на правила плюют, обижаются, делают друг другу больно. Отца ни во что не ставят (и даже отрицают его существование), а когда и обращаются к нему, то только за тем, что бы он им что-то дал. Правда, эта семья напоминает нас? Мы же тоже Отца не слушаем!
А теперь подумаем, какой ребенок будет ближе к отцу?
Тот, который при всем плохом поведении помогает своим братьям и сестрам, который пытается их утешить, который хоть и не послушный, но дает любовь другим, или тот, который мало того что не послушный, но еще и закоренелый эгоист?
Ответ, я думаю, ясен.
Кстати, милостыня тоже разная бывает. В одном из житий Киево-печерских угодников сказано: «ежели кто об украденных у него деньгах не жалеет, то это вменится ему более произвольной милостыни». То есть смиренно принимая утрату и благодаря Господа за нее, мы творим милостыню! И это относится не только к деньгам! Так что над этим хорошо подумать тому, кто переживает утрату.

Теперь можно сказать о самой большой милостыне – духовной.
Это милостыня не деньгами, не вещами, а тем, что приносит пользу душе другого человека. Это может быть молитва за другого, может быть бесплатная раздача книг духовного содержания, добрые слова, которые помогают душе другого человека, может быть что-то другое полезное для души. О духовной милостыне ахимандрит Амвросий (Юрасов) говорит в своей книге «О вере и спасении»: «Вы знаете, что ближний ваш в скорби, в болезни, в тревоге, придите к нему, скажите слово утешения, почитайте ему душеполезную книгу, - это и будет ваша духовная милостыня».
А старец Адриан говорил: «дать человеку почитать духовную книгу выше, чем дать кусок хлеба голодному. Это милостыня самая большая».

Великое дело - помочь ближнему избавиться от греха: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 19). Это тоже вид духовной милостыни, весьма угодной Богу.
Только очень важно помнить о том, что сама возможность благотворить нам дарована Богом и ни в коем случае не приписывать себе мнимых заслуг. Это спасительное делание обязательно должно свершаться в духе глубокого смирения. Евангелие нам об этом так напоминает: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). Только в этом случае мы получим всю полноту целительных и утешающих даров Божиих для нашего душевного и духовного здравия, ибо «Бог гордым противится, смиренным дает Благодать».

Игумен Феодор (Яблоков)
Психолог Михаил Хасьминский

Подробнее об этой теме на сайте Духовник.Ру и его форуме:
http://duhovnik.ru/
http://azbyka.ru/duhovnikforum/

 
TimonaДата: Воскресенье, 28.11.2010, 18:12 | Сообщение # 6
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Святого Иоанна Златоустого

Беседа о милостыне и о десяти девах [1]

Знаете ли, откуда у нас началось недавно слово и где кончилось, или, с какого предмета и до какого доведена прежняя беседа? Вы, думаю, забыли, где у нас остановилось слово; а я знаю, и не виню вас в этом, не осуждаю. Каждый из вас имеет жену, печется о детях и заботится о делах домашних; одни заняты службою в войске, другие — ремесленники; словом: каждый из вас озабочен различными нуждами. А мы с этим [проповеданием] имеем дело, этим занимаемся, и в этом проводим свое время. Стало быть, вас нельзя порицать за это [непамятование о предмете прежней беседы], но должно хвалить за ревность, — за то, что вы ни в одно воскресенье не покидаете нас, но, оставляя все, приходите в церковь. Это-то и составляет величайшее украшение нашего города,—не шум его, не предместия, не позлащенные домы и столовые комнаты, но жители ревностные и бодрые. И добрую породу дерева мы узнаем не по листьям, но по плодам. Тем-то мы и отличаемся пред безсловесными животными, что имеем [дар] слова, изъясняемся словом и любим слово. Человек, не любящий слова, гораздо глупее скотов: он не знает, для чего он почтен [даром слова], и откуда получил такую честь. Хорошо сказал пророк: человек, в чести сый, не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Псал. 48, 13). Ты человек, одаренный словом, и не любишь слова? Скажи же, какое будешь иметь извинение? Потому из всех вы для меня самые незаменимые, что, как на крыльях, слетаетесь к [слушанию] слова о добродетели и поставляете все ниже Божественных речей. Так вот и мы возьмемся за предмет и продолжим беседу о том, о чем говорили недавно: я должен вам, и охотно плачу долг, потому что это приносит мне не бедность, но доставляет богатство. В делах мирских должники 6егают от заимодавцев, чтобы не отдать [долга]; а я гонюсь [за вами], чтобы отдать—и весьма справедливо, потому что в мирских делах отдача производить 6едность, а в слове отдача рождает богатство. Например: я должен кому-нибудь деньги; если возвращу их, они не могут быть и у него, и у меня; нет, от меня они ушли, а к нему пришли. Но если заплачу слово, оно и при мне находится, и вы все его имеете. Если задержу слово и не сообщу [его], тогда я беден, а когда заплачу, тогда становлюсь богаче. Если не заплачу слова, тогда я один богат; а если заплачу, то получаю плод вместе со всеми вами.

Итак, отдадим долг. Что же это за долг? Недавно разсуждали мы о покаянии и сказали, что есть многие и различные пути покаяния, чтобы легко было для нас спасение. Если бы Бог дал нам один путь покаяния, мы стали бы отговариваться так: не можем идти этим путем, не можем спастись. Но вот, чтобы отнять у тебя этот предлог, Он дал тебе не один только путь, и не два, и не три, но многие и различные, дабы чрез это множество сделать для тебя легким восхождение на небо. Сказали мы также, что покаяние не трудно, и что нет в нем никакой тяжести. Ты грешник? Войди в церковь, скажи: я согрешил — и загладишь грех. В пример представили мы и Давида, который согрешил и загладил грех. Потом предложили и другой путь, то есть, плач о грехе, и говорили: какой это труд? Не нужно ни потратить деньги, ни пройти длинный путь, ни сделать что-либо другое подобное, а надобно только поплакать о грехе. Тут привели мы из Писания то, что Бог переменил свое определение об Ахааве, потому что он заплакал и опечалился; и это Сам [Бог] сказал Илии: видел ли, как ходил Ахаав в скорби и печали пред лицем Моим? Не сотворю по гневу Моему (3 Цар. 21, 29). Затем указали мы и третий путь покаяния, и представили из Писания фарисея и мытаря, — то есть, что фарисей, надменно похвалившись, лишился праведности, а мытарь, показав чувство смирения, вышел с плодом праведности и, не употребив никакого труда, сделался праведным, — дал слова, а получил дела. Теперь пойдем дальше и представим четвертый путь покаяния. Какой же это путь? Это милостыня, царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в небесные своды, наилучшая защитница. Великое дело — милостыня; посему и Соломон восклицал: велика вещь человек, и драгая муж творяй милость (Притч. 20, 6). Велик полет у милостыни: она разсекает воздух, проходит луну, восходит выше лучей солнечных, достигает до самых небес. Но и там она не останавливается; напротив, проходит и небо, обтекает и сонмы ангелов, и лики архангелов, и все высшие силы, и предстает самому престолу царскому. Научись этому из самого Писания, которое говорит: Корнилие, молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша пред Бога (Деян. 10, 4). А слова пред Бога значат вот что: хотя у тебя много грехов, но, так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее; она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это глас Самого Господа, что, кто сотворил единому сих меньших, тот Мне сотворил (Матф. 25, 40). Таким образом, сколько бы ни было у тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает все.

2. Разве не знаешь в Евангелии притчу о десяти девах, как не имеющие милостыни, хотя и подвизавшиеся в девстве, остались вне брачного чертога? Были, говорит [Писание], десять дев, пять глупых, и пять мудрых; у мудрых был елей, а у глупых не было елея, поэтому их светильники стали гаснуть. Пришедши к мудрым, глупые сказали: дайте нам елея из ваших сосудов (Матф. 25, 1—8). Стыжусь я, и краснею, и плачу, когда слышу о деве глупой; краснею, когда слышу, что они названы так после столь великой добродетели, после подвигов девства, после того, как они возлетели телом на небо и соревновали вышним силам, — перенесли жар и одолели пламя сладострастия. После этого они названы глупыми — и справедливо, потому что, сделав великое, побеждены были малым. И пришли, оказано, глупые, и сказали мудрым: дайте нам елея из сосудов ваших. А эти отвечали: не можем дать вам, еда како не достанет нам и вам (ст. 8 и 9). И сделали они это не по жестокости и не по злобе, но по тесным обстоятельствам времени, — потому что ожидали пришествия жениха. Были у глупых светильники, но в светильниках мудрых был елей, а у тех не было. Ведь девство есть огонь, а милостыня — елей. Потому, как огонь гаснет, когда не будет для него подливаться елей, так гаснет и девство, когда не имеет милостыни. Дайте нам елея [сказали глупые] из сосудов ваших. А мудрые в ответ им: не можем дать вам. Это сказано не по злобе, а от страха: еда како не достанет нам и вам, — как бы нам, когда все мы стараемся войти, как бы всем не остаться [вне брачного чертога]. Подите лучше и купите у продающих. Кто же продавцы этого елея? Бедные, ради милостыни сидящие пред церковию. А за сколько [продается] он? За сколько хочешь: цены не назначаю, чтобы ты не ссылался на бедность. Сколько у тебя есть, за столько и купи. Есть у тебя овол[2]? Купи небо, не потому, что небо дешево, но потому, что Господь человеколюбив. Нет у тебя и овола? Подай чашу холодной воды. Иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды ради Меня, не погубит мзды своея (Мате. 10, 42). Предметом купли и продажи — небо, и мы не заботимся! Дай хлеб, и возьми рай; дай малое, и возьми великое; дай смертное и возьми безсмертное; дай тленное, и возьми нетленное. Если б была ярмарка, и на ней продавались бы дешево и в большом количестве съестные припасы, и многое можно бы приобресть за малую цену: не распродали ль бы вы имущества, и оставив все в стороне, не приняли ль бы вы участие в том торге? И вот, где тленное, там вы показываете столько ревности; а где идет дело о безсмертном, там вы столько нерадивы и безпечны? Дай бедному, и, — пусть сам ты будешь молчать, — тысячи уст заговорят в защиту тебя, потому что милостыня востанет и защитит [тебя]: милостыня есть выкуп души. Поэтому, как пред дверьми церковными стоят сосуды, наполненные водою, чтобы ты мыл руки, так вне церкви сидят и бедные, чтобы ты омывал руки души. Омыл ты чувственные руки водою? Омой руки души милостынею. Не ссылайся на 6едность. Вдовица и в крайней бедности ввела в дом свой Илию, и бедность не была [для нее] препятствием, но с великою радостию она приняла его; потому и получила достойные плоды и собрала жатву милостыни. Но, может быть, слушатель скажет: дай нам Илию. Что ищешь Илию? Господа Илии даю тебе, и не питаешь Его: как же ты принял бы Илию, если б нашел его? Христос, Господь всяческих, сказал: кто сотворил единому сих меньших, — Мне сотворил (Матф. 25, 40). Если бы царь позвал кого-нибудь на вечерю и, когда бы предстали слуги, сказал к ним: возблагодарите его много за меня; он пропитал и принял меня в дом свой, когда я был в 6едности, он оказал мне много благодеяний во время нужды, — не каждый ли бы употребил и потратил все свои деньги для того, кому царь изъявил благодарность? Не каждый ли бы постарался сблизиться и подружиться с ним?

Добавлено (04.10.2010, 22:14)
---------------------------------------------
Видели вы силу слова [царского]? Если же у царя-человека оно имеет такую честь, то представь себе, что Христос в тот день взывает пред ангелами и всеми силами, и говорит: этот человек на земле ввел Меня в дом свой; он оказал Мне множество благодеяний; он принял Меня — странника. Затем представь себе дерзновение [этого человека] среди ангелов, радость среди чинов небесных. О ком Христос свидетельствует, тому как не иметь дерзновения пред ангелами? Итак, братия, великое дело — милостыня. Возлюбим ее,—ей нет ничего равного; она может и загладить грехи, и избавить от суда. Ты молчишь, — а она стоит и защищает; или лучше, тогда как ты молчишь, тысячи уст благодарят за тебя. Столько-то благ от милостыни, а мы нерадим и не заботимся? Дай, по возможности, хлеба. Нет у тебя хлеба? Дай овол. Нет овола? Дай чашу холодной воды. Нет и этого? Поплачь с несчастным, и получишь награду, — награду не за вынужденное, но за свободное дело. Но вот, беседуя об этом, мы забыли о девах; возвратимся же к предмету. Дайте нам, говорят, елея из сосудов ваших. Не можем дать вам, еда како не достанет нам и вам; подите лучше и купите у продающих. Идущим же им купити, прииде жених, и те, у которых были светлые лампады, внидоша с ним, и затворены быша двери брачного чертога. Пришли и пять глупых, и начали стучать в двери чертога, восклицая: отверзи нам; а в ответь им глас жениха извнутри: отойдите от меня, не вем вас (Матф. 25, 8—12). Итак, после столь великих трудов, что они услышали? Не вем вас. Это значить, как я сказал, что они напрасно и без пользы приобрели себе великое достояние девства. Подумай, они отвержены после столь великих трудов, после того, как обуздали невоздержание, после того, как имели состязание с небесными силами, после того, как посмеялись над житейскими делами, перенесли великий зной, переступили через преграды, после того, как возлетели от земли на небо, не разломили печати тела, приобрели великую красоту девства, вошли в состязание с ангелами, попрали требования плоти, забыли природу, в теле совершили свойственное безтелесным, после того, как приобрели великое и необоримое достояние девства, после всего этого они услышали: отойдите от меня, не вем вас. Не подумай, будто я считаю маловажным достоинство девства: девство таково, что из древних никто не мог сохранить его. Потому-то и велика благодать, что страшное для пророков и для древних ныне стало весьма доступно. Что, в самом деле, было всего тяжелее и невыносимее? Девство и презрение смерти. Но их не страшатся ныне и слабые девы. В самом деле, соблюдение девства было так тяжко, что из древних никто не мог хранить его. Ной был праведен и имел свидетельство от Бога, но жил с женою. Равным образом Авраам и Исаак, сонаследники ему в обетовании, жили с женами. Целомудренный Иосиф отказался сделать великий грех прелюбодеяния, но и он жил с женою, потому что тяжко было состояние девства. Девство утвердилось с тех пор, как вырос цвет девства. Итак, никто из древних не мог хранить девство, потому что великое дело—обуздать тело. Изобрази словом вид девства, и познай величие этой добродетели. У ней каждый день брань, которая никогда не может умолкнуть; эта брань хуже войны с варварами. На войне с варварами бывает время отдыха, — когда ведут переговоры; там иногда сражаются, иногда нет; там наблюдается порядок и время. А на войне, которая ведется против девства, нет отдыха, потому что воюет диавол, который не знает определенного времени к нападению, не ожидает условного знака к сражению, но всегда стоит и старается найти деву безоружною, чтобы нанести ей смертельную рану; и дева никогда не может отдохнуть от этой брани, но всегда носит в самой себе тревогу и воителя. И осужденные не так бедствуют, хотя и видят начальника только по временам; а дева, куда ни пойдет, везде имеет при себе судию и носит с собою врага. Этот враг не дает ей покоя ни вечером, ни ночью, ни утром, ни в полдень, но воюет непрестанно, представляя ей наслаждение, указывая на брак, чтобы исторгнуть из ней добродетель и породить в ней порок, чтобы изгнать из нее целомудрие и всеять в нее блуд: каждый час разгарается, приятно поджигаемая, печь сладострастия. Подумай, как труден этот подвиг: а они [глупые девы] после всего этого услышали: отойдите от меня, не вем вас. Смотри, какое великое дело девство: когда оно имеет у себя сестру—милостыню, тогда никакие 6едствия не одолевают его, но оно становится выше всего. Они потому не вошли [в брачный чертог], что при девстве не имели милостыни. Стыдно сказать: поборовши сладострастие, ты не презрела денег, но будучи девою, отрешившеюся от жизни, и распявши себя, любишь деньги! Коли бы ты возжелала мужа, и тогда была бы вина не столь велика, потому что ты возжелала бы предмета одинакового [с тобою] по существу; но теперь вина гораздо больше, потому что ты возжелала чуждого [тебе] предмета. Вот, замужние злобно выказывают безчеловечие, ссылаясь на детей; если скажешь им: дай мне милостыню,—у меня дети, говорят они, не могу. Бог дал тебе детей, ты получила плод чрева, для того, чтобы тебе быть человеколюбивою, а не безчеловечною; повода к человеколюбию не обращай в предлог к безчеловечию. Хочешь оставить доброе наследство твоим детям? Оставь милостыню, чтобы все стали хвалить тебя, и память твоя осталась славною. Но ты, не имеющая детей и распявшаяся для жизни, ты для чего собираешь деньги?

4. Но у нас живо [в уме] слово и о пути покаяния, и о милостыне. Сказали мы, что милостыня есть великое приобретение; затем перешли к морю девства. Итак, великий [путь] покаяния ты имеешь в милостыне, которая может освободить [тебя] из уз греховных; но есть для тебя и другой путь покаяния, также весьма удобный, чрез который можешь освободиться от грехов. Молись каждый час, не изнемогай в молитве, и неленостно умоляй человеколюбие Божие, а Бог не отвратится от постоянно молящегося, но простит тебе грехи твои и исполнить прошения твои. Если ты, молясь, будешь услышан, продолжай молиться, чтобы принести [Богу] благодарение; если же не будешь услышан, пребывай в молитве, чтобы быть тебе услышанным. И не говори: “много я молился, и не услышан”, потому что и это часто бывает для твоей же пользы. Бог знает, что ты ленив и безпечен, и что, если получишь нужное, то отойдешь и больше не станешь молиться; и вот, самою нуждою заставляет тебя чаще беседовать с Богом и упражняться в молитве. Если ты, в такой нужде и имея надобность, ленишься и не продолжаешь молитвы, что было бы, если бы ты ни в чем не нуждался? Стало быть, и это Он делает для твоей пользы, желая, чтобы ты не оставлял молитвы. Итак, пребывай в молитве, возлюбленный, и не ленись, потому что молитва может совершить многое; и не приступай к молитве, как к маловажному делу. А что молитва доставляет прощение грехов, это можешь узнать из Божественного Евангелия. Что же оно говорит? Подобно царствие небесное человеку, который запер двери свои и лег спать с детьми своими. Между тем вечером пришел некто взять у него хлебов и стучит, говоря: отвори мне, мне нужны хлебы. А он ему: не могу дать тебе теперь, потому что легли спать и мы, и дети наши. Тот продолжал стучать в дверь, а этот опять говорит к нему: не могу тебе дать, потому что легли спать и мы, и дети. Но тот и после этого продолжал стучать, и не отходил, пока домохозяин не сказал: встаньте, дайте ему, и пусть он отойдет (Лук. 11, 5 и сл.). Итак, [Писание] учит тебя молиться и никогда не унывать, но и тогда, как не получишь [просимого], пребывать [в молитве], пока не получишь. Много и других путей покаяния найдешь в Писании. Покаяние, и прежде пришествия Христова, проповедывалось Иеремиею, который говорить: еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится (Иер. 8, 4)? И опять: после этого, после того как она прелюбодействовала, сказал ей: обратись ко Мне (3, 7). Много и других [кроме милостыни и молитвы] различных путей покаяния [Бог] дал нам для того, чтобы отнять у нас всякий предлог к нерадению. Если б у нас был только один путь, мы бы не могли пойти по нему. От этого оружия всегда убегает диавол. Согрешил ты? Войди в церковь, и загладь свой грех. Сколько бы ты ни падал на площади,—всякий раз встаешь: также точно сколько раз ни согрешишь,—покайся во грехе, не отчаявайся; согрешишь в другой раз, в другой раз покайся, чтобы по нерадению совсем не потерять тебе надежды на обещанные блага. Ты в глубокой старости—и согрешил? Войди [в церковь], покайся: здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют, но дают прощение в грехах. Одному Богу скажи грех твой: Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих (Псал. 50, 6),—и отпустится тебе грех. Есть у тебя и иной путь покаяния, не трудный, а самый легкий. Какой же это путь? Поплачь о грехе своем. Об этом узнаешь ты из Божественного Евангелия. Петр, верховный из апостолов, первый в церкви, друг Христов, получивший откровение не от человеков, но от Отца, как свидетельствует о нем Господь, говоря: блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой небесный (Матф. 16, 17),—этот Петр (когда называю Петра, разумею камень несокрушимый, скалу неподвижную, великого Апостола, первого из учеников, первозванного, и первого последовавшего на зов), он—то сделал не какое либо маловажное преступление, но очень великое, — отрекся от Самого Господа. Это говорю не в обвинение праведника, но чтобы дать тебе побуждение к покаянию. Так он отвергся Самого Господа вселенной, Попечителя и Спасителя всех. Но разскажем этот случай сначала. Спаситель знал, что во время Его предания некоторые отойдут [от Него], и говорит Петру: не хочешь ли и ты отойти? Но Петр отвечал: аще ми есть и умрети с Тобою, не отвергуся Тебе (Матф. 26, 35; сн. Иоан. 6, 67). Что говоришь, Петр? Бог определил, а ты противодействуешь? Но, хотя воля [Петра] и выказала свое [желание], однако ж слабость природы [его] изобличилась. Когда же это? В ночь, в которую предан был Христос. Тогда, сказано, стоял Петр у горящих дров и грелся; и вот подошла к нему одна служанка, и говорит: вчера и ты был с этим человеком; а он в ответ: не знаю сего человека. Потом [отрекся] и в другой, и в третий раз—и исполнилось определение [Божие]. За сим Христос взглянул на Петра, и этим взглядом подал голос; не заговорил с ним устами, чтобы не обнаружить его пред иудеями и не пристыдить Своего ученика, но взглядом сказал ему: вот, Петр, сбылось то, о чем Я говорил. Тогда и Петр пришел в чувство и начал плакать, но заплакал не просто, а горько, и из слез очей сделал второе крещение. Но заплакав так горько, он загладил свой грех, и после этого ему вверены ключи небесные. Если же плач Петра загладил столь великий грех, то как тебе не загладить греха, если будешь плакать? Отречься от своего Господа—было преступление не малое, но великое и весьма важное,— и однако ж слезы загладили грех. Плачь же и ты о грехе своем, только плачь не просто и не для вида, но горько, как [плакал] Петр; изведи потоки слез из самой глубины души, чтобы Господь, умилосердившись, простил тебе прегрешение. Человеколюбив Господь; Он Сам сказал: не хощу смерти грешника, но еже обратитися, покаяться, и живу быти ему (Иезек. 33, 11). От тебя хочет небольшого труда, а Сам дает великое; от тебя ожидает повода, чтобы дать тебе сокровище спасения. Предложи слезы, а Он даст тебе прощение; принеси покаяние, а Он дарует тебе отпущение грехов. Ты представь хоть малый предлог, чтобы иметь благовидное оправдание, потому что [в деле спасения] одно зависит от Него, а другое от нас. Если мы представим, чтó зависит от нас, то и Он дарует, чтó зависит от Него. Но вот Он уже даровал, что зависело от Него,—утвердил солнце, луну и разнообразный ход звезд, разлил воздух, распростер землю, оградил море, дал горы, долины, холмы, источники, озера, реки, безчисленные роды растений, сады и все прочее. Принеси же и ты немногое, чтобы таким образом Он даровал тебе и высшие блага. Итак, не будем беззаботны о самих себе, и не отступимся от своего спасения, имея такую бездну человеколюбия Господа всех, Который даже кается о наших грехах. Предлагается Царство Небесное и рай, и блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9),—и мы не будем всячески стараться привнести что-нибудь с своей стороны, чтобы не лишиться этих благ? Разве не знаешь, что говорит Павел, который много потрудился и одержал безчисленные победы над диаволом,—который в теле прошел вселенную, обтек землю, и море, и воздух, и, как бы на крыльях, облетел вселенную,—который был забросан камнями, побит, потерпел побои, все перенес ради имени Божия, призван был свыше небесным голосом? Смотри, что говорит он, какое произнес слово: мы получили, говорит, благодать от Бога, но и я потрудился и сделал свое; и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся (1 Кор. 15, 10). Знаем, говорит, знаем великость благодати, которую мы получили; но не праздным она нашла и меня: известны дела мои. Так и мы приучим руки к милостыне, чтобы привнести с своей стороны нечто малое; станем плакать о грехе, стенать о беззаконии, чтобы видно было, что и мы привносим хоть что-нибудь малое, между тем как то, что имеет быть даровано нам, велико и превышает наши силы. Это рай и Царство Небесное, которого да сподобимся все мы по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Добавлено (28.11.2010, 18:12)
---------------------------------------------
Однажды ночью некий 16-летний юноша увидел во время сна весьма прекрасную девушку, красиво одетую, с масличным венком на голове. Когда он проснулся после её прикосновения, то увидел, что она стоит перед ним вовсе не во сне, а наяву. Юноша спросил её:
- Кто ты такая и как осмелилась войти ко мне?

Девушка же, улыбаясь и смотря на него светлым взглядом, сказала кротко:
- Я - старшая дочь Великого Царя и первая среди дочерей Его.

Услышав это, юноша поклонился ей. Она же продолжила:
- Если ты сделаешь меня своей подругой, то я исходатайствую тебе от Царя великую благодать и представлю тебя пред Лице Его, ибо никто не имеет у Него такой силы и дерзновения, как я. Я свела Его с неба на землю и побудила облечься в плоть человеческую для спасения людей.
После этих слов она стала невидима. Удивившись сему видению, юноша сказал сам себе:
- Поистине в образе девицы явилось ко мне милосердие. Об этом свидетельствует и вид её и слова.

Из слов же её юноша заключил, что желающему обрести милость у Бога должно быть самому милосердным и подавать милостыню.2 Звали этого юношу Иоанном; люди впоследствии прозвали его милостивым за необычайное милосердие, а Церковь прославила его в лике святых, поставив в пример для подражания всем верным своим чадам. А поучиться действительно есть чему. Родился святой во 2-ой половине VI века. Прейдя в возраст, женился и имел детей, но недолго, ибо они в скором времени умерли. Промысл Божий поставил его на патриарший престол Александрийской Церкви. Примечательно, что став патриархом, святой Иоанн первым делом вызвал к себе церковных экономов3 и дал им такое поручение:
- Обойдите весь город и перепишите всех господ моих. Когда экономы спросили: "Кто эти господа?", он ответил: "Это нищие и убогие, которые помогут мне в достижении спасения".

Экономы выполнили поручение своего архипастыря и переписали всех немощных и нуждающихся, которых нашли на улицах, в больницах или убогих домах. Всего их было 7,5 тысяч человек. Каждому патриарх повелел выдавать все нужное для ежедневного пропитания. И до конца жизни своей он постоянно раздавал практически все свои и церковные деньги. Но что интересно, у него всегда было что давать, ибо Господь посылал ему все требуемое для раздачи. Например, в 618 году, во время нашествия персов на Египет, множество народу собралось в Александрию, следствием чего был сильный голод. Св. Иоанн, милосердствуя о голодающих, истратил все церковное имущество и даже остался должен. И в то время как он начал нуждаться, прибыло два корабля из Сицилии с большим количеством пшеницы.

На церковное имущество он смотрел именно не как на свое, но как на Божие, которое требуется только передать по назначению - бедным, а в лице их и самому Богу. Такой взгляд на имущество и его употребление исходит из Евангелия, через которое сам Бог говорит, что в конце мира на Страшном Суде он помилует тех, которые сами миловали ближних своих, так как в лице их Он принимал оказываемые благодеяния Себе. “Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим и накормили? или жаждущим и напоили? когда мы видели Тебя странником и приняли? или нагим и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”. (Мф. 25, 35-40). Эти евангельские слова не требуют особых комментариев, хотя, впрочем, заметим, что здесь должно разуметь не только вещественную милостыню, но и милостыню невещественную, духовную. Эта милостыня заключается в том, чтобы миловать ближних своих сокровенно в душе своей, охраняясь от осуждения их и прощая наносимые нам от них обиды и оскорбления.

В житии св. Иоанна мы находим такие случаи, когда он прощает наносимые ему обиды и оскорбления и старается не осуждать никого. “Не будем поспешны в осуждении, - поучает он своих учеников, - мы видим грех согрешающего человека, покаяния же его, в тайне им соделываемого, не видим”.4 Подавал святой невещественную милостыню еще и тем, что не воздавал злом за зло, а за зло воздавал добром. Одного гостинника, оскорбившего его племянника, он наказал так, что удивилась вся Александрия. Св. Иоанн освободил его от церковной подати и предоставил жить свободно.

И много других дел милосердия оказывал этот святой, показывая яркий пример всесторонней заботы об удовлетворении потребностей человеческих во всех сферах их жизни: и духовной, и материальной, и социальной, и бытовой.

В настоящее время благотворительность снова возвращается в наше общество, которое осознало духовную и социальную значимость её и ищет разнообразные возможности ее проявления. Церковь с глубоким удовлетворением воспринимает этот факт современной общественной жизни. В рамках благотворительности Церковь стремится также участвовать в решении и тех социальных проблем, которые были порождены в нашем обществе падением нравственности. Для Церкви, как и для государства, в настоящее время особенно важно решить проблему возвращения каждого человека к нормальному образу жизни, оказав тем самым благодеяние не только телу, но и душе его.

Решая эту проблему, Церковь призывала и призывает каждого человека к милосердию. И в первую очередь Она призывает каждого оказать милость ... самому себе, ибо только после оказания такого рода милосердия можно оказать милость и другим. Что значит оказать милость себе и как это сделать?

Милость проистекает из любви и, значит, чтобы оказать милость себе, надо полюбить себя. “Но неужели мы себя не любим? - возмущается человеческое естество. - Что за вздор?! Уж кого-кого, а себя-то мы любим!”.

Однако, давайте прислушаемся к голосу святых Православной Церкви, которые, как это мы видели на примере св. Иоанна, в совершенстве исполняли заповедь милосердия. “Должно сказать, - слышим мы голос одного из них, - что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе”.5 Эти слова святого в высшей степени справедливы. Если каждый посмотрит внутрь себя и вокруг себя, то воочию убедится, что при постоянном желании себе добра человек постоянно делает себе одно только зло: разрушает свое физическое, психическое и духовное здоровье наркотическими веществами, беспорядочными удовольствиями, вредными привычками, блудом, гневом, раздражительностью, сребролюбием, завистью, ленью и прочими бесчисленными страстями их же несть числа (Пс. 103, 25).

Причина такой разрушительной деятельности, относительно себя и ближних своих, заключается в том, что настоящую, правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий падшего естества. Стремясь удовлетворить эти пожелания, мы губим себя и тех, кто вокруг нас, хотя думаем, что благодетельствуем. Поэтому прежде чем начать благодетельствовать другим, мы должны сначала облагодетельствовать себя, оказав милость себе через рассматривание себя и освобождения себя от нищеты, от болезней, от темницы греховной покаянием.6 Нужно, чтобы сердце наше исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности.

Только в таком случае мы сможем оказать истинное милосердие к себе, исцелив прежние согрешения исповеданием их, напитав свою голодную душу Словом Божиим, напоив ее ощущениями, исходящими от Духа Святаго, одеяв ее добрыми делами и введши в дом благочестия и добродетели.7

Оказав такое благодеяние себе, мы сможем оказать подобное благодеяние и ближним своим, заботясь об истинной их душевной и телесной пользе. Примером такой истинной деятельности милосердия может послужить нам жизнь святого Иоанна Милостивого8 и жизнь многих других святых Восточной Православной Церкви.9

1. Масличный венок - символ милосердия.
2. Четьи-Минеи. Ноябрь, 12-е число.
3. Экономы заведовали церковным хозяйством.
4. Четьи-Минеи. 12 ноября, с. 301.
5 .Св. Игнатий Брянчанинов. Творения. Т.4 Поуч. 2-е. В нед. 25-ю. М., 1993. С. 262.
6. Там же, с.43.
7. Там же, с.43.
8. Память его совершается 12/25 ноября.
9. Таких как, например, св. Иоанн Златоуст (13/26 ноября), равноапостольный князь Владимир (15/28 июля), св. Иоанн Кронштадский (20/2 декабря-января), св. вел. кн. Елизавета (5/18 июня) и других.

В.Н.Коржевский, преподаватель ТДС

 
КлирДата: Воскресенье, 09.01.2011, 14:27 | Сообщение # 7
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
«Бомж» или «ближний»?
Кто наш ближний? Кто нуждается в помощи, а кто нет? Подавать ли милостыню? Каждый ли может быть волонтером? Что такое «творить дела милосердия» в наши дни? На это вопросы отвечал епископ Пантелеимон (Шатов), председатель синодального отдела по социальному служению и благотворительности, на встрече в рамках Православного молодежного лектория в Доме Журналиста 4 октября.

Служение любви

В начале встречи епископ Пантелеимон, в недавнем прошлом известный протоиерей Аркадий Шатов, оговаривает: «словосочетание «социальное служение» кажется мне крайне неудачным». Тем не менее, другой формулировки нет. Главное, что «социальное служение - одна из форм служения Христу», - убежден епископ Пантелеимон. Без него не может существовать Церковь, без него нельзя быть христианином и научиться христианской любви. «Если не научиться любви в земной жизни, то мы не сможем наслаждаться ей в Вечности», - повторяет известную формулу епископ Пантелеимон и поясняет: именно скорбная земная юдоль, в которой так много поводов для сочувствия, помощи, принятия чужой боли может сблизить нас друг с другом. В Раю скорбей не будет, а сможем ли мы любить без сочувствия, жалости, сопереживания? «Мы совершаем дела милосердия не ради социальной справедливости, - подчеркивает владыка, напоминая о примере большевиков, - а потому, что нам самим нужно научиться любви. «Если думать прежде всего о том, что ты помогаешь другому, - предостерегает он, - то может вкрасться тщеславие, гордыня, иная неправильная мотивация». Надо понимать, что ты нуждаешься в этом не меньше, чем человек, которому ты оказываешь помощь.
Социальное служение - это исполнение второй заповеди: «возлюби ближнего своего как самого себя». Но кто этот ближний? В притче о милосердном самарянине, иллюстрирующей Заповедь, ближним был человек, лежащий прямо на дороге. Таких - в основном это бездомные - мы тоже видим каждый день. Но «большинство нуждающихся в помощи скрыты от наших глаз, - рассказывает епископ Пантелеимон, - Они собраны государством в детские дома, дома престарелых, заключены в свои квартиры как инвалиды или бездомные старики. А ведь часто эти люди не могут существовать без посторонней помощи». Например, одинокие старики часто умирают от голода, потому что их некому покормить. То же и в больницах: штаты медицинских учреждений не предусматривают уход за больными, и люди часто погибают не от самой болезни а, например, от пролежней.

Бездомные - «проблема», с которой на московских улицах сталкивается каждый. С ними очень трудно работать, у них зачастую изломанная психика, они часто лгут и почти не способны вернуться к нормальной жизни. Программ по их реабилитации в России практически нет, они очень трудны. «Чтобы заниматься с бездомными, нужен для каждого бездомного отдельный человек, - констатирует епископ Пантелеимон. - Который должен быть готов к тому, что помогать человеку придется очень долго. Вообще помочь другому без жертвы нельзя». Давать ли милостыню? На этот распространенный вопрос мало кто решится ответить с уверенностью. «Если исполнять евангельские слова, - рассуждает владыка Пантелеимон, - «просящему у тебя дай», то надо давать и не думать о том, куда пойдут эти деньги. Если все-таки есть опасения, что человек их пропьет, то можно помочь ему едой, от этого вреда точно не будет». Епископ рассказал и том, как можно пристроить бездомного, замерзающего на улице, в больницу. Он предупредил, что для этого придется приложить некоторые усилия: сначала надо вызвать «Скорую» и уговорить (!) забрать человека в больницу либо по болезни, если она очевидно, либо по «социальным показаниям». В больницу его, вероятно, придется сопроводить, чтобы и там убеждать персонал госпитализировать бездомного. Лучше сказать, что это «дальний знакомый», что вы к нему придете и так далее: «почувствовав, что за человеком кто-то стоит, персонал отнесется к нему с большим вниманием», - делиться опытом владыка.
http://www.taday.ru/text/658501.html

 
LianaДата: Четверг, 13.01.2011, 12:43 | Сообщение # 8
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
"Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде, — приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу."
http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Arseny/diary/diary1.html
 
КлирДата: Пятница, 21.01.2011, 15:40 | Сообщение # 9
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Уроки Православия. Милостыня. Ч 1-2 (ТК Союз 2010-09-26)
http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=18735
http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=18736
 
SonДата: Понедельник, 21.02.2011, 16:04 | Сообщение # 10
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
"Проверяй... и подавай
02 сентября 2010, 12:10

Они первыми встречают нас у дверей храмов. Почти в любой час и в любую погоду, ведь уставленный иконками и нехитрым скарбом клочок асфальта для многих из них – единственный надежный дом. Иногда при взгляде на них мы вздрагиваем от отвращения, но чаще – от жалости. И машинально откупаемся червонцами и завалявшейся карманной мелочью от всего сразу – убожества, физических уродств, невиданной грязи, горя, нищеты. Торопясь пройти мимо, мы отмахиваемся от мысли, что и мы не застрахованы от повторения их судьбы. И редко задаемся вопросом: а на что потрачен наш скромный дар, и стал ли он маленьким спасением хотя бы для кого-то из них.

НИЩИЙ НИЩЕМУ РОЗНЬ

Просящих «ради Христа» в последние годы стало очень много. Мольбы о помощи можно встретить всюду: у ворот храма, на вокзалах, в общественном транспорте, Интернете … Конечно, сверхприбыльным «бизнесом» такое занятие не назовешь, но на жизнь заработанных таким образом денег вполне хватает. Разжалобить отзывчивых на подаяние прихожан храмов, да и просто идущих мимо людей вроде бы несложно: как не подать калеке или старушке с трясущейся рукой, не знающей, как свести концы с концами на свою жалкую пенсию? Но ни для кого не секрет, что чужой отзывчивостью и сердобольностью часто активно пользуются. И тогда собранные за день пожертвования оседают в дешевых забегаловках, пивных или в чьих-то карманах. Очередное лаконичное воззвание о помощи в виде водруженных на стул иконы и блюдца для подаяния при отсутствии самих нуждающихся в очередной раз заставило меня призадуматься: а как человеку разобраться и понять, с кем из ближних стоит делиться своей последней рубахой, а с кем нет, и что думает по поводу подаяния Церковь? Неужели стоит класть монеты в каждую протянутую руку?
Еще несколько лет тому назад колоритную пару Олю и Колю можно было без труда застать возле храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Этих двух нищих прихожане и служители храма знали очень хорошо. Да и не заметить в толпе бездомных высокую ковыляющую фигуру бородатого старика и простодушную, как ребенок, женщину, с детства инвалида-олигофрена, было трудно. Поэтому клирики и сотрудники храма вместе с прихожанами пытались вникнуть в их страшную уличную жизнь и помочь по мере сил.
Этот странный союз казался неразлучным – повсюду вместе, по-своему подбадривающие и помогающие друг другу. А потом Коли не стало. Его убили на улице подвыпившие подростки, и Оля, совсем беспомощная, осталась одна. Она была из тех, кто по-настоящему нуждался в помощи и внимании. И ей, к счастью, повезло. Стараниями участливых людей она оказалась в областной психиатрической больнице. Там Олю подлечили и даже окрестили в маленьком местном храме…
Но есть и совсем другие истории с куда более прозаичным финалом. О них рассказал мне настоятель храма в честь Преображения Господня в селе Пристанном протоиерей Владимир Пархоменко. Несколько лет тому назад, служа в одном из костромских храмов, отец Владимир обратил внимание на мужчину нетрезвой наружности, затесавшегося в хорошо знакомую компанию просящих милостыню старушек. Результатом участливых расспросов батюшки стал жалостливый рассказ про горькую долю, а в конце последовала просьба помочь деньгами. Этой просьбе отец Владимир внял и даже предложил несчастному не обычные пять-шесть (дело было до финансового кризиса конца девяностых), а целых сто рублей. Но… в обмен на несложную работу – вырыть яму под давно требовавшийся приходу колодец. Предложение мужчине поначалу понравилось, но перспектива двухчасового труда, судя по всему, не вдохновила. Он провозился в земле не дольше десяти минут, а потом посчитал за лучшее по-тихому исчезнуть. «Больше его не видели, – вспоминает отец Владимир. – Хорошо хоть лопату не унес».
Еще один нищий, уже в Воронеже, очередном месте служения батюшки, запомнился ему тем, что упоительно воспевал прелести бродячего образа жизни. Он по-приятельски поделился с отцом Владимиром адресами основных мест жизнеобеспечения любого воронежского бомжа, не утаив даже святая святых – полный перечень точек, на которых можно бесплатно перекусить. То есть человека его бродячая жизнь вполне устраивала, и его протянутая рука в итоге стала не мольбой о помощи, а всего лишь средством заработка.

ПОДАВАЙ, НЕ ГОРДЯСЬ И С РАССУЖДЕНИЕМ

И все же, как говорит отец Владимир: «Милостыню подавать нужно, без этого не родятся в душе милосердие и настоящая любовь. То, что нищие сидят у порогов церквей, пусть вас не смущает, в этом нет ничего аномального. Это лишь свидетельство того, что Церковь готова помочь любому обездоленному человеку. Но при этом нельзя забывать – есть такое понятие, как потворство греху. И в некоторых случаях милостыня может быть расценена именно так. Вот потворствовать тунеядству не стоит. Нужно по возможности постараться трезво оценить – стоит подать в данном конкретном случае или лучше воздержаться».
Следуя этому совету, не стоит даже пытаться облагодетельствовать тех, кто явно отнесет «выручку» в ближайший шинок. А выяснить это на самом деле довольно легко – лучше не давать деньги на руки, а не полениться, дойти до ближайшего магазина и вернуться к неимущему с «натурой». Или же сразу предложить вместо денег взять продукты. Зачастую после такого жеста выясняется, что попрошайка вовсе не голоден, и деньги ему нужны совсем не на еду или другие необходимые вещи. Зато по-настоящему нуждающихся людей подношения в виде продуктов или каких-то предметов быта не оскорбят. Неслучайно большинство священников, которые отлично знакомы с нуждами всех «своих» нищих, советуют подавать именно подобным образом.
Правда, анекдотичные ситуации нет-нет, да и случаются и с такого рода дарами. Так, известны случаи, когда облагодетельствованные бомжи не стеснялись возвращаться к прилавку с только что купленной здесь едой и упрашивали продавцов обменять продукты на деньги.
Чаще всего на приходах прекрасно осведомлены о том, что за люди обивают пороги того или иного храма. И если к кругу хорошо знакомых лиц вдруг присоединяются откровенно пьющие элементы, охранники, сотрудники храма просят их больше не появляться.
Куда сложнее убедиться в добропорядочности авторов почтовых и электронных писем, взывающих к милосердию. Не секрет, что мошенники охотно прибегают к такому относительно безопасному способу вымогательства денежных сумм, причем не стесняются выпрашивать средства даже с самих приходов. Настоятели церквей и храмов могли бы многое рассказать о потоке подобного рода корреспонденции, регулярно атакующей их почтовые адреса. «В идеале такие письма надо проверять, – уверен отец Владимир, – и, если нет возможности проверить, от подаяния лучше воздержаться. Но у священников нет на это ни времени, ни сил. Даже я сам как настоятель попадал в руки аферистов, отдавал деньги, принадлежащие приходу».
Все это, конечно, частные случаи. Вопрос «давать или не давать», особенно если идешь по улице, проносится в голове за доли секунды и остается на усмотрение каждого из нас. Кого-то способны разжалобить увечья и вопиющая нищета, кто-то без колебаний перечислит нужную сумму на банковские реквизиты, указанные в пришедшем по электронной почте письме с криком о помощи смертельно больному ребенку. И хотя распространено мнение, что просчитывать, кому стоит помочь, а кому нет, – неправильно и как-то неэтично, Церковь, как стало ясно из моего разговора с отцом Владимиром, все же придерживается другого мнения. И изречение подвижников первых веков христианства: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем узнаешь, кому даешь» вполне может служить человеку руководством к действию в тех случаях, когда есть вероятность, что крик о помощи для кого-то всего лишь средство цинично заработать. Ведь зачастую бывает, что наша, если так можно выразиться, «неразборчивость» в проявлении сострадания продиктована отнюдь не любовью к ближнему, а элементарно собственной гордыней. И порой мы помогаем, чтобы иметь повод лишний раз мысленно «погладить» себя – вот какой я хороший, помог человеку.
Но подавать в любом случае нужно, не считая при этом милостыню чем-то вроде индульгенции, работающей по принципу «откупиться и забыть». Наша задача, если мы хотим оставаться людьми, – не просто подать при случае попавшемуся случайно на глаза нищему, а на протяжении всей жизни учиться быть по-настоящему отзывчивыми и милосердными.

Екатерина ВЕЛЬТ"
http://www.vzsar.ru/special/2010/09/02/proveryay..._i_podavay.html

 
TimonaДата: Понедельник, 23.05.2011, 20:45 | Сообщение # 11
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Святитель Феофан Затворник. Внутренняя жизнь.
Глава 2. Каков кто в сердце, таким имеет его Бог и так относится к нему
версия для печати

В прошедшей беседе я навел вас на мысль, что главное в нашей жизни есть настроение сердечное и что каков кто в сердце, таковым того имеет и Бог, несмотря ни на какие внешние отличия и преимущества. Хочу и ныне остановить внимание ваше на той же мысли, чтоб научить вас ценить свои движения внутренние и таким образом расположить - строже смотреть за своим сердцем и за всем, что входит в него и исходит из него.

Не буду для этого входить в рассуждения. Представляю только несколько случаев и примеров из слова Божия и житий святых в подтверждение сей истины.

Вот и в читанном ныне Евангелии представляется богач, который, как обычно зажиточным, задумал перестроить житницы свои по случаю обильного урожая. Ничего нет тут укорного. И за это не укоряет его Господь. Но между тем как он это задумал, из сердца вышло такое помышление: ну теперь только ешь, пей и веселись; не о чем заботиться и нечего бояться. Кажется, не велико слово. Но что значило оно?.. Оно значило, что он сердцем отвратился от Господа и весь прилепился к богатству, на него одно полагаясь и в нем чая иметь верного хранителя и всегдашнего защитника, поставляя его, таким образом, для себя в бога. Никто сторонний не видел в нем такого помышления. Но его зрел Бог с Небеси святаго Своего - и тот же час дал ему должный ответ: в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12, 20). Лег он, не предвидя никакой опасности, а утром найден умершим. Вот суд Божий не по внешнему, а по сердцу. Сколько, братие, знаем мы случаев скоропостижной смерти! Но кто знает, не ответ ли это правды Божией богопротивному настроению сердца, делающему человека недостойным жить в богоуправляемом мире,- настроению, о котором, думали, может быть, умершие, и Бог не знает, как никто не знает из людей!

Предложу вам и еще опыт суда Божия.

Известно вам, что народ израильский был возлюбленный Богу. Сколько милостей явил к нему и как часто необыкновенным образом спасал его Бог!.. Израиль с своей стороны служил Богу по закону, данному Самим Богом, и хвалился пред всеми народами именем Господа Саваофа, Которому служил. Войдемте же теперь мысленно в храм их и посмотрим, что там... Приносятся жертвы овнов и тельцов, возжигается кадило, поются псалмы; и это в новомесячие, всякую субботу и праздники - все по закону Божию. Смотря на сие, мы бы сказали: благочестивый народ! Как приятно Богу смотреть на эти дела их веры и богопреданности! Но вот является пророк Исаия, и послушайте, что говорит об них от лица Божия: "Содомляне вы, гоморряне вы... семя лукавое... язык грешный! .. Что Мне в жертвах ваших... кадило ваше - мерзость Мне... праздники ваши ненавидит душа Моя... И не приходите являться сюда пред лице Мое..." Слыша сие, вы готовы спросить в изумлении: за что, Господи, гнев такой? И вот вам ответ: за то, что сердце их исполнено лицемерия, лукавства, грабительства, жестокосердия ко вдовам и сиротам, неправосудия, плотоугодия и разврата. Вот что было у них на сердце!.. А снаружи посмотреть - они, кажется, все были исправны.

Еще разительнее то же самое изображает пророк Иезекииль. Сидел, говорит, я в доме моем, и взял меня дух и поставил меня - в видении Божием - в Иерусалиме, в преддверии храма... Здесь увидел я одну скважню в стене. Муж, явившийся при сем, сказал мне: раскопай,- и я раскопал. Тот сказал: войди и виждь беззакония злая, яже творят сии здесь! Я вошел и увидел: на стенах изображено всякое подобие гада и скота и суетная гнушения и мужи израильские кадят пред ними, каждый держа свою кадильницу в руке (Иез. 8). Что это такое? Было это на деле? Нет. Этим изображалось то, что каждый помышлял на ложе тайнем своем, говоря: не видит Господь. Животными указывались страсти, коими полно было сердце их, а каждением - рабство сим страстям. Таковы были израильтяне по сердцу!.. Но кто это видел?.. Никто сторонний... Видел Бог и чрез пророка произнес Свой суд над ними по тому, каковы они в сердце. За то, говорит, что они предались нечистотам, говоря: не видит Бог. А Я вот есмь... не пощадит их око Мое, и не помилую (Иез. 9, 9-10). Вот как вышло. А по внешнему поведению они могли казаться честными.

Припомните в житии Андрея, Христа ради юродивого, как ему открыто было внутреннее настроение одного человека. Все чтили сего человека за трудолюбие, приветливость и воздержание. Но святой Андрей, подошедши, увидел змия сребролюбия, обвившегося вокруг шеи его. Вот одно было в наружности, а другое внутри.

В другой раз - шел кто-то, мужчина или женщина, не помню. На вид ничего худого не видно было, но открылись очи у святого Андрея, и он увидел ангела, зажавшего себе нос. На вопрос, что это значит, ангел сказал: нестерпимо зловоние блудной страсти, коею обладаемо сие лицо. А наружность ничего такого не представляла.

В житии Евфимия Великого рассказывается, что был в их стране старец, всеми чтимый и много всех пользовавший своими наставлениями и советами. Все считали его святым и богоугодным. Но когда он был при смерти, пришел другой старец и увидел, что бесы окружают одр его и с торжеством ожидают исхода души его... Видите, как все думали и как оказалось на деле!

Рассказывали также, что в Египетской пустыне был старец, который, когда присылал кто к нему какое подаяние, тотчас угадывал, что было на душе у того, кто присылал, и всегда говорил ученикам: тут кровь или слезы, это отдается корыстию, а это - нечистотою плотскою или тщеславием и гордынею.

Много бывало и других случаев, показывающих, что вся сила в настроении сердца и что каков кто по сердцу, таковым имеет его Бог, ангелы и все святые. Но довольно и этих, чтоб увериться вам, что так есть... Обратимся теперь к самим себе!

Если б открылись у кого очи умные и он осмотрел нас, здесь теперь собравшихся, что бы открылось?.. Даруй, Господи, всем нам быть и пред Богом по силе нашей безукоризненными, как мы почитаемся и желаем быть почитаемыми между собою взаимно в наших отношениях. Но, братие, к чему тут слово лести? Не обольщайтесь самоуверенностию, войдите внутрь себя и разберите тонкие помышления и устремления сердца вашего - каждый своего - и по тому судите о себе и определяйте без лицеприятия, что вы - зная, что таковыми, а не инаковыми открыты вы Богу и всему духовному миру. А затем худое исправляйте в себе, а доброе насаждайте. Кто-то из святых отцов изобразил сердце сосудом, полным всяких гадов и змий, которые всякий раз, как замышляет человек сделать что, выходят из него и, если дело худо, питаются им, а если хорошо - покушаются осквернить его ядом своим. Если человек внимателен к себе, то, не допуская дел худых и тем не давая пищи змиям, истощает их и, отревая их покушения осквернить добрые дела свои, поражает их во главу. Продолжая неутомимо свой труд все в одном роде и духе, он наконец убивает сих змий и мертвыми выбрасывает вон. Змии суть страсти и склонности худые. Смерть их - очищение сердца от страстей. Вот об этом и поревнуем. Грехи делать перестанем, а добрые дела станем творить так, чтоб к ним не примешивались никакие худые чувства и расположения. А если что проскользнет, будем очищать то покаянием. Делая так, чистыми явимся мы не только пред людьми, но и пред лицем Бога всевидящего... Даруй, Господи! Аминь.

20 ноября 1869 г., в неделю 26-ю по Пятидесятнице

 
Форум » Добродетели » Милосердие » Милостыня
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа