Познание основ православной веры

Суббота, 21.07.2018, 01:23

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Христианское психологическое консультирование - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Православная психология » Нужна ли православная психология? » Христианское психологическое консультирование
Христианское психологическое консультирование
461119Дата: Воскресенье, 23.05.2010, 18:35 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Христианское психологическое консультирование

http://www.cdrm.ru/kerigma/psych/moshkova/PravoslPsihol.htm
Православный психолог и его клиенты</a> Ирина Николаевна МОШКОВА

Вопросы к практическому психологу

Кто знает про Институт Христианской Психологии и как к нему относится?

Психологи-консультанты http://nasemenovs.com/current_krizis/psihologi-konsultanty.html

 
КлирДата: Среда, 26.01.2011, 16:01 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
книга профессора Ларисы Филипповны Шеховцовой
Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии
http://www.sspba.ru/publications/3/6/

В городе Москве книгу можно приобрести в Ректорате Свято-Сергиевской православной богословской академии.
Контактный телефон: (499) 500–96–14.

Конференции и семинары: http://www.sspba.ru/seminars/

 
RosaДата: Понедельник, 23.05.2011, 21:41 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Денис Викторович Новиков
Андрей Фомин

Понимание психологических защит с позиции православной психологии

Вступление. О.Андрей

Чтобы начать разговор, я позволю себе напомнить, как возникла тема о психологических защитах на прошлом заседании. Докладчиком тогда был Андрей Фомин в теме "Понимание греха и вины". Прозвучавшая несколько раз фраза с термином "защита" вызвала вопрос у аудитории: в каком смысле используется это понятие и можем ли мы его понимать не в том классическом психоаналитическом смысле, как это принято в школе (понятие "защита" возникло у Фрейда и позже использовалось у Анны Фрейд). Тогда Виктор Иванович Слободчиков поставил вопрос, о закономерности использования термина "защита" и если мы наполняем его новым содержанием в христианском смысле, то это нужно оговорить. Вот тот контекст, в котором возникла тема сегодняшнего заседания. Засим, я передаю слово Денису Викторовичу Новикову.

Денис Викторович Новиков

Как отец Андрей уже говорил, понятие "защита" было введено Фрейдом и получило свое развитие именно в психоаналитическом, психодинамическом направлении. Тут я хотел сделать небольшой экскурс и поговорить о том, что у современного бытового христианского сознания очень странные отношения с психоанализом. С одной стороны, только ленивый не критикует Фрейда: книги, статьи и даже диссертация кандидата богословия по догматической кафедре была почему-то построена на критике Фрейда. Когда прихожане просят благословения священников пойти к психологу, те говорят, что только не к психоаналитику. И, в общем, отношение к психоанализу в церкви вроде бы отрицательное. С другой стороны, нельзя не отметить, что в России - крупнейшей православной стране в начала XX века - была крупнейшая после Австрии психоаналитическая школа и по многим параметрам именно Россия занимала второе место в развитии психоанализа. В середине XX века русские богословы нашей эмиграции: Зеньковский, Вышеславцев активно используют, насколько я понимаю, психоаналитические концепции. Очень часто бывает так, что, критикуя Фрейда, его взгляды, так или иначе, проступают в современном христианском бытовом сознании. Для нас, как хорошо известно, неприемлема структурная модель Фрейда, где эго зажато между темными влечениями????? и моральной по своему существу системой супер-эго. Но на самом деле, когда читаешь брошюры или иногда в проповедях, удивительным образом слышишь то же самое: говорится о темной, греховной, плотской воле человека, которой противостоят усвоенные человеком нормы, заповеди христианства и личность оказывается зажатой между своей волей и нравственными принципами. Мы почти шарахаемся от пансексуализма Фрейда, но, тем не менее, читаем текст, в котором говорится, что мытарство блуда (этим оно принципиально отличается от других мытарств) почти никто не проходит; что сексуальность (принципиально новая физиологическая функция, появившаяся после грехопадения) является, чуть ли не единственной причиной передачи первородного греха и, стало быть, в значительной степени определяет жизнь всего человечества. Даже если перейти к аутентичным святоотеческим текстам, наследию святоотеческого богословия, то можно увидеть достаточно важные точки пересечения между взглядами, например, преподобного Максима Исповедника на роль наслаждения в патогенезе греха и страсти и фрейдовского принципа удовольствия. Можно найти и другие точки пересечения. Создается иногда впечатление, что психоанализ хорошо описывает жизнь человека по законам мира сего и если бы к этому добавить понимание спасения, то получится очень неплохая антропологическая модель. Но это, конечно, иллюзия просто потому, что в психоанализе нет места для спасения: там спасать некого, некому, не отчего и, в общем, незачем. Поэтому, взвешенная конструктивная критика психоанализа является, на мой взгляд, важнейшей задачей современной христианской психологии и антропологии. Частично это делается, и мы это делали в статье о понимании личности в христианском богословии IV-VIII веков, но это только самое начало. И потому, анализ понятия "защита", занимающего важное место в психоанализе, является актуальной задачей. Это теоретический аспект необходимости рассматривать предложенную тему.

Если посмотреть на клинический аспект, то мы обнаружим, что нет другой такой мощнейшей теории психопатологии, системы диагностики, формирования и описания психотерапевтических стратегий, которые есть в психоаналитическом направлении. И именно психоанализ, в отличие от других психологических школ, единственно серьезно, системно, на уровне стратегий описывает, скажем, психотерапевтическую работу с тяжелыми формами психических расстройств. А если мы говорим или работаем, соотносясь с моделями психоанализа, то, так или иначе, обращаемся к психологическим защитам. Ситуация у практического православного психолога получается очень странная: когда я работаю с человеком в психотическом состоянии (психоз, может быть - в состоянии компенсации), то с одной стороны, я понимаю, что это как раз та область, в которой духовно-ориентированная психотерапия оказывается наиболее эффективной, с другой стороны, мне приходится применять психоаналитические модели для того, чтобы понимать, что с пациентом происходит. Еще один практически-нравственный аспект: в процессе консультирования, что я должен думать, когда человек использует психологические защиты, и я это замечаю? Должен ли я думать, что человек защищает свою самость, свое самомнение, т.е. фактически грешит, упорствуя в гордости? Должен ли я в этом видеть проявление греха? Насколько я понимаю, Виктор Иванович Слободчиков на прошлом заседании именно это и предлагал, повторяя тезис Роджерса о том, что психологические защиты плохи тем, что они защищают самость человека и, соответственно, человек становится не конгруэнтным (в терминах Роджерса), а на самом деле, - просто упорствует в своей гордости, не желая смириться и найти более адекватное соответствие с тем окружающим миром, в котором он находится.

И потому, в этом докладе я хочу попытаться ответить на следующие вопросы с позиции практической христианской психологии:

- Что происходит, когда человек защищается?

- Как православная психология соотносится с психоаналитическим пониманием защит?

- Как можно ассимилировать психоаналитический клинический опыт, за которым стоят во многом чуждые методологические основания?

Не являясь особым экспертом, сначала попробую сделать обзор того, как понимаются защиты в психоанализе. Первым выделил, наблюдал и дал названия некоторым защитам Фрейд. Он обнаружил у людей с эмоциональными нарушениями (это были люди с преобладанием истерических черт) процессы вытеснения и конверсии. Эти механизмы использовались пациентами Фрейда для того, чтобы избежать повторения переживания прошлого травмирующего опыта. Таким образом, с помощью этих механизмов люди защищали себя от травм и понятно, почему это получило название защит: защитная функция этих процессов очевидна. Однако, как заметил Фрейд, эти механизмы оказались мало адаптивными: в конечном счете, для пациентов было лучше полностью пережить переполняющие их эмоции и высвободить свою энергию, чем продолжать упорно защищаться от травмирующих событий. Почему-то именно эти ранние наблюдения Фрейда распространились, ассимилировались в бытовое сознание и слово "защита" приобрело негативный характер. Вместе с тем, современные психодинамические теории не воспринимают защиту как нечто обязательно негативное. В частности, психотические проблемы (состояния психозов) именно рассматриваются, как проявления недостаточности защит. Согласно современному пониманию, использование психологических защит, которое происходит чаще всего бессознательно, приводит к достижению одной из следующих задач:

* избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством (это м.б. тревога, горе или другие дезорганизующие эмоциональные переживания);
* сохранение самоуважения.

Набор защит, которыми пользуется каждый человек, индивидуально определяется и психофизиологическими особенностями, и стрессами, которые пережили эти люди в раннем детстве, и опыт жизни в родительской семье (там, где они были детьми) и, наконец, то, что усвоено ими опытным путем. Для понимания защит еще важно существующее разделение на защиты примитивные и зрелые. Например, отрицание считается более примитивным процессом, чем вытеснение. Почему? Cмотрите, для того, чтобы что-то вытиснилось, вышло из фокуса сознания, оно прежде должно быть осознано, а затем уже переведено в бессознательное. А отрицание - мгновенный процесс: "этого не случилось" и понятно, что это больше магическая, нерациональная процедура, чем "это случилось, но я забуду об этом, потому что это слишком болезненно" (вытеснение).

Далее, я хотел рассказать о христианском взгляде на защиты. Во-первых, если взять текст Священного Писания и посмотреть на священную историю Ветхого и Нового Завета, то защиты встречаются и описаны на протяжении всей истории человечества, начиная с момента грехопадения - там мы уже видим первое использование психологических защит: "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание…" (Бытие 3:6).

Итак, смотрите:

* "дерево хорошо для пищи…." - это явная защита - проективная идентификация: мир представляется таким, как ты его себе ощущаешь и представляешь;
* "приятно для глаз…" - классический вариант сублимации: эстетическое переживание почти инстинктивного влечения;
* "вожделенно, потому что дает знание…" - рационализация ("потому что" - типичный маркер рационализации).

Это начало священной истории, а ее конец (как описано в Священном Писании) - книга Деяний. В последней главе рассказывается о жителях острова Мелит, куда попал после кораблекрушения апостол Павел. Когда он собирал хворост для огня, из хвороста вышла ехидна и укусила Павла. Жители острова Мелит, подумали, что он злодей и убийца, если его, спасшегося от кораблекрушения, в такой форме настигает смерть. А потом, увидев, что с апостолом Павлом ничего не случилось от укуса ехидны, переменили быстро мнение и решили, что он Бог. Здесь мы видим классическую систему обесценивания и идеализации.

То, что мы слышали на богослужении Великой Пятницы: процесс умерщвления Мессии и Спасителя, это вообще грандиозная история: обесценивание и масса других защит, которые использовали люди для того, чтобы совершить свои действия.

Добавлено (23.05.2011, 21:41)
---------------------------------------------
Что еще более интересно, в жизнеописании святых отцов в достаточно древних патериках (в текстах, показывающих норму и образцы христианского подвижничества) мы тоже видим механизмы, которые, скорее всего можно описать, как защитные. Например, древний египетский патерик рассказывает о старце, которому все время приходил помысел попутешествовать. Он знал, что этого делать нельзя, но каждый день собирался (даже одежду готовил) и говорил: "завтра я отправлюсь в путь" и таким образом, день оставлял для молитвы и богоугодных дел; на следующий день, собираясь, он говорил: "потерпим еще один день и тогда точно отправимся"; так он распоряжался своим желанием до тех пор, пока, в конце концов, желание не прошло. В другом патерике описан классический случай отрицания: монах впал в тяжелый грех и помысел ему предлагал бросить монашеский подвиг и идти в мир; монах говорил: "я не согрешил!" для того, чтобы не последовать помыслу и это его удержало на месте, он не оставил монашеский подвиг и стал приносить покаяние. Авва Ианколов обладал потрясающей способностью вытеснять всю информацию и знания, которые мешали его духовному подвигу. Он плел корзины и когда к нему пришел человек с верблюдом, чтобы эти корзины отвезти и продать, и просил авву взять корзины и вынести ему, авва зашел в келью и тотчас забыл, зачем, и стал молиться. Человек еще раз напомнил, что ему нужны корзины и, в конце концов, единственным способом для аввы не забыть, зачем он идет в келью, было идти и повторять: "корзины-верблюд, корзины-верблюд…" Т.е., единственным способом справиться с ситуацией было осознавание.

Сейчас я хотел бы назвать шесть тезисов понимания психологических защит в рамках христианской психологии:

1. Психологические защиты не есть "кожаные ризы", в которые облекли человека по грехопадении, ни следствия кожаных риз. Потому что, психологические защиты, как мы видим, были еще до грехопадения. Понятно, что с появлением "кожаных риз" проблема защит перешла на новый уровень, потому что появились боль, горе, утрата, конфликты внешние и внутренние - это все появилось после грехопадения, но ситуация только актуализировала защиты, а появились они раньше.
2. Использование психологических защит не всегда связано с грехом (далеко не всегда). Во-первых, я уже приводил истории из патерика. Во-вторых, совет о том, что если ты совершаешь грех, то нужно сделать нечто противоположное греху (например, если гневаешься на человека, то ему нужно сделать что-то хорошее) дают духовники своим чадам и сейчас, и это работает, а с точки зрения защит это классическая ситуация реактивного образования (трансформация негативного аффекта в позитивный). Идентификация: человек поступает в монастырь и идентифицируется с правилами и нормами монастыря, хотя может внутренне быть с ними не согласен (например, стремится жить в отшельничестве); человек, который только приходит в церковь и еще не в состоянии понять всю глубину ее положений, утверждений и установок, но, тем не менее, он идентифицируется.
3. Защиты - факт внутренней психической жизни человека, их нет во внешнем мире, нет границ организм-среда, а если так, то оказывается, что человек защищает себя от себя (я, честно говоря, так понимаю).
4. Если понимание защиты таково, как описано в п.3, тогда мы понимаем, то термин "защита" вообще не имеет нравственной конотации, он сам по себе нравственно не окрашен. Если человек защищает условно здоровую часть души оттого, что связано со страстью (например, Серафим Саровский советовал сухарик съесть, когда уныние нападет), то это оказывается добродетелью. Конечно, важно вообще изгнать из души уныние, но это "вытеснение" добродетельно хотя бы потому, что грех не совершается делом. Противоположная ситуация когда человек защищает какую-то свою патологическую страсть от здоровой доминанты, есть ситуация греха. Скажем, химически зависимый человек будет каяться и говорить, что виноват, но он будет отчаянно защищать свою страсть от здоровой части души. Наконец, есть ситуации, не имеющие выраженной нравственной окраски: мне, например, периодически приходит в голову помысел заниматься организационным консультированием, а я не знаю, могу я или нет; получится-не получится; нужно это или не нужно, поэтому просто вытесняю его или отрицаю, - справляюсь с помощью каких-то примитивных защит.
5. Защита - это проявление несовершенства человеческого естества. Святитель Филарет в своем катехизисе, когда комментирует заповедь блаженства: "блаженны плачущие", говорит: "кто здесь плачущие? Плачущие о своем грехе и несовершенстве" и таким образом, он разводит понятие греха и несовершенства. Нечто подобное делает святитель Игнатий Брянчанинов, когда говорит о двух видах жительства: о жительстве по заповедям и о жизни совершенной. Он приводит в пример евангельского юношу, который пришел к Спасителю с вопросом, как ему спастись и рассказывает, что соблюл все заповеди. На это Спаситель говорит: "…пойди все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест" (Мк 10:21). Грех и несовершенство, таким образом, различаются. Конечно, несовершенство связано с грехом (ограниченность связана с грехом), но не является его причиной.
Если посмотреть христианскую антропологию, существует два вида человеческих несовершенств:
* возникшее вследствие грехопадения прародителей, повреждение рода человеческого первородным грехом и, прежде всего, как учит преподобный Максим Исповедник, это тленность, смертность и страстность. Отсюда мы видим все моменты, связанные с первой функцией психологических защит - справиться с сильным чувством (горем, болью, тревогой), потому что здесь появляются страх смерти, душевная боль, внутренние конфликты и тревога, как проявление внутреннего конфликта.
* Изначальное несовершенство человека. Как пишет святитель Григорий Нисский: "достоинство человека выше его бытия; выше его природы". В каком смысле? По природе человек тварное существо (совершенное по сравнению с другими видами творений, но тварный), но в нем есть образ Божий, отпечаток нетварного, всесовершенного Божества и поэтому, уподобляясь Богу, человек должен превосходить свою собственную природу. Он должен бесконечно возрастать и в этом смысле он всегда оказывается несовершенным. Как говорит святой Василий Великий: "Человек это живое (животное) существо, которое получило повеление стать Богом". Тут оказывается удивительная вещь: если ссылаться опять на святителя Григория Нисского, который пишет, что поскольку одним из свойств, усматриваемых в Божественном естестве, является непостижимость сущности, то по всей необходимости и образ в этом имеет сходство с Первообразом. Человеческая природа в силу того, что она имеет образ Божий непостижима; познаваема, но непостижима. В этом смысле, познавая собственную душу, человек оказывается в безбрежном море и для того, чтобы разобраться со всеми своими силами, свойствами и проявлениями ему нужно в этот безбрежный мир каким-то образом ставить заслонки, структурировать, обозначать границы того, что человек в себе понимает и того, что не понимает. Вот здесь тоже возникает необходимость в психологических защитах - именно для того, чтобы справится человеку с собственной непостижимостью. Для меня достаточно понятен пример, связанный с чудесами. Мы удивляемся, поражаемся чудесам: чудотворным иконам, мироточению от икон, благоуханию - для нас это чудо, которое переворачивает душу, но это ничто по сравнению с творением мира. Но чудо творения мира во всей полноте мы пережить просто не можем, потому что у нас не хватит душевных сил и ресурсов для того, чтобы это в себя принять, осознать и пережить. Мы начинаем защищаться: интенсивность восприятия творения мира, как великого чуда Божия для нас гораздо ниже, чем тех чудес, с которыми мы встречаемся. Очень часто мы не можем осознать тонкостей душевной жизни, степень поста, усердия в молитве и для того, чтобы проще разобраться, мы каждое явление стараемся оценивать неким внешним образом: ставим плюс, когда, допустим, помолились (даже без усердия и внутреннего переживания) или минус - когда нарушаем пост. Возможно, что это не нарушение поста; возможно, что наша молитва не в плюс, но мы так структурируем свою внутреннюю жизнь - она становится понятна, откладывая остальное до тех пор, пока не наберемся опыта и не осознаем глубину, значимость и праведность внутренних движений для нашей духовной жизни. Мы используем психологическую защиту, которая называется расщепление. Какую-то часть наших переживаний мы просто не можем осмыслить и вытесняем. Например, два вопроса, которые, на мой взгляд, осмыслению часто не поддаются:
o почему в святой церкви есть грешные люди? Теоретически мы, конечно, знаем ответ на этот вопрос и, тем не менее, это каждый раз нас потрясает. И нам лучше не знать каких-то аспектов церковной жизни: мы их либо отрицаем, либо вытесняем и правильно делаем, потому что для определенного уровня духовной жизни это большой соблазн.
o Понимание и оправдание зла, если все сотворено Всеблагим Богом. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с какими-то бедами, несчастьями, потрясениями не в нашей жизни, а в жизни других людей, мы не можем духовно пережить это. Мы можем только, более-менее интенсивно эту проблему вытеснять, понимая, что это судьбы Божии, которые нас не касаются, а нам важно понимать, что происходим именно с нами.

1. Защиты более высокого порядка отличаются тем, что в них человек более критично относится к своему несовершенству. Можно проанализировать некоторые примитивные защиты низшего порядка и обнаружить, что в них есть какая-то странная религиозная окраска. Например, "всемогущий контроль" - убеждение, что ты способен влиять на мир так, как тебе захочется. Для грудного ребенка это одна ситуация, для химически зависимого человека - совершенно другая. Последний, лежа в клинике, пытается "построить" все отделение, провоцирует врачей, хочет выписаться вовсе не потому, что он мотивирован на что-то, а потому, что у него есть иллюзия всемогущего контроля, - он проверяет, может ли он построить весь мир вокруг так, как ему хочется. "Всемогущий контроль", это о Божественной функции, это странное восприятие человеком в себе образа Божия, как будто он не только искаженный образ, но уже и совершенное подобие Бога, так что он может всемогущим образом контролировать все, что происходит вокруг. Еще примитивная защита "проективная идентификация" - пациент оказывает давление на терапевта, чтобы тот переживал себя в соответствии с бессознательными фантазиями пациента (фактически был таким, каким его пациент себе представляет). За этим стоит переживание, что мир таков, как я его себе представляю и опять это претензия на Божественное достоинство, дикое использование знания об образе Божием, которое лежит в душе человека. "Отрицание", когда человек отказывается принять существование того или иного явления: "если я не признаю этого, значит, этого не случилось". Это опять аналогия с Божественным всемогуществом, у которого все в замысле, а того, что нет в замысле, того действительно нет.

Подводя итог доклада, хотелось сказать, что тезис понимания психологических защит, как защиты себя от себя и как следствие несовершенства (в частности, несовершенства человеческой природы), это более точно и глубоко, чем банальная позиция о поддержании самоуважения. В свете этих рассмотрений в клиническом плане вполне естественно, что защиты так хорошо используются в психологической диагностике, потому что фактически защиты характеризуют, насколько человек осознает и проявляет свое человеческое достоинство, которое (если опять обратиться к тексту Григория Нисского) выше его бытия; насколько человек действительно становится образом и подобием Божиим. Конечно, духовность может быть не обязательно православной религиозной, - это может быть духовность человека нерелигиозного, но это о человеческом достоинстве и анализ защит может нам об этом многое сказать. В плане отношения к тому, что происходит, когда человек защищается, понятно, что невозможно произносить защиту в плане осуждения человека, потому что все мы несовершенны; потому что жизнь дается для достижения подобия совершенства. Наконец, работа с защитами оказывается духовно-ориентированной, потому что человек начинает больше осознавать глубину своей собственной души и природы.

Спасибо за внимание.

 
LianaДата: Пятница, 08.07.2011, 23:10 | Сообщение # 4
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
МИР ДОМА ТВОЕГО

Т. А. ФЛОРЕНСКАЯ

МАТЕРИАЛЫ К ПРОГРАММЕ “ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ”
 
Форум » Православная психология » Нужна ли православная психология? » Христианское психологическое консультирование
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа