Познание основ православной веры

Среда, 19.09.2018, 22:04

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | О художниках - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Православная педагогика » ИЗО-деятельность » О художниках
О художниках
ToffiДата: Воскресенье, 26.12.2010, 13:57 | Сообщение # 1
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Старец ("Раб Божий Авраамий")
О картине М. В. Нестерова

Замечательный русский художник Михаил Нестеров рассказывал в письме из Москвы своему другу в Уфу в 1914 году: "Пишу небольшого роста картинку "Раб Божий Авраамий". Изображен еловый молодняк, опушка, а среди него стоит старый-старый, согбенный раб Божий. Стоит он и взирает на мир Божий, на землю, на небо, на весеннюю, в цветах, лужайку и радуется — сколь все прекрасно создано Царем Небесным... Вот и вся тема... небольшая тема, небольшая картина".

Старец ("Раб Божий Авраамий").
Фрагмент картины М.В. Нестерова

В композиции "Раба Божьего Авраамия" есть несомненный диалог с "Пустынником" — картиной, ознаменовавшей духовную зрелость Нестерова, когда "сердечными очами" увидел он Русь просветленную, Русь молящуюся, ту Русь, которую передал он нам через годы отпадения, через ров погибели и отчаяния. Эту Святую Русь с благодарностью приняли мы от него и держим у сердца, как свечу, затепленную художником перед Богом, свечу негасимую. Если в "Пустыннике" фигура старца четко очерчена и лик, светящийся бесконечной добротой, обращен к зрителю, то в "Авраамии" старец представлен в картине иначе: убеленный сединами, в белых одеждах. Случаен ли выбор имени? Праведный Авраам лицезрел Святую Троицу. Что открылось умному взору нестеровского Авраамия?

"Душа необходима картине не менее формы и цвета, — писал М. Нестеров в одном из своих писем. — Она и есть тот “максимум” достижения в творчестве, который отличает присутствие Бога — Творца всего живущего". Душа картины "Раб Божий Авраамий", — как и большинства картин М. В. Нестерова, — в радовании о Божьем творении. В радовании о старости праведной, согретой весенним солнышком, старости доброй, всякую былинку, на свет прозябшую, благословляющей, старости благодарной. В нестеровском старце, "пришедшем на запад солнца", светит тот тихий невечерний свет славы Отца Небесного, которым озарено и одухотворено всякое дыхание, славящее Господа.

Благодаря почти невидимому небу, отразившемуся в чистом озерце, Нестеров создает впечатление просветленной сосредоточенности. То ли в озерцо глядит старец, то ли в прошлую жизнь. Соединение действительного с условным, характерное для Нестерова, в "Авраамии" смещено в сторону условного до потери ощущения реальности: уединенный ландшафт, пейзаж, типичный для Русского Севера, совершенно лишенный каких бы то ни было признаков быта, старец, отрешенный от суеты мира дольнего. Крайне скупа компоновка деталей в пейзаже: ельник, крестообразно пересеченный гладью озерка, светлый старец на светлой цветущей поляне. Радостная, райская легкость, достигаемая светом, идущим как бы от земли и воды к небу. Сказочность в деталях пейзажа, в праздничной стилизации одежды старца — дань декоративности. Картина былa бы статичной и похожей на лубок, если бы не пограничность состояний природы и человека, создающая внутреннее напряжение: старец меж небом и водой, отразившей небо, как бы между тем и этим светом, на краешке земли в молодом троицынском убранстве, на краешке дней своих.

Когда художник писал картину "Раб Божий Авраамий", многие страны, и в том числе Россия, были втянуты в битвы первой мировой войны, и это волновало мастера.

Нестеров писал в письме другу в Уфу: "Теперь москвичи-художники устраивают ряд выставок в пользу наших воинов и их семейств. Принимаю на всех этих выставках и я участие. Даю вещей (картин. — А. Б.) тысячи на полторы. Причем уже продал рублей на 450 у себя дома, до открытия выставки (ведь мои работы на “рынке” редкость, а потому берут их охотно), таким образом... все же хоть как-нибудь да несешь свои “гражданские обязанности”. Солдаты наши подлечились и ушли на позиции (в октябре 1914 года Нестеровы взяли к себе домой несколько раненых солдат. — А. Б.), хотим взять еще".

Прошло два года, и Нестеров в письме Турыгину, с которым он постоянно вел споры о смысле жизни, сообщает: "Самарский купец-мукомол (Павел Иванович Шихобалов. — А. Б.) купил пейзаж, купил еще много разных картин в Питере, а приехал в Москву — забрался на Донскую, и здесь был снова искушаем, и купил у Нестерова "Раба Божьего" (Авраамия. — А. Б.) за три тысячи рублей и увез его в Самару.

Вот оно что, все это на твоем “философическом языке” называется суетой сует, а по-нашему — все это есть “жизнь” и в ней все на потребу, на потребу мукомол самарский. Приедет он на Волгу да музей выстроит, да подарит его народу, и скажут мукомолу люди добрые спасибо ...".

Михаилу Нестерову особенно близка и понятна была деятельность самарского коллекционера и мецената П. И. Шихобалова, который в эти годы собирал произведения известных русских мастеров И. Репина, В. Сурикова, В. Поленова, В. Маковского и многих других для будущего музея. Эти полотна украшали залы знаменитого особняка с атлантами на бывшей Заводской улице (ныне ул. Венцека). А художник к этому времени подарил своему родному городу Уфе большое и ценное собрание живописи.

Еще в 1898 году он прислал в дар Самарскому городскому музею свой прекрасный этюд к картине "Отрочество Сергия" 1891 года и написал в письме городскому голове В. А. Арапову: "Вполне сочувствуя мысли самарских художников и любителей искусства собрать отдел живописи при местном городском музее, с удовольствием готов присоединить и свой труд к благому делу!".

Коллекция Шихобаловых вместе с картиной "Раб Божий Авраамий" была передана музею в апреле 1918 года.

И сейчас эти два дара людей большой души и щедрости оказались рядом в зале русского искусства конца XIX — начала XX века Самарского художественного музея.

Подготовили: А. Басс (директор Самарского художественного музея);
М. Чекина ("ДС").http://sobesednik.orthodoxy.ru/html/arhiv/4_2001/poyu_bogu_2_4_01.html

 
КлирДата: Пятница, 28.01.2011, 18:29 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Библейские мотивы. Выпуски I, II
Автор (составитель): А. Каспари
http://mirknig.com/knigi....ii.html
Библейские мотивы. Выпуск I. Ветхий завет I. От сотворения мира до царствования Давида.
В книге представлены 82 рисунка художника Густава Доре со стихотворениями к каждому рисунку русских поэтов: А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Л. Мея, А.И. Фета, Вс. Крестовского, Н.М. Языкова, А. Хомякова, С.Я. Над-сона, С.Г. Фруга, К.М. Фофанова, К.Н. Льдова, А. Бальмонта, О.Н. Чюминой (Михайло-вой), Д. Михайловского и многих других. Искусство и талант Густава Доре ярко воссоздают картины библейского быта. Книга предназначена для любителей русской культуры.

Библейские мотивы. Ветхий завет II. От царствования Давида до рождества Иисуса Христа.
В книге представлены 72 рисунка художника Густава Доре со стихотворениями к каждому рисунку русских поэтов: А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Л. Мея, А.И. Фета, Вс. Крестовского, Н.М. Языкова, А. Хомякова, С.Я. Надсона, С.Г. Фруга, К.М. Фофа-нова, К.Н. Льдова, А. Бальмонта, О.Н. Чюминой (Михайловой), Д. Михайловского и многих других.
Искусство и талант Густава Доре ярко воссоздают картины библейского быта.
Книга предназначена для любителей русской культуры.

 
461119Дата: Воскресенье, 13.02.2011, 19:00 | Сообщение # 3
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Выставка картин - портреты под музыкальное сопровождение. художник Вероника Пережигина
http://www.narodrusi.ru/publ/24-1-0-67

Выставка картин - акварели Великой Княжны Ольги Александровны под музыку Чайковского П. И. (НРу) http://www.rusich1.ru/news/2010-12-20-206

Выставка картин Айвазовского И.К. и песни российского морского флота - послушать, записать mp3 /НРу http://www.rusich1.ru/news/2010-11-28-203

"WILD FLOWERS & WHEAT" OIL ON CANVAS - "ДИКИЕ ЦВЕТЫ И ПШЕНИЦА" масло /произведения немецкого художника Gerhard Neswadba/
http://www.rusich1.ru/publ/96-1-0-483

 
SonДата: Понедельник, 21.02.2011, 18:12 | Сообщение # 4
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
"Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
НАУКА И РЕЛИГИЯ

Глава девятая. Евангельский гуманизм в произведениях русских художников

"Искусство — красота, оно только тогда исполняет свое истинное назначение, когда держится добродетели, морали и религии", — И.Е.Репин.

"Религия создала искусство и литературу. Все, что было великого с самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра", — А.С.Пушкин.

Образ Христа, как самый светлый, возвышенный идеал, как конкретное воплощение совершенства человеческой личности, как яркий пример стойкости духа и глубины ума, как образец исключительного самопожертвования, привлекал к себе всех наших лучших мастеров кисти.

Христа писали: Иванов, Репин, Суриков, Брюллов, Семирадский, Верещагин, Марков, Крамской, Поленов, Ге, Маковский, Перов, Корзухин и многие другие.

Картины Репина: "Святой Николай Чудотворец останавливает руку палача, занесенную над людьми, приговоренными к смерти", "Христос-Целитель", "Воскресение дочери Иаира"; Иванова: "Явление Христа народу"; Маковского: "Приидите ко Мне все тружда-ющиеся"; Крамского: "Христос в пустыне"; Нестерова: "Святая Русь", "Путь ко Христу", "Христиане". На тему "Христос-Целитель" писал Крамской, Поленов, Мясоедов и скульптор Антокольский: "Христос в Гефсиманском саду". "Распятие Христа" писали: Васнецов, Верещагин, Сведомский, Ге. "Надгробный плач о Христе" написал Врубель.

Великую тему "Христос и народ" открыл у нас Иванов своей знаменитой картиной "Явление Христа народу". Лица всех изображенных на картине обращены ко Христу. От Него ждет человечество нового и вечного Завета, дающего смысл человеческому существованию.

"Уже не я живу, но живет во мне Христос", — мог бы вслед за апостолом Павлом смело воскликнуть и Крамской в те минуты, когда творил своего "собственного Христа".

Христос для человека мыслящего, человека ищущего истину, идущего по пути к совершенству, является конечным идеалом.

Человек находит единство со Христом на той высоте духа, о которой трудно говорить в терминах обыденной жизни.

Все лучшее, что есть в человеке, естественно стремится ко Христу, ибо с древних времен известно изречение: "Душа человека по природе — христианка".

На высотах духа человек становится как бы единым со Христом. Но в этом единении человек не теряет себя, а утверждает, не тонет в этом совершенстве, а находит свое подлинное "Я".

Вот почему подлинный гуманизм находит свое воплощение лишь в христианстве.

Художник только тогда создает нечто подлинно гениальное, когда угадывает замысел Творца вселенной. Хорошо понимал это Репин: "Конечно, выше всего великие, гениальные создания искусства, заключающие в себе глубочайшие идеи вместе с великим совершенством формы и техники; там вложены мысли Самого Создателя, невыразимые, непостижимые... Они, как высшие откровения, внесены невольно, непосредственно, по вдохновению свыше, осеняющему только гениев в редкие минуты просветления", — И.Е.Репин.

Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и тем не менее она выполняет свой долг, призывая к миру и любви. В таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двадцативековая история его говорит за себя, если все враждебные выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его. "
http://pilotchart.narod.ru/text/Luka1/L_9.htm

 
DayДата: Вторник, 15.03.2011, 18:37 | Сообщение # 5
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 231
Репутация: 0
Статус: Offline
Del Parson - удивительные картины из жизни Христа: http://americangallery.wordpress.com/category/parson-del/

Ефошкин Сергей, художник Часть 1

Часть 2

Сообщение отредактировал Day - Вторник, 15.03.2011, 18:38
 
LukaДата: Среда, 16.03.2011, 12:50 | Сообщение # 6
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
Россия в картинах священника Сергия Симакова: http://vera-tvoya.narod.ru/simakov.html
 
SomДата: Суббота, 12.10.2013, 18:38 | Сообщение # 7
Знакомлюсь
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Творчество православного художника Ирины Владимировны Гайдук: http://www.gayduk.org/

Сообщение отредактировал Som - Суббота, 12.10.2013, 18:38
 
Форум » Православная педагогика » ИЗО-деятельность » О художниках
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа