Познание основ православной веры

Суббота, 15.12.2018, 10:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Богослужение - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Богослужение » Богослужение
Богослужение
461119Дата: Четверг, 10.06.2010, 12:37 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Комментарии к Богослужению

Чинопоследование малого освящения воды

Чинопоследование общего молебна

Литургия святителя Иоанна Златоустого (в нотах)

Час Третий

Час Шестой

Божественная Литургия (Проскомидия)

Литургия святителя Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течении всего года, кроме Великого Поста, когда она совершается по субботам, в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Неделю ваий.Литургия святителя Василия Великого совершается 10 раз в году: в воскресенье дни Великого поста, в Великие четверг и субботу, в день памяти святителя Василия Великого (1 января), в Рождественский и Крещенский сочельники (если же эти дни выпадают на субботу или воскресенье, то совершается в самые праздники Рождества Христова и Крещения Господня).Литургия состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Последование Вечерни

Комментарии Богослужение, которое совершается в конце дня и является началом суточного круга церковных служб, называют вечерней. Вечерня содержит молитвословия, песнопения и священнодействия, в которых Святая Церковь прославляет Бога Творца за Промышление Его о мире и человеке.

УТРЕНЯ

Комментарии Утреннее богослужение на всенощном бдении - продолжение вечернего. Если молитвословия и песнопения вечерни восходят преимущественно ко временам Ветхого Завета, ожидания Спасителя и исполнения пророчеств о Нем, то утреннее богослужение, особенно воскресное, указывает более на новозаветные времена, а именно, Рождество Христа Спасителя и Воскресение Его из мертвых. В доследовании утрени выделяют четыре части.

ПРОСКОМИДИЯ

Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.

Литургия Святителя Иоанна Златоустого

Литургия Преждеосвященных Даров

Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров (святого Григория Двоеслова) ПОНЯТИЕ О ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде - на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

 
ДеньДата: Четверг, 10.06.2010, 13:46 | Сообщение # 2
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
О происхождении Литургии: http://www.klikovo.ru/db/msg/7369
 
LenosДата: Среда, 01.09.2010, 13:37 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Что означают возглашения “мир всем”

Мудрец говорил, что через совершаемые внутри алтаря, по повелению архиерея, при каждом чтении возглашения мира, выражаются божественные похвалы, доставляемые святыми ангелами, которыми Бог оценивает усилия тех, кто по правилам борется за истину с супротивными силами и расторгает незримые узы, ниспосылая мир упразднением тела греховного (Рим. 6:6) и воздавая святым за их добродетельные труды благодатию бесстрастия. И это для того. чтобы, освободившись от брани, они обратили силы своей души на духовное землепашество, то есть на возделывание добродетелей, благодаря которым они одолели легионы злых духов, находясь под командованием Бога и Слова, разрушающего ненавистные и опасные козни диавола.
Символом чего, в собственном и частном смысле слова, является чтение святого Евангелия и последующие за ним тайнодействия

Поэтому сразу же после этих [возглашении] священным уставом Святой Церкви постановлено быть божественному чтению святого Евангелия. Оно собственно показывает те мучения, которые приходится терпеть ревнителям [христианского] учения; после чего Слово умозрительного созерцания, словно Архиерей, сошедший с неба, поселяется в них и смиряет мудрование плоти, подобное некоему чувственному миру". Устраняя помыслы, еще тяготеющие к земле, Оно возводит ревнителей веры, уже затворивших свои чувства, через закрытие врат и вход святых даров, к созерцанию умопостигаемых логосов и вещей". Затем Слово научает их, оказавшихся вне плоти и мира, уже связанных друг с другом и с Ним через лобзание, неизреченным тайнам; они же признательно возносят Ему взамен, за великое благодеяние и спасение их, благодарственное исповедание, выражающееся в божественном символе веры. Потом, причислив их к сонму ангелов через Трисвятое и даровав им такое же ведение священнейшего богословия, [Слово] приводит их, усыновленных Духом через молитву, посредством которой они удостоились называть Бога Отцом [своим], к Богу и Отцу. А вслед за этим [Слово] неведомым образом ведет их, уже познавших все логосы сущего, посредством пения “Един свят” и последующего, к непознаваемой Единице, обожив их благодатию и, вследствие сопричастия с Ней, сообщив им, по возможности, подобие нераздельного тождества".

XIV. Символом чего, в общем смысле слова, является божественное чтение святого Евангелия

Вообще же оно обозначает скончание мира сего. Ибо после божественного чтения святого Евангелия, когда архиерей сходит с престола, священнослужители производят отпуст и удаление из храма оглашенных, а также прочих, недостойных божественного созерцания таинств, которые будут явлены. Это действие само по себе обозначает и предызображает истину, образом и изображением которой оно служит, как бы взывая к этим [оглашенным и недостойным]: после того как проповедано будет сие Евангелие Царства, — как написано, — по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда наступит конец (Мф. 24:14), который случится при втором пришествии с небес, с великой славой великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2:13). Как говорит божественный Апостол, Сам Господь... при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба (1 Фее. 4:16). И сотворит Он отмщение Своим противникам, отделив, через святых Ангелов, неправедных от праведных, проклятых от святых, или - говоря кратко — отделив идущих на поводу у плоти от тех, кто следует за Духом Божиим. И, как гласит истина божественных словес, Он воздаст на бесконечные и нескончаемые века праведное воздаяние каждому, соответственно достоинству прожитой им жизни.

XV. Символом чего является закрытие врат Святой Церкви после [чтения] святого Евангелия

Закрытие врат Святой Церкви Божией, бывающее после священного чтения святого Евангелия и удаления оглашенных, показывает преходя-щесть перстных и вступление достойных в духовный мир, то есть в брачный чертог Христов, которое произойдет после того страшного отделения и еще более страшного Суда". [Закрытие врат показывает также] совершенное отвержение лжи, деятельно осуществляющейся в чувственных ощущениях.

XVI. Что означает вход святых даров

Вход святых и досточтимых даров, как говорил тот великий старец, есть начало и прелюдия новому обучению, которое свершится на небесах, о Домостроительстве Божием касательно нас и откровение тайны спасения нашего, сущей в святилищах божественной сокровенности. Отныне не буду пить, - говорит Бог и Слово своим ученикам, - от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего (Мф. 26:29)"

XVII. Символом чего является божественное лобзание

Духовное лобзание, обращенное ко всем, служит прообразом и предначертанием грядущего единомыслия, единодушия и разумного тождества по вере и любви всех между собой, которое осуществится во время будущих неизреченных благ и посредством которого усвояются Слову и Богу достойно принимающие их. Ибо уста есть символ разума, в соответствии с которым все сопричаствующие ему, как существа разумные, соединяются со всеми и сращиваются с первым и единственным Разумом - Причиной всякого разума.

XVIII. Что означает божественный символ веры

Исповедание божественного символа веры, совершаемое всеми, предвещает то таинственное благодарение", которое мы будем приносить [Богу] в будущем веке за необыкновенные пути и способы ", употребляемые для нашего спасения премудрым Промыслом Божиим. Через это исповедание достойные проявляют свою признательность за божественные благодеяния, не имея кроме него ничего другого, чем бы они могли воздать за беспредельные божественные блага, полученные ими.

XIX. Что означает славословие Трисвятого

Совершаемое всем верующим народом троекратное возглашение “Святый” указывает на наше единение и равночестность с бесплотными умными силами ", которое будет явлено в будущем, когда естество человеков, вследствие тождества неизменного и присносущего движения окрест Бога", научится, в полном созвучии с горними силами, воспевать и освящать единое триипостасное Божество троекратным пением “Святый”.

XX. Символом чего является святая молитва: “Отче наш, иже еси на небесех”

Пресвятое и благоговейное призывание великого и блаженного Бога и Отца есть символ воипостасного и реального усыновления [людей] по дару и благодати Святого Духа". Вследствие этого усыновления, когда с пришествием благодати побеждается и скрывается всякая человеческая самость, сынами Божиими нарекутся все святые, которые уже в здешней жизни через добродетели светло и преславно украсили себя божественной красотой благодати.

XXI. Что означает окончание таинственного священнодействия, завершающегося песнопениями “Един Свят, Един Господь” и прочее

Исповедание, совершаемое всем верующим народом в конце таинственного священнодействия произнесением “Един Свят” и последующего, показывает сокровенные, превышающие ум и разум, связь и соединение с единством Божественной Простоты, которых сподобятся — по Богу премудро и таинственно - совершенные в нетленном духовном веке. Там. созерцая свет незримой и сверхизреченной славы, они вместе с горними силами становятся вместилищем блаженной чистоты. Вслед за этими песнопениями происходит, как свершение всего, преподаяние таинства; кто причащается ему достойным образом, тех оно преобразует сообразно самому себе и делает, по благодати и сопричастию, подобными первопричинному Благу и обладателями всего, что принадлежит Ему, насколько это возможно и доступно для людей. Поэтому и они могут, по усыновлению и благодати, быть и называться богами, поскольку весь Бог всецело наполнил их, не оставив в них ничего, что было бы лишено Его присутствия.

Преп Максим Исповедник

Сообщение отредактировал Lenos - Среда, 01.09.2010, 13:38
 
SonДата: Пятница, 07.01.2011, 11:25 | Сообщение # 4
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом

В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня.

На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день.

После вечерни полагается служить повечерье. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь должна совершаться третья служба суточного круга - полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца начинается утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня - одно из самых длительных богослужений.

Около 7 часов утра полагается совершать первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.

Шестой час (полдень) - время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) - время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.

Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница - один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.

Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.

Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии - ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы "изображает" ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.
http://www.cerkov.by/page/sutochnyj-krug-cerkovnogo-bogosluzhenija

Добавлено (07.01.2011, 11:22)
---------------------------------------------
В греческом чине Божественной литургии Сугубая ектения озаглавлена как «Прилежное моление». Само церковнославянское прилагательное «сугубый» означает двойственный, двойной. К примеру, в Догматике 8-го гласа мы поем: «...Един есть Сын, сугуб естеством, но не ипостасию». Однако ектения сугубая получила такое название, по мнению протоиерея Григория Дьяченко, от «усугубленного, с особенной теплотой души и дерзновением произносимого моления к Господу». В своем объяснении отец Григорий использовал уже русское прилагательное «усугубленный», имеющее и в современном русском языке значение усиленный, превосходящий, а не двойной. Прилежное, усиленное и усердное моление подчеркивает троекратное (а не одиночное) пение хором или народом «Господи помилуй» в ответ на прошения ектении.

«Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем»

«Рцем» - значит скажем, произнесем, вознесем нашу молитву Богу от всей души, от всего сердца, от всего ума - соберем все мысли наши и устремим их только к одному Богу.

«Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй»

«Вседержитель» - греч. «Пантократор». Господь есть Царь всего созданного мира, ангельского и физического. Он Своим Промыслом поддерживает жизнь каждого из нас, помогает нашим благим намерениям, а наши падения, немощи и грехи исправляет и направляет к добрым последствиям.

«Боже отец наших» - так называли Бога ветхозаветные праведники, подчеркивая этим внутриродовую преемственность знания Бога. В христианской Церкви не все могут сказать, что их предки были верующими. Для нас «вера отцов» - это вера святых отцов - праведников, святителей, преподобных. Вера Православная это - «вера отеческая».

«Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй»

«Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриарсе Кирилле и всей во Христе братии нашей»

Молитва о епископе является неотъемлемой частью любого «прилежного моления».

«Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте»

Смысл и значение данного прошения соответствует такому же прошению в Мирной ектение (см. статью о Мирной ектенье).

«Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем».

Это прошение пришло в современный чин литургии из практики иерусалимских обителей, насельники которых входили в братство Святого Гроба Господня. Именно оно имелось в виду в словах о «всем во Христе братстве нашем». В греческом чине литургии добавляются еще «иеродиаконы и монахи».

«Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриарсех православных, и создателех святаго храма сего и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных».

Как мы видим, Сугубая ектения содержит достаточно обширное прошение об усопших, что делает не вполне оправданным повседневное включение в чин литургии отдельной заупокойной ектении, предназначенной лишь для специальных заупокойных литургий, совершаемых в храме над гробом почившего. «Приснопамятные» - незабвенные.

Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии и прихожан святаго храма сего.

Милость Божия к человеку - это не просто снисхождение, прощение грехов, а та неоскудевающая благодать Божия, которой только и может жить человек на земле.

Жизнь. В греческом языке православного богословия различаются две жизни: «Зои» - жизнь дарованная Богом Адаму и всему человечеству, жизнь, полнота который исходит от Бога и является общением с ним. «Виос» (или «Биос») - жизнь человечества, потерявшего связь с Богом, живущего автономно, без-божно. И вот в этом прошении, в греческом тексте литургии стоит слово «Зои». Мы просим Господь дал нам «жизнь с избытком» (Ин. 10,10).

Мир. О том что такое настоящий мир см. размышления в статье о Мирной ектенье.

Здравие. Здоровье для современного религиозного человека, наверное, самый главный предмет молитв. Главное - не забывать, что здоровье телесное зависит от здоровья душевного.

Спасение - это наша главная цель.

Посещении - здесь мы просим, чтобы Господь всегда был с нами Своею защитой над нами.

Прощении и оставлении грехов - мы грешим и падаем, но просим Господа помочь нам встать и жить дальше по Его заповедям.

Еще молимся о плодносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от тебе великия и богатыя милости.

Плодоносящие - приносящие в храм дары - все, что необходимо для совершения богослужения и благолепия храма.

Добродеющие - благотворители - безвозмездные жертвователи храма.

Труждающиеся - в церковной древности это члены погребальных братств, которые безвозмездно совершали погребения бездомных и бедных.

Поющие - в древней церковной практике певцы входили в число церковнослужителей и посвящались особым чином. Те, кто сегодня поет в храме должен осознавать всю высоту и ответственность своего служения.

Предстоящие - те, кто сейчас в храме предстоит Богу с усердной молитвой, а не ходит туда-сюда, разговаривает, или мечтает.

В заключение Сугубой ектении священник читает тайную «Молитву прилежного моления»

http://www.cerkov.by/page....molenie

Протодиакон Павел Бубнов, кандидат богословия

Добавлено (07.01.2011, 11:25)
---------------------------------------------
Диакон Павел Бубнов,
кандидат богословия

Мирная, или Великая ектения находится в начале всех богослужений суточного круга. Это значит, что она содержит прошения о самом необходимом, о том, что нужно нам в первую очередь.

«Миром Господу помолимся»

Мир – очень важное качество человека, верному Божьему замыслу о нем. «Мир!» - это древнее библейское приветствие органично вошло в жизнь Христианской Церкви с первых дней ее существования. Спаситель сказал ученикам: «Мир мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин 14,27) – именно этот мир Христов преподает епископ или священник во время церковного богослужения, возглашая «Мир всем!». В западной латинской богослужебной традиции возглас «Мир всем» был передан как «Господь с вами», что подчеркивает библейское понимание слова «Мир», как одного из качеств Бога.

Мир и мирное настроение и устроение духа есть одно из главных оснований всей христианской жизни, и, конечно же, первейшее условие молитвы. – В мире помолимся Господу! – призывает диакон.

Если попытаться описать это понятие «от противного», то «немир» - это гнев, злость, обида, раздражительность, осуждение, страстное желание чего-либо, нездоровое возбуждение и другие разрушительные состояния души. Все это – препятствие для общения с Богом, для молитвы. Не потому, что так нельзя, а потому что так невозможно. Душа в таком случае уже занята чем-то другим, и значит, для Бога, для общения с Ним, сейчас он не готова, она просто занята другим. Если у нас есть серьезный разговор к одному человеку, мы стараемся поговорить с ним наедине. Если таких вопросов несколько, то мы решаем их по очереди – вместе серьезный вопрос не решишь. Разговор с Богом – дело, которое требует исключительного внимания. Поэтому главный результат подготовки к молитве – умиротворение, освобождение от всего, внимание и мир.

«О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся»

«Без Меня не можете сделать ничего» - это вечный ответ на все наше отчаяние от собственной беспомощности. Действительно трудно в наш век придти не просто в храм для молитвы, но придти в мирное состояние души, готовой для общения с Богом. Пусть Господь пошлет нам свыше Свой мир и спасет наши души – таково содержание этого прошения.

«О мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей и о соединении всех Господу помолимся»

Только когда мы сами пришли в мирное состояние, мы можем молиться о мире всего мира – космоса, всей Вселенной, о том, чтобы все люди исполнились миром Христовым. Молитва о мире приносит гораздо больше результатов, чем «борьба за мир».

Что такое «благостояние»? Это, выражаясь современным языком, когда «все в порядке». Молясь о «благостоянии святых Божиих церквей» мы просим у Господа, чтобы жизнь Церкви была избавлена от нестроений, расколов, разномыслий. Как мы убедились совсем недавно, все это – не удел прошлого, истории Церкви, а реальность, с которой приходится сталкиваться каждый день. В Церкви люди разные. Не для всех мир и созидательная атмосфера являются целью. Личные амбиции, заблуждения и, нередко, греховная, а не святая простота приводят к тому, что люди, именующие себя верующими, нарушают «благостояние» Церкви, смущают умы других и этим совершают большой грех. Мы желаем, чтобы в Церкви «все было в порядке», чтобы Церковь могла осуществлять свою цель – свидетельствовать всему миру о Боге.

«О соединении всех». С момента грехопадения и до сегодняшнего дня наше человеческое общество – это общество разделения. Все разделяются и по разным причинам. Разделяются государства, прежде бывшие одним целым, разделяются семьи, разделяются друзья, коллеги, родственники, соседи. Главная цель Диавола – сеять разделение среди людей. Разделение – грех, смерть, безбожие. Господь заповедует Своим ученикам единство, молится перед крестными страданиями об их единстве. Апостолы призывают первые христианские общины хранить единство как большую ценность. Наконец, своим единством Церковь свидетельствует миру о том, что Господь дает исцеления от греха разделения и только во Христе можно принять исцеление греха и научится жить соединением, а не разделением, научиться строить, а не разрушать свою жизнь и жизнь ближних. Этим прошением мы молимся, во-первых, о преодолении разделений в самой Церкви, среди нашей общины, и конечно, подобно прошению о «мире всего мира», так мы просим и соединения всех людей в мире, кто страдает от разделения и вражды.

«О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся»

Молитва о храме еще более естественна, как молитва о жилом доме, производственном или ином здании, которые освящаются Церковью посредством специального чина. Содержание молитвы о храме лучшего всего смогут изложить те, кто потратили несколько лет или десятилетий своей жизни на то, чтобы создать храм. Как усердно молятся те из нас, кто еще не имеет храма – в спальном районе современного мегаполиса, или на руинах поруганного в безбожное время древнего храма. А какой радостью наполнена наша молитва в долгожданный день освящения храма! Вспоминается ветхозаветный царь Соломон, который произнес вдохновенную молитву по окончании строительства Иерусалимского храма: «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь…Услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем». (3 Царств, 8,29). В Новом Завете христианский храм – это место совершения таинства Евхаристии. Если есть храм – есть Евхаристия. Наша молитва «о святем храме сем» - это просьба Господу не лишить нас и в будущем живительно таинства Евхаристии и возможности общения с нашим Небесным Отцом.

С верой, благоговением и страхом Божиим входящие в храм.

Храм – это место собрания общины христиан – людей, чья жизнь подчинена Богу, Его заповедям, наполнена общением с ним. В храм нельзя зайти просто так, как в любое здание. Храм – это особое место общения с Богом. И заходить сюда надо с особым настроением.

Вера – в Бога – условие и содержание христианской жизни.

Благоговение – осторожность и внимательность к себе, своим поступкам, к их соответствию Божиим заповедям, искание воли Божией о своей жизни, действиях, поступках.

Страх Божий. «Начало мудрости – страх Господень» (Притчи 9,10). Совершенство духовной жизни – горячая совершенная любовь к Богу, которая как пишет апостол Иоанн Богослов, «изгоняет страх» (1 Ин. 4,18). Но входить в храм, надо, конечно, со страхом Божиим.

Только те, кто с такими чувствованиями души входит в храм в действительности являются членами христианского собрания, общины. Тот, кто войдя в храм, разговаривает (в том числе, по мобильному телефону), неуважительно ведет себя по отношению к другим, и к идущему в храме богослужению, о таких Церковь не молится, они, в переносном смысле, в храм и не пришли, присутствуют здесь лишь телом, и конечно, согрешают таким поведением.

«О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся»

Епископ – предстоятель христианской общины, архипастырь, наследник апостолов. Молитва за епископа – свидетельство о принадлежности Церкви всей общины в целом и каждого из нас в отдельности. В первохристианской Церкви епископ был в каждой общине. Именно епископ был совершителем таинства Евхаристии. С умножением Церкви епископ становится управителем обширных епархий, он рукополагает и назначает священников на приход и преподает им право совершать Евхаристию. Без епископа нет Церкви и нет Евхаристии. Вознося имя епископа за богослужением, мы свидетельствуем, что наша община живет по благословению епископа, и что Евхаристия в нашем храме совершается по его благословению.

Помощники епископа – пресвитеры – священники, диаконы, весь причт, который в древней Церкви имели много ступеней и наименований, наконец – все люди – все члены общины. Таким образом, в этом прошении мы молимся о всех нас – членах христианской Церкви и свидетельствуем о составе Церкви.

«О богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея Господу помолимся»

В том, что мы родились и живем в нашей стране для каждого из нас – несомненно – воля Божия. «Вы – соль земли» - говорит Спаситель нам, христианам. Можно сказать, что христиане – «соль страны». Задача каждой Поместной Церкви, каждой общины христианской – быть солью для окружающих. Свидетельствовать об истине словом и жизнью, и конечно, молиться за свою страну – важное призвание христианина.

Еще апостол Павел призывал христиан молиться «за царей (т.е. языческих императоров Римской империи) и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную» (1 Тим. 2,2).

Молитва «о властех» в чине богослужения Русской Православной Церкви появилась в 20-х гг. ХХ в., когда новые реалии жизни породили и изменения в литургическом поминовении власти. До февраля 1917 г. диакон призывал молиться «о благочестивейшем…». Молиться о тех, кто обладает гражданской властью над нами, не значит признавать, что эти люди – христиане, которые заботятся о благе Церкви. Какими бы они не были, мы все равно молимся и будем молиться о том, чтобы их деятельность принесла пользу Церкви, даже в том случае, если сейчас они приносят Церкви лишь вред.

О воинстве молись всегда – и сейчас мы не хотим, чтобы нами управляли иностранцы. В годы Великой Отечественной войны, митрополит, а затем Святейший Патриарх Сергий (Страгородский), благословляя воинов Красной Армии на брань с фашистской Германией знал, что Армия защищала не только советскую власть, но и Церковь, храмы, которые в долгосрочной идеологической программе нацистов предполагалось уничтожить к 1960 г.

«О граде сем (веси сей), всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся»

Город, деревня – это не просто населенный пункт, но совокупность живущих в нем людей, праведных и грешных. Вспоминая события библейской истории, мы видим, что судьбы городов зависят целиком от людей. Ради десяти праведников Господь мог сохранить Содом (Быт. 18, 32). Господь осуждает иудейские города: «Горе тебе Хоразин, горе тебе, Вифсаида… И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня…» (Мф. 11,21-23). Люди, которые живут в городе, делают его судьбу. Казалось бы, случайно объединенные в одну общность – «москвичи», «киевляне», «минчане» - зависят друг от друга посредством нравственных поступков. И благо для города – праведник. Поэтому, молясь о городе, не увеличения квадратных метров жилья и развития инфраструктуры мы просим у Бога, но чтобы Он, Своей милостью, умножил праведников в нашем городе, чтобы он еще постоял на лице земли, чтобы продолжалась Божия служба в городских храмах. Те же самые размышления относятся и к стране. Мы молимся о всех городах, странах, и верующих, живущих в них.

«О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и времених мирных Господу помолимся».

Сегодня, в эпоху экологического кризиса, это прошение все больше становится понятным нам. Именно «благорастворение (т.е. когда все хорошо перемешивается) воздухов» нарушается бурной деятельностью человека и приводит к тайфунам, ураганам, цунами, землетрясениям и прочим «недовольствам» природы. Молитва «о изобилии плодов земных» - это молитва на благо всех тружеников аграрно-промышленного комплекса, всех производителей сельскохозяйственной продукции. Все, что дает земля – это наша пища. Хлеб – это еще и хлеб для таинства Евхаристии. Без этого не может жить человек. «Мирные времена» - это противоположность «военному времени». Вот здесь мы уже молимся о том, чтобы не было войны.

«О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся»

В древности плавание еще больше чем сегодня было весьма рискованным предприятием, в которое пускались исключительно из-за отсутствия альтернативного способа передвижения. Опасность морской стихии, опасность морских разбойников, болезни и т.д. – все это ставило путешествующих морем в отдельный чин для беспокойства и для молитвы о них. «Путешествующие» - это путешествующие по суше, где опасностей было меньше, но они были – разбой на дорогах был обычным делом. Кроме того, путешествия занимали значительное время: бедные люди путешествовали пешком, побогаче – на лошадях. Сегодня мы бы добавили отдельное упоминание о тех, кто путешествует по воздуху – этот основной современный способ передвижения на большие расстояния тоже является предметом беспокойства и для самих путешественников, и для тех, кто ждет их дома.

«Недугующие» - больные, одержимые каким-либо недугом.

«Страждущие» - греческий оригинал этого слова обозначает 1) «уставших от жизни»; 2) смертельно больных.

Находившиеся во вражеском плену в эпоху постоянных войн древности были почти в каждой семье. К сожалению, в наше время, некоторые русские семьи вновь испытали, что это такое.

«О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся»

Что мешает нам совершать дело нашего спасения?

Скорбь – внешнее обстоятельство, неприятное для нас. Несмотря на то, что нередко скорби помогают человеку обратить свое лицо к Богу, после того как он забывал это делать, для нормального течения жизни мы просим Бога избавить нас от скорбей.

Гнев – всякое зло, исходящее от нас, в силу нашей слабой человеческой натуры, пораженной грехом. Мы только стараемся научиться управлять собой, но зачастую, душа выходит из под управления и мы извергаем свой гнев на окружающих.

Нужда – нехватка материальных средств для существования. Нужда заставляет идти на преступление, обман, разрушает семьи, предприятия. Господи, избави нас от нужды!

«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию»

Заступи – защити в трудных обстоятельствах жизни и духовного возрастания

Спаси – избавь от греха, проклятия и смерти

Помилуй – уврачуй наши греховные раны

Сохрани в Церкви и в молитве к Тебе Твоей благодатью. Даже сейчас мы видим людей, усердно ходивших в храм и без всяких внешних гонений покинувших Церковь. Господи, сохрани нас в Церкви Твоей!

«Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувшее, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».

Источник - Храм Иоанна Предтечи на Пресне

 
КоляДата: Понедельник, 10.01.2011, 12:10 | Сообщение # 5
Блаженны нищие духом
Группа: Пользователи
Сообщений: 115
Репутация: 0
Статус: Offline
Архиепископ Нафанаил (Львов):
Все богослужения Православной Церкви проникнуты молитвенным воплем: "Кирие элейсон - Господи, помилуй!"

Это древнейшая молитва человеческая. Древнее предание повествует, что согрешившие и изгнанные из рая наши прародители, сидя около рая, начали свое обращение к Богу именно этим покаянным воплeм души: "Господи, помилуй!" "Милостивый, помилуй меня, падшего!"

Священнейшие ветхозаветные творения - псалмы и пророчества - неустанно повторяют это слово: "Господи, помилуй". "Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей" (Пс. 50). "Молитесь Богу, да помилует вас," - говорит пророк Малахия (1:9).

Первая молитва, раздавшаяся в только что построенном храме в Иерусалиме была: "Господи Боже, услыши и помилуй!" (3 Цар. 8:30).

Это первая молитва, которую выучивает православный ребенок, и это же последняя молитва, которую повторяет предсмертно тускнеющее сознание умирающего.

И если в спокойные дни, в сутолоке повседневной суеты, часто равнодушно повторяются, как привычный затверженный припев "Господи, помилуй," то в момент, когда или опасность, или страдание, или жгучее сознание бездны своего падения сотрясают душу, - тогда этот краткий молитвенный вопль внезапно пропитывается глубочайшей силой и смыслом. И как осужденный на смерть перед судьей, во взоре которого хочет прочитать он последнюю надежду на помилование, как опасно больной в мольбе к врачу, способного его спасти, начинает душа человеческая вопить к Всемогущему: "Господи, помилуй!"

Много прекрасных молитв сложено вдохновенными пророками. Но когда смерть заглядывает в глаза, или когда нестерпимый огонь стыда жжет душу, тогда не может человек найти в себе сил, чтобы спокойно повторять пространные молитвы, но вместо них, всеми своими силами взывает: "Господи, помилуй!"

И когда сверх всех надежд окажется, что этот вопль услышан, когда Милующая Рука отклонит, казалось, неизбежную смертельную опасность или выведет душу из безысходного тупика, тогда спасенная душа привязывается крепкой любовью к этой простенькой молитовке и уже спокойно и просветленно повторяет её во все светлые и темные, скорбные и радостные минуты жизни.

Вот почему припевом "Господи, помилуй" пропитано Православное богослужение. Если Православие, как учит митрополит Антоний, есть по преимуществу религия покаяния, если, по учению того же святителя, оно есть святилище всего человечества, и все, что есть истинно доброго, ценного, правильного во вселенной, где бы оно не находилось, по существу принадлежит Православной Церкви, то, конечно, тут, в храме православном, в православной молитве, на подобающем ему месте в богатых содержанием богослужениях, должно находиться фундаментальное молитвословие человечества - "Господи, помилуй!"

И отдельный человек, и народы, и все человечество уже много раз стояли на краю гибели, и много раз были спасены Божией милующей рукой. Как же поэтому не взывать: "Господи, помилуй!"?

Мы, несомненно, предугадываем, что эта первая молитва человеческого рода, впервые произнесенная устами наших согрешивших прародителей в горький час изгнания из рая, она же будет и последней молитвой человеческих уст, когда в огне и буре, в гласящей трубе архангельской закончится человеческая история, и в трепетном приближении к престолу Праведного Судьи не найдется у человеческих душ ни сил, ни времени для иных молитв, кроме этой - кратчайшей и бездонно-глубочайшей: "Господи, помилуй! Господи, пощади и помилуй!"

 
КлирДата: Пятница, 21.01.2011, 13:41 | Сообщение # 6
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Божественная Литургия в Храме св. прав. Иоанна Кронштадтского на немецком языке (Гамбург 03.05.2009)
http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=19379

Архиепископ Василий (Кривошеин).
Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение.

 
TimonaДата: Суббота, 26.03.2011, 23:18 | Сообщение # 7
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Son)
«Вседержитель» - греч. «Пантократор»

А я думала по-другому, что Пантократор - просто властелин любой..
 
LianaДата: Суббота, 26.03.2011, 23:21 | Сообщение # 8
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Пантократор (греч. Μονή Παντοκράτορος) еще один из православных монастырей на горе Афон. Седьмой в диптихе афонских монастырей. http://www.isihazm.ru/?id=506
 
Форум » Догматы » Богослужение » Богослужение
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа