Познание основ православной веры

Четверг, 18.01.2018, 14:38

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Звонарям - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Догматы » Богослужение » Звонарям
Звонарям
461119Дата: Понедельник, 28.02.2011, 13:39 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Литература для звонарей: http://altarniki.ru/index.p....D%D0%B5
 
ToffiДата: Четверг, 10.03.2011, 14:02 | Сообщение # 2
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Призвание - звонарь
"Как христианин может реализовать таланты, данные ему Богом, в той или иной профессии и как он может духовно возрастать, неся определенное послушание. Первый рассказ посвящен профессии звонаря, а точнее сказать призванию. Мы беседуем с диаконом храма во имя св. Николая Чудотворца Димитрием Бажановым, руководителем курсов православных звонарей Екатеринбургской епархии, наставником большинства действующих звонарей.

Отец Димитрий, расскажите, когда и как появились звонари? Как менялась эта профессия в истории?

Назначение колокольного звона — призыв верующих к молитве. В первые века, когда на христианство были гонения, выполнять сигнальную функцию колокольный звон не мог, соответственно, и звонарей быть не могло. Предшественниками звонарей в те времена были лаосинакты, то есть народособиратели, которые тайно созывали верующих на богослужение. Первые робкие попытки использовать колокольный звон (благовест) перед богослужениями появились только в начале 7 века. Поэтому в 1 тысячелетии звонарей в современном понимании не было. Да и больших наборов колоколов поначалу не было: отливался большой колокол (по тем временам большим считался колокол весом 300-400 кг.), а затем на народные пожертвования к нему отливался колокол поменьше. Тут уже можно было исполнить праздничный трезвон.

Между Западом и Востоком в вопросах колокольного звона всегда были различия. В Европе звонари — уважаемые образованные люди, из среды которых выходили потом музыканты, или наоборот — музыкант становился звонарем. В России на колокольнях трудились церковные сторожа, пономари, инвалиды, отставные солдаты. Профессиональные звонари были, скорее, исключением. В основном храмы, обладающие хорошими наборами колоколов, звонаряпрофессионала не имели.

Только к 18 — 19 вв. можно говорить о подлинном расцвете звонарского искусства. А затем в условиях обмирщения культуры благодаря стараниям единиц удавалось сохранить, поддержать и продолжить звонарские традиции. Так, например, благодаря протоиерею Аристарху Израилеву (1817-1901) мы можем слышать сейчас дореволюционные звоны Ростова Великого.

Отец Аристарх, любивший пение, а также музыкальные инструменты, как-то получил в подарок неправильно настроенный камертон и, подтачивая, смог настроить его в тон. Более 40 лет о. Аристарх с увлечением изучал законы акустики. Он создал специальный прибор, с помощью которого стало возможным настраивать колокола в каком угодно требуемом тоне. За изобретение этого прибора Аристарх Александрович Израилев был избран в 1882 году членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В Вене, Филадельфии и Париже учеными обществами ему были присуждены почетные награды.

О. Аристарх настраивал колокола практически во всех крупных городах Российской империи. Благодаря его деятельности в России возродился интерес к колокольному церковному звону, прерванный из-за гонений на православие и духовенство в период правления Бирона. Он первым в России стал исполнять на колоколах различные мелодии, «не только старался своим теплым пастырским голосом проповедовать слово Божие, но и холодную медь заставил благозвучно вещать славу Божию».

После революции колокольный звон пережил самые настоящие гонения. Восстановление звонов в 60-70-е годы 20 века, когда власти разрешили звонить для иностранных экскурсий на звоннице Ростовского кремля, стало возможным благодаря записям, сделанным о. Аристархом. Постепенно началось возрождение колокольных звонов и по Золотому Кольцу, и по всей России."

Добавлено (10.03.2011, 13:36)
---------------------------------------------
"Как передается звонарское искусство, как звонарю стать профессионалом?

Раньше для подготовки хорошего звонаря требовалось от года до трех лет. Первые месяцы человек подметал колокольню, чистил колокола, подвязывал веревки, помогая звонарю. Уже на этом этапе все лишние люди отсеивались. Но если человек смиренно и с любовью выполнял послушания, перенося все трудности, то дальше в него можно было вкладывать силы, обучая звону.

Мне в этом смысле часто не везло: только приготовишь звонаря, вырастишь себе помощника, начнешь с ним разрабатывать ансамблевые звоны, как его то рукоположат и отправят куда-нибудь, то в армию заберут. И опять приходилось искать человека и учить его. Я очень рад тому, что у тех священников, которых я когдато учил звонить, колокольный звон не на последнем месте.

Когда же по благословению Владыки Викентия открылись Курсы православных звонарей, то подготовка звонарей стала, конечно, более эффективной. В России распространена древняя практика — «приходи, смотри, учись, делай как я». Звонарские курсы — редкое явление, наверное, по России насчитывается 15-20 звонарских школ. Курсы православных звонарей никем не финансируются и держатся на энтузиазме ребят-инструкторов, которые в свободное от основной деятельности время приходят в учебный колокольный класс и занимаются с новобранцами.

Но и здесь в большей степени успех обучения зависит от самого учащегося. Ошибочно думать, что обучение на курсах сделает из человека звонаря за короткий срок. Нет, нужно постоянно заниматься, тренироваться, и с помощью Божией через год-другой из человека может выйти хороший звонарь. Талант от Бога очень важен, хотя бывает, что упорным трудом человек быстрее осваивает звонарское искусство и многого добивается.

Время покажет, на что способны наши выпускники, но уже есть достаточно высокая оценка наших звонов представителями других школ.

Став звонарем, важно постоянно помнить, зачем это нужно! И нужно заболеть колокольным звоном в хорошем смысле слова: не важно, кто ты по профессии (среди звонарей есть студенты и преподаватели, дворники и плотники, бизнесмены, богословы и инженеры), каков твой возраст (есть люди от 14 до 70 лет).

Всех звонарей объединяет то, что они в дни церковных торжеств поднимаются на колокольню и с радостью ждут момента, когда можно будет звонить в колокола! Если такого чувства нет, если для человека звон в тягость, то это, конечно, не звонарь, а просто «временно проходящий послушание». Звонарство — это призвание, и призвание на всю жизнь.

В любой профессии необходимо постоянно совершенствоваться, а тем более это важно в творческих специальностях. Ведь звонарь может замкнуться в своих звонах, зациклиться на одних и тех же приемах. Какие существуют формы повышения квалификации для звонарей?

Действительно, звонарю нужно не только постоянно практиковаться, но и получать прилив новых идей, приемов звона, иначе пропадет «огонек». Обычно звонарь в одиночку или с напарником поднимается на колокольню, звонит, дует холодный ветер и может навалиться ощущение, что кроме самих звонарей эти труды никому не нужны.

На фестивалях и конкурсах колокольного звона происходит творческое общение звонарей, обмен опытом между разными школами звона. И звонарь видит, что он не один, что много людей также любят колокола, он перенимает какие-то приемы, совершенствует технику, делится впечатлениями. Кроме того, благодаря фестивалям из года в год все сильнее становится интерес к колокольному звону и в целом традициям русской культуры.

О. Димитрий, вы упомянули о том, что есть разные колокольные традиции, разные школы колокольного звона. В чем специфика уральской школы, если таковая уже сформировалась?

В плане преподавания мы до уровня школы еще не доросли. Другое дело, что уральские традиции колокольного звона уже сформировались: взять хотя бы наш способ звукоизвлечения при помощи палочки, к которой привязаны четыре трельных колокольчика.

В свое время я выдержал мощную критику со стороны некоторых ведущих звонарей в адрес этой палочки. Но она очень удобна. Например, ты стоишь наверху и минут сорок-пятьдесят ждешь приезда архиерея, чтобы встретить его звоном. Варежки-шубинки уже не спасают. И вот он едет! Нужно быстро начать звонить — хватаешь палочку, и сразу четыре колокольчика четко начинают звонить.

Из записок звонаря:
«Вечер, быстро стемнело. Наверху дует сильный ветер со снегом. Ветер такой силы, что нужно на нем «лежать», чтобы тебя назад не опрокинуло. Но он дует рывками. Только «ляжешь» на него, он прекращается и тебя кидает вперед. Мы мерзнем, но продолжаем смотреть в разные стороны, чтобы не пропустить машину с Владыкой и встретить его звоном.

Напарница носится от одной стороны колокольни к другой. Вот кажется, что сверху звонарю все должно быть видно — ничего подобного! Как ни смотри, все равно всего не увидишь. Вдруг сигнал по рации: «Давайте звоните!!!!». Мы грянули трезвон. Руки замерзли сразу, просто околели. И я деревянными пальцами держусь, жмурюсь от боли и думаю «как бы еще продержаться немножко». Звонили, пока из храма не высунулся диакон и не показал руками, что мол «заканчивайте, хватит уже!». О, ужас! Ждали с одной стороны, а оказалось, что Владыка оставил машину и пешочком тихонечко прошел в храм, и уже давно служба началась. Скорбно спускаемся вниз, ожидая поношений словесных. Надо же так напортачить».

Еще одна особенность — у нас звонят, сидя на скамеечке, а в европейской части России звонарь стоит на одной ноге, а другой нажимает на педали. Это не совсем удобно, так как при длительном звоне опорная нога устает.

Уральский звон богат разнообразными ритмическими рисунками, праздничен, торжественен и, по отзывам участников фестивалей, отличается от звонов других епархий.

Уральская школа дает возможность исполнять красивый звон в экстремальных погодных условиях. К тому же, если ты звонарь, ты должен уметь звонить везде, на любой колокольне.

Сегодня в большинстве случаев звонари — просто энтузиасты, которые из любви к колокольному делу, во славу Божию несут это служение и денег за звон не получают. Звонарей-профессионалов, которые сделали звонарство способом заработка денег, очень мало.

Да, у нас это и невозможно сегодня. Зарплата у звонарей мизерная — не то что семью, себя не прокормишь. Во всех приходах оплачивать труд звонарей и не получится пока, но я считаю, что в главных соборах города должны быть по- стоянные профессиональные ансамбли звонарей. Ведь им доверяются уникальные наборы колоколов. Взять хотя бы Храм-на-Крови, Свято-Троицкий кафедральный собор или строящийся Большой Златоуст.

Вот, например, в Храме-на-Крови, который является уникальной святыней православного мира, есть колокола весом три-пять тонн, поэтому там должна быть слаженная команда. Слава Богу, что есть люди, для которых звонарство является радостным послушанием. Но бывают дни, когда они просто заняты, и звона нет даже в праздники. Такого не должно быть. Было бы прекрасно, если бы к профессии звонаря начали относиться серьезно.

Еще одна тема, которую очень любят журналисты — звонари и звонарочки. Существует мнение, что женщины звонят более мягко, мелодично, а мужчины более резко. Есть ли разница на самом деле?

Женщина появляется на колокольне тогда, когда там нет мужчин. В любые трудные времена женщины приходили на помощь мужикам. Звонарочки — это явление, которое показывает, что не все у нас в стране хорошо. Женщина на колокольне — это исключение, а не правило (если не говорить о колокольнях женских монастырей). Хотя сегодня без них не обойтись.

Одно дело — летом позвонить на фестивале, а совсем другое дело — на холоде и на ветру звонить постоянно. Женщина может звонить на маленьких колоколах или на колоколах, которые удобно развешены, в ансамблевых звонах. А если колокола весят более тонны (вот на Большом Златоусте будет 16-ти тонный колокол), то звонить должны уже мужчины.

Мелодичность или резкость звона уже зависят от характера, темперамента человека и от личной одаренности."

Добавлено (10.03.2011, 13:37)
---------------------------------------------
С какими трудностями или опасностями звонари сталкиваются в своем деле?

Звездность — первый враг звонаря, хотя его подстерегают на колокольне еще и холод, высота, физические нагрузки. Звездность выражается в том, что звонарь начинает считать себя лучшим, поучать других, что, собственно, может произойти с человеком любой другой профессии.

Во время звона звонарь должен молиться, а не смотреть вниз и оценивать, кто и как его слушает. Ну и, кроме того, нужно еще и беречь уши, надевать наушники и не слушать тех, кто говорит, что колокольный звон никак на слух не влияет.

Еще одно из главных качеств звонаря — постоянство. Он не может опаздывать на звон, так как в идеале по звону люди могут часы сверять.

Также важно молиться, чтобы Господь послал тебе хорошего напарника, чтобы красиво звонить во все колокола. В ансамбле, как правило, сразу происходит разделение труда: один садится «за руль», то есть ведет основной рисунок, выстраивает композицию, а другой помогает на альтовых колоколах, но «за рулем» звонить уже не может, так как не получается одновременно звонить и руками, и ногами (трудности с координацией). Музыкантам решить эту проблему проще.

Кстати, наверняка в колокольный звон часто приходят музыканты. Много случаев Вы знаете, когда музыкант становится каноничным звонарем?

Это большая редкость, если только музыкант не воцерковленный. Как только он воцерковляется, и звон становится каноничным. Каноничный звон не мешает, но способствует молитве. Без этого музыканты могут пытаться на колоколах и джаз исполнять, и все, что угодно — звон для них будет лишь очередной сферой реализации музыкальных амбиций. Практика показывает, что лучшие звонари — это люди без музыкального образования, просто ребята из глубинки, хорошо чувствующие музыку.

Звон не развлекает, но призывает к молитве. Один звон — бодрый, быстрый — зовет всех на службу. Другой — торжественный и радостный — употребляется для крестного хода. Третий — печальный и постный — звонится на отпевании. Да, звонов много, но в идеале в каждом приходе должен сложиться и ансамбль звонарей, и индивидуальный стиль.

Из записок звонаря:
«Рождество Христово! Поднимаемся — а солнце уже садится за сосны. Прямо напротив колокольни ворота и главная дорога к храму, и, когда звонишь, видно, как люди идут в храм. Это здорово! Сразу понимаешь, для чего ты здесь, для чего трезвонят колокола. Полчаса звонить — дело нелегкое, и скоро руки начинают уставать. А люди все входят и входят в ворота. Дети бегут навстречу звону. Из храма вывалился народ. Двое мальчишек сначала наблюдают, как я нажимаю ногами на педали благовестов, потом начинают изображать, потом пускаются вприсядку. Рождество Христово!»

Вы любите повторять: «Звонари — это сила!». В чем сила звонарей?

Когда кто-то болеет — навещают, когда венчают звонаря — все слетаются звонить. С радостью делятся опытом и тянут дело по обучению новых звонарей. Когда люди ощущают себя командой, помогают друг другу, выручают — это действительно сила!

Из записок звонаря:
«Теперь, когда Господь дал мне возможность подниматься на колокольню и звонить, не могу уже представить жизни без колоколов. Теперь мне предельно ясно, что на коло-кольне у звонаря появляется возможность встретиться с собой, понять, на что способен. Колокольня стремится ввысь, звон зовет к Богу. И так хочется возрастать, чтобы в звоне слышалось: «Свят! Свят! Свят Господь Саваоф! Полны суть небеса и земля величия славы Твоея. Благовествуй, земле, радость велию! Хвалите небеса Божию славу!».http://orthodox-magazine.ru/numbers/at110

Добавлено (10.03.2011, 14:02)
---------------------------------------------
Форум КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ

В помощь звонарю

Общество церковных звонарей

 
LukaДата: Четверг, 10.03.2011, 14:10 | Сообщение # 3
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
"Колокола – молитва в звуке

Московский колокольный центр при храме Свт. Николая в Заяицком действует по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия и готовит высококвалифицированных звонарей православных храмов. Шариков Виктор Григорьевич – руководитель центра.

– Виктор Григорьевич, когда появились первые колокола?

– Первые нецерковные колокола появились задолго до начала нашей эры. В Библии сказано, что одним из признаков священства в Израиле были колокольчики на одеянии священнослужителя. Но почему колокола стали одним из главных атрибутов христианства? На этот счет существуют разные мнения. Есть легенда, согласно которой примерно в 402–405 гг. епископ города Нолы святой Павлин Милостивый возвращался из обхода своей паствы, устал и решил отдохнуть в поле. Ему приснился ангел с полевыми колокольчиками в руках. От колокольчиков шел чудесный звон. Епископ был так поражен увиденным во сне, что, когда пришел в город Нолу, заказал литейщикам колокола, по форме напоминающие полевые колокольчики. Сон был вещим. Как свидетельствует легенда, после окончания работ оказалось, что все колокола удались – они прекрасно звучали. До этого колокольчики уже существовали – клепаные, кованые, разной формы – квадратные, круглые, конусообразные, но они не звонили. Свершилось чудо. Совпало, что город Нола, один из крупных городов провинции Компана (или Компании) Неаполитанского государства, являлся центром медеплавильной промышленности. Так, благодаря божьему промыслу литейщики Нолы начали лить колокола, которые затем распространились по всему миру под названием «компаны».

– Какой состав использовали для литья колокола?

– Колокола лили из бронзы. Состав был найден быстро, что подтверждают раскопки, и в основном сохранялся: примерно 80% меди и 20% олова. А вот форма, материал и способ изготовления были различными. Колокола могут по-разному использоваться в звонах и устанавливаться в различных местах: у входа или внутри храма, у трапезной, в куполе храма и т.д. Главное – не материал или форма, главное – символ, духовная суть и намоленность.

– Существуют ли правила, какие узоры должны быть на колоколе, какие фразы?

– Вначале писали слова из Евангелия, позже стали ставить дату изготовления, описывать, в честь какого события, с чьего благословения, при каком царе отлили колокол. С точки зрения звона, надписи, узоры, иконы только ухудшают его качество.

– Когда появились первые колокола на Руси?

– В VI–VII веках колокола звучали во всех уголках Европы. Римский папа Сабониан издал специальный указ о благословении использования колоколов. Прошло несколько веков, прежде чем колокола появились на Руси. С принятием христианства на Руси стучали, звонили только в било. В то время христианская церковь разделилась на восточную во главе с Царьградом и западную во главе с Римом. Приняв греческую веру, мы приняли и звон. А в восточной христианской церкви звонили только в било, существовавшее еще с конца III века. Сначала появились деревянные била, затем – металлические. Колокола восточная церковь считала принадлежностью латинян. Отец Антоний, один из основателей Киево-Печерской Лавры, оставил по возвращении из святой земли Афона воспоминания, в которых упомянул, что в било звонят по Ангелову внушению, а в колокола звонят латиняне.

Таким образом, колокола не использовали прежде всего по духовной причине. Но была и другая причина: их дороговизна. Бронза считалась полудрагоценным металлом, слишком дорогим для повсеместного использования. Однако вскоре колокола можно было увидеть на великокняжеских соборах, на митрополичьих и владычьих соборах – колокола становились признаком власти. В Троицко-Сергиевской Лавре (тогда Свято-Троицкий монастырь) колокола появились в 1420 году, через тридцать лет после кончины Сергия Радонежского, когда вскрыли мощи преподобного и встал вопрос о его канонизации. Преемник Сергия Радонежского Никон купил в честь этого события два колокола, один из которых сохранился до наших дней и сейчас, почти 600 лет спустя, является действующим. Хотя сам преподобный считал, что монашеская жизнь должна быть тихой и скромной, а колокола слишком громкие и помпезные.

С XV века, времени объединения земель вокруг Московского княжества, повсеместно возникают каменные храмы, монастыри обносятся каменными стенами, особое внимание уделяется торжественности богослужения, чину богослужения, создается знаменное пение. И начинает развиваться колокольное дело. Сначала приглашали иностранцев, позже, с XVII века, появились отечественные умельцы.

– Используется ли било сегодня?

– Столетиями традиции звона развивались на фоне использования бил и ритмического клепания (ударения) в них. Поэтому основа православного звона заключается не в мелодии, а в ритме и взаимодействии тембров колоколов и бил. Било может использоваться не только в церковном звоне, но и для созыва людей в чрезвычайных ситуациях.

– Что такое «русский профиль» колокола?

– «Русский профиль» – это особое соотношение диаметра, толщины и высоты колокола, что обеспечивает его благозвучие (богатый тембр) и певучесть.

– Как извлекается звук из колокола?

– В старину существовал «очепный» способ, при котором раскачивался сам колокол. Этот способ сохранился в некоторых обителях и в наше время. Но чаще используется «язычный» способ, когда звон происходит благодаря качанию языка и ударению его о неподвижный колокол. Основой звона являются не ноты, а благозвучие каждого колокола. Не допускается замена звонаря фонограммой.

– О чем звонят колокола?

– Самое древнее послушание колокола – звать каждого в храм Божий, возвещая окрест слова святого Евангелия: «Придите ко Мне, все нуждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф., гл.11,28). Различают четыре вида канонических звонов: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест несет благую весть о начале богослужения и осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов или бил, благовест начинается тремя редкими ударами, а затем идут более быстрые мерные удары.

Перебор является погребальным звоном, он осуществляется медленными ударами в каждый колокол и било от самого малого до самого большого.

Перезвон – печально-торжественный звон, совершаемый два раза в год (на Великую Пятницу и Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения) ударами поочередно в каждый колокол или било от самого большого до самого маленького.

Трезвон – звон во все колокола или била – выражает радость и торжество. Трезвон, осуществляется, например, после венчания при выходе новобрачных из храма, а также после крещения при выходе новокрещенных.

– Колоколов на колокольне может быть несколько. Как распределяются роли в колокольном семействе?

– Согласно строгой иерархии колокола объединены в три группы. Самые большие с низким голосом – благовестники. Самый большой и самый низкоголосый задает ритм остальным. Самые маленькие (2–4 колокола) – зазвонные. Веревки от их языков связаны для удобства звонаря одним узлом. Их голоса переливаются трелями. Подзвонные (средние) колокола посолиднее. Веревки от их языков располагаются на специальном столбике обычно под левой рукой звонаря.

– Где можно выучиться на звонаря?

– Сейчас звонарей не хватает так же, как и колоколов. Самое большое количество колоколов погибло в 30-е годы прошлого века. Но и в наше время погибает не меньше по разным причинам: воровство, спекуляция, неумение работать с колоколами, особенно старинными. Бронза становится хрупкой со временем и легко разрушается от сильного удара. За последние 15–20 лет мы разбили половину того, что нам досталось. Это первая проблема. Постепенно она решается с помощью новых колоколоплавильных заводов и благодетелей, или спонсоров, как мы их сейчас называем. Вторая проблема – звонари. Их ее хватает. В России старший звонарь брал себе учеников и обучал их по методу «Делай, как я», без методик и учебников. И сейчас есть такие звонари, которые сами готовят себе смену.

Когда в 1995 году мы задумали организовать Колокольный центр, основной задачей, вставшей перед нами, была подготовка звонарей, причем интенсивная подготовка. В течение трех месяцев учащиеся должны освоить и теорию и практику. В 2005 году у нас юбилей – колокольному центру исполняется 10 лет. За это время мы подготовили 600 звонарей. Ежегодно выпускаем два курса: осенний – к Рождеству и весенний – к Пасхе. Иногда собирается и летний курс. Занятия строятся таким образом: еженедельно 2 часа теории, 3 часа практики с преподавателем и 2 часа самостоятельной работы. Организовать интенсивное обучение удается благодаря тому, что у нас две свои звонницы, не связанные с храмом.

– Сколько девушек обучаются в вашей школе?

– Обычно пятая, четвертая часть всех учащихся.

– Существуют ли какие-либо особые требования к поступающим?

– Особых требований нет, но, конечно, желающие стать звонарями должны быть верующими, воцерковленными. В церкви к звону без благословения вас никто не допустит. В Уставе церковного звона говорится: «Звон осуществляется звонарем, над которым прочитана особая молитва или имеющим благословение настоятеля храма или монастыря и несущим данное послушание с надлежащей ответственностью». А второе условие – желание учиться. Иногда спрашивают, нужно ли музыкальное образование? Нет, не требуется ни музыкального образования, ни абсолютного слуха. Необходимо только чувство ритма. Если вы немного танцуете или поете, этого вполне достаточно. К тому же чувство ритма развивается, было бы только желание. У нас разработана собственная методика обучения, есть библиотека, видеофильмы, аудиокассеты, CD. Наши преподаватели имеют высшее музыкальное образование и большой опыт работы в храмах. Звонарей мы готовим для Москвы, Московской области и других регионов.

В России во многих местах сохранились традиции звонов. Существуют ростовские, псково-печерские и другие традиции звонов. Сейчас есть школы звонарей: в храме Христа Спасителя, Ново-Петровском монастыре. В основном, это школы при храмах. В Новосибирске, Саратове, Краснодаре организуют факультативы. Их ученики занимаются колокольным звонов «для самообразования», часто не верят в Бога. Заканчивают курс, а дальше что?

– Может ли звонарь стать известным человеком, сохранились ли имена звонарей?

– Звонарь – это не профессия, тем более – престижная. Звонарь – это и послушание, и призвание. Поэтому сведений сохранилось очень мало. Звонарь является связующим звеном между храмом и небом. Его звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением по окончании богослужения.

– Любой человек может подняться на колокольню?

– Нет, только по благословению настоятеля. На Пасху, Рождество пускают детей. Но это очень опасно. Хотя, конечно, воспоминания остаются на всю жизнь. Мы пошли по другому пути: организовали музей-лекторий, в котором посетители знакомятся с историей и традицией православного колокольного звона, искусством литья колоколов. Колокола как люди, у каждого своя история, их также можно услышать на лекциях. На музейной звоннице всем желающим предоставляется возможность позвонить в колокола, а также услышать все виды канонических звонов."
http://www.devichnick.ru/0505kolokol.htm

 
RosaДата: Четверг, 12.05.2011, 18:03 | Сообщение # 4
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Звонарю не должно быть пустословом. Во всех словах должны быть вес и мера, как в колоколе.

Добавлено (12.05.2011, 18:03)
---------------------------------------------
А откуда пошла традиция звонить в колокола на Пасхальной неделе любому кто пожелает?

 
LenosДата: Воскресенье, 05.06.2011, 18:36 | Сообщение # 5
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Приемы колокольного звона: http://hram-poligon-kommunarka.ru/content/view/235/39/
 
Форум » Догматы » Богослужение » Звонарям
Страница 1 из 11
Поиск:

Форма входа