Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 09:10

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Правила на Богослужении - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Церковные правила » Правила на Богослужении
Правила на Богослужении
КлирДата: Четверг, 11.03.2010, 14:40 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Поведение в храме

Из уставных правил православного богослужения

Креститься без поклонов
1. В середине шестопсалмия на “аллилуиа” три раза.
2. При начале чтения или пения Символа веры на словах “Верую”, “И во единаго Господа Иисуса Христа”, “И в Духа Святаго”, а также при произнесении слов “Силою Честнаго и Животворящего Креста”.
3. На отпусте: “Христос истинный Бог наш”.
4. В начале чтения Св. Писания: Евангелия, Апостола и паримий.

Креститься с поясным поклоном
1. При входе в храм и при выходе из него: три раза.
2. При каждом прошении ектений.
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4. При возгласах: “Приимите, ядите”, “Пийте от нея вси” и “Твоя от Твоих”, “Святая святым”.
5. При словах: “Честнейшую...”
6. На всех ектениях при возглашениях: “Господи, помилуй” или “Подай, Господи”; при пении и чтении стихир, стиховен и других молитвословий при словах: “поклонимся”, “молим Ти ся”, “припадем”.
7. Во время слов: “аллилуиа”, “Святый Боже” и “Приидите, поклонимся”, и по возгласе “Слава Тебе, Христе Боже” перед отпустом по три раза.
8. На каноне на 1-й и 9-й песне при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.
9. После каждой стихиры (причем крестится тот клирос, который оканчивает петь).
10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении по три поклона, после двух остальных - по одному.

Креститься с земным поклоном
1. В пост при входе в храм и при выходе из него три раза.
2. В пост после каждого припева к песне Богородицы “Тя величаем”.
3. В начале пения: “Достойно и праведно”.
4. После “Тебе поем”.
5. После “Достойно есть” или задостойника.
6. При возгласе: “И сподоби нас, Владыко”.
7. При выносе Святых Даров, при словах: “Со страхом Божиим и верою приступите!” и второй раз - при последнем явлении Святых Даров при словах: “Всегда, ныне и присно, и во веки веков”.
8. В Великий Пост, на великом повечерии, при пении “Пресвятая Владычице” - на каждом стихе; при пении “Богородице Дево, радуйся” на великопостной вечерне - три поклона.
9. В Великий пост, при молитве “Господи и Владыко живота моего” (три земных поклона).
10. В пост, при заключительном пении: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем” - три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения
1. При словах священнослужителя: “Мир всем”.
2. “Благословение Господне на вас”.
3. “Благодать Господа нашего Иисуса Христа”.
4. “И да будут милости Великого Бога”.
5. После “Яко свят еси, Боже наш” - при словах диакона: “И во веки веков”.

Кроме того, при чтении акафиста на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон; а при прочтении Евангелия на “Слава Тебе Господи” один поясной поклон полагается всегда.

Креститься не положено
1. Во время псалмов.
2. Вообще во время пения.
3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы.
Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.

Не допускается земных поклонов
Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Дня Святой Троицы, во дни Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до “Сподоби, Господи” на вечерне в самый день праздника.

Кроме того, следует помнить также, что при возглашении “Главы ваша Господеви приклоните” следует наклонить голову. Когда священнослужителем совершается каждение молящихся, отвечать на него следует наклонением головы. А во время чтения Евангелия нужно стоять с преклоненной головой.

Каждый православный христианин приступая к принятию Святых Таин - Тела и Крови Христовых, должен положить земной поклон, руки сложить на груди крестообразно и, не спеша, благоговейно и со страхом Божиим подходить к святой чаше, внятно назвав священнослужителю свое имя. По принятии Святых Таин он должен поцеловать край чаши и затем спокойно отходить, не полагая крестного знамения и поклона, но мысленно благодаря Господа за Его великую милость: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!” (Земные поклоны в этот день не совершаются до вечера).

Прикладываться к святому Евангелию, Кресту, мощам святых угодников Божиих и иконам следует так: подходить в должном порядке, не спеша и не мешая другим, не толкать никого и не оттеснять; два поклона положить перед целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать ноги; к иконе Божией Матери и святых - руку.

Когда в храме осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или чашей, все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами, рукой или кадят народ, креститься не нужно, но только кланяться. Лишь во святую седмицу Пасхи, когда священнослужитель кадит с Крестом в руке, все крестятся и, отвечая на его приветствие ”Христос воскресе!”, восклицают: “Воистину воскресе!”. Принимая же благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу (правую руку) и не крестятся перед этим.

Находясь в храме Божием, нужно помнить, что находишься в присутствии Господа Бога, и стоять поэтому как пред самим Лицем Его, в присутствии Божией Матери, святых ангелов и всех святых.

Внешне молитвенное чувство проявляется в осенении себя крестом (по-славянски “крестным знамением”, то есть изображением, знаком креста), в коленопреклонении и поклонах: малых (поясных) и великих (земных, касаясь земли коленями, руками и головой).
Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа” или при любом другом начале молитвы, и словах “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу” или при другом каком-нибудь славословии и в конце молитвы.
Как не подобает призывать имя Божие всуе, т.е. без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно.

 
TimonaДата: Четверг, 18.03.2010, 18:04 | Сообщение # 2
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Неуставные правила: не гляди по сторонам, рассматривая кто во что одет, не ковыряй в носу, не держи в карманах руки, не расхаживай без дела, не пробирайся к подсвечнику, если много народа - передай свечу через другого(все равно через какое плечо), не разговаривай, разве по крайней нужде и тихо...

Как ставить свечу , подходить к иконе

 
RosaДата: Пятница, 19.03.2010, 14:31 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Сделай замечание после службы, а не во время нее! А делая замечание - не осуждай, не укоряй, не обвиняй, но спокойно, лучше извинившись.
 
KirenaДата: Четверг, 25.03.2010, 17:43 | Сообщение # 4
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Не держи руки за спиной, как ханжа. Но если у тебя затекли руки - это другое дело! wink

Не проходи во время службы между центральным аналоем и алтарем. Особенно, когда врата открыты. wink

Как писать записки

 
deloДата: Понедельник, 31.05.2010, 12:57 | Сообщение # 5
Несть человека,иже не согрешит
Группа: Пользователи
Сообщений: 87
Репутация: 0
Статус: Offline
Почему на молебне при чтении Евангелия все подходят близко к батюшке, словно под Евангелие головы подкладывают? Это обязательно - наклонять голову?
 
LianaДата: Понедельник, 07.06.2010, 11:19 | Сообщение # 6
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Если Бога любите - да. Это ведь выражение нашего благоговения.

Знаете, по поводу правил - их часто прихожане сами выдумывают. Например, передавать свечу только правой рукой, т.к. слева бес, а справа - Ангел (может тогда и налево никогда не поворачивать? Бес, если захочет - и справа подойдет. А Ангел Хранитель, видя наши грешные дела - вовсе отойдет и будет плакать). Некоторые выбирают себе свое место - попробуй его займи - я тут всегда стою! Тоже крайне не верно. Хотя мы тоже должны быть внимательны. Может в храме сквозняк, а человек болящий - и это единственное место, где он может стоять. Все нужно воспринимать с любовью к человеку. А если уж...гордость человек свою показывает и не более - молиться, а может и еще к кому обратиться, чтоб объяснение 2-3 понял.

Как-то у нас в храме открыли все окна, т.к. настоятель сказал проветрить, но шла служба. Проветрилось быстро, а дальше - холод и сквозняк. Один человек (после операции легких) попросил алтарника закрыть - тот ни в какую: "у меня благословение". Пришлось болящему самому закрыть (ведь это опасно для его жизни). Закрыл причем лишь одно окно, чтоб хоть одно место в храме было без сквозняка. Вылетел алтарник - снова открыл. Ну и что? Пришлось говорить ему, что будет жаловаться настоятелю. Сразу притих - как так: настоятель благословил и настоятель может поругать? До него не могло дойти, что открыть окна - нужно было для проветривания, а не для выветривания. И в любом случае - закон любви говорит милости к человеку. В этом случае одно послушание должно замениться другим. Никакого противоречия здесь нет.

 
ДеньДата: Четверг, 24.06.2010, 18:43 | Сообщение # 7
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
Канонические правила Православной Церкви относительно участия мирян в общественном богослужении

1. Верующие должны регулярно посещать богослужения.

«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения» (80-е пр. 6-го Всел. собора)

Вот как объясняет Вальсамон причину этого наказания:

«... ибо из этого открывается одно из двух - или то, что таковый не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо почему же он в течении двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божиим?» (толкование Вальсамона на 80-е пр. 6-го Всел. собора)

«В неделях и в праздниках завещавай не делати, яо приходити в церковь, якоже подобает Христианом: аще кто делает в неделю и в праздник, да отлучится». (ст. 162 Номоканона при Большом Требнике).

2. Верующие, присутствующие на богослужении, должны оставаться в храме до произнесения конечного отпуста службы.

«Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в Церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго». (9-е Апост. пр.)

3. Мирянам запрещается всенародно учить в церквях. Они могут отвечать вопрошающим лишь частным образом.

«Не подобает мирянину пред народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительскаго слова, и от них поучатися Божественному. Ибо в единой Церкви разные члены сотворил Бог, по слову апостола (1 Кор. 12,27), которое изъясняя Григорий Богослов, ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: сей, братия, чин почтим, сей сохраним: сей да будет ухом, а тот языком: сей рукою, а другий иным чем-либо: сей да учит, тот да учится. И после немногих слов далее глаголет: учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: почто твориши себе пастырем, будучи овцею; почто делаешися главою, будучи ногою; почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов. И в другом месте повелевает премудрость: не буди скор в словах (Еккл. 5, 1), не распростирайся убог сый с богатыми (Притч. 23, 4), не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго» (64-е пр. Антиох. соб.).

«Здесь прибавлено: "перед народом", потому что, если какой-нибудь разумный мирянин будет спрошен частным образом о каком-нибудь догматическом предмете, или о другом душеполезном деле, он не подвергнется наказанию, если даст ответ по своему усмотрению »(толкование Вальсамона на 64-е пр. Антиох. собора).

4. Мирянам, не состоящим в должностях церковного старосты или церковных сторожей и тем более не являющихся клириками, запрещено входить в алтарь.

«Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря». (69-е пр. 6-го Всел. собора).

«Заметь настоящее правило и никак не дозволяй на основании оного мирянам входить во святой олтарь. Я впрочем много употребил старания, чтобы воспрепятствовать мирянам входить во святый олтарь храма Пресвятыя Госпожи моея и Богородицы Одигитрии; но не мог достигнуть успеха: говорят, что это древний обычай и не должно возбранять» (из толкования Вальсамона на 69-е пр. 6-го Всел. собора).

«Мирстии во святый олтарь да не входят, ни мужие, ни жены, по 69-му правилу, еже в Трулле. Инокиня же входит, и пометает, по пятнадесятому правилу святаго Никифора Цареградскаго » (66 ст. Номоканона при Большом Требнике).

 
DayДата: Пятница, 02.07.2010, 12:06 | Сообщение # 8
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 231
Репутация: 0
Статус: Offline
КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ЦЕРКВИ.

ПРАВИЛА И НАСТАВЛЕНИЯ БЛАГОПОВЕДЕНИЯ
МОЛЯЩИМСЯ В СВЯТОМ ХРАМЕ.
Из письма пастыря.
http://www.dorogadomoj.com/dr103pra.html

Православные христиане, братья и сестры!

На нашей грешной земле св.Храм есть единственное место, где и мы можем укрываться от бурь и непогод жизни, от житейской нравственной грязи. Храм есть подобие неба на земле; в Храме с нами «невидимо силы небесныя служат». Помните и знайте: Св. Храм есть Дом Божий, в котором Сам Бог невидимо пребывает, а посему и поведение наше в Храме должно соответствовать его святости и величию.

1.

Входи в Св. Храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Я упокою вас» (Мат. 11:28).

2.

Входи в Св. Храм со смирением и кротостью, чтобы и из Храма выйти оправданным, как смиренный Евангельский мытарь.

3.

Когда входишь в Храм и видишь Св. Иконы, думай о том, что Сам Господь и все Святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.

4.

Входя в Св. Храм, перекрестись, поклонись пред Св. Иконами и молись: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя», «Боже, буди милостив ко мне грешному», «Пресвятая Богородице, моли Бога о мне грешном», «Вси Святии, молите Бога о мне грешном».

5.

Когда приходишь в Храме к своему месту, иди тихо, спокойно и скромно, а проходя приходя мимо Царских Врат, остановись на момент и благоговейно перекрестись.

6.

В Св. Храм всегда приходи к самому началу богослужения. Если же по особо важным причинам опаздываешь, то будь осторожен, чтобы не помешать молитве других, ранее пришедших; если будешь входить в Св. Храм во время чтения Евангелия, -- остановись у входных дверей до конца чтения Евангелия, а по окончании тихо иди на свое место.

7.

Когда придешь в Храме на свое место и близко около тебя стоят другие -- молчаливым поклоном поздоровайся с ними, но никогда, даже с особо близкими, не здоровайся в Храме за руку и ни о чем не спрашивай; будь в Св. Храме истинно скромным.

8.

В Св. Храме должно стоять, а не сидеть, и только в случае нездоровья или крайнего утомления разрешается сесть и отдохнуть. Стоя в храме не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством; вникай в порядок и содержание служб.

9.

Если приходишь в Св. Храм с детьми, следи за ними, чтобы они вели себя чинно, скромно и не шумели бы; приучай их понимать и знать, как нужно вести себя в Храме; приучай их к молитве; если детям требуется уйти из Храма, скажи им, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам (сама) выведи их.

10.

Если дитя малое расплачется в Храме, сразу же выведи или вынеси его из Храма.

11.

Никогда не позволяй ребенку есть в Храме кроме того, когда священник раздает благословенный хлеб.

12.

В Св. Храме молись, как сам участвующий в Богослужении, а не присутствующий только, чтобы те молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили из твоего сердца; внимательно следи за Св. Службой, чтобы молиться со всеми и именно о том, о чем молится и вся Св. Церковь.

13.

Когда ты в Храме, не осуждай и не осмеивай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме; полезнее и лучше вникать в собственные ошибки и недостатки и усердно просить Господа о прощении своих грехов.

14.

Когда идешь в Храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы; неудобно менять деньги при покупке свечей, ибо это вызывает разговоры и мешает как Богослужению, так и молящимся и служащим.

15.

До конца Богослужения никогда, без крайней необходимости, не уходи из Храма, ибо это -- неуважение к святости Храма и грех перед Богом. Если-же это случится с тобою (что раньше вышел), то скажи об этом на исповеди священнику.

16.

Ко Св. Причастию подходи смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди; с верою и любовию причастись Св. Таин Божиих, не крестясь поцелуй Чашу, чтобы случайно не толкнуть Ея, и чинно отойди на свое место, но не уходи из Храма, не выслушав благодарственной молитвы Господу Богу после причащения.

 
LianaДата: Воскресенье, 22.08.2010, 19:43 | Сообщение # 9
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Богослужение

* По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.
* Нельзя считать какое-то место в храме "своим", тем более просить перейти занявших его.
* Встань на свободное место и слушай псалмы и молитвы, читаемые и поемые в церкви, по возможности внимательно, умом и сердцем участвуя в богослужении.
* В православном храме во время богослужения принято стоять. В случаях нездоровья разрешается сесть. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу. Во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии нужно обязательно стоять.
* Во время чтения Евангелия, Шестопсалмия, пения Херувимской песни, Евхаристического канона следует хранить благоговейное молчание и прилагать особое усердие к молитве.
* Подходить к Чаше во время причащения полагается сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам. Эта же последовательность должна быть соблюдаема и на елеопомазании.
* Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение.
* Нехорошо поворачиваться спиной к алтарю - особо священному месту храма.
* Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону престола.
* Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, через которую преподается благословение, но не крестятся перед этим.
* По возможности не покидайте храм до окончания богослужения.
* По окончании литургии приложитесь ко кресту, который дает верующим священник у алтаря.

А еще приветствовать друг друга в храме принято поклоном, не мешая окружающим своими здрасте и целованиями..

 
LianaДата: Воскресенье, 07.11.2010, 15:00 | Сообщение # 10
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ

Наиболее распространенные ошибки поведения в храме Бойтесь прежде всего вольно или невольно оскорбить своим поведением молящихся и те святыни: которые окружают нас в храме Божием.
Женщины должны знать, что входить в церковь следует с покрытой головой, в одежде, соответствующей своему полу (в платьях или юбках, но не в брюках), со скромной, неброской косметикой на лице (лучше вовсе без нее) и обязательно - стерев губную помаду. Если пришли в храм во время Богослужения, лучше воздержаться от того, чтобы, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами. Свеча - жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва - <дух сокрушен>, смиренное осознание своей греховности перед Господом, которые ярче любой свечи вясветят все ваши желания и нужды. Не стойте в храме вразвалку, или заложив руки за спину или держа их в карманах.
Во время пения хора дозволяется подпевать только очень тихо, чтобы не смущать стоящих рядом.
По возможности следует воздержаться от замечаний, если, конечно, не имеет место явное хулиганство или кощунственное поведение. Нарушающему нормы поведения замечания допустимы в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставленифя в голосе.
Недопустимо хождение по храму и тем более ведение разговоров во время чтения Святого Ивангелия, Шестопсалмия, пения <Херувимской> и Евхаристического канона на Литургии (от общенародного пения <Символа веры> до <Отче наш>). В это же время следует воздержаться от возжигания свечей пред иконами и от целования икон.
Богослужения следует проводить стоя: сидеть разрешается только по особой немощи, по болезни или чрезмерной усталости, чтобы не роптать духовно и не думать более о ногах, нежели о Боге. Однако нельзя и сидеть, закинув ногу на ногу или скрестив и вытянув ноги, а прежде, чем сесть, с верою попросите у Бога укрепить вас телесно.
Не следует без особой надобности ходить по храму. Родители, придя в храм с детьми, должны строго наблюдать за их поведением, не допускать, чтобы они хоть чем-либо отвлекали молящихся, в противном случае лучше вывести их на улицу.
Не полагается во время Богослужения самочинное падение ниц, произношение громких восклицаний и, наоборот, если все молящиеся встают на колени - нужно присоединиться к ним.
Нельзя входить в храм с животными или птицами.
Нельзя вносить в храм мясо.
Прикладываться к отдельно стоящим иконам следует, оставив в стороне сумки.
Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками.
Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.
Во время открытых Царских врат не положено пересекать храм между аналоем, на котором находится икона праздника, и амвоном, то есть пространство перед Царскими вратами.
Курящим запрещается курить даже на паперти церкви.
http://orthodox.etel.ru/2000/02/oshibki.htm

 
RosaДата: Среда, 05.01.2011, 20:39 | Сообщение # 11
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Русская православная церковь
Первые шаги в храме http://lib.aldebaran.ru/author....v_hrame
 
SonДата: Пятница, 07.01.2011, 11:27 | Сообщение # 12
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Привычная картина наших дней - встреча архиерея (митрополита, Патриарха) с высокопоставленным лицом. Приветствия, улыбки и... президент (премьер-министр, спикер парламента) торжественно протягивает святителю свою десницу для рукопожатия...

А вот другая картина. Утреня. Священник, стоя на солее, возглашает: "Благословение Господне на вас" и осеняет прихожан крестным знамением. Бабушки-богомолки молитвенно складывают ладони и зачем-то прижимают их к груди, совершая неведомый ритуал.

И в первом, и во втором случае налицо явное непонимание того, как нужно относиться к священнослужителю и что такое священническое благословение. Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не "опускается", как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать его руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: "Мир всем", "Благословение Господне на вас...", "Благодать Господа нашего...", осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук - ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно.

Если же священник осеняет нас священными предметами: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочный момент: когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова "благословите, батюшка" всегда должны звучать для мирянина радостно и торжественно, и не надо превращать их в поговорку.
http://www.cerkov.by/page/blagoslovite-batjushka

 
Форум » Догматы » Церковные правила » Правила на Богослужении
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа