Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 09:57

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Причастие - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Церковные правила » Причастие
Причастие
КлирДата: Четверг, 11.03.2010, 13:43 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
В книге "Детская исповедь. Книга для детей и родителей". М.: Издательский отдел Московского патриархата. Издательство “Новая книга”, 1994.
приведены следующие правила, но они взяты из сборника, кажется дореволюционного. Насколько они применимы в настоящее время?

Руководство и правила, какие нужно соблюдать приступающим к святым великим таинствам покаяния и причащения

1) Каждый православный христианин, начиная с семилетнего возраста, ежемесячно должен очищать свои грехи Таинством Святого Покаяния, т.е. приходить на исповедь к духовному отцу: и в его присутствии, после обычных молитв, пред святым крестом и Евангелием, исповедовать свои грехи Самому Христу Спасителю, Который здесь невидимо стоит, приемля наше исповедание.
2) Исповедоваться и затем, если будет то дозволено духовником, святых Тайн приобщаться следует как можно чаще; по крайней мере во все четыре поста, которые с этой целью и установлены Святой Церковью. А тем более в Великий пост непременно каждый православный христианин должен очистить свою совесть покаянием для того, чтобы в духовной радости встретить величайший, светлый праздник Божественной Пасхи.
3) Больные могут исповедоваться и святых Христовых Тайн приобщаться не только через шесть недель, как это принято иными, по какому-то произвольному правилу, но и каждую неделю, тяжко больные даже каждый день.
4) Младенцы, после их крещения, до семилетнего возраста, также могут приобщаться не только каждую неделю, но и каждый день, и притом без исповеди, которую они могут приносить лет с семи.
5) Но те и другие, как взрослые больные, так и младенцы, за исключением внезапной, опасной болезни, должны быть причащаемы, всего лучше, натощак, т.е. раньше вкушения ими пищи и питья. Младенцев всего лучше причащать за ранними обеднями.
6) Никто и ни в коем случае, в один и тот же день, не должен дважды причащаться. Это тяжкий грех!
7) Никто из еретиков, т.е. лиц не принадлежащих к Православной Церкви, взрослый или младенец, а также никто из раскольников, без предварительного присоединения к Православию, а тем более никто из некрещеных, хотя бы то и младенец, причащаться в нашей Православной Церкви да не дерзает: это было бы величайшее оскорбление для Таинства святого Причащения, к которому и крещеные должны приступать со страхом Божиим и истинною верою и совершенною любовию.
8) Взрослые христиане православные приступают к святым Тайнам, с семилетнего их возраста, не иначе, как после предварительной исповеди и с разрешения духовного отца. Кому запретил, до известного времени приступить ко принятию святых Тайн один духовник, тот не должен идти, для святого Причащения, в другую церковь. Это было бы то же, что и клятвопреступление, или явное поругание Таинства Покаяния, а с тем вместе и Причащения. Такое Причащение было бы для такого обманщика, то же, что Христу лобзание Иудино, т.е. предательское.
9) Запрещается исповедовать свои грехи по частям, т.е. половину или больше незначительных грехов передают на исповеди сначала одному знакомому духовнику, а другую, более тяжкую по степени грехов другому, который и не знает их. Это было бы недобросовестно и лукаво. Так делают иные от того, что своего знакомого духовника стыдятся. И потому, как фарисеи, своему духовному отцу передают лукаво и бессовестно только мелкие и обыденные грехи; а с теми, которые более тяжки, идут к другому, незнакомому, или, по их понятию, более снисходительному духовнику. Таковые забывают, что они таким действием обманывают не духовника, а Самого Спасителя и Бога, и чрез то уничижают Таинство святого Покаяния и становятся недостойными и святого Причащения.
10) Вообще: неприлично, без крайней нужды и причины, по одной только прихоти, менять духовников, как это делают иные, ища такого духовного отца, который бы поменьше спрашивал, нестрого обличал и почаще разрешал принимать святые Тайны, даже и тому, кто сам чувствует, что их недостоин. Разве мы только духовнику одному исповедуем свои грехи, а не вместе с ним и Самому Христу Спасителю, Который для истинно кающихся одинаково милостив, а для нераскаянных и упорных во грехе одинаково грозен? Кого мы тут обманываем таким-то лукавством, кроме самих себя? Впрочем, никому не запрещается, по уважительным причинам, избрать себе духовного отца из каких угодно пастырей церкви, потому что власть священства у всех их одинакова.

Желающие достойно совершить святую исповедь и после приступить к святому Причащению должны, по уставу православной Церкви, соблюдать следующее:
а) В то время, какое мы избрали для говения, нужно не только соблюдать пост, но и усилить молитву, а кому доступно то, и дела милосердия.
б) Во время говения в пост, особенно в Великий, нужно пищу употреблять только растительную, и притом самую простую, неизысканную, и в малом количестве.
в) Надо воздерживаться от пищи и питья перед причастием после полуночи (после 12 часов ночи). Но тот тяжко согрешит, кто по непростительной дерзости и после полуночи, до обедни, в день святого Причащения, себе дозволит хоть что-нибудь выпить или закусить. Таковые не должны причащаться в этот день, а отложить Причащение до другого дня; им снова следует прийти к духовному отцу на исповедь и объявить ему этот грех невоздержания. Пред причастием, кроме тяжко больных, не позволяется никому даже и просфору кушать, или пить святую воду. Даже и младенцев нужно приучать к тому, чтоб причащались натощак.
г) Идя на исповедь, тем более ко святому Причащению, непременно нужно примириться, если нельзя лично, то заочно, с теми, с кем были ссоры или неприятности, - и непременно попросить у всех прощения, без чего и Сам Господь нас не простит. Он не любит злых и их молитв, даров и даже покаяния не принимает (Мф., 6, 14-15).
д) Для того, чтобы точнее и подробнее припомнить и исчислить свои тяжкие грехи, в которых мы еще не каялись, или которые после покаяния снова повторяли, нужно их заранее обдумать по порядку, например, десяти заповедей закона Божия. А лучше их написать для памяти на бумагу, конечно, тайно от всех; и прочитать духовному отцу, который вместе с прощением грехов уничтожит и эту нашу рукопись греховную.
е) Кающиеся приносят с собой незажженную (как бы потухшую) свечу, в знак того, что у них, как некогда у дев нерадивых, светильник веры остался без елея, т.е. без добрых дел. Впрочем, можно являться и без свечки, равно - как и без всякой лепты за исповедь, которая, как таинство, должна быть совершаема безвозмездно. И если люди добрые делают приношения своему духовному отцу за его труды, то это зависит от их доброй воли.
ж) Придя на исповедь, не спеша и не толкая других, первое что нужно - правильно перекреститься. Затем нужно до земли поклониться пред аналоем, где крест и Евангелие; стать чинно, со смирением, и слушать внимательно все, о чем спрашивает духовник или, что еще лучше, исповедать ему все свои грехи, в которых упрекает наша совесть. Почти на каждый его вопрос о грехах, приходится отвечать одно: “грешен или грешна”! Исповедь не любит пустословия; не нужно повторять в ней те грехи, в которых мы давно покаялись, и от которых, по милости Божией, мы уже исправились. Сначала пастыри, обыкновенно, спрашивают только общие грехи, руководствуясь или десятью заповедями евангельскими, или девятью церковными, или по порядку наших обязанностей к Богу, ближним и к самим себе, а потом предлагают вопросы об особенно тяжких грехах. Здесь ты и покажи свою добрую исповедь, во всем признайся откровенно, и по чистой совести, как дело было; но в словах коротких, ясных, безо всякого пустословия, или извинения; и непременно, после откровенной исповеди, дай святое обещание всячески отстать от смертных грехов. А главное: никто, никогда и ни в чем не спорь с духовником! Это - великая дерзость, за которую иной духовник может и удалить такого вопросника от самой исповеди, за его лукавое, гордое покаяние. Какого греха не творил, в том и каяться не нужно. Зачем лгать самому на себя? Просто скажи: “Нет, Бог миловал меня от этого!” Не пускайтесь никогда в мелочи и подробности, если об них не спрашивают. И не скорби, что он тебя не подробно исповедовал. Тайна твоего прощения над тобой совершилась в общем разрешении, какое он даст тебе от имени Христа и во имя Святой Троицы.
з) Но гораздо лучше, если ты чрез размышление о своих грехах во дни говения, чрез оплакивание их и сокрушение сердца, чрез чтение духовно-назидательных статей и книжек об исповеди и самоиспытании готовящихся ко святому Таинству Покаяния, лучше получишь навык сам, без подробных вопросов духовника, исповедовать свои грехи, которые, особенно тяжелые, как камень, лежат на твоем сердце. Помни, что духовник не может знать, что таится в глубине твоей души; сам спеши открыть ее отцу духовному и обнажи все греховные язвы твоей души.
и) Исповедуя грехи свои, непременно нужно дать обещание не делать их впредь и жить после исповеди благочестиво. Нужно твердо запомнить, что после каждой исповеди христианин должен нравственно улучшаться.
к) После исповедания тобою того или другого особенно тяжкого греха, духовник, как пастырь церкви, поставленный на дело своего служения Самим Иисусом Христом, сделает тебе наставление и укажет тебе врачебные средства от грехов: слушай его слова со вниманием и старайся все, что он скажет, исполнять. Только тогда ты будешь послушным сыном святой матери своей Церкви, которая приведет тебя к вечному блаженству за гробом.
л) После исповеди пастырь даст тебе общее наставление с убеждением отстать от прежних грехов и к новым не приставать, - и всячески стараться, призвав помощь Божию, жить свято, как прилично истинному христианину. Дай твердое намерение следовать его душеспасительным советам, которые вполне согласны с волею Божией. Се здрав еси: ктому не согрешай. (Иоан., 5, 14).
м) Потом ты должен стать на колени, преклонить главу свою, приложить в знак смирения руки к груди и молиться Господу прилежно о прощении грехов и помощи начать новую лучшую жизнь. Не восставая от земли, читай сам следующее прошение: “Прости мя, отче святый, и благослови: согреших душою и телом, словом, делом и помышлением, и всеми моими чувствы, душевными и телесными”.
н) После сего духовник читает разрешительную молитву, налагая на голову кающегося епатрахиль: “Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо, вся согрешения твоя...” В конце разрешительной молитвы духовник крестообразно знаменует десницею кающегося.
о) После исповеди приложись ко святым иконам Спасителя, Божией Матери и Святых Угодников Божиих.
п) Если угодно, подай записки о здравии своих родных и за упокой твоих православных сродников, свечу поставь, лепту вложи на пользу храма, подай нищим. Но это - дело твоей доброй воли.

 
TimonaДата: Четверг, 18.03.2010, 17:59 | Сообщение # 2
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Клир)
Больные могут исповедоваться и святых Христовых Тайн приобщаться не только через шесть недель, как это принято иными, по какому-то произвольному правилу, но и каждую неделю, тяжко больные даже каждый день.

Верно - по произвольному правилу. Как готов - так и причащайся, болен или нет - не важно, да и все больны грехом.
Quote (Клир)
всего лучше, натощак

По обстоятельствам значит относится к больным и детям. Читала у одной монахини была болезнь какая-то, что утром надо было обязательно поесть, хоть чуть-чуть, а службы долгие - ей священноначалие разрешило причащаться так.
И детишек - надо смотреть, как ведут себя, если голодные, да как чувствуют. Младенчиков - кормят, насколько знаю, грудью - это не воспрещается.Просто лучше, наверно, не сразу перед Причастием, а часа за 3.
Quote (Клир)
прочитать духовному отцу, который вместе с прощением грехов уничтожит и эту нашу рукопись греховную.

Если не порвали вашу хартию - ничего страшного. Сами порвите и сожгите. Главно, что грех отпущен.
Quote (Клир)
Кающиеся приносят с собой незажженную (как бы потухшую) свечу

Сейчас уже такой практики практически нет.
Quote (Клир)
Потом ты должен стать на колени

В праздники и воскресные дни не становятся на колени, разве только что уж очень серьезно.
Quote (Клир)
Не восставая от земли, читай сам следующее прошение: “Прости мя, отче святый, и благослови: согреших душою и телом, словом, делом и помышлением, и всеми моими чувствы, душевными и телесными”.

Это мысленно можно или даже своими словами - чтоб душ сокрушения был.
Quote (Клир)
Если угодно, подай записки о здравии своих родных и за упокой

Это лучше до службы, чтоб частичку успели вынуть.А если вечером подаете, то все равно когда.
 
LenosДата: Понедельник, 05.04.2010, 22:23 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Клир)
После исповеди пастырь даст тебе общее наставление с убеждением отстать от прежних грехов

Не требуйте только этого от батюшек. Это не обязательное правило. Надо - скажет, нет - нет. Народа сейчас в церквах много, особенно на праздники, поэтому лучше со смирением подходите. Побеседовать можете всегда договориться. И Бог видит все. Бывает, и много народа, а если важно - все равно даст батюшке, что сказать для спасения души.
 
ДеньДата: Среда, 07.04.2010, 13:28 | Сообщение # 4
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
Еще одно правило. Кто причащается на Пасхальной седмице, да не постится. Хотя можно воздержаться на день или пол дня от мяса. Вот и все. Вместо 3 канонов читается один Пасхальный канон. Затем сразу канон ко Причащению. Достойно есть и прочее окончание не читается, а читаются пасхальные тропари на Славу:и ныне: Кто не знает, можно просто: Христос воскресе (3) Далее: Господи помилуй (40) и дальше обычные молитвы, которые обычно читаются с утра "Хотя ясти, человече, Тело Владычне..."

Вместо утренних и вечерних молитв - Часы святой Пасхи.

Какие поправки есть? Подскажите.

Спрашивают часто, а можно ли причаститься на Светлой седмице? Для тех, кто не постился постом, а хочет просто легкого пути - наверно, лучше не дерзать, разве только что страшное случилось, или день Ангела. А тем, кто не нарушал пост, какая разница? Они воздержанием уже пришли ко Христу. Ведь Христос сказал: "Могут ли поститься, когда с ними Жених?" На Пасху небо открыто. Господь с нами! Христос воскресе! Тем паче в этом году Благовещение попало на светлую седмицу. А, вообще, многие причащаются в пятницу на "Живоносный источник". Главное, со страхом Божиим и верой.

А уже со следующей недели - обычное правило ко Причащению. Только до Вознесения вместо Царю Небесный - Христос воскресе (3), а вместо "Достойно есть" - "Ангел вопияше". А от Вознесения до Троицы, начало молитв от "Святый Боже".

Сообщение отредактировал День - Среда, 07.04.2010, 15:14
 
461119Дата: Понедельник, 12.04.2010, 18:44 | Сообщение # 5
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Кто все же хочет побольше помолиться, то Иисусова молитва есть. Акафисты и каноны на пасхальной седмицы обычно не читаются,но можно Акафист Пасхе, Акафист Воскресению и пасхальный канон. Хотя нет ничего грешного, если очень почитаете какого святого и прочтете ему акафист. Ведь и в Великий пост акафисты не читаются, а в Иверской часовне на Красной площади положено читать круглый год, веря в заступничество Царицы небесной и выражая Ей этим глубокое почтение.

О подготовке к Причастию

Значение Евхаристического канона

Добавлено (12.04.2010, 18:44)
---------------------------------------------
Ответы владыки Викентия о Причащении: http://u.to/LFsR

Прикрепления: 3158355.jpg (180.0 Kb)
 
Форум » Догматы » Церковные правила » Причастие
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа