Познание основ православной веры

Четверг, 28.03.2024, 18:43

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | По благословению - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Добродетели » Послушание » По благословению
По благословению
461119Дата: Среда, 09.06.2010, 21:34 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Благословение духовника

Советы Оптинских Старцев Христианам , живущим в миру

 
ДеньДата: Четверг, 10.06.2010, 13:23 | Сообщение # 2
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
Одна монахиня говорит мне (матушке Сепфоре): «Матушка, они меня посылают туда-то, а я боюсь не исполню это дело, не закончу его». Я ей: «Ни твоё теперь дело». Она: «А как ни моё? Я вот не успела, упустила». «Нет, ты не упустила. Это послушание твое. Послали тебя в другое место, а это оставляй. Не говори, что у тебя тут дело». Она говорит: «Теперь я поняла, что такое послушание. Послали – иди. А то меня дергают туда-сюда, я вся истосковалась. Всё думаю – и то не закончила, и то. Переживала всё, а теперь поняла». Так и у вас. Послушание исполняй. Другой скажет: «Ты почему это тут сидишь, не доделал это дело?» А ты ему: «А я на послушании». Другое теперь дело делаешь. Вот вы поддерживайте друг друга. Советуйтесь.
 
DayДата: Воскресенье, 05.12.2010, 21:17 | Сообщение # 3
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 231
Репутация: 0
Статус: Offline
Архимандрит Кирилл (Павлов).
О СИЛЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ БОЖИЯ.

"И сказал Симону Иисус: не бойся;
отныне будешь ловить человеков"
(Лк. 5:10)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братия и сестры, ныне читанное Евангелие повествует нам о том, как апостолы Христовы Петр, Иаков и Иоанн, занимавшиеся рыболовством, однажды в продолжение целой ночи не поймали ничего, но когда закинули сеть по благословению Спасителя, то поймали такое множество рыб, что наполнили ею обе лодки, которые от тяжести даже стали погружаться в воду.
Дорогие во Христе братия и сестры! То, что сообщило сегодня Евангелие о бывшем с Апостолами, - не то же ли самое часто бывает и с нами? Нередко многие из нас трудятся и усердно, и долго, однако успеха в своем деле не имеют. В настоящее время часто приходится слышать, что неудачи в жизни постигают нас шаг за шагом, что труды наши не венчаются желанным успехом. Отчего неудачи житейские и разные беды постигают нас? Отчего труды наши остаются безуспешными? Оттого, что мы забываем Бога, мало надеемся на Него, редко обращаемся к Нему с усердным прошением благословить наши предприятия и труды. Все мы думаем устроить свою жизнь и достигнуть успеха в житейских делах собственным умом и разумением, собственными силами и способностями, без Господа Бога и Его благословения, а потому и постигают нас всякие неудачи и бедствия. Мы желаем успеха, но не имеем, потому что не просим. Святой апостол Иаков говорит: "Желаете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" (Иак. 4:2-3).
Если мы хотим, чтобы нас не постигали неудачи и труд наш был успешным, постараемся богобоязненной жизнью и усердными молитвами ко Господу привлечь Его благословение на труды свои и начинания. "Без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:5),- говорит Спаситель во Святом Евангелии. "Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж" (Пс. 126:1),- говорит святой пророк и псалмопевец Давид.
Кто начинает дело с благословения Божия, тот, конечно, на свои силы не надеется, но ищет покровительства высшего, потому и самого себя, и свое дело предает во власть Божию, что и служит верным залогом его успеха. Что может служить препятствием и остановкой для начатого с благословения Божия? Все враждебное перед силою благословения Божия рассеется, как прах, возметаемый ветром, или как дым перед лицом огня. И напротив: как сомнителен бывает успех в деле, если оно остается только в одних наших руках, без высшего охранения и направления! Сколько бывает случайностей, могущих остановить или испортить наше дело, случайностей, которых предотвратить мы не в силах! Сколько происходит ошибок от собственной нашей недальновидности, сколько препятствий и затруднений встречается от людей и от других причин, от нас не зависящих! Поэтому, естественно, необходимо бывает искать благословения Божия, помощи и покровительства свыше.
Вот и Апостолы Христовы, как мы слышали из прочитанного ныне Евангелия, всю ночь трудились над ловлей рыбы. И, несмотря на утомительный труд и благоприятное для ловли время, они ничего не поймали и с горьким сожалением сказали Спасителю: "Наставник, целую ночь трудились мы и ничего не поймали" (см.: Лк. 5:5). Когда же по слову Господа они закинули сети, то поймали такое множество рыбы, что сети у них прорывались. Вот, дорогие братия и сестры, как много значит благословение Господне! Без него же все наши труды пропадают даром. А поэтому благоразумно поступает тот, кто при начале всякого дела призывает Господа на помощь. Немного усилий требуется, чтобы, принимаясь за какой-нибудь труд или занятие, оградить себя крестным знамением, сказать: "Господи благослови!" или, если есть поблизости батюшка, взять у него благословение, а от этого весьма много зависит успех дел наших. Наверное, каждый из нас по опыту испытал на себе силу Божия благословения.
Но вот еще один момент из прочитанного ныне Евангелия обращает на себя наше внимание. Апостолы Христовы, несмотря на то что всю ночь протрудились и ничего не поймали, тем не менее от безуспешной работы не пали духом, не предались унынию, но с терпением продолжали приготовление к рыболовству и на следующую ночь, и Господь, видя такое терпение, благословил их великим успехом. Так должны и мы поступать, когда нас постигают неудачи и невзгоды: с терпением и надеждою на милосердие Божие продолжать свои труды и занятия. Тогда и Господь, видя наше терпение и покорность Его воле, благословит наши старания и неожиданно увенчает нас успехом.
Апостолы, когда поймали множество рыбы, то не прилепились сердцем к этому благу вещественному, а, напротив, оставив сети, пошли за Господом. Так нужно и нам поступать: когда Господь посылает земные блага, не прилепляться к ним, а искать прежде всего блага духовные, "ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша" (1 Кор. 2:9), чтобы всегда идти за Господом.
Таким образом, дорогие братия и сестры, чтобы были успешными наши дела, мы всегда должны просить Божия благословения и никакого дела не начинать без молитвы; при неудачах же не будем предаваться малодушию и унынию, но с терпением станем уповать на милость Божию, продолжая свои труды и занятия. И Господь, взирая на нашу покорность Его воле, увенчает наши усилия желанным успехом. Получая же от Господа довольство в телесных благах, не станем к ним привязываться, а, напротив, будем всегда помнить заповедь Божию: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6:33), - и будете сынами Царствия. Аминь.

http://blagoslovenie.su

 
NoliuДата: Воскресенье, 02.01.2011, 22:42 | Сообщение # 4
Блаженны нищие духом
Группа: Проверенные
Сообщений: 108
Репутация: 0
Статус: Offline
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Дать возможность действовать Богу

Первое, о чем следует сказать, отвечая на вопрос, зачем нужен духовник,- христианству невозможно научить теоретически. Настоящее христианское отношение к жизни передается от человека к человеку с апостольских времен. А сами апостолы были со Христом, они восприняли во всей полноте евангельские истины благодаря тому, что Он учил их не только словом, но и самой Своей жизнью. Научение, наставление личным примером стало основой монашества, которое в свою очередь можно назвать фундаментом Церкви, но оно очень характерно и для христианства в целом.

Каждый из тех, кто желает прийти к Богу, в идеале должен встретить человека, уже идущего по тому же пути, и в своей жизни руководствоваться его примером. Есть такое древнее церковнославянское выражение: «другдругоприимательно». Оно очень точно выражает суть такого сов местного движения. И когда мы встречаем в жизни человека, который может подать нам пример, совершенно естественно, что мы обращаемся к нему с вопросами о нашей духовной жизни.

Дело в том, что, несмотря на многообразие людских характеров, у путей, которыми люди приходят к Богу, есть некие общие закономерности. Апостол сказал о Христе: «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). Так и человек, который столкнулся с внутренними трудностями и преодолел их, может помочь другому человеку. И поэтому мы обращаемся к тому, в ком видим духовную опытность, со своими недоуменными вопросами.

В России священнику на приходе всегда вменялось в обязанность (так происходит и сегодня) руководить духовной жизнью своих пасомых. Не только совершать богослужения, церковные Таинства или служить требы, но и исповедовать, советовать, наставлять, отвечать на вопросы. Именно поэтому церковные каноны говорят о том, что рукоположение во пресвитера возможно не ранее 30 лет. Это тот возраст, когда человек становится по-настоящему взрослым, приобретает какой-то, пусть не очень большой, но уже собственный жизненный опыт. К сожалению, сегодня у нас огромная нужда в духовенстве, и мы не можем жестко руководствоваться этим правилом: рукополагаем тех, кто гораздо моложе. Но тем не менее, если человек, готовясь к священническому служению, сам учится жить по-христиански, он может помочь и тем людям, которые только приходят в Церковь.

Немного отступая от темы, скажу, что когда будущие священники спрашивают меня: «Как научиться исповедовать людей?»,- я им отвечаю: «В теории - никак. Есть только один путь - самому постоянно исповедоваться у духовно опытного человека». Вообще, очень многому в Церкви невозможно научиться иначе, чем живя церковной жизнью. Есть много учебников по пастырскому богословию, но то, что в них написано, будет лишь мертвым грузом для того, кто сам полноценной церковной жизнью не жил.

* * *

Духовник - это прежде всего священник, которому мы доверяем. Но на чем должно основываться это доверие? Его слова не должны расходиться с его делами. Так это или нет, в большинстве случаев можно убедиться в течение достаточно короткого времени. Но первое и главное основание - слова и дела этого священника не должны расходиться с Евангелием.

Если в Евангелии написано одно, а тот священнослужитель, к которому мы пришли, учит другому, совершенно противоположному, пусть даже под видом благочестия, то слушать его не нужно. К примеру, если в Евангелии сказано: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6; Мк. 10, 9),- а кто-то из «духовников» говорит мужу и жене: «Вам нужно развестись и постричься в монахи»,- он противоречит Евангелию. Каким бы подвижником ни был он сам, в своем отношении к семейной жизни он противоречит Евангелию, и слушать его ни в коем случае нельзя.

Мы должны помнить, что многие еретики были выдающимися личностями. История донесла до нас то, что Арий, александрийский пресвитер, основоположник одной их самых страшных по своим последствиям ересей в истории христианской Церкви, в личной жизни был подвижником. Многие его почитали за аскетизм и строгость, которые так привлекают людей. Но при этом его учение резко противоречило Священному Писанию. Поэтому те, кто увлекся его проповедью (а на какое-то время большая часть Церкви увлеклась тем, что он говорил), стали еретиками. Поэтому соответствие всех слов и действий священника духу Евангелия - главное, на что стоит обратить внимание тому, кто ищет духовника.

* * *

Для современного человека, живущего в миру, достаточна регулярная подробная исповедь своему духовнику - приходскому священнику или монастырскому, насельнику того монастыря, куда этот человек имеет возможность приезжать постоянно. Для того чтобы духовник мог дать исповедующемуся какой-то совет, направить его, нужно, чтобы он достаточно долгое время знал этого человека, обстоятельства его жизни.

Мирянину невозможно и не нужно пытаться воспроизводить в своих отношениях с духовником те образцы, которые даны нам в древних патериках. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что в его время настоящие, духоносные наставники оскудели. Их очень немного, больше актеров, которые надевают на себя личину древних подвижников. Тем более эти слова актуальны для нашего времени.

Не надо искать беспрекословного, мироотречного послушания, которое мы видим в древних повествованиях, например, в рассказе о том послушнике, который, по слову своего старца, пошел сажать рассаду корнями вверх… Современные люди в подавляющем большинстве своем, к сожалению, уже не могут воспринимать эту историю так, как монахи древности, видеть тот смысл, который в ней заложен изначально. Они живут совсем другой жизнью, и потому поиски какого-то абсолютного, целожизненного водительства со стороны духовника совершенно не оправданны. И даже если люди думают, что они такое руководство нашли, они, чаще всего, обманывают сами себя.

Не надо ждать от священника, духовника прозорливости, способности предсказывать будущее, предугадывать. Очень часто, будучи обременены мирскими, нецерковными предрассудками, даже вроде бы искренне верующие люди приходят к священнику как… к гадалке высшей категории. Даже зная о том, что хрис тианство крайне отрицательно относится к любым попыткам заглянуть в будущее, по немощи своей они желают получить сиюминутную «гарантированную» помощь, узнать свою судьбу. Думают: гадалка может обмануть, а вот старец, уж «он точно скажет». И с такими чувствами, может быть, даже их не осознавая, обращаются к священнослужителям, ищут «разрекламированных» старцев, подлинных или мнимых.

Такие ожидания предсказаний, поиски чудес не просто мешают вести нормальную духовную жизнь, но часто становятся ее полной подменой. Человек думает, что обретает истину, а на самом деле находится в прелести, в самообольщении. Хорошо, если его духовник - человек здравый и сможет распознать это состояние, направить на истинный путь…

Поэтому, повторю, для верующего человека очень важна регулярная исповедь духовнику, который знает его самого, имеет возможность достаточно долгое время наблюдать за его внутренней жизнью и жизненными обстоятельствами, который может дать ему совет - не повеление, не распоряжение, а именно совет. И человек, если он доверяет духовнику, конечно, с верою должен этот совет исполнить.

Послушание совершается в свободе. В случае необходимости священник, духовник что-то советует тому, кто у него исповедуется,- именно советует, а не приказывает. И если человек исполняет этот совет, он делает это свободно, по доброй воле, соглашается с тем, что ему говорится. Даже если он на данный момент не вполне представляет себе или не понимает то, что он будет делать, все равно он свободно принимает решение, послушаться ему или нет. И он, конечно, волен принять слова духовника или их отвергнуть.

Добавлено (02.01.2011, 22:42)
---------------------------------------------
Инокиня Наталия (Аксаментова). Не власть, а бережность и деликатность

Меня попросили как-то посоветовать одному молодому человеку, к кому из духовников ему обратиться - что-то неладное, противоречивое творилось в его душе. Просившие знали меня, были доверительно расположены и, само собой, рассчитывали на то, что наши «вкусы» совпадут и здесь, что я смогу познакомить их с таким священником, который вполне удовлетворит человеческий и духовный поиск их сына. Поначалу я, было, внутренне отозвалась: уж больно хотелось помочь. И в какой-то момент даже вспомнила об одном московском священнике, который, казалось, соответствовал запросам людей такого плана - высокообразованный, интеллектуал, сам выходец из культурной творческой среды.

Но затем я все-таки отказалась от каких бы то ни было рекомендаций: откуда я могла знать, в какой именно духовной помощи нуждался тот молодой человек? И, быть может, ему, «бомондному» юноше, принадлежащему к именитой кинематографической династии, получившему за граничное образование, для того, чтобы запела душа его, требовался какой-нибудь совершенно простой, «обыкновенный», полуграмотный деревенский батюшка, могущий найти для него нехитрые, но единственно нужные слова.

* * *

Ныне весьма многие ищут духовного руководства, ориентируясь при этом на собственное понимание того, каким оно должно быть. Многие кидаются исключительно на поиски «прозорливых старцев», «блаженных» и просто именитых духовников. И это можно понять, когда люди попадают в чрезвычайно трудные, почти неразрешимые ситуации и верится им, что помощь должна исходить от того, кто являет, по их мнению, ярчайший пример богоизбранности. Однако отчаяние толкает их порой в «дружеские» объятья старцев и стариц-самозванцев, слепотствующих вождей, самопровозглашенных провидцев. Иные же, если и не ищут «великих», то, изголодавшись по адекватному человеческому общению, по внимательным благорасположенным глазам, по сердечному, неповерхностному отклику на свою житейскую тугу, тем самым как бы низводят Таинство на бытовой уровень, лишая его принадлежащего ему духовного содержания.

А ведь должна произойти Встреча - должно совершиться Таинство Созвучия. Таинство неподдельное, ненадуманное, обусловленное сугубой необходимостью во вмешательстве Божием. За этим - непреложно - мы становимся свидетелями Божественного Отклика.

* * *

Видимо, все и начинается с глубокой внутренней неудовлетворенности: собой, жизнью - это подвигает нас искать Божественного вмешательства, помощи свыше. Если позволите, в некотором смысле это и есть первое духовное руководство. Со мной нечто подобное происходило лет в 13-14. Неудовлетворенность была горькой, тупиковой. Именно тогда произошло и первое в жизни соприкосновение со священным, неотмирным: нашла (где-то на библиотечных полках) житие преподобного Кирилла Белозерского. Помните место, где преподобный сидит у печи, смотрит на пылающие поленья и обращается к себе: «Смотри, Кирилл, так и ты будешь гореть…». Я подумала тогда: «Вот настоящая жизнь - иметь такой помысл!». И расплакалась. От счастья. Я поняла, что совсем иная, полноценная жизнь есть, и она зависит от качества мыслей в голове. Это было понято как-то кожей, обонянием, сердцем. Я не была тогда даже крещена, но случившееся переживание - мой первый религиозный опыт. И это и было тем Бо жест венным вмешательством в человеческую жизнь, которого мы все, по сути, только и чаем, но не всегда распознаем.

Зачастую мы форсируем события, тогда как иные ситуации требуют и долгих лет ожиданий. В моей судьбе явилось благом даже то, что выросла я не в религиозной семье, и мне ничего не было навязано родными, ибо я из той категории людей, которые органически не принимают никакого насильственного вторжения в личный духовный план - то, что сейчас в среде верующих зачастую происходит. Через шесть лет (после «знакомства» с преподобным) я уже была в монастыре - за несколько тысяч километров от дома, а еще через два года (не раньше и не позже) Богу угодно было даровать мне духовника.

* * *

…То, как принимал богомольцев архимандрит Кирилл (Павлов), какой пример духовничества он являл, требует, конечно, отдельного повествования. В свое время люди - и духовенство, и миряне, и монашествующие, окормлявшиеся у него, думаю, еще не раз и скажут об этом, и напишут теплые благодарные слова.

Наплыв посетителей к нему на тот период, когда он, будучи еще в силах, принимал у нас в Переделкине, был каждодневным. Народ ехал издалека, ехал и ради исповеди, и за добрым советом. Всякий его «приемный день» неотменно начинался с чтения молитв последования исповеди, и как-то я, жалея изможденного до предела батюшку, спросила его: нельзя ли временами исповедей для всех не проводить, ведь многие ищут исключительно беседы? «Понимаю,- кротко ответил батюшка,- но в таком случае люди увлекутся праздными бесполезными разговорами, а проводя общую исповедь, я все-таки направляю их стремление к главному - к покаянию, к очищению сердца». Собственно эта короткая фраза, помимо того, что указывает на основные принципы духовного руководства, отнюдь не как доминирующего рычага влияния на судьбы людей, характеризует еще и самого отца Кирилла как поразительно скромного, смиренного человека. Он всегда испытывал (по крайней мере, мне так казалось) некоторую неловкость, когда его откровенно провозглашали старцем или ожидали от него судьбоносных радикальных решений.

Отсюда и неизменные общие исповеди, как желание еще и не выделяться, не быть более чем рядовым, могущим вязать и решить иереем, то есть - быть обыкновенным. Чего, кстати, не скажешь о многих молодых духовниках и новоявленных «старцах» и «старицах», упомянутых выше, которые, не имея ни опыта, ни элементарной скромности, дерзают грубо вторгаться в человеческую жизнь, круша и ломая все на своем пути и ожидая к своей персоне исключительных знаков почтения.

«Что я могу? - часто говаривал отец Кирилл.- Я только выслушать человека и могу. Больше никакого толку от меня нет». Соответственно - деликатным и бережным по отношению к другой душе было и его духовничество. Его совет вытекал настолько естественно и органично из повествования самого вопрошавшего, что складывалось ощущение, будто сама жизненная ситуация подводила к такому пути решения. Многие, я знаю, огорчались и недоумевали: и что это батюшка ничего «такого» не говорит, ничего не прорекает, не назначает тяжелых, внушительных епитимий?

За последние 10-15 лет, что я имела счастье наблюдать этого смиренного духовника, и «на людях», и в часы уединенные я ни разу не слышала от него ни одного пренебрежительного слова в чей-либо адрес, равно как и ни разу не слышала покровительственно-собственнического: «мои чада», «я благословляю!».

Отец Кирилл и был, и остается прежде всего хорошим, добросовестным монахом со свойственной каждому такому монаху заниженной самооценкой - стражем, соблюдающим инока для преуспевания. Я умышленно не позволяю себе высокопарных эпитетов, зная, как они бы не приглянулись батюшке.

И сейчас, когда он прикован к постели и практически не в силах поддерживать нас словом, я снова и снова прихожу к убеждению, что сила духовника, служащего Богу и людям в «преподобии и правде»,- не в словах вовсе. Это та высокая мера, когда на человека достаточно смотреть. И либо нам все станет понятно и без слов, либо мы так и будем бесконечно спрашивать и переспрашивать.

* * *

Есть одна крайне негативная тенденция у нас, стремящихся строить свою жизнь и свои отношения с Богом, так сказать, - «по благословению».

Это нежелание (быть может, неосознанное) или неспособность самостоятельно нести ответственность за свои поступки. Ответственность перед своей совестью.

Отсюда, думается, и все «ловушки», гарантирующие нам «застой». То мы бесстыдно перекладываем ответственность за свое невежество на плечи духовника. То бессмысленно подменяем драгоценный багаж личного религиозного опыта «чужими содержаниями», именуя такие подмены послушанием либо преданностью…
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/Duchovnik/6.html

 
LikДата: Четверг, 17.02.2011, 21:18 | Сообщение # 5
Несть человека,иже не согрешит
Группа: Модераторы
Сообщений: 83
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Day)
Кто начинает дело с благословения Божия, тот, конечно, на свои силы не надеется

Еще нужно для этого понять смысл благословения. Я могу благословиться, а на себя все равно больше надеяться, чем на Бога. Вернее, в мыслях понимаешь , что все в Его руках, и надеешься, но когда начинаешь что-то делать конкретно - все забывается. Мне кажется потому, что к благословению относилась как к чему-то предначинательному, мало распространяющемуся вперед. Благословение - это покров до конца, и до конца нужно помнить о Боге.
 
KirenaДата: Пятница, 11.03.2011, 19:27 | Сообщение # 6
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Старец Эмилиан (Вафидис) о роли старца в монашеской жизни.
http://m-kleopas.livejournal.com/11801.html
""Итак, монастырь является неким образом самой Церкви, это вся Церковь, это есть собрание самой Церкви. Вследствие этого, старец, игумен, является образом Бога, стоит на месте Христа и все остальные, живые и усопшие, представляют собой собрание святых. Т.е. монастырь является неким таинством.

Старец же является зримым элементом таинства, который прячет невидимый его элемент, Бога, и всё что существует в Церкви и незримо, но подразумеваемо. Так что раз уж если жизнь старца настолько таинственна и важна, понимаете ли, то он является и руководителем, творцом сих людей, которые должны будут влиться в жизнь Церкви, в жизнь Христа.

Итак, задача старца состоит не в том, чтобы заботиться о пище и о повседневных нуждах братства или о чём-либо материальном, но прежде всего он есть тот, кто вводит души в таинства до тех пор, пока не приведёт их к совершенству мистического соединения с Богом.

Потому что, как Вы понимаете, монастырь является неким образом жизни, общиной истинной, общиной Рая, общиной Царствия Небесного, обществом всех святых, в котором каждый верный, а в данном случае – монах, имеет все права на Христа.

Но и Христос имеет все права на каждую душу — дабы, шаг за шагом, подъять монаха, восставить его, дать ему благодать (потому что всё в мистической жизни совершает благодать). Чтобы Христос стал бы для него не просто Чаемым, но и Призываемым им. Чтобы он, монах, научился обращаться к нему как к Учителю, как к Господу. Чтобы он имел с Ним те же близость и дружбу, какие имел круг апостолов. И чтобы, в конечном итоге, через весь его повседневный труд и через снисхождение с небес Пресвятой Троицы на монастырь было достигнуто следующее - ощущение Бога как Бога Живого, как сосуществующего, который идёт вместе с ним [монахом], стоит вместе с ним, вместе смотрит, вместе с учениками, монахами, ложится спать, встаёт, прогуливается - чтобы была достигнута полнота общения человека с Богом.

И, таким образом, старец в действительности есть тот, кто руками своими поставляет ученика, монаха, пред Господом. Он тот, кто снизводит Христа и соединяет разделённое, соединяет небесное и земное, и делает так, что они становятся истинным единством.

Такова есть настоящая цель и таково есть то ощущение старца, которые имеют монахи. Поэтому и существуют послушание, повиновение, которые Вы видите, существует та самая любовь, та самая самоотдача, то самое доверие, которое проявляется не к человеку, но именно к самому Христу. Они, монахи, имеют полное понимание тайны и таинства, которое совершается между ними, потому что старец есть не просто тот, кто живёт каждый день рядом с ними в монастыре, но он является тем, кто выходит из реки православного Предания, кто проистекает из потока Пресвятого Духа. Насколько бы он ни был человеком, упраздняется чувство его человечности в монастыре. Он живёт, конечно же, по-настоящему, он полноценный, живой человек! Но одновременно он есть тот, кто приобщается Богу. И, вследствие этого, он не живёт уже жизнью нынешнего мира, а хоть и ходит по земле, неким образом умом касается неба, живёт небом, живёт Богом."

Добавлено (11.03.2011, 19:27)
---------------------------------------------
"Вы пишите, что Вас смущает то, что «архим. Дионисий имеет хорошее образование, ездит по всему миру и неоднократно бывал в США».

Конечно, мы и сами виноваты в Вашем смущении, потому что опубликовали на скорую руку биографию старца, которая является биографией чисто внешней, ничего не рассказывающей о духовном пути старца, что подчас и нельзя делать.

Но всё же, кроме того, что посещение или не посещение США вообще-то святыми отцами никогда не считалось признаком отсутствия или наличия духовной жизни, нужно сказать, что старец никогда никуда не ездил сам, только по благословению Церкви, его старца и иногда по просьбе духовных чад.

Прежде всего, необходимо понимание самой сердцевины, самой сути монашества и старчества.

В монахе ценно только смирение, искреннее стремление к послушанию и к умному деланию. Всё остальное — образование, внешние личные дарования, обстоятельства внешней жизни, в которые монаха ставит Бог — не играет никакой роли. Делание истинного монаха есть — затвориться в пещере своего сердца и там день и ночь предстоять пред Богом в покаянии, непрестанно зрить Бога. А Бог уже делает с ним то, что хочет и ставит его на то место в своём войске, которое Он желает. И будет ли это послушание старца и духовника тысяч или коровник, пещера афонская или шумный приход в мегаполисе, трон святителя или одр болезни или скамья подсудимых – всё это одинаково ценно пред Богом и монах отвечает только за то, как он исполняет свое послушание, как он использует данные ему таланты. Перед Богом ценны не труды наши, а то отношение, то расположение сердца, с которым мы их совершаем.

Монах не может сказать – «хочу как преп. Амвросий Оптинский сидеть в келлии и чтобы ко мне люди приходили» или – «буду путешествовать как свят. Герман Аляскинский и проповедовать Слово Божие и спасать тысячи» или «затворюсь в пещере как Арсений Великий и остаток дней своих проведу в молчании». Это прелесть. Это искушение справа. По-человечески мы можем чего-то желать, но, повторяя вслед за Спасителем нашим «пронеси чашу сию мимо меня; но не чего я хочу, а чего Ты», мы учимся хотеть того, чего хочет Бог и видеть Его таким, как Он есть, а не таким как хочет Его видеть наше падшее Адамово «Я». И для того чтобы мы могли видеть Его и были увидены Им, мы должны быть там, где Он ждёт именно нас. Мы желаем пустыни и оказываемся на амвоне, мы желаем трона и оказываемся на больничной койке, мы желаем писать и проповедовать и Бог нас затворяет в пещерах или ставит нас с тяпкой на огороде. И на каждом месте, на котором мы находимся, Господь даёт нам благодать и дары, соответственно месту и нашему усердию.

И некоторым из нас Бог даёт благодать старчества. Старец это не администратор, не талантливый организатор и не хороший психолог. Старец, прежде всего это образец послушания, это первый и истинный послушник среди своих послушников, часто, к сожалению, являясь и единственным. Старец это тот, кто, являясь всем для всех, терпеливо и с любовью несёт на себе все тяготы и болезни, немощи, искушения своих чад, отвечая на нелюбовь любовью, на нетерпение и ожесточение терпением, на гнев кротостью, на неверность верностью и прощением, впитывая как губка всякую болезнь сердечную, всякую скорбь, всякую немощь, очищая их любовью и вознося далее к Творцу всех. Старец это тот, кто ежеминутно, ежесекундно распинается и проливает кровь своего сердца за чад своих, уподобляясь в этом Христу Распятому, на что и получает от Него особую благодать, укрепляющую его и помогающую ему в трудах его. И без этой благодати послушание сие нечеловечески трудно и совершенно невыносимо. Не зря святые отцы Церкви говорили, что есть три вещи, на которые не следует дерзать без особой на то благодати Божией: на игуменство, юродство и отшельничество.

И имея сии дары Духа старец, по человеческому желанию, может хотеть затвориться в пещере или уйти в пустыню и беспокоиться только о себе и грехах своих. Но, говоря словами нашего старца, Царь Небесный поручает ему своих сыновей и дочерей, и он отвечает за них перед Царём до смерти, со всяким страхом Божиим, как пастырь добрый полагая жизнь свою за овец своих. Старец как то сказал: «я монах и как монаху мне никто не нужен. Но если люди хотят жить рядом со мной, я должен проливать кровь свою за них»

Когда наш старец, которому тогда было 16 лет, пришёл в 1967 г. в монастырь Великие Метеоры к своему старцу Эмилиану (Вафидису), то он отдался ему в совершеннейшее послушание. Старец Эмилиан направил его для обучения на Богословском факультете Афинского университета, где он и получил, как вы верно подметили «хорошее образование», а по истине просто хорошо исполнил своё послушание.

В 1974 году, через год после переселения братии монастыря Великие Метеоры на Святую Гору в монастырь Симонопетра, также за послушание своему старцу, он был благословлен на служение духовника (в Греческой Церкви не каждый священник имеет право исповеди, а только особо назначенные для того духовники). В это время он был духовником как для братии монастыря Симонопетра, так и для приходящих келлиотов и для насельников некоторых скитов. Впоследствии, в 1977 г., старец Эмилиан поставил его служащим священником, духовником и экономом подворья монастыря Симонопетры в Ормилии, ставшего вскоре самым крупным женским монастырём в православном мире. При этом он, вместе со своим старцем, принимал участие в составлении духовного устава монастыря и в создании его первых чертежей.

Однажды, когда он, по афонскому обыкновению, подошёл на малом повечерии к стоящему в стасидии игумену для того, чтобы взять благословение на Причастие, то старец Эмилиан ему с улыбкой ответил:

— Причастишься в Америке, чадо мое.

Позже он пояснил, что архиепископ Северно- и Южноамериканский Иаков попросил у старца Эмилиана нашего старца для исполнения служения духовника в богословской школе в Бостоне, т.е для исповеди студентов (поскольку в Греческой Церкви не каждый священник имеет право исповеди, то существует практика приглашать на время известных духовников из других епархий, с Афона и т.п.).

И он отправился в США. Когда, вскоре после приезда, его попросили выступить перед студентами богословской школы, то единственными его словами были:

— Я приехал в Америку, чтобы причаститься.

Собравшиеся были в шоке, некоторые сочли такой ответ невежливым.
Понимаете, не для того, чтобы стать старцем всея Америки, не для того, чтобы подобно свят. Герману Аляскинскому приводить ко Христу народы. Для того чтобы причаститься.

Это был 1981 год. С этих пор он становится известен как духовник и за пределами Афона. Его начинают просить у старца Эмилиана для исполнения служения духовника в разных странах, где существует греческая диаспора – от Америки до Иерусалимской Патриархии. И все его перемещения были всегда послушанием Церкви, он был там, где Церковь и его старец хотели его видеть."
http://m-kleopas.livejournal.com/11530.html#cutid1

 
TimonaДата: Воскресенье, 01.05.2011, 20:09 | Сообщение # 7
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
"Как поступить в такой ситуации, когда на трапезе (на приходе) подают во время поста (среда и пятница) рыбу в тарелку каждому; не кушать - проявляю непослушание (обида ближнему), кушать - нарушаю пост, устав церковный, теряю мир в душе...
Советую Вам на трапезе при храме кушать то, что подают благословения священника, а дома держать пост на рыбу по средам и пятницам".
архим. Рафаил К.
 
RosaДата: Воскресенье, 12.06.2011, 22:46 | Сообщение # 8
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
"Можно ли читать "молитву задержания" без благословения духовника?
Александра:

Вопрос: В моем молитвослове есть молитва задержания. Эту молитву читала во время различных жизненных трудностей практически каждый день. Но недавно в другом молитвослове увидела приписку к молитве - она может читаться только по благословению духовника. Действительно ли это так? Является ли грехом ее чтение без благословения, хотя и по незнанию?.

Отвечает священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда

«Щит и меч» православных христиан

Приходит в храм женщина: - Мне надо за сына помолиться. Кому тут свечку поставить? - Богу! - КАКОМУ Богу?!! Иконе какой свечку поставить?!.. А и правда: КАКОМУ Богу, и по какому поводу мы, православные христиане, молимся? Чтобы лучше это узнать, давайте откроем наши молитвословы, например, наиболее популярный из них: «Молитвенный щит православного христианина». Как сказали бы сейчас книгоиздатели, молитвослов этот является бестселлером, то есть, в переводе: «наилучше продаваемой» книгой среди православных. Этот «щит» скован в Воронеже (Издательство НПО «МОДЭК») и выдержал уже несколько переизданий. Благословение «Епископа Задонского Никона», как оказалось, липовое…

Особую популярность этот «щит» приобрёл благодаря огромному количеству молитв «на всякую потребу». Но центральная «молитва», ради которой в церковные лавки регулярно приходят и прихожане, и захожане - это «молитва задержания». О чём же предлагают помолиться составители «Молитвенного щита»?

Помимо обычного набора любого молитвослова (утреннее, вечернее правило, Последование к Причащению, тропари, кондаки праздников, молитвы наиболее почитаемым святым) есть и молитвы, взятые из священнического требника: «Молитва на освящение всякия вещи», «Молитва на освящение воды», причём нет никакого указания на то, что молитвы сии могут использоваться только священником. Мирянин, читающий их, по сути, становится самосвятом, дерзающим восхищать благодать священного сана.

Ещё мирянину предлагается взять на себя страшную ответственность - читать молитву «о больном, которому нет надежды на выздоровление, который мучится и мучит других, чтобы он скорее был призван к Богу». Православным адептам эвтаназии (лёгкой смерти ближних) предлагается молиться преподобному Афанасию Афонскому, который в таких случаях служил всенощное бдение, и страждущий к утру отпускался с миром.

Правда, следуя этой логике, тем, кто дерзает взять на себя роль Афанасия, надо ещё и набраться Афанасиевой святости, при этом самому отслужить всенощную на кухне… Вряд ли сейчас найдётся священник в трезвом уме, который возьмётся читать подобную молитву, а она предлагается для употребления мирянам, которых «замучил» страждущий родственник!

Также православным мирянам предлагается примерить на себя роль неких библейских персонажей: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» (Деян. 19:13-16). Для тех, кто не знаком с этим текстом Священного Писания, предлагается методика самостоятельной борьбы с тёмными силами: чтобы «избавиться от насилия диавола, при нападении колдунов, любой нечистой силы» советуется «ездить по святым местам с целью приложения к святыням: мощам, чудотворным иконам, надо выкупаться в святом источнике». Заметьте: по святым местам надо ездить не ради любви к святым и святыням, а ради «приложения».

Как происходит это «приложение» иллюстрирует следующий анекдот, свидетелем которого я сам был: приходит в храм женщина и спрашивает икону «Всех скорбящих Радость». Она где-то прочитала, что её, икону, надо прикладывать (!) к больному месту, и она собирается ею «полечиться»… Помимо обычных советов исповедоваться, причащаться, посещать храм, поститься, благоговейно креститься – рекомендуется «просить священника читать заклинательные молитвы (отчитка), особенно священников, ведущих подвижническую жизнь».

Да будет известно всем таким просителям, что печальным итогом деятельности подобных «подвижников»-экзорцистов (т. е. тех, кто занимается изгнанием бесов) обычно становится безумие или потеря священного сана. Священник, дерзающий «гонять» бесов, чаще всего сам находится в прелести, ибо считает себя святым, подобным древним аскетам, которых боялись падшие духи за их величайшее смирение. Практически всегда священник, занимающийся отчиткой, не имеет на это благословения правящего архиерея, а значит, если всё же продолжает ей заниматься, совершает тяжкий грех самочиния и гордыни. Поэтому от таких «подвижников» надо бежать, как от огня, а не за ними бегать.

Большое внимание в борьбе с бесовщиной уделяется принятию святой воды разных видов: «с копием, с мацани (? Что это за слово выяснить не удалось. – А.П.) и чудотворной иконой». Святая вода здесь явно аналогична некой «белой» магии, охраняющей от «чёрной» (как в сказках: «побрызгали его мёртвой водой – срослось тело, побрызгали живой водой – ожил Иван-царевич»). Нужно ещё «носить освящённый пояс (хорошо, если сам священник прочитает молитву и завяжет его на вас)».

Священник становится аналогом шамана с бубном - и ко мне не раз обращались с подобной просьбой. Предлагая подобные суеверно-магические обряды, составители призывают «ни в коем случае не прибегать к бабкам и колдунам». Действительно, с «Молитвенным щитом» все бабки отдыхают… А чтобы избавиться от «лукавых духов, от вреда со стороны волшебников, от злых людей, от беснования», предлагается список святых, «ответственных» за «бесогонство». Во главе этих святых – священномученик Киприан и мученица Иустина, имена которых, к сожалению, давно превратились в амулет, в тотем, «охраняющий» от злых духов (иконки-складни с молитвой им – наиболее продаваемый церковный товар).

Рекомендуется «молитва об исцелении от порчи» - молиться нужно пророку Малахии: «на пророка Малахию отчитывают каженика (порченого)». Скорее, «каженики» - это те, кому «кажется», что они православные, когда пользуются «Молитвенным щитом». (А может, это последователи Гарри Поттера – там тоже употреблялись «Щитовые чары»…) Полон сей молитвослов (хотя хочется его назвать «суесловом»!) молитв «в болезнях».

Особо любопытны некоторые названия: молитвы «при расслаблении тела с потерей аппетита, бессонницей, при парализации и лишении телесных членов» (интересно: Богу нужно при молитве предъявлять полный диагноз, чтобы Он не ошибся в лечении?), «об исцелении от немоты», «при умалишении» (я тоже знаю такую молитву: все молятся иконе «Прибавление ума»! Не Божьей Матери, ибо ума на это не хватает, а именно названию иконы. Как говорят гомеопаты: грецкий орех – лучшее средство для мозгов…). Но ведь именно такие «диагностические» молитвы наиболее востребованы нашими православными.

Мне рассказывали, что на могилке у Марфы Царицынской на молебне читают прошения: «еще молимся об исцелении от рака, от болезней желудочно-кишечного тракта…». Мало кому сейчас требуется спасение души, всем нужно спасение тела и дела. А дел у нас много, молиться нужно и «на устроение лодки», и «над семенами», и «над гумном». А знаете, кому надо молиться «об урожае огурцов», по «народному верованию»? Никогда не догадаетесь! Равноапостольному Константину Великому, византийскому императору! Наверно, он в свободное от государственной службы время в огородике ковырялся, разводил новые сорта огурчиков…

Самая «смиренная» «щитовая» молитва – это молитва «о даре прозорливости».(!!!) И правда, что ж так скромно: не хватает молитв о «способности воскрешать мёртвых», «летать до седьмого неба», «о даре ангельских языков» и подобных из обихода клиентов психиатрической больницы… Но главный, так сказать, эпицентр сего молитвенного ядерного взрыва – это «молитва задержания». Перед самой «молитвой» есть пояснение: «Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людского, в тайнодействовании ея». Вообще-то, в «утаении от слуха и взора» силу ищет колдовство и зло, а сила православных молитв – в любви к Богу и ближним. «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин., 3:20-21).

Суть молитвы задержания можно выразить так: «Господи! Всюду враги и злопыхатели! Я долго их терпел, но теперь дай им, Господи, так, чтобы не совались ко мне боле!». Вот цитата из сей «задержалки»: «И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании. Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих мя. Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих.».

Теперь сравните слова этого заклинания с Евангельскими словами Спасителя: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.» (Мф., 5:10-12). «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного.» (Мф., 5:44-45). Думается, комментарии излишни.

Это заклинание-задержание очень любят иметь за пазухой, как меч, наши прихожанки. Одна грозит прочесть его мужу, гуляющему налево, мол, после этой молитвы всё у тебя отсохнет! И действует - мужики начинают побаиваться… Другая регулярно читает перед каждым выходом на работу, а то начальник что-то часто стал придираться… «Задержалка» настолько популярна, что кочует по разным молитвословам, увеличивая тиражи. И подержав в руках такой «щит», хочется воскликнуть: «Господи, даруй нам такую молитву, чтобы задержать превращение наших православных в язычников»!

К сожалению, не «Молитвенный щит» виноват в стремлении многих верующих к магизму и суевериям. Эта книжка лишь выполнила социальный заказ, главное, был спрос, а на спрос возникло и предложение. Многие другие молитвословы тоже полны подобными молитвами «на потребы», хотя и в более разжиженном виде. Даже простой здравый смысл заставляет спросить: зачем нам, например, молитвы «от зубной боли», «от глазных болезней»? Почему в 21-м веке нельзя просто в больницу сходить? Ведь есть Божья заповедь доверять врачам, ибо от Бога их искусство. Также и другие многопотребные молитвы – зачем они?

Чего не сказано в утреннем или вечернем правиле, о чём забыли сказать святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Антиох, Василий Великий, Пётр Студийский, Иоанн Дамаскин? Думается, именно об этой «многомолитвенности» говорил Спаситель: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.» (Мф., 6:7-8).

Многословия в молитве – признак языческого отношения к жизни. Язычники верили во многих богов, множество олицетворённых сил в природе, поэтому с каждым богом нужно было договариваться отдельно, приносить именно ему пригодные жертвы. Это языческое отношение сохраняется и сейчас в отношениях с Богом у «православных».

Стандартный вопрос у всех приходящих в храм: кому свечку поставить о здравии, кому об учении, сколько именно свечей, какого размера, а можно ли от чужой свечи зажечь?

И никто не спрашивает: а насколько усердно я должен помолиться, а как я должен любить Бога, что я могу сделать для Него? Какие нужды не выражены в молитве: «Господи, помилуй меня, грешного»? Всё доверие Богу, всю любовь, всю надежду вкладывает верующий в эту краткую молитву, как лепечущий ребёнок вкладывает свою ручонку в руку матери.

Святые подвижники в положенные часы выполняли своё молитвенное правило, а всё оставшееся время заполняли этой главной молитвой, «дышали» ей. Как много благ получили бы наши верующие, если бы приходили так же усердно на всенощное бдение, как ищут они молитвы на «потребы»! Какое богатство духовной поэзии, богословия, возвышенных, умилительных мыслей они почерпнули бы, напитались бы, просветились бы духовно! Вот наши истинные молитвы на всякую потребу – стихиры, каноны, псалмы, поемые и читаемые на вечернем богослужении. Вот время и место, где мы можем быть услышаны Господом, Божьей Матерью, святыми, где мы становимся Церковью Христовой, единым Телом.

Но, увы, пусты почти наши храмы вечерами, а те, кто и приходят, часто ждут лишь «помазания» (или, как обычно говорят старушки: «миропомазания») на полиелее, чтобы от болезней исцелиться… Бросили мы свои истинные щит и меч: богослужение и трезвомыслие, и «вооружились» фиговым листиком и «щитовыми чарами»… «Горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо...».

Христос стучится к нам в сердца, а мы отвечаем Ему: «имей мя отреченна - я читаю молитву «о даре покаянных слёз», не мешай мне, Господи…».



Источник: сайт Псевдо.нет
 
Форум » Добродетели » Послушание » По благословению
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа