Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 09:11

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Девство - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Добродетели » Целомудрие » Девство
Девство
ДеньДата: Понедельник, 20.12.2010, 19:06 | Сообщение # 1
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
Девство

В православной Церкви, с самого начала ее, с первых веков во все времена христианства и до ныне существует прекрасный обычай девства. Девство имеет свое особенное значение для тех, которые могут сохранить его в чистоте. Девство есть особенный дар Божий и потому дается немногим. Сам Господь наш Иисус Христос говорит: "Не все вмещают слово сие, но кому даю... Кто может, вместить, да вместит" (Мф. 19, 11-12). Преимущества девственного состояния указывает св. Апостол Павел в первом своем послании к Коринфянам (1 Кор. 7, 32-35). И св. Отцы Церкви высоко ценили чистоту целомудрия девства и много писали в похвалу девства. По словам Мефодия Тирского или Патарского, девство выше брака. Девство освящено жизнью Господа Иисуса, и тогда, как брак позволен Апостолом, как мера укротительная против плоти, - девство - состояние первого человека, возвышение всего организма человеческого на степень жизни духовной, торжество над материальной жизнью и лучший дар Господу" (Фил. Ч. уч. об Отц. Т. 1. стр, 175, 1859. г.).
Св. Антоний Великий говорит: "Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва; венец. сплетенный из цветов добродетели, благоухающая роза, оживляющая всех находящихся близ нее, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу, великий дар Божий, залог будущего, наследия в царстве небесном" (Писм. 17 о девстве). "Девство, говорит Св. Иоанн Златоустый, есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. Девство украшало первых человеков больше, нежели царей диадема и золотые одежды. Что честнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияния, блистательнейшие самых солнечных лучей, и отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благоуханием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и близ него стоящих: так и благоуханием девственной души, напаяя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель" (Бес. о девстве гл. 7, 10, 17, 21, 63).
Тайновидец св. Иоанн Богослов, видевший будущее блаженство, уготованное на небе девственникам, пишет: "И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах... ибо они девственники это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу; и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим" (Апок. 14, l-5).
Святые Отцы Церкви вообще жизнь девственную называют равно-ангельскою, но внушают проводящим такую жизнь не возноситься и не гордиться пред теми, которые вступили в брак. Св. Кирилла Иерусалимский пишет; "И ты, сохраняющий невинность, не от брачных ли рожден? Не презирай серебра потому, что имеешь золото. Да пребудут в благой надежде и брачные, кои живут, как должно в браке, кои вступают в брак по закону, а не по любострастию" (Оглас. поуч. IV п. 15).
Св. Отцы Гангрийского собора пишут: "Мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел ободряем, и брачное честное сожительство почитаем" (Гангр. соб. прав. 21).
Св. Афанасий Великий говорит: "Два пути в жизни. Один обыкновенный и житейский, т.е. брак; другой же Ангельский и коего нет превосходнее, т.е. девство. Аще кто избрал мирской путь, т.е. брак: то не подлежит порицанию, но не получит толиких даров, хотя, впрочем, получит некие, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Аще же кто восприял честный и премирный путь: хотя путь его скорбнее и труднее первого, но таковый приемлет более чудные дарования; ибо принес плод совершенный, сторичный" (Кн. Прав. к Амм. мон. стр. 304).
Но если соблюдающие девство ведут жизнь непристойную, преданы мирским удовольствиям: пьянству, играм, роскоши, изнеженности, всевозможным порокам, не следуют правилам св. Церкви, не бывают сострадательны и милостивы к бедным; такое девство не принесет им никакой пользы, как тем юродивым девам, не запасшим елея в сосудах своих и оставшимся вне чертога брачного (Мф. 25, 8-12)
Св. Григорий Богослов пишет: "В жизни возможны два состояния, - супружество и девство, и одно выше и Богоподобнее, но труднее и опаснее, а другое - ниже, но безопаснее"... "Ни девство, ни супружество не соединяют и не разделяют нас всецело с Богом или с миром, так чтобы одно само по себе было достойно отвращения, а другое - безусловной похвалы; напротив того, ум должен быть хорошим правителем и в супружестве и в девстве, и из них как из некоторого вещества, художнически обрабатывать и созидать добродетель"... "Хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь уневещивает Все - Царю Христу; однако же бывает, что и девство низлагает на тяжелую землю, и супружеская жизнь приводит к небу. А потому, если бы стали винить, один - супружество, а другой - девство, то оба сказали бы неправду"... "Девственная жизнь лучше, подлинно лучше; но если она предана миру и земному, то хуже супружества" (Твор. Ч. 1. стр. 273. Ч. 5. стр. 76-77. Ч. 4. стр. 275 1847 г.).

 
LianaДата: Вторник, 17.05.2011, 20:55 | Сообщение # 2
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
"Блаж. Августинъ Иппонійскій († 430 г.)
Бесѣда 14 (354). Къ воздерживающимся отъ брачной жизни (ad continentes).

[Проповеди блаж. Августина. Сергиев Посад, 1913] 1. Когда читалось Евангеліе, вы слышали слова Господа, что вѣрующій въ Него, вѣруетъ въ Того, Кто послалъ Его (Іоан. 12, 44). Истинная вѣра научаетъ насъ, что къ намъ посланъ Спаситель міра, и что Самъ Христосъ предуказываетъ Христа, т.-е. тѣло Свое, распространенное по всему міру. На небѣ былъ Онъ, а свирѣпствовавшему на землѣ гонителю говорилъ: что ты гонишь Меня (Дѣян. 9, 4)? Такъ Господь сказалъ здѣсь о себѣ и указалъ, что Онъ — въ насъ. Какъ Онъ здѣсь пребываетъ въ насъ, такъ и мы тамъ пребываемъ въ Немъ. Такъ дѣйствуетъ союзъ любви. Тотъ, Кто есть глава наша, Онъ же есть и Спаситель тѣла Своего. Итакъ, Христосъ предуказываетъ Христа, предуказываетъ Глава тѣло Свое и защищаетъ его. Потому и ненавидитъ насъ міръ, какъ это слышали мы отъ Самого Господа (Іоан. 15, 18-21). Не апостоламъ только немногимъ говоритъ Онъ это, что міръ возненавидитъ ихъ, я что они должны радоваться, когда люди будутъ поносить ихъ и всячески неправедно злословить, потому что за то великá будетъ ихъ награда на небесахъ (Матѳ. 5, 11-12). Не имъ только однимь Господь сказалъ это, но сказалъ всему тѣлу Своему, сказалъ всѣмъ членамъ Своимъ. И кто хочетъ состоять въ тѣлѣ Его и бытъ членомъ Его, пустъ не дивится, если міръ ненавидитъ Его.

2. Участіе въ тѣлѣ Христовомъ многіе имѣютъ; но не всѣ, которые принимаютъ участіе въ этомъ тѣлѣ, будутъ имѣть и мѣсто, обѣщанное членамъ Его. Почти всѣ признаютъ тайну тѣла Его, потому что всѣ на пажитяхъ Его вмѣстѣ питаются, но придетъ Тотъ, Который раздѣлитъ насъ, и однихъ поставитъ по правую сторону, другихъ по лѣвую. И скажутъ стоящіе на той и на другой сторонѣ: Господи! когда мы Тебя видѣли... и послужили Тебѣ? или: когда мы Тебя видѣли... и не послужили Тебѣ? Та и другая сторона будетъ говорить. Однако, одной Онъ лишь скажетъ: придите, благословенные Отца Моего, наслѣдуйте Царство, уготованное вамъ отъ созданія міра, а другой: идите отъ Меня, проклятые, въ огонь вѣчный, уготованный діаволу и ангеламъ его (Матѳ. 25, 31-41). Итакъ, возлюбленные, по доброй совѣсти считающіе себя членами Христовыми, не тѣхъ только однихъ мы должны считать врагами своими, которые являются чужими по отношенію къ намъ. Гораздо хуже тѣ, которые, повидимому, среди насъ пребываютъ, однакоже чужды намъ. Любятъ они міръ и потому злы. И въ насъ хотятъ видѣть то, что сами любятъ, и когда мы, пользуясь благополучіемъ этого міра, вздыхаемъ, они завидують намъ. Тамъ насъ считаютъ счастливыми, гдѣ мы сами себя видимъ въ опасности. Внутренняго же счастья нашего они не разумѣютъ, потому что не испытали его. Не знаютъ, что, если въ чемъ міръ благопріятствуетъ намъ, это скорѣе является опасностью для насъ, нежели счастіемъ, такъ какъ не познали они другихъ радостей.

3. Итакъ, видя васъ собравшимися нынѣ въ большомъ количествѣ, я обращаюсь съ наставленіемъ къ любви вашей, къ тѣмъ именно, которые дали высокій обѣтъ, т.-е. въ самомъ тѣлѣ Христа занимаютъ по дару Его, а не по своимъ заслугамъ, высшее мѣсто, — имѣя совѣсть (conscientiam), данную отъ Бога. У злыхъ и завистливыхъ изъ насъ совѣстъ эта навлекаетъ на себя подозрѣніе. Потому однако уязвляется она, что испытывается. И если въ подвигѣ воздержанія мы будемъ искать похвалы отъ людей, мы ослабѣваемъ подъ тяжестью ихъ упрековъ. Хотя ты чистъ передъ Богомъ, но вотъ міръ считаетъ тебя, можетъ быть, нечистымъ, уязвляетъ и упрекаетъ тебя и охотно останавливается на твоихъ недостаткахъ. Для зложелательнои душѝ какъ бы пріятно бываетъ, когда подозрѣвается въ другомъ что-либо наихудшее. И если ты только ради похвалъ человѣческихъ захотѣлъ принять подвигъ воздержанія и если ослабѣваешь въ своемъ подвигѣ изъ-за упрековъ людей, то губишь все, въ чемъ ранѣе обѣщался. Если же ты научился говоритъ вмѣстѣ съ апостоломъ: похвала наша сія есть свидѣтельство совѣсти нашей (2 Кор. 1, 12), то не только ради упрековъ не уменьшается твоя награда, а напротивъ, дѣлается она еще больше. Однако, молись за того, кто хулитъ тебя, чтобы изъ-за награды твоей не погибъ онъ. Этимъ испытываемся мы, возлюбленные, потому что, если бы не было у насъ враговъ, мы не имѣли бы, за кого молѝться по заповѣди Господа, говорящаго: любите враговъ вашихъ... и молитесь за обижающихъ васъ и гонящихъ васъ (Матѳ. 5, 44). Откуда узнáемъ мы и чѣмъ докажемъ, способны ли на что-нибудь, если не тѣмъ, когда не помнимъ никакого врага, никакого хулителя, никакого обидчика. Видите, что и злые необходимы для добрыхъ. Въ этомъ мірѣ мы какъ въ печѝ, гдѣ очищается золото. Если ты не золото, вмѣстѣ сгораешь. Если золото, врагъ твой — мякина. Если и ты мякина, вмѣстѣ обратѝтесь вы въ пепелъ.

4. Однако же то знайте прежде всего, возлюбленные, что въ тѣлѣ Христовомъ существуютъ не одни только превосходнѣйшіе члены. Есть достойная похвалы брачная жизнь, и она имѣетъ въ тѣлѣ Христовомъ свое мѣсто, какъ и въ нашемъ тѣлѣ имѣютъ мѣсто не одни только тѣ члены, которые помѣщены вверху; такъ, напримѣръ, части лица занимаютъ высшую часть тѣла, но если бы не было ногъ, какъ бы высоко иная часть ни находилась, она лежала бы на землѣ. Поэтому и апостолъ говоритъ: и которые члены намъ кажутся менѣе благородными въ тѣлѣ, о тѣхъ болѣе прилагаемъ попеченія... Богъ соразмѣрилъ тѣло, …дабы не было раздѣленія въ тѣлѣ» (1 Кор. 12, 23-25). Знаемъ мы членовъ Христовыхъ, которые проводятъ брачную жизнь, хотя и члены Христовы, хотя вѣруютъ во Христа, ожидаютъ жизни будущаго вѣка, и знаютъ, почему носятъ знакъ Христовъ, знаемъ, что они не лишаютъ васъ чести, и считаютъ васъ лучшими себя. Но какъ васъ почитаютъ они, такъ и вы взаимно должны оказывать имъ уваженіе. И если вы святы, бойтесь, чтобы не погубить святости. Черезъ что? Черезъ гордость. Какъ погибаетъ чистота чистаго, если онъ дѣлается прелюбодѣемъ, такъ же погибаетъ она, если онъ дѣлается гордымъ. Рѣшаюсь утверждать даже, что проводящіе брачную жизнь, если имѣютъ смиреніе, лучше гордыхъ дѣвственниковъ. Пусть любовь ваша поразмыслитъ о томъ, чтó я говорю. Подумайте о діаволѣ. Развѣ на судѣ Божіемъ поставленъ будетъ ему въ упрекъ блудъ или невоздержаніе? Ничего подобнаго не дѣлаетъ онъ, потому что не имѣетъ плоти. Одна только тордость и зависть посылаетъ его въ огонь вѣчный.

5. Но если къ рабу Божію подползаетъ гордость, тотчасъ же является тамъ и зависть. Не можетъ гордый не быть завистливымъ. Зависть — дочь гордости. Мать эта не знаетъ безплодія. Какъ только явится она, тотчасъ и рождаетъ. И чтобы ея не было у васъ, помните, что во время гоненія не только дѣва Агнія была удостоена вѣнца мученическаго, но и Христина, которая была замужемъ. Можетъ быть, и это несомнѣнно, нѣкоторые изъ воздерживающихся въ то время пали, и многіе изъ состоявшихъ въ бракѣ боролись и побѣдили. Поэтому не напрасно говоритъ апостолъ всѣмъ членамъ Христовымъ: почитайте одинъ другого высшимъ себя... въ почтительности другъ друга предупреждайте (Флп. 2, 3; Рим. 12, 10). Если будете помышлять объ этомъ, не будете и самомнительны. Больше думать слѣдуетъ о томъ, чего недостаетъ вамъ, а не о томъ, что есть у васъ; что имѣешь, бойся, чтобы не потерять. Чего не имѣешь, проси, чтобы имѣть. Нужно помнить о томъ, какъ ты малъ, а не о томъ, какъ ты великъ. Если думаешь, насколько превзошелъ ты другого, бойся надменности. Когда думаешь о томъ, чего недостаетъ тебѣ, ты скорбѝшь. А когда скорбѝшь, исправляешься, дѣлаешься смиреннымъ; тогда будешь спокойнѣе, будешь дальше отъ опасности, не возгордишься.

6. И о, если бы всѣ могли думать объ одной лишь любви Она только все побѣждаетъ, безъ нея ничто не имѣетъ значенія, и гдѣ бы она ни была, все она привлекаетъ къ себѣ. Она не завидуетъ. Почему? Потому что не превозносится (1 Кор. 13, 4). Первый между всѣми пороками есть гордость, какъ уже выше говорилъ я о томъ, а затѣмъ — завистъ. Не завидуетъ человѣкъ, если нѣтъ у него стремленія превосходить всѣхъ (nisi amor excellentiae). Это стремленіе называется гордостъю. Итакъ, хотя первой по порядку является гордость и затѣмъ зависть, апостолъ въ похвалахъ любви не захотѣлъ сказать однако сначала: не превозносится. Почему это? Потому что, когда сказалъ онъ: не завидуетъ, заставилъ тебя какъ бы искать причину, почему не завидуетъ, и потому прибавилъ: не превозносится. Слѣдовательно, если потому не завидуетъ, что не превозносится, то если бы превозносилась, завидовала бы. Въ этомъ возрастайте, въ этомъ пусть укрѣпляется духъ вашъ, чтобы не превозносѝться. Надмеваетъ насъ, какъ говоритъ апостолъ, знаніе (1 Кор. 8, 1). Итакъ, что же? Неужели вы должны избѣгать знанія, и лучше избрать себѣ незнаніе, нежели надмеваться? Но къ чему же говоримъ мы вамъ это, если незнаніе лучше знанія? Къ чему разсуждаемъ съ вами? зачѣмъ обсуждаемъ это? Зачѣмъ увѣщеваемъ въ томъ, что знаете, и сообщаемъ то, чего не знаете, если нужно бояться знанія, чтобы оно не надмевало? Любите же знаніе, но выше его ставьте любовь. Знаніе, если оно одно только, надмеваетъ. А такъ какъ любовь назидаетъ (1 Кор. 8, 1), она не позволяетъ знанію надмеваться. Итакъ, гдѣ знаніе надмеваетъ, тамъ любовь не назидаетъ; гдѣ же назидаетъ, тамъ знаніе твердо. Нѣтъ надменности тамъ, гдѣ есть крѣпкій фундаментъ (non est ibi inflatio, ubi petra est fundamentum) для знанія.

7. Сколь великимъ искушеніемъ являеnся гордость, или превозношеніе, это видно изъ того, что даже столь великій апостолъ, какъ Павелъ, говорилъ, что ему дано жало въ плоть, ангелъ сатаны, коимъ онъ удручался. Кто же удручается, глава того опускается и не вознóсится, потому что и тамъ отъ знанія была опасность гордости или превозношенія. Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровеній, — говоритъ апостолъ, — тамъ нужно было опасаться превозношенія, гдѣ была чрезвычайность откровеній, — чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровеній, дано мнѣ жало въ плоть, ангелъ сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молилъ я Господа о томъ, чтобы удалилъ его отъ меня. Но Господь сказалъ мнѣ: довольно для тебя благодати Моея, ибо сила Моя совершастся въ немощи (2 Кор. 12, 7-9). Проситъ болящій, чтобы тѣмъ, что предлагаетъ ему врачъ для спасенія, было отнято отъ него. Врачъ говоригъ: «нѣтъ, причиняетъ это тебѣ боль, но служитъ къ оздоровленію». Ты говоришь: удали то, что причиняетъ боль. Врачъ говоритъ: не удаляю, потому что то возстановляетъ здоровье. Для чего ты пришелъ ко врачу? Не для того ли, чтобъ излечиться и не терпѣть муки? Такъ не внялъ Господь желанію Павла, потому что имѣлъ попеченіе о его спасеніи. Не велико еще дѣло, когда Господь внемлетъ нашему желанію. Не думайте, что великое есть нѣчто, если кто молится, и удовлетворяется его молитва. Но будь внимателенъ къ тому, о чемъ нужно молѝться, и въ чемъ хочешь быть услышаннымъ. Не считайте за великое быть услышанными согласно своему желанію. За великое считайте, когда ваши молитвы исполняются для вашей же пользы. Иногда, вѣдь, и молитвы демоновъ удовлетворяются. Согласно просьбѣ своей, они получили, напримѣръ, позволеніе войти въ стадо свиней (Матѳ. 8, 31-32). По волѣ своей услышанъ былъ діаволъ, и его просьба объ испытаніи Іова не была отклонена для того, чтобы онъ (Іовъ) черезъ это былъ прославленъ, а діаволъ посрамленъ (Іов. гл. 1-2), По желанію своему израильтяне быля услышаны и, когда еще пища была въ устахъ ихъ, вы знаете, чтó получили они (Числ. гл. 11). Итакъ, не считайте за что-либо великое, когда желанія ваши исполняются. Иногда Господь во гнѣвѣ даетъ тебѣ, о чемъ ты просишь, а иногда, изъ милости къ тебѣ, отклоняетъ твои просьбы. Когда вы просите у Господа то, что Онъ одобряетъ, что заповѣдуетъ и что обѣщаетъ въ будущемъ вѣкѣ, просѝте спокойно и настойчиво, насколько возможно, чтобы получить просимое: все такое, по милости Божіей, подается намъ не гнѣвомъ Его, а милосердіемъ. Когда же прóсите о временномъ, просѝте съ мѣрою, просѝте осторожно. На Него положѝтесь, чтобы, если то полезно намъ, далъ, а если вредно, отказалъ въ нашей просьбѣ. Что же полезно и что вредно, — это знаетъ врачъ, а не больной.

8. Итакъ, есть смиренные изъ воздерживающихся (отъ брачной жизни), есть и гордые. Пусть не надѣются гордые на Царство Божіе. Высоко мѣсто, куда ведетъ воздержаніе. Но всякій возвышающій самъ себя униженъ будетъ (Лук. 14, 11). Что ищешь возвышенія стремленіемъ къ высокому, чего можешь достигнуть только смиреніемъ? Если возвышаешь самъ себя, Богъ тебя низвергаетъ. Если самъ себя унижаешь, Богъ возвышаетъ тебя. Эта истина, открытая Богомъ; ничего нельзя здѣсь ни прибавить, ни убавить. Даже до того превозносятся нерѣдко иные люди, посвящающіе себя воздержанію, что не только передъ какими бы то ни было другими людьми, даже передъ родителями своими неблагодарны бываютъ и передъ ними гордятся. Почему? Потому что они родили ихъ, а сами (дѣвственники) они презрѣли бракъ. Но откуда взялись бы эти неблагодарные, презрѣвшіе бракъ, если бы тѣ ихъ не родили? Конечно, лучше отца своего сынъ, отвергшій бракъ. И лучше матери своей дочь, отказавшаяся отъ замужества. Но если гордый (сынъ или дочь), ни въ какомъ случаѣ не лучше. Если лучше, то, безъ сомнѣнія, лишь при условіи смиренія. Если хочешь видѣть себя лучшимъ, вопроси душу свою, нѣтъ ли тамъ надменности. Гдѣ надменность, тамъ пустота. Діаволъ же, гдѣ находитъ пустое мѣсто, старается обрѣсти тамъ жилище для себя.

9. Наконецъ, осмѣливаюсь, братія мои, высказать даже, что для воздерживающихся, но гордыхъ полезно бываетъ паденіе, чтобы унизиться въ томъ самомъ, чѣмъ превозносятся. Потому что какая польза кому отъ воздержанія, если господствуетъ гордость? Презрѣлъ онъ то, отъ чего рождается человѣкъ, и стремится къ тому, отъ чего палъ діаволъ. Бракъ презрѣлъ ты, — хорошо поступилъ. Нѣчто лучшее избралъ, но не гордись. Отъ брака человѣкъ родился, отъ гордости пали ангелы. Если въ отдѣльности я буду взвѣшивать ваши блага, ты, презрѣвшій бракъ, лучше отца твоего, и ты, отказавшаяся отъ замужества, лучше матери твоей. Потому что лучше святость дѣвственниковъ, нежели цѣломудріе супружеское. Если только два эти блага сравниваются, то лучше одно, нежели другое, — кто будетъ сомнѣваться въ томъ? Но вотъ прибавляю другія два качества: смиреніе и гордость, — изъ этихъ двухъ чтó лучше, скажите мнѣ, смиреніе или гордость? Отвѣчаешь: смиреніе. Соединяй же его со святостью дѣвства. А гордости пусть не будетъ не только въ дѣвствѣ твоемъ, но и у твоей матери. Если же ты будешь имѣть гордость, а твоя мать — смиреніе, лучше будетъ тогда мать, нежели дочь. И опять сравниваю васъ. Выше, когда сравнивалъ я въ отдѣльности дѣвство и бракъ, находилъ тебя лучшей. Теперь же не колеблюсь предпочесть смиренную жену горделивой дѣвѣ. Почему не колеблюсь? Смотрите — почему. Хороша стыдливость супружеская, но лучше цѣломудріе дѣвственное. Два блага сравнивалъ я: не зло и добро, но добро и другое добро, лучшее. Если же, далѣе, буду сравнивать два тѣ качества: гордость и смиреніе, развѣ можно сказать: добро есть гордость и лучше его смиреніе? Но какъ говоримъ мы? Гордость — зло, а смиреніе — добро, гордость — великое зло, смиреніе же — великое добро. Если же такимъ образомъ одно изъ этихъ двухъ есть зло, а другое добро, — вотъ присоединяется зло къ бóльшему твоему добру, и дѣлается все злымъ. Присоединяется добро къ меньшему добру твоей матери, и получается великое благо. Низшее мѣсто въ Царствѣ Небесномъ будетъ имѣть мать, состоящая замужемъ, нежели дочь, оставшаяся дѣвой. Высшее мѣсто займетъ дѣчь — дѣва, низшее — матъ, вышедшая замужъ, однако, обѣ будутъ тамъ, подобно тому, какъ блестящая звѣзда и тусклая звѣзда — обѣ остаются на небѣ. Но если мать твоя будетъ смиренна, а ты — горда, она, какое ни на есть, будетъ имѣть мѣсто тамъ, а ты — никакого. И гдѣ найдетъ другое мѣсто тотъ, кто не будетъ тамъ (т.-е. въ Царствѣ Небесномъ), если не у того, который самъ палъ и стоящаго низвергаетъ? Оттуда палъ самъ діаволъ, откуда и стоящаго человѣка низвергъ. Низвергъ онъ стоящаго. Христосъ же, сошедши на землю, поднялъ лежащаго. Но смотри, какъ поднялъ тебя Господь твой. Смиреніемъ поднялъ, смирилъ Себя, бывъ послушнымъ даже до смерти (Флп. 2, 8). Господь твой смирилъ себя, и ты ли будешь гордиться? Если глава смиренна, члену ли гордиться? Пусть не будетъ того. Кто любитъ гордость, тотъ не хочетъ участвовать въ тѣлѣ смиренной главы. А если не будетъ онъ въ этомъ тѣлѣ, пусть подумаетъ, гдѣ будетъ. Я же не буду говорить о томъ, чтобы не показаться слишкомъ застращивающимъ. Впрочемъ, о, если бы устрашить и воздѣйствовать такъ, чтобы, если кто былъ таковъ или была такова, не оставались болѣе такими! О, если бы слова эти я вливалъ въ сердца ваши, а не разливалъ напрасно! Но будемъ во всемъ уповать на милость Божію, потому что Онъ (Господь) устрашаетъ и вызываетъ печаль; вызывая печаль, Онъ же и утѣшаетъ. А если кто не утѣшенъ, пусть позаботится о своемъ исправленіи.

Источникъ: Проповѣди блаженнаго Августина. / Пер. съ лат. языка на русскiй протоiер. Дмитрiя Садовскаго. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Св.-Тр. Сергiевой Лавры, 1913. — С. 112-120.

Добавлено (17.05.2011, 20:55)
---------------------------------------------
Свт. Амвросій Медіоланскій († 397 г.)
Увѣщаніе къ дѣвству. Одна книга.

Глава первая.

[Творения св. Амвросия, еп. Медиоланского, по вопросу о девстве и браке. / Пер. с латин. А. Вознесенского, под ред. проф. Л. Писарева. Казань, 1901] 1. Тѣ, кого приглашаютъ на великій пиръ, обычно приносятъ съ собою подарки. Будучи позванъ на пиръ въ городъ Бононію, гдѣ празновалось перенесеніе (мощей) святого мученика, я также сберегъ для васъ дары, полные святости и благодати. Дары обыкновенно считаютъ тріумфами начальниковъ, и эти дары также служатъ тріумфами: вѣдь побѣды мучениковъ составляютъ тріумфъ Христа, вождя нашего. Впрочемъ, не сюда направлялъ я путь свой; и только по вашей просьбѣ я вынужденъ былъ принести съ собою то, что было приготовлено для другихъ, и тѣмъ самымъ явиться къ вамъ не безъ нѣкотораго достоянія. И вотъ такимъ образомъ скудость мою, которая не могла бы оправдать вашихъ ожиданій, съ избыткомъ восполнитъ мученикъ.

2. Имя мученика — Агрикола; у него Виталій раньше былъ слугой, а теперь онъ — другъ и соучастникъ его по мученическому вѣнцу. Чтобы предварительно осмотрѣть мѣсто, слуга вышелъ напередъ; за нимъ въ полной увѣренности, что мѣсто окажется уже приготовленнымъ вѣрой раба, послѣдовалъ господинъ. И, конечно, мы восхваляемъ (въ господинѣ) не чужія заслуги; вѣдь мученичество раба есть (плодъ) наученія господина. Этотъ научилъ, а тотъ исполнилъ. Въ то же время ничуть не умаляется и заслуга раба. Въ самомъ дѣлѣ развѣ можно умалять то, что даровалъ Христосъ? Прекрасно уже и то одно, что чрезъ служеніе человѣку рабъ научился, какъ угождать Христу; въ то же время и господинъ пріобрѣлъ сугубую похвалу: въ отношеніи къ рабу — за учительство, а въ отношеніи къ себѣ — за мученичество. И вотъ состязаясь между собою въ добродѣтеляхъ, они удостоились затѣмъ быть равными. Господинъ послалъ раба на мученичество первымъ, а рабъ увлекъ господина за собой.

3. Слѣдовательно, (внѣшнее) положеніе человѣка ничуть не является препятствіемъ къ его прославленію; не знатность рода, а вѣра даруетъ заслуженную награду. Рабъ-ли, свободный-ли — мы всѣ составляемъ во Христѣ едино: и каждый получитъ отъ Господа по мѣрѣ добра, которое онъ сдѣлалъ (Ефес. 6, 8). Рабство не уменьшаетъ (заслуги) и свобода не увеличиваетъ ея. Обрати вниманіе, какъ ни во что ставится временное положеніе. Рабомъ ли ты призванъ, говоритъ (апостолъ), не смущайся... Ибо рабъ, призванный въ Господѣ, есть свободный Господа: равно и призванный свободнымъ есть рабъ Христовъ (1 Кор. 7, 21-22). Разсмотри, говорю, смыслъ (словъ) апостола. Повидимому, онъ болѣе возвысилъ того, кто призванъ въ рабскомъ состояніи, чѣмъ того, кто призванъ изъ свободнаго состоянія. Ибо изъ раба дѣлается свободнымъ Христа, а изъ свободнаго — рабомъ. Но на самомъ дѣлѣ, ни одного Онъ не возвысилъ, тому и другому Онъ раздѣлилъ въ одинаковой мѣрѣ. И дѣйствительно, у Христа рабство и свобода равноцѣнны; между заслугами добродѣтельнаго рабства и свободы нѣтъ ни малѣйшаго различія въ заслугахъ; и нѣтъ собственно бóльшаго достоинства, кромѣ служенія Христу. Наконецъ, Павелъ — рабъ Іисуса Христа: и если апостолъ хвалится этимъ рабствомъ, то, слѣдовательно, оно славно. Ужели, въ самомъ дѣлѣ не является величайшей славой нашей то, что мы оцѣнены такой цѣною, что искупаемся кровію Господа? Но будемъ продолжать дальше.

4. И вотъ, когда гонители принуждали святого Виталія отречься отъ Христа, а онъ (вмѣсто того) еще громче началъ исповѣдывать Господа Іисуса Христа, когда они примѣнили къ нему всѣ виды пытокъ, такъ что на тѣлѣ его не оставалось ни одного мѣста, свободнаго отъ ранъ, тогда онъ излилъ молитву ко Господу въ слѣдующихъ словахъ: «Господи Іисусе Христе, Спасителю мой и Боже мой, повели принять духъ мой; ибо я давно уже сгораю желаніемъ принять вѣнецъ, который показываетъ мнѣ Твой святый ангелъ». И окончивши молитву, онъ испустилъ духъ.

5. Святой Агрикола былъ извѣстенъ за человѣка очень мягкаго нрава, такъ что его любили даже враги. Поэтому они и откладывали его мученіе. И эта почтительность со стороны гонителей, соединенная съ ненавистью къ мученичеству, была (для него) тягостнѣе всякой жестокости. Наконецъ, когда Агрикола остался непреклоннымъ, его распяли. Отсюда ясно, что милостивое отношеніе съ ихъ стороны было не выраженіемъ благорасположенія, а обманомъ. Казнью раба они хотѣли устрашить господина. Но Христосъ обратилъ это въ благодатный (даръ): господинъ послѣдовалъ примѣру своего раба.

6. Даже имена ихъ обоихъ (какъ бы нарочито) были приспособлены къ мученическому подвигу; оба они, повидимому, самыми наименованіями были обречены на мученичество. Одинъ назывался Виталіемъ какъ бы (въ знакъ) того, что онъ презрѣніемъ къ этой жизни думалъ снискать себѣ жизнь истинную, вѣчную. Другой былъ Агриколой, какъ бы для того, чтобы сѣять добрые плоды духовной благодати и орошать насажденія своихъ подвиговъ и всѣхъ добродѣтелей потокомъ святой крови.

7. А погребены были они на землѣ іудеевъ, среди ихъ собственныхъ могилъ. Іудеи сильно желали принять участіе въ погребеніи ихъ вмѣстѣ съ тѣми рабами, Господина которыхъ они отвергли. Такъ нѣкогда сказалъ и Валаамъ: да умретъ душа моя въ душахъ праведныхъ (Числ. 23, 10); однако, при жизни своей онъ не пріобщался къ дѣяніямъ тѣхъ, среди душъ которыхъ онъ желалъ умереть. Такъ и этихъ, которыхъ гнали при жизни, они стали чествовать по смерти. Также вотъ и тамъ, какъ бы отдѣляя розу отъ терній, мы разыскивали останки мучениковъ.

8. Когда извлекались святые останки, насъ окружала густая толпа іудеевъ; присутствовали съ радостію и ликованіемъ и члены Церкви (populus Ecclesiae). Видя мучениковъ, іудеи говорили: цвѣти явишася на землѣ; христіане же говорили: время обрѣзанія приспѣ (Пѣсн. 2, 12). Уже и жняй мзду пріемлетъ (Іоан. 4, 36). Другіе посѣяли, а мы пожинаемъ плоды мучениковъ. Іудеи, слушая голоса ликующей Церкви, снова говорили между собой: гласъ горлицы слышанъ въ земли нашей (Пѣсн. 2, 12). Посему прекрасно сказано: день дни отрыгаетъ глаголъ и нощь нощи возвѣщаетъ разумъ (Псал. 18, 3). День дни — христіанинъ христіанину, нощь нощи — іудей іудею. Словомъ, іудеи показывали, что они имѣютъ знаніе о мученикахъ, но не имѣютъ знанія о Словѣ; т. е. (имѣютъ знаніе) не согласное съ знаніемъ Единаго Благого и Единаго Истиннаго: Не разумѣюще бо Божія правды, и свою правду ищуще поставити, правдѣ Божіей не повинушася (Рим. 10, 3).

 
LenosДата: Понедельник, 13.06.2011, 22:14 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Преп. Серафим Саровский:
"О помыслах и плотских движениях

Мы должны стараться быть свободными от помыслов нечистых, особенно, когда приносим молитву Богу. Ибо нет единения между смрадом и благовонием205.

Для сего нужно отражать первое нападение греховных помыслов и движений и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские, то есть движения и помыслы злые, ещё младенцы, дóлжно разбивать и сокрушать их о камень206, который есть Христос207; особенно же нужно сокрушать следующие три страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми ухищрялся диавол искусить даже Самого Господа нашего Иисуса Христа в конце подвигов Его в пустыне208.

Диавол, яко лев, скрываясь в ограде своей (Пс. 9, 30), тайно расставляет нам сети нечистых и нечестивых помыслов. Итак, немедленно, как только увидим, надобно расторгать их посредством благочестивого размышления и молитвы.

Требуется подвиг и великая бдительность, дабы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и устами, дабы в молитве нашей к фимиаму не примешивалось зловоние. Ибо Господь гнушается сердцем с нечистыми помыслами. Закон говорит: Да не ореши юнцем и ослятем вкупе209 (Втор. 22, 10), то есть с помыслом чистым и нечистым не приноси молитвы.

Будем подражать Давиду, который говорит: Воутрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие210 (Пс. 100, 8). Законом запрещено было нечистому входить в дом Господа. Дом сей — мы, и Иерусалим211 — внутри нас. Грешные земли суть кроющиеся в сердце нашем змиевидные помыслы. Будем и мы с ним212 взывать ко Господу: Устрой душу мою от злодейства их213 (Пс. 34, 17); расточи языки хотящыя бранем214 (Пс. 67, 31), дабы и нам услышать: В скорби призвал Мя еси, и избавих тя215 (Пс. 80, 8).

Будем непрестанно, день и ночь, со слезами повергать себя перед лицом благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого злого помышления, чтобы мы достойно могли проходить путь звания нашего и чистыми руками приносить Ему дары служения нашего.

Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим.

Нечистый дух только на страстных имеет сильное влияние, а к очистившимся от страстей приражается216 лишь со стороны или внешне.

Человеку в младых летах можно ли не гореть и не возмущаться217 от плотских помыслов? Но дóлжно молиться Господу Богу, да потухнет искра порочных страстей при самом начале. Тогда не усилится в человеке пламень страстей. "
 
Форум » Добродетели » Целомудрие » Девство
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа