Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 09:33

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Может ли пасть целомудренный? - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Добродетели » Целомудрие » Может ли пасть целомудренный?
Может ли пасть целомудренный?
461119Дата: Вторник, 31.08.2010, 15:18 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Вспомнила одну историю. Студентка влюбилась в молодого интеллегентного человека. который и в мыслях не думал о добрачных отношениях. Но девушка боялась, что он уйдет, если "это" не случится.Словом, хотела к себе привязать через плотскую связь, но он не поддавался. Тогда она воспользовалась тем, что возбуждает плоть. Стала покупать открытки с интимным содержанием и секс-намеками, делать некие движения, возбуждающие противоположный пол, излишне кокетничать. И парень сдался.

Они в итоге женились, но он оказался эпилепсиком. И дети рождались такими же.Наказание?

 
DayДата: Вторник, 31.08.2010, 15:29 | Сообщение # 2
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 231
Репутация: 0
Статус: Offline
Нил Синайский (Письма. П.3.43): «Преоскверненный и многообразный демон блуда искушает всякого своим образом и всякому особые при чиняет беспокойства, и одних юных низлагает скорее, других медленнее. Подивись же, как проклятый демон и не испытавших блудной страсти обучает делу сему. Нередко отрок в полуденный час лежит на постели, и, приступив к нему, демон, как хитрый и коварный змий в великой тишине говорить мысленно душе, как бы от мужеского или женского лица, и настойчиво побуждает к гнусной страсти. Иногда же, коснувшись го ловы отрока, отгоняет сон, чтобы уже в бодрственном состоянии, не имея у себя другого дела, занялся нечистыми помыслами и, предавшись срамным думам, с большею легкостью обучился блуду. А если юный погружен в сон, то действует на него также сновидениями, в точности и живо представляя грех, касаясь плоти и влагая в нее пламень. А другого приводит к сему опять неприметно и неощутительно видением мужеского или женского лица, не показывая, впрочем, ничего блудного, но представляя одну приязнь и неумеренную приверженность к этому лицу, между тем как по намерению демона во всем этом имеется в виду не добрый, но худой конец. Иным же неотступно внушает пожелание сердца явно привести в дело. Иного вовлекает в сластолюбие беседою сверстников, а другого какими-нибудь видами беззакония, о которых нет надобности и говорить, исторгает из Божественного целомудрия».

Сейчас и девушки, и юноши знают много лишнего, как возбудить страсть. Они действуют еще хуже беса. Тот дух, а эти - плоть. Самое главное - с самого начала отвергать искушение, а если уже допустишь до себя - бороться тяжелей. Экспериментировать по этому поводу не надо. Лучше подобиться целомудренному Иосифу, с которого госпожа одежды сдирала, а тот убежал, предпочитая их оставить в чужих руках, чем душу.

Никодим Святогорец советует в то время, когда искушают читать мысленно слова псалмопевца: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня, не поколеблюсь» (Пс. 15, 8). «Если же проберется этот вор и уловит тебя, то подвизайся, чтобы кумир Афродиты, то есть мерзкое похотение, не запечатлелся в душе твоей. Как? Через призывание Бога: ведь согласно псалмопевцу, Господне есть спасение (Пс. 3, 9); или обращением твоего внимания к духовному образу, чтобы образ образом и воображение воображением победить».

Сообщение отредактировал Day - Вторник, 31.08.2010, 15:30
 
RosaДата: Вторник, 31.08.2010, 15:33 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Василий Кинешемский (Беседы на Евангелие от Марка, гл. 10, ст. 1-16): «В борьбе не допускайте никаких компромиссов, никаких уступок. Будьте строги к своим желаниям и безжалостны к себе. Если, при всей осторожности, вы все-таки встретились с соблазном, начинайте борьбу с мысли, ибо здесь появляется зародыш греха. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, — говорит Господь, — уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Поэтому избегайте даже мысли о блуде. Блаженный Августин, говоря о грехе блуда, намечает здесь четыре последовательных момента в развитии искушения: сначала взгляд, потом образ или нечистая мысль, дальше очарование, покоряющее волю, и, наконец, падение. Легче всего остановить искушение в первой стадии, когда взгляд на женщину или образ ее еще не соединился с блудною мыслью. Когда же человек не сумел вовремя прогнать эту мысль, позволил себе лелеять ее в своем воображении, тогда он скоро доходит до очарования, после чего падение почти уже неизбежно. Но и в конечных стадиях, не приходя в отчаяние, следует продолжать борьбу с напряжением всех сил, держась правила — победить или умереть»
Quote (Day)
Самое главное - с самого начала отвергать искушение

Авва Херемон (Собеседование 2-ое Иоанна Кассиана, гл.5): «живость духа никак не может поддерживаться без возбуждения какого-либо желания или страха, радости или печали, если они (эти чувства) не будут обращены в добрую сторону. И потому если желаем плотские вожделения истребить из наших сердец, то на место их должны тотчас насадить духовные желания, чтобы дух наш, всегда занятый ими, имел чем постоянно заниматься и отвергал прелести настоящих временных (мирских) радостей. И когда дух наш, наученный ежедневным упражнением, придет в это состояние, тогда по научению опыта поймет и смысл того стишка, который хотя все мы воспеваем обыкновенным способом пения, но силу его понимают только немногие опытные: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15,8). Ибо тот один действительно постигает силу и смысл этого стиха, кто, достигнув до той чистоты тела и духа, о которой говорим, сознает, что он в каждую минуту охраняется Господом, чтобы опять не уклониться на прежнее, и что десница его, то есть святые действия, постоянно ограждается Им. Ибо Господь всегда присутствует при святых Своих не по левую сторону, потому что святой муж не имеет ничего левого, то есть худого, но по правую, а для грешников и нечистых Он бывает невидим, потому что они не имеют правой стороны, на которой Господь обыкновенно находится».

Сообщение отредактировал Rosa - Вторник, 31.08.2010, 15:38
 
ToffiДата: Четверг, 02.09.2010, 18:06 | Сообщение # 4
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (461119)
Может ли пасть целомудренный?

Древний Патерик (гл.5): «Один старец пребывал в дальней пустыне. Он имел родственницу, которая уже несколько лет желала видеть его. Тщательно разузнав, где находится старец, она пошла по направлению к пустыне, увидала там идущих с верблюдами, и вошла с ними в пустыню. Ее влек туда диавол. Подошедши к двери старца, она объявила себя его родственницею и осталась у него. Был тогда другой отшельник, обитавший в нижней части пустыни. Он налил в сосуд воды, и во время трапезы его сосуд этот начал вертеться. По внушению Божию он сказал сам в себе: пойду в пустыню и объявлю это старцу; и, вставши, он пошел. Когда настал вечер, он лег на пути в капище идолов, и ночью слышал разговор демонов: в эту ночь мы вовлекли оного монаха - пустынника в любодеяние. Услышав это, он опечалился, пошел к этому старцу, нашел его сокрушенным, и сказал ему: что мне делать, авва? Наливаю я себе сосуд воды, и во время трапезы он вертится? Старец говорит ему: ты пришел спросить меня о том, что вертится сосуд? А я что буду делать? - я нынешнею ночью впал в любодеяние. - Я узнал об этом, отвечал тот. - Как ты узнал? спросил его старец. - Я, отвечал брат, спал в капище идольском, и слышал там разговор демонов. Тогда сказал старец: пойду я в мир. Но брат убеждал его, говоря: нет, отец, оставайся в этом месте, а женщину отошли отсюда, - это свидание произошло от диавола. Выслушав его, он остался, усиливая свои подвиги со слезами, доколе не пришел в прежнее состояние».

А вот другой пример: стоять до смерти

Древний Патерик (гл.5): «Был один отшельник в нижних странах Египта, - и был именит, ибо пребывал в уединенной келье, в пустынном месте. И вот, по действию сатаны, одна бесчестная женщина, услышав о нем, говорила юношам: что дадите мне? - я низложу вашего подвижника. Они назначили ей известное вознаграждение, - и она, вышедши вечером, подошла к келье его, как будто заблудившись. Когда постучалась в дверь, старец вышел, и увидев ее, смутился и сказал: каким образом ты явилась здесь? - Я, заблудившись, пришла сюда, сказала она со слезами. Сжалившись над нею, старец ввел ее во дворик свой, и вошедши сам в келью свою, запер ее. И вот окаянная закричала, говоря: авва, меня здесь поедают звери! Он же опять возмутившись, но вместе с тем и убоявшись суда Божия, сказал: откуда пришел на меня гнев сей? И отворив дверь, впустил ее внутрь. Тогда диавол начал пускать в него стрелы, разжигающие похоть к ней. Но он, видя нападение врага, сказал сам в себе: козни врага суть мрак; а Сын Божий есть свет. И, вставши, он зажег свечу. Но опять разжигаемый похотию, сказал: «таковая творящии» идут в муку (Гал.5.19.21); итак испытай себя здесь, можешь ли перенести вечный огонь? И положив свой палец на свечу, жег его, и не чувствовал боли по причине сильного разжежния плоти. Продолжая это делать до утра, он сжег все пальцы свои. Блудница, видя, что он делал, окаменела от страха. Утром юноши, пришедши к подвижнику, спрашивали: пришла сюда вчера женщина? - Да, отвечал он, - вот она спит в келье. - Вошедши в келью, они увидели ее мертвою, и сказали ему: авва, она умерла. Тогда он, открыв свои руки, показал им, говоря: вот что сделала со мною эта дочь диавола! Она погубила пальцы мои. И рассказав им бывшее, сказал: Писание говорит: «не воздавай злом за зло» (1 Петр. 3, 9), - сотворил молитву, и воздвигнул ее. Ушедши блудница в чистоте проводила остальное время жизни».

 
KirenaДата: Четверг, 02.09.2010, 19:08 | Сообщение # 5
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (461119)
девушка боялась, что он уйдет, если

Похожая история, но женщина избрала приворот. В результате женились, но счастья не было никогда.

Свт Иоанн Златоуст : «…многие из тех, которые прилепляются к блудницам, и здесь "злодеев сих предаст злой смерти" (Мф.21:41), пострадав от козней распутных женщин. Они, стараясь друг перед другом отклонить человека от сожительницы, соединенной с ним браком, и вполне подчинить его своей любви, прибегали к волшебствам, составляли чары и употребляли много обаяний; потом, подвергнув его, таким образом, тяжкой болезни, предав тлению и продолжительному гниению и навлекши; на него тысячи зол, лишали настоящей жизни. Если ты, человек, не страшишься геенны, то побойся их обаяний. Когда ты чрез, такое распутство сделаешься чуждым божественного содействия и лишишь себя вышней помощи, тогда блудница, смело взяв тебя и призвав своих бесов, составив чары и устроив козни, весьма легко повредит твоему спасению и выставит тебя на позор и посмеяние всем жителям города, так что они даже не пожалеют о твоем злополучии. И "кто пожалеет", говорит премудрый, "об ужаленном заклинателе змей и обо всех, приближающихся к диким зверям?" (Сир.12:13). Не говорю уже о потере имущества, об ежедневных подозрениях, надменности, наглости, оскорблении, которое блудницы делают глупцам; это горше тысячи смертей. От жены часто ты не переносишь и одного тяжелого слова, а перед блудницею, когда она даже бьет тебя, благоговеешь. И ты не стыдишься, не краснеешь, не желаешь, чтобы пред тобою разверзлась земля? Как можешь ты войти в церковь и воздеть руки к небу? Как призовешь Бога устами, которыми ты целовал блудницу? И ты не трепещешь, скажи мне, и не боишься, чтобы когда-нибудь молния, упавши свыше, не сожгла твою бесстыдную голову? Хотя бы ты и укрылся от своей обиженной жены, но никогда не укроешься от недремлющего ока. Так и тому прелюбодею, который говорит: "вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться?": премудрый отвечал: "очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца, и взирают на все пути человеческие" (Сир.23: 25-28). По всему этому и сказал Павел: "каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу" (1Кор.7:2,3). "Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый" (Притч.5:3,4). Поцелуй блудницы заключает в себе яд, яд тайный и скрытный. Зачем же ты гоняешься за удовольствием, которое ведет к осуждению, производит гибель, наносит неизлечимую рану, тогда как можно получать удовольствие, не подвергаясь никакому злу? С свободною женою и удовольствие, и безопасность, и покой, и честь, и красота, и добрая совесть; а там великая горечь, великий вред, постоянное осуждение. Хотя бы никто из людей не видал, совесть никогда не перестанет осуждать тебя; куда бы ты ни пошел, этот обвинитель будет следовать за тобою, осуждая и громко взывая против тебя. Таким образом, кто ищет удовольствия, тот особенно и пусть избегает общения с блудницами, потому что нет ничего горче этой привычки, ничего неприятнее этого общения, ничего порочнее этих нравов. "Пусть беседует с тобою лань любви и жребя твоих наслаждений: Источник твоей воды да будет у тебя свой собственный" (Причт.5:19,18). Имея чистый источник воды, для чего ты бежишь к болоту, наполненному грязью, пахнущему геенною и невыразимым наказанием? Какое ты будешь иметь оправдание, какое прощение? Если предающиеся блуду прежде брака осуждаются и наказываются, подобно тому человеку, который был одет в грязные одежды, то тем более – после брака. Здесь бывает двойное и тройное преступление, как потому, что они, наслаждаясь удовольствием, устремились к такому распутству, так и потому, что это дело не только блуд, но признается и прелюбодеянием; это тяжелее всякого греха. Будем же постоянно повторять это и самим себе и женам; поэтому и я заключу речь теми же словами: "но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" (1Кор.7:2-4). Тщательно соблюдая эти слова, и на площади, и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде, будем и сами стараться, и жен научать, и мы говорить, и нам говорить так, чтобы, целомудренно прожив настоящую жизнь, сподобиться нам и царства небесного, благодати и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу, со Святым Духом, слава во веки веков. Аминь».

 
LukaДата: Четверг, 03.03.2011, 17:46 | Сообщение # 6
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
Свт.Дмитрий Ростовский:
"О том, чтобы не порабощаться
блудными помыслами и скверными похотями

1. Не обуревайся блудными помыслами и скверными похотями и делами — да не отпа­дешь от Бога. Не соревнуй делающим это — да не явишься безумнейшим безумных. По­пущено это людям на малое время, чтобы они, познавши суету, избирали себе лучшее. Но возлюби всем сердцем чистоту и целомуд­рие — да чисто прилепишься к Чистому, по­казавшему в Себе образ чистоты и целомуд­рия, с Которым и пребудешь в неразлучной любви во веки веков, наслаждаясь Божест­венною славою.

2. Не раскаивайся в своем намерении и христианском (иноческом) обещании, но приноси Богу благодарение, что Он освобо­дил тебя от уз плотской работы и привел тебя в сие честное обещание, в ограду Своих сло­весных овец, и дал тебе власть быть чадом Его и беспрепятственно шествовать к горне­му присносущному наслаждению. Если вели­ка честь у людей работать земному царю и иметь его благословение, то не больше ли че­сти сей — угождать Царю небесному и быть всегда в Его любви?!

3. О, насколько лучше и честнее жить по Богу чистою ангельскою жизнью и быть выше плотского смешения (сплетения)?! Никакого нет удивления и похвалы жить по плоти, ибо так живут не только христиане, но и язычни­ки, и звери и скоты. А жить чисто — ангель­ски, во Едином Боге, — есть дело преславное, ибо так жили святые — и соединились с Бо­гом, и соделали на земле дела славные, и про­светились в мире, как солнце, и ныне почивают во веки вечные в непрестанной радости. Ничего нет великого — жить по плоти: совне смотрящим кажется прелестным — любимым, но посмотревшим глубже внутрь представля­ется и есть весьма мерзостна: тут тягота сове­сти, помрачение разума, бессмысленная связь, недоумение, порабощение, а при смер­ти великая скорбь и отягчение для души.

4. Самое лучшее мирское житие по плоти нельзя сравнить с чистым ангельским, цело­мудренным житием. Будет ли доброе и со­гласное житие по плоти в супружестве, а тем более несогласное — бессмысленное порабо­щение, по рукам и ногам связание, — есть злейшее всех мучение: не родятся дети? Пе­чаль. Родятся? Сугубое попечение. Хорошие дети вызывают опасение и заботы. Дурные дети производят сильнейшее томление ду­ши — сугубую скорбь и печаль и о здешней временной, злой жизни и о неизвестности получения тамошней. Одинокий же (иночеству­ющий) и живущий в Боге, чисто, во всем ми­рен и беспечален. Ему удобнее получить спа­сение, ибо он ничем не связан, не порабощен плотскою страстию, всегда поучается о Боге, всегда готов и умереть: проводив день, благо­дарит Господа, достигнув вечера и ночи, мо­лится. Ничто ему не препятствует, ничто не возбраняет: управляя свою жизнь мерою правою, он живет, как в раю.

5. Обрати внимание, какое утешение приносит плотская любовь и сласть: кратко­временная сласть, а потом тяжесть, кратко­временная похоть, а потом мерзость, кратко­временная красота, а потом гной, кратковре­менная потеха, а потом скорбь — и так повсегда душа непрестанно смущается и вол­нуется. Отвергнувший же все это и приле­пившийся к Господу истинною любовию ни о чем не печалится и не болезнует. Плотские, скотские похоть и любовь безумны и во всем слепы. Часто человек пленяется и связуется, но не знает, для чего связуется плотскою по­хотию: она ни жизни вечной не дает, ни чес­ти и славы не приносит, а, напротив, лишает; пленяется ли безумно ради красоты, но ее со­здал Бог, ради ли благолепия и добрых ка­честв, но и сие все устроил Бог. Итак, к Богу, все сотворившему, более всего подобает при­лепляться, потому что все от Него, а не от тленной твари.

6. Зачем ты прилепляешься к твари, а не к Творцу твари? Больше почитаешь тварь, не­жели Создавшего ее? Кто восхваляет какое-нибудь дело больше того, кто сделал оное? Когда мы видим какое-либо художественно сделанное дело, не все ли говорим: о, как хо­рош и премудр художник, сделавший сие де­ло! Не все ли удивляемся и восхваляем ху­дожника больше, чем сделанное им дело, делу же удивляемся меньше (не зело), потому что дело не само себя сделало и никогда не может сделать? Так и в делах Божиих мы должны удивляться Богу, и прославлять Его, и к Нему всею душою прилепляться, а не к твари тленной. Если же будешь хвалить тварь, то больше восхваляй сотворившего ее, ибо тварь истлеет и в прах и пепел обратит­ся — Господь же Един вечен, пребывающий во веки веков. Итак, ты не очень должен лю­бить тварь, потому что тварь не сама себя со­творила. Если же и прекрасна тварь, то не са­ма себя так украсила; если она и благолепна, то не сама себя такою сотворила. Потому прилепляйся всем сердцем к Творцу и Созда­телю всей твари, от Которого и ты весь зави­сишь. В другом чем-либо нигде ты не най­дешь вечного покоя и тихого пристанища, как только в одном Господе Боге и в Его пре­святой благодати. Ибо привязанность к твари есть смерть, а прилепление к Творцу твари есть жизнь и присносущная радость.

7. Многие были, исполняющие плотские похоти, и истлели, и теперь исполняющие их все истлеют. Не продолжится плотская лю­бовь и похоть вечно, и временная красота не останется такою, чтобы не обратиться в тле­ние; не пребудет богатство навсегда, пройдет и слава, ибо придет смерть и все это погубит, как сказал некто: «Мир сей и все настоящее скоро изменяется, и похоть плотская, и всякое земное наслаждение, как тень, проходит. Нет никакой плотской похоти и любви, которая не обратилась бы в тяготу; нет временной красо­ты, которая не изменилась бы в тление; нет плотской сласти, которая бы не претворилась в мерзость; нет нигде прочного успокоения, кроме Единого истинного Бога, как сказано пророку Илии на горе Хоривской: "Не было Господа в буре страстей, не было Его в огне и разжении блуда, не было в вихре всякого гре­ховного сладострастия; но в дыхании тонкого света, бесстрастия и чистоты; — там Господь и благодать Его, там и покой вечный"».

8. Сколько было в мире красивых лиц, и все они истлели; сколько было благолепных тварей, и все они миновали; сколько было благоугодных и любимых созданий, и все они обратились в смрад и гной: миновали, как ни­когда не бывали. Но в будущей жизни не же­нятся, ни замуж не выходят и уже не могут любить друг друга любовию плотскою, а бу­дут, как ангелы Божий, вечно радоваться и веселиться об Одном только Господе Боге. Не будут утешаться ни любовию, ни похотию плотскою, но Одним только Господом и бла­годатью Его.

9. Воистину сии похоть и любовь плот­ская, за которыми следует тягота, суть окаян­ные. Воистину суетна сия сладость, которая влечет за собою горесть. Суетна сия красота, которая обращается в смрад и гной, которая не дает ни покоя, ни жизни вечной, а — напро­тив — отнимает их. Напрасно человек думает утешаться тем, что скоро проходит; напрасно прилепляется душою к тому, что не вечно пре­будет с ним; напрасно будет прилагать сердце свое к тому, что, как тень, мимоходит.

10. О, как хорошо жить чисто, по-ангель­ски, безмятежно и беспечально, вместе с ан­гельскими и преподобными ликами! Так жи­вущей душе Господь обещал жизнь вечную и упокоить ее вечным упокоением, дарует ей присносущную радость и непрестанное весе­лие, скажет ей: прииди, вся добрая, ближняя моя, и порока несть в тебе (Песн.4:7). И бу­дет ей там пищею, питием и присносущным наслаждением благодать Пресвятого Духа. Таковые воспоют пред престолом Божиим песнь новую, которой никто иной не может петь, как только те, которые не осквернились с женами и суть девственники, говорит Тай­новидец (Апок.14:1-4). "

Добавлено (03.03.2011, 17:46)
---------------------------------------------
"О том, что во всем должно следовать разуму и
рассуждению, а не безсловесной плоти

1. Пред всеми вещами и во всех делах (ве­щах) да предваряет и предходит у тебя всегда правый разум и рассуждение — и ты никогда ни в чем не прельстишься, будешь выше всех прелестей. Как все внешние вещи не могут быть зримы без очей, так и внутренние ду­ховные предметы могут быть разумеваемы только разумом и умным рассмотрением.

2. Не начинай и никогда ничего не делай, пока, соединяясь молитвенно с Богом, не рас­судишь. Ибо ничто не делает человека так не­преткновенным и непоползновенным — во всех вещах, как правый разум и рассуждение. Да смыслиши о всех, яже аще дееши, сказал Господь Иисусу Навину.

3. Как слепой ходит небезопасно, так и безумный ничего доброго не делает. Поэтому не повинуйся плотской похоти и желанию, но следуй всегда и во всякой вещи одному толь­ко разуму и рассуждению.

4. Первейшая причина Адамова падения, как сказано, есть неразумие. Если бы он по­рассудил о данной ему от Бога заповеди, если бы последовал разуму, то не сделал бы пре­слушания — не прельстился бы вкушением от заповеданного древа.

5. Последуя разуму и рассуждению, ни­кто не может пасть, а неимеющий правого ра­зума не может ничего доброго сделать. Как начало и корень всякому греху суть безумие и безсловесное непознание себя, так и начало и корень всякому добру суть правый разум и рассуждение.

6. Слепой внешними очами во всех путях своих много и различно спотыкается; так и неимеющий правого разума, не следуя рас­суждению, всегда ходит во тьме неразумия и греха. А познавший себя и видящий мыслен­ный свет всегда и во всем бывает без претк­новения.

7. Что есть грех? Действие плотской по­хоти. А что есть действие плотской похоти? Не что иное, как безумие. Никто не грешит, как только находящийся в безумии и нерас­суждении: всякое добро делается в разуме, а всякое зло в неразумии.

8. Всякий грех всегда предваряется безу­мием, а добродетелям и благодеяниям пред­шествует разум. Неразумие никогда не даст человеку покоя и совершенного утешения, если сам разум своим просвещением не успо­коит и не утешит душу. Как слепому нельзя иметь покоя, пока не видит света, так и безумному нельзя быть спокойным до тех пор, пока не придет в разум.

9. Тем более разум и рассуждение долж­но предпочесть всем добродетелям, потому что в разуме и рассуждении заключается на­чало и причина всякому добру; так что и до­бродетель не может быть, как должно, доб­родетелию, если сему делу (доброделанию) не будут помогать и руководить им разум и рассуждение.

10. Как из всех естественных чувств зре­ние видимого есть превосходнейшее и радо­стнейшее, так и во всем мысленном и разуме­ваемом превосходнейшими и утешительней­шими суть разум и познание всех вещей.

Вот в чем и жизнь вечная! Вот в чем и от­падение, и принятие томления! "
http://dearfriend.narod.ru/books/other/dr/08.html

 
LianaДата: Вторник, 17.05.2011, 20:33 | Сообщение # 7
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Luka)
Может ли пасть целомудренный?

Иосиф не пал.
http://www.pravlib.ru/books.html
Блаж. Августинъ Иппонійскій: "Святыя чтенія и божественныя изреченія, которыя мы только что слышали, братія, пусть напечатлѣются въ мысляхъ нашихъ. Пусть не исчезнутъ они безъ слѣда для насъ, но послужатъ намъ къ нѣкоторому назиданію; потому что, если и птичка находитъ себѣ жилье, и ласточка гнѣздо себѣ, гдѣ положитъ птенцовъ своихъ (Псал. 83, 4), то не тѣмъ ли болѣе слово Божіе и милосердіе Божіе должны находить мѣсто у насъ?

Вотъ мы слышали чтеніе о Сусаннѣ. Пусть же возрастаетъ стыдливость супружеская; пусть опирается она на такой крѣпкій фундаментъ и укрѣпляется такою стѣною, чтобы изгонять всѣхъ злоумышляющихъ противъ нея и изобличать лживыхъ свидѣтелей. Осталась чистой женщина, которая должна бы умеретъ, если бы не было того, кто видѣлъ, что скрыто было отъ судей. Записаны слова, сказанныя ею въ саду, мѣстѣ ея прогулки, каковыя слова не слышалъ никто, кромѣ тѣхъ двухъ, хотѣвшихъ посягнуть на честь чужой женщины и измыслившихъ ложное свидѣтельство на нее. Только они двое слышали эти слова: тѣсно мнѣ отовсюду; ибо если я сдѣлаю это, смерть мнѣ; а если не сдѣлаю, то не избѣгну отъ рукъ вашихъ. Лучше для меня не сдѣлать этого и впасть въ руки ваши, нежели согрѣшить предъ Господомъ (Дан. 13, 22). Съ презрѣніемъ отнеслась она къ тому, что слышала, потому что боялась Того, Кого не видѣла. Конечно, Божественному взору Его она была видима, а не такъ, чтобы Богъ не видѣлъ ея, какъ она не видѣла Бога. Видѣлъ Богъ то, что Самъ создалъ, наблюдалъ за созданіемъ Своимъ, обиталъ въ храмѣ Своемъ, Самъ былъ въ немъ и отвѣчалъ злоумышленникамъ. Потому что, если бы оставилъ женщину — источникъ цѣломудрія, погибло бы и самое цѣломудріе ея. Тѣсно мнѣ отовсюду, говоритъ она. Однакоже, знала Того, Кто могъ удержать ее отъ малодушія и оградить отъ коварства лукавыхъ свидѣтелей, какъ бы отъ пагубнаго вѣтра. Цѣломудріе ея не потерпѣло крушенія, потому что Господь былъ кормчимъ. Вотъ послышался крикъ, сбѣжались и пошли на судъ. Домашніе повѣрили лживымъ свидѣтелямъ. И хотя прежняя ея чистота, незапятнанная жизнь, казалось, представляла достаточное доказательство ея цѣломудрія, однако не вѣрить тѣмъ старѣйшинамъ (свидѣтелямъ) казалось нечестіемъ. Никакого подобнаго слуха никогда не было о Сусаннѣ. Они — ложные свидѣтели, но пока это было извѣстно лишь Богу. Одному вѣрили домашніе, а другое видѣлъ Богъ. Но что видѣлъ Господь, того не знали люди. Казалось справедливымъ вѣрить старѣйшинамъ-лжесвидѣтелямъ. Итакъ, предстояло для Сусанны умереть. Впрочемъ, даже если бы и умерла плоть, цѣломудріе все-таки было бы увѣнчано. Но услышалъ Господь молящуюся, не допустилъ умереть ей, удержалъ ее отъ прелюбодѣянія. Господь возбудилъ святый духъ Даніила, юнаго возрастомъ, но крѣпкаго благочестіемъ. Такъ какъ почивалъ въ немъ духъ пророческій, онъ тотчасъ же замѣтилъ коварство свидѣтелей. Но нужно было доказать другимъ то, что ему самому было видно. Они — ложные свидѣтели, сказалъ пророкъ, возвратитесь въ судъ. Но что они были ложные, это зналъ лишь тотъ, коему открыто было Духомъ Святымъ. Нужно было показать это другимъ. И вотъ, желая обличить лжесвидѣтелей, Даніилъ проситъ, чтобы они отдѣлены были одинъ отъ другого. Затѣмъ спросилъ ихъ поодиночкѣ. Хотя и была у нихъ одна страсть, но не успѣли они придти еще къ полному единомыслію. Одинъ, будучи спрошенъ, подъ какимъ деревомъ видѣлъ онъ прелюбодѣевъ, отвѣтилъ, что подъ мастиковымъ, а другой, — что подъ дубомъ. Разногласіе свидѣтелей открыло истину и спасло невинность.

2. Впрочемъ, невинность, какъ я сказалъ уже, братія, все равно была бы увѣнчана и прославлена, хотя бы тѣло, нѣкогда имѣющее умереть, и было умерщвлено. Вѣдь, всѣ мы умремъ. И всякій, кто хочетъ избѣжать смерти, не то дѣлаетъ, чтобы уничтожить смерть, но лишь откладываетъ то, что должно быть. Всѣхъ держитъ смерть въ своей власти. Всѣ мы должны воздать долгъ, унаслѣдованный нами отъ Адама. И если не умираемъ, Заимодавцемъ дается не освобожденіе отъ этого долга, а лишь нѣкоторая отсрочка его. Сусанна была благочестивая женщина и цѣломудренная судруга, а все же нѣкогда должна была умереть. Но если бы она и умерщвлена была даже, то въ чемъ пострадало бы ея цѣломудріе, когда бы тѣло предано было погребенію, а невинность ея была бы принесена Богу и награждена Имъ? И станете ли вы думать, что безцѣннымъ чѣмъ-то является то, что ложные свидѣтели не одержали верха надъ невинной? Нѣтъ, не составляетъ это чего-нибудь особенно великаго. Великая заслуга ея въ томъ, что она не погрѣшила предъ Богомъ. Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ былъ оклеветанъ и распятъ. Но хотя ложные свидѣтели на одинъ моментъ и восторжествовали, однако, какой вредъ могли причинить они имѣющему воскреснуть Господу? Итакъ, примѣромъ Своимъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ немощной плоти Своей, въ образѣ раба, который принялъ для освобожденія раба, для отысканія заблудшаго, для искупленія тлѣннаго, для спасенія погибающаго, показалъ примѣръ рабу, чтобы не страшиться ложныхъ свидѣтелей и не бояться, когда другіе вѣрятъ имъ. Могутъ они пустить ложный слухъ, но не могутъ уязвить чистую совѣсть. Вѣдь, спасены же были три отрока изъ пещи огненной; Господь былъ съ ними. Въ огнѣ ходили они невредимыми, кругомъ охваченные пламенемъ, и не сгорая, въ самомъ пламени воздавая хвалу Богу, и вышли оттуда цѣлыми; Господь былъ съ ними (Дан. гл. 3). Но развѣ не былъ Господь и съ братьями Маккавейскими (2 Макк. гл. 7) ? Тѣ вышли изъ огня невредимыми, а эти скоро сгорѣли. И тѣ и другіе испытаны были, — эти, лишившись своей плоти, а тѣ, оставшись съ неповрежденнымъ тѣломъ, но тѣ и другіе получили награду. Навуходоносоръ далъ обѣщаніе, что, если три мужа останутся цѣлыми въ пламени, онъ увѣруетъ въ Бога ихъ. И Кто могъ спасти ихъ на глазахъ всѣхъ, могъ и увѣнчать втайнѣ. Но если бы Онъ прославилъ ихъ втайнѣ, не спасъ бы царя, который, былъ столь жестокимъ. Спасеніе тѣла ихъ, такимъ образомъ, послужило къ спасенію его души. Тѣ, прославляя Бога, избѣжали огня вещественнаго; этотъ же, увѣровавъ въ Бога, избѣжалъ геенны огненной. Больше, слѣдовательно, дано было царю, нежели отрокамъ. Антіохъ же, подвергшій мученію Маккавеевъ, не былъ достоинъ такой милости. Поэтому, въ то время, какъ они умирали отъ огня и мученій, онъ ликовалъ. Но всякій возвышающій самъ себя, униженъ будетъ (Лук. 18, 14).

3. Кто избавилъ цѣломудренную Сусанну, вѣрную жену, отъ ложнаго свидѣтельства старѣйшинъ, Онъ же очистилъ и Дѣву Марію отъ ложнаго подозрѣнія обручника Своего. Оказалась Она непраздной, хотя и не имѣла мужа. Чрево Ея было непразднымъ, а дѣвственное цѣломудріе оставалось нетронутымъ. Начальника вѣры зачала Она вѣрою, приняла въ тѣло Свое Бога, Который не допустилъ до оскверненія этого тѣла. Обручникъ же Ея, какъ человѣкъ, пришелъ въ подозрѣніе. Онъ, съ одной стороны, зналъ, что это не отъ него; съ другой, — подозрѣвалъ прелюбодѣяніе и вразумленъ былъ уже ангеломъ. Почему онъ достоинъ былъ получить вразумленіе отъ ангела? Потому что подозрѣніе въ немъ было не злорадное, не то лукавое подозрѣніе, о которомъ говоритъ апостолъ (1 Тим. 6, 4). Лукавыя подозрѣнія свойственны клеветникамъ, доброжелательныя подозрѣнія — руководителямъ. Позволительно всякому имѣть дурныя подозрѣнія о сынѣ, но неприлично клеветать на сына, и хотя подозрѣваютъ иногда дурное, но все же желаютъ найти доброе. Кто имѣетъ доброжелательное подозрѣніе, тотъ хочетъ, чтобы оно не оправдалось, и очень радуется, когда подозрѣніе его окажется ложнымъ. Таковъ былъ Іосифъ по отношенію къ Маріи, съ Которой онъ не имѣлъ тѣлесной связи, хотя духовно (вѣрою) и былъ соединенъ съ Нею. Такъ явилось ложное подозрѣніе и относительно Дѣвы Маріи. Но какъ Сусанну въ лицѣ Даніила защитилъ Духъ Святой, такъ и Дѣву Марію защитилъ ангелъ, который сказалъ Іосифу: не бойся принять Марію, жену твою, ибо родившееся въ Ней есть отъ Духа Святаго (Матѳ. 1, 20). Снято подозрѣніе, потому что нашлось заступленіе.

4. Итакъ, если нѣсколько ранѣе могли радоваться супруги за Сусанну, то пусть также теперь радуются и дѣвы за Марію. И тѣ и другія пусть хранятъ цѣломудріе, первыя — супружеское, вторыя — дѣвическое: то и другое имѣетъ цѣну въ очахъ Божіихъ, хотя дѣвическое цѣломудріе и бóльшую, нежели супружеское. Однако, то и другое пріятно Богу, потому что есть даръ Божій. И тѣ, и другіе достигаютъ вѣчной жизни, но не одну и ту же честь получатъ, не одно и то же достоинство, не одну и ту же награду. Вѣдь, такъ же точно будетъ въ жизни вѣчной и въ Царствѣ небесномъ, какъ бываетъ, напримѣръ, на небѣ. На небѣ сіяютъ звѣзды, — такъ и въ Царствѣ небесномъ будутъ одни лишь достойные вѣрующіе. Жизнь будетъ равно вѣчная для всѣхъ. He будетъ жить тамъ одинъ больше, другой — меньше, когда всѣ мы будемъ жить безконечно. Динарій, который получатъ дѣлатели въ виноградникѣ и тѣ, которые пришли въ виноградникъ рано, и тѣ, которые пришли поздно (Матѳ. 20, 9-10), — означаетъ награду жизни вѣчной, которая одинаково будетъ для всѣхъ. Но посмотрите на небо, вспомните слова апостола: есть, говоритъ онъ, тѣла небесныя и тѣла земныя, но иная слава небесныхъ, иная земныхъ, иная слава солнца, иная слава луны, иная звѣздъ; и звѣзда отъ звѣзды разнятся во славѣ. Такъ и при воскресеніи мертвыхъ (1 Кор. 15, 40-42). Итакъ, братія, каждый пусть подвизается въ этомъ вѣкѣ, соотвѣтственно тѣмъ способностямъ, какія получилъ, чтобы наслѣдовать блаженство въ вѣкѣ будущемъ, Въ супружествѣ ты ожидай меньшаго блаженства, низшей награды, но не отчаявайся въ вѣчномъ Царствѣ. Однакоже удовольствія супружества должны быть, по возможности, уменьшены у тебя. Развѣ отъ того, что женатъ ты, не слѣдуетъ сознавать тебѣ, что ты странникъ въ этомъ мірѣ, развѣ не должно помнить о смерти и о томъ, что придется оставить ложе удовольствія? Будь внимателенъ и смотри, куда ты направляешься, — къ бѣдствіямъ ли мученій или къ блаженству вѣчности. Будь же бдителенъ и сохраняй, чтó получилъ; неси бремя свое, потому что легко оно, если любишь его, и тяжело, если ненавидишь. Потому что не напрасно говоритъ Господь и только истинно воздержаннымъ говоритъ: пріидите ко Мнѣ всѣ труждающіеся и обремененные, и Я упокою васъ. Возьмите иго Мое на себя и научитесь отъ Меня, ибо Я кротокъ и смиренъ сердцемъ, и найдете покой душамъ вашимъ. Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко (Матѳ. 11, 28-30), — легко для любящаго, тяжко для отвергающаго. Возложилъ ли ты иго Господне на шею свою? Легко оно, если охотно принимаешь, и тяжко, если неохотно возлагаешь его. И развѣ Сусанна та не искушалась въ своемъ цѣломудріи оттого, что была замужемъ? Неужели тѣ только въ этомъ отношеніи не испытываются, которыя состоятъ въ замужествѣ? Вотъ Сусанна имѣла мужа, однако искушалась и боролась въ своемъ искушеніи. Тѣсно мнѣ отовсюду, говоритъ она. Страшилась умереть вслѣдствіе ложнаго свидѣтельства, но вмѣстѣ съ тѣмъ страшилась получить дѣйствительную духовную смерть отъ Бога. Вслѣдствіе ложнаго свидѣтельства лишилась бы она этой временной жизни, а судомъ Божіимъ подвергнута была бы вѣчному наказанію. Взвѣшиваетъ она свое положеніе, борется. Испугалась сначала и обдумываетъ; обдумываетъ и борется, борется и побѣждаетъ. Тѣмъ самымъ научила она женщинъ, состоящихъ въ супружествѣ, противиться искушенію, научила бороться, научила страдать и молиться.

Добавлено (17.05.2011, 20:33)
---------------------------------------------
5. Но если такія свидѣтельства Священное Писаніе представляетъ о женщинахъ, то не забыло оно и о мужахъ и у нихъ находитъ оно примѣръ для подражанія. Мы видѣли Сусанну подвергшуюся соблазну со стороны мужей, посягавшихъ на ея честь, видѣли ее, борющуюся. Это чтеніе о Сусаннѣ было какъ бы зрѣлищемъ для души нашей; видѣли мы борца, съ цѣломудреннымъ духомъ, вступившую въ битву героиню. Будемъ же торжествовать вмѣстѣ съ побѣдительницей побѣду надъ побѣжденнымъ. Вотъ имѣютъ благочестивыя жены примѣръ, которому могутъ подражать. Но пусть они считаютъ себя обязанными Богу тѣмъ, что сохраняютъ, Тому, Кто видитъ то, чего супругъ можетъ и не замѣтить. Мужъ часто отсутствуетъ, а Богъ всегда видитъ. И если иногда супругъ, такъ какъ онъ — человѣкъ, подозрѣваетъ ложное, пусть молится тогда жена за мужа своего, подозрѣвающаго ложное. Пусть молится, чтобы онъ избавился отъ подозрѣнія. Ложное подозрѣніе мужа не замыкаетъ очей Божіихъ. Совѣсть ея открыта передъ Творцомъ. За временныя страданія воздаетъ Онъ вѣчное блаженство. Но пусть молится она и за мужа и постарается имѣть не только добрую жизнь, но и добрую славу. Доброй жизнью невинность освобождается отъ осужденія, а добрая слава и другихъ спасаетъ отъ заблужденія и грѣха, отъ ошибочнаго приговора, подобнаго тому, какъ ошиблись судьи, осудившіе Сусанну; и Даніилъ, или лучше, чрезъ Даніила Господь избавилъ отъ грѣховной смерти скорѣе судей тѣхъ, нежели Сусанну. Избавилъ ее, но отъ временной муки. Избавилъ ихъ, чтобы они, вслѣдствіе дурного суда и осужденія, не подверглись вѣчному наказанію отъ Того Судьи, Коего никто не можетъ обольстить, и отъ Котораго никакъ нельзя укрыться.

6. Я уже сказалъ о мужахъ, что и они не оставлены безъ примѣра. Мужи цѣломудренные, мужи боящіеся Бога, мужи, довольствующіеся своими женами, мужи, не оскверняющіе того, относительно чего не желаете, чтобы оно у васъ было осквернено, мужи, соблюдающіе вѣрность, которую требуете отъ другихъ, ждите и вы отъ меня того, чего ожидали жены ваши во время чтенія о Сусаннѣ. He оставило и васъ безъ примѣра Божественное Писаніе. Онѣ, жены, слышали о Сусаннѣ и радовались ея побѣдѣ. Посмотрите на Іосифа, не того Іосифа, коему обручена была Дѣва Марія, родившая Христа, потому что и онъ подвергся искушенію подозрѣнія и исправленъ былъ послѣ того ангеломъ. О другомъ Іосифѣ Писаніе свидѣтельствуетъ еще, о томъ, коего хотѣла обольстить жена безстыдная. Полюбила она его, прекраснаго, не чистымъ, но развращеннымъ пожеланіемъ, не способнымъ видѣть красоты внутренней, духовной. Полюбила красоту тѣла, но не чистоту духа. Полюбила чужого, раба своего мужа, но не возлюбила хранящаго вѣрность господину своему. Какъ тебѣ кажетея, его ли любила она или скорѣе себя самое? Я думаю, что ни его, ни себя. Если бы его любила, зачѣмъ хотѣла его погубить? Если бы себя любила, зачѣмъ хотѣла погибнуть? Такимъ образомъ, не любила она ни его, ни себя. Ядомъ похоти горѣла она, a не огнемъ любви. Но онъ могъ видѣть то, чего она не могла. Еще прекраснѣе онъ былъ душею, чѣмъ тѣломъ, прекраснѣе красотою сердца, нежели наружной красотою тѣла. Куда не могли проникнуть взоры той женщины, тамъ самъ наслаждался онъ собственною красотою. Дорожа внутреннею красотою цѣломудрія, какъ онъ могъ бы допустить осквернить ее, обезчестить грязнымъ поползновеніемъ той женщины? Любила она, но любилъ и онъ; и выше было то, чтó онъ любилъ, нежели, что любила она, потому что видѣлъ онъ, чего она не видѣла.

7. Если хочешь знать ты, что такое духовная красота цѣломудрія, если имѣешь нѣкоторую способность глазъ различать ее, я нѣсколько поясню тебѣ это: красоту ту любишь, вѣдь, ты и въ женѣ твоей. He старайся же издѣваться въ чужой женѣ надъ тѣмъ, что любишь въ своей. Но что именно любишь ты въ твоей женѣ? Конечно, цѣломудріе. He терпишь его въ чужой женѣ и любишь въ своей?! Его, цѣломудрія, не терпишь въ чужой, когда хочешь погубить чистоту ея. Но не тó ли хочешь погубить въ чужой женѣ, что цѣнишь въ своей? Какъ будешь требовать чистоты, будучи убійцей цѣломудрія? Охраняй же и въ другой то, что оберегаешь въ твоей. Люби цѣломудріе болѣе, нежели тѣло. Но, можетъ быть, воображаешь ты, что въ женѣ твоей болѣе цѣнишь ты тѣло ея, а не чистоту души, — низкое это оправданіе. Но и здѣсь я не оставляю тебя безъ примѣра, такъ какъ, думаю, что ты именно цѣломудріе болѣе цѣнишь въ женѣ твоей, нежели красоту ея тѣла. Но чтобы показать тебѣ, что ты безусловно цѣнишь чистоту души болѣе, нежели тѣло, вотъ указываю тебѣ на дочь твою, въ которой ты цѣломудріе уважаешь болѣе, нежели красоту тѣла. Кто изъ людей не хочетъ, чтобы дочери ихъ были цѣломудренными? Кто не радуется цѣломудрію дочерей своихъ? Неужели и здѣсь любишь ты тѣло? Но развѣ ты вожделѣешь прекраснаго тѣла тамъ, гдѣ ужасаешься преступнаго кровосмѣшенія? Вотъ доказалъ я тебѣ, что ты цѣнишь чистоту душевную. Если же такъ, то чѣмъ ты досадилъ себѣ, что не любишь чистоты душевной въ себѣ самомъ? Вѣдь, ты же получаешь пользу отъ этого. Итакъ, люби въ себѣ то, что любишь въ твоей дочери, — это же люби и въ чужой женѣ, потому что и дочь твоя будетъ нѣкогда чужою женою. Люби чистоту и въ себѣ самомъ. Если полюбишь ты чужую жену, не будешь тотчасъ имѣть ея. Если же полюбишь цѣломудріе, тотчасъ будешь владѣть имъ. Итакъ, люби цѣломудріе, чтобы достигнуть вѣчнаго блаженства.

8. Но можетъ быть, случится тебѣ подвергнуться такому искушенію: полюбитъ тебя женщина безстыдная, поймаетъ тебя гдѣ-нибудь наединѣ и постарается вынудить у тебя объятія. Если не согласишься, будетъ угрожать наказаніемъ вслѣдствіе наговора. Такъ поступили лжесвидѣтели съ Сусанной. Такъ же поступила съ Іосифомъ жена господина его. Но взирайте при этомъ на Того, на Кого взирали Сусанна и Іосифъ. Неужели оттого, что нѣтъ ни одного свидѣтеля, и Бога нѣтъ тамъ? Его именно взора не хотѣлъ оскорбить Іосифъ, взора Господа Своего, пребывающаго съ нимъ. He хотѣлъ онъ согласиться на недозволенное соложничество съ безстыдной женщиной, отгналъ чужое вожделѣніе, сохранилъ свое цѣломудріе. Сдѣлала она, однако, то, чѣмъ угрожала, наклеветала мужу своему, и онъ повѣрилъ ей, до такой степени долготерпитъ Господь. Іосифъ заключается въ темницу, содержится какъ преступникъ, хотя и не согрѣшилъ предъ Господомъ. Но и тамъ Господь былъ съ нимъ, потому что онъ не былъ виновенъ. Помогалъ Господь Іосифу, страждущему. А что не тотчасъ помогъ, сдѣлалъ это для того, чтобы больше прославить его, и достойно прославилъ того, кого испыталъ терпѣніемъ. Правда, долженъ былъ праведный Іосифъ за свое цѣломудріе претерпѣть нѣчто жестокое и обидное. Но если бы полюбилъ онъ бестыдную женщину, готовъ былъ бы, конечно, претерпѣть за нее горечи; и она не оцѣнила бы его любви къ ней, если бы онъ не готовъ былъ потерпѣть за нее, и не отвѣчалъ бы взаимностью на любовь ея, или, лучше сказать, не на любовь, а на злую похоть. Еще болѣе она воспылала бы къ нему, когда бы видѣла, что онъ возгорѣлся такою любовью къ ней, что не отказался бы перенесть за то какія бы то ни было страданія. Если такъ за безстыдную женщину, то насколько же болѣе слѣдовало быть готовымъ пострадать за цѣломудріе? Поэтому, хорошо, что Господь не поспѣшилъ здѣсь со своей помощью, съ цѣлію ободрить человѣка, чтобы онъ и самъ собой доходилъ до сознанія истинной славы. Отъ Бога же ничто не скрыто.

9. Итакъ, въ томъ хочу убѣдить любовь вашу, братія, чтобы прежде всего вожделѣніямъ плотскимъ и радостямъ этого вѣка, суетѣ, непостоянству и прелестямъ настоящей жизни предпочитали вы красоту, сладость и удовольствіе мудрости, красоту стыдливости и чистоты. Это — сокровища, хранящіяся въ сокровищницѣ небесной. Это — драгоцѣнные свѣтлые алмазы, блестящіе предъ очами Божіими, и вы увидите ихъ, если взоры ваши будутъ способны къ тому. Предпочитайте же ихъ превратнымъ и непозволеннымъ удовольствіямъ. И если испытаніе достигнетъ такой мѣры, что вамъ нужно пострадать, братія мои, то кто не будетъ страдать за свои сокровища? Кто не будетъ страдать за поле свое и даже за одну пядь земли своей? Если готовы страдать вы за эти предметы, коими вы даже не можете распорядиться, которыхъ часто еще при жизни лишаемся мы, и которые послѣ нашей смерти переходятъ къ нашимъ врагамъ, — если за эти блага (если только можно назвать благами то, что не дѣлаетъ никого блаженнымъ) люди спокойно переносятъ разныя невзгоды, то почему не страдать за сокровища небесныя, за тѣ сокровища, которыхъ никакія несчастья не могутъ лишить насъ? Праведникъ, лишившійся имущества, становится и бѣднымъ и богатымъ.

10. Такимъ богатствомъ изобиловалъ праведный Іовъ. Все погибло у него вдругъ; ничего не осталось въ домѣ, чѣмъ богатъ онъ былъ передъ тѣмъ. Внезапно сталъ онъ нищимъ, во прахѣ, съ головы до ногъ покрытый червями. Что больше этого несчастія? Но что больше и внутренняго блаженства Іова? Потерялъ онъ все, что далъ ему Богъ, но имѣлъ Самого, давшаго все Бога. Нагъ, сказалъ онъ, я вышелъ изъ чрева матери моей, нагъ и возвращусь. Господь далъ, Господь и взялъ; какъ угодно было Господу, такъ и сдѣлалось... Да будетъ имя Господне благословенно! Конечно, онъ былъ бѣденъ? Конечно, ничего не имѣлъ. И если ничего не имѣлъ, то о какомъ сокровищѣ возносились эти драгоцѣнныя хвалы Богу? Послѣ того, какъ уже было все отнято, Онъ оставилъ ему еще жену-искусительницу, оставилъ Еву. Но то былъ не Адамъ. И какимъ онъ оказался тогда? Какъ отвѣчалъ на злословіе жены? Ты говоришь, сказалъ онъ ей, какъ одна изъ безумныхъ. Неужели доброе мы будемъ принимать отъ Бога, а злаго не будемъ принимать? О, мужъ, сгнивающій и невредимый! О, зловонный и прекрасный! О, изъязвленный и здравый! О, въ пеплѣ сѣдящій и на небѣ царствующій! Если любимъ мы его, будемъ ему подражать, а чтобы подражать, будемъ терпѣть. И если въ терпѣніи станемъ ослабѣвать, будемъ молиться о помощи. Поможетъ борющемуся Тотъ, Кто допустилъ борьбу. Не такъ требуетъ Богъ отъ тебя борьбы, какъ толпа отъ гладіатора: кричитъ, но не умѣетъ помочь; не такъ, какъ любитель зрѣлищъ ожидаетъ атлета, — приготовляетъ вѣнокъ изъ цвѣтовъ, но не знаетъ, какъ поддержать силы атлета, когда онъ будетъ ослабѣвать, не знаетъ, потому что человѣкъ онъ, а не Богъ. И, можетъ быть, самъ онъ, пока смотритъ, болѣе страдаетъ, нежели тотъ, кто борется. Богъ же помогаетъ слугамъ Своимъ, когда они взываютъ къ Нему. Вотъ голосъ подвижника Его въ псалмѣ: Когда я говорилъ: колеблется нога моя, милость Твоя, Господи, поддерживала меня (Псал. 93, 18).

Итакъ, не будемъ же лѣниться, братія мои — станемъ просить, искать, стучать. Ибо всякій просящій получаетъ, ищущій находитъ, и стучащему отворятъ (Матѳ. 7, 8).

Источникъ: Проповѣди блаженнаго Августина. / Пер. съ лат. языка на русскiй протоiер. Дмитрiя Садовскаго. — Сергiевъ Посадъ: Типографiя Св.-Тр. Сергiевой Лавры, 1913. — С. 18-28.

 
Форум » Добродетели » Целомудрие » Может ли пасть целомудренный?
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа