Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 15:03

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Смешанные браки - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Добродетели » Целомудрие » Смешанные браки
Смешанные браки
LikДата: Вторник, 08.02.2011, 00:17 | Сообщение # 1
Несть человека,иже не согрешит
Группа: Модераторы
Сообщений: 83
Репутация: 0
Статус: Offline
"
«Православному мужчине запрещается сочетаться браком с еретической женой, и православной женщине запрещено сочетаться браком с мужчиной-еретиком. А если все же такой брак состоится, то нам следует считать его недействительным…»

Так сказано в 72-м правиле Трулльского Собора, также известного как V–VI Вселенский Собор, который состоялся в Константинополе в 692 году. Следует отметить, что под ересью подразумевалось любое учение, отличающееся от учения Православной Церкви.

Многие из нас не знают о существовании этого правила. А из тех, кто о нем знает, многие предпочитают не вспоминать о нем, так как считают его одним из самых труднообъяснимых правил Трулльского Собора.

Тем не менее, данное правило требует от супругов единства в вере. Это требование не чуждо церковной мысли на всем протяжении истории. Уже в Ветхом Завете вопросу единства веры супругов придавалось первостепенное значение. Господь Бог, когда вел народ Свой по пустыне в землю обетованную, остерегал людей от родства с другими народами: «Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7: 3–4).

Без преувеличения можно сказать, что смешанные браки были одной из главных причин, которые разрушили уклад жизни ветхозаветного народа, ослабили его, склонили его к духовному распутству, падению, предательству Бога.

В данной статье мы не стремимся к исследованию темы смешанных браков с исторической или правовой точки зрения. Нам хотелось бы осветить этот вопрос с богословской и пастырской позиций в надежде, что это подтолкнет к целенаправленному духовно ответственному изучению проблемы, поможет понять всю опасность смешанных браков, особенно в наше время.

В своем рассуждении мы ограничимся исключительно темой смешанных браков между православными и инославными христианами. Излишне говорить, что большая или меньшая острота данной проблемы зависит от конкретного человека и его религиозной принадлежности.

Бегло ознакомившись с записями регистрации браков среди православных христиан митрополии городов Библос и Батрун и их окрестностей, мы получили следующие статистические данные.

1. В 1985 году всего было зарегистрировано 435 браков; из них только 140 браков заключены между православными, а 295 браков – смешанные. Таким образом, число смешанных браков с представителями инославных Церквей по отношению к общему числу браков составило 67,8%.

2. В 1986 году всего был зарегистрирован 461 брак; из них 178 браков между православными и 283 смешанных. В процентном отношении число смешанных браков составило 61,4%.

3. Ежегодно количество заявлений о том, что православные девушки принимают решение выйти замуж за инославного мужчину, колеблется от 150 до 200.

4. Если мы подсчитаем все цифры, указанные выше, и выведем среднее значение, то получится, что до 75% наших парней и девушек, ежегодно сочетающихся браком, выбирают себе инославного супруга.

Внимательно приглядимся к этим цифрам с учетом того, что при формировании христианского мировоззрения значимы три сферы жизни: дом, Церковь и православные организации. Из исследований, проведенных несколько лет назад, мы знаем, что доля православных, регулярно посещающих храм, составляет всего 5%; возможно, в последние годы эта цифра возросла до 7–8%. Обратим внимание и на то, что в православных организациях, особенно школах, монастырях, молодежных движениях, обществах, состоит всего лишь мизерное количество православных чад. Если учесть все эти данные, то цифры, приведенные выше, оглушат нас. Получается, что православный дом, семья – вовсе не православные. Мы должны понимать, что Православная Церковь – это, прежде всего, православная семья, а она сейчас получает такой удар, что может и вовсе исчезнуть.

Большинство людей не понимают всей серьезности происходящего и остаются равнодушными к проблеме. Но эта пассивность лишь усугубляет ситуацию, которая зашла столь далеко, что уже представляет собой опасность во всех отношениях. В большинстве случаев под давлением общества происходящее оправдывается и даже приветствуется, так как воспринимается как один из показателей открытости Православия. Но разве на самом деле это не что иное, как отречение от истинной веры и пренебрежение ею?!

Даже некоторые иерархи и священники в Церкви закрывают глаза на происходящее и ничего не замечают. Только малая их часть признает ненормальность сложившегося положения. Большинство же довольствуется совершением общепринятых обрядов, считая, что тут нет ничего предосудительного.

Было бы несправедливым считать, что причиной упадка православного воспитания являются только смешанные браки. Но, вне всякого сомнения, такой брак сильно искажает православную ориентированность семьи. С нашей точки зрения, это проявляется двояко: в религиозной практике и в религиозном сознании.

Что касается религиозной практики, то в подобных семьях наблюдается либо смешение религиозных традиций, когда православной остается лишь часть домашнего уклада, либо полный отказ от Православия, когда оно целиком вытесняется из образа жизни семьи. Уклад жизни в таком доме меняется, появляются западные статуэтки, иконы, звучат западные молитвы. Здесь начинают придерживаться других религиозных обычаев, таких как чтение католических молитвословий Богоматери, святому Шарбелю, святому Иосифу, почитание месяца Пресвятой Девы Марии. Не стоит забывать и такие традиции, как Первое причастие, обеты надевания одежды Богородицы, святого Илии, святого Антония, святого Марона и святого Шарбеля. И вот уже ты сам по своей воле можешь принять причастие с вытянутым языком, помазание пеплом, преклонение на одно колено и крестное знамение пятью пальцами слева направо. Без твоего участия происходит посвящение детей в учения инославных Церквей. В твоей речи появляются другие церковные термины. Ты можешь захотеть посещать Рыцарей Девы Марии и Орден непорочного зачатия, Общество сердца Иисуса и Сердец святых.

Это если говорить о религиозной практике. Но гораздо важнее то, что смешанный брак влияет, прежде всего, на православное сознание. В этом его основная опасность. Женщина, выросшая в инославном окружении, не сможет, за редким исключением, привить своей семье и своим детям православное отношение к жизни. Без сомнения, мужчина также определенным образом влияет на воспитание, но все же главная роль здесь принадлежит женщине.

Мы не должны забывать, что наша вера руководствуется любовью, что православное вероисповедание самобытно, что жизнь в Православии является результатом особых отношений с Богом в Церкви на протяжении всей истории, и это проявляется и в образе мыслей, и в способе поклонения Богу, и в стиле жизни. Мы убеждены, что традиционное православное сознание – это живое церковное наследие, которым недопустимо пренебрегать, и потому необходимо оставаться с верой нашей Церкви в Бога, с ее спасительной миссией. Эта самобытность Православия позволяет нам говорить о различиях между православным и инославным сознанием, особенно в этом уголке мира.

Отличия заложены в фундаментальных основах Церквей. Например, Католическая Церковь сосредотачивается на внутренних переживаниях. Протестантская Церковь склоняется к утверждению прагматизма и изучению Евангелия. В Православной Церкви центральное место отведено богословию и богослужению. Православное сознание не может идти по другому пути. Если обратиться к реалиям, то, к примеру, служба не может продолжаться четверть часа или полчаса. Когда начинается молитва, отсекается все светское, забываешь о часах на руке, ибо молитва поглощает время, будто и нет ничего, кроме нее.

Другой пример отличий – взгляды на христианское единство и отношения между Церквями, присущие представителям разных религиозных общин. Католики полагают, что христианское единство возможно тогда, когда другие христиане признают главенство папы и вернутся в лоно Католической «матери-Церкви», как блудный сын вернулся к отцу. Протестанты считают, что христианское единство – это естественный результат спокойного и рационального диалога в демократическом ключе, свободного от идеологических убеждений сторон, при взаимном сотрудничестве в социальных служениях. Между тем православные считают, что христианское единство невозможно без возвращения христиан к своим корням и истокам, воскрешения единственной живой веры и единственного божественного помышления.

Точно так же существуют различия и во взглядах на основы христианской жизни, и в отношении правил повседневной жизни. Иные взгляды на грех, на общество, на государство, брак и так далее.

Вот почему мы убеждены, что смешанные браки по сути своей очень опасны. И хотя приходится считаться с сегодняшними реалиями, с тем, как переплетено население в этом регионе, с существующим политическим и общественным давлением, однако недопустимо пренебрежение православным сознанием, размывание сути Православия. Нельзя мириться с сегодняшней ситуацией и проявлять безразличие по отношению к тому, что происходит. Конечно, чудом будет полное решение этой проблемы, но пока можно многое делать в различных сферах жизни. В богословском, историческом, правовом образовании и пастырских наставлениях. В распространении православной веры и культуры. В воспитании священников. В воспитании молодежи, семейном воспитании.

Необходимо говорить нашим детям, что смешанный брак в принципе неправилен, незаконен и вредит Церкви, которой мы принадлежим, что это прелюбодеяние в духовном смысле. Необходимо приводить нашим детям примеры и показывать весь урон, наносимый практикой подобных браков. Конечно, мы не можем силой навязывать нашим детям беспрекословное следование прямому пути Церкви. Меньшее, что мы можем сделать, это передать им дух веры Церкви Христовой, передавать им правильные знания и показывать истинное направление, после чего Бог Сам проявится в их действиях.

Каждый из нас, священников и мирян, отцов и матерей, юношей и девушек, должен осознать, что это действительно проблема, которая угрожает Церкви. Верующие в Бога люди не могут оставаться в стороне от происходящего и безразлично поворачиваться ко всему спиной."
http://www.stserafim.ru/index.p....emid=66

 
SonДата: Понедельник, 21.02.2011, 18:19 | Сообщение # 2
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
" СОЧИНЕНИЕ ТРЕТЬЕ. По вопросу о Церковном поминовении лиц, не принадлежавших к православной Церкви

Так как во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались об упокоении души усопших только православных христиан, потому в постановлениях церковных и не пишется о непоминовении иноверцев, ибо нигде их не поминали.

Выписываем из церковных постановлений, как поминались и ныне поминаются отшедшие о Господе 1 .

1. Это предисловие написано отцом Макарием вместо следующего, первоначально написанного отцом Амвросием и содержащего ту же самую мысль: «В постановлениях православной церкви нигде прямо не говорится о том, чтобы не поминать иноверцев, потому что во многих местах говорится ясно и утвердительно, что должно поминать только одних православных, как живых, так и с верою и надеждою спасения и воскресения скончавшихся». Напечатанные курсивом слова: «как живых, так и» — зачеркнуты отцом же Макарием, как можно заключить во цвету чернил.

На проскомидии. «Таже (т. е. потом) взем иерей пятую просфору, глаголет: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных и благочестивых царей и благочестивых цариц, блаженных создателей святыя обители сея (и других усопших поминает по имени и конечне глаголет) и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братии наших, человеколюбче Господи».

На сугубой ектение, во время вечерни, утрени и литургии: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицах, и создателях святыя обители сея или храма сего ( Эта слова писаны руко* отца Макария.) 1 и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных».

На литии во время бдения: «Еще молимся о успении, ослабе блаженныя памяти и оставления грехов всех прежде отшедших отец и братии наших, зде лежащих и повсюду, православных».

На полунощнице: «Помолимся о всякой души христиан православных, ублажим благочестивые цари, православные архиереи и вся преждеотшед-шие отцы и братию нашу, зде лежащия и повсюду, православныя».

На литургии. Прежде освящения даров иерей говорит: «Мир всем. Лики поют: милость мира жертву хваления». Иереи в алтаре, в знамение взаимг ного мира и единомыслия, дают друг другу цело-. вание о Господе (в шею или в руку. В древние времена то же делали все христиане). По освящении же даров, иерей, в знамение единства Церкви, поминает в вере почивших праотцев, подобных и всех святых. А диакон читает диптихи, т. е. помянники усопших верных, отшедших с надеждою спасения и воскресения. (Нов. Скриж. и Служеб.).

Если же открывалось, хотя по времени, как видно это из церковной истории, что кто-нибудь из-за писанных на этих таблицах оказывался замешанным в ереси, то имена таких всегда исключали ( Это слово исключали написано отцом Макарием вместо вымарывали. ) '. Причину сего выставляет св. Дионисий Ареопагит, говоря так: «невозможно, чтобы к единому вместе приводимы были и миротворного Единения с единым были причастниками люди, разделенные между собою» (св. Дионисия о церковн. иерархии гл. 3, отд. 8. Изд. 1885).

Тут же далее говорит св. Дионисий: «Если бы мы, будучи озарены созерцанием Единого, были собраны воедино в единовидном и божественном собрании, то не допустили бы себя впасть в особливые похотения, из которых образуются земные и страстные вражды».

Если бы Римские первосвященники не впали в особливое похотение преобладания, то не враждовали бы на Православную Церковь по земным и страстным причинам. Также и лютеране, и вообще протестанты, если бы не недуговали особливыми похотениями чревоугодия и высокоумия, то не нападали бы на православных за соблюдение постов и покорность постановлениям Православной Церкви Христовой. Они забыли Заповедь самого Господа в Евангелии: аще же Церковь преслушает, буди тебе яко язычник и мытарь (Мф. 18,17). Сими словами с тем вместе определяется ясно забота и попечение православных в отношении иноверцев, кто бы они ни были. Но по закону любви Церковь наша молится о соединении Церквей, т. е. о обращении иноверных* еще при их жизни с тою мыслию, чтобы Господь, имиже весть судьбами, обратил их к свету истины и привел на путь спасения. Если обратятся, то добро и благо; когда же при жизни своей не обратятся, по недоведомым нам судьбам Божиим, то по смерти их Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с нею при своей жизни 2 .

Достойно замечания, что когда кого-либо из православной царской фамилии выдают в замужество за иноверца, то супруг сей только при жизни его поминается наектениях, и при том безыимянно 3 ; по смер ти же не поминается. А для царских родственников могла бы Церковь сделать снисхождение 1 , если бы это возможно было 2 .

1.Так исправлены о. Макарием слова о. Амвросия: «дозволяет молиться о них еще при их жизни, и сама молится»

2. И эти слова написаны о. Макарнем вместо зачеркнутых им следующих: «то уже по смерти их нам невозможно утруждать благость Божию о помиловании оных. Апостол Павел говорит: еретика человека отвращаися, ведый, яко развратися таковые ш есть самоосужден» (Тит. 3,10,11).

3. Так было при полном исчислении царской фамилии на ектеииях, которое отменено котом при императоре Александре II .

4. Так исправлено о. Макарнем — было: «чего бы не « yyqw церковь».

5. За сим следовали следующие слова, который о. Макарнй зачеркнул: «Бели теперь присутствуют у нас на литургии • иноверны, то это — дозволение гражданское, а не церковное. Правнла соборныя воспрещают им быть в это время в собрании церковном, особенно после ектений: Оглашении изыдите». "
http://pilotchart.narod.ru/text/3_letters.htm#4

 
TimonaДата: Воскресенье, 01.05.2011, 21:13 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
"Мне 34 года, я влюблена, но он протестант, он швед по национальности. Он меня любит, но знает, что православные венчаются только с православными. Я боюсь прийти к своему духовнику, боюсь признаться в грехах и думаю, что духовник запретит мне с ним об¬щаться, а я его всю жизнь искала, и он для меня очень дорог. Не хочу его терять и не хочу небо терять. Хочу, чтобы он принял Православие, и хочу создать семью с ним. Ведь это возможно? Не знаю, с чего начать, как нам быть? Как мне его вовлечь в Православие, так что¬бы не атаковать его или не испугать? Хотя сама я не пример хорошей православной христианки.
Христианство проповедуется не только словами, но и бла¬годатью Божией. Известный православный богослов иеромо¬нах Серафим (Роуз) воспитывался в протестантской семье; за¬тем он увлекся восточной философией. Его не учили Православию, но, зайдя по какой-то причине в православный храм, он почувствовал благодать Божию, и в этом внутреннем переживании убедился в истине Православия. Он вспоминал: «Я вошел в храм и навсегда остался там». Предложите Ваше¬му жениху посетить православное богослужение, разумеется не принимая Таинств. Если Вы хотите, чтобы он стал право¬славным, то постарайтесь быть такой православной, какой хо¬чет видеть Вас Христос. В школе ребенок лучше изучает тот предмет, который преподает любимый им педагог. Постарайтесь, чтобы Ваш жених оценил Православие в Вашем лице".
"Мы с женой состоим в браке 8 лет, имеем двоих де¬тей, мальчика и девочку. Только вот живем мы не¬венчанными. Мы хотели бы обвенчаться по православ¬ному обряду, но тут есть некоторое препятствие. Дело в том, что моя жена по национальности армянка. Ее кре-стили в Эчмиадзине по григорианскому обряду. Хотя крестили ее православным крестом и носит она право¬славный крест, но вероисповедание, как я понимаю, разное. Она ходит в православную церковь, детей мы крестили (пока только старшего, младшенького в ближайшее время) по православному обряду. Что нам де¬лать?
Мне кажется, что если Ваша супруга ходит в православный храм, то ей следует объяснить разницу между Православной и Армянской церквами, и если она согласна, то присоединить ее к Православной Церкви, а потом совершить Таинство Венчания".
"Мой молодой человек - мусульманин. Мы около 5 лет раздумывали о браке, но все-таки решаемся на него. Действительно ли большой грех я совершаю, что стану женой мусульманина?
Среди мусульман я встречал людей с отзывчивым и благо¬родным характером, которые могут в трудную минуту быть верными друзьями, но отношения между супругами определя¬ются не словом: «дружба»,- а словом: «единство». Это - единство во временном и вечном, это - взаимопомощь в жи¬тейском и духовном, это - взаимное воспитание детей. Если говорить о христианском браке, то его цель - создать семью наподобие домашней церкви. Брак не только совместная жизнь, но и Таинство. Поэтому Церковь установила Таинство Венчания, где испрашивает в молитвах помощь благодати Божией для создания семьи. Как видите, христианский брак ставит перед людьми ответственные задачи, а теперь думайте сами - можете ли разрешить их в данной ситуации".

архим. Рафаил К.

Сообщение отредактировал Timona - Воскресенье, 01.05.2011, 21:14
 
Форум » Добродетели » Целомудрие » Смешанные браки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа