Скромность
| |
Клир | Дата: Вторник, 23.02.2010, 18:21 | Сообщение # 1 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Статус: Offline
| Скромность – потребность не привлекать к себе внимание. Как не путать с застенчивостью, робостью?
|
|
| |
461119 | Дата: Среда, 09.06.2010, 20:41 | Сообщение # 2 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Статус: Offline
| о.Паисий: Духовная скромность – это страх Божий, в хорошем смысле этого слова. Этот страх, эта скованность приносят человеку радование, они источают мед в его сердце. Духовный мед! Посмотри на какого-нибудь застенчивого мальчика – он уважает своего отца, держит себя прилично и от многой скромности не смеет даже взглянуть на него. Когда хочет его о чем-то спросить, заливается краской. Такого малыша можно помещать прямо в иконостас. А другой ребенок думает: «А ведь это всего лишь мой отец», и вольно, с наглецой разваливается перед ним. А когда ему что-то нужно, он требует это – «вынь да положь», топает ногами, грозит. В хорошей семье дети ведут себя свободно. В такой семье живет уважение перед родителями, казарменной дисциплины и «хождения по струнке» там нет. Дети радуются, глядя на отца и мать, а те радуются, глядя на них. «Любовь не ведает стыда», – говорит Авва Исаак. В любви есть дерзновение, в хорошем смысле этого слова. В любви такого рода есть благоговение, уважение к другим, то есть она побеждает страх. У кого-то есть скромность, нерешительность, но одновременно и страх, потому что настоящей скромности у него нет. А у другого человека есть скромность, но нет страха, потому что его скромность – настоящая, духовная. Когда скромность духовна, человек ощущает радость. Например, малый ребенок любит своих отца и мать с дерзновением, не боится, что они его отшлепают. Его отец может быть даже офицером, а он хватает его фуражку, бросает ее и радуется. В нем есть добрая простота, бесстыдства в нем нет. Давайте проведем грань между простотой и бесстыдством. Если исчезнет уважение, скромность, то мы дойдем до вольного обращения, до бесстыдства. А потом можно услышать, как девушка лежит на кровати и распоряжается: «Мама, принеси мне стакан воды! И чтобы была холодная!… Фу, теплая… Я же тебе сказала: принеси холодной!». Начинают с этого и потом доходят до того, что спрашивают: «Почему это жена должна бояться мужа?». Однако в страхе присутствует почтение, а в почтении – любовь. Если я что-то почитаю, то я его уже и люблю, и то, что я люблю – почитаю. Жена должна иметь почтение к мужу. Муж должен любить жену. Но сегодня люди истолковывают Евангелие шиворот-навыворот и поэтому уравнивают все, а после распадаются семьи. «Жена должна быть послушной», – говорит муж. Но если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной даже кошку. Если у тебя нет любви, то человек остается без извещения, и ты не можешь попросить его даже о том, чтобы он принес тебе стакан воды. Уважая своего ближнего, человек уважает самого себя, но при этом самого себя в расчет не берет. В уважении к другим есть любочестие, если же забота человека направлена на себя самого, то любочестия в этом нет.
|
|
| |
Timona | Дата: Четверг, 24.06.2010, 22:21 | Сообщение # 3 |
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Статус: Offline
| Н.Пестов Одним из способов, служащих к приобретению нами смирения, является также скромность в одежде. Святые не любили и не одевали дорогих и нарядных одежд (за исключением того, когда этого требовал сан). Они помнили, что Господь не одобрял тех, кто любил носить мягкие одежды (Мф. 11, 8). Поэтому все они предпочитали самые простые и грубые одежды. Про прп. Феодосия Печерского и Сергия Радонежского имеются рассказы о том, что благодаря бедности их одежд, их нельзя было отличить от прочих иноков. Вновь пришедшие в монастырь простолюдины не верили тому, что видят перед собой тех знаменитых игуменов, перед которыми преклонялись и которых высоко чтили самые великие князья. Скромность во всем, стремление быть незаметными, скрывать свои подвиги и ничем не отличаться от окружающих являются вообще верным признаком высокой степени смирения. Вот как пишет об этом П. Иванов: «В примерах святой жизни на первый план выдвигается не высота подвига, а то смирение праведника, с которым он совершает свое дело: незаметность, умаление себя. О многом, что делали праведники, мы не знаем, но всегда знаем, что они были людьми прячущимися, скрывающими все свои дела, убегающими от людской молвы. Напоказ они ничего не делали. И жития св. отцов составлялись случайно; только то становилось известно, что Господь как бы насильно, помимо их желания, через других людей открывал из их подвигов. Жизнь праведника никогда не была известна в подробностях. О некоторых святых мы даже не знаем ничего, кроме того, что они имели блаженную кончину. Величайшие дела совершаются как бы «с глаза на глаз» с Богом. Человек словно не помнит того, что сделал. Встретил, положим, в большой толпе расслабленного, исцелил его и тотчас затерялся в толпе и сам потерял из памяти свое чудо. То, чего достиг подвижник и что он может, знает один Бог, и святой страшится выдать эту свою высоту перед кем-либо. Вот что читаем в Патерике — сборнике событий и изречений христианских подвижников: «Брат пришел к келье о. Арсения и посмотрел в окно, и увидел старца как бы огненным (он молился), и когда постучал брат, вышел старец и, увидев брата, в ужасе говорит ему: долго ли ты стучался и не видел ли чего? Тот сказал: нет. И успокоился старец». Но не только скрывают свои дела святые угодники, но еще и принимают на себя поношения, как заслуженные и, если кто обвиняет их, то не оправдываются. О таких непонятных уму житейского человека поступках существует много свидетельств.
|
|
| |
Kirena | Дата: Вторник, 29.06.2010, 21:49 | Сообщение # 4 |
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Статус: Offline
| Quote (Клир) Как не путать с застенчивостью Говорят застенчивые люди не умеют переносить неприятности. Я была застенчива в детстве, но по поводу неприятностей - всегда был выход. или по крайней мере, стремление к нему. Мне кажется, застенчивость - от того, что не хочешь, чтоб тебя хвалили, не хочется быть напоказ, что-то делать при всех. Да, порой, чтоб и ошибки не увидели, но это не главно. Все же застенчивость мне в жизни помогала избегать многих неприятностей, искушений. Хотя был один комплекс - стеснялась о чем-то говорить публично, т.к. привыкла. Застенчивость нужна, но в меру, чтоб она не мешала отстаивать нужные вещи. 1. Бывало ли так, что Вы покупаете вещь только потому, что Вам трудно сказать "нет" продавцу? 2. Если кто-либо громко разговаривает в общественном транспорте или в театре, стесняетесь ли Вы попросить его быть потише? 3. Трудно ли Вам спросить о чем-нибудь незнакомого человека? 4. Испытываете ли Вы напряжение при необходимости поддерживать разговор в малознакомой компании? 5. Неловко ли Вам критиковать друзей, если они очевидно неправы? 6. Оказываетесь ли Вы в замешательстве, не зная что ответить, если Вам делают комплимент? 7. Часто ли Вы чувствуете, что люди используют Вас в своих интересах? 8. Трудно ли Вам отказать хорошему знакомому, когда вы понимаете, 1что эта просьба неразумна? 9. Бывает ли что Вам неудобно отказаться дать свой телефон при 1настойчивой просьбе, а Вы этого не хотите? 10. Считают ли Вас Ваши дети или подчиненные по службе слишком мягким? 11. Чувствуете ли Вы зажатость и трудность спонтанного самовыражения в интимных отношениях? 12. Предпочитаете ли Вы чаще подавлять свои чувства, вместо того, чтобы открыто и искренне выразить их? Американские психологи, разработавшие этот психологический инструмент считают, что “если Вы ответили "ДА" больше чем на три вопроса, можно предположить что Вам свойственна выраженная неуверенность в себе и, возможно, низкая само-оценка. В результате в Вашей жизни могут накапливаться проблемы и неудачи.” В словаре же такое определение: Застенчивость (Стеснительность, Робость) — состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе. Не знаю, неуверенности у меня было. Тихая-тихая, а все делала среди первых. И самооценка похоже высокая была. Чрезмерная застенчивость - плохо. Взять преп. Иосифа Оптинского. В житии сказано - Ваня рос очень ласковым мальчиком, всегда очень остро чувствовал чужое горе, однако природная застенчивость и скромность не позволяли ему обнаруживать свои чувства, которые он держал при себе. Отец говорил про него: "Из этого мальчика выйдет что-нибудь особенное". Так же отзывался о нем и законоучитель. Что-то держать в себе надо, если знаешь, что люди тебя не поймут. Но в молитве - все ВСЕ Богу излить. Хорошо и друга найти. Делаю вывод. Скромность, переходящая в застенчивость - хорошо. Страх людей, переходящий в застенчивость - плохо.
|
|
| |
Клир | Дата: Воскресенье, 12.12.2010, 17:18 | Сообщение # 5 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Статус: Offline
| Кто-то считает скромного за неприметного, но не так. И одежда не суть важна, главно, чтоб в душе была скромность, как говорил преп. Севастиан: "Лучше всего одеваться в синий или серый цвет, скромно. Черное не спасет и красное не погубит".
|
|
| |
Rosa | Дата: Понедельник, 14.03.2011, 14:10 | Сообщение # 6 |
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Статус: Offline
| Quote (Timona) стремление быть незаметными Не понимаю, зачем. Если побороть хваставство, гордость - то понятно. А если ради дела - не нужно.
|
|
| |
Day | Дата: Понедельник, 14.03.2011, 14:15 | Сообщение # 7 |
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 231
Статус: Offline
| Ради дела оденьтесь прилично. Малышей, которые плохо идут на контакт, специально направляют друг к другу, одевая на них яркую одежду. И это оправдано. Привлекая внимания к себе учеников, педагог дает им информацию, обеспечивая этим внимание класса. Не надо понимать все формально. Цари раньше одевались не как народ - и это было оправдано, чтоб видели и было почтение. Каждому свое. Тем не менее есть люди роскошно одетые, привлекающие внимание, но очень скромные. На них смотрят 1000 глаз - а они словно не обращают на это внимания. Т.е. скромным надо быть внутри.
|
|
| |
Liana | Дата: Понедельник, 28.03.2011, 13:37 | Сообщение # 8 |
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Статус: Offline
| "СКРОМНОСТЬ Назаряне не поверили слову Господа оттого, что, живя среди них. Он во внешнем Своем положении не имел привлекающего блеска и представительности, вызывающей невольное уважение. Мы знаем, кто Он, говорили они; не может быть, чтобы в Нем было что-либо чрезвычайное (Мф. 13, 54-5). Это, однако, не расположило Господа принять внушительную внешность. И Сам Он все время оставался крайне прост во внешнем, и апостолы так же держали себя, а потом и все истинные их последователи и подражатели были такими же. Отчего так? Оттого, что нельзя изобрести такого внешнего блеска, который бы вполне соответствовал свету жизни во Христе Иисусе. И признано: лучше держать внешность самой последней цены, чтобы она собою не загораживала внутреннего. Имеющий очи, смотри прямо на внутреннее, не останавливая внимания своего на внешнем. Святой апостол Павел выразился так: "сокровище сие мы носим в глиняных сосудах" (2 Кор. 4, 7). Если бы посмотреть, какими были по наружности люди, перед которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах,- глазам бы своим не поверили: так они были просты. Но и до сих пор тот, кто познает, что такое жизнь во Христе Иисусе, пренебрегает внешним и весь обращается внутрь. Оттого, само собою, первое падает, а последнее возвышается И растет. Даже у многих бывает так, что никто и не замечает этого внутреннего света, даже сам обладающий им. Зло человеческое око - ему и не показывают истинно хорошего, пока оно может повредить ему. Епископ Феофан Затворник (107, 206-208). Приучись быть скромным: не позволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды,- и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия (108, 377). Ничто так не потрясает целомудрие, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (108, ). "
|
|
| |
Day | Дата: Понедельник, 28.03.2011, 19:09 | Сообщение # 9 |
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 231
Статус: Offline
| Quote (Клир) Скромность – потребность не привлекать к себе внимание. Как не путать с застенчивостью, робостью? Скромность – это умение не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя, быть умеренным, простым и пристойным. Скромный человек: * Не возьмёт с общего блюда лучший кусок; * Не станет добиваться победу любой ценой в малозначительном споре; * Не станет навязывать свои вкусы и симпатии; * Не будет кичиться своим положением (общественным, материальным, умственными способностями, образованием и эрудицией и т.д.); * НИКОГДА не будет выставлять на показ свои заслуги. http://www.iosif-vm.ru/orthodoxy-elements/etiquette/humanity
|
|
| |
|
Меню сайта
|