Познание основ православной веры

Четверг, 28.03.2024, 16:16

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Очень смежные понятия - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Добродетели » Надежда » Очень смежные понятия
Очень смежные понятия
NikДата: Вторник, 09.02.2010, 21:48 | Сообщение # 1
Блаженны нищие духом
Группа: Проверенные
Сообщений: 106
Репутация: 0
Статус: Offline
Мне кажется надежда очень мало отличается от веры, разве только по времени.
 
КлирДата: Вторник, 23.02.2010, 17:59 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Надежда – потребность обращаться с ожиданием духовных и земных благ к Богу, как к первопричине всякого блага или к иным подателям блага (ангелы, святые), как к исполнителям Его благой воли. "Надежда воспринимается умом через самоотверженность" (преп. Марк Подвижник).
 
461119Дата: Понедельник, 04.10.2010, 22:19 | Сообщение # 3
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Святитель Иоанн Златоуст

О надежде

Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria

Все люди по природе способны к занятиям, так как по природе наделены разумом и прозорливостию. Каждый из них предается или занятию земледелием, путешествием или какому-либо другому искусству, ободряемый надеждою. Все с готовностию переносят труды и усилия, опасности и скорби, в ожидании будущих благ. Так земледелец, напрягая силы и члены свои и согнув спину и взяв в обе руки шест и плуг, с готовностию переносит и зимние морозы и те мучения, которые доставляют ему комья земли и растущие тернии, утешая себя в трудах ожиданием будущих плодов. И путешественник, идя по непроходимым и крутым дорогам и отбивая о твердую землю подошвы ног, обливаясь обильным потом с головы до ног, мужественно переносит зной и недостаток в воде и пище, ради ожидаемой им от путешествия пользы. Также и врачи переносят зловоние при вскрытии распухших ран и не отказываются грязнить руки при опорожнении желудков и излияниях гноя ради выздоровления больных и ради ожидаемой ими самими богатой награды от врачуемых. А мореплаватели, покинувши землю и рассекая темно-голубую поверхность соленого моря, переносят и сильные противные ветры и ужасное беспокойство, напряжение запутавшихся снастей, ужасный шум парусов и скрип рей, и видят пред своими глазами страшные ревущие волны, — и все это ради ожидаемого ими спасения и выгоды от плавания. Все эти люди и громадное число других переносят труды и опасности в надежде на кратковременное благо. Тем более богобоязненный народ христианский, разумею мужей и жен (ведь Богу служит не только мужчина, но и женщина), с готовностию переносит, и не телесными силами, но душевным мужеством, гонения и голод, пост, бодрствование, лежание на земле и тяжесть других невыразимых скорбей, и притом как тот, так и другой пол, ради безсмертной и блаженной надежды на небесах. Итак, пусть каждый остается при своем деле и утверждается в надежде: земледелец духовной нивы, ввергни плуг учения в способное к восприятию место разума; затем, ниспровергши предварительно еретические семена, исторгни побеги иудейских и языческих лукавых умствований, чтобы, очистив душу, посеять в ней святые семена веры, радость надежды и сладость любви. Ведь не одному только Иеремии дал Бог власть разрушать худшее и насаждать лучшее, но и тебе, в словах: се дах словеса Моя во уста твоя; се поставих тя днесь над языки и над царствы, да искорениши и разориши и расточиши, и паки созиждеши и насадиши (Иерем. I, 9-10). Итак, искореняй дикие порывы сладострастия и насаждай чистые представления целомудрия, разоряй насаждения зла и насаждай образ жизни Христа, расточи отвратительные учения и устреми ум свой к благим помыслам. Домостроитель! Разрушь созданные в душах людей хитростию диавола злые образы и созидай храм Божий, полагая в основание Сына Христа, тот краеугольный камень, на котором созидаются прекрасные дела правды. Поступая таким образом, ты, хотя бы и подвергался страданиям, терпи; не унывай, если будешь испытывать гонения и не уклоняйся, хотя бы тебе и пришлось терпеть голод, но с готовностию переноси все, ради ожидаемого тобою приобретения райского наслаждения. Ты путник, по слову сказавшего: соверши стопы моя в стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя (Псал. XVI, 5); избегай широкого и просторного пути, ведущего к погибели; возьми посох Духа, который совершает два дела: убивает сидящего на пути коварного дракона и поддерживает тебя, ослабевающего и падающего от искушений. Переноси постигшее тебя испытание; если томишься жаждой, — прибегни к безсмертному источнику — Христу; если алчешь, — ищи хлеба жизни, чтобы тебе не ослабеть и не упасть, будучи обезсиленным наслаждениями; укрепись силами, взирая на конец пути и надеясь на получение в Царстве Небесном жизни, подобной жизни ангелов. Врач душ! Вырежь мечом духовным распухшие и покрытые гноем язвы гордости, омой водою учения нечистоту страстей, исцели раны, нанесенные душам человеческим грехом, пользуясь для того, как говорит Христос, вином и елеем; вином свяжи, чтобы ослабевший человек не предавался более вожделениям, а елеем смягчи душевные страдания и обещай скорое отпущение преждесоделанных прегрешений. Не пренебрегай нищим, принимая в разсчет денежную выгоду, и не презирай богатого из-за отвратительного богатства, но одинаково призывай и бедного и богатого к воздержанию. Не лишай никого надежды, даже и самого отчаянного грешника, чтобы не ввергнуть в бездну греха, но протяни руку свою погибающему, говоря: Господь пришел спасти не праведников, но грешников, - чтобы они, став ревностными и уклонившись от зла, стали творить добрые дела и спаслись. Делай все ради выздоровления больных, питая себя надеждою спасаемых, т. е. радостию, ожидаемою от Бога. Подобно борцу, подвизайся законно, потому что никто не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. II, 5). Несть (наша) брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы сея, к духовом злобы поднебесным (Ефес. VI, 12). Люби аскетические подвиги и избегай диавольских сетей. Взирай на Павла, бегущего, упражняющегося в бою, подвизающегося. Я бегу так, говорит он, чтобы получить; бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю тело мое, чтобы проповедуя (другим), самому не остаться недостойным (1 Кор. IX, 26, 27). Итак, беги, чтобы получить, бейся и подвизайся, чтобы победить врага; умастись елеем благочестия; ты имеешь примеры борьбы, оставленные тебе святыми отцами: вооружись же незлобием Моисея, целомудрием Иосифа, кротостию Давида, девством Илии, постом Елисея, нищетою Исаии, верою Павла и Петра и любовию Христа, чтобы, после того как ты будешь прекрасно подвизаться во всех этих добродетелях, получить тебе знамя победы из руки Божией. Ты пастырь словесных овец Христовых? Собери овец в двор овчий, обрати заблудших, свяжи надломленных, уврачуй истерзанных волками, отгони волков, созови собак на защиту стада, не сонливых, но лающих и собирающих стадо Господне, а тех отгони. Покажи вечно цветущий злак, прозябший из Марии, укажи безсмертный источник крещения, омой водою слез оскверненную овцу, переноси всякий труд и тяготу, чтобы получить тебе неувядаемый венец славы, когда явится пастыреначальник Христос. Ты овца? Повинуйся пастырю своему, не убегай из ограды, люби веру, не уклоняйся от жезла пастыря, так как он поражает тебя не для того, чтобы убить, а для того, чтобы отвратить тебя от заблуждения. Почитай без разсуждения прозябший из жезла Иессеева цвет, пей воду из безсмертнаго источника, истекающего из высокой скалы, чтобы потом вселиться во дворы веселия; не собирай богатства, а тем более не люби его; избегай заботы о деньгах; не собирай имений, из-за которых возникают преступления, но раздавай обильно пищу нищим, в надежде собрать обильную и спелую жатву души. Бедный, не малодушествуй, не проклинай жизнь свою, не богохульствуй, но воздай благодарение, перенеси кратковременное бремя бедности, взирай на прообраз твой — Лазаря и утвердись в надежде, так как и ты сделаешься участником успокоения на лоне Авраама. Да сподобит и нас всех Господь Бог достигнуть его во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Текст приводится по изданию: О надежде // Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста в 12 тт. Т. 9. Кн. 2. М.: Православное братство «Радонеж», 2003. (Репринт.) С. 992-995.

 
КлирДата: Среда, 26.01.2011, 12:50 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Nik)
Очень смежные понятия

Н.Колчуринский. "О вере, о надежде и о любви".
скачать: http://slovotech.narod.ru/other.htm
 
ToffiДата: Пятница, 04.02.2011, 17:59 | Сообщение # 5
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Это не только смежные понятия, но все вместе они еще ведут к богообщению.
http://www.hesychasm.ru/library/Name/moya_misl.htm
"Богообщение в человеке происходит чрез веру, надежду и любовь

Но каким же образом осуществляется общение духа человеческого с Духом Деятельности Божества? Дух человеческий воспринимает в себя Дух Триединой Деятельности Божества в три свои тончайших духовных чувства; эти три духовных чувства суть вера в Бога, надежда на Бога и любовь к Богу. Эти три чувства всегда совместно и нераздельно действуют в духе человеческом, и всякое действие духа человеческого происходит по вине этих побуждающих его чувств. Эти три чувства соответствуют трем особым энергиям Лиц Св. Троицы, соединенных в триедином Духе Деятельности Божества, и дух человеческий в чувство любви своей Богу воспринимает Дух Отчего Благоволения, в чувство веры воспринимает Дух Сыновнего Откровения и в чувство надежды воспринимает Дух Крепости и Силы Духа Святого, Дух утешения и ободрения.

Любовь к Богу выражается в стремлении духа человеческого быть во всем благоугодным Богу. Показателем сей благоугодности бывает в человеке голос его духовной совести. Этот тончайший глас духовной совести, в ком он есть, богоугодные дела одобряет, а небогоугодные осуждает. Итак, духовная совесть в человеке есть ощущение волевой Деятельности Отца.

Вера есть некое словесное чувство духа человеческого. Вера сердечная, по определению приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского, «есть не иное что, как живая и ясная мысль, что Бог есть на всяком месте» («Мысли христианина», изд. 1903 г., стр. 49). В веру свою духовную воспринимает человек Глаголы Откровения Слова — тайные и явные.

Надежда сопутствует всякой совершительной и исполнительной деятельности духа человеческого, как сказано в Писании, что без надежды не может оряй орати и молотящий молотити.

Но следует различать веру духовную и веру душевную, надежду духовную и надежду душевную, любовь духовную и любовь душевную. Мы знаем, что и животные не чужды сих чувств; так, и у животных бывает и вера, то есть доверие, например, к человеку, любовь и надежда на человека; но у животных эти чувства суть душевные, а не духовные, и в них не может быть сознательного чувства Богообщения, выражающегося в вере в глаголы Откровения, в надежде на ощущаемого в себе Бога и в любви к благоволящему Отцу Небесному. Вера, надежда и любовь бывает и у людей, не ведущих истинного Бога; и эти люди, чуждые Духа Святого, верят и любят и надеются на свои божества, но сии чувства в них суть чувства душевные, а не духовные; духовное же чувство в них мертво и требует воскрешения его в бане Крещения.

В душе человека душевные чувства веры, надежды и любви никогда в течение сей земной жизни человека не прекращаются. Всякий человек направляет деятельность свою сообразно тому, что он любит, во что верит и на что надеется. И тягчайшим и отъявленнейшим злодеям не чуждо чувство любви — но не к Богообщению, которого они не ведают, а к греху и ко всякому злу. И они верят или в себя, или в прельщающих их людей, или в безнаказанность свою здесь, или в несуществование будущей жизни, но не верят в истину о Боге, ибо чужды общения с глаголами Откровения Божества. И они надеются на успех их злой деятельности, но чужды ощущения укрепляющего надеждой Духа Святого. Итак, во всякой душе есть чувства веры, надежды и любви к чему-либо и к кому-либо, но духовные чувства веры, надежды и любви к Истинному Богу и к Божественному могут быть лишь в тех, в коих живет Дух Божий. Только Дух Божий, когда приобщится духу человеческому, воскресив его от духовной смерти, оживотворяет эти духовные чувства человека к Богу."

 
TimonaДата: Пятница, 25.02.2011, 17:04 | Сообщение # 6
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
"Слово 6164 – О надежде (будущего)

Надежда, чуждая попечений, есть жизнь и богатство, невидимое по чувству, но подтверждаемое благоразумием и существом дел. Ибо и земледельцы трудятся, сея и садя; и мореплаватели терпят также многие бедствия, и дети, обучаясь чтению и прочим наукам; но все они имеют в виду надежду, потому и трудятся с радостью, и по видимому теряют готовые вещи, по умственному же – терпят для того, чтобы приобрести большее. Часто имеют и недостаток в том, что намерены посеять. Но, может быть, кто-нибудь скажет: из опыта они научаются, что получают приобретение, а в мысленном (не так); никто не воскрес из мертвых, чтобы научить нас. Это происходит от неопытности в духовных дарованиях и познаниях; и не чудо; ибо неопытные и в прежде упомянутом боятся, пока не испытают. И дети, не понимая пользы от обучения грамоте и прочим наукам, бегут от них, но родители, чувствуя эту пользу, как чадолюбивые, насильно принуждают их, а со временем, когда дети получат опытность, то начинают не только любить науки и принуждающих к ним, но и сами с радостью терпят все за познания, которых достигли. Потому и мы должны прежде с верою и терпением идти и не ослабевать в скорбях; тогда, со временем, познаем пользу совершаемого нами. И так с радостью и веселием будем делать должное без труда. Верою бо ходим, говорит апостол, а не видением (2 Кор. 5, 7). Но как никому из занимающихся в веке сем торговлею невозможно тотчас получить прибыль, так невозможно никому приобрести знание и покой, прежде нежели он делом и словом потрудится в добродетелях. И как те (торгующие) всегда боятся потери и надеются на прибыль, так и здесь должно быть до последнего издыхания. И как первые не тогда только делают свое дело, когда получают прибыль, но и после потери и бедствий опять его делают, так и вторые должны поступать, зная, что праздный не ест от своих трудов, почему и бывает беден, а часто и должен, может быть, много талантов. Потому и говорит пророк: на уповании вселил мя еси (Пс. 4, 9), и апостол сказал: упованием получили совершенство (ср.: Евр. 6, 11, 18). Это сказано нами вкратце, на основании природы вещей и Божественного Писания; если же кто хочет дознать опытом, тот пусть, по силе своей, проходит семь телесных деланий165, не развлекаясь, совершенно как в училище, и старается о нравственном, то есть душевном делании; достигнув чрез это надежды и пребывая в ней, он получит точное познание сказанного и того, что в начале покаяния, когда он начал семь деланий от первого, то есть безмолвия, было уже воздаяние надежды и готовое приобретение, прежде нежели он потрудился в прочих шести, то есть посте, бдении и прочем; но как только он начал подвизаться в первом очищении души – безмолвии, тотчас приготовилось приобретение, будучи же неопытным учеником, он не познавал тогда благодати Владыки, как и дитя – пользы от своих родителей, хотя они и прежде рождения, по произволению, были уже его благодетелями, желая, чтобы оно не только родилось и было живо, но и наследовало после них то, что они приготовили ему и еще приобретут с трудом. Но дитя, не понимая этого, вовсе не заботится ни о чем, считает себе тягостью подчинение родителям, и если бы не было необходимости в пище и не понуждала природа, то никак бы не вело себя благоразумно. Тот же, кто желает наследовать Царство Небесное и не терпит постигающих его (скорбей), оказывается еще более неразумным. Ибо он создан по благодати, получил все существующее и надеется на будущее, вечное соцарствование Христу, удостоившему его, ничего не значащего, стольких и таких даров, чувственных и мысленных, так что и пречестную кровь Свою Христос благоволил пролить за него, и ничего от него не требует, как только чтобы он имел произволение принять Его блага, и более ничего. Это составляет Его единственное требование. Успевший познать это приходит в ужас. Чего требует от тебя Бог, говорит? О безумие! Как мы, видя, не видим страшных Его таинств? И то самое, что Бог являет Себя ищущим от нас (этого желания), есть для нас величайший дар. Как мы не разумеем, что лучший из всех есть старающийся о добродетели и выше всех он стоит и восходит горé, хотя бы был и бедный и безродный. Разве не видим мы в нынешнем веке пророков, и апостолов, и мучеников и сомневаемся о будущем. Рассмотрим жизнеописания их, что они сделали, и откуда, как они, говорят, получили они благодать и крепость, и не только (при жизни), но и по смерти делают чудеса. Видим, что цари и богатые поклоняются их святым иконам. Видим, что добродетельные и в нынешнем веке живут с полною благодарностью в духовной радости и добродетели, а богатые негодуют166 и подвергаются искушениям более, нежели подвижники и нестяжательные. Поэтому и надеемся, что добродетель поистине есть лучшее из всего. Если же не так, то рассмотрим, почему неверные, может быть, и Бога не знающие, восхваляют добродетель, хотя и иноверным представляется им добродетельный человек; но добродетель пристыждает и противника. Если мы веруем, что добродетель есть благо, то всячески и сотворивший добродетель и даровавший ее людям Бог так же благ; а если благ, то всячески и праведен, ибо праведность есть добродетель, потому и благая. Если же Бог благ и праведен, то все, что Он сотворил и еще творит, творит Он по благости, хотя лукавым это и не ясно; ибо ничто так не помрачает обыкновенно мысль167, как лукавство. Простоте и смирению, а не трудам является Бог168. Является же Он не так, как думают некоторые по своей неопытности, но ведением (созерцанием) существующего, то есть творений Его и откровением таинств в Божественных Писаниях. Таково возмездие безмолвия и прочих деланий в нынешнем веке, а в будущем – ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9) и отвергающим свои пожелания с терпением и надеждою будущих благ, о которых и мы молимся, – получить их благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Ему подобает всякая слава, честь и держава во веки. Аминь. "
http://psylib.org.ua/books/dobrl05/txt36.htm#5

 
Форум » Добродетели » Надежда » Очень смежные понятия
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа