Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 01:05

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Научиться слушать - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Православная психология » Тренинг » Научиться слушать
Научиться слушать
LianaДата: Понедельник, 28.03.2011, 14:04 | Сообщение # 1
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
"Есть несколько рекомендаций, которые начинаются с «не».

-Не начинать слушать, если нет времени. Это понятно: представьте себе, что, начав беседу и установив доверительный контакт, вы вдруг говорите: «Ах, извини, я очень спешу!».
Ваш собеседник может почувствовать разочарование и даже обиду и будет прав.

-Не расспрашивать.

Об этом шла речь выше в связи с вопросительной интонацией. Прямые вопросы и тем более расспросы нежелательны.

Ведь задавая вопросы, вы удовлетворяете свое любопытство, и собеседник это почувствует.

- Не давать советов.

Советы — это первое, что обычно приходит в голову, когда возникает желание помочь.

Больше того, человек, оказавшийся в беде, часто сам просит: «Скажи, что мне делать?».

Жизнь показывает, что на самом деле советы не работают.
На это есть несколько причин.

Во-первых, когда вы даете совет, то как бы ставите себя выше другого.
Это его (сознательно или бессознательно) обижает, и он стремится развенчать ваши «умные» рекомендации.

Во-вторых, вы исходите из своего понимания ситуации, а для него проблема может выглядеть совсем по-другому (вот почему совет, который начинается со слов: «Я бы на твоем месте...», часто встречает возражение: «А я не ты, и я так не могу!»).

Наконец,в-третьих, обычно то, что вы советуете, человеку уже и так приходило в голову — ведь он с этой проблемой пробыл дольше вас.

Вот почему разговор с советами часто проходит по такому образцу: вы говорите — «Почему бы тебе не ...?», на что получаете ответ «Да, но...».
Рассмотренными «не» не ограничиваются «подводные камни», которые встают на пути практического овладения активным слушанием. Их гораздо больше, и в их число входят наши привычные фразы, которыми мы отвечаем на жалобу, беду или переживание другого.

Вопросы и советы стоят во главе списка таких типичных ответов. Приведем остальные, снабдив их примерами (которые, конечно, будут контрпримерами, то есть тем, как не надо) и комментариями к ним.

Напомню, что в этих примерах предполагаются ситуации, где у вашего ребенка (или взрослого партнера по общению) «наполненный эмоциональныйстакан», то есть он нуждается в сочувственном (активном) слушании.

•Приказы, команды: «Сейчас же перестань реветь!»

(Ясно, что до сочувствия здесь далеко!)

•Предупреждения, угрозы: «Еще раз так скажешь, получишь!», «Будешь не слушаться, запру в чулан!»

(Нет понимания и нет желания понять. На первом месте — цель «навести порядок», а для этого припугнуть.)

•Морали, нравоучения, проповеди: «Сколько раз тебе говорил: слушайся старших. Теперь пеняй на себя!», «Все беды происходят от шалопайства. Тебе говорили: надо трудиться!»

(В ответ — молчаливое переживание ребенка: «И так тошно, а тут еще со своими моралями». «Когда так говорят, хочется заткнуть уши ватой!» (реальное высказывание подростка).

•Критика, выговоры, обвинения: «Вечно ты влипаешь в истории!», «Такая дылда, а ума не
набрался!»

(Еще один щелчок по самолюбию!.)

•Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Лапша», «Нытик», «Нельзя быть таким ослом!», «Смотрите-ка, нашего Эйнштейна не
оценили!»

(Нельзя приклеивать ярлыки, а шутить лучше теплее.)

•Догадки, интерпретации: «Ты злишься, потому что у тебя самого ничего не получается»,
«Ты, наверное, поругался со своей девочкой, вот и киснешь.»

(В этих фразах - - отстраненное суждение и вторжение в личное пространство. Люди не любят, когда их «вычисляют».)

Сочувствие на словах, уговоры, увещевания:

• «Ничего, пройдет», «Я тебя понимаю, но не стоит так сокрушаться», «Это пустяки», «У меня тоже так было — и ничего, выжил.» (Вместо того чтобы разделить переживание собеседника, «сочувствующий» принижает или обесценивает его чувства. Это несправедливо и обидно.)

Конечно, в жизни все эти типы фраз перемешаны и редко встречаются в чистом виде.

Например, возьмем случай:

Огорченный сын приходит из школы и сообщает, что получил двойку.
Отец говорит:
-Ну вот, я так и знал! Ну что мне теперь с тобой делать?! Человеческих слов ты. не понимаешь, лоботрясничаешь! Неужели ты не видишь, как родители для тебя стараются? И вместо благодарности — эти твои замечательные «успехи»! Я все это дальше терпеть не намерен, придется принимать меры!

Вам, наверное, будет нетрудно узнать в этой тираде отца смесь разных типов традиционных реплик без стремления услышать и понять проблему сына.

Научиться активно слушать непросто.

При активном слушании приходится внимательно наблюдать, эмоционально отзываться, быстро схватывать смысл, владеть языком и многое другое. К тому же надо отрешиться от себя, своих мыслей и переживаний, поместить себя в «кожу» собеседника.

Важно знать, что все эти трудности преодолимы, правда, не сразу. Нужны упражнения и тренировка. Впрочем, желание упражняться обычно поддерживается радостью первых успехов".

Ю.Б. Гиппенрейтер "Продолжаем общаться с ребёнком ТАК?"

 
Форум » Православная психология » Тренинг » Научиться слушать
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа