Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 03:02

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Методика Мария Монтессори - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Православная педагогика » Опасно: воспитание в неправославном духе » Методика Мария Монтессори
Методика Мария Монтессори
КлирДата: Среда, 06.01.2010, 15:27 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Чем из этой методики можно пользоваться, ведь она основана на чужой философии?
 
461119Дата: Вторник, 09.02.2010, 20:29 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Педагогика Марии Монтессори: за и против
К.п.н., доц. МГПИ Микляева Ю.В.

Современная отечественная педагогика имеет богатый опыт сенсорного воспитания детей, созданы программы, методики обучения, выявлены недостатки, например, той же системы М.Монтессори, основными из которых является изолированность сенсорного воспитания в целостном педагогическом процессе, недостаточная опора на развитие всех психических процессов при обучении, несоответствие философских взглядов итальянского педагога с русской народной культурой. Можно продлить список недостатков, но несмотря на это, любой детский сад будет рад получить Монтессори-материал и использовать его в своей практике.
Действительно, среди настоящего выбора дидактических игр и игрушек трудно найти лучшего комплекса методических и дидактических материалов, которые были бы изготовлены на высоком уровне, из качественного материала, представляли собой структуры, направленные на развитие всех органов чувств ребенка, предназначенные как для раннего, так и для дошкольного возраста. В группах Монтессори ребенок может найти большой спектр игр, направленных на тактильное, обонятельное, восприятие. Даже бари-рецепторы окажутся вовлеченными в анализ ощущений, когда ребенок будет сравнивать силу нажима, оказывая давление на кнопки-пружинки, помещенные в специальные деревянные цилиндры. И этот список не ограничен: все шесть органов чувств человека получат себе материал для дальнейшего совершенствования и развития в руках умелого педагога.
Это есть основная причина, по которой Монтессори-материал является и будет служить уникальным средством для развития органов чувств ребенка. М.Монтессори справедливо отмечала, что воспитание чувств развивает в человеке способность к наблюдению, совершенствует общее дело приспособления ребенка к современной цивилизации и непосредственно готовит его к практической жизни. Увеличение количества ощущений, развитие способности ярко чувствовать различия в стимулах способствует формированию чувства гармонии с окружающим миром, эстетического вкуса. В то же самое время человек с грубыми чувствами безучастно и равнодушно проходит мимо красоты, его мало интересует мир природы, искусства, что часто рождает вредные привычки.
Остановимся теперь подробнее на недостатках и способах их преодоления. Не умаляя значения дидактических материалов, мы предлагаем использовать их в педагогическом процессе с максимальной возможностью реализации творческих способностей детей и с учетом психо-физиологических и возрастных особенностей развития каждого ребенка.
Понятие «система» в Монтессори-педагогике означает единство и целостность Монтессори-образования на всех его уровнях: философском, психологическом, педагогическом и методическом. Следовательно, если мы хотим сохранить русскую народную культуру и соблюдать требования к образовательным программам, то мы не можем говорить о применении системы Марии Монтессори в государственных образовательных учреждениях. Возможно лишь использование системы дидактических и методических материалов в образовательных целях. Это объясняется несколькими причинами.
Философский уровень связан с наличием у Монтессори собственного оригинального взгляда на окружающий мир, на его происхождение и развитие, на роль и место в нем человека. Она была убеждена в существовании «космического плана» развития Вселенной. Дети обладают особой формой разума – «впитывающим мышлением» - и имеют свой «строительный план». Цель воспитания – «новая человечность», поэтому податливый детский организм может легко «впитать» в себя новые идеи – «все человечество – одно и только одно: одна раса, один класс и одно общество». Это «вселенское сознание» и должно быть положено, по мнению автора, в основу обучения.
Конечно, есть в мире общечеловеческие ценности, единые понятия добра и зла, любви и ненависти и прочее, прочее, но у каждого народа, в зависимости от условий его проживания, формируется национальное чувство, чувство любви к своей родине, своему дому. Мы не имеем права даже говорить о том, что стиль восприятия у разных народов должен быть единым. Современные психолингвистические данные говорят о том, что культура реально влияет на формирование языкового сознания. Так, А.А.Залевская провела ассоциативный эксперимент, который показал различия ассоциаций языковых личностей разных национальностей на некоторые цветообозначения. Все участники эксперимента проявили единодушие лишь по отношению к слову «синий», увязав его со словом небо. На слово «белый» у большинства русских испытуемых наиболее частотной была ассоциация – снег. Однако для узбеков «эталоном» белого цвета оказался не снег, а хлопок, а для казахов – молоко. У французов слово «желтый» вызвало ассоциацию с золотом и яичным желтком, у американцев – с маслом, у узбеков – с просом, лишь у русских, белорусов и украинцев – с осенним листом. Русская душа всегда была и существовала в единстве с природой. Недаром для многих эмигрантов символом родного края являются белые березы, которые росли только на его родине, а не в какой другой стране.
Приведенные примеры наглядно показывают характер отражения в лексиконе личности реалий культуры, каждодневных впечатлений быта и т.п. Если мы хотим говорить о воспитании как процессе развития личности ребенка, то необходимо начать с элементарного: обеспечить ребенка тем наглядным материалом, который близок его культуре и наилучшим образом отражен в его языковом сознании. Конечно, не стоит умалять значение многих дидактических игр и пособий, привезенных с Запада или Востока. Здесь речь идет о том, как использовать тот или иной материал в своей стране. Иначе ребенок будет с удовольствием строить американские небоскребы и не знать, что такое деревянная русская изба. Пусть он построит из конструктора и то, и другое, но когда он поселит в эти дома игрушечных человечков, вы увидите, как изменится содержание его игры.

Добавлено (09.02.2010, 20:29)
---------------------------------------------
Монтессори-материал в этом отношении более безопасен, чем американские конструкторы для игр в звездные войны и пр. Однако он часто лишен игровой цели. Строится лестница – а для кого? Сравниваются бруски или цилиндры – а зачем? Только ли, чтобы сформировать понятия о цвете, форме, величине? В результате, у детей формируются представления, хоть и целостные, но не функциональные. Таким образом, недостатком методического уровня системы Монтессори является недостаточный аспект применения полученных знаний в собственной деятельности.
Мы предлагаем разнообразить дидактические игры Монтессори игровыми сюжетами, опираясь на воображение детей. Так, деревянные бруски с вкладными геометрическими телами могут превратиться в три автобуса, в которых едут семья людей, звери и птицы. В первом бруске, который имеет цилиндры одинаковой высоты, но разного диаметра, едут птицы. Дети самостоятельно подбирают названия птиц, которых по внешним признакам можно сравнить с каждым цилиндром. В результате, активизируются психические процессы ребенка (восприятие, память, внимание, речь), включаются мыслительные операции сравнения, анализа, обобщения и пр. Ребенок не только пользуется функцией замещения, но и продолжает затем игру самостоятельно, сажая в автобус новых героев. Во второй брусок-автобус, который имеет цилиндры равного диаметра, но разной высоты, ребенок сажает различных зверей, обосновывает свой выбор. В третьем бруске, который имеет цилиндры разной высоты и диаметра, оказываются места для человеческой семьи. У ребенка появляется уникальная возможность сравнить своих членов семьи, установить в игре контакт между ними, расширить круг общения (10 цилиндров ориентируют ребенка на увеличение персонажей игры). Только в этом случае мы можем говорить о взаимосвязи чувств ребенка и чувств других людей, животных и пр., взаимосвязи живого и неживого мира, становление личности ребенка.
Важным недостатком психологического уровня системы Монтессори является взгляд на движущие силы и механизмы развития ребенка и определение рамок сензитивного развития. Так, сензитивным периодом развития речи Монтессори считает возраст от 0 до 6 лет, сенсорного развития – от 0 до 5,5, восприятия порядка – от 0 до 3, восприятия маленьких предметов – от 1,5 до 2,5, движений и действий – от 1 до 4 лет, социальных навыков – от 2,5 до 6 лет.
В начале 20 века, конечно, не были достаточны изучены многие особенности развития ребенка, поэтому обращение внимание на периоды развития, в которые организм оказывается наиболее чувствительным или способным к обучению, в последующем дифференцировалось и нашло научное отражение в трудах многих ученых. Однако почему-то в детских садах, которые придерживаются системы Монтессори, новые достижения оказываются вне внимания педагогов. Восприятие детей наиболее активно развивается в раннем возрасте. Ребенок познает эталоны цвета, формы, величины, поскольку ведущей деятельностью этого возраста является предметная деятельность. Именно поэтому Монтессори-материал оказывается наиболее интересен для детей в этом возрасте. В последующем идет лишь совершенствование процессов восприятия, а ведущей деятельностью становится игровая деятельность. Если в группе сенсорное воспитание будет ограничиваться обследованием и действием с предметами, в которые заложена основная цель – сформировать тот или иной вид восприятия, то развитие ребенка дошкольного возраста не будет обогащенным. Ребенку 5-6 лет уже не интересны игры с материалами, ему необходимо найти выход своим творческим началам, сделать что-то самому. Так, цветовые таблички, которые имеют множество оттенков, легко использовать не просто для ознакомления с эталонами цвета, но и в процессе творческого рисования. Можно предложить найти в окружающем мире предметы данного цвета или оттенка, смешать краски, чтобы получить данный цвет, нарисовать рисунок, в котором появятся новые герои, объяснить выбор цвета с характером этих героев и т.д. Можно сравнить гласные звуки по силе звучания с оттенками красного цвета, построить из цветных табличек какую либо фигуры.
Мы не рекомендуем объединять детей разных возрастов в единую группу, с которой ведутся занятия по методике Монтессори. Каждый возраст имеет свою специфику и условия познавательного развития, выполнение которых требует применения специальных приемов и методов обучения. В связи с чем раскрывается еще одна проблема – взаимодействие взрослого и ребенка в процессе образовательной деятельности, которая рассматривается на педагогическом уровне системы Монтессори. Она состоит в том, что деятельность детей с дидактическим материалом должна быть свободной, а ее целесообразность обеспечит лишь специально «подготовленная среда». Прямое воздействие воспитателя или учителя на детей должно быть ограниченным. Ребенок выбирает тот материал, который ему нравится, сам определяет место и длительность работы с ним. Если следовать данному принципу мы придем в противоречие с идеями самой педагогики Марии Монтессори о необходимости развития всех органов чувств. Ребенок, который нуждается в помощи, у которого существуют «вредные привычки», нет гармонии с окружающим миром как раз и не захотят совершенствовать свои органы чувств, либо выберут то, что им нравится. А уж нравится ребенку, особенно с нарушением поведения, бедной сенсорной культурой может значительно малый спектр пособий. Кроме того, материалы Монтессори, в основном, носят автодидактический характер, предназначены для самообучения, поэтому необходимо специально разнообразить игры с несколькими детьми, предлагать различные игровые варианты и даже использовать материалы на фронтальных занятиях с детьми по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи. Например, на занятии по развитию речи можно проанализировать содержание сюжетной картины, использую Монтессори-материал: «Посмотрите, девочка несет сумку, в которой лежат яблоки. Давайте сравним весовые таблички. Какая из них тяжелее? Если у девочки в сумке лежит одно яблоко, какую покажем табличку? Если 2, 3, 4, 10?» Таким образом, приучая детей анализировать собственные чувства, им становится в последующем значительно легче описывать чувства других людей, составлять полный рассказ.
Значительный интерес представляет подход Монтессори к обучению дошкольников письму и чтению. В настоящий момент широкое распространение получили таблички с буквами, которые можно узнавать на ощупь, и другие дидактические материалы. С ними интересно работать как на фронтальных занятиях, так и на индивидуальных. Дети могут заниматься с ними и в свободное время. Здесь можно согласиться с Монтессори в том, что характер воспитания не должен быть авторитарным.

 
ДеньДата: Четверг, 25.02.2010, 15:20 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
Ужасно, что еще разновозрастные группы - и педагоги мучаются, и дети.
Сейчас такие варианты предлагают:
Вариант первый: начало занятий одновременное, все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для старших детей, потом детям подготовительной и старшей подгрупп дается самостоятельное задание, а дети средней подгруппы работают с воспитателем (вторая половина занятия). На этом занятие с детьми средней подгруппы заканчивается. Воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, ра-бота¬ет с ними над третьим программным заданием. Окончив с ними занятие, воспитатель еще 5-8 минут продолжает работать с детьми подготовительной подгруппы.
Вариант второй: начало занятия также одновременное, в первой части занятия все три подгруппы работают с воспитателем по одной теме с усложнением для старших детей, потом предлагается самостоятельная работа детям средней и млад-шей подгрупп, а дети подготовительной подгруппы продолжают работать с воспитателем. Предложив самостоятельную работу детям подготовительной подгруппы, воспитатель 1,5-2 минуты отводит для проверки выполнения самостоятельного задания детьми средней подгруппы (старшие в это время продолжают работать самостоятельно) и отпускает их играть. После этого воспитатель переходит к детям старшей подгруппы, проверяет выполнение самостоятельно¬го задания, работает с ними над решением третьего программного задания, после чего отпускает их играть, а сам продолжает работу с детьми подготовительной подгруппы.
Вариант третий: в первой части занятия организация детей такая же, как в первом и втором вариантах; во второй части занятия воспитатель работает с детьми старшей под¬группы, а самостоятельной работой заняты дети средней и подготовительной подгрупп. В третьей части занятия дети стар¬шей подгруппы работают самостоятельно, а воспитатель сна¬чала проверяет самостоятельную работу детей средней под¬группы и отпускает их играть, потом проверяет самостоятельную работу детей подготовительной подгруппы и работает с ними над решением третьего программного задания. После этого дети подготовительной группы получают задания для самостоятельного применения знаний по третьей программ¬ной задаче, и они работают самостоятельно, а воспитатель 1,5-2 минуты отводит для проверки самостоятельной работы старших детей и отпускает их играть. Заканчиваются занятия проверкой самостоятельной работы детей подготовительной группы.
Вариант четвертый используется в основном во время контрольных, итоговых занятий. В первой части занятия дети всех трех подгрупп работают совместно по одной теме с усложнением для старших детей, во второй части всем им предлагают-ся самостоятельные задания. Проверка самостоятельной работы начинается со сред-ней подгруппы, после чего дети идут играть. Потом проверяется выполнение самостоятельного задания детьми старшей и подготовительной подгрупп. В третьей части занятия дети старшей и подготовительной подгрупп работают вместе с воспитателем по одной теме с усложнениями для детей подготовительной подгруппы.
Вариант пятый: занятие начинается с детьми подготовительной подгруппы, через 7-10 минут приглашаются дети старшей, а еще через 5-7 минут - средней под-группы. Во второй части занятия детям подготовительной подгруппы дается большая по объему самостоятельная работа на 12-14 минут. Это могут быть задания с использованием продуктивной деятельности детей: рисования, аппликации, конструирования и др. За это время воспитатель может успеть поработать с детьми стар-шей подгруппы и подготовить их к самостоятельной работе, пригласить детей сред-ней подгруппы и провести с ними первую часть занятия. В последней части все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для старших подгрупп.
Вариант шестой отличается от пятого тем, что в послед¬ней части занятия детям средней подгруппы воспитатель может дать самостоятельное задание, а с деть-ми старшей и подготовительной работает по одной теме, после чего они идут играть, а воспитатель проверяет работу детей средней подгруппы и заканчивает с ни-ми занятие.
Вариант седьмой', занятие начинается с детьми подготовительной группы, через 5—7 минут присоединяется старшая подгруппа, а еще через 5-7 минут - средняя. В то время как подготовительная группа работает самостоятельно над решением второй программной задачи, воспитатель проводит первую часть занятия с детьми старшей подгруппы. По¬том дети средней, старшей и подготовительной подгрупп работают по одной теме. Для детей подготовительной подгруппы эта задача последняя, третья часть занятий, для старшей - вторая, а для детей средней подгруппы - первая. После этого дети средней и старшей подгруппы работают по схожей теме (можно одной из подгрупп дать самостоятельную работу, а другая в это время работает с воспитателем).
Вариант восьмой: занятия начинаются с детьми подготовительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. На занятие приглашаются дети средней подгруппы. Решив первую задачу вместе с воспитателем, они приступают к самостоятельной работе. Воспитатель в это время работает с детьми старшей подгруппы, после чего они идут играть. Воспитатель выделяет 2-3 минуты для проверки самостоятельной работы детей средней подгруппы и отпускает их играть. С детьми подготовительной группы работает еще 5-7 минут.
Вариант девятый: занятие начинается с детьми подготовительной и старшей подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме с усложнением для детей седьмого года жизни. Во второй части занятия дети подготовительной под¬группы работают самостоятельно, а дети старшей - с воспитателем, или наоборот. На третью часть занятия приглашаются дети средней подгруппы, все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для детей старших групп. Потом дети старшей и подготовительной групп уходят с занятия, а воспитатель продолжает работу с деть-ми средней подгруппы.

Добавлено (25.02.2010, 15:20)
---------------------------------------------
комбинированное занятие: две подгруппы заняты математикой, третья - изобразительной деятельностью, или наоборот.
Вариант первый: занятие начинается с организации изоб¬разительной деятель-ности с детьми средней подгруппы. Вос¬питатель объясняет детям задание, напоми-нает о техничес¬ких приемах его выполнения. Убедившись, что дети присту¬пили к работе, воспитатель начинает занятие по математике с детьми старшей и подготови-тельной подгрупп. Проводит с ними первую часть занятия по одной теме с услож-нением для детей седьмого года жизни и дает задания для самостоя¬тельной работы. В это время воспитатель оказывает индиви¬дуальную помощь детям средней группы, наблюдая за рабо¬той всех остальных. После анализа работ детей средней под¬группы воспитатель продолжает работу с двумя подгруппами. У детей старшей подгруппы занятия заканчиваются на 4-5 минут раньше, чем в подготовительной.
Вариант второй отличается от первого тем, что варьиру¬ются объединения де-тей. Например, дети средней подгруппы заняты математикой, а старшая и подгото-вительная - изоб¬разительной деятельностью. Этот вариант занятия проводит¬ся в тот же самый день вторым занятием.
Вариант третий - одна из подгрупп занимается изобрази¬тельной деятельно-стью, а в других подгруппах занятие по математике начинается последовательно.
Занятия второго типа дают возможность воспитателю боль¬ше внимания уде-лять детям, занимающимся математикой. Кроме того, при третьем варианте органи-зации занятия появляется возможность сообщения нового материала обеим под-группам.

 
Форум » Православная педагогика » Опасно: воспитание в неправославном духе » Методика Мария Монтессори
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа