И не холоден, и не горяч
| |
Клир | Дата: Воскресенье, 13.12.2009, 20:20 | Сообщение # 1 |
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Статус: Offline
| Говорят, равнодушие хуже вспыльчивости и даже презрения. Там хоть какое отношение, движение души и борьба с чувством. А у равнодушного нет никакой борьбы. Он и согрешит - не покается.
|
|
| |
Коля | Дата: Понедельник, 10.01.2011, 13:12 | Сообщение # 2 |
Блаженны нищие духом
Группа: Пользователи
Сообщений: 115
Статус: Offline
| Пестов: "Теплохладность Вот что писал епископ Феофан Затворник одной девушке: «Из вас может выйти ни то, ни се — ни духовная, ни мирская, ни христианка, ни язычница. Это будет, когда вы, храня благочестивые порядки, в которых выросли, не будете однако блюсти сердца своего от сочувствия к порядкам светской жизни. Я разумею сочувствие, а не участие, которое бывает иногда необходимо. Что же вам за это будет? То же, что присудил уже Господь Ангелу Лаодикийской Церкви: «Извергну тебя из уст Моих» (Апок. 3, 16). Надо быть горящей к Богу и всему божественному и холодною ко всему светскому и мирскому». И действительно, Священное Писание предупреждает о невозможности для христианина срединного состояния в мире — между добром и злом, между жизнью в истинной вере и жизнью безбожного мира, между святостью и грехом, между Христом и сатаною. Нельзя остановиться на программе маленькой обывательской жизни с максимумом развлечений и минимумом духовной жизни. Господь говорит нам: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). «Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 27). Итак, одна вера во Христа, без несения «своего креста» еще не спасет человека, вот и тогда он даже не может считаться христианином. Об отвержении мира ради любви к Богу говорят нам и апостолы Христовы: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире — похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего», — пишет апостол Иоанн (1 Ин. 2, 15-16). Между тем мы склонны поддаваться влиянию среды и окружающего общества, которое уводит нас от Бога и завлекает ко греху. Об этом так пишет епископ Антоний Храповицкий: «Человек, добровольно поддающийся общему течению, а таких большинство, меняется по возрастам жизни, по временам календарного года, наконец, по часам дня. В воскресенье утром он — молящийся христианин, в послеобеденное время — светский сплетник, вечером в театре — непринужденный поклонник искусства, а после театра — нередко грубый циник». Как много из христиан причастны к слабости — в какой-то мере растворяться в окружающей среде, которая так часто бывает греховной и порочной. И тот, кто считает возможным какой-то компромисс между «широким путем» мирской жизни и «узким путем» жизни во Христе, тот не знает Его учения, не понял Евангелия, не понял Христа. А в Евангелии Господь говорит: «Огонь пришел Я низвесть на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12, 49). Огонь — это символ святости, символ преображения и очищения. И тот, кто во Христе, тот в огне, тот должен гореть духом: «Духом пламенейте, Господу служите», — призывает апостол Павел. Как пишет архиепископ Иоанн Шаховской: «Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра. Безчувствие и равнодушие хотят связать нас по рукам и ногам, прежде, нежели мы подумаем о добре. Добро могут сделать только пламенные, искренние, горячие. Истинно добрым может быть только молниеносно добрый человек. И чем дальше идет жизнь, тем более молниеносности нужно человеку для добра. Эта молниеносность есть выражение духовной силы и светлой веры». Посмотрим на прославленных Церковью святых из тех, кто уже удостоился Царствия Божия. Можно ли встретить у них теплохладность? Не характерной ли чертой для всех них является горение духом и подвиг во Христе? Пусть эти подвиги различны у святых, но они есть у всех без исключения. У одних это мученичество за Христа, у других — преподобных — добровольный подвиг в молитве, посте и уединении, у третьих, живущих в миру, — подвиги милосердия. Господь говорит: «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16, 16). Поэтому, где не будет усилий, там невозможно достигнуть Царствия Божия. Отсюда и стадо истинных — горящих духом учеников Христовых было, есть и будет лишь «малое стадо» (Лк. 12, 32). И далеко не все те, кто считает себя верующими христианами, будут удостоены Царствия Небесного. Господь предупреждает: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Бог требует всего человека, всего его сердца, исполнения всех Его заповедей, ибо «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном» (Мф. 5, 19). Итак, горение духа и подвиг во Христе, «несение креста» (Лк. 14, 27) необходимо каждому, кто хочет быть достойным Царствия Небесного. Господь не терпит теплохладности и предупреждает христиан: «Ты ни холоден, ни горяч. Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное» (Апок. 3, 16-18). Существует мудрая народная поговорка: «Человек сам кузнец своего счастья». И когда к преподобному Антонию Великому пришел один монах, у которого не хватало ревности для своего спасения, и просил помолиться о нем, тот ответил: «Ни я, ни Бог не сжалятся над тобой, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться Богу». Однако и при нашей немощи и слабости не надо отчаиваться и сомневаться в возможности достижения Царства Небесного. Господь Всемогущий и Милостивый слышит всякую молитву и простирает руку помощи всякому, как простер некогда утопающему апостолу Петру. Будем помнить также, что жизнь всякого человека всегда исполнена бед, скорбей, печалей и трудностей — всякому человеку неизбежно нести тяжесть и бремя земной жизни. Но самое легкое из них — это «иго Христово». И не только легко оно, но с помощью Божией оно радостно для сердца, дает свет очам и мир душе. Кто пойдет за Христом, тот на опыте узнает истинность обетовании Христа — «Возьмите иго Мое на себя, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).
|
|
| |
Rosa | Дата: Среда, 02.02.2011, 18:30 | Сообщение # 3 |
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Статус: Offline
| "Я думаю, что человеку бывает плохо не от каких-то житейских обстоятельств или событий, а от внутренней тесноты, от греха, который закрывает Бога от человека. Мы очень часто обманываемся. Когда нам плохо, мы приводим тысячи причин, отчего это происходит: непонимание, небрежное к нам отношение, невезение, какие-то события, которые мы не можем принять. А на самом деле плохо-то нам от греха, оттого, что мы потеряли связь с Богом. Мы потеряли контроль над собой, потеряли веру и надежду. Мы потеряли Бога. Без Бога человеку не может быть хорошо. Душа его страдает, болеет, мучается… Каждый из нас должен пережить минуты маленькой богооставленности, потому что иначе человеку начинает казаться, что он — герой, что он все может, все знает и вообще, чего еще недостает мне, чтобы наследовать Царство Небесное? — как спросил Спасителя благочестивый юноша (ср: Мф. 19: 20). А мы о себе можем сказать: «Мы еще и не начали!» Мы можем повторить это за великими отцами, которые понимали, что опыт всей их жизни приводит к тому, что они еще не начали трудиться для Царствия Небесного. Каждый день мы должны пытаться свою жизнь начинать заново. Ведь самое главное ― как мы окончим наш земной путь. Помните, как старцы говорили о преподобном Силуане? «Посмотрим на конец его…» Начало может быть одним, середина — другой… Цветы могут быть прекрасные, но если червяки все поедят, плоды будут горькими. Поэтому я смотрю наперед и борюсь с самим собой, со своим недоумением. Что Господь дал? Что сейчас происходит? Я хочу трезво и осмысленно увидеть свое место, свое положение, свои обязанности. В чем вообще понятие человека? Вот он с Богом ― все, это человек! Вот он во грехе — это уже «обезьяна»! Потому что когда человек теряет Бога, он теряет то, что делает его человеком, теряет связь с Жизнью. Иллюзий у нас не должно быть. Должна быть надежда на Бога, надежда на то, что Господь может сделать из человека христианина. В человеке должна быть искра жизни. Эта искра жизни во внутренней связи с Богом, в покаянии человека, в дыхании его души. Надо видеть свои немощи, видеть свою вину, а не разбираться, кто вокруг тебя виноват. Бог разберется со всеми, с каждым. Внутренний рост человека редко соответствует его внешним успехам и почти никогда не соответствует личному мнению человека о себе самом. Одному человеку кажется, что он «ничего себе», а на самом деле он отступил от Бога. А другой думает, что он самый последний, самый никчемный, а он дорог Богу в этом состоянии. Он красив, потому что в нем есть искра живая, в нем есть живое слово к Богу, в нем есть чувство вины, и это — настоящая жизнь. Конечно же, мы идем к покаянию всю нашу жизнь, и какие-то трафареты или шаблоны, приемлемые для всех, найти и предложить невозможно. Временами видишь, как грех поражает человека, и человек начинает все видеть искаженно, потому что верит греху. Вот принял человек какой-то помысел, принял какую-то греховную мысль и заразился. Сегодня сестры подвели ко мне одну женщину — говорит, жить она не хочет!.. Как же так? Конечно, жить тяжело, а дальше жить будет еще тяжелее, сил будет все меньше и меньше, болезней будет больше, но мы не можем уйти от борьбы, от тех испытаний, которые должны прожить в ту меру, которую определил нам Господь. Мы должны прожить так, чтобы не закопать, не растратить свои таланты (см.: Мф. 25: 13–30). Нам надо менять свое видение, не бояться совершать ошибки, делать какие-то шаги, выводы, чтобы в нашей жизни не было застоя, чтобы нам не увязнуть в болоте. В болоте все гниет, потому что вода никуда не движется. Мы же знаем, что когда вода движется, она очищается, и в ней рыбка вкусная. А в болоте она пахнет тиной. Так и человек: падает, встает, ему больно (но ничего, заживет!), и он идет дальше. Важно, чтобы человек учился, искал Бога, не застывал на месте... Когда человек остается один на один с собой, в блужданиях своего ума, он может довести себя до безумия. Для нас важно общение, важно проговаривать что-то друг другу, ведь все люди разные, каждый со своим характером, со своими пристрастиями, со своим самолюбием, но нам всем надо делать Божье дело. Понимаете? Что мне тогда делать? Я не знаю. Владыка сказал мне: «Ты отвечаешь за то, что здесь происходит…» А я не знаю, что происходит, потому что вижу, что человек то один, то другой, то третий, то десятый, ― калейдоскоп. А хочется постоянства, устойчивости. Честно говоря, хочется увидеть победу. Хоть маленькую, но победу над самим собой, над своим самолюбием, над своим грехом. Надо не привыкать, а относиться ко всему со страхом и трепетом. Вот человек приходит в отделение, ему страшно, он боится, а Господь дает ему слово. У нас был отец Евстафий, иеромонах, в какой-то степени он наш воспитанник. Хорошо, если бы он записал то, что говорил у нас на собрании с сестрами. Это были очень простые слова. Я говорю ему: «Ты запиши, пройдет время, и эти слова будут как сказка…» Он рассказывал нам о том, как на одной встрече Господь дал ему слово. Он ничего не собирался говорить, потому что рядом сидел именитый протоиерей, а он всего лишь молодой священник. «Рот как-то сам открылся, и я стал говорить, — рассказывал о. Евстафий. — Я даже сам не ожидал, что скажу слово». Господь сказал через него. Главное, чтобы было чувство своего недостоинства. Когда человек «все знает и понимает», то его уже нужно на свалку списывать. Матушка Неонилла, схиигуменья, мне говорила, что в монастыре надо все менять, а я как-то этому не внял. Сейчас я понимаю, что в этом есть движение, а когда человек застывает на своем послушании, он уже становится «героем», он все уже знает, а на самом деле жизни в этом нет. Нам как-то нужно выходить из тупиков... И я думаю, что мы будем бороться. Потому что такая армия людей! Конечно, каждый ищет своей правды, живет своими привычками, по-другому жить пока не может, но нам нужно быть с Богом. Вокруг действительно столько людей, столько трагедий, столько по-человечески невыносимых вещей. А мы должны все это победить и сказать: «Радуйтесь о Господе!» В каждом человеке есть неподдельная, неискусственная, настоящая жизнь. И когда человек знает, что он может в любую минуту отойти в мир иной, в его жизни появляется глубина. А когда человек живет поверхностно, по инерции, то это всегда скучно. Если человек выиграл в лотерею, или ему прибавили зарплату, то это совсем не значит, что его Бог посетил. Может, именно тогда, когда тебе уже невыносимо жить, а ты все-таки говоришь: «Слава Богу за все!» — это, наверное, и есть время посещения Божия. Эти несколько слов дорогого стоят. У отца Николая было на стеночке написано, что даже в самые скорбные минуты жизни — благодарите Бога. Надо все-таки понимать, что воин Христов рождается в борьбе, а не на печке и не на диване. Когда по-человечески хочешь правды, а все оборачивается не так, но ты смиряешься, не требуя своего, ― тогда все меняется, все становится по-другому. Бог шлифует души. Но иногда шлифовать уже невозможно из-за огромного нароста греха, можно только с болью этот грех удалить. И это тоже надо принять. А как это сделать правильно? Ведь можно сказать, что все хорошо, или, наоборот, что все плохо. А можно сказать: слава Богу за все, и за скорбь, и за радость! Может, именно тогда, когда делаешь не то, что хочешь, а то, что необходимо делать, ― это и есть та жизнь, к которой нужно стремиться. Потому что Царство Небесное силою берется (Мф. 11: 12), то есть усилием. Обстоятельства в жизни бывают разные. И сам человек, наверное, никуда бы не пошел. А так надо вставать, идти на святое послушание, потому что обещал служить Богу. Нас так много! Мы все молимся. Я сейчас стараюсь на Литургии поминать всех: список людей, несущих послушание в монастыре, конечно, огромный. «Мы молимся за весь мир, — как сказал старец Силуан молодому о. Софронию, — и ты в этой молитве тоже есть». Поделитесь вашими настроениями, впечатлениями, задавайте вопросы. Что волнует вас на сегодняшний день? Протоиерей Андрей Лемешонок" http://obitel-minsk.by/_oid100001865.html
|
|
| |
Luka | Дата: Четверг, 03.03.2011, 17:07 | Сообщение # 4 |
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Статус: Offline
| Свт Димитрий Ростовский: "О том, чтобы не лениться, но всегда трезвиться — бодрствовать — в деле Божием 1. Будь, человече, всегда тепл и усерден, горя духом. Не будь холоден и уныл, чтобы не услышать тебе сказанного слова: понеже ни тепле си, ни студен, но яко объуморен, изблевати тя от уст Моих имам (Апок.3). Заботься, бодрствуй — трезвись, не губи напрасно времени твоей жизни, данного тебе на исправление души твоей, на приобретение вечных благ. Наблюдай, чтобы ни одни день не прошел праздно. Ибо, если тщетно погубишь, другого потом иметь не будешь: если уже прошел — прошел, и уже потерянного времени возвратить назад не можешь. Потому не губи напрасно дней твоих, но с течением дней твоих соразмеряй исправление твое. Недаром дана тебе сия временная жизнь, но для того, чтобы ты всегда — всякий день — поучался, и преуспевал, и совершал подвиги добродетелей, а праздным чтобы никогда не был. 2. Век сей не есть покой и почивание, но есть борьба и война, торжище и купля, училище и морское плавание. В войне и брани нет никакого мира; в училище и на торжище, а также и в морском плавании нельзя быть спокойным и беспечальным. Кто на море бывает без боязни и печали? Кто в воинстве без страха? Кто на торжище и в училище в покое? Никто. Потому не ленись в деле Божием и не унывай, но подвизайся и трудись. Ныне твоя жатва; ныне торжище; ныне купля. Жни, покупай, чтобы не остаться ничего не имеющим, не быть осужденным, не быть чуждым благодати Божией. Принявши талант, не погуби его, но умножь, дабы не услышать тебе: лукавый раб и ленивый, подобаше убо тебе отдати сребро мое торжником, и пришед аз взял бех свое с лихвою; а ты не только не умножил, но и погубил все по твоей лености и нерадению (Мф.зач.105). Что скажешь в день страшного суда, когда подробно во всем будешь испытан? Внимай себе! 3. Не закапывай данного тебе таланта в землю лености и нечувствия, но старайся, трезвись, бодрствуй — непрестанно прилагай огонь к огню, теплоту к теплоте, чтобы усугубить его, дабы, умноживши и усугубивши данное тебе, мог ты в день оный с дерзновением сказать пред Господом: «Се, Господи, я приобрел другие пять талантов» — и услышать от Господа пресладкий глас: «Благий раб и верный, ты был верен в малом, — поставлю тебя над многим; войди в радость Господа своего». 4. Если же не будешь умножать данного тебе от Бога таланта, но будешь умалять и погублять его, если не будешь восходить на гору добродетелей, но опускаться книзу, если не будешь на всякий день прилагать огонь к огню и усердия к усердию, но совершенно остынешь и окаменеешь, то, наконец, падение твое будет достойно плача и рыдания. Но лучше тебе творить добро, нежели зло, лучше трезвиться и бодрствовать. Ибо за злое будет тебе мука, а за доброе великое воздаяние, за трезвение и бодрость — похвала, а за леность осуждение и казнь. Потому бди всякий день и трезвись: буди верен, сказано, до смерти, и дам тебе венец жизни (Апок.2:10). Бес трезвится, бодрствует, никогда не спит, но ходит, яко лев, рыкая, ища кого поглотить от противящихся ему, поэтому и ты всегда трезвись, бодрствуй и никогда в беспечности не почивай, чтобы избежать сплетаемых тебе сетей его. 5. Премудрый Соломон поощряет и учит тебя всегда трудиться, говоря: иди ко мравию, о лениве, и поревнуй, видев пути его, и буди онаго мудрейший: он бо, не сущу ему земледельцу, ниже нудящаго его имущий ниже под владыкою сый, готовит в жатву пищу, и многое в лето творить уготование; или иди ко пчеле, и увеждь, коль делательница есть, делание же коль честное творит, еяже трудов царие и простии в здравие употребляют, любима же есть всеми и славна: аще силою и немощна сущи, но мудростию почтена произведеся. И еще сказал: доколе, о лениве, лежиши? Когда же от сна востанеши? Мало убо спиши, мало же седиши, мало же дремлеши, мало же объемлеши перси руками: потом же найдет тебе аки зол путник — убожество: скудость аки благий течец. Аще же не ленив будеши, приидет яко источник жатва твоя, скудость же аки злый течец отбежит (от тебе) (Притч.6). Потому всегда делай все доброе, преуспевай день от дня, ибо настоящее время есть время делания, а там время возмездия, нынешнее — время труда, а тамошнее покоя, нынешнее — скорби и терпения, а тогда венчания и почести. Нынешнее время есть время плача и сетования, а будущее радости и веселия. 6. Не засыпай, человече, в веке сем и никогда не обеспечаливайся, но всегда будь бодр и опаслив, всегда трезвись и будь тщателен. Ибо одно тебе предстоит: или победить врага, или быть от него побежденным; или быть при Боге, или отлучиться от Него; или спастись, или погибнуть. Иначе быть не может. Ибо никогда не найдешь в веке сем мира и покоя, не наследуешь тишины и ослабы. Потому, пока живешь в веке сем, никогда не будь бесстрашным и беспечальным, но всегда будь готов на борьбу и ратование. Мир сей создан не для покоя и почивания, а для трудов и подвигов, не для тишины и утешения, а для борьбы и ратоборства. Итак, подвизайся, трудись, трезвись, пока имеешь время, пока имеешь час. Сильно ты желал бы, чтобы возвращено было тебе напрасно погубленное время, но этого не получишь, если данное время погубишь. Одно у тебя время, а другого никогда не будешь иметь. Потому потрудись немного по воле, чтобы потом не испытать многих бед поневоле. Потрудись с усердием малый час, чтобы потом получить многую благодать от Господа и сподобиться жизни вечно блаженной. 7. Тот достоин плача, кто, видя всего себя гниющим и съедаемым червями, не заботится уничтожить червей, но лучше соглашается сгнить и быть съеденным червями, нежели быть уврачеванным и исцеленным. Тем более достоин не только плача и рыдания, но и осуждения тот, кто, видя себя гниющим и съедаемым червями различных страстей, не заботится о совершенном исцелении своего душевного недуга и достигнуть тихого пристанища Божественной любви Господней и познания, не заботится всею душою осолиться солию Пресвятого Духа, чтобы быть совершенным жилищем Господу, но соглашается лучше быть согнивающим и всегда мучимым и съедаемым червями различных бесовских страстных истязаний, нежели быть исцеленным и соединенным с Богом. 8. Не щади плоти ради Христа, потому что Он создал ее; не береги естества твоего от страдания, потому что Он раздробленное и рассыпанное опять исцелит и обновит. Не щади принести Ему все существо свое, чтобы опять принять оное от Него в сугубой почести. Не щади себя, но постражди Христа ради, как и Он пострадал тебя ради. Не видишь ли, что другие проводят жизнь свою в великих бедах: в великой нужде в мире сем, едят хлеб? Ни пищи довольной не имеют, не имеют, чем прикрыть и наготу свою, дают великие дани, переносят многие скорби и напасти, однако же и о себе всегда заботятся, и от Бога не отвращаются. А ты, будучи от всего свободен, от всего облегчен, нисколько не заботишься о душе своей, нисколько не стараешься угодить Богу, но ленишься и унываешь — нисколько не хочешь потрудиться на земле, в самом труде ищешь покоя, во тьме ищешь света, в смерти ищешь жизни. Но знай, что никогда сего не найдешь здесь и никак не увидишь. Вечный покой в одном только Господе Боге. 9. Если бы тебе предстояло, с одной стороны, временное страдание, а с другой — вечное: с одной — на малый час, а с другой — навеки, скажи мне: на какое из них ты согласился бы? Знаю, что согласился бы на временное, хотя бы оно и весьма было тяжко. Или если бы кто сказал: потрудись для меня один день или одну неделю, послужи верно, а я дам тебе за это всякого богатства, всякого обильного наслаждения на тысячу лет. Не пожелал ли бы ты? Ей, пожелал бы, хотя бы и весьма велик был труд. Бог же за настоящий малый подвиг, как за один день или год, обещал тебе дать много всякого богатства и наслаждения, их же око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку, не взыдоша, — не на тысячу лет, не на две, не на три, но на веки вечные, конца не имущие… Почему же ты о сем не усердствуешь?! 10. Добро есть, немного потрудившись в этом маловременном веке, снискать вечный покой, однажды научившись и просветившись, иметь это у себя вечно. Добро есть, однажды снискавши вечное богатство, никогда — вовеки — не быть скудным. Добро есть однажды мало поскорбеть и опечалиться Христа ради — на малое время и потом радоваться и веселиться во веки вечные. Блажен, кто сего сподобится. Блажен, кто сие получит. Блажен, кто в малом сем времени и малым своим трудом и подвигом обрящет жизнь вечную, присносущное наслаждение и богатство! " http://dearfriend.narod.ru/books/other/dr/32.html
|
|
| |
|
Меню сайта
|