Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 15:43

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Печаль - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Грехи » Уныние и отчаяние » Печаль
Печаль
КлирДата: Вторник, 23.02.2010, 16:26 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Печаль – желание сожалеть о том, что в прошлом было не так, как мы считали правильным.
 
RosaДата: Пятница, 18.06.2010, 20:29 | Сообщение # 2
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Авва Дорофей: Мы знаем о Боге, что Он любит и щадит Свое создание, что Он есть источник премудрости, и знает, как устроить все касающееся нас, и что для Него нет ничего невозможного, но все служит воле Его. Мы должны также знать, что все, что Он ни делает, для нашей пользы. Мы должны принимать все с благодарностью, как от благодетеля и благого Владыки, даже скорби, потому что все бывает по праведному суду, и Бог, Который так милостив, не презирает ни малейшей нашей печали…
 
LenosДата: Воскресенье, 11.07.2010, 22:14 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
вва Исаия (Слово 16): «Кто же говорит тебе: куда тебе бежать? нет тебе покаяния, - тот от вражьей стороны, (и говорит так), чтоб склонить человека оставить намерение вести прочее воздержную жизнь. А печаль по Богу не налегает на человека (подавляющею тяготою), но говорит ему: не бойся, приди опять (к Богу); ибо знает Он, что человек немощен, и подает ему силу».
 
LianaДата: Воскресенье, 12.09.2010, 16:41 | Сообщение # 4
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Иоанн Кассиан (Послание к Кастору…, кн.9,гл.1): «Пятый подвиг предлежит нам - притупить жало едкой печали, которая, если при каждом нападении в разных несчастных случаях будет овладевать нашею душою, то всякий раз будет лишать нас способности к божественному созерцанию, и самый дух, низвергнув из состояния чистоты, совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычною ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением, не попускает быть спокойным и кротким с братиями; ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием».
 
КлирДата: Пятница, 17.09.2010, 20:09 | Сообщение # 5
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Многие, чтобы забыть о печали, ищут чем отвлечься, но некоторым хочется еще большего, чем отвлечься, а во всем обвиняют печаль. А если б разобрались с совестью - было бы легче.

Лука Крымский (Слово в неделю Крестопоклонную): «Как стараются избавиться от скорбей люди мирские, вы знаете это: они заливают свое горе, свои скорби вином и водкой, одурманиваются табаком и даже наркотиками. А разве достойно это нас, христиан? Разве не в высшей степени низменно успокаивать голос совести своей вином, табаком? О, это глубоко, глубоко недостойно, и не дай Бог, чтобы кто-нибудь из вас когда-нибудь прибегал к этому богопротивному средству заглушения совести своей».

 
ДеньДата: Воскресенье, 19.09.2010, 16:54 | Сообщение # 6
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
Честно говоря, даже не было понятно, что нахожусь в печали - а как ситуация изменилапсь, появилась радость - то сразу стало понятно - была печаль. Почему же ее сразу не видно?
 
LenosДата: Воскресенье, 19.09.2010, 16:59 | Сообщение # 7
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Опытности мало. Как говорится? От терпения - опытность. От опытности - надежда. Скорее всего, вы были в чем-то нетерпеливы, оказывая недовольство и не обращая на это внимание. От того и печаль подобралась незаметно. А увидели др. грехи - и печаль обнаружилась.

Преп Иоанн Кассиан писал Кастору: «Пятый подвиг предлежит нам - притупить жало едкой печали, которая, если при каждом нападении в разных несчастных случаях будет овладевать нашею душою, то всякий раз будет лишать нас способности к божественному созерцанию, и самый дух, низвергнув из состояния чистоты, совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычною ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением, не попускает быть спокойным и кротким с братиями; ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство сердца, делает безумным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием».

Может что-то угнетает вас?

 
LianaДата: Вторник, 21.09.2010, 19:45 | Сообщение # 8
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Главно не расстраиваться. Бог поможет.

Свт Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, § 214): «(Бог) обещает печаль нашу в радость обратить нам: «Сеющие со слезами пожнут радостью. Уходящие уходили и плакали, бросая семена свои; а приходящие придут с радостью, собирая снопы свои» (Пс.125:5-6). Скорбным путем и терпением доходят до вечной радости: «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие», — говорит апостол (Деян.14:22). «Это те, которые пришли от великой скорби», — говорит глас небесный о святых избранниках Божиих (Откр.7:14)».

Против печали надо бороться радостью!

Свт Феофан Затворник: «…потерял ее чрез грехопадение; теперь в Господе Иисусе Христе благодатью Святого Духа опять восстановляется он в первый свой чин. Хоть внешне он еще не в раю, но внутри уже получает райский строй. Оттого и радуется. В житейском быту люди находятся в веселом расположении духа, когда нужды не тяготят, отношения с другими мирны, дела текут исправно и впереди не грозит никакая беда. У христиан грехи прощены, нравственные силы восстановлены благодатию, мир с Богом водворен, совесть блюдется чистою ко всем и ко всему, уверенность, что Господь хранит и сохранит его до конца непорочным, непоколебима, упование блаженства вечной жизни глубоко. В такой обрадовающей атмосфере живя, он не может не быть в постоянно отрадном состоянии духа. Но существенная основа радости христианина — обновление падшего естества. В возрождении полагается семя новой жизни, по образу воскресшего Господа (Рим. 6, 4). Начав с сего момента ходить в обновленной жизни, он более и более высвобождается из уз растления греховного и преисполняется чувством здравия духовного. Это чувство почти то же, что чувство воскресения. Отсюда всегдашняя радость жизни о Господе».

Сообщение отредактировал Liana - Вторник, 21.09.2010, 19:47
 
RosaДата: Вторник, 21.09.2010, 19:54 | Сообщение # 9
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Печаль печали рознь. Просто так радость в себе не разогреешь.
А свт Василий Великий связывает радость с покаянием: «Не всякой душе дается радость от Бога, но если кто много плакал о грехе своем, с крепким воплем и непрестанными слезами и как над умершим творил над собою плач, то плач его обращается в радость».
 
КлирДата: Четверг, 23.09.2010, 19:15 | Сообщение # 10
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Преп Ефрем Сирин : «Не давай печали сердцу своему, но утешай себя о Господе».

Свт Иоанн Златоуст : «…Если мы и сами не будем упадать духом, в таком случае (Бог) скоро уничтожает и остаток скорби; а если будем сильно огорчаться, Он предоставляет нас во власть печали». «…печаль, пока скопляется внутри, помрачает наш ум, а когда разрешится словами молитвы и соединенными с нею слезами, и выйдет изнутри вон, то оставляет в душе великую ясность, так как в душу молящегося входит, как некоторый луч, помощь Божия. …Он (Бог) называется «Богом утехи и Богом щедрот» (2Кор. I, 3), потому что его непрестанная деятельность та, чтобы утешать и призывать скорбящих и сетующих, хотя бы у них было множество грехов. Только предадим Ему себя, только прибегнем к Нему и не будем отступать, и тогда мы на опыте познаем истину сказанного, и ничто случающееся с нами не в состоянии будет опечалить нас, если будем возносить молитву напряженную и усердную; посредством ее мы избавимся от всего, что бы нас ни постигло».

Иоанн Кассиан: «Итак, эту гибельную страсть мы можем выгнать из себя если ум наш, постоянно занятый духовным размышлением, будем ободрять будущею надеждою и созерцанием обещанного блаженства. Ибо этим способом все роды печалей … мы можем победить, когда постоянно ободривая себя созерцанием будущих, вечных предметов, пребывая непоколебимы, не будем упадать духом при настоящих несчастных приключениях, а при счастливых обстоятельствах не станем возноситься, будем смотреть на то и другое, как тленное и скоропреходящее (В Добротолюбии сказано, что печаль врачуется молитвой, надеждою на Бога, поучением в слове Божием, и обращением с благочестивыми людьми)».

 
КлирДата: Среда, 10.11.2010, 18:14 | Сообщение # 11
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Сергий Вогулкин, настоятель Свято-Илиинского Храма г. Екатеринбурга, доктор мед. наук, профессор

ПЕЧАЛЬ И РАДОСТЬ

Грешна ли печаль? Да, если она переходит в уныние и тоску о мирской славе. Нет, если это печаль о своих грехах, печаль, которая подвигает нас к покаянию, добрым и милосердным поступкам. Такая печаль граничит со светлой радостью, с Верой и Надеждой.
А если уходит из этой земной жизни хороший человек? Невольная грусть охватывает душу, сжимает сердце. Ведь неделю назад говорил с ним по телефону, месяц назад вместе служили молебен в больнице, разговаривали, спорили, совсем недавно исповедовал и причащал его Христовых Тайн.
Иван Иванович Бенедиктов, заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, почетный профессор Уральской Государственной медицинской академии, бессменный председатель Уральского общества акушеров-гинекологов, один из самых известных людей Екатеринбурга. Тысячи женщин вспоминают его добрым словом, глядя на своих детей, принятых его добрыми руками. Тысячи студентов слушали его лекции, практически все акушеры-гинекологи Свердловской области и многие за ее пределами считают его своим учителем. Я сам, вместе с другими студентами, слушал его лекции более тридцати лет назад, последние десять лет мы неоднократно встречались с ним на заседаниях Ученого совета медицинской академии. Философский склад ума, образованный человек, так о нем думал каждый, кто слышал его выступления. Но что-то еще, непонятное и непонятое было в нем в то время. То, что сейчас мы бы назвали - просвещенный ум.
И именно Ивана Ивановича я неожиданно для себя увидел в Крестовоздвиженском монастыре, куда пришел на исповедь перед рукоположением во диакона. Иван Иванович, псаломщик Крестовоздвиженского монастыря, выходил из алтаря после службы. Он не заметил меня, стоявшего в затемненном углу храма. По походке видно было, что он устал, но лицо было спокойно и светло, как у человека, сделавшего доброе дело. Я не решился подойти к нему, побоялся смутить неожиданной встречей, да и сам был смущен немало. Уже после рукоположения во время очередной встречи на Ученом совете Иван Иванович тепло поздравил меня, и с этого времени мы неоднократно встречались и в его кабинете в родильном доме, и в Свято-Троицком храме, где я служил сначала диаконом, а затем священником.
Какая была для него радость найти во мне единомышленника, с которым можно было поговорить о Богe, о вере, о Православной медицине. Я был первым читателем его последних богословских работ, которые всегда поражали меня своей логичностью и основательным знанием трудов Святых Отцов Церкви. Особенно мне памятны наши встречи в те дни, когда Иван Иванович приглашал меня служить молебен в родильном доме 40-й больницы. В его кабинете на полке стояла старинной работы икона Божией Матери. К этой иконе, прибегая к заступничеству Богородицы, прикладывались беременные женщины, которым предстояло нелегкое испытание родами или операцией. В любое время дня и ночи медики открывали кабинет профессора по просьбе женщин - таково было распоряжение Ивана Ивановича. С благоговением он снимал с полки икону, и шли в молебную комнату, оборудованную в родильном отделении. Вскоре в нее собирались будущие мамочки, студенты и медперсонал. Я проводил духовную беседу, служил молебен, исповедовал. Иван Иванович помогал мне, читая своим мягким и сильным голосам псалмы. А после службы мы сидели с ним в его кабинете за чашкой чая, беседовали, сокрушались, что времени для разговора так мало. Даже тогда, когда здоровье его резко ухудшилось, Иван Иванович продолжал читать лекции, консультировать больных, писать научные и богословские труды, организовывал и помогал служить молебны. Он сильно страдал и не раз говорил мне: "Дорогой мой отец Сергий! Я так страдаю, но я чувствую очистительную силу моего страдания и никогда не ропщу на Господа".
Я пишу эти строки и ловлю себя на мысли, что думаю об Иване Ивановиче как о живом человеке, хотя сам отпел его неделю назад в актовом зале больницы № 40 после гражданской панихиды, сам закрыл его спокойное лицо покрывалом. И, наверное, это не случайно. Не только Богоугодная жизнь раба Божиего Иоанна, но и сама его кончина еще раз подтверждают величие Божиего Провидения.
В середине января Иван Иванович чувствовал себя все хуже, исповедовался, причащался, продолжал работать, но силы уходили, 16 января он впал в кому. Казалось, что все кончено, но душа его не хотела покидать этот мир, она ждала, ждала своего часа. И этот час настал, час торжества нашей веры. Это был вечер после праздника Крещения Господа нашего Иисуса Христа, вечер, когда Иоанн Креститель во главе Собора Святых пребывает в Небесной Славе. Что может быть чудесней, чем передать свою душу в руки своего Небесного Покровителя? И душа раба Божьего Иоанна тихо и свободно отошла в Небесную Обитель.
Печаль и радость, как часто они соединяются вместе в этой жизни, но Вера и Надежда ни на секунду не должны оставлять нас, даже когда Господь призовет в Свой Небесный Чертог. Эта печально-радостная кончина укрепляет душу в Вере, показывает, что Господь слышит наши молитвы и видит наши дела, а попущенные им испытания спасительны для нас. Продолжим путь спасения, видя пред собой пример жизни и светлой кончины раба Божия Иоанна.
Страданием омытая душа,
Страшась путей, открывшихся пред нею,
Сама собою отлетать не смеет,
Пред участью своею трепеща,
Воскликнула неслышно для мирских:
"О Иоанн, Небесный Покровитель,
Прими и защити, будь избавитель,
Согласна упокоиться в руках Твоих!"
Собор Святых услышал крик души,
Предтеча Иоанн раскрыл ладони:
"Не бойся, отлетай, я упокою,
Готова ты, спеши ко мне, спеши!"
Печальны мы печалию земною,
Не слышим радость в Небесах,
Боимся Смерти, множим страх.
Неси свой честно крест и ты услышишь:"Упокою!"

 
461119Дата: Суббота, 01.01.2011, 22:21 | Сообщение # 12
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
О.Павел:
Печаль

Печаль имеет много названий: огорчение, тоска, горе, скорбь, хандра, меланхолия, отчаяние. Иногда печаль называют унынием, хотя большинство святых отцов разделяют эти две страсти. Почему – об этом речь чуть ниже. Сейчас чаще всего называют печаль депрессией. Депрессию, тревожность (а это тоже проявление депрессии) психиатры и психотерапевты называют раком XXI века, чумой нашего времени. И хотя в современном мире некоторые страсти достигли невиданных пределов, печаль, отчаяние, потеря смысла жизни приобрели характер настоящей эпидемии. Печаль преподобный Нил Синайский называет «червем в сердце». Эта страсть, как рак, разъедает человека изнутри, может довести его до полного изнеможения (а иногда до смерти), если не начать бороться с ней.

Как и всякая страсть, печаль имеет вполне естественное происхождение. Горе, страдания, скорбь, плачь – обычная эмоциональная реакция человека на некоторые тяжелые обстоятельства жизни. Например, когда умирает близкий человек, редко кто останется безучастным, равнодушным к этому. Сам Господь наш Иисус Христос заплакал, когда пришел ко гробу Своего друга Лазаря. Он «Сам восскорбел духом, возмутился и сказал: Где вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: Смотри, как Он любил его» (Ин. 11: 33-36).

Мы не можем оставаться равнодушными к тяжелым потрясениям. Наши эмоции помогают нам, во-первых, пережить стресс, во-вторых, мобилизовать силы для борьбы с трудностями, подвигнуть нас к каким-то действиям. Но плохо, когда эмоции берут над нами верх. Когда мы входим в затяжное состояние печали, тут уже недалеко до депрессии. Что такое страсть печали, депрессия? Это затянувшееся, болезненное состояние души. Печаль становится зависимостью, мы начинаем служить ей, и она, как и всякий идол, требует жертв. Человек, находившийся в состоянии депрессии и сумевший с помощью Божией преодолеть ее, с ужасом вспоминает о своем прошлом как о кошмарном сне. Все, что беспокоило его тогда, представлялось чудовищной проблемой, кажется потом смешным и нелепым. И вообще говоря, печаль – это легкое помешательство; в депрессии человек не способен адекватно оценивать обстоятельства жизни, людей и себя самого. Какие мысли обычно вертятся в голове у страдающего печалью? «Все плохо, в моей жизни нет ничего хорошего; меня никто не любит, не понимает; в моей жизни нет никакого смысла». И, конечно, не обходится без самобичевания: «Я самый несчастный, я неудачник, я глупый никчемный человек, приношу людям одни страдания». При всех этих настроениях самое тревожное и абсурдное – категоричность суждений: все, ничего, никто, самый и проч. Любому здоровому, вменяемому человеку, не находящемуся в состоянии затяжной депрессии, понятно, что не может быть все плохо. Это абсурд, бред. У каждого человека есть возможности для жизни и счастья. Просто депрессивный человек этого упорно не хочет замечать. Наверняка, у него есть здоровье (в той или иной степени), руки, ноги, голова, органы чувств, есть какое-то дело, работа, есть умения, навыки, есть близкие люди, родственники и друзья, а значит, есть возможность любить и быть любимым. И любой это понимает. И ясно как дважды два: в человеке, страдающем печалью, говорит не его разум, а кто-то другой. Кто? Его страсть, она завладела его душой и сознанием. Но, как мы помним, страсти не есть принадлежность, собственность нашей души, они приходят извне, мы их только впускаем в душу. Теперь ясно, кто нашептывает нам мысли о бессмысленности жизни и нашей полной несостоятельности? Бес печали. И мы покорно слушаем его, принимая его «послания» за свои собственные мысли. Здесь следует вспомнить, как бороться с дурными мыслями, – об этом уже шла речь в статье "Борьба с помыслами". Принцип тот же: не считать их своими и не допускать в дом нашей души. А если они уже здесь, гнать их метлой и поскорее селить на их место других квартирантов, то есть светлые, добрые мысли.

Опасность печали, депрессии в том, что она является страстью, а значит, действует как любая из восьми страстей. С одной стороны, мучает человека (помните, страсть – значит страдание), а с другой стороны, доставляет массу приятных ощущений, иначе никто не попался бы на крючок диавола. И страдающему печалью тоже, как ни странно, чем-то нравится сладостный плен страсти. «Ничто так не пьянит, как вино страдания!» – писал Бальзак.

И поэтому очень непросто бывает выйти из этого состояния, поэтому так плохо действуют утешения близких: человек ждет не исцеления, а приятных ощущений от утешений и саможаления, при этом вовсе не желая утешаться. Печаль действительно может пьянить, как вино, как наркотик, и находиться в этом теплом, удобном болоте для депрессивного приятно, хотя, конечно, такое состояние приносит страдания и ведет человека к саморазрушению. К тому же, повторяю, выйти из печали непросто; это труд, и для иных легче плыть по воле волн. Вот почему очень часто депрессией, меланхолией страдают люди ленивые, не приученные к труду.

Виды печали

Печаль рождается, конечно, не на пустом месте. Рассмотрим основные причины возникновения этой страсти. Уже не раз было сказано, что в основе страсти может лежать ей предшествующая. Перед печалью стоит гнев, а значит, он может служить причиной депрессии. Почему? Вспомним, какие чувства мы испытываем после ссоры, раздраженного выяснения отношений. Нас посещает чувство стыда, опустошенности, часто уныния, нам стыдно за нашу резкость, невыдержанность. Бывает, что гнев порождает обиду, раздражает самолюбие, мы долго не можем простить, и это чувство раздражения, обиды, злопамятства приводит к печали, мрачному настроению. Очень часто можно встретить людей, которые считают, что все вокруг им что-то должны и все кругом виноваты. А у православного человека должно быть все наоборот: не мне должны, а я всем должен; не все виноваты в моих бедах, а я сам виноват в своих проблемах. Когда человек будет жить по такому принципу, ему легко будет справиться и с унынием, он будет видеть, как жизнь и его взаимоотношения с ближними налаживаются. А думать, что все мне должны и все виноваты, – типичная психология неудачника.

Печаль, депрессия – болезнь неврастеничных людей, то есть неуравновешенных, не владеющих собой. У таких людей период возбуждения, подъема, всплеск эмоций, иногда и гневных, раздраженных, сменяется тоской, апатией, унынием.

Но гнев, неуравновешенность, неврастения – это только одна из причин депрессии. Затяжная печаль может быть вызвана тяжелыми обстоятельствами жизни, часто смертью близких или болезнью, другими потрясениями. Депрессия может иметь и наследственный характер, если родители депрессивного человека страдали неврастенией или меланхолией. Но надо сказать, что наследственность не является в данном случае каким-то непреодолимым фактором, просто нужно знать это, а «кто предупрежден, тот вооружен». Хотя печаль может быть вызвана каким-то горем, скорбью, тяжелые события не являются причиной печали, они только спровоцировали ее. Причина всегда в самом человеке, в том, как он воспринимает события жизни. Потому что установленный факт: депрессия не зависит от обстоятельств жизни и среды обитания, причина ее всегда не внешняя, а внутренняя. Об этом свидетельствуют данные статистики. Самый высокий процент депрессий и самоубийств не в бедных странах третьего мира, а в наиболее развитых и богатых, где очень высокий уровень жизни и людям уже нечего больше желать. Каждый пятый из числа самых богатых людей планеты страдает депрессией. И вот что самое удивительное: среди нищих, бомжей почти нет самоубийц, хотя, казалось бы, жизнь у них такая, что, как говорят, «хоть в петлю лезь»!

Возложи надежду на Бога

Почему страсть печали, тревоги, беспокойства так распространена в современном мире? Из-за упадка веры. Запад стремительно теряет веру, Европа уже объявила себя постхристианской. В нашей стране тоже, к сожалению, наблюдается спад интереса к Церкви. Того подъема, притока людей в храмы, что был в 1990-е годы, уже нет, начался период охлаждения. Конечно, большинство людей называют себя верующими, но во что они верят? В год козы, петуха, свиньи, астрологию и прочий оккультизм. Даже к храму, к Православию подход чисто магический: кому какую свечку поставить, какому святому помолиться, чтобы у меня все было хорошо. Когда у человека нет настоящей веры в Бога, что и «волос с головы не пропадет» без воли Божией (см.: Лк. 21: 18), то в его сердце появляется тревога, беспокойство, а это уже начало депрессии. Он начинает всего бояться и думать: «Что со мной случится завтра? А вдруг заболею? А как же жить на сегодняшнюю пенсию? Вдруг убьют? Вон какие ужасы по телевидению показывают. Вдруг потеряю работу и умру с голода, а тут еще экономический кризис?». Из-за страха, тревоги люди боятся доверять друг другу, создавать семьи, рожать детей. Например, верующий человек хорошо знает: если захотел иметь много детей, Господь их никогда голодными и раздетыми не оставит. Если помогаешь другим, сам никогда не останешься без куска хлеба, – это закон духовной жизни.

Еще одно проявление безверия – утрата смысла жизни, а ведь именно это лежит в основе депрессии. У христианина всегда есть смысл жить. Этот смысл в любви к Богу и ближнему. Верующий человек знает, что Бог его никогда не оставит, с Богом он не один на один с бедой. Как поет один православный рок-музыкант, «с Богом надежнее жить, с Богом легко умирать». А для маловерного современного человека и жизнь страшна, а смерть – это просто конец! Таким образом, справиться с печалью, депрессией можно только возложив надежду на Господа. Доверив Ему свои скорби и проблемы, попросив у Него помощи и поддержки. Нашу тревогу за будущее, настоящее, за детей (за них мы тоже очень тревожимся) нужно возложить на Бога: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54: 23). И тогда станет значительно легче справиться с тревогой и печалью.

Вкус жизни

С упадком веры связана также утрата депрессивным человеком интереса к жизни. Его все перестает радовать, он ничего не ценит и мало на что обращает внимание. А ведь жизнь во всех ее проявлениях – это самый главный дар Бога человеку, и относиться так к ней – большой грех. Человек будет счастлив только тогда, когда сам этого захочет, когда начнет радоваться жизни. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите», – говорит нам апостол Павел (1 Фес. 5: 16-18). Именно благодарите. Через благодарность к Богу мы научаемся ценить дары жизни. А радость, счастье приносит только то, что ценится. Один священник советовал своим духовным чадам в конце каждого дня составлять список «За что мне благодарить Бога», в котором должно быть не менее 50 пунктов. Другой батюшка приехал за советом к старцу Николаю Гурьянову на остров Залита. Приехал с какой-то скорбью, и вот отец Николай, выслушав его, сказал: «Радуйся!». Священник подумал, чему же тут радоваться? А отец Николай продолжил: «Радуйся, что родился; радуйся, что крестился; радуйся, что в вере православной; радуйся, что жив пока!».

Впавшим в печаль, потерявшим радость и вкус к жизни можно посоветовать внимательно подходить к каждому дню. Что бы вы ни делали, делайте со вниманием и смыслом. Во всем старайтесь видеть что-то хорошее, приятное, учитесь радоваться даже самой малой радости. Апостол Павел говорит: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10: 31). То есть все делайте для спасения души, прославляя и благодаря Бога. Вот, например, вкушение пищи. Мы молимся перед едой о ниспослании «хлеба насущного» и едим с благодарностью Творцу, не просто запихивая в себя пищу, а вкушая с радостью, осознавая, что это дар Божий. У А.И. Солженицына есть описание того, как обедает заключенный лагеря особого назначения. С каким же вкусом и удовольствием он это делает! А ведь он ест еду, которая у нас, наверное, вызвала бы рвоту. А для заключенного и эта пища – большая радость. И вот он ест эту баланду, с удовольствием съедает свою пайку черного хлеба, не торопясь, ощущая на языке все оттенки его вкуса, а потом до блеска вычищает последним куском свою миску. И он помнит, что на вечер у него остался еще один кусок, спрятанный под матрасом. И действительно, человек бедный, лишенный многих удовольствий может получать от жизни гораздо больше радости, чем обеспеченный всеми земными благами.

Когда я учился в семинарии, а потом в академии, условия жизни семинаристов были вполне казарменные: общежитие, комнаты на двадцать с лишним человек, учеба, работа, вечерние занятия, вечерняя проверка, отбой и подъем. И так кому четыре, а кому и восемь (если еще академия) лет. Помню, постоянно хотелось две вещи: спать и есть. И ни до, ни после семинарии я никогда не получал такого удовольствия от самых простых вещей: сна, трапезы, прогулки. Помню, как готовишься ко сну, не спеша взбиваешь подушку, укутываешься одеялом и… проваливаешься до самого подъема. А быть дежурным по столовой! До сих пор вспоминаю, как однажды мы с ребятами после работы налили в большую тарелку сгущенки и ели, обмакивая в нее хлеб.

Человеку, который хочет избавиться от печали, нужно учиться видеть смысл и радость в каждом дне, часе и минуте жизни. Идем на прогулку – стараемся на все обращать внимание, делать наблюдения; общаемся с кем-то – стремимся увидеть в другом человеке что-то хорошее, чему-то научиться. Читаем книгу – не просто «глотаем страницы», а вдумываемся, делаем пометки, потом анализируем. Так наша жизнь будет приобретать осмысленность и полноту. Очень хорошо, если работа действительно по душе, приносит удовлетворение, увлекает. Но даже если пока такой нет, любое дело можно делать с радостью, если научиться видеть в нем приятные стороны. Даже такая примитивная работа, как уборка или мытье посуды, может принести удовлетворение и удовольствие, если она сделана хорошо и на совесть.
http://www.irkutsk.orthodoxy.ru/monitor.php?ID=1940

 
SonДата: Понедельник, 21.02.2011, 19:12 | Сообщение # 13
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (Клир)
Печаль – желание сожалеть о том, что в прошлом было не так, как мы считали правильным.

Порочная печаль. Иногда человек ощущает неизъяснимую скуку, недовольство всем, что его окружает: «Блажен человек, который ... не уязвлен был печалью греха» (Сир. 14, 1), - говорит Священное Писание. Если мы доищемся истинных причин порочной печали, то ими, скорее всего, окажется или неудовлетворение какой-либо суетной привязанности, или неудача в каком либо порочном деле. Конечно же, такая печаль крайне вредна для нашего спасения. Противоположная же ей, спасительная печаль - это печаль о своих грехах, плач о страстях гнездящихся в человеческой душе. "

Добавлено (21.02.2011, 19:12)
---------------------------------------------
"Епископ Варнава (Беляев)
ОСНОВЫ ИСКУССТВА СВЯТОСТИ

Опыт изложения православной аскетики
III ОТДЕЛ. «ДУШЕВНЫЙ ЧЕЛОВЕК» В БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ
ГЛАВА 3. ДУШЕВНЫЕ СТРАСТИ (с противоядиями)



§4. ПЕЧАЛЬ.

I. Что есть печаль?

«Печаль — препятствие всему доброму», — говорит св. Нил Синайский. «Когда злой дух печали овладевает душою, — читаем описание действия этой страсти у преп. Серафима Саровского, — тогда, наполнив ее горестью и неприятностью, не дает ей совершать молитву с должным усердием, мешает заниматься чтением Писаний с надлежащим вниманием, лишает ее кротости и благодушия в обращении с братиями и рождает отвращение от всякого собеседования. Ибо душа, исполненная печали, делаясь как бы безумною и исступленною, не может спокойно ни принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы. Она убегает людей, как виновников ее смущения, и не понимает, что причина болезни внутри ее. Печаль есть червь сердца, грызущий рождающую его мать».

Отчего происходит печаль?

Печаль обычно есть следствие гневных помыслов или неудачи в удовлетворении какой-либо страсти. Поэтому, кто победит свои пожелания и страсти, тот навсегда изгонит из своего сердца и печаль. Так, не печалится воздержный, что не удался у него обед, и целомудренный, что не успел в неразумно задуманном непотребстве; негневливый не сокрушается, что не пришлось ему отомстить за обиду, а смиренномудрый — что лишен человеческих почестей.

Нестяжательный, если и последнего лишится, горевать не будет. Почему? Потому, что «они с силою отклонили от себя пожелание в cero этого, и, как одетого в броню не пронзает стрела, так бесстрастного не уязвляет печаль» (преп. Нил Синайский). Но со страстными людьми бывает, что иногда, как будто без вся-ких видимых причин, находит на них печаль. Тогда, говорит преп. Иоанн Кассиан, «по влиянию тонкого врага мы вдруг подвергаемся такой скорби, что не можем с обычной приветливостью принимать посещение даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было ими сказано в приличном разговоре, нам все кажется неблаговременным и лишним...»

Однако это доказывает только то, что не всегда печаль имеет свои причины во внешних источниках. Нет, внутри нас, глубоко в сердце заложены скрытые семена пороков, которые, как только прольется на душу дождь искушений, тотчас производят ростки и плоды. Посему опять должно сказать, что если бы мы были не по внешности только бесстрастны, но на самом деле спокойны в душе, то никакие ухищрения демона печали не смогли бы повлиять на нас. Почва сердца, иссушенная постом, бдениями и молитвами, не смогла бы уже восприять семена внушаемых бесами страстей.

Отсюда следствие: не нужно бегать от людей с целью уклониться от печали. Правда, нельзя избежать смущения человеку, живущему в миру и постоянно входящему в соприкосновение с людьми, совершенно не родственными ему по духу, одержимыми не только страстями, но, случается, и самими демонами. Но думать, что от простой перемены места будет ему легче, ошибочно. Переменив обстановку, человек переменит только причины возбуждения страстей. Не это ему нужно, а терпение. Если у человека будет терпение и вообще чистота сердца, тогда он в состоянии сказать вместе с пророком Давидом: с ненавидящими мира бех мирен (Пс. 119, 6). Тогда не только с людьми, но и с дикими зверями он легко уживется, и те почитать его будут, как сказано в Писании: зверие бо дивии примирятся тебе (Иов. 5, 23).

Убийцы печали

Выше уже говорилось, что печаль питается за счет существования страстей в человеке. Отыми у себя пристрастие к вещам, похоти, чревоугодию, и никакой печали никогда у тебя не будет. Но можно указать и на положительные средства, в корне подсекающие эту страсть. Таковы в особенности молитва, милосердие и нестяжание. Много помогает делу направление своего внимания на смерть и умиленное размышление о будущих благах, вечных, нескончаемых, и о тленности и скоропреходящей суете мира сего, обреченного на уничтожение (2 Петр. 3, 10). Беседа с духовно опытными людьми тоже немало пособляет разгнанию печального настроения. Но только не театры, гости и всякое веселие и развлечение. Это называется менять беса на вельзевула, все равно что броситься «из огня да в полымя». Впрочем, погрязшие в пороках и никогда не испытавшие сладости духовной молитвы не понимают, чего они лишаются, предаваясь мирским забавам.

Безрассудная печаль и огорчение при досточестном бесчестии, досаждении и выговоре от начальствующих и старших врачуется тем же способом. Если представим себе в это время тот страшный приговор Судии, который должны мы услышать на Страшном Суде за свои скверные мысли и дела, то умертвим свою печаль и огорчение терпением и кротостию, как некиим обоюдоострым мечом («Лествица»).

II . Печаль нередко соединяется с отчаянием

«Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастиях, каких бы то ни было... Иуда-предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться; но Петр — твердый камень, когда впал в великий грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, увидя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем» (преп. Серафим Саровский).

Но всегда нужно помнить:

Никому не должно отчаиваться.

Вот что говорит об этом преп. Исаак Сирин:

«Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестает радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими сопротивниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего, имея в устах пророческое слово: не радуйся о мне, противник мой, яко падох, ибо снова востану... аще сяду во тме, Господь осветит мя (Мих. 7, 8). И нимало да не прекращает брани до самой смерти, пока есть в нем дыхание, да не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения. Но если и каждый день разбивается ладья его и терпит крушение весь груз, да не перестает заботиться, запасаться, даже брать взаймы, переходить на другие корабли и плыть с упованием, пока Господь, призрев на подвиг его и умилосердившись над сокрушением его, не ниспослет ему Свою милость и не даст ему сильных побуждений встретить и вытерпеть разжженые стрелы врага. Такова премудрость, подаваемая от Бога. Таков мудрый больной, не теряющий своей надежды. Лучше быть нам осужденными за некоторые дела, а не за оставление всего».

Выпишу в утешение страждущим еще несколько цитат из свя-тых отцов, ибо в наше слабое время очень часто можно встретить одержимых сим недугом.

«Да благодушествуют страстные смирившиеся, — говорит св. Иоанн Лествичник. — Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали; но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя виды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению».

Еще он же сказал:

«Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно; и без сомнения ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение».

Опять по-иному утешает тех, на которых жития святых, прославившихся некогда великими подвигами, наводят отчаяние:

«Весьма неразумен тот, кто, слыша о сверхъестественных добродетелях святых мужей, отчаивается. Напротив, они преподают тебе одно из двух полезных наставлений: или чрез святое мужество возбуждают к ревности, или чрез всесвятое смирение приводят тебя к глубокому познанию твоей немощи и к зазрению самого себя».

Почему не должно отчаиваться?

«Нет ничего равного милости Божией; нет ничего больше ее. Посему отчаивающийся сам себя губит. Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших» («Лествица»).

«Поэтому ни один человек да не останется в отчаянии!» — развивает дальше эту мысль св. Иоанн Лествичник. Преп. Исаак Сирин советует: «Не будем только нерадеть о молитве и не поленимся просить помощи у Господа. Твердо положим в мысли своей и то, что пока мы в мире сем и оставлены во плоти, то хотя бы вознеслись до небесного свода, не можем оставаться без дел и труда и быть без попечения. Это [покаяние и смирение] есть совершенство, а что паче сего, то глумление без разума».

Причины отчаяния

У людей, ведущих духовную жизнь, бывает отчаяние двух родов. Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия. Другого рода отчаяние бывает от гордости, когда человек, впадший в какой-либо грех, никак не хочет смириться и признать, что он заслужил падение. Если кто в это вникнет, тот заметит между ними следующее различие: «первые предаются нерадению, а вторые при безнадежии держатся и подвига, что одно другому противно». Кстати, нужно сказать здесь уж и о лекарстве против сих недугов: от первого вида исцеляют воздержание и теплая надежда на Бога, а от последнего — «смирение и то, чтобы никого не осуждать» («Лестница»).

Основные причины отчаяния остаются для мирян такими же, что и для монахов, только внешние поводы к нему более мелочны. Оскорбленное самолюбие, страх перед общественным позором в случае, если узнают о совершенном преступлении, боязнь наказания, крушение идеалов или задуманных предприятий, безнадежная любовь — все это доводит людей XX века с их ничтожными душонками даже до самоубийства. В этом отношении они даже ниже дикарей.

«Самоубийство незнакомо океанийцу, — говорит Э. Реклю. — Ему непонятен цивилизованный француз, во власти которого наслаждаться красотою мира, знанием, деятельностью и который, однако, всему этому добровольно предпочитает небытие». В устах автора-анархиста, не верующего в загробную жизнь и воспевающего цивилизацию, это признание (что культура бессильна помочь своим сыновьям в наслаждении жизнью) ценно.

Вот еще образчик, один из тысячи, из-за чего люди отчаиваются в жизни. Выписываю из газетной хроники:

«Самоубийство мальчика. Вчера в доме Соколова, на Вознесенской улице, отравился цианистым калием 14-летний мальчик П. Кузьмин. В оставленной записке мальчик пишет: "Я отравился и умираю из-за любви к Елене".

Елена — живущая в трм же доме 14-летняя девочка».
http://pilotchart.narod.ru/text/Varnava/Varnava_3_3_4.htm

 
461119Дата: Четверг, 31.03.2011, 22:07 | Сообщение # 14
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
ОТОЙДИ, ГРУСТЬ-ПЕЧАЛЬ (стихи иеромонаха Романа)
 
LenosДата: Понедельник, 13.06.2011, 22:03 | Сообщение # 15
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
"О печали

Когда злой дух печали овладеет душою, тогда, наполнив её горестью и неприятностью, не даёт ей совершать молитву с должным усердием, мешает заниматься чтением Писаний с надлежащим вниманием, лишает её кротости и благодушия в обращении с братиями и рождает отвращение от всякого собеседования. Ибо душа, исполненная печали, делаясь как бы безумной и исступлённой, не может спокойно ни принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы. Она убегает людей, как бы виновников её смущения, не понимая, что причина болезни внутри неё. Печаль есть червь сердца, грызущий рождающую его мать.

Печальный монах не движет ума к созерцанию и никогда не может совершать чистой молитвы.

Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побеждённый страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается от печали69.

Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел.

Как огонь очищает золото, так печаль... по Бозе70 очищает греховное сердце (Прп. Антиох. Сл. 25). "
http://hesychia.narod.ru/seraf.htm#ch_02
 
461119Дата: Вторник, 15.11.2011, 12:53 | Сообщение # 16
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Документальный фильм
Исследуем себя: как появляется страсть печали
Исследуем себя: как появляется страсть уныния
 
Форум » Грехи » Уныние и отчаяние » Печаль
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа