Познание основ православной веры

Четверг, 18.01.2018, 07:03

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Имена Божии - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Догматы » Догмат о Святой Троице » Имена Божии
Имена Божии
ДеньДата: Среда, 04.08.2010, 16:33 | Сообщение # 1
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 282
Репутация: 0
Статус: Offline
Свщмч. Петр Зверев:
“Сын Божий имел имя, которое не отошло от Него через воплощение; но теперь оно приемлется Им как дар, яко человеком. До сего времени, яко Бог, имел Он сие имя, но не яко человек. Теперь Он наследует его, яко человек. Ему даруется это имя: и дарова (Бог) ему имя, еже паче всякаго имене (Флп. 2, 9), ибо человечество, даже и быв воспринято Божеством, не может заслужить такое имя, не может дойти до того, чтобы оно принадлежало ему по закону правды. Какое же это имя выше всякого имени и преславнее? Вот имена, кои суть выше всех имен: Бог Троица — Отец, Сын, Дух Святой. Вот они выше всех имен и равночестны. Какое же из них даровано Сущему во образе Божии и умалившемуся до крестной смерти? — Бог, Сын (блаженный Экумений, блаженный Феофилакт) или Бог Сын, Сын Божий, так именовался Он прежде мир не бысть; теперь то же имя переносится и на человечество. Наследование, превознесение имени паче всякого имени есть то же, что в других местах выражается посаждением одесную Отца. Как это есть принятие участия в силе и власти Божеской, так и то. Иначе это можно назвать обожением человечества в лице Господа Иисуса Христа — Искупителя и Спасителя нашего. Оно введено в сей чин с минуты воплощения, но самым делом стало таковым после крестной смерти, Воскресения и Вознесения — в момент седения одесную Отца” (епископ Феофан). Эти слова апостола Павла сказаны вообще по отношению к человеческому естеству во Иисусе Христе. Как воплотившийся и подъявший крестную смерть — Он ниже Ангелов, но как Бог — Он Творец и Владыка Ангелов. Если имя Сын не означает истинного Сына, то оно не может доказывать и превосходства, а очевидно, что существует разница между тварью и Творцом".

Раньше, когда слушала паремию со словами "сказал Аданои Господь". мне казалось. что это 2 разных лица, что Господь говорит какому-то Адонаи. dry
А что означает это имя Божие?

 
LianaДата: Понедельник, 20.09.2010, 23:12 | Сообщение # 2
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Означает Господь мой, Господин.
А вот еще одно имя.
Свт Василий Великий (Беседа на псалом 44): «Дух (Святой) именуется «елеем радости». Ибо один из плодов, возвращаемых Духом Святым, есть радость».
 
fhjДата: Четверг, 14.10.2010, 19:15 | Сообщение # 3
Знакомлюсь
Группа: Проверенные
Сообщений: 15
Репутация: 0
Статус: Offline
Cвт Кирилл Иеруслимский "Чтобы, по причине различных названий Духа Святого, некоторые по невежеству не подумали, что это суть различные духи, и что не один и тот же Дух, Который есть един: то, предостерегая тебя, Вселенская Церковь предала в исповедании веры веровать «во единаго Духа Святаго, Утешителя, глаголавшаго в Пророках»: дабы ты знал, что хотя и многие суть наименования, однако же, един есть Дух Святый. О сих то наименованиях, избрав некоторые из многих, теперь скажем.
4. Называется Он просто Духом, как ныне читано: «одному дается Духом слово премудрости» (1Кор.12,8). Называется Духом истины, как говорит Спаситель: «когда же приидет Дух истины» (Ин.16,13). Называется Утешителем, как сказал сей же Спаситель: «если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин.16,7). А что Он есть один и тот же, различными именами называемый, показывается ясно из следующего. Ибо о том, что Дух Святый есть то же, что и Утешитель, сказано: «Утешитель же Дух Святый» (Ин.14,26). Касательно же того, что Утешитель есть то же, что и Дух истины, сказано так: «и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины» (16). И еще: «когда же приидет Утешитель, его же Я пошлю вам от Отца, Дух истины» (Ин. 15,26). Называется Он и Духом Божиим, как написано: «и увидел Духа Божия сходяща» (Мф.3,16): и в другом месте: «ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8, 14). Называется и Духом Отца, как говорит Спаситель: «ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10,20); и Павел опять: «сего ради преклоняю колена мои ко Отцу», и проч. «да даст вам утвердиться Духом Его» (Еф.3,14–16). Называется и Духом Господа, как сказал Петр: «что это согласились вы искусить Духа Господня» (Деян.5,9)? Называется также Духом Божиим, и тут же Христовым, как пишет Павел: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8,9). Называется и Духом Сына Божия, как сказано: «понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего». Называется в особенности Духом Христовым, как написано: на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов» (1Пет.1,11). И в другом месте: «вашею молитвою и поданием Духа Иисус Христова» (Флп.1,19).
5. Кроме сих ты найдешь и другие многие наименования Духу Святому. Он называется Духом святыни, как написано: «по Духу святыни» (Рим.1,4). Называется и Духом сыноположения, как говорит Павел: «не приясте бо Духа работы в боязнь, но приясте Духа сыноположения, о Нем же вопием: Авва Отче» (Рим.8,15). Называется и Духом откровения, как написано: «да даст вам Духа премудрости и откровения в познание Его» (Еф.1,17). Называется и Духом обетования, как говорит тот же Павел: «в Нем же и вы веровавше знаменастеся Духом обетования Святым» (13). Называется и Духом благодати, как сей же самый опять говорит Апостол: «и Духа благодати укоривый». (Евр.10,20). Он называется другими многими подобными именами. Ты ясно слышал еще в прежнем поучении, что Он в Псалмах иногда «благим» (Пс.142,10), иногда «Владычным» (50,14) именуется. А в пророчестве Исаии называется Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия, и Духом страха Божия» (Ис.11,2,3). Все же cиe, что и прежде и теперь сказано, подтверждает, что хотя различные наименованы, но один и тот же Дух Святый, имеющий живот и самобытие и всегда вместе со Отцем и Сыном пребывающий; не устами и словом Отца или Сына изрекаемый или дышемый, ниже в воздухе разливаемый, но самолично существующий; Сам говорящий и действующий, устрояющий и освящающий, поелику нераздельно, совокупно, и едино спасительное о нас смотрение Отца, и Сына и Святого Духа, как и прежде сказали мы. Ибо я хочу, чтобы вы помнили недавно сказанное мною и совершенно знали, что не иной в законе и Пророках, а другой в Евангелии и Апостолах, но один и тот же есть Дух Святый в Ветхом и Новом Завете, изрекавший Божественное Писание».
 
461119Дата: Воскресенье, 24.10.2010, 21:01 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (День)
Сын Божий
- Слово Божие
Сказано в Евангелии: "В начале было Слово, и Слово было Бог".

Священное Писание содержит в себе слово Божие, потому что написано Духом Святым.

Свт Феофан Затворник "В силу сей всеобъемлющей общегодности к пробуждению грешников слово Божие на земле ходит и до слуха нашего доходит многообразно. Оно неумолчно слышится в храмах, на всяком богослужении, и вне храмов, во всяком чине церковном; оно в пениях и песнях церковных; оно в проповедях отеческих и во всякой душеполезной книге; оно в душеспасительных беседах и ходячих изречениях назидательных; оно в школах, картинах и всяком видимом предмете, представляющем духовные истины. Судя по сему, мы объяты словом Божиим, оглашаемся им со всех сторон. Отовсюду идут к нам гласы трубные на разорение твердынь греха, как стен иерихонских. Во всех сих видах своих слово Божие уже показало и постоянно показывает свою победоносную над сердцем человеческим силу. Надлежит только заботиться, чтобы пути, коими расходится слово Божие, были хранимы и непресекаемы, — чтобы не умолкала проповедь искренняя, чтобы богослужение совершалось по чину и в назидание, чтобы иконописание было здраво и свято, пение трезвенно, просто и благоговейно. Исполнение сего лежит на служителях алтарей. Они потому суть в руках Промысла Божия самые необходимые и самые могущественные орудия к обращению грешников. Надобно им сознать сие и не молчать не только в храмах, но и в домах, всяким случаем пользуясь — то изобразить в слове мир Божий, то раскрыть обольщения нашего духа призраками душевно - телесности.

 
461119Дата: Воскресенье, 16.01.2011, 15:55 | Сообщение # 5
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Прав. Иоанн Кронштадский: "Называя Господа Вседержителем, помни, что вседержительство Его касается ближайшим образом и тебя, души и тела твоего. Всякую минуту и всякий час помни, Кем управляются и действуют, живут и здравствуют все органы тела твоего внутренние и внешние; все чувства твои: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание; все составы: сердце, дыхательные, кровеносные и пищеварительные органы, все части тела твоего. Помни, сколь премудро внутреннее и внешнее устройство тела твоего, какой это чудный механизм, устроенный премудрым Архитектором и Им хранимый в благоустройстве и деятельности, если мы только сами не расстроим его грехами и страстями своими! Люби же, благодари горячо всегда Творца твоего Вседержителя и Господа, светодавца твоего, питателя, хранителя, подателя дыхания твоего. О, как чудно и благостно Господь содержит жизнь душ наших, какими чудными законами оградил ее, какую подает всегда благодать просвещающую, милующую, очищающую все скверны души, от грехов наших происходящие, освящающую, укрепляющую, умиротворяющую! Какую Церковь устроила для нас, падших в грех и смерть, Его благость и премудрость, какое очистилище, какую врачебницу, какие Таинства, какое чудное слово евангельское дала для руководства! Вот какое вседержительство и чудное промышление имеет о нас Господь, Коим мы живем и хранимы и к жизни вечной ведемся."
http://lib100.com/book....%e9.htm
 
ToffiДата: Пятница, 04.02.2011, 18:51 | Сообщение # 6
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (461119)
- Слово Божие

"Явление Слова в Глаголе Его

Господь говорить: «Отец же, во Мне пребываяй, Той творит дела» (Ин. 14:10). — Этими словами Господь ясно свидетельствует, что Деятельность Его совместна с Деятельностью Отца. В начале же сих слов Господь говорит: «Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, Той творить дела». — Как видите, Дея­тельность Слова здесь ясно определяется: она есть Глаголы Слова, в коих деет и Отец совместно с Сыном и со Святым Духом.

Изъявив Божественное происхождение Глаголов Своих, и дав заповедь просить всего во Имя Его, и дав обетования о ниспослании Утешителя Духа Истины, Господь говорит следующие знаменательные слова, которыми непреложно свидетель­ствуется непрестающая Деятельность Ипостасного Слова в роде христианском: «Вы же увидите Меня, яко Аз живу, и вы живы будете. В той день уразумеете вы, яко Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас... Любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин. 14:19–21). Последнее обетование о явлении Самого Господа любящим Его, очевидно относится не до одних только современников Господних, но до всех христиан. Также и до всех христиан можно относить и слова уви­дите и уразумеете. Но обещание Господне являться любящим Его вызвало недоумение в Ап. Иуде не Искариотском, и он вопросил Господа: почему Он хочет являться только ученикам Своим, а не всему миру? В ответь на это Господь раскрыл ученикам тайну явления Своего в Глаголах Своих: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет», — вот признак любви к Господу: восприятие с верою слов Его и соблюдение их. — «И Отец Мой возлюбит его». — Итак, вера в Глаголы Сына и соблюдение их привлекает Благоволение Отца. — «И к нему приидема и обитель у него сотворима». — Итак, с верой в Глагол Слова, по Благоволению Отца происходит Боговселение Божие в человека вселением Духа (Деятельности, Энергии) Божества. Вслед за этими словами Господь опять подтверждает, что это Боговселение зависит от приятия с верою и с любовию Глаголов Его, которые не суть лишь Его соб­ственная Деятельность, но в них пребывает Де­ятельностью Своею и Отец: «Не любяй Мя словес Моих не соблюдает: и слово еже слышасте несть Мое, но пославшаго Мя Отца». Но чтобы Апостолы не подумали, что словесное Его общение с учениками Его прекратится по отшествии Его, Господь говорит, что по отшествии Его ближайшее участие в окормлении Церкви примет Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух Утешитель, Который в Духе Своем будет раскрывать Апостолам Гла­голы Иисуса Христа, и, следовательно, глаголание Ииcyca Христа к сердцам верующих никогда не прекратится: «Утешитель же Дух Святый, Его же послет Отец во Имя Мое, Той вы научить всему, и воспомянет вам вся яже рех вам». Обратите внимание, что эти слова Господь говорить Апостолу Иуде в ответ на его недоумение, как Господь будет являться по отшествии Своем, и почему только любящим Его, а не всему миру. Не ясна ли из этих слов логическая связь между явлением Господа и Словами Его. Не ясно ли из этого, что причина, почему не может являться Господь миру всему в Божественном Откровении, есть та, что мир не любит Глаголов Господних, а является Господь миру в откровении Глаголов Своих.

Немного спустя Господь повторяет то же свиде­тельство о том, что Дух Святой будет в Своей Деятельности сообщать и словесную Деятельность Слова, то есть возвещать людям Глаголы Слова: «Дух Истины наставит вы на всяку Истину: не от Себе глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать... яко от Моего приимет и возвестит вам» (Ин. 16:13–14).

Мы знаем, что это обетование исполнилось не­медленно по воскресении Христов. Не имея писанных Евангелий, Апостолы проповедовали повсюду слова Господни, причем не одни только самовидцы Господни, но и люди, не слышавшие Господа, как, например, ап. Павел. Он не ходил вслед за Господом, не слыхал Его проповеди, не имел писанного Евангелия, не расспрашивал и самовидцев Господних о словах и делах Спасителя, ибо не имел к тому случая, но сам немедленно по обращении своем проповедовал Глаголы Божественного Евангелия. Откуда же он познал их? Не оче­видно ли, что в Апостоле Павле деяла Благодать Духа Святого, которая взимала Глаголы Откровения от Слова и таинственно возве­щала их Павлу. Не то же ли самое произошло и с написанием Евангелий? Мы знаем, что евангелий было написано довольно много, но не все они были плодом Деятельности Духа Святого. Таковыми были признаны только четыре, а остальные благовествования названы «апокрифическими», и сие не потому, чтобы они были всецело ложны; и они заключали в себе истину за малыми исключениями; но так как они были плодом деятельности человеческой, а не чистым веянием Духа Святого, то Церковь и не допустила их к обращению. На Евангелистах сбылись слова, что Дух Святый от Слова приимет Глагол и возвестить им, потому и мы взираем на все слова Евангелистов, как на слова, который Дух Святый взял от Слова и возве­стил нам, почему и слова эти почитаем за присноживую Деятельность Божества. Эти слова, как свидетельствует Господь, Дух Святый приял «от Моего» и возвестил. Что значить этот оборот речи и эти слова? От Божества Моего, от Энергии Моей восприял Дух Святый Слова Благовестия и Глагол всякого Откровения, — чем непреложно удо­стоверяется, что Глаголы Господни не суть нечто отделимое от Существа Господня, но есть неотделимая Его Деятельность.

Но вот, некоторые утверждают, будто нельзя называть все слова, записанные Апостолами, Энергией Божией, и что почитание слов Евангельских за Деятельность Божества есть ересь, ибо слова Евангельские не суть Глаголы Божии, но слова Апостолов о Боге... Глаголы Спасителя были, якобы, Его Энергией лишь в самый момент произнесения их Господом, а во устах Апостолов н на страницах Еван­гелий они являются плодом деятельности челове­ческой… Но возможно ли с этим согласиться?

Спрашивается: признаете ли вы то, что и поднесь Дух Святый деятельностью Своей заимствует Гла­голы Слова и возвещает их людям по Благово­лению Отца? Если признаете, то спрашивается: при­знаете ли вы сие возвещение Духа Святого и Благо­воление на сие Отца Энергиею Божества и Божеством? Вы должны ответить утвердительно. Теперь опрашивается: чем же вы признаете возвещаемые Духом Святым по Благоволению Отца глаголы? Если не Божеством, то вы хулите Сына Божия, ибо Его Деятельность уничижаете сравнительно с Деятельностью Отца и Духа Святого. Вы признали, что Благоволение Отца есть Бог и Благодать Святого Духа есть Бог, а Глагол Слова разве не Его деятельность? Разве не Бог? Если же вы согласитесь с тем, что и открываемые Духом Святым Гла­голы Сына суть Бог, то знайте, что Дух Святый, не иные какие-либо глаголы, уясняет нашему сердцу, но те же однажды ниспосланные в человечество Глаголы, записанные в Евангелии, в Писании, в Предании и возвещаемые в Богослужении.

Итак возможно ли отрицать Божество сих Глаголов?

Бог присно во Имени Своем

Мы говорим: Бог присно пребывает Деятельностью Своей во Имени Своем. Противники же наши возражают нам: «Соглашаемся, что Бог действует во Имени Своем, когда сие Имя до­стойно призывается; но можно ли признать Энергией Божества всякое имя, бездеятельно, напр., пребыва­ющее написанным в книге? Деятельность Божия в бездеятельном состоянии не есть уже Деятель­ность, и называть Богом Имя Божие, которое пребывает бездеятельным, есть бессмыслица». Так говорят наши противники, но мы на это вопросим их: признаете ли вы принадлежность вам всякой вашей подписи, где бы то ни было хранящейся и вами когда бы то ни было подписанной и не уничтожен­ной? Вы скажете: да. Сознаете ли вы себя во всяком имени вашем, когда говорят про вас и вас именуют вслух? Да, признаете. Но Всевидящее Око не зрит ли всякое Имя Свое, где бы то и когда бы то ни было написанное? Ей, зрит. Всеслышащее ухо не слышит ли всякое произнесение Имени Его, где бы то ни было произнесенное? Ей, слышит. Те­перь спрашивается: любит ли Господь Имя Свое? Несомненно, да. Не сознает ли Отец присно Сво­его Благоволения ко всякому Имени Своему ? Ей, так. Не сознает ли присно Сын того, что всякое Имя Божие есть Глагол Его Откровения? Ей, так. Не сознает ли присно Дух Святый, что Имя Божие есть Благоволение Отца и Глагол Слова? Думаю, что и cиe несомненно. Если так, то, следовательно, всегда Бог Деятельностью Своею пребывает во всяком Имени Своем, хотя оно и не бывает ис­пользовано людьми, но как только люди призовут Имя Божие с достаточной верой, то оно немедленно и проявляет сокрывающуюся в нем Силу, кото­рую благоволить явить Отец ради веры во Имя Гос­подне.

Подобно тому, как терновник с пустыни Си­найской, когда благоволил Бог снизойти на него Духом Деятельности Своей, не только сам заго­релся огнем несгораемым, но н освятилось все прилежащее к нему место от благоволительного взора Отца Небесного на место то, что и явил Гос­подь Моисею, повелев ему снять обувь с ног своих: ибо место, на коем ты стоишь, «свято есть», — так и всякое Имя Божие. Хотя по внешнему начер­танию всякое Имя Божие есть тварь, но так как на каждом Имени Божием благоволительно почивает благоволительный взор Отца Небесного, то оно присно Свято, а не только когда его призывают.

Имя Божие именуется Святым Само в Себе, ибо Свято Само в Себе, Свято по естеству Благоволение Отца, Истина Сына и Благодать Духа Святого, ко­торые почивают на каждом изображении Имени Господня и во всяком призывании Имени Господня. (Тождественно с этим объясняет и о. Иоанн Кронштадтский образ пребывания Бога Энергией Своим, Сознанием Своим во Имени Своем. Смотри: «Моя Жизнь во Христе», ч. II, стр. 7–8) "
http://www.hesychasm.ru/library/Name/moya_misl.htm

Добавлено (04.02.2011, 18:18)
---------------------------------------------
"И Ипостасное Слово, и Глагол Его есть истинный Бог

Свое Евангелие Ап. Иоанн Богослов начинает с откровения о Боге Слове. Послание же свое сей Апостол начинает с откровения Энергии Слова: «Еже бе исперва, Еже слышахом, Еже видехом очима нашима, Еже узрехом и руки наша осязаша, о Словеси Животнем: и Живот явися, и видехом, и свидетельствуем, и возвещаем вам Живот вечный, Иже бе у Отца и явися нам: Еже видехом и слышахом, поведаем вам, и вы общение имате с нами, общение же наше со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (I Ин. 1). Вникнем же в слова эти и разберем их. Итак, во-первых, говорится о Ипостаси Сына и Слова — «Еже бе исперва». Но вслед за этим Апостол немедленно переносит речь на Глаголы Ипостасного Слова и говорит: «Еже слышахом». Слышать мог Апостол не самую Сущность неведомого Ипостасного Слова, а Глагол Его. Итак, и Глаголы Слова Апостол называет именем «Еже бе исперва». Затем Апостол сему же предвечному Слову относит и то, «Еже видехом очима нашима», — то есть Иисуса во плоти и преславные дела Его; очевидно, он не обинуется называть свойства, проявленные Христом, и силы, проявленные Им, — Самим Христом, «Словом животным», — не потому, чтобы он сливал бы Деятельность Его с Сущностью Его, но потому, что он Деятельность Его не отделял от Существа Его. Дальше Апостол еще усиливает эти слова и говорит: «еже узрехом и руки наша осязаша», — и наконец говорит: «о Словеси Животнем». Обратите внимание на этот оборот речи: Словом Жизни именует Апостол то, что «осязали руки», «что узрели очи», что слышало ухо; итак, Словом Жизни именует Апостол и Воплощенное Слово, и Глаголы Его. Глаголы Воплощенного Слова, до неотделимости соединившиеся с членораздельною речью человеческого естества Спасителя, пребывают, по изъявлению Апостола, Словом Жизни, то есть Богом. И действительно: если плоть Христову, вследствие единства Божеского Лица, по неотделимости человеческого естества от Божеского, мы именуем Богом, то в словам Божественных Спасителя возможно ли отделить Его Божескую Деятельность от человеческой? Если Плоть Христова не может быть умопредставляема отдельно от Его Божества и достоит именования ее Богом, то слова Спасителя могут ли быть умопредставляемы отдельно от Его Божества, и можно ли допустить, чтобы они были лишены Божественного достоинства? Обратите внимание еще и на то, что в течении всей вышеприведенной речи Апостол все время говорит в среднем роде: «Еже бе исперва, Еже слышахом» и т. д. Не говорит он: «Егоже видехом, Егоже слышахом», — но говорит: «Еже слышахом, Еже видехом», — и из этого тоже можно заключить, что Апостол намеренно употребляет средний род, относя эти слова к Деятельности Воплощенного Слова. ПРОВЕРИТЬ В ГРЕЧ. Затем Апостол говорит: «И Живот явися», — и опять с совершенной непреложностью свидетельствует. что он под этим словом — «Жизнь» — понимает и Самое Ипостасное Слово во плоти, и Деятельность Его, наипаче же Глагол Его. Итак, Апостол говорит: «И Живот явися, и видехом, и свидетельствуем, и возвещаем вам Живот вечный, Иже бе у Отца и явися нам: Еже видехом и слышахом, и поведаем вам, да и вы общение имате с нами: общение же наше со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом». Обратите внимание на то, что Апостол говорит, что не только видел «Жизнь вечную» во плоти, не только свидетельствует о Жизни Вечной во плоти, но еще и возвещает нам Жизнь Вечную. Слово «возвещать» предполагает возвещение какого-нибудь слова; итак, с совершенною очевидностью этим самым Апостол говорит, что Глаголы Сына Божия, возвещаемые им в его проповеди суть Жизнь, то есть Бог. И снова подтверждает это Апостол в следующих словах, не оставляя никакого сомнения, что он говорит о Глаголах Слова и о Божественных Действиях Его: «Еже видехом и слышахом, и поведаем вам». Слышал Апостол Божественные слова, видел Божественные дела, и все сие в слове своем поведает последующим после него, не как собственное воспоминание, но как самую Жизнь Вечную, которая именно в сем и явилась человечеству. Что именно в этом смысле глаголет Апостол, непреложно вытекает из следующих его слов, в которых они говорит, что все сие он поведает людям ради того, чтобы и они вошли бы в общение с Самим Иисусом Христом: «поведаем вам, да и вы общение имате с нами, общение же наше со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом». — Какое непреложное свидетельство, что Апостольская проповедь есть Действие приобщенного Апостолам Божества Деятельности Божией, и что общение с словами Апостольскими есть общение с Сами Отцом и Сыном Его Иисусом Христом.

Глаголы Иисуса Христа суть Бог и Свет

Продолжа дальше свою речь, Апостол Иоанн говорит: «И сие есть обетование, еже слышахом от Него и поведаем вам, яко Бог Свет есть» (I Ин., 1:5). — Не ясно ли логически вытекает из сих слов в связи со всем вышесказанным, что Апостол называет Богом и Светом все то, что он слышал от Господа и что поведает, называет Богом-Светом и Самого Господа, Которого именует Обетованием. Обетованием называет Апостол наравне с Ипостасью Воплощенного Слова и то, что Христос сказал, и то, что Христос сделал во спасение наше.

В Глаголах Божиих — Слово Ипостасное

Господь говорит: «Слушаяй вас Меня слушает, а отметаяйся вас Меня отметается» (Лук. 10:16). Какое же иное свидетельство непреложнее этого удостоверяет нас в том, что Глаголы Божии, передаваемые Апостолами и возвещаемые ими людям, содержат в себе Самого Господа нашего Иисуса Христа в словесной «Детели» Его.[8]

Глаголы Божии глаголали посланники Божии, и слова их были Деятельностью Божией

«Егоже посла Бог, Глаголы Божии глаголет, не в меру бо Бог дает Духа» (Иоан. 3:34). Этими словами Креститель засвидетельствовал Божество слов Спасителя и Божество слов всякого посланника Божия и к сему присовокупил: «Не в меру бо Бог дает Духа». Какая причина могла побудить его присовокупить к вышесказанным словам эти слова, как не та, что этим он исповедал, что слова Господни — «Дух» суть, то есть Деятельность Божества. А что не невозможно Богу соединять Деятельность Свою с деятельностью человеческой, это удостоверил Креститель словами: «не в меру бо Бог дает Духа». Сопоставьте эти слова крестителя со словами Господними, сказанными Никодиму: «Дух идеже хощет дышит». — Соединяется Дух Деятельности Божией и с водой Крещения, ибо хощет. Соединяется и со всяким Именем Господним, яко хощет, соединяется и со всяким знамением Креста, — яко хощет."

Добавлено (04.02.2011, 18:24)
---------------------------------------------
"Слова Господни и Имя Его суть Свет

Сам Господь свидетельствует о Самом Себе, что слова Его суть Свет: «Аминь, аминь глаголю тебе, яко еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем, и свидетельства Нашего не приемлете». — Обратите внимание на то, что Господь выражается здесь во множественном числе; о ком же так Он говорит: «Мы глаголем и Мы свидетельствуем», — как не о всей Святой Троице, триединой в словесной Деятельности Своей? — «Аще земная рекох вам, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете? ...Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына Своего в мир, а судит мирови, но да спасется Им мир. Веруяй в Онь не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во Имя Единороднаго Сына Божия. Сей же есть суд, яко Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тьму, неже Свет, беша бо их дела зла. Всяк бо делаяй злая ненавидит Свет и не приходит к Свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть. Творяй же истину грядет к Свету, да явятся дела его, яко о Бозе суть содеяна» (Ин. 3:11–21). Итак, не ясно ли именует здесь Светом Господь и Самого Себя, и Глаголы Свои, и Имя Свое? Но слово «Свет» есть синоним слова «Бог», ибо о боге говорится, что Он есть Свет. Также и о Иисусе Христе говорится, что Он есть «Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истиннаго».

Итак, из вышереченных слов Господних мы с совершенною несомненностью имеем право именовать Светом и Богом как Божественные Глаголы Господни, так и Божественное Его Имя. Думаем, что не может тот, кто искренне и неподдельно верует в Божество Господа Иисуса Христа, сомневаться в Божеской природе Глаголов Его и Имени Его. Думаем также, что тот, кто говорит, что верует в Божество Господа, а не верует в Божество и неотделимость от Него Глаголов и Имени Его, — думаем, что он и в Божество Самого Господа верует лицемерно.

***

«Стою, — говорит Апостол о себе, — свидетельствуя малу же и велику... ничтоже вещая, разве яже Пророки рекоша хотящая быти и Моисей... Свет хотяше проповедати людем иудейским и языком». — «Истины и целомудрия глаголы вещаю» (Деян. 26:23–24). — Светом называет здесь Апостол проповедь и свою, и пророческую.

***

«Благоволение и Благодать» явились людям «Просвещением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего убо смерть и возсиявшаго жизнь и нетление Благовествованием, в немже поставлен бых аз проповедник и Апостол, и учитель языком» (II Тим. 1:11). — Именования: Благоволение, Благодать, Просвещение, Сияние Жизни и Нетления, Благовествованием — все эти наименования прилагает Апостол к Глаголам Апостольской проповеди, которых он поставлен Служитель. Какое же сомнение может оставаться в том, что Апостолы почитали за Божественную Энергию и за Божество проповедуемые ими Глаголы?

***

«Поминайте наставники ваша, яже глаголаша вам Слово Божие» (Евр. 13). В книге Премудрости Соломона Глаголы Слова именуются «Нетленный закона Свет» (Прем. Сол. 18). — «Имяше нетленный закона СВет веку датися».

***

Глаголы Слова именуются — «Духом Уст Его». Именуются — «Мечом обоюдоострым». Смотри в Апокалипсисе. Смотри и в книге Премудрости Соломона (18:16). — «Всемогущее Слово Твое, Господи, с небес от престолов царских, жесток ратник в середину погибельныя земли сниде. Меч остр, нелицемерное повеление Твое носяй».

Добавлено (04.02.2011, 18:49)
---------------------------------------------
"Дух Святый устами пророков и Евангелистов открыл Имя Второго Лица Святой Троицы: «Слово Божие» и «Сын Божий». Эти оба понятия носят в себе выражение идеи единосущия, ибо Отец единосущен рожденному Сыну, как ум, родитель слова — единосущен слову. Очевидно, что если Апостол Иоанн Богослов назвал Сына Божия Словом, то, несомненно, сознавая неотделимость слова от изрекающего его и единосущие слова с умом, рождающим его. Итак, если в сознании Апостола должно было быть твердое убеждение неотделимости слова от изрекающего его и единосущия слова с порождающим его умом, то спрашивается, возможно ли допустить, чтобы Апостол мог бы почитать Глаголы, изрекаемые Ипостасным Словом, отделимыми от Ипостаси Слова? — Очевидно, нет, и о том свидетельствуют как многочисленнейшие слова его, так и многочисленные свидетельства Самого Господа, некоторые из которых мы уже выше при­водили. Видим мы из свидетельств также и других Апостолов, что и они относились к Глаголам Слова как к Самому Сыну Божию, считали себя, например, — «слугами Слова», слугами того самого Слова, которое проповедовали. Так, например, в Деяниях сказано, что вскоре по вознесении Господнем, когда были выбраны диаконы, то Апостол Петр сказал: «мы же в служении Слова пребудем». В то время имя «Слово» было еще не обычно для именования Ииcyca Христа, так что, очевидно, Апостол Петр называл «служением Слову» служение самому пропове­дуемому Глаголу Господню. Также и в Евангелии Луки, которое было написано задолго до написа­ния Евангелия Иоанна и задолго до именования Ииcyca Христа «Словом», он записал то, что ему пере­дали «самовидцы и слуги бывшие Словесе». То же самое, что мы привели в доказатель­ство того, что Апостолы не отделяли Глаголов Слова от Ипостасного Слова Его, может быть сказано и о неотделении ими Имени Господня от Бога, именуемого им.

В Писании неоднократно Сын Божий име­нуется «Именем». Так например, у Пророка Исаии говорится: «Се Имя Господне идет» (Ис. 30:27), — и под словом «Имя Господне» пони­мается Сын Божий. Очевидно, что Сын Божий назван Именем Господним потому же самому, почему назван и Словом Божиим, ибо изрекает свойства Отца и в понятии «Имя» носит идею неотделимости имени от именуемого и слова от глаголющего. Но если Писание наименовало Сына Отчего — Именем Его в том смы­сле, что Сын показует Отца, именует все свой­ства Его в Себе, пребывая единосущным и нераздельным с Ним, то возможно ли предположить, чтобы Божественные тайноглагольники допускали в сознании своем отделимость Ипостасного Имени от именования Своего? Если, по пониманию Божественных тайноглагольников, записавших Глаголы Божественного Откровения, понятие имени носит в себе понятие неотделимости от именуемого им, то возможно ли нам допустить, чтобы эти тайноглагольники допускали в сознании своем отделимость Имени Иисусова от Самого Ииcyca? — Конечно нет. Вспомним, например, слова Господни, на которые указывает в Евангелии Спаситель: «Аз есмь Бог Авраамов, Бог Исааков и Боге Иаковль», — оче­видно, что у Бога живы и Авраам, и Исаак, и Иаков, если Он благоволить именовать Себя Богом их, ибо Бог несть Бог мертвых, но Бог живых, ибо бесславно было бы для Бога называть Себя именем Бога мертвых. Итак, как видим у Бога живы и Авраам, и Исаак, и Иаков, и продолжают пребывать и принадлежать им по смерти и имена их. Вспомним слова Господни Апостолам, что имена их написаны на небесех. Очевидно, что и этими словами Господь признал принадлежность имени человеку и в будущем веке. Поэтому воз­можно ли сомневаться в ипостасной принадлежности имени «Иисус» Господу Ииcycy Христу? Господь, признавая неотделимость, как мы видели, от человека имени его, тем паче, следовательно, исповедует, что Имя Его неотделимо от Него, и требует веры во Имя Свое, как в Самого Себя. Вот почему Апостол и Евангелист Иоанн Богослов с такою ясностью и непреложностью сказует нам за­поведь cию: «И сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Ииcyca Христа» (I Ин. 3:23).

Не имея что возразить против таких непреложных свидетельств Писания, несомненно подтверждающих веру во Имя Божие, как в Самого Бога, имяборцы отвергаюсь эти тексты, говоря, что в них употребленное слово «Имя» не имеет прямого смысла, но сказано или в местоименной, или в переносной форме. Но это возражение совер­шенно неуместно, в особенности в данном слу­чае. Здесь Апостол говорить нам заповедь Божию; а заповеди Божии всегда выражаются в прямом смысле слов, а не в приточной форме."

Добавлено (04.02.2011, 18:51)
---------------------------------------------
"Лучшим доказательством того, что Имени Господа Ииcyca Христа воистину присуща, таинствен­ная Божественная чудотворная Сила, священнодейственно действующая в Церкви, служат слова Самого Господа: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Гос­поди, — внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже на небесех. Мнози рекут Мне в он день: Господи, Господи, не в Твое ли Имя пророчествовахом, и Твоим Именем бесы изгонихом, и Твоим Именем силы многа сотворихом? — И тогда исповем им: якоже николиже знах вас: отыдите от Мене вси делающие беззаконие» (Mф. 7:21–23). Спрашивается: отрицает ли Господь ту истину, что множество о Имени Его пророчествовало, и Именем Его бесы изго­няло, и Именем Его чудеса творило, и Именем Его священнодействовало? — Не только не отрицает действительность всего этого Господь, но подтверждает. Подтверждает, что великое множе­ство людей пользуются Божественной Силой Его Имени, которая остается действенной, хотя употреб­ляется ими недостойно. За это недостоинство христиан и крещенных во Имя Его, и получивших бесчисленные дары о Имени Его, и при всем том презиравших волю Его, выраженную в заповедях Его, Господь и подвергнет вечному осуждению, не отрицая, однако, того, что и эти недостойные творили на земле силы Именем Его. И вот что дивно в свидетельстве этом, что Господь скажет этим, священнодействовавшим некогда Именем Его: «николиже знах вас. Отыдите от Мене вси делающие беззаконие». Не знал Господь их, однако, призываемым ими Именем Его великие силы творил!.. Какое же потребно большее свидетельство того, что Имя Господне есть великая Божественная Сила? — «Елика бо обетования Божия, в том Ей и в том Аминь» (II Кор. 1:20). Имя же Господне есть обетование Его, есть наследие Его, дарованное нам, есть предсмертное завещание Его, — а предутвержденного завета завещателя никто разорить не может. Итак, несомненно исповедуем и в истин­ности этого исповедания все больше н больше на каждый день убеждаемся, что Имя Господа нашего Иисуса Христа есть Богом данная христианам таинственная Божественная Сила, которая, ради нерушимости обетований Божиих, бывает действенной даже в устах недостойно употребляющих ее.

***

Святой Максим Исповедник говорит: «Имя бо Бога и Отца, существенне и ипостасне пребыва­ющее есть Единородный Сын» (Толк. на молитву «Отче наш», стр. 15, Москва, 1853). Тоже самое свидетельствует н Св. Иоанн Златоуст (см. Т. 5, кн. 2, стр. 943, СПб., 1899). Итак, следовательно, когда мы совершаем крестное знамение и говорим: «во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа», — то в Кого мы крестимся? Не ясное ли дело, что в Самого Сына Божия, Который есть и Имя Отца? Он есть Имя Отца, ибо явил нам свойства Отца: «Явих Имя Твое человеком». — «Сказах им Имя Твое и скажу». — «Вйдевый Мя виде Отца».

«Отче, прослави Имя Твое». — «Благословен грядый во Имя Господне».

Итак. когда мы совершаешь крестное знамение: «во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа» — то это рав­носильно тому, как если бы мы сказали: «во Имя Иисуса Христа» — ибо Сам Иисус Xристос есть Имя Отца во плоти. Такова глубина того, что понимается в Писании и у Святых Отцов под словом «Имя Божие». Но имяборцы не хотят ныне под словом «Имя Божие» понимать то, что доселе Церковь понимала, но хотят пони­мать лишь символ, лишь словесное обозначение и буквенное написание."

 
LianaДата: Пятница, 04.02.2011, 19:47 | Сообщение # 7
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Дионисий Ареопагит

О БОЖЕСТВЕННЫХ ИМЕНАХ http://www.hesychasm.ru/library/dar/tname.htm

 
LenosДата: Суббота, 12.02.2011, 20:59 | Сообщение # 8
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (День)
Бог, Сын (блаженный Экумений, блаженный Феофилакт) или Бог Сын, Сын Божий, так именовался Он прежде мир не бысть; теперь то же имя переносится и на человечество.

Что значит: переносится на человечество?
 
LukaДата: Воскресенье, 13.02.2011, 20:43 | Сообщение # 9
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
Мне кажется, это не к нам относится, а к роду человеческому, в котором появился Христос как человек. Он до воплощения был Сыном Божиим, и по рождестве стал Сыном Пресвятой Богородицы, оставшись при этом Богом, Сыном Божиим.
 
KirenaДата: Пятница, 04.03.2011, 20:36 | Сообщение # 10
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (День)
Сын Божий имел имя, которое не отошло от Него через воплощение
 
LianaДата: Вторник, 17.05.2011, 20:30 | Сообщение # 11
Блаженны миротворцы
Группа: Друзья
Сообщений: 831
Репутация: 0
Статус: Offline
Quote (461119)
Сказано в Евангелии: "В начале было Слово, и Слово было Бог".

Блаж. Августинъ Иппонійскій
"Слово было у Бога, и Слово было Богъ. Оно было въ началѣ у Бога. Все чрезъ Него начало быть, и безъ Него ничто не начало быть, что начало быть. Въ Немъ была жизнь, и жизнь была свѣтъ человѣковъ. И свѣтъ во тьмѣ свѣтитъ, и тьма не объяла его (Іоан. 1, 1-5). Замѣчательны и дивны слова эти, и, прежде чѣмъ изъяснить ихъ, необходимо хорошенько продумать. Если бы, напримѣръ, предложена была вамъ пища, то одинъ одну часть ея взялъ бы, другой другую. Всѣ вкушали бы одну пищу, но не всѣмъ досталась бы вся пища. Такъ и теперь, какъ бы нѣкоторая словесная пища и питье предлагаются вамъ. Но до всѣхъ и вся доходитъ она. Развѣ, когда говорю я, одинъ изъ васъ получаетъ одинъ слогъ, а другой иной? Или развѣ одинъ воспринимаетъ одно слово, другой другое? Если такъ, то мнѣ нужно было бы сказать столько словъ, сколько людей здѣсь, чтобы до каждаго дошло хотя по одному слову. На самомъ дѣлѣ я безпрепятственно высказываю гораздо больше словъ, чѣмъ сколько предстоитъ предо мной людей, и все это дѣлается достояніемъ всѣхъ. Итакъ, слово человѣческое не удѣляется по слогамъ каждому, но всѣ его слышатъ. Слово ли Божіе можетъ дѣлиться на части такъ, чтобы вездѣ быть понемногу? И неужели, братія, можно приравнять звучащія и преходящія слова наши къ тому, неизмѣнно пребывающему Слову? И неужели я уже приравнялъ, когда привелъ вышеуказанный примѣръ слова? Но я въ возможной мѣрѣ хотѣлъ убѣдить васъ только, что Богъ употребляетъ явленія изъ чувственнаго міра, для увѣренія васъ въ томъ, чего вы не видите въ мірѣ духовномъ. Впрочемъ, остановимся на другомъ, болѣе важномъ. Вѣдь, слова наши звучатъ и преходятъ. Представьте изъ духовныхъ отвлеченныхъ предметовъ, напримѣръ, справедливость. Вотъ одинъ, помышляющій о справедливости, на западѣ, другой — на востокѣ. Откуда происходитъ, что и тотъ представляетъ всю справедливостъ и этотъ? И тотъ созерцаетъ всю ее и этотъ? Кто думаетъ о справедливости, сообразно съ которой слѣдуетъ поступать ему, справедливо поступаетъ. Созерцаетъ онъ ее внутренно, а проявляетъ внѣшне. Какъ онъ созерцаетъ внутренно, когда нѣтъ ничего передъ нимъ? И ужели, если онъ находитея въ одномъ мѣстѣ, до того мѣста не дойдетъ помышленіе другого? И вотъ, когда ты, находясь здѣсь, мысленно созерцаешь то же, что и другой, находящійся въ другомъ отдаленномъ мѣстѣ, и притомъ все представляешь ты, все и тотъ, такъ какъ, что сверхчувственно и безтѣлесно, всюду все, вѣрь тогда, что Слово (Божіе) все во Отцѣ, все въ матери (in utero). Вѣрь этому о Словѣ Божіемъ, которое есть Богъ у Бога.

3. Но выслушай далѣе и о другомъ способѣ изображенія Христа въ Писаніи. То, что выше сказалъ я, относится къ Нему прежде Его вочеловѣченія. Теперь же послушай, чтó еще говоритъ Писаніе: и Слово стало плотью и обитало съ нами. Тотъ, кто сказалъ раньше: Въ началѣ было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богъ. Оно было въ началѣ у Бога. Все чрезъ Него начало быть и безъ Него ничто не начало быть, напрасно сталъ бы изображать намъ божество Слова, если бы умолчалъ о Его человѣчествѣ. Для того, чтобы можно было видѣть то Слово, Оно здѣсь со мною вселяется. Чтобы сдѣлать способнымъ меня къ созерцанію того (божества), Богъ Самъ нисходитъ къ моему недостоинству. Принявъ естество человѣческое отъ естества же человѣческаго, Онъ сталъ Человѣкомъ, приходитъ съ бременемъ плоти къ тому, кто лежалъ израненный на пути (Лук. 10, 30-37), чтобы таинствомъ воплощенія Своего утвердить слабую вѣру нашу, просвѣтить нашъ разумъ, сдѣлать его способнымъ къ созерцанію того, чего никогда не лишался Онъ черезъ то, что принялъ. Началъ быть Человѣкомъ, но не пересталъ быть и Богомъ. Вотъ это есть изображеніе Христа Іисуса, какъ ходатая нашего, и какъ Главы Церкви, именно, что Богъ сталъ человѣкомъ, который вмѣстѣ является и Богомъ, по слову св. Іоанна: и Слово стало плотью и обитало съ нами.

4. Теперь узнайте о томъ и другомъ способѣ изображенія Христа изъ слѣдующихъ словъ апостола Павла: Онъ, будучи образомъ Божіимъ, говоритъ апостолъ, не почиталъ хищеніемъ быть равнымъ Богу. Это то же, что въ началѣ было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богъ. Какъ апостолъ сказалъ бы: не почиталъ хищеніемъ быть равнымъ Богу, если бы Онъ (Сынъ) былъ не равенъ Богу? и если Отецъ Богъ, а Тотъ не Богъ, то какъ же Онъ равенъ Ему? Тамъ евангелистъ говоритъ: Слово было Богъ, а здѣсь апостолъ говоритъ: не почиталъ хищеніемъ быть равнымъ Богу. И гдѣ тотъ пишетъ: и Слово стало плотью, и обитало съ нами, тамъ этотъ сказалъ: но уничижилъ Себя Самого, принявъ образъ раба (Флп. 2, 6-7). Обратите вниманіе: чрезъ то именно, что сдѣлался человѣкомъ, чрезъ то, что Слово стало плотью и обитало съ нами, черезъ это Сынъ Божій уничижилъ Себя Самого, принявъ образъ раба. Чѣмъ уничижилъ? Не тѣмъ, что потерялъ божество, но тѣмъ, что принялъ человѣчество, явившись людямъ тѣмъ, чѣмъ былъ прежде, пока не сдѣлался человѣкомъ. Такъ явленіемъ Своимъ Онъ уничижилъ Себя, т.-е. сохраняя достоинство величія, принялъ плоть — одѣяніе человѣчества. Черезъ то именно, что Себя Самого уничижилъ, принявъ образъ раба (не образъ Бога принялъ. Объ образѣ Бога, когда говоритъ апостолъ, не сказалъ: принявъ, — но будучи образомъ Божіимъ, не почиталъ хищеніемъ быть равнымъ Богу), черезъ это именно Онъ явился посредникомъ (mediator) и Главою церкви. При посредствѣ Его мы соединяемся съ Богомъ чрезъ таинство воплощенія, чрезъ Его страданія, воскресеніе, вознесеніе на небо и будущее славное пришествіе Его, когда услышимъ тѣ два рѣшенія, которыя нѣкогда произнесъ Господь [2]. Когда услышатся эти два рѣшенія? Когда воздастъ Онъ каждому по дѣламъ его (Матѳ. 16, 27). "
http://www.pravlib.ru/books.html

 
Форум » Догматы » Догмат о Святой Троице » Имена Божии
Страница 1 из 11
Поиск:

Форма входа