Познание основ православной веры

Пятница, 19.04.2024, 11:07

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Эсхатология - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Богословие » Эсхатология
Эсхатология
461119Дата: Вторник, 01.02.2011, 13:55 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Учение об Антихристе в древности и средневековье
Автор: Б.Г. Деревенский
http://mirknig.com/knigi....ve.html
 
SonДата: Понедельник, 21.02.2011, 19:25 | Сообщение # 2
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 178
Репутация: 0
Статус: Offline
Эсхатология
есть отдел богословия, посвященный изучению последних судеб мира и человека. Это учение является не только изложением поступательного движения в совершенствовании человечества на пути к завершению, но стремится определить смысл бытия, постигнуть тайны тварного мира и жизни человека. Есть сайт архиеп. Виктора Пивоварова, но он катакомбник, архиепископ Российской православной церкви, поэтому завышена критика РПЦ и вычурно говорится о конце мира.

Добавлено (21.02.2011, 18:21)
---------------------------------------------
"Архимандрит Иоанн (Маслов)
«ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ И ЕГО ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ».
II . ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТАРЦА АМВРОСИЯ



Учение о спасении и достижении Царства Божия по письмам старца Амвросия

В письмах старца Амвросия каждое слово направлено к одной цели - к спасению душ тех, кто обращается к нему. Спасение души есть не что иное, как очищение ее от страстей, насаждение в ней добрых христианских чувствований, подготовление ее к тому, чтобы она сделалась храмом Духа Божия.

Бесконечно разнообразны человеческие характеры и условия их жизни, но, по мысли старца Амвросия, ни место, ни окружающая обстановка не могут повлиять в худшую сторону в вопросах спасения, если сам христианин будет проявлять решимость добрыми делами Угождать Богу.

"Во всяком месте и во всяком состоянии были и есть спасающиеся и погибающие, - пишет старец Амвросий, - и это происходит от нашего произволения. Если мы оставим свои хотения и разумения и потщимся исполнять хотения и разумения Божий, то во всяком месте и во всяком состоянии спасемся. А если будем держаться своих хотений и разумений, то никакое место, никакое состояние нам не помогут. Ева и в раю преступила заповедь Божию, а Иуде злосчастному жизнь при Самом Спасителе не принесла никакой пользы. Везде потребно терпение и понуждение к благочестивой жизни" 218 .

В другом письме оптинский старец пишет: "Иногда и неудобное место бывает полезно, потому что человек там остерегается и блюдет себя, а на удобном месте расслабляется и предается беспечности. Так, Лот в Содоме сохранился от вреда, а подвергся оному в Сигоре, в месте, которое он считал недоступным для зла" 219 .

Человек свободен, а поэтому он по собственному произволению может стать либо на сторону добра, либо на сторону зла. Это положение старец Амвросий в одном из своих писем освещает так: ''Насильно никого не приведешь ко спасению... Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет... Некоторые толкователи Св. Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются его крестными страданиями, а большая часть по неразумию и по злой и упорной воле уклонится в противную сторону" 220 .

Иеросхимонах Амвросий, указывая на необходимость усилий со стороны человека в деле спасения, основное внимание обращал на действие Божественной благодати. Так, в письме к духовной дочери он пишет: "Напрасно и несправедливо ты думаешь, что дела делаются... без участия Промысла Божия. Кроме властей земных на земле есть еще и Царь Небесный, Дух Святой, всем управляющий, к пользе нашей полезное устрояющий, неполезное отстраняющий" 221 .

Старец указывал на то, что действия благодати и воли человека находятся в тесном взаимодействии. "Дело нашего спасения, - пишет он, - зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое. С нашей стороны вся сила и важность сего дела состоит в благоволении, т. е. в благом изволении благоугождать Господу: тогда Сам Господь будет действовать и помогать нам в деле спасения нашего, по сказанному:"Без Мене не можете творити ничесоже" 222 .

Спасение человека совершено Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом. В своих многочисленных праздничных поздравлениях старец часто раскрывал смысл пришествия в мир Спасителя, Его страданий и воскресения. Так, например, в одном из них он пишет: " Творец видимого и невидимого мира на земле явился странником, не имея где главы подклонити, и за грехи рода человеческого принес Себя в жертву Богу и Отцу вольными страданиями и крестной смертью" 223 . Поэтому тот, кто стремится к спасению, по словам старца Амвросия, должен веровать и надеяться, что получит "прощение грехов своих милосердием Божиим, заслугами Христа Спасителя, пришедшего призвать грешников на покаяние" 224 .

Несомненно, что человек, стремящийся к спасению через веру в Иисуса Христа, должен принадлежать к Церкви Христовой. Этот наиболее важный пункт христианского учения о спасении находит свое отражение и в письмах оптинского старца. В одном из писем он пишет, что вне единой, святой, соборной и апостольской Церкви невозможно спасение 225 .

Иеросхимонах Амвросий, руководя своих пасомых на пути к спасению, неизменно указывал на заповеди Христовы, как на самое необходимое условие для достижения Царствия Небесного. "На исполнение заповедей Божиих, - пишет старец, - должно понуждать себя и вопреки нехотения, так как в Евангелии сказано: "Нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают е" 226 . При этом он учил, что "цель... православных, при исполнении заповедей Божиих, - видеть свои недостатки, познать свою немощь и через то достигать смирения, без которого все другие добродетели не помогут христианину" 227 .

Такой вывод сделает каждый христианин, если твердо решится во что бы то ни стало исполнять заповеди Божии, потому что , по слову старца Амвросия, "как бы христианин ни был тверд и точен в исполнении христианских своих обязанностей, это исполнение его и духовное делание, по слову святых отцев, может уподобляться только малой купели или самомалейшему озерцу; заповеди же Божии подобны великому морю, как и св. пророк Давид говорит: "Заповедь Твоя широка зело (Пс. 118, 96) " 228 .

Но очень часто многие христиане забывают о цели своей жизни, прилепляются к земным скоропреходящим благам, а о спасении только говорят. Поэтому старец писал: "Славы и просветления со Христом все желаем, но примеру Христову не все последуем… Что же нам делать в таком горьком положении? Остается одно – подражать евангельскому мытарю, которого искреннее сознание и смиренное мудрование и смиренная молитва оправдали пред Богом" 229 .

Христиане, "когда принесут смиренное и искреннее покаяние и будут проводить жизнь благочестивую, согласно заповедям Божиим, понуждая себя к смирению, кротости и любви, тогда... вселяется в них благодать Божия и Сам Господь Бог благодатью Своею, по сказанному: "Вселюся в них и похожду и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2 Кор. 6, 16)" 230 .

Старец Амвросий видел, что многие из ищущих спасения желали бы обрести таковое, но только безболезненым путем. Зная склонность людей всегда предпочитать легкое тяжелому, старец раскрывает в своих письмах ложное представление о безболезненном пути ко спасению: " По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть гладкий, тихий и мирный; а по евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий. "Не приидох бо, - глаголет Господь, - воврещи мир на землю, но меч", дабы разлучить боголюбивых от сластолюбивых и смиренномудрых от миролюбивых. Вообще, спасение наше, по слову Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждой, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благою надеждою и упованием на милость и помощь Божию стараться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих" 231 .

Итак, спасение христианина состоит в исполнении заповедей Христовых, конечной целью которых является достижение Царствия Божия или Царствия Небесного. В своих письмах к духовным чадам иеросхимонах Амвросий уделяет этому много внимания. Господь любит человека как Свой образ и подобие и желает, чтобы он стремился к святости и к достижению Царствия Небесного. В Священном Писании говорится также и о Царствии Божием. Иеросхимонах Амвросий видит между ними различие; а именно "Царствие Небесное, -говорит он, - получают достойные по смерти, а Царствие Божие твердо верующие и тщательные приобретают и в настоящей жизни внутри себя, в своей душе и сердце, по сказанному в Евангелии: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21). Как и чем приобретается Царствие Божие внутрь нас? По слову апостольскому, оно приобретается, во-первых, правдою или праведностью, которая состоит в исполнении заповедей Божиих и милостивом и сострадательном расположении к ближним; во-вторых, миром с ближними, миром от страстей, миром со своей совестью и миром с Богом через покаяние и смирение. Когда христианин понудится так себя устроить, тогда он получит благодатную помощь и при содействии Святого Духа среди самых скорбей будет радоваться, твердо веруя апостольскому слову, что "скорбь терпение соделывает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит; что недостойны страдания нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас в жизни будущей, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное'' 232 .

Иеросхимонах Амвросий, желая наставить ко спасению обращавшихся к нему с просьбой душеполезного назидания, дает им наставление следующего содержания: "Не мало между нами и таких, которые хотят и вечное блаженство получить в Царствии Небесном, и вместе желают и временное иметь счастье и полное благополучие. Но это невозможно, как объясняется в слове Божием, что "многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное" и что наследие со Христом получают только те, которые Христа ради на земле переносят разные скорби и страдания, как свидетельствует апостол: "Аще с Ним, т. е. со Христом, страдаем, то с Ним и прославимся". Когда же в скорбях наших и болезнях будем малодушествовать и роптать на Бога и на людей, и на участь свою; в таком случае не прославимся, но осудимся. Постараемся же исправиться, хотя не делами, но по крайней мере душевным и мысленным расположением, как говорит Иоанн Лествичник: "не постихся, ни бдех, ни на земли лежах, но смирихся, и спасе мя Господь..." 233 Эти наставления старца Амвросия согласны с учением Спасителя о Царстве Небесном, Который говорит: "Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е" (Мф. 11, 12). Заповедуя нам искать прежде всего Царство Божие, Спаситель добавляет: "И это все (то есть потребности земной жизни) приложится вам". Чаще всего человек заботится о земном и забывает о Небесном Отечестве в надежде найти счастье и какое-то успокоение в своей земной жизни. Но, по слову старца Амвросия, кроме Царствия Небесного, нет успокоительного места во вселенной. "Поэтому, - говорит он, - нерасчетливо, ради пустой и кратковременной мечтательности, оставить путь, ведущий в Царствие Божие, к блаженной вечности, и избрать стезю, ведущую к погибели вечной" 234 . Для достижения вечного успокоения, по словам иеросхимонаха Амвросия, требуется усилие, чтобы шествовать по узкому и тернистому пути. "До дверей Царствия Небесного, - пишет он, - без труда и неудобств добраться невозможно" 235 . "Тесен и прискорбен путь, вводяй в живот... многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное". И не вотще Господь говорит в Евангелии:"Не приидох мир воврещи на землю, но меч " 236 . В другом письме старец Амвросий пишет: "Царствие Небесное даруется нам милостью Божией, не без скорбей и праведным, то как же мы, грешные, не хотим ничего скорбного понести, желая получить оное" 237 . Скорби, по словам иеросхимонаха Амвросия, нужны каждому, кто желает получить вечное спасение, а без скорбей и трудностей это спасение не дается. "Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо, - пишет он, - тот вполне может надеяться, что там, т. е. в будущей жизни, получит отраду, великую и несказанную" 238 . И наоборот, те, которые желают в земной жизни жить радостно, подобно евангельскому богачу, не заботясь о своем спасении, по словам старца, "будут отосланы в муку" 239 , "а небо - для вечного блаженства достойных и непротивящихся слову Божию и покаявшихся" 240 .

Каждому христианину, который желает достигнуть нравственного совершенства, нужно пройти через многие искушения как внутренней борьбы, так и извне приходящих досаждений, обид, всевозможных неприятностей, одержать победу над борющими страстями, гневом, раздражительностью. И только после этой длительной борьбы в душе может водвориться мир, о чем старец Амвросий пишет: "Христиане не вдруг достигают совершенства, а пока не достигнут оного, беспокоимы бывают тою или другою немощью или страстию. Потому-то и сказано в Евангелии: "Нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное" 241 .

Для возбуждения ревности и молитвенного подвига и для безропотного перенесения искушений на пути к Царству Небесному желающим обрести вечное спасение иеросхимонах Амвросий указывает на житие святых, как на образец для подражания. "И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному во псалмах, "проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой". Видно иначе нельзя достигнуть оного покоя, как не потерпеть да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись" 242 .

Далее старец советует своим духовным чадам также постоянно иметь пред своим мысленным взором образ Христа Спасителя и направлять свои внутренние силы к тщательному исполнению Его святых заповедей и тогда только можно с ап. Павлом сказать: "Житие бо наше на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа" (Флп. 3, 20).

Останавливая внимание ищущих спасения на добродетели терпения, как главной силе, которая является движущей и направляющей на путь, угодный Господу, иеросхимонах Амвросий пишет: "Царствие Божие не в слове, а в силе. Сила же эта заключается прежде всего в христианском терпении, как Сам Господь свидетельствует во св. Евангелии: "В терпении вашем стяжите души ваша". И: "Претерпевый до конца, той спасен будет" 243 .

По мысли иеросхимонаха Амвросия, все подвижники благочестия своими трудами приуготовляют для себя вечные блага, уготованные праведникам в жизни будущей. Так, например, объясняя церковное песнопение "Чертог Твой вижду, Спасе мой...", старец пишет: "Чертог небесной славы, но не все внидут в оный, а только одни достойные, у которых светильники, как у мудрых дев, не угаснут в сретении Жениха-Христа. Остальные тщетно будут повторять: " Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь..." К празднованию на небеси Пасхи вечной после всеобщего воскресения и суда... допустятся только одни избранные, достойные" 244 . Проводящие жизнь греховную и нерадивую сами уготовляют себе вечные муки. Это учение старца по данному вопросу полностью совпадает с учением отцов и учителей Церкви. "Все, помилованные от Господа, - говорит иеросхимонах Амвросий, - будут сподоблены лицезрения Христова; и Царствие Небесное не что иное есть, как радость о Христе Спасителе от лицезрения Его. Так и, напротив, отлученные от Христа будут лишены и Царствия Небесного и отосланы в муку" 245 . Для избежания страшных мук в вечности иеросхимонах Амвросий советовал всем обращавшимся к нему жить по евангельским заповедям и очищать свое сердце от всего порочного и греховного покаянием. "
http://pilotchart.narod.ru/text/Amvrosiy/A0_17.htm

Добавлено (21.02.2011, 18:38)
---------------------------------------------
Архимандрит Иоанн (Маслов)
«ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ И ЕГО ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ».
II . ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТАРЦА АМВРОСИЯ

О страхе Божием .

Христианин, ищущий спасения, в основу своей жизни, по мысли иеросхимонаха Амвросия, должен положить страх Божий. Страх Божий есть начало спасения, потому что, проникнув в сердце человеческое, он пробуждает его от сна греховного, наставляет его на путь обращения, вселяет в него стремление очиститься от страстей и жить по заповедям Господним, дабы избежать вечных мук и приобести спасение. "Советую вам, - пишет старец, - держаться страха Божия и хранения своей совести, так как это более всего содействует христианину удержаться на настоящем пути" 390 . "Держись страха Божия, хранения совести и соблюдения заповедей Божиих" 391 . Свои наставления относительно того, чтобы во всех действиях иметь страх Божий, иеросхимонах Амвросий основывает на учении св. Исаака Сирина, который пишет:"Если человек придержится страха Божия, как должно, то в немногие дни обрящется во вратах Царствия. Придерживаться страха Божия, как должно, значит взяться за свое дело прилежно и со смирением и хранением совести, в хождении пред Богом и людьми" 392 . Каждый христианин может тогда только удержаться на высоте нравственного совершенства, когда он будет постоянно иметь в себе страх Божий. Также старец Амвросий говорит: "Имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках, более же всего смиряйтесь. Тогда несомненно получите великую милость Божию" 393 . Чтобы получить милость Божию и веселиться вместе со святыми, нужно прежде всего проводить жизнь богобоязненную, подражая святым угодникам в подвигах и в постоянном труде над очищением своего сердца.

Св. апостолы страх Божий ставили в основу спасения человека: (о страхом жития вашего время жительствуйте" (1 Петр. 1, 17). На эти слова указывает и иеросхимонах Амвросий. "Слова сии, -Говорит он, - показывают, что главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божием и страхе будущего суда и вечных мук. Только при содействии этого страха, с помощью Божиею и бывает соблюдение заповедей,... а без страха, если бы кто и на небеси жительствовал, по слову преп. Петра Дамаскина, не воспользуется (небесными благами), имея гордыню, ею же сатана, и Адам, и мнози падоша. Ежели и святым всем в слове Божием предписывается иметь страх Божий, по сказанному:"Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его" (Пс. 33, 10), кольми паче нам грешным и неисправным необходимо иметь страх Божий, и страх смерти, и страшного суда Божия, и вечных мук во аде, растворяя страх сей надеждою наследовать Царствие Небесное... Страх Божий и памятование четырех последних удерживают от грехопадений, по сказанному: "Помни последняя твоя и во веки не согрешиши" (Сир. 7, 39) 394 .

Если христианин будет стремиться приобретать в своей душе страх Божий, то он будет подобен домостроителю "благоразумному, который построил дом свой на камне" (Мф. 7, 24). По словам старца Амвросия, такому человеку дается благой разум духовный. При отсутствии страха Божия "человек помрачается и начинает устами празднословить, судить,., злословить и уничижать ближних, и сердцем поучаться в помыслах нечистых" 396 .

Душа человека после грехопадения более всего бывает склонна ко злу, нежели к добру, а потому для него остается только одно средство - почаще прибегать к Богу и просить Его о ниспослании ей страха Божия, который ограждает душу и удерживает ее от греховных поползновений.

В одном письме, наставляя свою духовную дочь, иеросхимонах Амвросий пишет: "Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного" 397 .

Страх Божий, по словам старца Амвросия, может удерживать душу от многих греховных поползновений и направлять ее по пути нравственного совершенствования. "Крепко (нужно) держаться страха Божия и хранения своей совести, - пишет иеросхимонах Амвросий, - так как это более всего содействует христианину удерживаться на настоящем пути" 398 .

Христианин - это воин, сражающийся, по апостолу Павлу, с "духами злобы поднебесной", поэтому он должен постоянно возгревать в себе страх пред Богом, бодрствовать над самим собой и хранить все свои чувства от всего того, что наносит вред его бессмертной душе и лишает ее вечного общения с Богом. Иеросхимонах Амвросий пишет об этом: "Береги совесть свою и очи; имей страх Божий; чаще помышляй о смерти, и о страшном суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодой доброй жизни, то после уже и совсем ослабеешь к добру" 399 .

Вот почему и подобает всякому христианину пребывать всегда в страхе Божием и постоянно бодрствовать над собой, искоренять всякие зловредные страсти и пороки из своего сердца. Если мы не позаботимся искоренить их в земной жизни, то наше спасение в вечности окажется сомнительным.

Кто стяжал страх Божий и постоянно поддерживает его в себе, уже стоит на пути ко спасению, но ему еще необходим великий труд по очищению себя от страстей".

Добавлено (21.02.2011, 19:25)
---------------------------------------------
Епископ Варнава (Беляев)
ОСНОВЫ ИСКУССТВА СВЯТОСТИ

Опыт изложения православной аскетики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАВОСЛАВНАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ



§2. СТРАШНЫЙ СУД И ОТКРЫТИЕ ЦАРСТВА СЛАВЫ

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда вос-плачутся все племена земные, и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от черных ветров, от края небес до края их.

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его:

- Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ:

- Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ:

- Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону:

— Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ:

— Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ:

- Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

* * *

- ...Се, гряду скоро, глаголет Господь, — и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах.

Ей, гряду скоро! Аминь.

ЕЙ, ГРЯДИ, ГОСПОДИ ИИСУСЕ!
http://pilotchart.narod.ru/text/Varnava/Varnava_3_13_2.htm

Сообщение отредактировал Son - Понедельник, 21.02.2011, 18:05
 
LukaДата: Четверг, 03.03.2011, 17:06 | Сообщение # 3
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
Свт.Димитрий Ростовский:
"1. Усердствуй, человече, усердствуй к Бо­гу — день и ночь, — вопий днем и ночью, имей о себе непрестанное попечение: ныне ты имеешь время, ныне имеешь час, иного потом иметь не будешь, если бы и восхотел. Не теряй тщетно времени, данного тебе на стяжание вечных благ, ибо время мало, а дел без числа. Торжище расходится — купля пре­трудная: заботься, трезвись, имей непрестан­ное попечение о том, чтобы не оказаться на­гим в день страшного суда. Нынче то сделай, завтра другое, и таким образом никогда от дела не отставай — никогда не будь празд­ным. Вспоминай, как страдают, как трудятся, как заботятся о временной славе, о тленном богатстве, о вещах суетных. Как же ты не за­ботишься, как не усердствуешь о стяжании вечных благ, но ленишься и почиваешь? Го­ворю тебе: усердствуй, трудись, заботься, по­ка имеешь время, пока есть час — да не погу­бишь вотще времени, данного тебе для стя­жания жизни вечной.

2. Ты на пути века сего — иди же; ты на весеннем льду — не будь беспечен; ты на бра­ни мира сего — борись; ты на временном тор­жище — покупай. Смотри, чтобы не возвра­титься тебе в вечный дом свой нагим — ничего не имеющим. Видишь, что другие непре­станно отсюда отходят — скоро и ты пой­дешь, непрестанно умирают — и ты скоро ум­решь, но не знаешь в какое время, в какой час — ныне или завтра, утром или вечером, в полдень или в полночь, потому никогда не будь безбоязнен. Не малая предстоит тебе вещь, но великая, не временная, но вечная. Итак, подвизайся усердно, не ленись, не уны­вай; предстоит тебе подвиг, предстоит тебе победа; Подвигоположник смотрит, венцы готовы, ожидает почесть, слава и непремен­ное наслаждение. Лики ангелов, архангелов и всех небесных сил зрят и дивятся; соборы всех святых ожидают с сильным желанием, надеясь принять тебя.

3. Имей, человече, теплое усердие ко Гос­поду, не ленись, чтобы все у тебя было спешно и радостно, чтобы все было желательно и лю­бимо. Ты ленишься и унываешь, потому что не любишь всем сердцем своим Господа, ибо не любящим Господа путь, ведущий в жизнь вечную, кажется тесным и прискорбным. Если же кто истинно возлюбит Его, тот никакого труда в этом не будет иметь, но все ему будет радостно и желательно. Святые, истинно и крепко возлюбившие Бога, всякий труд счи­тали нетрудным, печаль — беспечальною, скорбь — нескорбною. Некоторые, распалив­шись Божественною любовию, не могли и во время сна утолить своего стремления к Богу, так же как и самую пищу и питие презирали; не могли насытиться Его пресвятым именем, пречистыми Его Божественными словами. Так разожгли души свои Божественною лю­бовию, что забывали, в теле ли они или вне тела? И с радостию — ради Христа — предава­ли себя на смерть. Так некоторые воспламеня­лись Божественною любовию, что, как в чу­жих телах, подвизались в посте, молитве и бдении, ради сильной любви к Богу предава­ли себя на раны и убиение и не ощущали бо­ли, ибо ради любимого все любимо и жела­тельно. А нам, не любящим истинно Господа своего, потому именно, что не любим, и не­трудное дело кажется трудным, и нетяжкое — тяжким, и удобное — неудобным. Возлюбим же Господа истинно — и все у нас будет спеш­но и желательно, все у нас будет радостно, лю­безно и удобно: любящему бо Бога, вся поспе­шествуют во благое, говорит апостол.

4. Восходи — день ото дня — на высшие ступени: преуспевай в добродетелях и подви­гах; не ленись, не предавайся нечестию, не давай себе покоя, не давай ослабления, не да­вай опочивания. Ибо настоящее время не есть время покоя и почивания, но время по­двига и тщания. Бесы не почивают, но бодр­ствуют и непрестанно уготовляют сети и те­нета на всех путях твоего шествования: наблюдают, высматривают твою кончину, ожи­дают разлучения твоего от плоти, различно ухищряются, желая положить тебе препятст­вие и поймать тебя чем-либо, чтобы ты не ус­кользнул от сетей их. Не думай, что в веке сем есть мир и покой: тут — борьба и ратование. Потому всегда бодрствуй и не предавайся беспечности. Успокоишься тогда, когда побе­дишь, когда освободишься от сетей вражес­ких, когда, наполнив свою душу пресвятою любовию к Богу, соединишься с Ним.

5. Вспоминай, сколько люди ради тлен­ных и мимотекущих вещей страдают и утруж­даются, ночей недосыпают, никогда не дают себе покоя — в купечестве, в художничестве, в хлебопашестве, в войнах, в морском плава­нии, в путешествиях в дальние страны и дру­гих различных попечениях и трудах! А ты ра­ди вечных и бессмертных благ и мало не хо­чешь потрудиться, но ленишься и делаешься нечувствительным. Но воспряни, трезвись и заботься о себе. Зачем ленишься? Зачем оста­ешься не чувствующим ничего? Зачем празд­но проводишь время свое? Или ты уже окон­чил все? Или уже победил? Или уже пребыва­ешь свободным от брани? Или уже соединил­ся с Богом? Внимай себе: что ты делаешь? Что покупаешь на торжище жизни? Торжище рас­ходится; солнце наклоняется к вечеру; при дверях ожидает суд; приходит жатва; жизнь твоя день от дня приходит к концу. Что же ты сидишь праздным? Что волнуешься в суете? Кто, спящий или сидящий, во время сеяния, во время жатвы собирает плоды? Кто снима­ет виноград, им не насажденный? Плоды суть достояние тех, кои трудились, а честь и венцы тех, кои победили, как говорит некто.

6. Зачем не вопиешь усердно к Богу, от Которого весь ты зависишь? Почему сидишь без дела? Почему не собираешь добра, пока есть время, пока есть час? Придет безвреме­ние, когда не возможешь делать. Время твое, как один день. Вопий к Богу, трезвись, тру­дись, покупай, делай, собирай, жни, пока есть жатва, пока стоит погожее время, пока не на­ступила ночь, пока не придет зима, во время которой, хотя и пожелал бы ты что-нибудь сделать, не возможешь. Кто, ленясь и не забо­тясь, снискивает временное богатство? Кто из нерадящих и беспечных пользуется честию и славою? Кто, ничего не делая, получает мзду? Никто. Если же сие временное не дается не­старающемуся, незаботящемуся, тем более не дастся таковым пребывающее вечно.

7. Век твой скончавается, смерть близ те­бя, гроб и суд готовы, бесы ждут не дождутся; что же ты сидишь праздным? Что посмева­ешься над суетою и пребываешь яко бы бес­смертный? Воспрянь, воспрянь, отрезвись, открой очи, отверзи слух, раскрой память, приди в чувство, посмотри на солнце, посмо­три на луну, посмотри на небесные стихии: они непрестанно идут, показывая на умале­ние твоей жизни, никогда не отдыхают, не опочивают. Что же ты ленишься? Для чего всегда отдыхаешь, опочиваешь? Вспомни, как святые трудились, какую ревность и усердие имели к Богу! Вспомни, какие подвиги и дела они показали — подвизались будто в чужих телах, презрели славу, богатство, телесную сласть; презрели плоть и самое здоровие свое; ничего в мире сем не возлюбили; ниче­го не предпочитали любви Христовой… Что же ты так холоден и уныл? Но воспрянь, вос­прянь и имей о себе непрестанное попечение: не днесь только усердствуй, но и завтра не пе­реставай, не днесь только бодрствуй, но и за­втра не ленись; всегда равно бодрствуй, все­гда равно трезвись и никогда не давай себе покоя — да сподобишься жизни вечной.

8. Усердно спеши ко Христу, ни на чем временном не останавливайся — со тщанием иди вслед Его. Видишь, что мир сей оболь­стителен и превратен. Видишь, что ничего в нем нет постоянного и неизменного, но все, как в сонном мечтании, переменяется: ныне тишина, а завтра смущение; ныне радость, а завтра плач; ныне веселие, а завтра скорбь; ныне здоровие, а завтра недуг, ныне жизнь, а завтра смерть. Ничто здесь не постоянно, все переменчиво. Каждый день приносит с собою изменение. Если ныне ты радостен, то наутро ожидай печали: если ныне ты здоров, назавт­ра ожидай болезни. Если ныне жив, то завтра ожидай смерти. Не всегда будешь в таком по­ложении, в каком находишься ныне, но на всякий день ожидай внезапного изменения. Потому усердно иди ко Христу, ибо в одном только этом неизменная тишина и вечный покой; в одном только этом непременная радость и присносущное наслаждение — и больше нигде, ибо везде суета, прелесть, ложь и непостоянство.

9. Будь всегда готов, как в путь, имей об этом непрестанное попечение. Не прилежно ли готовится тот, кто хочет идти в далекий — временный — путь? Не приготовляет ли нуж­ного тот, кто идет что-либо земное покупать? А ты не готовишься к отходу в путь неизбеж­ный — на торжище вечное?! Зачем в этом ле­нишься и унываешь? Это — действие твоего окаменения. Идя к бессмертию, ленишься! Шествуя к вечной славе, унываешь! Поспе­шая к присносущному наслаждению, сету­ешь! Кто ленится, идя на земное пиршество? Кто скорбит, имея получить честь и славу ми­ра сего? Кто опасается, желая принять вре­менное богатство? Никто. Но все возбужда­ются, все усердно о сем заботятся и старают­ся. А так как оное суетно и кратковременно, ты всегда усердствуй в деле Божием. Не скор­би и не унывай, а веселись и не смущайся, по­тому что за малый труд предстоит тебе вели­кое и вечное воздаяние.

10. Итак, готовься, человече, — непре­станно готовься к сретению небесного Жени­ха, пресладкого Господа Иисуса, — чтобы воз­мог ты сретить Его с горящим светильником сердца твоего и теплою душою. Одно только это останется с тобою навеки. Всегда возжи­гай светильник сердца твоего. Наблюдай, что­бы он в тебе не угас и не оставил тебя во тьме нечувствия и лености. Блюди, чтобы не затво­рились тебе двери милосердия Господня и не остался бы ты вне чертога Христова. Готовься к принятию внутрь себя Господа славы. Рас­крой сердце свое, расшири душу свою — при­ми Стоящего при дверях сердца твоего, непре­станно толкущего в душу твою и говорящего: Се стою при дверях и толку, аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери сердца, вниду к не­му, и вечеряю с ним, и той со Мною, говорит Господь, Которому слава и честь да будет ны­не, и присно, и во веки веков, аминь. "
http://dearfriend.narod.ru/books/other/dr/33.html

 
ToffiДата: Четверг, 10.03.2011, 13:40 | Сообщение # 4
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 186
Репутация: 0
Статус: Offline
Отец Александр Сандырев. Апокалипсис. Часть 13

Архимандрит Рафаил.
Церковь и мир на пороге апокалипсиса.

 
TimonaДата: Воскресенье, 01.05.2011, 20:05 | Сообщение # 5
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 407
Репутация: 0
Статус: Offline
"Как Вы относитесь к схоластическому образованию в Семинариях?
Схоластическое образование в Семинариях - это признак и следствие духовного упадка, но я не вижу альтернативы, так как современный человек отошел от духа святоотеческих творений и мистического опыта древних подвижников, и вернуться к их богословию без коренного изменения личной и общецерковной жизни невозможно. А для такого возвращения к опыту древних отцов я не вижу условий. Схоластика, по крайней мере, дает объективные рассудочные ориентиры, а псевдопатристика - только неправильное понимание святых отцов из-за отсутствия внутреннего единства с ними. Образно и условно говоря, сердце современного человека закрылось для аскетической мистики святых отцов, когда благодать открывала истину и человек внутренними интуициями ощущал ее. Осталась догматическая схема, расчлененная по пунктам, но если отказаться от нее, то от этого не откроется сердце, а человек окажется без всяких ориентиров - внешних и внутренних, то есть в духовной темноте. Говорить о вреде схоластики в наше время все равно что говорить больному о вреде костылей: костыли он может отбросить, но от этого он не встанет на ноги. Заметьте, что модернисты много кричат о возвращении к святым отцам, а под этот шумок выдают свои полу протестантские концепции за древнее Православие".
Архим. Рафаил К.
 
Форум » Догматы » Богословие » Эсхатология
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа