Познание основ православной веры

Среда, 24.04.2024, 20:45

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | После Пасхи - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Проповеди » После Пасхи
После Пасхи
461119Дата: Воскресенье, 30.01.2011, 16:19 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Схиарх. Зосима
"О ЖИВОЙ ВОДЕ
(Слово в Неделю о Самарянке)
http://makeevdon.narod.ru/pages/blagov/zosima/zos10.html#45sn
Христос воскресе! Продолжаем праздновать Пасху - светлое Христово Воскресение. И в нашем храме Божием в сегодняшний воскресный пасхальный день прославляем воскресшаго из мертвых Христа Спасителя, предстоим живоносному гробу Христа Спасителя и воспеваем акафист: "Радуйся, живоносный гробе, из него же Христос воскресе!"...
Сегодня пятое воскресение по Пасхе, неделя о Самарянке. И за Божественной литургией читали чудное Евангелие от Иоанна Богослова о женщине из самарянского города Сихарь, которая в знойный полдень пришла к колодцу Иаковлю напиться студёной воды. Христос сидел, утрудившись от зноя пустынного и от пути, в одиночестве, ученики пошли в селение купить пищу...
Иаковлий колодец... Знаменитый колодец, сохранившийся в Палестине до сего дня. Праотец патриарх Иаков выкопал его сам, освятил его, пил из него воду, скот свой поил, и эта вода не иссякает в кладезе Иаковля даже до сего дня. Ратовал о Божием он, и все люди, до сего дня приходящие, почерпали чудную, холодную, вкусную живительную влагу, ту влагу, которую пил некогда сам Христос-Спаситель, и женщина - самарянка пила эту воду. И именно здесь, у этого кладезя и произошла встреча простой женщины со Христом-Спасителем.
Христос просит: "Дай мне воды напиться". А самаряне с иудеями не общались, вечными врагами были, как у нас армяне да грузины ненавидят друг друга, точно так и тогда, и даже доныне эта вражда идёт. Небольшое племя самарян сохранилось в Палестине до сего дня, но вражда с иудеями идёт кровная у них, не смиряются, считают себя правыми во всём: на нашей стороне только правота, а другие не правы.
И самарянка, видя, что Христос одет в иудейские одежды, которые самаряне не носили, спрашивает: "Как же Ты можешь пить-то просить у меня, будучи иудеем (или "жидовин" по-славянски), воду, у женщины - самарянки. "О, если б ты, женщина, знала, Кто с тобой беседует, ты б сама просила у Него пить". "Как же ты дашь мне воды напиться, если ты не имеешь, чем её почерпнуть, даже кувшина не имеешь".
А Христос говорил о воде живой, об учении, о Слове Божием, о невещественной воде, которую пьёт человек, познаёт истину и не жаждет вовеки. Вот об этой воде учения Своего и говорил Христос-Спаситель.
Чудный разговор, диалог произошёл у Него с женщиной - самарянкой, Он обличил её в грехе блуда, ибо "мужа она не имеет", пятеро у неё было, и тот, которого ныне имеет, сожитель, а не муж. Она поражена была: праведник, пророк перед ней, ведь и Мессия должен придти. Она подробно расспрашивает с женским любопытством: "А как это будет? А где можно молиться, где поклоняться Богу: в Иерусалиме или на горе сей, где молились ихние предки. "Приходит время, что ни в Иерусалиме, ни на горе сей, а во всем мире будут поклоняться Богу в Духе и Истине", "на всяком месте владычества Его", - как говорит псалмопевец Давид.
И Самарянка уверовала, сердце открылось её от слов Спасителя для Бога, она сама уверовала, поставила кувшин с холодной водой для учеников и Христа-Спасителя, пошла в селение, всем рассказала: пророка, даже Мессию видела, придите и посмотрите все. И всё селение вышло посмотреть на Спасителя, услышать его - и все уверовали и говорили: "Теперь не только от тебя слышим, но и сами услышали Истину", которую говорил здесь Христос, Сын Бога Живаго...
Такая чудная встреча произошла в сегодняшний пасхальный день у кладязя Иаковля Христа-Спасителя с женщиной Самарянкой...

Живая вода!.. Сколько легенд, сколько сказок о ней сказывали, как люди искали её, и живой этот эликсир бессмертный ищут до сего дня: все лекари, все аптекари, все колдуны, все ищут этого эликсира - живой воды, бессмертия, эликсира молодости... Это вечная проблема человечества. Никому не хочется стареть, никому не хочется умирать, готовится к смерти - всем хочется быть юными, радостными и счастливыми, что свойственно юности. И сколько этих сказаний хранило человечество: сколько добрые молодцы, царевичи, простые Иванушки-дурачки стремились найти эту воду живую, окропиться этой водой, чтобы силушки могучей набраться и чтобы творить подвиги в красоте жизни своея. Это очень прекрасные былины и сказки, они именно об этой святой воде повествуют. Все люди мечтали об этой живой воде, бессмертной воде...
Вода есть простая физическая, которую мы пьем, кушать варим, умываемся, стираем, пользуемся ею в быту, скот наш пьёт, потребляет её, поливаем, красоту природы оберегаем. Воду природную нашу, естественную, физическую - пьём мы все, и опять пить хочется. Но есть и духовная вода, живая - это Истина, учение об Истине, стремление к Истине, Слово Божие... Пилат прямо спросил на суде у Христа связанного: "Что есть истина?" Он сам искал истину, но он думал, что Истина должна быть величественная, торжественная, красивая. А Истина гонимая, ненавидимая, окровавленная, связанная - в лице Христа-Спасителя стояла перед ним. И не познал Пилат этой Истины Божественной, осудил Её, эту Истину, на распятие и страшную позорную смерть.
И мы все ищем Истину. А Истина есть вера Христова и святое Слово Божие, Святое Евангелие. "В мире сем скорбны будете", - говорил Христос. За Истину, за правду всех гнали, ненавидели, презирали, изгоняли из общества, дурачками считали искателей Истины. Но они обретали Истину и вместо озлобленности, вместо ненависти у них блаженная радостная улыбка спокойствия - они нашли Истину, они верны этой Истине. А за Истину можно и пострадать.
И сегодня только читали житие Самарянки: какие мучения она приняла, как вся семья её была казнена на её глазах, дети её все были казнены. И как она, познавшая, что есть Истина, с радостью всё переносила, зная, что если Сам Спаситель всё перетерпел, и нам нужно так же терпеть. И она с радостью, обретши эту живую воду бессмертия, не думала уже о физической этой жизни, об удовольствиях жизни - она жила вечностью, она жила Истиной, она стремилась к этому. И через мучения тяжкие она вошла в радость Господа, она нашла эту Истину и вошла в Царствие Небесное, в жизнь вечную. Вот и нам Господь в сегодняшний день даёт эту Истину - Святое Евангелие, источник живой воды, учение Христово. В Евангелии всё написано: читайте, разумейте и исполняйте.

Всегда предупреждаю об опасности ложного чтения Евангелия, когда читаем как рассказ какой-то, как повесть о жизни Иисуса Христа, когда мы умом только понимаем Евангелие - это сектантство. "Рацио", рационалисты - все сектанты, они разумом только понимают Евангелие: баптисты, иеговисты, все эти "исты", - они лжецы и обманщики. Для них не открылся Бог в Евангелии, для них Он так закрыт и остался, хоть они в гордости и говорят: "Мы изучаем Библию. Мы знаем Библию". У них собрание. Как партийцы, пособирались на собрание, порассказывали, повыступали из-за трибуны своей, попели песенки, гимны свои какие-то пропели, покушали хлеба, попили вина и говорят: "Это мы уже преломление совершили", - и пошли домой, эти безумцы века сего. Так и не открылся им Бог, хоть они и стремятся к Богу, Евангелие и Библию почти наизусть знают: такой-то стих, такой-то, тыр-тыр-тыр - как заморочат тебе голову... А что как объясняется, как понимается - они этого не хотят знать; и очи имеют - и не видят, и уши имеют - и не слышат, ибо окаменело от гордости ихнее сердце. Они далеки от Истины... Сами заблудились и других заблудших, к сожалению, ведут в путь погибели. Сети раскинули обильно кругом и, как пауки, ждут жертвы своей - затянуть туда, уничтожить эту жертву. Это трагедия нашего времени.
А Слово Божие понимается сердцем. Само Евангелие нам о чём говорит? Как ученики Христа жадно ловили Слово Божие, как Матерь Божия жадно ловила слова Сына Своего Иисуса Христа и как Она, как сказано, не в уме запоминала, как рассказ какой-то, а "в сердце слагала" словеса Божий - вот, где Слово Божие должно храниться, вот где Истина должна храниться, и от сердца и исходит всё благое. Почему и молится всегда Церковь: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови в утробе моей". Если сердце твое чисто, ты познаешь Бога, ты Его уразумеешь, тебе Он будет близок и понятен, ты обретёшь Истину. Если сердце твоё гордое, надменное, самолюбивое, лукавое сердце, - для таких сердец Бог не откроется. И напрасно они будут стучать, напрасно будут искать Его - в лукавстве никогда не познаешь Бога. А вот, когда сердце чистое, трудолюбивое, простое, детское, без хитрости, без лукавства сердце - тогда познаешь Истину и обретёшь воду живую учения Христова. Почему и дети нам так дороги, почему мы так с любовью смотрим на них - нет у них лукавства, как у нас, нет у них этой мерзости, которая свойственна взрослым людям. И чистые ихние глазёнки всегда радостные, хоть и подерутся между собой, но тут же опять - и мирятся, и играются. А нам попробуй подраться или сказать друг другу что-нибудь - злейшие враги, и отворачиваемся, и знать не хотим друг друга. Где ж будет тогда понятна Истина Божия и Святое Евангелие?
Почему и нужно к чистоте сердца стремиться, и в чистый источник сердца нашего и потекут словеса Божий.
Бог всё, что нужно нам, открыл в Евангелии. Только читай, слушай, слагай в сердце своём и пользуйся этим Божиим откровением.
Никогда не относитесь к источнику живой воды, к Слову Божию как к простой книге, как к рассказу какому-то. В этом нет тогда никакого благоговения. Как-то рассказывал вам, как наши предки, деды-прадеды благоговели к книгам святым, к Евангелию. Он корову продал на базаре да купил Евангелие вместо коровы, да принёс благоговейно домой. Книги очень дорогие были, не так, как сейчас баптюги раздают всё даром, бросают - и валяется кругом, и под ногами, и в различных местах - кругом, мол, Слово Божие они распространяют - это святотатство...
Книги дорогие были, книга покупалась на всю жизнь, да ещё переходила из поколения в поколение. "Ешё эту Библию да Евангелие дед-прадед читал, - говорили внуки и правнуки. - Дед когда-то не пожалел корову свою продать, чтобы купить Святое Евангелие и читать..." С каким благоговением Евангелие в доме хранилось... Не так, как у нас сейчас: тут тебе и Блаватская-сатанистка, тут тебе и чёрная, и белая магия, тут тебе и Евангелие, и акафисты - всё перемешано. Из одного источника две воды - горькая и сладкая - не течёт, это осквернение Слова Божия. Слово Божие хранилось, как икона, в святом углу, в белое льняное полотно книга была завёрнута... Собирались селяне к деду грамотному в избу, дед вымыл руки хорошо, торжественно на нос водрузил очки, благоговейно истово перекрестился в святом углу, благоговейно взял Евангелие, положил на стол, да ещё, чтоб книга не перегибалась, всегда специальную подставочку деды делали, как аналой, чтобы не портился переплёт, развернул белое полотно, открыл книгу, поцеловал, благоговейно почитал всем селянам, все поняли, повздыхали: "Ой, как хорошо ж, понятно", закрыл, положил, завернул, поцеловал и вновь в святой угол положил под святые образа. Там лежал Завет Божий, там хранилось Слово Божие.
Для таких простых и чистых сердцем земледельцев-крестьян и дедов наших открывался Бог, они легко понимали Евангелие, и то, что сейчас нам непонятно, всё было понятно нашим предкам - вот как мы далеко отошли от Благовестия Христова, от источника живой воды. Разумеем только своим умом, но не сердцем разумеем Бога.

Вразуми, Господи, как некогда женщина простая, самарянка по имени Фотиния уразумела Бога, чистым сердцем и нам дай, Господи, уразуметь. Она не лукавила перед Богом - она сразу услышала: Господь ей сказал правду. Она сразу уверовала, сердце открылось её уже для Бога. Она стала спрашивать у Высшей Божественной Истины: "Как нам молиться? Где нам правильно молиться?" Вот каково чистое сердце. Почему ей были не страшны страдания, гонения, ненависть - она с радостью терпела, она обрела эту Истину и, чистым сердцем претерпев жесточайшие страдания, от которых и рассудок помрачается, вместе с детьми своими, вместе со всем семейством и вместе со всеми жителями Сихари, самарянского града, вошла в жизнь вечную...
Молитесь всегда об очищения сердца, очищайте сердце, всегда говорю вам, от недостатков своих: от гордыни, от самолюбия, от превозношения, от помыслов, особенно блудных, которые сквернят очень нас, обливают нас дерьмом в буквальном смысле, мы безвольными становимся тогда. И самое главное - молитвенный вздох: "Придите, чада, страха Господня научу вас". Невозможно научиться бояться Бога животным страхам - только нужно молиться, постоянно воздыхать: "Господи, дай мне частичку дара Твоего - страха Божия", чтобы поменьше грешили, чтобы от скверны тормоз был у нас: а нельзя же этого делать. Без страха Божия мы не можем быть нравственно высокими людьми. Постоянно борьба с диаволом должна быть, а постоянная борьба - это страх Божий, чувствовать добро и зло, где хорошо, а где плохо: от плохого отходить, к хорошему стремиться. И помнить всегда вездеприсутствие Божие. От людей мы скроемся, люди не узнают грехов наших, но Бог всё видит, Бог всё знает, и придётся перед Богом за всё отвечать. Вот такая постоянно мысль должна быть в сердце нашем. Тогда и грехи наши будут не такие тяжкие, а мы будем остепеняться, поменьше гордиться и грешить, будем смиреннее, значит, уже и будет чище сердце наше. Тогда и Евангелие будет понятно нам: не какой-то рассказ о женщине-самарянке - прочитали, рассказал батюшка и пошла себе. А именно живая вода - то, что нам всем не хватает - должна идти в сердце чистое наше.
Вразуми, Господи, нас, как стремиться к этой живой воде, как познать Слово Божие, как вместить его в сердце своем и как мудро пользоваться этим источником живой воды, ведущим в жизнь вечную. Аминь. "

 
LukaДата: Четверг, 03.03.2011, 17:59 | Сообщение # 2
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
ПОУЧЕНИЕ
в неделю всех святых
первую по Пятидесятнице
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Знамение избранных Божиих

Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцом Моим, иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцом Моим, иже на небесех (Мф.10:32,33). Это сказал Господь ученикам Своим, которые тогда стояли пред лицом Его; это сказал всевидящий Господь, взирающий на отдаленное будущее как на настоящее, сказал всем без исключения ученикам Своим всех времен и стран; сказал это Господь и нам, стоящим здесь, в храме Его, вписавшим себя в число учеников Его Святым Крещением. Как молния быстро протекает с одного края небес до другого, ничего не утрачивая в блеске своем, так определение Господа достигло нас через восемнадцать столетий, во всей силе и ясности своей возвещено нам сегодня во Евангелии. Ученики Господа не те только, которые от имени Его именуются христианами, не те только, которые приняли на себя обеты служения Ему; ученики — те, которые действительно исповедают Его Господом своим, исповедают полновластным Владыкою над собою и вечным Царем, последуя Его учению как учению Господа, исполняя Его заповеди как заповеди Господа. Исповедание должно быть совершаемо умом, сердцем, словом, делом — всею жизнию. Стыд, робость, колебание нетерпимы при исповедании. Исповедание требует решительного самоотвержения. Оно должно быть торжественное. Оно должно быть исполнено как бы на открытом позорище, пред всем человечеством, пред ангелами святыми и пред ангелами падшими, пред взорами земли и Неба. Позор быхом миру и ангелом, и человеком (1Кор.4:9), говорит о себе и о прочих святых апостолах святой апостол Павел. Апостолы не устыдились и не устрашились исповедать казненного поносною казнию Богочеловека, осужденного судом церковным и гражданским, не устыдились и не устрашались исповедать пред судом церковным и гражданским, пред сильными и мудрыми земли, пред тиранами и мучителями, пред лицом пыток и казней, пред лицом насильственной смерти. Такое же исповедание Господа принесли Господу святые мученики, напоившие все пространство земли кровию своею, огласившие всю землю святым свидетельством богопознания и богопочитания. Исповедали Господа невидимым мученичеством и постоянным самоотвержением в течении всей жизни преподобные иноки: они служили союзом земли с Небом, ангелов с человеками, принадлежа Небу во время пребывания своего на земле, вступив во время пребывания своего на земле в общение с ангелами и в лики их. Исповедали Господа презрением и попиранием начал мира те угодники Божии, которые подвизались среди мира, к которым с такою справедливостию можно отнести слова Евангелия: сии в мире суть. и не суть от мира (Ин.17:11,16). Исповедание Господа, сопровождаемое решительным и полным отречением от мира и от себя, было знамением всех святых.

Кто во время земного странствования своего исповедует Господа исповеданием завещанным от Господа, кто докажет жизнию, что он точно исповедует Господа своим Господом и Богом, того Господь исповедует Своим учеником, Своим присным, исповедует не только пред вселенною, исповедует пред Богом Отцом. Исповедание Богом Сыном человека пред Богом Отцом есть введение этого человека в теснейшее единение с Богом (Ин.14:20). Богом установленное богоугодное исповедание человеком Бога есть знамение избрания Богом того человека. Включение в число избранных есть плод благого произволения человеческого.

Исповедание слабое, двусмысленное не принимается — отвергается как непотребное. как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души — необходимо исповедание устами и словом. Недостаточно исповедания словом — необходимо исповедание делами и жизнию. Иже аще постыдится Мене, сказал Господь, и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми (Мк.8:39). Не только должно исповедать Господа, не только должно признать Божество и владычество Его — должно исповедать учение Его, должно исповедать заповеди Его. Заповеди исповедуются исполнением их. Исполнение их, в противность обычаям общепринятым в человеческом обществе, есть исповедание Господа и слов Его пред человеками. Общество человеческое названо грешным и прелюбодейным, потому что оно в большинстве своем уклонилось в греховную жизнь, предало и променяло любовь к Богу на любовь ко греху. Обычаи, господствующие в мире, имеющие значение закона превысшего всех законов, противны, враждебны жительству богоугодному. Жительство богоугодное служит предметом ненависти и насмешек для гордого мира. Чтоб избежать ненависти мира, его преследований и стрел, сердце слабое, не утвержденное верою, склоняется к человекоугодию, изменяет учению Господа, исключает себя из числа избранных.

Утверждает Господь учеников Своих в верности Себе и Своему учению, утверждает грозным словом, грозным определением, объявляемым благовременно. Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцом Моим, иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцом Моим, иже на небесех.

Зависимость от человеческого общества слабее зависимости семейной. Удобнее уклониться от подчинения требованиям общества, нежели уклониться от подчинения требованиям семейным. Требованиям семейным вспомоществует закон естественный и, когда эти требования согласны с Законом Божиим, вспомоществует им самый Закон Божий. Служитель Христов часто поставляется в недоумение противоречащими друг другу требованиями, не зная исполнение которого из них должно признать богоугодным. Недоумение это разрешает предвидевший его Господь, разрешает со всею удовлетворительностию. Вышеприведенные слова Он дополнил нижеследующими: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф.10:37). «Кто предпочитает Моей воле волю родителей или каких бы то ни было сродников по плоти, кто предпочитает их образ мыслей и их умствование Моему учению, кто предпочитает угождение им угождению Мне, тот недостоин Меня».

Затруднения и препятствия к исповеданию Христа, действующие на христианина извне, мало значат в сравнении с затруднениями и препятствиями, которые он находит внутри себя. Грех, живущий в уме, сердце, теле, прямо противоположен исповеданию Христа, исповеданию исполнением заповедей Его; грех упорно противодействует этому исполнению. Самое естественное добро, поврежденное грехом. затрудняет исповедание, усиливаясь внести в это исповедание, смесить с ним исповедание достоинств падшего естества. Таким смешением уничтожается исповедание Христа, приписывается падшему естеству падение неполное, отъемлется значение у Христа. значение, которое, как всесовершенное, не терпит примеси, требует сознания в решительном повреждении естества падением (Гал.5:4; 2:16,21; Слово о спасении, Аскетические опыты, ч.2).

Уклониться от общества человеческого, от родственников — возможно. но куда уйти от самого себя? куда скрыться от своего естества? как избавиться от него? Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие естества. то есть отвержение его разума и его воли. пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия. Таким образом, иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал.5:24), они распяли плотское мудрование и волю падшего естества, на которых основываются и зиждутся греховные влечения души и тела, греховная жизнь. Таким образом мир распят был для апостола, а апостол — для мира (Гал.6:14). О даровании силы и способности к такому распятию молился Богу святой Давид: пригвозди страху Твоему плоти моя (Пс.118:120), то есть мое плотское мудрование и мою волю, чтоб они пребывали в бездействии! Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой (Пс.118:38), чтоб я неуклонно руководствовался в видимой и невидимой деятельности моей единственно словом Твоим. Кто умертвит свое падшее естество мечом учения Христова, иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, сказал Господь, той обрящет ю, той спасет ю (Мф.10:39; Мк.8:35). Напротив того, кто будет поступать по разумениям и влечениям падшего естества, ошибочно признавая их добрыми, обретый душу свою, погубит ю. Иже не приимет креста своего, не возложит на себя иго заповедей Моих, и вслед Мене грядет в самоотвержении, а будет последовать самому себе, несть Мене достоин (Мф.10:38).

Святая Церковь в намерении объяснить удовлетворительнейшим образом судьбу избранных Божиих во времени и в вечности положила сегодня читать после слышанного нами страшного, нелицеприятного, решительного определения, исшедшего из уст Божиих, ответ Господа на вопрос святого апостола Петра. Тогда отвещав Петр, рече Ему: се мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом, что убо будет нам? Мф.19:27) Господь обетовал особенную почесть двенадцати апостолам. Как Богочеловек есть единственный вечный Царь Израильский, то есть Царь всех христиан, этого духовного Израиля долженствующего составиться из всех народов земных и населить собою землю обетованную — Небо, так и апостолы Богочеловека, чрез посредство которых покорены Богочеловеку все народы, естественно соделалися начальниками и судиями этого нового Израиля, этого вечного, небесного народа. Объявив апостолам значении их в состоянии пакибития Мф.19:28) человеческого, Господь дополнил: и всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, илиматерь, или жену, или чада, или села (Мф.19:29) Мене ради и Евангелия (Мк.10:29) ради, приимет сторицею ныне, во время сие, во изгнании и в век грядущий живот вечный наследит (Мк.10:30, ср.:Мф.19:29). Изгнанием названа земная жизнь. Она — изгнание, потому что человеки низвергнуты на землю и подчинены страдальческому странствованию на ней за преступление заповеди Божией. Она — место и время изгнания для последователей Христовых, потому что в ней господствует миродержец, в ней преобладает владычество греха, враждебное последователям Христовым, преследующее их непрерывающимся ожесточенным гонением. Они подвергаются разнообразному мучительству греха и внутри себя, и извне; с исступленною злобою и неимоверным лукавством действуют против них жаждущие погибели их падшие духи; действует против них с увлечением большинство человеков произвольно поработившихся падшим духам и служащих для них слепым, несчастным орудием; действуют против них собственные страсти и пристрастия.

И в этом-то временном изгнании сторицею приемлют последователи Христовы в сравнении с тем, что они оставили ради Христа и ради Его учения. Они ощутительно приемлют благодать Всесвятого Духа. Пред утешением, доставляемым Божественною благодатию, ничтожны все радости, все наслаждения мира; пред духовным богатством, пред духовною славою ничтожны все богатства мира; вся слава его, удовольствия греховные и плотские в воззрении святых Божиих — отвратительные скверны, исполненные смертной горечи; положение славных и богатых мира подобно гробам повапленым, блистающим снаружи, внутри наполненных тления и зловония — этих качеств неразлучных с каждым трупом. Трупом по справедливости должна быть названа душа, пораженная вечною смертию, отчуждением от Христа.

Все земные блага и преимущества оставляют человека, остаются на земле, когда человек по неизбежному и неумолимому закону смерти оставит землю, переселится невозвратно в вечность. Иному уставу последует Божественная благодать: она сопутствует в загробную область стяжавшему ее здесь. Лишь свергнет человек с себя, как оковы, тело — благодать, как бы стесняемая доселе плотию — разливается обширно и величественно. Она служит залогом и свидетельством для избранника Божия. Когда предстанет он на суд, ожидающий каждого человека после его смерти, и предъявит свое свидетельство и залог свой, тогда сообразно им, как логичное последствие их, предоставляются ему на Небе духовные, вечные. неизреченные и неограниченные богатства, великолепие, наслаждение. В век грядущий он живот вечный наследит (Мф.19:29), сказал Господь, живот настолько преизобильный и изящный, что плотский человек, основывающийся в суждениях о неведомом на понятиях о ведомом, не может составить о нем никакого понятия при посредстве собственного суждения. Да даруется и нам за точное исповедание Господа наследить этот живот — уготованный для всех нас непостижимою, безграничною милостию искупившего нас Собою Господа. Аминь.

 
КлирДата: Вторник, 08.03.2011, 13:35 | Сообщение # 3
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Cвятитель Игнатий Брянчанинов: "Поучение в неделю Антипасхи".

О ХРИСТИАНСТВЕ

Блажени не видевшии и веровавше
(Ин. XX, 29).



свт. Игнатий Брянчанинов.
Эти слова сказал Господь верному ученику Своему, отказавшемуся поверить воскресению Господа, когда о воскресении Господа поведали ему братия его, апостолы; эти слова сказал Господь ученику, объявившему, что он не поверит воскресению Господа, доколе лично не удостоверится в столько чудном и столько важном для всего человечества событии. Видехом Господа, — говорили радостно святому апостолу Фоме прочие святые апостолы, которым явился Господь в самый день воскресения Своего, вечером, проникнув в горницу, не отверзая дверей горницы. Горница была накрепко затворена и заключена из предосторожности от ненависти иудеев, только что совершивших богоубийство и принявших все меры против предвозвещенного воскресения. Аще не вижу на руку Его язвы гвоздиныя, — отвечал Фома, приведенный в недоумение радостнейшей вестью, — и вложу перста моего в язвы гвоздиныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры 1. Так выразилось не неверие, враждебное Богу: так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество.
Всеблагий Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение. По прошествии недели после первого явления Своего апостолам, Господь опять явился им, когда они опять были все вместе, и Фома находился с ними. Двери были заперты, как и прежде, из опасения иудеев. Апостолы внезапно увидели Господа стоящим посреди их. Мир вам, — сказал Он им. Потом, обратясь к Фоме, говорит ему: Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен 2. Этими словами Господь показал, что и тогда присутствовал Он, вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении. Фома желал удостовериться в воскресении: он получает несравненно высшее удостоверение, при котором уже на удостоверение в воскресении не обращает внимания. Господь мой и Бог мой! восклицает Фома. «Удостоверившись в Твоем Божестве, не ищу уже удостоверения в воскресении. Тебе, всемогущему Богу, возможны все действия, превышающие постижение человеческое».
В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, невидевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славой воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела — в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лицо Божие, и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную Престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.
Блажени не видевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всей земли и всех времен. Когда Он принес молитву о апостолах Отцу Своему, пред исшествием на спасительные для нас страдания, тогда соединил с апостолами всех истинных христиан. Не о сих же молю токмо, — сказал Он, — молю не только о апостолах, но и о верующих словесе их ради в Мя 3. Так и здесь: участниками блаженства апостолов Он соделывает всех чад Церкви. Ваша же блаженна очеса, яко видят, — сказал Он апостолам, — и уши ваша, яко слышат. Аминь бо глаголю вам — яко мнози пророцы и праведницы Ветхого Завета вожделеша видети, яже видите, и не видеша, и слышати, яже слышите, и не слышаша 4. Блаженные самовидцы и слуги Слова предали нам виденное и слышанное ими 5, когда Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом, — говорит один из этих самовидцев Слова, — славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины 6. Яснейшее поведание апостолов соделывает нас как бы зрителями событий, которых очевидцами были апостолы. При посредстве церковных таинств мы вступили в существенное общение с Господом и пребываем в этом общении при посредстве этих таинств. Бога, невидимого для чувственных очей, живая вера соделывает видимым для душевного ока — ума 7. Жительство по заповедям Господа доставляет нам таинственное явление Господа. Он является духовно внутри сердца, когда ученики Господа — понятия, образовавшиеся
и усвоившиеся уму из Евангелия — соберутся в сердце, заключат его двери, чтоб не проникли туда иудеи — помышления враждебные Господу, отвергающие всесвятое учение Его.
Будучи причастниками положения святых апостолов, мы дерзаем утверждать, что наше положение блаженнее положения ветхозаветных праведников. Те веровали в грядущего Искупителя — мы веруем в пришедшего и совершившего искупление. Тем обетованы были благодатные дары — мы получили дары в обилии, имеем их в руках, пользуемся ими соответственно произволению нашему. Дародавец и богат и щедр бесконечно. Если ощущаем недостаток, то в этом виновны мы, единственно мы. Отсутствие ощущения благодатных даров производится слабостью нашей в вере; скажу откровеннее: отвержением ее.
Отчего мы не имеем веры? Оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию веры от слуха 8 , которой доставляется ясное теоретическое познание христианства, к стяжанию веры от дел 9, доставляющей деятельное познание христианства. От этих двух познаний возводится стяжавший их, возводится Самим Богом, как засвидетельствовавший зависевшими от него и возможными ему свидетельствами искренность желания познать Бога, возводится к таинственному, существенному духовному познанию, всегда соединенному с живой верою. Имеяй заповеди Моя, — сказал Господь, — и соблюдали их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим и Аз возлюблю Его, и явлюся ему Сам 10.
Христианство можно уподобить превосходной обширнейшей гавани, в которой с одинаковым удобством могут приставать суда всех размеров и всех родов устройства. Находит себе приют в этой гавани и смиренный челнок рыбаря, и огромный корабль купца, нагруженный разнообразным товаром, и броненосный исполин, вооруженный бесчисленными средствами разрушения и смерти, и разукрашенная яхта царя и вельможи, назначенная для торжественных и увеселительных поездок. Христианство принимает в недра свои человека во всяком возрасте, во всяком состоянии и положении, при всяких способностях, при всякой степени образования: принимает и спасает. Аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердце твоем, спасешися: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение 11. Кто примет христианство со всей искренностью сердца в лоне православной Церкви, в которой одной хранится истинное христианство, тот спасется. Все человеки искуплены одной ценой — Христом: и в деле искупления единственное значение имеет искупная цена. Дается она без различия и без лицеприятия за каждого, желающего быть искупленным, верующего в значение цены, и исповедующего это значение. Исповедание значения искупительной цены есть вместе и отвержение всякого собственного значения и достоинства. Дается искупительная цена при условии самоотвержения. Простейший человек, не имеющий никакого развития по стихиям мира, спасается при посредстве христианства одинаково с ученейшим и с мудрецом. Христианство, как дар всесовершенного Бога, удовлетворяет преизобильно всех: вера от искренности сердца заменяет для младенца и простеца разумение, а мудрец, который приступит к христианству узаконенным образом 12, найдет в нем неисчерпаемую глубину, недосягаемую высоту премудрости. В христианстве сокровенно и истинное Богословие, и неподдельная психология и метафизика. Только христианин может стяжать правильное познание, доступное человеку, о человеке, о духах святых и отверженных, о мире, невидимом телесными очами. Из просвещения, доставляемого христианством, образуется то воззрение на ученость человеческую, которое имеет на нее Бог. Премудрость мира сего — буйство у Бога есть. Господь весть помышления мудрых, помышления, из которых составляется их ученость, яко суть суетна 13. Помышления эти или познания относятся к одному временному и суетному, приводят имеющего их к тщеславию, к гордости, к самообольщению, к погублению жизни в заботах об одном тленном и преходящем, к греховной жизни, к отвержению и забвению Бога и вечности. Когда ж человек, не озаренный светом Христовым, дерзнет рассуждать о предметах духовных, тогда ум его блуждает как бы в мрачной, беспредельной пустыне, и вместо истинных познаний, к приобретению которых он не имеет никакой возможности, сочиняет мнения и мечты, облекает их в темное и хитросложное слово, обманывает ими себя и ближних, признавая мудрость там, где со всей справедливостью должно признать умоисступление и умоповреждение.

 
КлирДата: Вторник, 08.03.2011, 13:35 | Сообщение # 4
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
Странно, поразительно ослепление и ожесточение тех современников Христа, которые видели Его, слышали всесвятое учение Его, были очевидцами изумительных знамений Его, и не уверовали в Него. Стоя за семь столетий, как бы на высоте отдаленной горы, удивленный человеческим нечувствием, пророк вопиял к этой многочисленной толпе живых мертвецов: Слухом услышите, и не имате разумети: и зряще узрите, и не имате видети 14. Столько же странно и нынешнее неверие многих христианству, сияющему лучами яснейшей истины. Объясняет Писание причину этого неверия, говоря: отолсте бо сердце людей сих 15. Оно сделалось плотским, дебелым от плотской жизни; оно сделалось слепым и глухим, оно сделалось мертвым ко всему духовному, к вечному и Божественному.
Изучение христианства доказывает со всей определенностью и решительностью истину его. Убеждение, доставляемое правильным изучением христианства, убеждение в существовании всего невидимого, преподаваемое христианством, гораздо сильнее, нежели убеждение в существовании видимого, доставляемое чувствами. Так верно это убеждение, что тысячи тысяч человек оставили видимое, чтоб стяжать невидимое, не остановились запечатлеть кровью убеждение, не устрашились лютых казней, которыми безумие и исступление пыталось исторгнуть у них отречение от их убеждения.
Самый поверхностный взгляд на учреждение и распространение христианства — поразителен. Он возвещает во услышание вселенной, что установление христианства отнюдь не есть установление человеческое, что оно — установление Божественное. Господь, приняв человечество, благоволил явиться не в блеске земного величия, — в положении земного уничижения. Он произошел по плоти от царского племени; но племя это давно сошло с высоты царского престола, выселилось из царских чертогов в хижины, вступило в ряды и положение простолюдинов, снискивавших пропитание трудами рук. Не заимствовав ничего от силы и славы человеческой, Богочеловек ничего не заимствовал и от премудрости человеческой. Он был неученым 16. Вышедши на проповедь в тридцатилетнем возрасте, Он избрал себе двенадцать учеников из той же среды простолюдинов, к которой принадлежал и Сам. Ученики эти были люди простейшие, неученые, безграмотные, младенцы, как называет их Евангелие, в отношении к развитию по началам падшего естества 17 — такими представляются лица, долженствовавшие быть основателями христианства.
Что завещавает и что предвозвещает этот Учитель этим ученикам? Он завещавает им признать в Нем вочеловечившегося Бога, уверить в этом весь мир, обратить весь мир к служению и поклонению Себе, разрушив все религии мира. Он завещавает им и всем уверовавшим в Него отречение от наслаждений мира и отречение от себя для веры в Него и для усвоения Ему. О Себе говорит Он, что будет казнен поносной казнью преступников, и тогда всех привлечет к Себе. О них говорит Он, что они будут ненавидимы всеми, гонимы, убиваемы, что всех человеков уловят учением своим, преодолев и поправ и сильных и мудрых земли, что они посылаются как овцы к волкам 18, что из борьбы этой овцы выйдут решительными победителями.
По разуму мира, учреждение христианства чуждо смысла; предположения Учредителя — несбыточная мечта увлеченного воображением и славолюбием; средства и орудия исполнения — ничтожны, странны, смешны; в предприятии, во всех отношениях несообразном ни с чем, видна невозможность его, видно разрушение в соединении с начинанием. Только три года были употреблены Учителем на образование учеников; не принято никакой заботы, чтоб познакомить их хотя с грамотностью, необходимой для чтения Священного Писания, не обеспечено ничем их содержание; напротив — им заповедана нестяжательность, а вместо наличных средств к содержанию дано обетование, что Промыслом Божиим будет доставляться им все нужное для временной жизни.
Такое необъяснимое разумом человеческим зрелище созерцается в самом установлении христианства: за тем новое, столько же чудное зрелище представляют собою события, последовавшие немедленно за установлением. События начались с Иерусалима, — объяли в скорейшем времени вселенную. Богочеловек был распят на древе крестном. Смертная казнь на кресте в те времена была равнознаменательна нынешней казни на виселице. На виселице предают смерти тех уголовных преступников, которых хотят обесчестить самым образом смерти. Вися на кресте, обнаженный, осыпанный поруганиями, Богочеловек начал предсказанное Им покорение человеков: Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе 19. В то время, как Он висел на кресте, распятый, подобно Ему разбойник исповедал Его Господом, а стороживший Его сотник исповедал Сыном Божиим. По прошествии десяти дней по вознесении Господа на небо совершилось сошествие Святаго Духа на апостолов: они исполнились многообразной премудрости; не знавшие правильно своего языка, неграмотные, заговорили на всех языках мира, начали совершать изумительнейшие чудеса, начали объяснять Писание, которого никогда не читывали. Тысячи иудеев приняли христианство. Смятенный успехами апостолов Синедрион, состоявший из первосвященников и других почетнейших и ученейших лиц иудейского народа, призывает пред себя некнижных апостолов, допрашивает, слышит ответы и учение, против которых не имеет возражения. Не находя слов, чтоб противопоставить словам, которыми выражалась истина, Синедрион прибегает к угрозам, к побоям, к томлению темницей, к побиению камнями, обличая тем слабость свою и могущество своих противников. Вслед за Синедрионом восстает на апостолов Ирод и, к величайшему утешению Синедриона 20, отсекает голову одного из апостолов. Гонение в Иерусалиме заставляет удалиться из него многих учеников Христовых. Они рассеялись по вселенной и повсюду посеяли христианство, поливая семена кровью своей. В течение двадцати лет христианство объяло вселенную. Чрез пятьдесят лет после воскресения Христова христиане были так многочисленны, что в одной восточной армии римского императора Траяна нашлось одиннадцать тысяч христиан. Он предал их всех без исключения смертной казни 21, к удивлению здравомыслящих, признававших величайшим безрассудством истребление собственного войска. Ромил, начальник христианского отряда, сперва был бит жестоко, потом ему отрублена голова. Десять тысяч были распяты на крестах в пустыне близ Арарата; прочие убиты различным образом. Поступок Траяна имел и впоследствии подражателей. Римские императоры, владыки вселенной, вооружились непримиримой ненавистью и тиранством против христианства. Ни кельты, ни маркоманны, ни Атилла, ни Генсерик не истребили столько народонаселения в Римской империи, сколько истребили их императоры — гонители христианства 22. Три века продолжалась кровавая борьба между волками и агнцами. Одни действовали мечом, огнем, зверями, душной темницей, голодом и жаждой, всеми средствами мучения и убийства; другие сражались силой духа, силой веры, силой Божией, претерпевая ужаснейшие пытки, великодушно умирая за веру. Победа увенчала борьбу трехвековую, и в начале IV столетия вера христианская сделалась господствующей в мире. Преклонились пред учением некнижных рыбарей и сильные, и мудрые земли; преклонились пред ним все народы. Крест, доселе знамение поносной казни, соделался знамением высшей почести: носят его на главах и персях цари и архиереи; увенчивает он храмы истинного Бога; он служит знамением каждого православного христианина, знамением его веры, его надежды, его любви. Кто не признает в установлении христианства Божию волю, Божию силу, Божие действие, превышающие разум и силы человеческие? Совершилось невозможное, сверхъестественное, совершилось начинание и дело Божие.
Таким представляется христианство при общем взгляде на него. Более подробное изучение христианства приводит к более определенному убеждению Божественности его. Самое сильное убеждение является от жительства по Евангельским заповедям, как и пророк сказал: От заповедей Твоих разумех 23. Убеждение от исполнения заповедей есть убеждение, действующее в самой душе человека: оно сильнее всякого убеждения извне. Евангельские заповеди успокаивают, оживляют, укрепляют душу. Ощутивший действие их в себе стяжавает живую веру в Господа Иисуса Христа, и выражает она пред Господом залог сердечный определенным и решительным исповеданием; глаголы живота вечнаго имаши, и мы веровахом, и познахом, яко Ты ecu Христос, Сын Бога Живаго 24.
Принеси перст твой семо, — говорит Спаситель колеблющемуся в вере ученику, ученику, пораженному недоумением, пред величием дел Божиих, — принеси руку твою, и не буди неверен, но верен 25. Осяжите Мя, и видите 26: начните действовать по указанию заповедей Моих, осяжите Меня жизнью по воле Моей, и увидите Меня, невидимого, увидите духовным ощущением души вашей: каждый, таким образом осязающий Меня, удостоверится во Мне, и в восторге о обретении Меня воскликнет с возлюбленным Моим апостолом: Господь мой и Бог мой 27. Аминь. http://www.vsetsaritsa.ru/dsQsdsE....152.htm
 
КлирДата: Вторник, 08.03.2011, 13:36 | Сообщение # 5
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
"Поучение в неделю Жен-Мироносиц, третию по Пасхе."

О МЕРТВОСТИ ДУХА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Свт. Игнатий Брянчанинов.
Евангелие возвещало сегодня о подвиге святых жен, последовавших Богочеловеку во время Его земного странствования, бывших свидетельницами Его страданий, присутствовавших при Его погребении. Погребение совершилось в вечер пятка. Когда злоба иудеев изливалась, как бы огненная лава из огнедышащей Этны, устремляясь не только на Господа, но и на всех близких Ему; тогда святые апостолы вынуждены были скрыться, или только издали могли наблюдать за изумительным событием; когда один наперсник любви, для которой нет страшного, неотступно пребывал при Господе; тогда ученик, бывший всегда потаенным, постоянно скрывавший свой сердечный залог из опасения преследований от Синедриона, почетный член Синедриона, Иосиф, внезапно попирает все препятствия, колебания, недоумения, доселе связывавшие и волновавшие его, приходит к холодному и жестокому Пилату, просит тело казненного поносной казнью, получает тело, погребает тело с благоговением и почестью. Евангелие дает деянию Иосифа значение деяния великодушного, мужественного. Таким оно и было. Член Синедриона, пред лицом Синедриона, совершившего богоубийство, пред лицом Иерусалима, принявшего участие в богоубийстве, снимает с креста тело Богочеловека, убитого человеками, относит в сад, расположенный близ городских ворот и стен. Там, в уединении и тишине, под тенью дерев, в новом гробе, иссеченном в цельной каменной скале, при обильном пролиянии аромат и мастей, полагает тело, которым искуплены и тела, и души всех человеков, обвив это тело чистейшими пеленами, как обвивается и укрывается драгоценное сокровище. В погребении Господа принял участие другой член Синедриона, Никодим, приходивший ночью к Господу, признавший Господа посланником Бога. Привалив великий камень к дверям гроба — дверями названо в Евангелии низменное отверстие в пещеру — Иосиф уходит, как окончивший с должной удовлетворительностью свое служение. Синедрион следил за действиями Иосифа. По отшествии его он озаботился приставить стражу ко гробу, приложить печать к камню, заграждавшему вход. Погребение Господа засвидетельствовано и последователями, и врагами Его. Одни члены Синедриона, в исступлении и бешенстве совершая величайшее злодеяние, бессознательно совершили величайшее жертвоприношение 1: они закланием всесвятой Жертвы искупили человечество, заключили бесплодный ряд преобразовательных жертв, соделали излишними и эти жертвы, и самое установление их. Другие члены Синедриона, представители всех ветхозаветных праведников, в богоугодном направлении и расположении духа, послужили погребению Искупителя человеков, окончили и запечатлели этим действием благочестивую деятельность сынов Ветхого Завета. Отселе начинается исключительное служение деятелей Нового Завета.
Святые жены не уступают в мужественном самоотвержении Иосифу. Присутствовав при погребении в пяток, они не сочли позволительным в субботу—в день покоя — нарушить тот покой, которым покоилось в священном мраке и затворе гробовой пещеры тело Господа. Жены намерены были излить свое усердие к Господу излиянием мира на Его тело. Возвратившись с погребения в пяток, они немедленно купили значительное количество благоуханных составов и ожидали наступающего дня по субботе, именуемого днем недельным, воскресным. В этот день, лишь воссияло солнце, благочестивые жены направились ко гробу. На пути они вспомнили, что ко входу во гроб привален большой камень. Это озаботило их, и жены начали говорить между собой: Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Камень был велий зело. Пришедши ко гробу, они, к удивлению своему, увидели камень отваленным. Отвалил его светоносный, сильный Ангел: он, по воскресении Господа, снисшел с неба ко гробу, вместившему Невместимого небом, поразил ужасом стражей, вместе и сокрушил печать и отдвинул тяжелый камень. Он сел на камне, ожидая пришествия жен. Когда они пришли, он возвестил им о воскресении Господа, повелев сказать о том апостолам. За усердие свое к Богочеловеку, за решимость воздать почесть всесвятому телу, которое охраняла воинская стража, за которым зорко наблюдала ненависть Синедриона, святые жены, первые из человеков, получили точное и верное сведение о воскресении Христа, соделались первыми и сильными проповедниками воскресения, как выслушавшие известие о нем из уст Ангела. У всесовершенного Бога нет лицеприятия: все человеки равны пред ним, и тот из человеков сподобляется особенных даров Божиих, в особенном обилии и духовном изяществе, который с боль¬шим самоотвержением устремится к Богу.
Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Эти слова святых жен имеют свое таинственное значение. Оно так назидательно, что любовь к ближним и желанием им душевной пользы не дозволяют умолчать о нем.
Гроб — наше сердце. Было сердце храмом; соделалось оно гробом. В него входит Христос посредством таинства крещения, чтоб обитать в нас и действовать из нас. Тогда сердце освящается в храм Богу. Мы отнимаем у Христа возможность к действованию, оживляя нашего ветхого человека, действуя постоянно по влечению нашей падшей воли, нашего отравленного лжею разуму. Христос, введенный крещением, продолжает пребывать в нас, но как бы изъязвленный и умерщвленный нашим поведением. Нерукотворенный храм Божий превращается в тесный и темный гроб. Ко входу его приваливается камень велий зело. Враги Божии приставляют ко гробу стражу, скрепляют печатью отверстие, замкнутое камнем, припечатывая камень к скале, чтоб кроме тяжести, знаменательная печать воспрещала прикасаться к камню. Враги Божии сами наблюдают за сохранением умерщвления! Они обдумали и установили все препятствия, чтоб предупредить воскресение, воспрепятствовать ему, соделать его невозможным.
Камень — это недуг души, которым хранятся в неприкосновенности все прочие недуги и который святые отцы называют нечувствием 2. Что это за грех? О нем мы и не слыхали, — скажут многие. По определению отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам, при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным. Случается, что от долговременной телесной болезни истощатся все силы, увянут все способности тела: тогда болезнь, не находя себе пищи, престает терзать телосложение; она покидает больного, оставя его изнуренным, как бы умерщвленным, неспособным к деятельности по причине изнурения страданиями, по причине страшной, немой болезненности, не выражающейся никаким особенным страданием. То же самое совершается и с духом человеческим. Долговременная нерадивая жизнь среди постоянного развлечения, среди постоянных произвольных согрешений, при забвении о Боге, о вечности, при невнимании или при внимании самом поверхностном заповедям и учению Евангелия, отнимает у нашего духа сочувствие к духовным предметам, умерщвляет его по отношению к ним. Существуя, они престают существовать для него, потому что жизнь его для них прекратилась: все силы его направлены к одному вещественному, временному, суетному, греховному.
Всякий, кто захочет беспристрастно и основательно исследовать состояние души своей, усмотрит в ней недуг нечувствия, усмотрит обширность значения его, усмотрит тяжесть и важность его, сознается, что он — проявление и свидетельство мертвости духа. — Когда мы захотим заняться чтением Слова Божия, какая нападает на нас скука! Как все, читаемое нами, представляется нам малопонятным, не заслуживающим внимания, странным! Как желаем мы освободиться скорее от этого чтения! Отчего это? Оттого, что мы не сочувствуем Слову Божию. — Когда мы встанем на молитву, какую ощущаем сухость, холодность! Как спешим окончить наше поверхностное, исполненное развлечения моление! Это отчего? Оттого, что мы чужды Богу: мы веруем в существование Бога мертвой верою; Его нет для ощущения нашего. — Отчего забыта нами вечность? Разве мы исключены из числа тех, которые должны вступить в ее необъятную область? Разве смерть не предстоит нам лицом к лицу, как предстоит она прочим человекам? Отчего это? Оттого, что мы прилепились всей душой к веществу, никогда не думаем и не хотим думать о вечности, утратили драгоценное предощущение ее, стяжали ложное ощущение к нашему земному странствованию. Это ложное ощущение представляет нам земную жизнь бесконечной. Мы столько обмануты и увлечены ложным ощущением, что сообразно ему располагаем все действия наши, принося способности души и тела в жертву тлению, нисколько не заботясь об ожидающем нас ином мире, между тем как мы непременно должны сделаться вечными жителями этого мира. — Отчего источаются из нас, как из источника, празднословие, смехословие, осуждения ближних, колкие насмешки над ними? Отчего мы проводим без отягощения многие часы в пустейших увеселениях, не находим сытости в них, стараемся одно суетное занятие заменить другим, а кратчайшего времени не хотим посвятить на рассматривание согрешений своих, на плач о них? Оттого, что мы стяжали сочувствие к греху, ко всему суетному, ко всему, чем вводится грех в человека и чем хранится грех в человеке; оттого, что мы утратили сочувствие ко всем упражнениям, вводящим в человека, умножающим и хранящим в человеке боголюбезные добродетели. Нечувствие насаждается в душу враждебным Богу миром и враждебными Богу падшими ангелами, при содействии нашего произволения. Оно возрастает и укрепляется жизнью по началам мира; оно возрастает и укрепляется от последования своим падшим разуму и воле, от оставления служения Богу и от небрежного служения Богу. Когда нечувствие укоснит в душе и соделается ее качеством, тогда мир и миродержцы прилагают к камню печать свою. Печать эта состоит в общении человеческого духа с падшими духами, в усвоении духом человеческим впечатлений, произведенных на него духами падшими, в подчинении насильственному влиянию и преобладанию духов отверженных.
Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Вопрос, исполненный заботливости, печали, недоумения. Ощущают эту заботливость, эту печаль, это недоумение те души, которые направились ко Господу, оставив служение миру и греху. Пред взорами их обнаруживается, во всем ужасном объеме и значении своем, недуг нечувствия. Они желают и молиться с умилением, и упражняться в чтении Слова Божия вне всякого другого чтения, и пребывать в постоянном созерцании греховности своей, в постоянном болезновании о ней, словом сказать, желают усвоиться, принадлежать Богу, — встречают неожиданное, неизвестное служителям мира, сопротивление в самих себе: нечувствие сердца. Сердце, пораженное предшествовавшей нерадивой жизнью, как бы смертельной язвой, не обнаруживает никакого признака жизни. Тщетно собирает ум помышления о смерти, о суде Божием, о множестве согрешений своих, о муках ада, о наслаждении рая; тщетно старается ум ударять в сердце этими помышлениями: оно пребывает без сочувствия к ним, как бы и ад, и рай, и суд Божий, и согрешения, и состояние падения и погибели не имели к сердцу никакого отношения. Оно спит глубоким сном, сном смертным: оно спит, напоенное и упоенное греховной отравой. Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Камень этот — велий зело.

 
КлирДата: Вторник, 08.03.2011, 13:37 | Сообщение # 6
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
По наставлению святых отцов, для уничтожения нечувствия нужно со стороны человека постоянное, терпеливое, непрерывное действие против нечувствия, нужна постоянная, благочестивая, внимательная жизнь. Такой жизнью наветуется жизнь нечувствия; но одними собственными усилиями человека не умерщвляется эта смерть духа человеческого: уничтожается нечувствие действием Божественной благодати. Ангел Божий, по повелению Бога, нисходит в помощь к труждающейся и утружденной душе, отваливает камень ожесточения от сердца, исполняет сердце умиления, возвещает душе воскресение, которое бывает обычным последствием постоянного умиления 3. Умиление есть первый признак оживления сердца в отношении к Богу и к вечности. Что такое — умиление? Умиление есть ощущение человеком милости и сострадания к самому себе, к своему бедственному состоянию, состоянию падения, состоянию вечной смерти. О иерусалимлянах, приведенных в это настроение проповедью святого апостола Петра и склонившихся принять христианство, Писание говорит, что они умилишася сердцем 4.
Не нуждалось тело Господа в благовонном мире мироносиц. Помазание миром оно предварило воскресением. Но святые жены благовременной покупкой мира, ранним шествием, при первых лучах солнца, к живоносному гробу, пренебрежением страха, который внушался злобой Синедриона и воинственной стражей, сторожившей гроб и Погребенного, явили и доказали опытно свой сердечный залог к Господу. Дар их оказался излишним; сторично вознагражден он явлением доселе не виданного женами Ангела, известием, не могущим не быть преизобильно верным, о воскресении Богочеловека и воскресении с Ним человечества.
Не нужно Богу, для Него Самого, посвящение жизни нашей, посвящение всех сил и способностей наших в служение Ему: для нас это необходимо. Принесем их, как миро, ко гробу Господа. Благовременно купим миро — благое произволение. С юности нашей отречемся от всех жертв греху: на эту цену купим миро — благое произволение. Служения греху невозможно соединить с служением Богу: первым уничтожается второе. Не попустим греху умертвить в духе нашем сочувствие к Богу и ко всему Божественному! Не попустим греху запечатлеть нас своими впечатлениями, получить над нами преобладание насильственное. Вступивший в служение Богу с дней неиспорченной юности и пребывающий в этом служении с постоянством, подчиняется непрестанному влиянию Святаго Духа, запечатлевается исходящими от Него благодатными, всесвятыми впечатлениями, стяжавает, в свое время, деятельное познание воскресения Христова, оживает во Христе духом, соделывается по избранию и повелению Божиим, проповедником воскресения для братии своей. — Кто по неведению или увлечению поработился греху, вступил в общение с падшими духами, сопричислялся им, утратил в духе своем связь с Богом и небожителями, тот да уврачует себя покаянием. Не будем отлагать врачевания нашего день за день, чтоб не подкралась неожиданно смерть, не восхитила нас внезапно, чтоб мы не оказались неспособными к вступлению в селения некончающегося покоя и праздника, чтоб не были ввергнуты, как непотребные плевелы, в пламень адский, вечно жгущий и никогда не сожигающий. Врачевание застарелых недугов совершается не так скоро и не так удобно, как то представляет себе неведение. Не без причины милосердие Божие дарует нам время на покаяние; не без причины все святые умоляли Бога о даровании им времени на покаяние. Нужно время для изглаждения впечатлений греховных; нужно время, чтоб запечатлеться впечатлениями Святаго Духа; нужно время для очищения себя от скверны; нужно время, чтоб облечься в ризы добродетелей, украситься боголюбезными качествами, которыми украшены все небожители.
Воскресает в человеке, приготовленном к тому, Христос, и гроб — сердце — снова претворяется в храм Божий. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой 5; в этом таинственном и вместе существенном воскресении Твоем заключается мое спасение. Аминь.
http://www.vsetsaritsa.ru/dsQsdsE....153.htm
 
LenosДата: Понедельник, 13.06.2011, 22:24 | Сообщение # 7
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Святитель Григорий Богослов
Слово 44.
На Неделю новую (Антипасха),
на весну
и в память мученика Маманта
http://hesychia.narod.ru/
Почитать день Обновления — это древний и с доброй целью установленный закон. Лучше же сказать, с днем Обновления чтить новые благодеяния и чтить не однажды, но многократно, всякий раз как с новым обращением го́да возвращается тот же день, дабы дарованное бла́го со временем не изгладилось из памяти и не исчезло, потерявшись в глубине забвения. Обновляются, как читаем у Исаии, острова́ к Богу (Ис. 41:1) и что̀ бы ни надлежало понимать под этими островами, а, по моему мнению, понимать до́лжно Церкви, недавно устроенные из язычников, возникающие из горького неверия и получающие твердость, доступную для Бога. Обновляется, у другого пророка (Иер. 1:18), медная стена, то есть, как думаю, душа́ твердая и златовидная, новоутвержденная в благочестии. Мы имеем повеление петь Господу песнь новую (Пс. 149:1), увлечены ли мы были грехом в Вавилон, в это лукавое смешение, и пото́м счастливо возвратились во Иерусалим, и как там, будучи на земле чужой, не могли петь божественной песни, так здесь составили и новую песнь, и новый образ жизни, или постоянно пребывали и преуспевали в добре́ и иное уже́ совершили, а иное еще совершаем при помощи Святого и обновляющего Духа. Обновляется, и притом весьма великолепно, Скиния свидетельства, которую Бог показал, Веселиил совершил, а Моисей водрузил. Обновляется и царство Давидово, и не однажды, но в первый раз при помазании, а в другой — при провозглашении Давида царем. Был же праздник обновления в Иерусалиме, и была зима (Ин. 10:22), то есть зима неверия. И пришел Иисус — Бог и храм, Бог вечный, храм новый, в один день разоряемый, в три дня восстанавливаемый и пребывающий вовеки, да буду я спасен, воззван от древнего падения и сделаюсь новой тварью, воссозданный таковым человеколюбием. Божественный Давид желает се́рдца чистого, в нём созидаемого, и духа правого, обновляемого во утробе его, не потому, чтобы не имел (кому же и иметь, как не великому Давиду?), но потому, что признаёт новым настоящее, непрестанно прилагаемое к прошедшему. Но какая мне нужда говорить о большем числе обновлений? Могу объяснять настоящее Обновление, которое ныне празднуем — от смерти переходя к жизни. Обновление, обновление наш праздник, братья; да повторяется это неоднократно от удовольствия. И какое еще обновление? Кто знает, пусть научит этому, а не знающий да обновит слух!

Бог есть Свет неприступный. Он непрерывен, не начинался, не прекратится; Он неизменяем, вечносияющ и трисиятелен; немногие (думаю же, едва ли и немногие) созерцают Его во всей полноте. Силы, окружающие Бога, и служебные ду́хи — суть вторые светы, отблески Света первого. А свет, который у нас, не только начался впоследствии, но пресекается ночью и сам равномерно пресекает ночь. Он вверен зрению, разлит в воздухе и сам принимает то, что̀ отдает, ибо доставляет зрению возможность видеть и первый бывает видим посредством зрения, разлитый же вокруг видимых предметов сообщает им видимость. Бог, восхотевший устроить этот мiр, который состоит из видимого и невидимого и служит великим и дивным проповедником Его величия, этот Бог для существ вечных Сам есть Свет, а не иной кто (ибо нужен ли свет вторичный для тех, которые имеют Свет высочайший?). А существа земные и нас окружающие прежде всего осияет Он этим видимым светом. Ибо великому Свету прилично было начать мiроздание сотворением света, которым уничтожает Он тьму и бывшие дотоле нестройность и беспорядок. И, как рассуждаю, вначале Бог сотворил не этот органический и солнечный свет, но не заключенный в теле и в солнце, а пото́м уже́ данный солнцу освещать всю Вселенную. Когда для других тварей осуществил Он прежде вещество, а впоследствии облек в форму, дав каждому существу устройство частей, очертание и величину; тогда, чтобы сделать еще большее чудо, осуществил здесь форму2 прежде вещества (ибо форма солнца — свет), а пото́м уже́ присовокупляет вещество, создав око дня, то есть солнце. Поэтому к дням причисляется нечто первое, второе, третье и так далее до дня седьмого, дающего успокоение от дел, и этими днями разделяется всё сотворенное, приводимое в устройство по неизреченным законам, а не мгновенно производимое Всемогущим Словом, для Которого помыслить или изречь значит уже́ совершить дело. Если же последним явился в мiр человек, почтенный Божиим рукотворением и образом, то это нимало не удивительно, ибо для него, как для царя, надлежало приготовить царскую обитель и пото́м уже́ ввести в нее царя в сопровождении всех тварей. Итак, если бы мы пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от дре́ва познания. Чем же бы мы сделались? Бессмертными и близкими к Богу. Но поскольку завистью лукавого смерть в мiр вошла (Прем. 2:24) и овладела человеком через обольщение, то Бог, став человеком, страждет, как человек, и нищает до восприятия плоти, чтобы мы обогатились Его нищетой. Отсюда смерть, и гроб, и воскресение. Отсюда новая тварь и после Праздника праздник3; и я опять учредитель торжества, праздную обновление моего спасения.

«Что̀ же? — скажешь. — Разве не обновления день был и первый воскресный день, последовавший за этой священной и светоносной ночью? Для чего даешь это наименование нынешнему дню, о празднолюбец, вымышляющий многие веселья?» — То был день спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть только день нового рождения, чтобы, как первое творение начинается днем недельным (а это видно из того, что седьмой от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел), так и второе творение начиналось опять тем же днем, потому что он есть первый в числе последующих за ним и восьмой в числе предшествующих ему — день из высоких высокий, из дивных дивный, ибо ведет к горнему состоянию. Об этом дне, мне кажется, гадает и божественный Соломон, повелевая давать часть семи, то есть настоящей жизни, и восьми (Еккл. 11:2), то есть жизни будущей, как от здешнего благоделания, так и от тамошнего восстановления. Но и великий Давид в честь этого же дня воспевает псалмы свои о восьмом (Пс. 6 и 11), так как этому же дню обновлений воспевает другой псалом (29-й), именуя какое-то обновление до́му, а этот дом — мы, которые удостоились быть, именоваться и сделаться храмом Божиим.

Вот вам слово о дне Обновления! Но и сами обновитесь и, совлекшись ветхого человека, в обновленной жизни (Рим. 6:4) жительствуйте, наложив узду на всё, от чего бывает смерть, обучив все члены, возненавидев или изблевав всякую негодную пи́щу от дре́ва и для того только памятуя древнее, чтобы избегать его: Прекрасен на вид и хорош для пи́щи был тот плод, который умертвил меня. Будем избегать цветущей внешности, станем смотреть на самих себя. Да не победит тебя влечение к красоте, да не будешь увлечен ресницами (Притч 6:25), если можно, даже и при беглом взгляде, помня Еву, эту сладкую приманку, драгоценную отраву. Спасет ли того чужая, кого погубила своя? Да не услаждается гортань твоя, в которой бывает поглощено всё, что̀ дают ей, и многоценное, прежде нежели ею принято, делается ничего не сто́ящим по принятии. Тебя изнежило обоняние? Избегай благовоний. Расслабило осязание? Откажись от всего, что̀ гладко и мягко. Убедил слух? Затвори две́ри всякой обольстительной и праздной беседе. Открывай уста твои слову Божию (Притч 31:8), чтобы привлечь Дух, а не похитить себе смерти. Если обольщает тебя что-нибудь запрещенное, вспомни, кто̀ ты был и от чего погиб. Если хотя несколько уклонился ты от здравого смысла, войди в себя, пока не совершенно обезумел и подвергся смерти, из ветхого стань новым и празднуй обновление души́. Гнев питай на одного только змия, через которого ты пал. Всю страстную силу твою устреми к Богу, а не к чему-либо иному злокозненному и обманчивому. Во всём да начальствует рассудок, и лучшее в тебе да не будет увлечено худшим. Не питай ненависти, и притом без причины, к брату своему, за которого Христос умер и, будучи Богом и Владыкой, стал твоим братом. Не завидуй благоуспевшему ты, который сам возбудил к себе зависть, поверил, что тебе завидуют, и через то низложен. Не презирай слёз ты, который сам претерпел достойное многих слёз и пото́м помилован. Не отталкивай от себя бедного ты, который обогащен Божеством; в противном случае по крайней мере не обогащайся во вред бедному, ибо и это уже́ много значит при нашей ненасытности. Не презирай странника, за которого Христос был странником (а у Христа все мы странники и пришельцы), да не будешь по-прежнему устранен из рая. Нуждающемуся в крове, пище и одежде доставь это ты, который пользуется этим, и еще сверх нужды. Не люби богатства, если оно не помогает бедным. Прощай — получивший прощение, милуй — помилованный. Человеколюбием приобретай человеколюбие, пока есть к тому время. Да обновится у тебя вся жизнь, да обновятся тебе пути твоей деятельности.

Живущие под игом супружества! Дайте нечто и Богу, потому что вы связаны. Девы! Отдайте Богу всё, потому что вы свободны. Не будьте хищницами рабского сластолюбия, избегающие свободы тем, что живете с мужьями, хотя они вам не мужья. Не терплю, чтобы вы непрестанно страдали сладострастными воспоминаниями. Ненавижу знакомства через воздух. Сильные, убойтесь Сильнейшего; сидящие на высоких престолах, устрашитесь Вышнего! Не дивись тому́, что̀ непостоянно. Не презирай того, что̀ постоянно. Не сжимай крепко того, что̀, взятое в ру́ки, расплывается. Не ревнуй о том, что̀ достойно не зависти, а ненависти. Не возносись высоко, чтобы не пасть глубже. Не почитай для себя великим казаться лучше плохих, но скорби́, что превосходят тебя добрые. Не смейся падению ближнего; сам ходи, сколько можешь, непреткновенно, но и лежащему на земле подавай руку. В печали не теряй надежды на благоденствие и при успешном течении дел жди печали. В один год бывают четыре вре́мени го́да; одно мгновение производит многие перевороты. Удовольствие да пресекается у тебя заботой, а скорбь — лучшей надеждой. Так обновляется человек, так чествуется день обновления, таким наслаждением, такими яствами. Да не являются, сказано, пред лице Мое с пустыми руками (Исх. 23:15), но принесут с собой что-нибудь доброе. А теперь явись новым, с иными нравами, всецело измененным. Древнее прошло, теперь всё новое (2Кор. 5:17). Этим плодоноси празднику, изменись добрым изменением и даже в таком случае не думай о себе высоко, но скажи с Давидом: это изменение десницы Всевышнего (Пс. 76:11), от Которого всё благоуспешное в людях.

Слово Божие хочет, чтобы ты не на одном месте стоял, но находился в постоянном движении, был благодвижен, совершенно новосоздан и если грешишь, отворачивался от греха, а если благоуспеваешь, еще более напрягал силы. Вчера вера твоя была сообразна с обстоятельствами вре́мени, ныне познай веру Божию. Долго ли тебе хромать на оба колена (3Цар. 18:21)? Долго ли будешь готовить нужное к строению? Займись, наконец, само́й постройкой. Вчера вменял ты себе в честь казаться, ныне вмени в бо́льшую себе честь быть тем на са́мом деле. Долго ли будут одни грёзы? Позаботься когда-нибудь и о действительности! Вчера ты был любителем зрелищ; окажись ныне любителем созерцаний. Вчера был ты злоречив, нагл, ныне говори одно доброе и будь кроток. Вчера предавался ты пьянству, ныне служи целомудрию. Ныне пьешь вино, завтра пей воду. Ныне нежишься на ложах из слоновой ко́сти и мажешься наилучшими мастями (Ам. 6:4; Ам. 6:5; Ам. 6:6), завтра ложись на голой земле и бодрствуй. Из смеющегося сделайся задумчивым, вместо щегольских одежд надень рубище, вместо высокомерного и напыщенного вида прими простую наружность, из златоносца стань любителем нищеты, из высокомерного — поникшим к земле. Если так будешь рассуждать и поступать, то будет небо новое и земля новая для тебя, постигающего как прочее, так и этому основание.

Но перейдем уже́ и к тому́, чтобы воспраздновать прилично вре́мени. Ибо всё прекрасно собирается к торжеству и радуется. Смотри, каково видимое! Царица времен го́да выходит навстречу царице дней и приносит от себя в дар всё, что̀ есть прекраснейшего и приятнейшего. Ныне небо прозрачно, ныне солнце выше и златовиднее, ныне круг луны светлее и сонм звезд чище. Ныне вступают в примирение во́лны с берегами, облака́ с солнцем, ветры с воздухом, земля с растениями, растения со взорами. Ныне источники струятся прозрачнее, ныне ре́ки текут обильнее, разрешившись от зимних уз, луг благоухает, растение цветет, трава скашивается и агнцы скачут на злачных полях. Уже́ корабль выводится из пристани с восклицаниями, притом большей частью благоугодными, и окрыляется парусом; дельфин, с возможным удовольствием переводя дыхание и поднимаясь наверх, играет около корабля и неутомимо сопровождает плывущих. Уже́ земледелец водружает в землю плуг, возводя взор ввысь и призывая на помощь Подателя плодов; уже́ ведет он под ярмо вола-пахаря, прорезает пышную борозду и веселится надеждами. Уже́ пасущие овец и волов настраивают свирели, наигрывают пастушескую песнь и встречают весну под деревьями и на утесах, уже́ садовник ухаживает за деревьями, птицелов заготовляет клетки, осматривает лучки, замечает полет птиц, рыболов всматривается в глуби́ны, очищает сетки и сидит на камнях. Уже́ трудолюбивая пчела, расправив крылья и оставив улей, показывает свою мудрость, летает по лугам, собирает добычу с цветов, и иная обделывает соты, переплетая шестиугольные и одна на другую поставленные чашечки и смыкая их попеременно то прямо, то под углом, вместе для красоты́ и для прочности; а иная складывает мед в эти хранилища и возделывает для пришлого гостя сладкий и без плуга взращенный плод. О если бы поступили так и мы, Христос-Пчеловод, мы — имеющие перед собой такой образец мудрости и трудолюбия! Уже́ птица вьет себе гнездо, одна прилетает в него временно, другая живет в нём постоянно, а иная летает вокруг, оглашает лес и как бы разговаривает с человеком. Всё воспевает Бога и славит Его бессловесными гласами. И через меня за всё приносится благодарение Богу. Таким образом, хвалебная их песнь делается моею, от них и я беру повод к песнословию. Ибо ныне выражает радость свою всё живущее и у нас наслаждается всякое чувство. Ныне гордый и горячий конь, которому наскучило стоять под кровлей, разорвал привязь, скачет по полю и красуется при реках.

Что̀ еще? Ныне мученики под открытым небом совершают торжественное шествие, к светлым алтарям созывают народ христолюбивый и возвещают свои подвиги. К их числу принадлежит и мой венценосец (он мой, хотя и не у меня; да падет зависть! — говорю знающим), знаменитейший Мамант, и пастырь и мученик. Он прежде доил ланей, которые одна перед другой спешили напитать праведника необыкновенным молоком; а теперь пасет народ матери городов и сегодня, среди многих тысяч отовсюду спешащих людей, празднует обновление весны́ — как отличающейся красотами добродетелей, так достойной пастырей и торжественных слов.

Скажу еще короче: ныне весна естественная, весна духовная, весна для душ, весна для тел, весна видимая, весна невидимая, и, о, если бы мы сподобились ее там, прекрасно изменившись здесь и обновленными придя в новую жизнь о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому всякая слава и честь и держава со Святым Духом, во славу Бога Отца. Аминь!
 
Форум » Догматы » Проповеди » После Пасхи
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа