Познание основ православной веры

Вторник, 23.04.2024, 13:47

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | В дни святых - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Проповеди » В дни святых
В дни святых
DayДата: Вторник, 25.01.2011, 21:04 | Сообщение # 1
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 231
Репутация: 0
Статус: Offline
Проповедь в день памяти святителя Иоанна Златоустого (26.11.10)

Проповедь в день памяти прп. Илариона Великого

Проповедь в день памяти прп. Антония Великого

Проповедь на Собор преподобных Оптинских Старцев (24.10.10)

http://www.optina.ru/sermon/

Проповедь в день памяти святителя Иоанна Златоустого

Блаженны изгнанные за правду,
яко тех есть Царство Небесное»

Эти слова Нагорной проповеди Спасителя, которые мы слышали в начале литургии, как нельзя лучше характеризуют подвиг вспоминаемого сегодня угодника Божия - святителя Иоанна Златоуста.

Его память совершается Святой Церковью несколько раз в году: сегодня - в день преставления, 9 февраля - в день перенесения мощей, и в январе, когда совершается служба каждому из трех великих учителей церкви отдельности, а потом соборно всем вместе. Такое распределение не случайно. Церковное предание повествует, что когда в XI веке среди христиан возникли споры: какой из трех святителей ближе к Богу, то константинопольскому митрополиту предстали в дивном видении все три святителя и сказали: «Мы равны перед Богом, установи нам общий праздник».

Действительно, все они равны, но каждый имеет различные дарования: если Василий Великий - это, прежде всего, талантливый церковный администратор, Григорий Богослов - истолкователь самых глубоких вопросов богословия, то святитель Иоанн Златоуст - это выдающийся пастырь и проповедник.

«Златоустом» святого Иоанна назвала одна женщина, придя в восторг от его проповеди. С тех пор прошло более чем 1500 лет, но слово этой простой женщины не забылось, но навеки соединилось с именем великого учителя церкви.

Что современному христианину говорит это имя. Какие оно вызывает ассоциации. Вот сейчас мы с вами участвуем в Божественной Литургии, порядок или чин которой составлен свт. Иоанном Златоустом и носит его имя. Молитва «Верую, Господи, и исповедую...», которая будет читаться непосредственно перед причастием, также составлена им. Мы услышим тропарь святителю «Уст твоих, яко же светлость огня, воссиявши благодать ...» в самом конце литургии, в молитвах после причастия. В состав вечерних молитв, которые ежедневно должен прочитывать каждый православный христианин, входит его удивительная молитва «Господи, не лиши мя небесных твоих благ ...», состоящая из 24 прошений по числу часов дня и ночи. Даже те кто ленится ходить в церковь каждое воскресенье, как это заповедано нам Богом, и такие, как правило бывают в храме на Пасху, тогда и они слышат в Светлую Пасхальную ночь его вдохновенное «Огласи­тельное слово» - «Аще кто благочестив и боголюбив ...». Кроме того, святитель установил за всенощным бдением антифонное пение (т.е. пение на два клироса), написал ряд молитв таинства соборования, ввел в церковную практику крестные ходы.

Литературное наследие Златоуста огромно; достаточно сказать, что оно значительно превосходит по объему писания любого из отцов Восточной церкви. Нельзя указать языка, на который не переводились бы его творения. Труды Златоуста очень рано были переведены и на славянский язык и стали любимым чтением на Руси.

Родился будущий святитель в Антиохии (современная Сирия) в 347 году, в богатой семье военачальника. Получив всестороннее образование и христианское воспитание, Иоанн поступает на службу в звании адвоката. Его образованность, красноречие и светлый ум легко могли привести Иоанна к высоким должностям, однако он вскоре решает всецело отдаться служению одному Богу.

Уже в своем доме он начинает вести суровую подвижническую жизнь. Когда же скончалась его родители, Иоанн роздал все имение и удалился в пустыню к отшельникам. Там он принял монашество, которое называл «истинной философией». Суровым подвигам он расстроил и без того слабое своё здоровье и поневоле возвратился в Антиохию. Здесь епископ Мелетий рукоположил его в сан диакона. В день посвящения прошла болезнь Иоанна. Он принял это, как указание Божие к тому, что нужно отдать себя целиком служению Церкви. Скоро он был посвящен в сан иерея и назначен на должность проповедника. Предание сообщает, что во время рукоположения в храм влетел белый голубь и на глазах у всех сел на главу Иоанна - как символ Святаго Духа и чистоты души ставленника. Смирившись пред божественными судьбами, в своей первой проповеди будущий святитель, однако, не переставал сокрушаться, как это он «низкий и презренный юноша» (хотя ему было тогда 39 лет!), возведен на такую высоту достоинства».

С этого времени начинается славное проповедническое служение Иоанна. За необыкновенное красноречие он получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет несколько раз в неделю, а часто и каждодневно проповедовал он слово Божие. Свои проповеди святой часто говорил наизусть, чему весьма удивлялись все жители Антиохии, так как до сего времени никто не проповедывал Слово Божие без книги или тетради. Благодаря скорописцам многие из его проповедей дошли до нас. В этот период он составил толкования на большинство книг Священного Писания, также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, которым и по сей день церковь придает высочайший авторитет. Его поучения на праздники, о христианской семье, о молитве домашней и общественной, о значении храма стали классикой христианской литературы. Слушать его собирались толпы, - причём не только христиане, но даже и иудеи и язычники. Сначала они приходили просто из любопытства послушать нового проповедника, но тронутые до глубины души горячим словом Иоанна многие в корне изменяли свою жизнь. Город не представлял себя без Златоуста; во время его проповедей все бросали работу и бежали в переполненный храм. Временами, когда речь Иоанна была особенно хороша, его прерывали рукоплесканиями и шумными проявлениями восторга. Но сам Иоанн не любил этого: «Что мне в похвалах ваших, - говорил он, - тогда мне похвала, когда вы исправите вашу жизнь и обратитесь к Богу!»

Слава о Златоусте распространилась по всему Востоку и вскоре достигла Константинополя. И когда там освободилась кафедра столичного архиепископа, император, духовенство и народ единодушно избрали на это место св. Иоанна. Но как лишить антиохийцев любимого ими пастыря, не возбудив общего ропота и возмущения? Решено было прибегнуть к хитрости. Императорский чиновник пригласил Иоанна в своей колеснице посетить загородные храмы. Ничего не подозревавший Иоанн согласился, и уже потом, в пути, объявили ему императорский указ о назначении его в Константинополь; Иоанну пришлось подчиниться.

Для церкви же Константинопольской началась заря новой жизни. Призывая народ к молитве, Иоанн всячески старался восстановить богослужение во всей его красоте; особое внимание обращал он па пение: «Ничто так не возвышает душу, - писал он, - ничто с такою силою не отрывает её от земли, как священная песнь... Духовная песнь - это источник освящения, слова её очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих». Он призывал всех бывать как можно чаще в церкви, где человек даже помимо его воли изменяется к лучшему. «Выходя из церкви, - говорил он, - человек никого не учит, ничего не проповедует, но спокойствие в чертах его лица, взгляд его и даже самый голос показывают, какую радость вкусил он, какое благо получил он для души своей».

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя, поэтому у святого мужа оказались не только друзья, но и враги. Они донесли императрице, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах позволяет себе делать намёки лично на «Её Величество». Этого было достаточно, чтобы гордая императрица воспылала гневом на Иоанна. Она пожаловалась на него императору, и тот решился поставить на вид Златоусту его слишком смелые речи. Иоанн же ответил: «Я - епископ, и мне поручена забота обо всех. Если царица не знает худа за собой, то ей не на что сердиться. Я обличаю беззаконие и никого по имени не называю». Взбешённая таким ответом императрица приблизила к себе всех, кто был против Иоанна, и благодаря их козням Иоанн был осуждён и по велению императора приговорён к изгнанию из столицы; однако в ту же самую ночь в Константинополе произошло сильное землетрясение, и особенно сильны были подземные удары возле императорского дворца. В испуге императрица говорила: «Мы изгнали праведника, и за это Господь карает нас! Надо возвратить его немедленно, иначе мы все погибнем!»

Возвращение Иоанна было триумфом. Он вошёл в свой кафедральный собор и произнёс умилительную проповедь, начав её словами: «Благословен Бог, удаливший меня! Благословен Он, меня возвративший! Благодарение Богу и за горе, и за радость!»

Так прошло немного времени. Однако, Божиим попущением, справедливость вновь была поругана. Уже через два месяца начались языческие бесчинства, связанные с постановкой статуи императрицы Евдоксии рядом с Софийским собором. Празднество совершалось во время богослужения. Святитель вынужден был сказать проповедь «Против зрелищ», в которой сравнивал императрицу с женой Ирода: «Опять беснуется Иродиада, опять пляшет, опять требует головы Иоанна». Забыв недавнее Божие предостережение она настояла, чтобы Иоанна отправили в далёкую ссылку, на самую восточную окраину Греческой Империи.

Всё как будто намерено было устроено так, чтобы причинить изгнаннику наибольшее страдание. После 70-ти дней изнурительного пути конвой со св. Иоанном достиг деревни Кукуз, в горах современной Армении, где в течение последующих трёх лет св. Иоанн не уставал писать и трудиться на благо святой Церкви. Тогда был дан указ сослать Иоанна ещё дальше к Чёрному морю. Около города Команы, больной Святитель окончательно изнемог. Здесь была исполнена последняя просьба Иоанна: на него надели белые крещальные одежды и приняв св. Причастие, Святитель скончался. Последними его словами были: «Слава Богу за всё!».

Уже при сыне императрицы Евдоксии, императоре Феодосии II, совершилось торжественное перенесение честных мощей святителя обратно в Константинополь. В 1204 году святые мощи Златоуста были похищены крестоносцами и увезены в Рим, где и хранились 800 лет. В 2004 году, Римский папа, Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху.

Из жития Иоанна Златоуста мы видим, как много пришлось пострадать ему за правду Божию, но сердце его не озлобилось от страданий, о чем свидетельствуют его последние слова. С юных лет святитель вынес два убеждения: всеми силами всегда стремиться к Богу и никогда не бояться скорбей и трудностей.

Святые отцы учат, что именно в скорбях человек становится человеком. Таков закон духовного возрождения, что переход от греха к любви к Богу, от зла к добру непременно сопровождается страданиями. Апостол Павел пишет: «если внешний наш человек тлеет, то внутренний обновляется ...». « Научись при всех трудностях говорить, - Бог знает полезное, - и мало по малу получишь силу терпеть» - учит преп. Варсонофий Великий. Преп. Исаак Сирин в подобных случаях говорил: «Ты не умнее Бога».

Часто и нам с вами случается что потерпеть и пострадать ни в чём не находя помощи; тогда невольно вырываются слова: «за что Бог меня наказывает». Но славянское слово «наказание», переводится как «научение» или «урок». К сожалению, в таком состоянии находится падший человек, что по старинной русской пословице: «Пока гром не грянет, мужик не перекреститься». Трудными обстоятельствами и скорбями Бог отвращает нас от этого мира лжи, останавливает нашу увлеченность внешней деятельностью, помогает нам вернуться к самим себе. Часто такие обстоятельства бывают для нас как смирительная рубашка для безумного. Но у Бога даже скорби - наши помощники. На страдания мы родились, в страданиях учимся и страданиями спасаемся. Так что научимся во всех трудностях и превратностях нашей жизни видеть вразумляющую и врачующую десницу Небесного Отца и вместе со святителем Иоанном Златоустом всегда повторять:

«Слава Богу за всё!»

Сообщение отредактировал Day - Вторник, 25.01.2011, 21:05
 
461119Дата: Понедельник, 07.02.2011, 16:09 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
"СЛОВО прав.Иоанна Кроншт
На день памяти Св. славнаго всехвальнаго Апостола Андрея Первозваннаго.

30-го ноября 1907 г.
http://vera-tvoya.narod.ru/bib/ioannk/court34.html#34
Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие (дело воплощения Бога Слова) от премудрых и разумных (т.е. мнящих себя таковыми), но открыл то младенцам (т.е. простосердечным и не мудрствующим лукаво). Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение (Матф. 11, 25—26).

Православная Церковь сегодня торжественно празднует день преставления Св. Первозваннаго Апостола Андрея, единокровнаго брата Св. Апостола Петра.

За начало слова Божия на сей день, я взял знаменательныя слова Господа Иисуса Христа, обращенныя им молитвенно к Отцу небесному, в коих Он, Иисус Христос, благодарит и славит Его за то, что величайшее таинство воплощения Сына Божия, требующее для восприятия его — простоты и чистоты сердца человеческаго, — Он утаил от лукавых и гордых мудрецов века сего, — книжников и фарисеев, а открыл простым сердцам апостолов, — и вообще простым и смиренным сердцам.

И я хочу говорить вам сегодня, именно о том, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (I Петр. 5,5) и открывает им величайшия тайны божественныя для спасения многих.

Вообще, дело христианской проповеди, по своему величию и премудрости таково, что, прежде всего, требует от слушателя простоты веры и совершенной преданности ему, как делу — Божию истинному, спасительному, непреложному. Лукавое неверие не терпимо в деле Божием, — ибо если человек усумнится, при слышании его, не благоволит Бог к нему; сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и разбиваемой, да не думает такой человек, что получит что-либо от Бога.

Вот, обратите особенное внимание на первое слово проповеди Божией, возвещенное Архангелом Гавриилом Деве Марии о воплощении от Нея Сына Божия: и подумайте — какой оно требовало смиренной простоты и доверия от пречистой Девы, — и она ни единым словом не усумнилась и не воспрекословила небесному благовестнику, несмотря на всю необычайность слов благовещения. Архангел услышал от Нея только слово послушания и преданности Господу: се раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). И дело воплощения Божия совершилось по слову послушания Марии. А что, если бы Она не поверила и стала мудрствовать и сомневаться, как Захария, отец Предтечи, услышавши от Архангела о рождении от него сына? Тогда и дело не совершилось бы. Но и Захария уверовал, наказанный глухотою за неверие и удостоился родить сына большаго между всеми рожденными женами. — Так и Апостолы, призываемые к великому апостольскому подвигу, нимало не прекословили призывающему Господу, а являли тотчас полное послушание и на всю жизнь остались верными своему Спасителю. — Сопоставьте книжников и фарисеев с Апостолами и с Самою ипостасною вечною Премудростию — Христом: сколько вы тотчас заметите в этих ученых века сего лукавства, гордости и злобы, зависти, самолюбия, неправды, лицемерия, корыстолюбия, мести, упорства!

Можно ли было, скажите, вверить им дело проповеди Евангельской и откровения величайших истин царствия Божия? Душевный человек — а таковы были все книжники и фарисеи с первосвященниками, — не принимает того, что от Духа Божия, — потому, что почитает это безумием и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. (I Кор. 2, 14).

Только такие божественные простецы и вместе мудрецы, духовные философы и витии, как апостолы, могли воспринять от Самого Бога Слова, Самой Ипостасной премудрости Божественную проповедь об обновлении людей через воплощение Сына Божия.

И как старались книжники и фарисеи погубить в самом начале великое дело Христово чрез всевозможныя гонения и посягательство на Его чудную жизнь Христову, и мечтали уже, что совсем погубили Его дело, когда умертвили Его на кресте! Но тут-то, когда Он вознесен был на крест, и началось истинное искупление человечества, по слову Господа: когда Я буду вознесен от земли, всех привлеку к Себе (Иоан. 12, 32). Апостолы, разсеявшиеся было во время страданий, по воскресении Христовом особенно утвердились в вере в Него, и с великою силою свидетельствовали всем о воскресении Христовом, и совершившемся деле искупления человеческаго рода. Ничто и никто не мог погубить или помрачить великаго дела Христова; и дело Апостолов торжествовало больше и больше. — Вот что делает простота веры в Бога, всецелое доверие и преданность Ему.

Господь вверил нам, Русским, великий спасительный талант православной веры, чрез которую спаслось множество верных в предшествовавшие нам века, да и в наше время.

Спрошу вас и себя: умножаем ли мы вверенный нам талант веры православной? Стараемся ли жить по вере? Стараемся ли оправдывать добрыми делами свое христианское звание? Творим ли плоды покаяния? Стараемся ли украшать себя всякою христианскою добродетелью? — Все дремлет и спит. Вздремашася вся и спаху (Мф. 25, 5). Нужно ли говорить, напоминать, что творится вокруг нас в обществе, в высших учебных заведениях, в печати, в законодательных учреждениях и т. д.

Востань же, русский человек, воскресни от мертвых и осветит тя Христос. (Ефес. 5, 14). Аминь.

 
RosaДата: Понедельник, 28.03.2011, 19:38 | Сообщение # 3
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 433
Репутация: 0
Статус: Offline
Проповедь в день памяти святителя и чудотворца Николая Мирликийского
http://www.xpampx.ru/propove....go.html
 
UigДата: Воскресенье, 22.05.2011, 20:48 | Сообщение # 4
Делу время-потехе час
Группа: Пользователи
Сообщений: 50
Репутация: 0
Статус: Offline
Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых.
Настоятель прихода храма иконы Божией Матери "всех скорбящих Радость", г. Минска

Игорь Коростелев
"В первое воскресенье после Пятидесятницы (дня сошествия Святого Духа на Апостолов и дня рождения Церкви Христовой) Святая Церковь вспоминает всех святых прославленных Церковью и прославивших Церковь вплоть до сегодняшних дней. Этим Церковь свидетельствует и указывает на плоды сошедшего на землю Святого Духа. Неплодна была земля святостью. Но напоённая благодатью Святого Духа обильно начала плодоносить.

Сегодняшнее Евангелие учит нас тому – что значит быть святым, то есть - что значит быть христианином.

"Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом моим Небесным». Это сказал Господь ученикам Своим, которые тогда стояли пред лицом Его; это сказал всевидящий Господь, взирающий на отдалённое будущее как на настоящее, сказал всем без исключения ученикам Своим всех времён и стран; сказал это Господь и нам, слушающим эту программу. Ученики Господа – не те только, которые от имени Его именуются христианами, не те только, которые приняли на себя обеты служения Ему: ученики – те, которые действительно исповедают Его Господом своим, исповедают полновластным Владыкою над собою, последуя Его учению, как учению Бога, исполняя Его заповеди, как заповеди Бога.

Исповедание должно быть совершаемо умом, сердцем, словом, делом, всей жизнью.

Стыд, робость, колебание – нетерпимы при исповедании. Исповедание требует решительного самоотвержения. Оно должно быть исполнено, как бы на открытом месте, перед всем человечеством, перед Ангелами святыми и перед ангелами падшими, перед взорами земли и неба.

Апостолы не устыдились и не устрашились исповедать казнённого позорной казнью Богочеловека перед судом церковным и гражданским, перед сильными и мудрыми земли, перед тиранами и мучителями, перед лицом пыток и казней, перед лицом насильственной смерти. Такое же исповедание Господа принесли Господу святые мученики и новомученики, наполнившие всё пространство земли кровью своей, огласившие всю землю святым свидетельством Богопознания и Богопочитания. Исповедали Господа невидимым мученичеством и постоянным самоотвержением в течение всей жизни преподобные иноки (монахи): они служили союзом земли с небом, принадлежа небу во время своего пребывания на земле. Исповедали Господа презрением и неприятием начал мира те угодники Божии, которые жили в миру, к которым можно отнести слова Евангелия: «Сии в мире суть, и не суть от мира» (Ин. 17; 11, 16). Исповедание Господа, сопровождаемое решительным и полным отречением от мира и от себя, есть знамение всех святых.

Исповедание Богом-Сыном человека пред Богом-Отцом есть введение этого человека в теснейшее единение с Богом. Богом установленное, богоугодное исповедание человеком Бога есть знамение избрания Богом того человека. Но включение в число избранных есть плод собственного благого произволения (желания и воли) человека.

Исповедание слабое, двусмысленное не принимается, отвергается, как непотребное, как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души: необходимо исповедание устами и словом. Недостаточно исповедание словом: необходимо исповедание делами и жизнью. «Иже аще постыдится Мене, - сказал Господь, - и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда придет во славе Отца Своего со Ангелы святыми» (Мк. 8; 39). Не только должно исповедать Господа, не только должно признать Божество и владычество Его, - должно исповедать учение Его, должно исповедать заповеди Его. Заповеди исповедуются исполнением их. Исполнение их, в противоположность обычаям, общепринятым в человеческом обществе, есть исповедание Господа и учения Его перед всеми людьми. Общество человеческое названо грешным и прелюбодейным, потому что оно, в большинстве своём, уклонилось в греховную жизнь, предало и променяло любовь к Богу на любовь ко греху. Обычаи, господствующие в мире, имеющие значение закона, превысшего всех законов, противны, враждебны Богоугодной жизни. Жизнь Богоугодная служит предметом ненависти и насмешек для гордого мира. Чтоб избежать ненависти мира, его преследований и стрел, сердце слабое, не утверждённое верою, склоняется к человекоугодию, изменяет учению Господа, исключает себя из числа избранных. Господь же утверждает Своих учеников в верности Себе и Своему учению грозным словом, которое мы слышали в сегодняшнем Евангелии, грозным определением, объявляемым заранее.

Зависимость от человеческого общества слабее зависимости семейной. Легче уклониться от подчинения требованиям общества, чем уклониться от подчинения требованиям семейным. Требованиям семейным помогает закон естественный, когда эти требования согласуются с законом Божиим, помогает им сам закон Божий. Верующий человек часто бывает в недоумении от противоречащих друг другу требований, не зная, исполнение которых из них является Богоугодным. Недоумение это разрешает предвидевший его Господь, разрешает со всей твёрдостью. Он сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10; 37). «Кто предпочитает Моей воле волю родителей или других родственников, кто предпочитает их образ мыслей и их убеждения Моему учению, кто предпочитает угождение им угождению Мне, тот недостоин Меня».

Но затруднения и препятствия к исповеданию Христа, действующие на христианина извне, мало значат в сравнении с затруднениями и препятствиями, которые он находит внутри себя. Грех, живущий в уме, сердце, теле, прямо противоположен исповеданию Христа, исповеданию исполнением Его заповедей. Грех упорно противодействует этому исполнению. Самое естественное добро, повреждённое грехом, затрудняет исповедание, смешивая его с исповеданием достоинств падшего естества. Уклониться от общества человеческого, от родственников – возможно; но куда уйти от самого себя? Куда скрыться от своего естества? Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие естества, то есть отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия. Кто умертвит своё падшее естество мечом учения Христова, «кто погубит душу свою Меня ради и Евангелия, - сказал Господь, - тот обретёт её, тот спасёт её» (Мф. 10, 39; Мк. 8, 35). Напротив того, кто будет поступать по понятиям и влечениям падшего естества, ошибочно признавая их добрыми, «сберёгший душу свою потеряет её. Кто не берёт креста своего, - не возложит на себя иго заповедей Моих, - и не следует за Мною в самоотвержении, а будет последовать самому себе, - тот не достоин Меня» (Мф. 10, 38).

ПСвятая Церковь, в намерении объяснить судьбу избранных Божиих во времени и в вечности, положила сегодня читать, после слышанного нами страшного, нелицеприятного, решительного определения, исшедшего из уст Божиих, ответ Господа на вопрос святого апостола Петра: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?». Господь обещал особую почесть двенадцати апостолам. Как Богочеловек есть единственный вечный Царь Израильский, то есть Царь всех христиан, этого духовного Израиля, который составится из всех народов земных и населит собою землю обетованную – небо; так и апостолы, посредством которых покорены Богочеловеку все народы, естественно соделались начальниками и судьями этого нового Израиля, этого вечного, небесного народа. Объяснив апостолам, значение их в человеческой истории, Господь дополнил: «И всякий, кто оставит дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат ныне, во время сие, во изгнании, и наследует жизнь вечную». Изгнанием названа земная жизнь. Она – изгнание, потому что люди низвергнуты на землю и подчинены страдальческому странствованию на ней за преступление заповеди Божией. Она – место и время изгнания для последователей Христовых, потому что в ней преобладает владычество греха, враждебное последователям Христовым, преследующее их непрерывающимся, ожесточённым гонением. Они подвергаются разнообразному мучительству греха и внутри себя, и извне: с исступленной злобою и неимоверным лукавством действуют против них жаждущие погибели их падшие духи; действует против них большинство людей, поработившихся падшим духам, и служащие для них слепым, несчастным орудием; действуют против них собственные страсти и пристрастия.

И в этом временном изгнании сторицей получат последователи Христовы в сравнении с тем, что они оставили ради Христа и ради Его учения. Они ощутимо принимают благодать Всесвятаго Духа. В сравнении с утешением, доставляемым Божественной благодатью, ничтожны все радости, все наслаждения мира. Пред духовным богатством, пред духовной славой ничтожны все богатства мира, вся слава их. Удовольствия греховные и плотские в воззрении святых Божиих – отвратительные скверны, исполненные смертной горечи; положение знаменитых и богатых мира сего подобно гробам поваленным, блистающим снаружи, внутри наполненным тления.

Все земные блага и преимущества оставляют человека, остаются на земле, когда человек, по неизбежному и неумолимому закону смерти, оставит землю и переселится невозвратно в вечность. Иному закону подчиняется Божественная благодать: она сопутствует в загробную область стяжавшему её здесь. Лишь свергнет человек с себя, как оковы, тело, - благодать, как бы стесняемая доселе плотью, развивается обширно и величественно. Она служит залогом и свидетельством для избранника Божия. Когда предстанет он на суд, ожидающий каждого человека после его смерти, и предъявит своё свидетельство и залог свой, тогда, сообразно им, как логичное последствие их, предоставляются ему на небе духовные, вечные, неизреченные и неограниченные богатства, великолепие, наслаждение. «В век грядущий он жизнь вечную наследует» (Мф. 19, 29), - сказал Господь. Жизнь настолько преизобильную и прекрасную, что плотской человек, основывающийся в суждениях о неведомом на понятиях о ведомом, не может составить о нём никакого понятия при посредстве собственного суждения.

Да дарует и нам Господь за исповедание Его наследовать эту жизнь, уготованную для всех нас непостижимой, безграничной милостью искупившего нас Собою Господа Иисуса Христа.

АМИНЬ.

Литература: 1. Святитель Игнатий Брянчанинов. Проповеди. Москва, 2001 г. "
http://sobor.by/prop1.php

 
LenosДата: Воскресенье, 05.06.2011, 19:44 | Сообщение # 5
Блаженны чистые сердцем
Группа: Проверенные
Сообщений: 353
Репутация: 0
Статус: Offline
Проповедь митрополита Евсевия на праздник апостола Иоанна Богослова
 
Форум » Догматы » Проповеди » В дни святых
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа