Познание основ православной веры

Пятница, 29.03.2024, 09:26

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Новый Год - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Проповеди » Новый Год
Новый Год
461119Дата: Суббота, 01.01.2011, 21:43 | Сообщение # 1
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Протоиерей Александр Шаргунов

С Новым годом, с новым счастьем!

В течение Рождественского поста есть немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино. Проявляя христианскую любовь и рассудительность, и в таких случаях для православного человека нормально сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними бокал вина. Мы совершаем благодарственный молебен накануне гражданского Нового года, и это правильно. Некоторые ошибочно считают, что православным не надо участвовать в этом событии. «Это нас не касается, - говорят они, - у нас другое время, и Новый год может наступить по «старому стилю» - только 14 января».

Когда-то ведь Новый год в России праздновали 1 сентября, и совпадал он с церковным новолетием. До сих пор мы именно в этот день начинаем богослужебный круг и входим в наши праздники. Однако при Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января, как в Европе. Вообще говоря, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет Нового года именно с него.

Празднование Нового года - это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.

Кроме того, здесь есть и некий смысл: своего рода пророчество о том, что происходит с нами сегодня. Когда Бог вступил во время, когда Он освятил это время, и все время освятилось Его присутствием. Если бы наше общество жило согласно той тайне, которую принес Христос, тогда имело бы смысл праздновать новолетие по церковному календарю - 14 января. Но происходит все большее расцерковление человечества, которое живет само по себе, своим измерением. А расцерковление, развиваясь, приводит к расчеловечиванию общества. Но тем не менее в этом обществе мы живем. И разность дат напоминает нам реальность того, где мы находимся.

В связи с этим хотелось бы остановиться на двух моментах, очень важных для понимания того, что делается с нами сегодня.

С некоторых пор направленность времени изменилась, стала другой. Смена календаря на Западе, как мы знаем, произошла в XVI веке. И это совпало со временем, когда человеческое общество стало жить не так, как оно жило до этого. Вместо того, чтобы устремляться в вечность, что естественно человеку по самой его природе, люди устремились в загадочное будущее. Они стали жить не теми задачами, которые ставит сегодняшний день, а теми, которые ставит день завтрашний. В конце концов это привело к революциям в Европе, и к той сокрушительной революции, которая произошла в России.

И сегодня люди ради будущего жертвуют настоящим, теряя и будущее, и настоящее, и небесное, и земное; теряя и вечность, и время. И ради будущего сегодня происходят процессы объединения, стирания границ - не только политических и экономических, но и стирание неповторимых национальных и просто человеческих черт, принадлежащих каждому единственному и неповторимому человеку. Объединение это закончится, как мы знаем, воцарением «человека беззакония», утверждающего как будто бы торжество времени и всех достижений, какие могут быть во времени, но - с полной утратой благодатной вечности.

Ради этой благодатной вечности, живя в обществе по гражданскому календарю, мы должны позаботиться о том, чтобы сохранить в неприкосновенности наше «священное время» - богослужение по «старому стилю». Ради соблюдения наших постов и празднования праздников со святыми всех веков наш церковный календарь должен остаться неизменным. Неподвижным как вечность, которая входит в нашу жизнь через эти события.

Жизнь христианина проходит в двух измерениях - во времени и в вечности. Дай Бог нам и в новом году быть достойными гражданами своего Отечества, земного и небесного. Какие бы испытания ни ждали нас на земле, Господь, если мы верны Ему, готовит снова для каждого из нас небесные утешения в празднике Рождества Христова и далее - в Пасхе Господней и во всех великих праздниках, приглашая нас быть причастниками вечной Его радости. Когда в душе нет праздника, говорят святые отцы, ничем внешним праздника не создашь. Сколь часто люди живут по принципу: как «убить» время; а смысл жизни христианина - как время оживить.

В связи с этим задумаемся сегодня о тайне времени. У святых отцов есть одно интересное рассуждение, объясняющее тайну пустоты и скуки человеческой жизни. Эта тайна заключается в том, что время, в котором живет человечество, лишено связи с вечностью, и дни не имеют благословения Божия. Это происходит с людьми, которые не знают Бога. И с теми, кто участвует в церковных праздниках, но чисто внешне. И даже с теми, кто когда-то прикоснулся к благодатной жизни, но она не заполнила все его существование, не вытеснила тот обман и смерть, которые есть в каждом человеке.

Вначале Адам, который имел все, но считал, что ему чего-то не хватает в полноте, скучал один. Потом Адам и Ева скучали вместе. Затем Адам, Ева, Авель и Каин скучали в семье. А когда людей на земле стало много, скука только увеличилась. Что произошло в результате этой скуки? Вначале было грехопадение человека, затем - падение человечества в Вавилонское столпотворение.

Падение произошло оттого, что человек в отчаянии искал ложного счастья и ложной радости, не зная причины скуки, которая его наполняет, но ясно сознавая, что никакая земная забота, никакой труд, никакой внешний блеск жизни, никакие успехи не могут заполнить пустоту, которая в нем присутствует. И до сих пор человек очень плохо понимает, что он так значителен, что может быть наполненным только Самим Богом и тою жизнью, которую дает ему Господь.

Человек пытается заполнить эту пустоту алкоголем, наркотиками или каким-то другим грехом, даже самым мерзким. И чем больше он ее заполняет, тем страшнее она разверзается, так что человек может дойти даже до состояния безумия. Один священник рассказывал о человеке, который покончил с собою только потому, что ему стало невыносимо каждый день делать то же самое, что он делал вчера и что ему надлежало делать завтра: снова вставать, снова умываться, снова одеваться. Когда последняя нить, связывающая время с вечностью, прерывается, человек может прийти в состояние беспросветного отчаяния.

Человеку по его природе свойственно всегда участвовать в празднике, чтобы его жизнь была праздничной и радостной. Человек задыхается в трехмерном пространстве, ему невыносима эта «утомительная повторность» земного бытия, о которой говорит Священное Писание. Человеком овладевает такая скука, от которой он сходит с ума. Он должен чем-то заполнить пустоту, которая в нем образуется, ибо он создан для жизни вечной. Что делает человек, на какие подмены решается!

Например, воскресенье. Для христианина - это день, когда Господом была совершена победа над смертью, царствующей во времени. Это наше приобщение к вечности.

А для большинства людей, живущих только во времени, это, как говорят, «выходной» - всего лишь день отдыха от работы, мертвое время. Но природа человека остается неизменной. В памяти этих людей живет какое-то воспоминание о счастье, и они чувствуют себя как бы морально обязанными веселиться и быть счастливыми. Но веселье, которое находит такой человек, может оказаться опасным. Стараясь чем-то восполнить отсутствие радости в своей жизни, он находит ее, например, в вине. Не находя утешения во времени, человек все больше погружается в ложные сладости, и чем больше он в них погружается, тем большую скуку испытывает. Это обретает иногда безумные формы. Почему происходит сегодня по существу спаивание нашего народа и нет никакого этому сопротивления? Потому что без Бога люди не могут ни в чем найти радость жизни и понять смысл скорбей, которые им посылаются. И здесь же объяснение, почему так распространяется всюду грех растления.

В день гражданского Нового года Церковь празднует память святого мученика Вонифатия и мученицы Аглаиды. Этим святым молятся об избавлении от винопития и блудной страсти, потому что сами они долгое время страдали этими пороками. Но Господь открыл им, что есть сокровище жизни и высшая радость для человека, и они сделались способными отдать себя и всю свою жизнь ради Христа, ради жизни вечной. Только это может поставить предел всякому обессмысливанию нашего существования. Но пока не будет у нас устремленности к вечности, мы обречены жить в мертвом времени.

Дай Бог, чтобы мы, осознавая, что приближаемся к смерти, не цепенели от страха, как люди, не знающие Христа, а наполнялись радостью от того, что мы приближаемся ко встрече с нашим Господом. Чтобы слова «С Новым годом! С новым счастьем!» звучали для нас неложно. Потому что они означают новизну той вечной нетленной, нестареющей жизни, которую дает нам Господь во времени и открывает ее во всей полноте в вечности. С Новым годом всех поздравляем, с новым счастьем!
http://irkutsk.orthodoxy.ru/monitor.php?ELEMENT_ID=3050

 
DayДата: Среда, 19.01.2011, 15:40 | Сообщение # 2
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 231
Репутация: 0
Статус: Offline
Архиепископ Афанасий (Мартос)
Слова и поучения http://www.wco.ru/biblio/books/martos1/H6-T.htm#3
Архипастырское Новогоднее обращение

“Благословен венец лета благости Твоея Господи, сохраняя в мире люди Твоя, молитвами Богородицы, и спаси ны”.

В новогоднем молебне мы усердно просим Господа Бога о даровании нам милости и щедроты Своея в Новом году. Господь слушает наши моления и даёт каждому по заслугам его. Величайшим благодеянием Божиим к нам есть построение собственного кафедрального собора, в котором мы совершаем торжественные Богослужения уже с праздника Святой Троицы прошедшего года. При помощи Божией мы достигли больших успехов во всех проявлениях нашей церковной жизни, но это последнее превосходит всё прочее по важности и своему значению для Аргентинской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Посетители и прихожане храма на Пуэредон помнят, в каких жутких условиях приходилось нам служить там под дикие звуки и рёв кинофильмов, устраиваемых “благочестивыми” монахами католиками сознательно, чтобы мешать нам Богу молиться. Нечто подобное можно было испытывать только от безбожников коммунистов, но не от служителей Христа Спасителя. Сейчас мы молимся спокойно в собственном соборе и наслаждаемся его внутренней красотой и великолепием по нашим эмигрантским возможностям. Рождество Христово в этом году мы впервые встречаем в своём собственном кафедральном соборе и сознание этого радует сердце.

Ещё два года тому назад у нас не было больших шансов на построение собора. Мы не имели участка и денежных средств на его приобретение. Но по нашим молитвам и по молитвам святой великомученицы Варвары, нашей небесной Покровительницы, мы купили землю под собор в конце 1956 года. После этого открылась возможность приступить к осуществлению нашего желания – построить собор. На наш призыв проявилась большая жертвенность русских людей, благодаря которой за два года мы собрали более пол-миллиона пезо и построили собор в том виде в каком он находится ныне, а также выплатили половину стоимости за землю. Внутри собора уже всё готово, кроме стенной росписи и покраски потолка. Это будет сделано в своё время по мере возможности. Наши русские художники охотно согласились принять участие в работах по росписи собора. Проф. Н. А. Шехонин уже начал это дело. Теперь на очереди стоит внешнее окончание собора: построение куполов и архитектурная отделка фронтона. Эти работы мы должны закончить в ближайшее время, чтобы совершить торжественное освящение собора. Но на эти работы потребуются ещё большие расходы. При той жертвенности деньгами и бесплатным трудом, какая была уже проявлена, это святое дело мы быстро завершим. Бог нам поможет, видя наши усилия и жертвы. Горячо призываю всех русских людей ещё помочь своими жертвами закончить собор. Кто жертвовал много или мало, повторите ваши жертвы ещё, а те, которые ничего не дали, внесите вашу лепту в церковную строительную кассу. За каждым Богослужением в соборе возносится молитва о создателях его. Молитва и жертвы имеют великую силу перед Богом. Да пошлёт Господь в наступающем 1959 году каждому из нас и здоровье, и земное благополучие, и – прежде всего – Свою благодатную помощь в наших трудах над спасением своей души.

Новогодние мысли, январь 1964 г.

“С Новым Годом, с новым счастьем!” – так приветствуют взаимно друзья и знакомые при наступлении каждого нового года. Люди мирские и светски настроенные делают это с бокалом вина или рюмкой водки в руке, с криком “ура,” с музыкой и танцами, с шумом и весельем. И этот распространённый обычай с большим усердием исполняется нашим русским эмигрантским обществом по новому календарю с попранием церковных законов, запрещающих танцы и балы в постное время перед Рождеством Христовым. Новогодние пожелания “нового счастья” выражаются и приносятся с каким-то слепым убеждением, что от этих пожеланий действительно “новое счастье” придёт. При этом забывается о том, что наше счастье зависит не от пожеланий друзей и знакомых, пусть даже самых сердечных, а от внутреннего состояния души каждого из нас, не от каких либо внешних обстоятельств, а от Господа Промыслителя. Когда в нашей душе царит настоящий ад вследствие неудовлетворительных пожеланий и намерений, когда душа погружена в уныние и скорбь, то о каком счастье можно говорить? Наше тяжёлое душевное состояние нисколько не изменится к лучшему от новогодних пожеланий друзей и знакомых. “Новое счастье” осуществимо и возможно только тогда, когда мы сами духовно обновимся, станем новыми людьми в религиозном и моральном понимании значения этих слов.

А в чём это духовное обновление состоит, указывает нам святой Апостол Павел словами: “отложим прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,” “обновимся духом ума нашего,” “облекшись в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.” Иными словами, это означает – “когда мы облечёмся в любовь, которая есть совокупность совершенства,” когда “Слово Христово будет вселятся в нас обильно, со всякою премудростью,” когда мы будем “научать и вразумлять друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу,” а кратко говоря: “когда мы будем все делать во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца.” Таково учение Слова Божия в самом важном для нас, в самом жизненном, от чего зависит наше счастье на земле. Кто же хочет, помимо этого ясного учения Священного Писания, находить иные пути к счастью, к установлению мира, благополучия и благоденствия на земле, тот жестоко заблуждается и ничего кроме горьких и мучительных разочарований не добьётся. Ярким доказательством этого является водворение на нашей родине России безбожного и жестокого коммунизма, от которого некоторые ожидали счастья и благоденствия. Такое же разочарование ожидает всех тех, кто стремится упорядочить земную жизнь человека или людей вообще без Бога, не желая помышлять о внутренних духовных основах ее, кто видит всё счастье людей в одной лишь внешней форме жизни, в лучшем, по их мнению, политическом государственном строе, как бы он ни назывался. Все эти стремления к “новому счастью” у одних является наивной мечтой, а других демагогической пропагандой для обмана людей.

Без веры в Бога, без обновления жизни в духе Евангельского учения совершенно не достижимо счастье на земле. “Без Меня не можете творити ничесоже” – говорит Христос. Без Него и без помощи созданной Им Церкви мы не можем достигнуть счастья и совершить что-либо хорошее. Он пришёл на землю, чтобы даровать людям счастье и, пребывая с Ним, мы можем постигнуть это счастье. Теперь много говорят и пишут о политике. Политикой занимаются не только государственные деятели (министры, сенаторы, депутаты и всякие лидеры политических партий), но ею занимаются и рядовые люди. Политикой надеются всего достигнуть, самих себе и народ осчастливить. Но это иллюзия, самообман и обман других. Политикой много занимаются наши стареющие и дряхлеющие общественные деятели в эмиграции. Недружелюбием и антагонизмом один к другому по политическим мотивам мечтают Россию спасти от коммунистов. Забывают при этом слова Христа: “Без Меня не можете творить ничего.” Не политика, – а вера Христова. Не политическая, а духовная, нравственная работа и церковная деятельность. Вот что только может спасти Россию, спасти весь стремящийся к гибели мир, спасти самих себя от окончательного исчезновения на чужбине. Но это не означает, что мы начисто отвергаем всякую политику и всякую политическую деятельность. Вовсе нет! Мы только утверждаем и подчёркиваем, что Учение Священного Писания является для нас единственным авторитетом.

Для православных русских людей в эмиграции на первом месте должна стоять Православная вера и Православная Церковь. Всё остальное, как бы оно ни казалось прекрасным и возвышенным, должно быть для нас на втором месте. “Ищите прежде Царствия Божия и правды Его” – сказал Христос, и все остальное приложится нам. Вот почему так печально видеть, когда русские люди, столь много перестрадавшие и свою Родину потерявшие, находясь здесь в эмиграции, нисколько не помышляют и пальцем не шевелят, чтобы начать своё духовное обновление, а продолжают жить всеми теми же безбожными интересами, антицерковными взглядами, которые привели к страшному бедствию Россию. Наивно думать, что без полного духовного обновления, без всецелого возвращения к Богу и без подлинного воцерковления жизни, путём одной лишь политической деятельности, можно будто бы спасти Россию. И даже самую Церковь нашу хотят подчинить своей политике, сделать её орудием своих политических интриг, игрушкой своих политических страстей. Вечное хотят подчинить временному, небесное – земному, святое – грешному. Что может быть ужаснее, безнадёжнее, преступнее такой духовной слепоты, такого крайнего неразумия, от которых лишь один шаг до самых глубин адовых? Такие настроения, проявляющиеся в нашем обществе, не сулят нам “нового счастья” в грядущем году.

 
Форум » Догматы » Проповеди » Новый Год
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа