Познание основ православной веры

Вторник, 16.04.2024, 10:05

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ - Форум | Регистрация | Вход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Догматы » Проповеди » ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
DayДата: Воскресенье, 05.12.2010, 21:42 | Сообщение # 1
Блаженны кроткие
Группа: Проверенные
Сообщений: 231
Репутация: 0
Статус: Offline
Архиепископ Cерафим (Cоболев).
СЛОВО В ДЕНЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ.
О ПРЕОБРАЖЕНИИ ЛЮДЕЙ СИЛОЮ БЛАГОДАТИ СВЯТАГО ДУХА.

Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный…
(Из тропаря праздника)

В кондаке в честь настоящего великого праздника Преображения Господня говорится: "На горе преобразился еси…, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние". Здесь Святая Церковь указывает нам цель Преображения Господа. Ученикам Его предстояло страшное испытание в вере. Их ожидало ужасное унижение Христа - Его оплевание, заушение, бичевание и позорное распятие и смерть на Кресте. Надо было укрепить их веру в Сына Божия и показать, что Он добровольно, свободною Своею волею отдается на этот позор, на эти страдания. Сие и сделал Господь, когда преобразился перед Своими учениками на Фаворе и явился перед ними во всей Своей Божественной славе. Этой славы они не могли вынести и упали ниц, причем испытали от нее невыразимое райское блаженство, и ощутили всем своим существом, что Христос есть истинный Сын Божий, есть источник вечного райского блаженства верующих.
Однако Святая Церковь указывает и другую цель Преображения Господня. Об этой цели она говорит в следующих словах настоящего праздничного тропаря: "Преобразился еси на горе, Христе Боже, … Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный". Господь все делал для нас, учил, страдал и умер для нас, воскрес и вознесся для нас и преобразился для нас, чтобы тем Божественным светом преобразить и нас, чтобы мы этим светом из грешных делались чистыми и святыми, из немощных - сильными, из печальных - радостными.
Этим светом для нашего преображения является ничто иное, как благодать Святаго Духа, которая снизошла на апостолов и которая с тех пор обильно изливается на нас через Святую Церковь, через ее Таинства.
И Святая Церковь указывает нам великое множество примеров, которые показывают, как дивно сия Божественная благодать, сей Божественный свет, преобразует нас грешных и делает новыми, благодатными людьми. Так сею благодатью некогда просветился благоразумный разбойник, распятый со Христом на кресте. Евангелисты Матфей и Марк повествуют, что сначала оба разбойника хулили Господа. А евангелист Лука говорит, что хулил Христа один из разбойников. Ясно, что Господь коснулся сердца другого разбойника Своею благодатью. Господь помянул его великую милость, которую, по свидетельству церковного предания, он оказал Ему, как Младенцу бежавшему со Своею Пречистой Матерью и праведным Иосифом во Египет от Ирода, не причинивши святой Семье никакого зла. Сей разбойник на кресте уверовал во Христа, и первый из Его последователей был введен в рай для вечного райского блаженства.
Этот благодатный свет некогда озарил Савла, который направлялся в Дамаск преследовать и предавать на смерть христиан. И он из гонителя преобразился в величайшего апостола Христова.
Так сею благодатью, ее божественным светом Мария Египетская, Евдокия и Таисия из великих блудниц преобразились в ангелов по чистоте и любви ко Христу.
Из жизнеописания преп. Моисея Мурина видно, что он был атаманом разбойников, запятнал себя убийствами и всевозможными тяжкими преступлениями. Но впоследствии, озаренный благодатью и укрепляемый силою ее, он приводил всех в изумление своею кротостью, своею ангелоподобною жизнью, почему Святая Церковь и поставила его в один ряд с Арсением Великим и другими дивными св. отцами.
Святая Церковь указывает нам много примеров поразительного действия благодати, когда хулители Христа, мучители и палачи христиан вдруг становились верующими и принимали мученические венцы.
Великий из св. отцов Церкви Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, любил молиться такими словами своей краткой молитвы: "Господи, просвети тьму мою". И Господь настолько просветил его светом Своей благодати, что когда он совершал литургию, божественный свет блистал от лица его и был виден многими благочестивыми людьми в храме.
Будем, мои возлюбленные о Христе чада, всегда молиться, чтобы и нам преобразиться и стать из плотских духовными, из страстных - бесстрастными светом благодати, которая живет в нас с момента Крещения и которая тлеет, как Божественная искра, под пеплом наших страстей и грехов. Будем путем исполнения Божественных заповедей стремиться, как к главной цели всей нашей жизни, чтобы быть нам светом, согласно со словами Христа: "Вы - свет мира" (Мф. 5:14); "так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:16). Пусть исполнятся над нами после нашей смерти слова Господа: "тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мф. 13:43).
Для этого будем умолять Пречистую Божию Матерь, нашу первую Заступницу и Ходатаицу перед Богом, да осуществятся над нами во всей силе слова тропаря в честь настоящего праздника: "Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе". Аминь.

Архиепископ Серафим (Соболев)

www.pravoslavie.domainbg.com

Добавлено (05.12.2010, 21:42)
---------------------------------------------
Св. Иоанн Дамаскин.
СЛОВО НА ПРЕСЛАВНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ
ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

Прииди, благочестивое собрание, составим ныне празднество, прииди, восторжествуем ныне с вышними Силами. Приидите послушные зову пророка Давида, воспоем Богу нашему, воспоем Цареви нашему, воспоем: "яко Царь всея земли Бог, воспоем разумно" (Пс. 46:8). Нынешний день на Фаворе очами человеческими было видено невиданное: видено было тело земное, сияющее Божественным светом, - тело смертное, источающее славу Божества. Ныне слухом человеческим слышано было неслыханное: поелику Тот, Кто являет Себя человеком, объявляется от Небесного Отца Сыном Божиим, Единородным, Возлюбленным, Единосущным. Ныне Творец и Господь всего из снисхождения к рабам облекшийся во образ раба и ставший по естеству и по образу человеком, - ныне именно являет в сем образе красоту Свою. Приидите же, поревнуем и мы послушанию Апостолов, последуем с готовностью на голос Христов, исповедаем непостыдно Сына Бога живаго, взойдем на гору добродетелей - и мы узрим славу и услышим неизреченные тайны: ибо воистину блаженны очи, которые видят, и уши, которые слышат то, что многие пророки и цари желали видеть и слышать, но не получили желаемаго (Мф. 13, 16-17). Итак, приидите и мы, объяснив по возможности слова Божественного Писания, предложим вечерю вам, добрым гостям, приправленную благодатию Того, Кто косноязычным даровал легко и ясно говорящий язык.
В Кесарии Филипповой Христос Господь, созвав первый собор Апостолов Своих, вопрошал их, говоря: кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго, - вопрошал потому, что светом знания хотел рассеять неведение человеческое, как мрак, лежащий на духовных очах. Ученики отвечали, что одни признают Его за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Дабы уничтожить такое мнение о Себе и даровать неведущим истинное исповедание, что делает Тот, в деснице Которого все возможно. Как человек, Он предлагает вопрос, а как Бог, Он тайно умудряет (Aпостолов), говоря: вы же кого Мя глаголете быти? На это Петр, возжигаемый пламенною ревностию и наставляемый Духом Святым, ответствовал: Ты еси Христос Сын Бога живаго. Итак, кто Сам назвал Себя Сыном Человеческим, Того Петр, или лучше глаголющий в Петре провозгласил Сыном Божиим: и Он подлинно - Бог и человек: Он сын не Петра, не Павла, не Иосифа, не другого такого отца, но Сын человеческий, ибо Тот не имел на земле отца, у Кого не было матери на небесах. Блажен ты, Симоне вар Иона, изрек Петру Безгрешный, поелику Сам Отец Мой небесный открыл тебе это богословие (ибо никто не знает Сына кроме Отца, родившего Его, и Им - Сыном только знаемого, и Духа Святого, Который испытует и глубины Божия). Это и есть та твердая и непоколебимая вера, на которой, как на камне, основана церковь, против нее хотя и восстанут и вооружатся врата адовы, уста еретиков, но никогда не преодолеют, не поколеблют ее: стрелы младенец язвы их и были и будут, изнемогут языки их и против них будут (Пс. 63, 8).
После сего, желая самым делом подтвердить слова Свои, Христос Господь сказал: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Сына человеческаго, грядуща во царствии своем (Мф. 16, 28). Почему же некоторые, а не все призваны к этому пребожественному видению Сына человеческого, грядущего во царствии Своем? Разве не все ученики и Апостолы? Все ученики, но не все предатели, - все христолюбивы, но один сребролюбив? это - Иуда Искариотский, который один и был недостоин видеть Божество, по реченному: да возьмется нечестивый, да не видит славы Господни (Ис. 26, 10). Но поелику Иуда, завистливый и злобный, воспламенился бы еще большей яростию, если бы он один из всех был отвержен (а между тем необходимо было, чтобы все, имеющие быть впоследствии очевидцами страданий, были зрителями славы), то Господь берет только верховных из Апостолов свидетелями Своей славы и Своего света (и, именно, числом трех для того, чтобы указать на священное таинство Троицы, и потому, что при двух или трех свидетелях станет всяк глагол). Таким образом, Господь предателю закрывает путь к оправданию своего предательства, а ученикам открывает Свое Божество. Почему же Спаситель взял Петра, Иакова и Иоанна? Он взял Петра, дабы показать, что Петрово свидетельство подтверждается свидетельством Отца, и дабы уверить Петра в том, что Отец небесный открыл ему это свидетельство. Он взял Иакова, как имевшего прежде всех Апостолов умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением, наконец взял Иоанна, как девственника и чистейший орган богословия, дабы, узрев вечную славу Сына Божия, он возгремел сии слова: "в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово" (Ин. 1, 1).
Итак, взяв с Собою на гору Фавор тех, которые отличались самыми высокими добродетелями, Господь преобразися пред ними (Мф. 17, 2). Хотя святое тело (Христово) с самой первой минуты ипостасного соединения совершенно обогатилось славою невидимого Божества, так что одна и та же слава и Слова и плоти, однако же эта слава, быв сокрыта в видимом теле, не могла быть видена теми, которые связаны узами плоти и, конечно, не могут вмещать того, чего не видят и ангелы. Посему, когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был. И вот значение слов: преобразися пред нами. Оставаясь Сам по себе тем же, чем был прежде, Господь теперь является ученикам Своим еще чем-то другим, сверх того, чем они видели Его прежде. И просветися лице Его, т. е. Того, Кто Своею властию осветил солнце и сотворил свет древнейший солнца, - Того, Кто есть истинный и невещественный свет, сияние славы, естественный образ ипостаси Бога Отца (Евр. 1, 3). Просветися лице Его, яко солнце не потому, чтобы оно было не светлее солнца, но потому, что столько могли вместить зрители (ибо не тотчас ли они были бы сожжены, если бы Он явил всю славу Свою). Просветися лице Его, яко солнце: ибо что солнце между предметами чувственными, то Бог между существами разумными. Ризы же Его быша белы яко свет. Как иное дело - солнце (оно есть источник света и не может быть ясно зримо) и иное - разливающийся от него по земле свет (на него премудрость Божия даровала нам возможность взирать): так и лице Господа сияет яснее, как солнце, а одежды Его становятся белыми, как свет, сияя сообщенным им светом Божественным.
Затем, дабы указать Владыку ветхого и нового завета, дабы заградить уста еретиков и утвердить веру в воскресение мертвых, во славе предстают пред Господом, как рабы, Моисей и Илия и являются с Ним глаголюща (Мф. 17, 3). Нужно было, чтобы Апостолы узрели славу и дерзновение служителей Божиих, хотя и подобных им рабов, как для того, чтобы они удивились человеколюбивому снисхождению Господа, так особенно для того, чтобы сами возгорели ревностию и укрепились на подвиги (потому что, кто узнал плоды трудов, тот легко решается на подвиги). Моисей тогда говорил приблизительно так: слыши, духовный Израилю, чего не мог слышать Израиль чувственный: Господь Бог твой Господь един есть, хотя и в трех лицах познаваемый, одно существо Божества - и свидетельствующего Отца, и свидетельствуемого Сына, и осеняющего Духа. Вот Тот, Кому Отец ныне дает свидетельство: вот живот человеков, который неразумныя люди увидят висящим на древе и не поверят животу своему (Втор. 28, 66). Тут в свою очередь Илия сказал: вот Тот, Котораго я узрел некогда бестелесным во гласе хлада тонка (3 Цар. 19, 12), т. е. в Духе, потому что Бога, каков Он - по естеству никто же виде нигдеже (Ин. 1, 18), и если кто видел, то видел это в Духе. Вот - измена Десницы Вышняго (Пс. 76, 11), вот то, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9). Тако в будущем веке всегда с Господем будем, зря Христа блистающим светом Божества (1 Кол. 4, 17).
Бывший зритель сего Божественного Откровения и объятый Духом Петр сказал Господу: добро нам зде быти (Мф. 17, 4). Прекрасно и блистательно видимое солнце, драгоценна и сладостна настоящая жизнь: во сколько же раз вожделеннее и приятнее тот самосущий свет, которым все освещается! во сколько раз драгоценнее и сладостнее та самосущая жизнь, которою все мы живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28)! Как же не добро не разлучаться с добром! Впрочем, поелику добро должно было распространиться на всех, т. е. верующих, а это долженствовало совершиться чрез крестную смерть: то не добро было оставаться на Фаворе Тому, кто и воплотился для того, чтобы Своею кровию искупить Свое создание... Между тем облак светел осени Апостолов, и они были объяты еще большим страхом, зря Иисуса Спасителя с Моисеем и Илиею сущих в облаке (Мф. 17, 5). Облако осенило не темное, а светлое: поелику на Фаворе открывается таинство, от века и от родов сокрытое, и является слава непрестающая, вечная. И глас бысть из облака, глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный, т. е. сей, смиренно обращающийся между вами, человек, лице которого ныне просияло, сей есть Сын Мой, довременно и вечно происшедший от Меня родившего, из Меня и во Мне и со Мною всегда сый, а не после получивший бытие. О нем же благоволих, потому что по благоволению Отца воплотился Единородный Сын Его, благоволение Отца в Единородном Сыне соделало спасение всему миру, благоволение Отца во единородном Сыне соединило всяческая. Того послушайте: ибо приемляющий Его, приемлет Меня, Который послал Его, и не чтущий единородного и возлюбленного Сына Моего не чтит Меня, Отца, пославшего Его послушайте: ибо Он имеет глаголы живота вечного.
Отослав Моисея и Илию каждого в свое место, Христос Иисус один предстает очам Апостолов, и таким образом они сходят с горы, не говоря никому ничего из виденного и слышанного, ибо так заповедал Господь. Для чего же, для какой цели? Так как Апостолы были еще несовершенны, еще не имели полного причастия Святого Духа, то Господь сделал это для того, чтобы не исполнить печалию сердец их, и чтобы злоба зависти не привела предателя в ярость.
Здесь, вместе с окончанием предмета для слова, и мы окончим речь свою. Вы же навсегда сохраните в памяти своей сказанное. Пусть всегда для вас звучит Отеческий глас: сей есть не раб, не посланник, не ангел, но Сын Мой возлюбленный, Того послушайте. Итак, внемлем Его заповедям: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем своим (Мф. 12, 30). Не убий и даже не гневайся на брата твоего всуе. Примирись с братом твоим прежде, и тогда пришед принеси дар твой. Не прелюбы сотвориши, и даже не занимайся с излишним любопытством чужою красотою. Не отнимай у другого его собственности, но еще дай просящему у тебя и не убегай хотящаго занять у тебя (Мф. 5, 21-22, 24, 27-28, 33, 34, 37, 42). Любите враги ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы, не судите, да не судими будете. Оставляйте, и будет оставлено вам, да будете сынове Отца вашего совершенны и милосерды, яко солнце свое сияет на злые и благие и дождит на праведные и неправедные (Мф. 5, 44, 45, 48). Станем хранить всяким хранением ети Божественные заповеди, дабы и мы могли насладиться Божественною красотою Господа Бога. - Ныне елико возможно для отягченных земною скиниею тела, а после - яснее и чище, когда праведники воссияют, как солнце, и, освободившись от нужд телесных, подобно ангелам, будут с Господом бессмертны, в великое и славное откровение с небес Самого Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

www.orthlib.ru.

 
461119Дата: Воскресенье, 16.01.2011, 16:12 | Сообщение # 2
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1339
Репутация: 1
Статус: Offline
Прав.Иоанн Кронштадский: "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3, 18). Преображение Господне на Фаворе возводит наши мысли и сердца к духовному, внутреннему преображению по образу и подобию Божию. Диавол преобразил, или исказил, нас по своему нелепому и скверному образу и подобию, насеяв в нашей душе бесчисленные страсти и похоти, тлящие и оскверняющие и от Бога разлучающие наши души. Мы должны сбросить с себя эту скверную тлю страстей и преобразиться совершенно по образу и подобию Божию. Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16, 24)."

"Доколе сердце и ум не вошли во вкус молитвы, дотоле человек молится неохотно, лениво, принужденно и рассеянно, но, когда душа войдет во вкус молитвы и вкусит мира, сладости и утешения от Господа, тогда и отстать не захочет от созерцания Господа и от беседы с Ним. Столько утешения дает Господь усердному к молитве! Так Он изменяет душу, само лицо молящегося делается светлым и приятным, подобно тому как Господь просветился лицом на Фаворе."

"СЛОВО V
На день преславнаго Преображения по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

6-го августа 1907 г.

Прежде всех веков и бытия мира Сын Бог Слово, светом яко ризою одеваяйся, преобразующийся пред ученики Своими, паче солнца, Слове, просиял еси; Моисей же и Илия Тебе предсташа поведающе Тя Господа мертвым и живым, и Твое славяще неизреченное смотрение и милость и многое милосердие, имже спасл еси мир грехом погибающий (Стихира на хвалите).

Сыны и дщери Церкви православной и члены Тела Христова, котораго Он, Христос, есть живая, животворящая и премудрая Глава, — какой пресветлый праздник мы ныне празднуем? Скажите: празднуем Преображение Христово. Как же и для чего преобразился Христос? Слушайте, как повествует об этом св. Евангелист Матфей: “В один из дней Своего Божественного пребывания на земле, Господь взял отдельно трех избранных учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот явились им Моисей и Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: хорошо нам здесь быть: если хочешь, сделаем здесь три кущи; одну Тебе и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се облако светлое осенило их; и бысть глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус приступив коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых (Мф. 17, 2—9).

Для чего же столь страшно, величественно и Божественно преобразился Господь? Во-первых, для того, чтобы показать сокрытую под человеческою плотию молнию Своего вечнаго Божества, неприступный свет Свой; во-вторых, для того, чтобы явить светлость второго страшнаго пришествия Своего во славе Отца Своего; в-третьих, чтобы показать светлость будущей славы — на небесах Апостолов и всех истинно верующих в Господа и преданных Ему всем сердцем; в-четвертых, для того, чтобы утвердить учеников в вере в Его вечное Божество, чтобы они не усумнились в Нем, когда увидят Его в поношении, уничижении и страданиях по плоти страждущим на кресте за грехи рода человеческаго; в-пятых, преобразился Господь во славе и повелел быть при Себе в славном Своем преображении пророкам Моисею и Илии также во свете для того, чтобы возвестить общее всех людей воскресение из мертвых для будущаго суда. Для того из мертвых явился Моисей и неумиравший пророк Илия, взятый живым, как бы на небо на колеснице огненной. Вот для чего преобразился Христос пред тремя избранными учениками. Они должны были свидетельствовать о том всему миру по воскресении Христа из мертвых. А какой поучительный урок дает нам праздник Преображения Господня? Не нужно ли преобразиться, перемениться и нам всем? Не нужна ли для нас перемена от худшаго к лучшему, от греха к правде и святости, от нашего нерадения и холодности к Богу — к горячему покаянию и слезам; от равнодушия к вере святой — к горячности веры и любви к Богу; от разсеянности и невнимания к себе — к строгой вдумчивости в свое душевное состояние, не нужно ли нам скорее отложить свои мрачныя, греховныя страсти, приковывающия наши сердца к земле и удаляющия нас от Бога; излишнее попечение о плоти, — о ея удовольствиях, украшениях, привычках и наклонностях, и не нужно ли нам приобрести навык и привычку ко всякой добродетели, о которой мы так мало печемся, — между тем как это есть едино нам на потребу?

Преобразимся же и мы внутренне, во славу Господа и будем упражняться непрестанно в покаянии, в отложении своих грехов и в украшении душ своих всякими видами добрых дел. Это будет для Господа самым угодным празднованием Его славнаго Преображения. Аминь.

 
КлирДата: Вторник, 08.03.2011, 12:40 | Сообщение # 3
Блаженны, егда поносят вас
Группа: Администраторы
Сообщений: 1293
Репутация: 0
Статус: Offline
"Слово в день Преображения Господня" - Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Преславный праздник Преображения Господня дает нам повод вдуматься в слова Господа нашего Иисуса Христа, обращенные к народу и Апостолам: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9,1).
Эти необыкновенные пророческие слова Сына Божия не могли бы мы понять, если бы относили их к явлению Царства Божия при Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, ибо прошло уже более 1900 лет; и все современники Господа Иисуса умерли, а мы все еще ждем Второго пришествия.
Только за шесть-восемь дней до своего преславного Преображения изрек Господь эти слова, и в самый праздник Преображения они уже исполнились. Ибо в этот великий день на горе Фаворе три любимых ученика Господа Иисуса Христа: Петр, Иаков и Иоанн – увидели своего Господа в Божественной славе, насколько ее можно было видеть смертным людям, увидели двух великих святых – Моисея и Илию, коленопреклоненно беседовавших с Ним. Но ведь вечная и бесконечная жизнь праведных в Царстве Небесном состоит именно в ближайшем общении святых с Самим Богом, в безмолвных беседах с Ним, в умножении высшего познания и вечной правды, в поклонении святых Богу в духе и истине.
Созерцая преобразившегося Божественным светом Сына Божия, слыша беседу Его с великими участниками вечной жизни, Апостолы уже видели Царствие Божие, пришедшее в силе.
Об этом и говорил Господь наш Иисус Христос, это великое событие и предрекал за немного дней до его совершения.
Блаженство и великая радость овладели Апостолами при созерцании этого небольшого уголка Царствия Небесного. И хотелось Апостолам продолжить это блаженство, и сказал Апостол Петр Господу Иисусу, не понимая неразумия слов своих: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии" (Мф. 17, 4).
Это странное предложение было неожиданно прервано густым облаком, окружившим их, из которого послышался глас Бога Отца: "Сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих: того послушайте" (Мф. 17, 5).
И внезапно все изменилось: исчезло облако, невидимы стали Моисей и Илия, а Господь Иисус Христос стоял пред Апостолами в Своем обычном земном виде.
Но слова Божии, только что слышанные из облака, навсегда запечатлелись в умах и сердцах Апостолов и неумолчно звучали в ушах их.
Вспомним о том, что такие же точно слова великого Бога Отца уже раньше были слышны народу с высоты небес при Крещении Его Предвечного Сына в водах Иордан-ских, тогда на главу Его сошел с небес Дух Святый в виде голубя.
Перенесемся мыслью в сад блаженного Иосифа Аримафейского, к гробу, в который было положено снятое со Креста Тело Спасителя мира; увидим отваленный камень и опустевший гроб, увидим сидящих на камне Ангелов и поверженных на землю стражей гроба.
Не довольно ли этих великих событий – Богоявления на Иордане, Преображения Господня на горе Фавор и Преславного Воскресения Его для того, чтобы и в наших сердцах и умах навеки запечатлелась картина Царства Небесного, показанная трем Апостолам в великий день Преображения Господня, чтобы и наша вера в Сына Божия была так же тверда и несокрушима, как у проповедавших ее всему миру Апостолов Христовых.
Пойдем же, не уклоняясь ни направо, ни налево, по пути, указанному нам Господом Иисусом Христом, – и придем к вратам Царства Небесного, и отворит их нам Хранитель ключей этих врат, великий Апостол Петр.
Аминь.
1957 г., Алушта.

(Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Проповеди. Т.2. -www.wco.ru).

 
Форум » Догматы » Проповеди » ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Форма входа